DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.072
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
Научная статья
Орлова Е.В. *
ORCID: 0000-0002-3940-0226, Московский государственный областной университет, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (dia.666[at]list.ru)
Аннотация
Данная статья посвящена роли образования в формировании политических предпочтений молодежи, проблемам политической культуры и государственной молодежной политике в современном информационном пространстве. Приведены примеры факторов, оказывающих влияние на формирование политической культуры, выделена взаимосвязь политической культуры и политических предпочтений. Основываясь на данных эмпирического исследования, показаны роль образования в процессе формирования политических предпочтений молодежи. В статье приведены данные статистики по участию молодежи в политической жизни, дана сравнительная характеристика участия молодежи в политической жизни конца 1990-х начала 2000-х годов в России и в настоящее время. Проведен анализ документов регламентирующих молодежную политику, воспитание и образование в России, а также приведены примеры практической реализации данных документов.
Ключевые слова: политические предпочтения, молодежь, образование, политическая культура, молодежная политика, информационное общество.
EDUCATION ROLE IN FORMATION OF POLITICAL PREFERENCES OF YOUTH.
Research article
Orlova E.V. *
ORCID: 0000-0002-3940-0226, Moscow State Regional University, Moscow, Russia
* Corresponding author (dia.666[at]list.ru)
Abstract
This article is devoted to the role of education in shaping political preferences of young people, problems of political culture and state youth policy in the modern information space. Examples of factors influencing the formation of political culture are given, and the relationship between political culture and political preferences is highlighted. Based on empirical research, the role of education in shaping young people 's political preferences is shown. The article provides statistics on the participation of young people in political life, provides a comparative description of the participation of young people in political life in the late 1990s early 2000s in Russia and currently. The analysis of documents regulating youth policy, education and education in Russia was carried out, as well as examples of practical implementation of these documents were given.
Keywords: political preferences, youth, education, political culture, youth policy, information society.
Введение
В современном научном пространстве продолжаются дискуссии относительно факторов, а также степени их влияния на формирование политических предпочтений молодежи. Особую актуальность проблеме придает возрастающее влияние на этот процесс и усложняющаяся реальность современного информационного общества. Развитие информационно-коммуникационных технологий, многообразие информации, которая далеко не всегда является достоверной, быстрота ее распространения, трансграничность информационных потоков, разветвленность социальных сетей - с одной стороны, облегчают коммуникативные процессы социальной жизни. С другой стороны, вышеназванные факторы обусловливают противоречивость процесса формирования политических предпочтений молодежи, в котором потребности и запросы молодежи, в значительной степени, подвергаются воздействию различных коммуникационных технологий. Положение усугубляется жесткой конкурентностью политической среды, где политические партии в борьбе за электорат стремятся в максимальной степени использовать информационные и иные ресурсы, политическую рекламу и наращивание репутационного имиджа.
В этом контексте важную роль в формировании адекватных политических предпочтений призвана сыграть система образования, способная купировать неоднозначный эффект воздействия СМИ на данный процесс. Для решения этой проблемы автор в качестве методологического инструментария использовал статистические методы, метод анкетирования, а также анализа, сравнения и обобщения данных отечественных и зарубежных исследователей.
О понятии «политические предпочтения»
В отечественной и зарубежной политологии существуют различные подходы к понятию «политические предпочтения». Существующие теоретические модели, которые объясняют процесс формирования политических предпочтений, можно найти в трудах Е.Г. Морозовой, Г.Г. Дилигенского, Г.В. Голосова. Выбор людьми политических предпочтений является одной из главных тем политической социологии и психологии, ведь, в процессе выбора избирателем того или иного политического лидера, политической партии или движения не последнюю роль играют некие скрытые механизмы, не основанные на рациональной осведомленности. Тема психологических предпосылок, влияющих на политические предпочтения избирателей, достаточно мало изучена. В зарубежной политологии и политической психологии эту тему, так или иначе, рассматривали Г. Айзенк, Т. Адорно, Н. Нис, С. Верба, Х.
Хекхаузен, Дж. Петросик и другие. В нашей стране труды, посвященные данной проблематике можно встретить у А.И.Юрьева, Е.Б. Шестопал, К.Г.Холодковского и других.
Проанализировав труды отечественных и зарубежных политологов, социологов и психологов, которые в своих работах затрагивают тему формирования политических предпочтений можно сделать следующий обобщающий вывод. С одной стороны, политические предпочтения сугубо индивидуальны. Но это частично верно. Конечно, у людей существуют различия во взглядах на окружающую политическую действительность и общественное устройство, но ведь, с другой стороны, многие люди сходятся в мировоззрении, понимании социально - политических процессов. В разные исторические периоды существовали различные социально - политические концепции, которые находили своих сторонников и противников. Сложившиеся в обществе традиции, наряду с возрастом и привычками, играют немаловажную роль в формировании политических предпочтений, которые напрямую зависят от происхождения, социального статуса и уровня образования, а все перечисленное в совокупности является показателем уровня политической культуры. Политическая культура формируется под воздействием ряда факторов: геополитическое положение страны, социальные отношения, уровень экономики и много другое. Среди путей формирования политической культуры можно выделить, наряду с деятельностью государства и политических партий, общественно-политических организаций и движений и информационно-коммуникативную деятельность средств массовой информации, также воздействие и других социальных институтов на политическую жизнь, таких как церковь, образовательные организации, воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д. Таким образом, политическая культура и политические предпочтения для взаимосвязанных и взаимозависимых понятия.
Роль и место образования и воспитания в формировании политических предпочтений молодежи
Учитывая выше изложенное, представляется целесообразным для любого государства и политической системы уделять большое значение проблеме формирования политических предпочтений молодого поколения. Важную роль в формировании политических предпочтений играет, по мнению автора, система образования. По данным Росстата [11], практически каждый второй после школы продолжает обучение в колледжах и вузах. В этой связи становится актуальным остановиться на роли образования в формировании политических предпочтений такого одного из наиболее подвижного политического сегмента общества, а именно, молодежи, поскольку молодежь как особая социальная группа оказывается в эпицентре всего того, что происходит в социуме. Принимая во внимание тот факт, что различные источники по разному трактуют молодежный возраст, мы в своем исследовании руководствуемся понятием «молодежь», которое в России закреплено нормативно и определяется, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) [8]. Молодежь ждет от государственной власти решения основных своих социально - экономических проблем, возможности развивать и продвигать свои идеи. В свою очередь, важным аспектом молодежной политики является развитие активной гражданской позиции молодежи, поддержание социальной инициативы и воспитание патриотизма.
Работа с молодежью возведена в ранг государственной политики. Согласно распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» наряду с формированием системы ценностей, экологической культуры, повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи, созданием условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, приоритетными задачами государственной молодежной политики являются развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий [6]. Вопросы интеграции молодежи в политическое и социокультурное пространство на сегодняшний день являются ключевыми в не только области социогуманитарного знания, но и в области молодежной политики России.
Данные направления государственной политики продиктованы вызовами современного информационного общества, условиями глобализации и теми внутренними процессами, которые происходят внутри молодежного социума. В частности, следствием демографического спада 1990-х годов прогнозируется резкое снижение населения России молодежного возраста (14-30 лет). Динамика численности молодежи яркое тому подтверждение: 1995 год -35,2 млн. человек, 2000 год - 33,8 млн. человек, 2005 год - 35,2 млн. человек, 2010 год - 32,5 млн. человек, 2015 год -28,7 млн. человек, 2019 год - 24,2 млн. человек [12]. Сокращение молодежи, безусловно, окажет крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Показательными являются и данные международных сравнительных исследований состояния российской молодежи, что не может не вызывать беспокойство за будущее страны. К примеру, если посмотреть на Глобальный индекс развития молодежи (УВ1), измеряемый по пяти ключевым областям: образование, здравоохранение и благосостояние, занятость, гражданское и политическое участие, Российская Федерация в 2013 г. заняла 88 место среди 170 стран, а в 2016 г. 110 место из 183 стран [2]. Выше обозначенные негативные проявления очередной раз подчеркивают, что необходимо проводить крайне взвешенную, целенаправленную и качественную молодежную политику, способствующую, в том числе, формированию политической культуры.
Как уже отмечалось ранее, на формирование политических предпочтений влияет уровень жизни населения, проводимая политика в государстве, средства массовой информации, опыт рыночных отношений и т.д. То, когда мы говорим о формировании политических предпочтений молодого поколения, необходимо помнить, что для молодежи важными факторами, помимо перечисленных, в формировании их политических предпочтений является влияние референтных групп и информационно-коммуникационные технологии, и то, что современная молодежь отличается от молодежи прошлых поколений своими привычками, способами коммуникации, взглядами на будущее, вкусами, правилами поведения, уровнем включенности в политическую жизнь и т.д. Все это создает определенные трудности и неоднозначность в формировании политических предпочтений современной молодежи. С одной стороны,
государственная политика все цело направлена на развитие, поддержку и помощь в становлении молодого поколения, разрабатываются и законодательно закрепляются программы, создаются площадки для самореализации, продвижения молодежи, проводятся форумы и многое другое. С другой стороны, все больше молодежи попадает под влияние различных политических сил, оказываются втянутыми в деятельность протестных движений, не всегда понимая цель своего участия в их акциях, в силу недостаточного жизненного опыта.
В сложившейся ситуации нельзя винить только лишь государство. Возьмем, к примеру, государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" принятую постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 [9]. С целью реализации данной программы в учебных заведениях были разработаны программы патриотического воспитания, которые выполняются не всегда стопроцентно и качественно. И причин этому много: от низкого уровня контроля до попустительства исполнителей. Решение этой системной проблемы кроется в заинтересованности и мотивированности всех субъектов. Образованному, целеустремленному, уверенному в завтрашнем дне представителю молодого поколения, который получив образование, трудоустраивается или начинает свое дело, вряд ли будет интересно участвовать в протестных акциях.
Выше перечисленные аспекты повышают роль системы образования в вопросах работы с молодежью, поскольку среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. Вся система образования направлена не просто на получение образования, согласно склонностям и потребностям человека, а, в том числе, на создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора и каким будет этот выбор во многом зависит от того, как реализуются данные принципы в отдельно взятых образовательных организациях. Конечно, многие могут возразить, что образование не имеет никакого отношения к процессу формирования политических предпочтений молодежи, так как электоральное поведение - это личное дело и право каждого. Заставить изменить политические предпочтения человека никто не вправе, но ведь они формируются исходя из общей политической культуры, процесс формирования которой, по мнению исследователей, состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется деятельность по приобретению политической культуры, то есть происходит присвоение знаний, воспитание убеждений, иными словами. А на втором - реализация приобретенных на первом этапе знаний и навыков. Образно говоря, политическая культура является фундаментом, на котором строится здание реальной политики [3].
В настоящее время политическая культура приобретает важное значение для молодежи и способствует формированию политических взглядов и предпочтений, нормализации общественных отношений, ориентации в политических явлениях. Электоральное поведение предопределяет уровень политической культуры, а взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о полномочиях выбранных лиц и в целом о необходимости участия в политической жизни государства. На протяжении многих лет в нашей стране отмечался низкий уровень политической культуры, политической и избирательной активности, как молодежи, так и всего населения в целом. Согласно исследованиям конца 1990-х начала 2000-х годов Г.Л. Кертмана [3], О.Ю. Дембрицкой [1], Л.М. Куракиной [4] и др. большинство респондентов, которые ходят на выборы, это люди старше 35 лет, а молодежь в возрасте от 14 до 30 лет [10] высказывала либо индифферентное, либо негативное отношение к избирательной кампании.
К примеру, прошедшие президентские выборы 18 марта 2018 года продемонстрировали совершенно другую тенденцию. По данным Центральной избирательной комиссии в выборах 18 марта 2018года приняли участие 67,5 избирателей от общего числа включенных в список избирателей [7]. Высокая явка избирателей говорит о повышении интереса граждан к политической жизни в стране, включенности в ее проблемы, неравнодушии и сформированности политических предпочтений, относительно высоком уровне политической культуры.
Одной из особенностей формирования политических предпочтений следует признать воспитание молодежи, что происходит под влиянием целого ряда социальных институтов: семьи, образовательных организаций, молодежных объединений и т.д. В этой связи роль системы образования, в единстве и взаимосвязи образования и воспитания, в формировании политических предпочтений очевидна. Рассмотрим данную взаимосвязь на примере небольшого эмпирического исследования политических предпочтение студентов среднего профессионального образования и степени влияния на этот процесс социальных институтов и средств массовой информации.
Основным методом исследования выступило анкетирование студентов в возрасте от 18 до 22 лет. В ходе анкетирования были получены следующие результаты: 80 % опрошенной молодежи принимали участие в выборах президента 18 марта 2018г., 15% не смогли посетить избирательные участки по различным причинам и 5 % посчитали, что их голос все равно ничего не решит и не пошли на выборы. Относительно роли социальных институтов, оказывающих влияние на формирование политических предпочтений молодежи, 37 % респондентов отдали приоритет семье и мнению близких взрослых людей в этом вопросе, 29 % выделили образовательную организацию, 8 % мнениям сверстников и друзей доверяют формирование своих политических предпочтений, 26 % назвали средства массовой информации в качестве фактора, влияющего на процесс формирования их политических предпочтений. Вместе с тем высокую политическую активность у себя отметили всего 5 % из числа опрошенных, политически не активными себя сочли 56 %, а 39 % отнесли себя в группу политически активных «от случая к случаю». В свою очередь, социально активными себя считают 60 % опрошенных, 10 % уклоняются от любой социальной активности, 15 % готовы «за компанию» проявлять активность и 15 % являются социально активными «по принуждению».
Таким образом, проведенное исследование выявило, что роль образования в формировании политических предпочтений, хоть и не занимает приоритетной позиции, но оказывает огромное влияние на него. А высокий процент, по сравнению со средствами массовой информации, говорит о том, что в образовательной организации проводится планомерная работа со студентами гражданско-патриотического, правового, общекультурного,
социально-ориентированного характера. Студенты активно вовлечены в общественную деятельность районных и областных молодежных, добровольческих, благотворительных организаций, что позволяет формировать не только активную гражданскую позицию, но и высокий уровень политической культуры. Студенты отмечают важность той работы, которая проводится в образовательной организации и положительно оценивают возможность участия в «Юридическом клубе», «Гражданско-патриотическом объединении», «Дискуссионном политическом клубе», «Волонтерском отряде», разнообразных творческих и спортивных студиях и секциях, открыто заявлять и продвигать свои идеи, проекты через студенческое самоуправление, деятельность Научного студенческого клуба и т.д. Разработка любого социально-значимого проекта это, прежде всего, взаимная ответственность человека, общества, бизнеса и власти. Погружение студентов в проектную работу формирует у них гражданскую ответственность и играет важную роль в формировании политической и правовой культуры. Следует отметить, что возглавляют все эти объединения и организации в учебном заведении сами студенты, а преподаватели являются кураторами, наставниками и научными руководителями. Такой опыт дает студентам понимание важности командной работы в любом деле, а также дает возможность проявлять себя управленцами и учит брать ответственность за свои решения и за решения коллектива на себя.
На формирование политических предпочтений и политической культуры положительное влияние оказывает и совместная деятельность и регулярная организация мероприятий с районными и областными молодежными центрами, молодежными организациями политических партий, приглашение депутатов политических партий разной идеологической направленности для встреч и «открытых диалогов» со студентами, во время которых каждый может задать волнующие именно его вопросы, как от своего имени, так и анонимно. Посещение органов местного самоуправления и высших органов государственной власти, также способствует формированию политических предпочтений без элементов агитации и пропаганды, поскольку в рамках этих встреч обучающиеся не только знакомятся с их деятельностью, но и имеют возможность задавать вопросы и в дальнейшем формировать свое собственное мнение. Следовательно, вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании студенты получают опыт командной и управленческой работы, волонтерской и благотворительной деятельности, обладают гражданской позицией.
Вместе с тем, опыт одной образовательной организации, не может быть полностью перенят другими, но ключевые положительные моменты воспитательного аспекта могут быть заимствованы другими образовательными организациями. Необходимо учитывать специфику и качество получаемого образования и принцип региональности. Студенты, участвовавшие в опросе, обучаются по гуманитарному, экономическому и техническому профилю в Подмосковье и мотивированы на поступление в высшие учебные заведения г. Москвы.
В вопросе о роли образования в формировании политических предпочтений много сложностей и противоречий. Одним из них является грань между формированием предпочтений и явной агитацией, когда в ходе образовательного процесса преподаватель дает собственные оценки тем или иным политическим явлениям и процессам, исходя из своих личных политических предпочтений и навязывает свою точку зрения на политические процессы. Молодежь, в силу отсутствия собственного жизненного опыта, зачастую относится к высказываниям людей старшего поколения как к единственно правильному. С другой стороны дух бунтарства, присущий молодому поколению, позволяет сплачивать молодежь в протестные движения. И здесь особую роль играет и подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, которые занимаются гражданско-патриотическим, правовым воспитанием и формированием политической культуры современной молодежи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль образования как системы, в единстве образования и воспитания, является важным и неотъемлемым фактором в формировании политических предпочтений современной молодежи, а проведенное исследование, хоть и не является масштабным, однако, дает базовые представления о роли образования в процессе формировании политических предпочтений молодежи и политической культуры и служит основой для дальнейших более глубоких и детальных исследований.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Дембицкая О.Ю. Электоральная активность молодежи / О.Ю. Дембицкая // Социологические исследования -1996. - № 12. - с. 116 - 118
2. Глобальный индекс развития молодежи. [Электронный ресурс] URL: https://thecommonwealth.org/youthdevelopmentindex (дата обращения 23.04.2020г.)
3. Кертман Г.Л. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые / Г.Л. Кертман // Политические исследования - 2005. - № 1 - с. 94 - 107
4. Куракина Л.М. Активность избирателей: проблемы анализа и регулирования / Л.М. Куракина // Социально-политический журнал - 1996. - № 4. - с. 235-243
5. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. / Морозова Е.Г. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1999. - 247 с.
6. Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс] от 29.11.2014 №2403.URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/доступ из справочно - правовой системы КонсультантПлюс (дата обращения 15.03.2020г.)
7. О результатах выборов Президента Российской Федерации 2018г. [Электронный ресурс] URL:http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/39429/ (дата обращения: 27.04.2019)
8. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения 17.02.2020г.)
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения 15.02.2020г.)
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. N 996-р. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/ доступ из справочно - правовой системы КонсультантПлюс, 19972020 (дата обращения 15.02.2020г.)
11. Росстат. [Электронный ресурс] URL http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populatio n/demography/# (дата обращения 22.03.2020г.)
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/folder/12781?print=1 (дата обращения 22.04.2020г.)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Dembitskaya O.Yu. Elektoralnaya aktivnost molodezhi [Electoral Activity of Youth] / O.Yu. Dembitskaya // Sotsiologicehskiye nauki [Sociological Studies] - 1996. - No. 12. - p. 116 - 118 [in Russian]
2. Globalnyi indeks razvitiya molodezhi [Global Youth Development Index]. [Electronic resource] URL: https://thecommonwealth.org/youthdevelopmentindex (Accessed: 23.04.2020) [in Russian]
3. Kertman G.L. Interes k politike po-rossiiski: motivy yavnye i skrytye [Interest to Politics the Russian Way: Motives Explicit and Hidden] / G.L. Kertman // Politicheskiye nauki [Political Studies] - 2005. - No. 1 - p. 94 - 107 [in Russian]
4. Kurakina L.M. Aktivnost izbiratelei: problemy analiza i regulirovaniya [Voter Activity: Problems of Analysis and Regulation] / L.M. Kurakina // Sotsio-politicheskiy zhurnal [Socio-Political Journal] - 1996. - No. 4. - p. 235-243 [in Russian]
5. Morozova E.G. Politicheskii rynok i politicheskii marketing: konceptsii, modeli, tekhnologii [Political Market and Political Marketing: Concepts, Models, Technologies] / Morozova E.G. - M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 1999. - 247 p. [in Russian]
6. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki RF na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29.11.2014 №2403 [On Approval of the Fundamentals of State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 No. 2403]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/ access from the reference - legal system ConsultantPlus (Accessed: 15.03.2020)
7. Rezultatakh vyborov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii 2018g [On Results of the Election of the President of the Russian Federation in 2018]. [Electronic resource] URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/39429/ (Accessed:
27.04.2019)
8. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Basics of State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025]. URL: http://www.vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (Accessed:
17.02.2020)
9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 30.12.2015 N 1493 (red. ot 30.03.2020) "O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016 - 2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 N 1493 (as amended on March 30, 2020) "On State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016 - 2020"] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (Accessed: 15.02.2020)
10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maya 2015g. No. 996-r. [Development Strategy of Education in the Russian Federation for the Period until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015. N 996-R] URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/ access from the reference - legal system ConsultantPlus, 1997-2020 (Accessed: 15.02.2020)
11. Rosstat [Russian Federal State Statistics Service]. [Electronic resource] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Accessed: 22.03.2020)
12. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. [Electronic resource] URL: https://www.gks.ru/folder/12781?print= 1 (Accessed: 22.04.2020)