ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РОЛЬ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ТУРИЗМА КАК ФАКТОРОВ КУЛЬТУРНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
doi 10.34685/HI.2024.90.71.002 Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук, руководитель Отдела нематериального наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: [email protected]
Аннотация. В современных условиях информационного общества вопросы укрепления цивилизационной идентичности и культурного суверенитета приобретают особую актуальность и важнейшим направлением этой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и общественных организаций в сфере культуры является сохранение объектов культурного наследия и формирование аутентичной культурной среды на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: объекты культурного наследия, культурный суверенитет, русская усадьба, туризм, культурная среда.
Культурный суверенитет нашей страны базируется на историко-культурных ценностях российской цивилизации, важнейшим материальным компонентом которых являются объекты культурного наследия (ОКН) - памятники, ансамбли, достопримечательные места и, конечно же, русские усадьбы XVШ-XIX вв. как особая линия, присущая российской истории.
В нормативно-правовом поле понятие «культурный суверенитет» представлено в Основах государственной культурной политики как «совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1].
При обострении межцивилизационного противостояния, характерного для современного периода международных отношений, вопросы укрепления культурного суверенитета России становятся все более актуальными, т.к. в условиях развития информационных коммуникаций опасность снижения культурного суверенитета, безусловно, возрастает, и поэтому меры по его укреплению должны стать более комплексными и целенаправленными. Это не означает полную изоляцию от международных коммуникаций и взаимодействия в сфере культуры, но предполагает следование принципу приоритетности российской культуры в плане её государственной поддержки в целях придания устойчивости по отношению к внешним негативным влияниям и недопущения размывания российских культурных ценностей. В этой связи возрастает необходимость совершенствования форм и методов эффективного обеспечения государственной и общественной поддержки культурного суверенитета страны на федеральном и региональном уровнях.
Говоря о факторах обеспечения культурного суверенитета, заметим, что государственная культурная политика реализуется в едином не только культурном, но и географическом пространство регионов Российской Федерации с расположенными на их территориях объектами культурного и природного наследия (ОКПН). Последние являются материальной основой, непосредственными носителями исторической памяти и, таким образом, важнейшим фактором обеспечения культурного суверенитета наряду и в совокупности с образованием, воспитанием, просвещением и языком. Если у нас воспитательный, образовательный и просветительский процессы, связанные с трансляцией исторической памяти, не будут подкрепляться аутентичным восприятием конкретных историко-культурных объектов, то эффективность мер по обеспечению и укреплению культурного суверенитета
не будет отвечать запросам государства и общества.
Сложность и многоуровневость системы обеспечения культурного суверенитета актуализирует задачу организации системы управления культурным суверенитетом. Такие вопросы уже поднимаются в научных публикациях. Так, С.Ф. и Ю.С Черняховские предлагают создание Федерального комитета по культурной политике, одним из направлений деятельности которого могли бы стать вопросы исторической памяти, противодействия фальсификациям истории [2].
Комплексность мер по обеспечению культурного суверенитета предполагает функционирование нормативно-правовых, административных, финансово-экономических, информационных, организационных и иных механизмов, скоординированно используемых государственными и общественными организациями не только по сохранению объектов культурного наследия как неотъемлемой части окружающей культурной среды, но и активному вовлечению памятников, ансамблей, достопримечательных мест и усадебных комплексов в культурный и туристский оборот. Туризм и краеведение выступают мощными инструментами и средствами закрепления и продвижения историко-культурных ценностей в сознании граждан России и граждан других стран, посещающих нашу страну с культурно-познавательными, деловыми, лечебно-оздоровительными и иными целями. Особая роль в обеспечении культурного суверенитета принадлежит коммуникационным каналам и информационным системам, посредством которых транслируется интерпретируемая информация об объектах культурного наследия.
Назрела необходимость формирования принципиальной модели обеспечения культурного суверенитета и управления им, включающей базовые факторы, компоненты внешней и внутренней среды, субъекты и объекты культурного суверенитета, методы и механизмы его обеспечения. В этой модели ОКН могут и должны занимать важное место как базовый компонент, питающий систему обеспечения культурного суверенитета.
По отношению к объектам культурного наследия - памятникам, ансамблям, достопримечательным местам, забота о сохранении которых сегодня возрастает, должны приниматься действия не только по их выявлению, сохранению и т.д., предполагающие их восстановление, реконструкцию, консервацию и др. усилия для их физической сохранности, но и решение вопросов по усилению их функции как важнейшего компонента культурной, туристской и образовательной среды. Имеется в виду обеспечение их доступности, инфраструктурного обустройства, возможностей включения в туристский маршрут, экскурсии, проведение каких-либо мероприятий событийного характера в месте их расположения в увязке с тематикой памятника, использование сведений и упоминаний о памятнике в литературных произведениях, театральных постановках, при производстве кинофильмов, в культурных индустриях и социокультурном проектировании при формировании культурных и туристских продуктов. К примеру, с 2021 г. реализовывается туристский проект под названием «Золото русской литературы» как одна из культурно-просветительских программ для школьников в рамках национального проекта «Культура» (2021-2024 гг.). Участие в этой программе принимают дети из 9 регионов нашей страны.
Программы нацпроекта направлены на повышение интереса к изучению российской культуры, истории, литературы, традиций народов России. Всего в нынешнем году в проекте принимают участие свыше 14000 школьников. Трёхдневная экскурсионная программа включает знакомство с культурными и историческими объектами Орла, Орловской и Тульской областей. Помимо обзорных экскурсий по городам, изучения экспозиций тематических музеев и прогулок по паркам и заповедникам, школьники посещают музей-усадьбу И.С.Тургенева, родовое имение семьи Толстых в селе Николо-Вяземское, усыпальницу А.А.Фета, смотрят в визит-центре национального парка «Орловское Полесье» фильм о разведении в нём зубров, посещают Святой источник Казанской иконы Божией матери и ездят на экскурсию по мемориальной мастерской художника А.И.Курнакова.
При разработке проектов туристско-рекреационного обустройства территории, формировании туристско-рекреационных кластеров, мастер-планов и других типов проектов на региональном и муниципальном (местном) уровнях весьма важны тщательный учет и оценка историко-культурного потенциала территории, что в конечном итоге позволяет правильно выбирать приоритеты при выборе места для размещения и создания туристских инфраструктурных комплексов. Пока же нельзя сказать, что эти моменты учитываются в полной мере. В этой связи можно констатировать, что организаторы туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях оказались не готовы к резкому увеличению спроса на посещение регионов отечественными и иностранными туристами. Так, 30
октября 2022 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил перечень поручений различным органам власти по итогам заседания Президиума Госсовета РФ. Поручения касаются многих проблем развития туризма [3].
Фактическим исполнителем большинства поручений по созданию объектов туристской инфраструктуры на территории страны является Корпорация «Туризм.РФ», образованная по решению Правительства РФ в 2020 г. Заметим, что впервые в истории нашей страны государством создан специализированный институт развития с лице Корпорации «Туризм РФ», нацеленный на построение комплексных туристических объектов и развитие туристической инфраструктуры. Сегодня корпорация развивает свою деятельность в десятках регионов, привлекая в т.ч. и частные инвестиции. Партнерами корпорации являются Минприроды, Минстрой, Минфин, Минэкономразвития, Росимущество и ряд других организаций федерального уровня. Однако среди них нет Министерства культуры, что вызывает вопросы по части квалифицированного выбора мест и локаций для масштабного строительства объектов туристической инфраструктуры в правильной привязке к объектам культурного наследия и, в частности, усадьбам.
Поручениями Президента РФ предусмотрено также создание специальной межведомственной комиссии в целях комплексного решения вопросов, касающихся возрождения исторических усадеб, их приспособления для оказания гостинично-туристских услуг, осуществления культурных мероприятий. Поэтому в состав партнёров Корпорации «Туризм.РФ» было бы целесообразно включить Министерство культуры РФ как организацию, представители которой участвовали бы в процедурах качественного выбора местностей и локаций для создания туробъектов в обоснованной привязке к материальным и нематериальным культурным ценностям, на базе которых методами социокультурного проектирования и креативных туристских индустрий можно создавать привлекательный и конкурентоспособный туристский продукт.
В России насчитывается несколько общественных организаций, связанных с русской усадьбой, появляются также специальные управляющие компании по тематике усадеб: например, Управляющая Компания «Усадьбы и парки» [4], которая действует в Липецкой области, имеет успешный опыт привлечения частных инвесторов для восстановления разрушенного памятника архитектуры «Усадьба Скорняково-Архангельское» [5] и приспособления его под современное использование. Сегодня там предоставляется широкий спектр услуг в летний и зимний периоды, включающий не только экскурсии по усадьбе и изысканное гастрономическое предложение, но и конные прогулки по окрестностям, гостевые дома, активный отдых, мини-зоопарк, экологическую тропу, венчание и крестины, детские праздники и многое другое [6]. Все это гармонирует и прямо или косвенно соответствует традиционным историко-культурным российским ценностям - обычаям и традициям русской культуры и, соответственно, представляет важный компонент основания культурного суверенитета России в конкретном регионе.
Аналогичную картину оказания эффективного комплекса услуг можно наблюдать и в восстановленной усадьбе Гребнево в Подмосковье [7] и еще в целом ряде других ярких и успешных реализованных проектов. Это свидетельствует о все возрастающем интересе общества к вопросам сохранения и использования усадебных комплексов, которых на территории России в настоящее время находится около 3 тысяч [8]. Заметно расширяются реставрационные и восстановительные работы.
Большая работа по актуализации историко-культурных ценностей в культурно-досуговой и туристской сферах проводится государством и общественными организациями на особо охраняемых природных территориях, особенно в национальных и природных парках. Так, результатом многолетних исследовательских и научно-организационных усилий и совместных работ Института Наследия и дирекции Национального парка «Кенозерский» стало внесение в июле 2024 г. территории этого национального парка в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как объекта всемирного наследия «Культурный ландшафт Кенозерья» (Архангельская область). Он включает в себя сельский ландшафт, формировавшийся с XII века с традиционными деревенскими поселениями с памятниками деревянного зодчества: церквями, часовнями, избами, расположенными в живописном окружении северных озёр и рек, лесов и полей [9]. Кенозерье стало 33-м объектом всемирного наследия, расположенным на территории Российской Федерации, что, несомненно, окажет большое влияние на повышение уровня его туристской привлекательности для российских и иностранных граждан.
Поэтому, как видим, вопросы сохранения ОКПН сегодня ещё в большей степени требуют внимания как
в плане их выявления и сохранения, так и в направлении их эффективного использования в целях укрепления цивилизационной идентичности российских регионов и культурного суверенитета.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
[1] Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Официальное опубликование правовых актов : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250004 (дата обращения: 12.01.2024).
[2] Черняховский, С. Ф., Черняховская, Ю. С. Вызовы и угрозы культурному суверенитету РФ и меры по противодействию. - Текст: электронный // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации : сб. материалов круглого стола. Москва, 2021. -Москва : ИМЦ. 2021. - С. 657-669. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49291464 (дата обращения: 05.11.2024).
[3] Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 6 сентября 2022 года // Президент России : официальный сайт. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69735/ (дата обращения: 21.01.2024).
[4] Образовательные интенсивы РГУТИС для студентов и выпускников высших учебных заведений Российской Федерации // Российский государственный университет туризма и сервиса : официальный сайт. - URL: https://rguts.ru/news/view/1077 (дата обращения: 07.05.2024).
[5] Наследие Империи : информационный портал. - URL: https://rusnasledie.info/nachnut-li-v-rossii-vozrozhdat-razrushennye-usadby/ (дата обращения: 02.05.2024).
[6] Дворянская усадьба : информационный портал. - URL: https://usadba-nadonu.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
[7] Усадьба Гребнево : [сайт]. - URL: https://usadbagrebnevo.com/ (дата обращения: 02.05.2024).
[8] Ассоциация владельцев исторических усадеб : официальный сайт. - URL: http://nashiusadby.ru/category/smi/ (дата обращения: 02.05.2024).
[9] Российский объект «Культурный ландшафт Кенозерья» внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО // Институт Наследия : официальный сайт. - URL: https://hentage-institute.ru/?tribe_events=rossijskij-obekt-kultumyj-landshaft-kenozerya-vnesen-v-spisok-vsemirnogo-naslediya-yunesko (дата обращения: 26.08.2024).
ROLE OF CULTURAL HERITAGE SITES AND TOURISM AS A FACTORS OF CULTURAL SOVEREIGNTY
Putrik Yury Stepanovich,
D. in History, Head of the Department of Intangible Heritage, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow)
Abstract. In modern conditions of the information society, the issues of strengthening civilizational identity and cultural sovereignty are of particular relevance and the most important direction of this activity of government bodies of the Russian Federation and public organizations in the field of culture is the preservation of cultural heritage sites and the formation of an authentic cultural environment at the regional and municipal levels.
Key words: objects of cultural heritage, cultural sovereignty, Russian estate, tourism, cultural environment.
© Путрик Ю.С., текст, 2024 Статья поступила в редакцию 10.10.2024.
Ссылка на статью:
Путрик, Ю. С. Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета. -DOI 10.34685/HI.2024.90.71.002. - Текст: электронный // Журнал Института Наследия. - 2024. - № 4. - С. 4-7. -URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/682.html.