Научная статья на тему 'РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

1503
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / БРАТСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухамеджанова Л.А.

В статье поднимается проблема нравственного, духовного воспитания человека. Воспитание, формирование человека как личности непосредственно связывается с процессом образования. Главную задачу которого автор видит в совершенствовании человека. В статье определены задачи, стоящие перед нравственным воспитанием. Показано, что развитие нравственных ценностей исторически менялось и связано с развитием общественных отношений в целом. Особое внимание для воспитания молодежи Узбекистана имеют как религиозные ценности ислама, так и ценности национальные. На примере сборников хадисов хадисоведа и исламского правоведа Абу Иса ат-Тирмизи, книги имама аль-Бухари, ученого-мухадисса и муфассира, обосновывается, что хадисы содержат ценные идеи для духовности человека, имеют большое значение для понимания правильных отношений между человеком и обществом. Подчеркивается также, что они призывают людей к добру в этом мире. В статье затрагивается тема средств, инструментов нравственного воспитания. Подчеркивается, что в процессе нравственного воспитания необходимо сочетать традиционные и современные средства и особая роль учителя. Нравственное воспитание - это одна из главных задач государства Узбекистан. Благодаря воспитанию и образованию осуществляется прогресс в обществе и государстве, узбекская молодежь занимает свое положение в мире, сочетая личные интересы с интересами своего народа. Итак, в статье обсуждается важность нравственности в обеспечении гармонии традиционных и современных ценностей, и раскрыта роль нравственных и исламских ценностей в воспитании молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MORAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

The article raises the problem of moral and spiritual education of a person. Education, the formation of a person as a person is directly connected with the process of education. The main task of which the author sees in the improvement of a person. The article defines the tasks facing moral education. It is shown that the development of moral values has historically changed and is associated with the development of social relations in general. Both the religious values of Islam and the national values are of particular importance for the education of the youth of Uzbekistan. On the example of the collections of hadiths of the hadith scholar and Islamic jurist Abu Isa at-Tirmizi, the books of Imam al-Bukhari, the muhadiss scholar and mufassir, it is proved that the hadiths contain valuable ideas for human spirituality, are of great importance for understanding the correct relations between a person and society. It is also emphasized that they call people to do good in this world. The article deals with the topic of means and tools of moral education. It is emphasized that in the process of moral education it is necessary to combine traditional and modern means and the special role of the teacher. Moral education is one of the main tasks of the State of Uzbekistan. Thanks to upbringing and education, progress is made in society and the state, the Uzbek youth occupies its position in the world, combining personal interests with the interests of its people. So, the article discusses the importance of morality in ensuring the harmony of traditional and modern values, and reveals the role of moral and Islamic values in the education of young people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ»

МРНТИ 02.51.45

Л.А. Мухамеджанова

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан

(E-mail: lalixon@list.ru)

Роль нравственного воспитания в развитии личности

Аннотация. В статье поднимается проблема нравственного, духовного воспитания человека. Воспитание, формирование человека как личности непосредственно связывается с процессом образования. Главную задачу которого автор видит в совершенствовании человека. В статье определены задачи, стоящие перед нравственным воспитанием. Показано, что развитие нравственных ценностей исторически менялось и связано с развитием общественных отношений в целом. Особое внимание для воспитания молодежи Узбекистана имеют как религиозные ценности ислама, так и ценности национальные. На примере сборников хадисов хадисоведа и исламского правоведа Абу Иса ат-Тирмизи, книги имама аль-Бухари, ученого-мухадисса и муфассира, обосновывается, что хадисы содержат ценные идеи для духовности человека, имеют большое значение для понимания правильных отношений между человеком и обществом. Подчеркивается также, что они призывают людей к добру в этом мире.

В статье затрагивается тема средств, инструментов нравственного воспитания. Подчеркивается, что в процессе нравственного воспитания необходимо сочетать традиционные и современные средства и особая роль учителя. Нравственное воспитание - это одна из главных задач государства Узбекистан. Благодаря воспитанию и образованию осуществляется прогресс в обществе и государстве, узбекская молодежь занимает свое положение в мире, сочетая личные интересы с интересами своего народа. Итак, в статье обсуждается важность нравственности в обеспечении гармонии традиционных и современных ценностей, и раскрыта роль нравственных и исламских ценностей в воспитании молодежи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, моральные ценности, человек и общество, нравственная культура, нормы нравственности человека, личные ценности, свобода, равенство, братство.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2020-135-2-123-133

Поступила:13.01.21/0добрена к опубликованию: 15.05.21

Человек - разумное существо, поэтому у него много качеств и добродетелей. Человек должен обладать человеческими качествами, присущими человеческому имени. Человечество всегда стремилось воплотить образ человечества, линию действия, которая подходит ему в действии, то или иное из

Введение

этих качеств. Правила этикета и манеры современного человека разрабатывались и совершенствовались веками. Эти качества отражаются во внутренних и внешних качествах каждого человека, в его поведении, в его отношении. Можно много сказать о различных условиях, связанных с возникновением духовного мира человека, это можно достигнуть только через нравственное воспитание.

Методы исследования

Раскрытие рассматриваемой темы основано на междисциплинарном подходе. Методами данного исследования являются анализ, обобщение, интерпретация, также проблема рассматривается с аксиологической точки зрения.

Обсуждение

Правильное направление мышления -это процесс, непосредственно связанный с образовательными проблемами. Как известно, главная задача образования -совершенствовать человека. В конце концов, человеческая проблема заключается во всех формах образования, таких как нравственное, просветительское, правовое, экономическое, политическое. Каждая из них по-своему влияет на образование человека, формирование его как личности, в зависимости от предмета их исследования. Нравственная же жизнь человека непосредственно связана с его нравственным воспитанием.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, обеспечивающий развитие человека как личности, служащий обогащению качеств человека и избавлению его от пороков.

Как известно, качества человека - это духовное богатство не только самого человека, но и общества. Увеличение количества добродетельных людей в обществе влияет на его духовное и материальное развитие, ускоряет развитие всех социальных сфер.

Моральные и этические нормы формируются на основе общественных отношений, воспитания. По этой причине сильно влияние социальности и воспитания на природу человека. Образование, формирование и развитие социальных отношений все больше продвигает поведение людей, отношения между ними за пределы естественных потребностей и возможностей, не связанных с духовностью. Поэтому нравственное воспитание в основном определяет следующие задачи:

- добиваться того, чтобы люди придерживались высоких нравственных

идеалов и понимали, что сохранение чести и достоинства является высшими моральными качествами;

- воспитывать людей нравственно чистых, духовно богатых, сознательных, независимых;

- иметь высокую нравственную культуру, укреплять чувство национальной гордости.

Нормы нравственности человека, его критерии меняются под влиянием общественного развития и жизненных потребностей. Абдулла Авлони описывает мораль следующим образом: «Мораль -это набор поведения. С другой стороны, поведение - это форма доброты или недовольства, проявляемая в определенном человеке. Следовательно, каждое поведение является символом доброты и благородства, или угнетения, или ненависти. В этом отношении они делятся на добро и зло. Но это не происходит у человека спонтанно. Для их формирования необходимы определенные условия, воспитание. Люди не рождаются плохими. Определенные условия делают их плохими. Итак, все зависит от воспитания. Воспитание - это вопрос жизни, смерти, спасения, разрушения, счастья или катастрофы» [1, с. 160].

Во все периоды моральные отношения между человеком и обществом определялись политическими, правовыми и экономическими критериями. Тем более у народов Востока. В частности, в основе человеческих отношений нашего народа лежат мораль и этика: на основе политических, правовых, экономических отношений преобладают моральные критерии.

У человека образ мышления, способность мыслить сознательно не проявились сразу, а прошли несколько стадий. Мышление и мировоззрение -важные факторы, определяющие культурный процесс. Мифы определяют мировоззрение первобытного человека. Миф первичен, а религия вторична. Первобытный человек освящает любое животное или птицу. Или он может прославить лидера общины, дух его предков, освятить дерево, растение, камень в природе.

Но это еще не религия, а культ

поклонения. Когда возникает потребность в нравственной культуре, возникает религия. Даже самая примитивная религия не может быть аморальной. Когда появляется мораль? Важная часть духовности - моральная культура - возникает, когда человек осознает, что правильно и неправильно, хорошо и плохо и противоречия между этими понятиями.

Хадисы, которые являются вторым по значимости источником ислама и шариата после Корана, также содержат идеи большого духовного значения в вопросе взаимоотношений между человеком и обществом, которые призывают людей к доброте, состраданию, солидарности и дружбе друг с другом.

Сборники хадисов, составленные Абу Иса ат-Тирмизи, содержат замечательные идеи, которые побуждают людей проявлять доброту в отношениях друг с другом, то есть поддерживать теплые, уважительные отношения между человеком и обществом. «Аль-Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари («Шедевры Адаба») также содержит множество хадисов, которые направляют отношения людей в правильном направлении. Например, хадис 220 гласит: «Те, кто делают добро в этом мире, достигнут добра в ином мире, а те, кто делают то, что считается злом в шариате, будут страдать от зла в ином мире» [1, с. 32].

Стремление связать развитие общества с духовной зрелостью человека присуще всем историческим периодам. Историческое развитие человечества неоднократно доказывало, что религиозные верования могут быть стабилизирующим фактором духовной среды в определенный период, этап и при различных условиях духовной зрелости общества. Одним из примеров является важность прививания человеческому уму и вере моральных и юридических критериев, которые чрезвычайно важны для жизни общества в исламе. Чтобы понять новую идею, цель, простого желания недостаточно; чтобы ее обосновать нужен еще и определенный уровень духовного развития. Цель формирования этого уровня

- мобилизовать людей на борьбу за будущее, на активность, а не на приспособление к существующим условиям и ситуациям. Цель любого воспитания шире, важнее по важности. Нравственная жизнь человека связана с его нравственным воспитанием, потому что нравственное воспитание - один из непрерывных процессов, обеспечивающих развитие человека как личности. Красивые качества присущи человеку, а не только его материальные собственности. Хорошее качество - это богатство общества, оно имеет универсальное значение. Люди с положительными качествами влияют на общество, ускоряют его развитие. Человек не просто попадает в этот мир света. По словам великого Навои, человек приходит в мир, чтобы достичь совершенства. Итак, путь к совершенству означает прямой путь к духовности. В религиозных учениях Истина понимается как символ совершенства. Совершенство человека - это его стремление к Истине. Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в «Кимьяи Саадат»: «Человек - это существо между ангелом и животным. Животное не развивается, потому что у него нет возможности созреть. Ангел тоже не развивается, потому что он чистый божественный свет, только люди обладают характером развития, духовной зрелости» [2, с. 25].

Совершенство имеет свои социальные критерии для каждого периода. Это потому, что люди различаются по умственным, духовным и физическим способностям, талантам и потенциалу. Действительно, нравственным воспитанием можно довести разных людей до совершенства. Существует ряд инструментов, которые формируют и укрепляют нравственное воспитание. Они решают реальность на основе творческого подхода, который неразрывно связан с научными и мировоззренческими устоями. В то время, как одни из инструментов нравственного воспитания являются традиционными средствами воспитания, другие - современными средствами. Обычно используются оба типа инструментов.

Например, в дошкольном нравственном воспитании успешно применяется

современное воспитание через игрушки и игры с традиционным воспитанием через сказки и легенды; в котором ребенка побуждают не ревновать, не жадничать, с помощью игр. Телевидение, радио, компьютеры, Интернет, кукольный театр и кино играют важную роль в нравственном воспитании детей. Личный пример учителя также играет большую роль в нравственном воспитании. Учитель - культурный человек и это качество отражается в его поведении, одежде, семье, в работе, отношениях, домашних делах и поведении на публике. Это всё - внешнее выражение внутреннего мира учителя. Чтобы распространять свет на других, учитель должен сиять. Суть настоящего педагога - уметь воплощать нравственные качества, необходимые для великой жизни, в умах и убеждениях молодого поколения и, что наиболее важно, в их повседневном поведении.

На всех этапах воспитательной работы есть цели, связанные с определенными интересами. Просвещение - это система мероприятий, связанных с изучением и пропагандой сущности и значения духовности, осуществлением воспитательной работы. В любом случае духовная зрелость общества, становление человеческой личности достигается через образовательную деятельность, связанную с конкретными целями. В духе нашей величайшей национальной духовности наша молодежь всегда сохраняла свое положение на мировой арене - то есть те, кто глубоко понимает эти священные чувства, словом, кто вынужден преследовать свои личные интересы в соответствии с интересами народа. Если сегодня мы полны решимости воспитать нашу молодежь как преданных нашей стране людей, нашей великой независимости, наше место в мире всегда будет в наших руках. Не будет ошибкой сказать, что это наша высшая цель. Люди, не обладающие духовными и моральными качествами, не поощряют молодежь изучать науку, честно работать или

приобретать профессии, приносящие пользу людям. По этой причине одна из главных задач государства - воспитывать подрастающее поколение и дать ему образование на всех этапах развития. Нравственно-этическое воспитание всегда занимало важное место в системе воспитательной работы узбекской национальной педагогики. Как подчеркнул Первый Президент И.А. Каримов, «образование неотделимо от воспитания, а воспитание неотделимо от образования - это восточное мировоззрение, восточная философия жизни» [3, с.62].

Известно, что в суфийским учении рассматривается ряд этических ифилософских вопросов, таких как идеал совершенного человека, его основные черты, этапы духовной эволюции в процессе достижения этого идеала, его роль в понимании смысла жизни человека глубоко теоретический. Суфии стремились поддерживать баланс тела и души, культивируя нафс. Этот баланс объединил человека в единое целое и послужил более глубокому пониманию сущности человека и Вселенной через самореализацию. Благодаря божественной любви в человеке формируется просветление. Суфии уделяют особое внимание проблеме просветления. Формирование просветления в человеке происходит через внутреннее знание. Суфии обладают внутренним знанием; просвещение, наука вахбий, наука тайн, наука невидимого, наука вознаграждения. Это знание приобретается через откровение или вдохновение. То есть, если оно дается пророкам через откровение, суфиям через вдохновение. В суфизме, чтобы обрести внутреннее знание, нужно украсить нравы суфиев молитвой, поминанием а также очистить сердце от похотливых желаний и привести его в состояние покоя. То есть очистить душу от преходящих мирских страстей и достичь баланса тела и души. Если просветление не достигнуто в сердце, просветление не образуется в сердце. Таким образом, суфизм - это жизненная философия, которую можно понять из практического жизненного опыта.

В учении суфизма можно наблюдать самые разные подходы к таким вопросам. Можно заметить, что каждая доктрина раскрывает определенный аспект концепции совершенного человека, подходя к ней из социально-исторического контекста своего времени. Среди различных интерпретаций концепции совершенного человека особенно примечательны взгляды Имама аль-Газали и Азизиддин Насафий.

Имам аль-Газали был суфийским ученым, который оказал большое влияние на исламскую философскую мысль и средневековую европейскую философию, и был известен среди своих современников своими рациональными и эрудированными знаниями и был известен как «Худжат уль-Ислам» («Доказательство ислама»)

Взгляды имама аль-Газали про душу в основном цитируются в произведении "Кимёйи саодат". Мыслитель указывает, что когда сердце человека чисто от различных пороков, ему становится так легко понять психику. «Некоторым людям приходят на ум с вдохновением прекрасная, редкая изобретательность и чудесные советы. Этот вид вдохновения - это свет, который достигает окошка языка из невидимого мира, а не через органы чувств. То есть божественный дух. Благодаря этому доказательству известно, что душа не из этого мира, а из мира ангелов. Чувства созданы для познания этой вселенной. Было бы ошибкой сказать, что окошко для душы не открывается, пока вы не заснёте или не умрете. Если человек даже в бодрствующем состоянии нуждается в послушании и освобождает свое сердце от гнева и похоти, от злых дел, и выбирает уединение, и собирает свои глаза от внешнего мира и преграждает путь похоти, взгляды ангельского мира откроется сердцу. Читая зикр Аллаха сердцем и языком и без лишних слов, он отключается не только от себя, но и от всего мира, и надеется только на Всевышнего Аллаха. Близкие к нему ангелы и духи появляются с хорошими видениями. И они увидят пророков, и получат от них пользу ».[4. С.46-47]

Имам аль-Газали делит людей на четыре категории в зависимости от их способности к нравственному обращению:

1. Невежественные люди. Они не делают различия между правдой и ложью, между добром и злом. Чрезмерно привязанные к удовольствиям, они не могут полностью удовлетворить ни одно желание. Этот тип людей лечится очень быстро. Только ему нужен учитель, муршид. Затем он говорит, что скоро станет красивым человеком с характером.

2. Невежественные и заблудшие люди. Люди из этой категории знают, что такое зло, но они не привыкли к добрым делам, и злые дела кажутся им прекрасными. Прежде всего, они должны избавиться от многих недостатков, которые прочно укоренились в них в результате их пристрастия к коррупции. Затем он подчеркивает, что они должны прививать своим сердцам качество, поощряющее добро.

3. Невежественные, заблудшие и нечестивые. Один из этой категории считает, что плохая мораль - это хорошая мораль. Этот взгляд в нем постепенно улучшается. Вот почему человеку этой категории сложно лечить, почти нет надежды на выздоровление, а в редких случаях он может найти лекарство от своей боли, - говорит он.

4. Невежественные, заблудшие, злые люди. Тот, кто принадлежит к этой категории, не только совершенствуется в извращенном взгляде, но он видит умножение зла как добродетель и гордится этим. Положение этой категории людей ужасное. Потому что о них сказано: «Вырастить старика - тяжко, а вырастить волка - его мучить». [5.С.24]

В Священном Коране был ниспослан аят о нашем любимом Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха): Итак, у него был персонаж, который будет примером для всего человечества. В связи с этим они сами сказали: «Воистину, я был послан как пророк, чтобы совершать великие добродетели». [6.с.425]

Имам аль-Газали связывает хорошие нравы с любовью и стремлением ко Всевышнему: «Если человек забирает любовь к миру из своего сердца и заменяет ее любовью к Аллаху,

это лучшая мораль. Для человека, развившего такой характер, нет ничего дороже, чем достичь присутствия Аллаха, Всемогущего ». [10.с.30]

Вся история духовности показывает, что цивилизация - это продукт самосознания человека, его борьбы за самосовершенствование. Все религии, доктрины и мыслители занимались изучением человеческих способностей, психики и морали, обучая человека, направляя его на правильный путь и спасая его от недостатков и пороков. Вопрос о том, что такое человек и почему он способен творить чудеса с таким великим умом, таким сорокалетним интеллектом и совершать еще более гнусные поступки, попадая в ловушку животной жадности и самоуничтожения, давно уже давно озадаченные восточные мыслители. Мы читаем в суре аль-Исра Корана: «И лакад каррамно бани адама». (Действительно, Мы создали людей, чтобы они были священными) Соответственно, мистики описывают человека как халифа Бога на земле, цветка двух миров. Алишер Навои в своей книге «Махбуб ул гулуб»: «Человек - самое драгоценное и благородное существо двух миров». Человек такой великий, благородный и священный. Вот почему ангелы поклонялись ему. Конечно, это было сделано для того, чтобы прославить дитя человечества, отстоять его достоинство, почтить и продвигать идеи человечества.

Концепция Азизиддина Насафи об совершенного человека служит основой для обоснования концепции совершенного человека в нашей национальной идее. В частности, политика нашего государства по воспитанию сегодняшнего высокодуховного и гармонично развитого поколения, в частности, отражает взгляды Азизиддина Насафи и многих других. Условия высокой духовности и совершенства ярко проявляются во взглядах мыслителя.

В том числе:

1. Концепция духовного очищения -одно из основных и фундаментальных условий совершенства.

2. Величие сердца принадлежит только совершенному человеку.

3. Концепция чистоты совести выражена во взглядах Азизиддина Насафи в форме единства языка и действия. В Европе это породило философию нигилизма, которая воплощала в себе такие условия и концепции, как социальное отчуждение, маргинализация, экзистенциальный вакуум. Важность концепции Азизиддина Насафи об идеальном человеке также важна для решения практических задач, таких как предотвращение таких негативных последствий.

4. В эпоху глобальных духовных угроз эта концепция необходима для понимания корыстных целей различных экстремистских идей, маскирующих ислам. В своей книге «Зубдат уль Хакик» Азизиддин Насафи раскрыл идеи о существовании мира, человеческого существования, его духовном совершенстве посредством сравнительного анализа взглядов трех великих теоретических основ исламской философии и шариата.

Азизиддина Насафи можно назвать совершенным исследователем человека, ведь все его трактаты исследуют природу человека, его таланты и недостатки, вопросы развития человека. По его словам, человек -самая маленькая часть Вселенной, природа всех божественных и материальных миров в человеке. Человек должен понять это и очистить свою душу. Прежде чем приступить к анализу вопроса о сотворении мира, Азизиддин Насафи делит его на два мира, большой мир и малый мир, и объясняет концепцию мира следующим образом:

"О дервиш, пусть Аллах сделает ваш мир и будущую жизнь процветающей. Хорошо известно, что Вселенная состоит из имен существ и атрибутов. Сумма сущности и атрибутов называется вселенной, а части проявления каждого из атрибутов сущности также называются вселенной. Вселенная состоит из двух частей: первая часть называется невидимым миром, а вторая часть называется видимым миром. Эти два мира называются разными именами в количественных и универсальных терминах. Например: мир творения и мир команд, мир собственности и мир ангелов, мир тела и души (души), мир

восприятия и мир сознания, мир света и мир тени (тьмы) и так далее. Эти имена относятся к обоим мирам. Он продолжает объяснять значение вселенной таким образом, называя маленького человека и малую вселенную, а всю вселенную - великим человеком и великой вселенной. [8.С.5.]

Шариат - это первая внешне-правовая ступень, которая воплощает суть ислама, тарикат - его внутренне-нравственное, высокоуровневое проявление. Ученый Хусейн Ваз Кашифи объясняет это следующим образом: «Шариат - это то, что ясно известно, знак, уважение. Тарикат - это то, что ищут, стремление, утверждение, служение. Истина - это борьба за то, чтобы увидеть, то, что нужно увидеть, то есть очевидное, мудрость. Если они спросят, каков результат каждого из них: плод шариата - верность завету, плод тариката - мысль, то есть самоотречение, а плод истины - оценка, то есть, отчаяние от лжи и привязанность к праведным делам. [9.С.17]

Бог возвысил человека над ангелами и назвал его своим халифом на земле, то есть сотворил его с особой любовью, позволяющей ему мыслить. Так что человек тоже должен любить его. Страдания, причиняемые человеку, заключаются в том, что этот уровень любви испытывается Богом. Суть суфизма - истолковывать взаимную любовь. Следовательно, в суфиской этике любовь поднимается от состояния эмоции до уровня сознания.

Азизиддин Насафи описывает

совершенного человека и пишет: «Конечно, они говорят, что идеальный человек - это человек, зрелый в шариате, учениях и истине, и если вы не понимаете эту фразу, я скажу это в другой фразе: Знайте, что идеальный мужчина - это тот, кто достиг совершенства в следующих четырех вещах: добрые слова, добрые дела, хорошие нравы и образование. Человек, наделенный этими качествами, воздерживается от лжи, лицемерия и зла и всегда готов делать добрые дела с благими намерениями.[10.С 137]

Азизиддин Насафи воспринял две вещи как знак совершенства. Первое - мораль,

другое - самопознание. В зависимости от того, существуют эти две вещи или нет, он разделил людей на три группы. Первый -это люди, не приукрашенные моральными качествами и не знающие себя. Во-вторых, люди, наделенные моральными качествами, но не знающие себя. В-третьих, это люди, обладающие моральными качествами и обладающие самосознанием. По мнению ученого, следующая - третья категория людей - совершенные люди: «Следовательно, совершенство человека достигается через нравственность и самопознание».[10. С.42]

Таким образом, был разработан уникальный этический кодекс идеального человека, обладание этими качествами считалось мечтой каждого человека. Также ясно, что понятия хорошей морали и идеального человека в средние века относительны - с одной стороны, понятие абстрактного существа, которое является суммой всей духовной силы, интеллекта, хороших качеств и других качеств. С другой стороны, стремящийся к этой вершине человек также считался идеальным человеком. Но независимо от того, как поставлен вопрос, идеи совершенного человека будут иметь большое социально-нравственное значение, служа воспитанию человека в духе чести, добра и Великой доброты, укрепляя любящую доброту, верность и преданность. Он всегда и во все моменты напоминает людям об их человечности, помогает им избегать зла, злых дел и неправомерных действий и обеспечивает стабильность построения веры и совести.

По мнению Азизиддина Насафи, идеальный человек - это, прежде всего, человек высоких нравов; его миссия на земле -установить честность и правдивость, развеять плохие образы и обычаи, установить законы, ведущие к добру, добру, и призвать людей к Богу. Чтобы достичь этого уровня, нужно осознавать себя. Ведь, по мнению ученого, человек, не понимающий себя, умирает, ничего не осознавая. Это означает, что человек шаг за шагом достигает совершенства, но эти уровни не требуют абсолютной религиозности, но также требуют чистоты в

мирской жизни. Азизиддин Насафи говорит об этом так: «О дервиш, не поддавайся чрезмерному посту и молитве, не совершай хадж подряд и ограничивайся выполнением обязательного фарза»,[10. С.53-54] - писал он.

Что ж, возникает вопрос, на что потратить остаток жизни. Философ-шейх отвечает: «... ведите себя так, чтобы ваше сердце было полно щедрости и мудрости, чтобы вы были обладателем добра ... чтобы ваше сердце было украшено истиной и добротой, чтобы, если вы достойный великого человеческого имени, вы будете спасены от адских мук ... Пусть ваша правда будет творением истины и добрых дел.» [10.С.54-55]

Причина, по которой совершенный человек так высоко ценится Создателем, заключается в том, что он достиг как божественного, так и мирского совершенства, потому что он «никому не отказывается в служении, но бросается на помощь другим своим языком, руками и имуществом. Что бы ни делал небесный человек, его мир и загробная жизнь будут расширяться. [10.С.55]

Следовательно, совершенные люди являются возлюбленными слугами Аллаха, потому что они были созданы для выполнения первоначальной цели Создателя: великая услуга этих высоких нравов для обоих миров состоит в том, чтобы расширить рай и сузить ад.

В целом, исходя из сущности концепции совершенного человека Азизиддина Насафи, можно сказать: это учение продвигает идею о том, что человек достигает относительного совершенства на пути к Богу, Обладателю абсолютных качеств, Абсолютному Совершенству. Эта идея служит для того, чтобы превратить страх человека перед Творцом в любовь, и тем самым обеспечить духовную и нравственную стабильность в обществе.

Социальные привычки играют особую роль в регулировании и управлении человеческим поведением. Повторение моральных шаблонов укрепляет интуицию человека и становится для него привычкой. Помимо различных образовательных

методов, национальные традиции также играют важную роль в регулировании поведения и этикета человека. Это основа для создания духовного образа. Проживающие в нашей республике представители разных национальностей прошли трудный и яркий путь развития, оставаясь верными национальным и исламским ценностям. Гостеприимство, братство, дружба и преданность, присущие нашему народу, являются основой всеобщей солидарности.

Социально-экономический, культурный и политический прогресс в нашей стране, мир и спокойствие на основе межэтнической толерантности, упорная борьба за стабильность, толерантность и свободу совести, восстановление нашего духовного наследия, уважение к национальным и исламским ценностям осуществляются шаг за шагом. Успехи прогресса стали возможны на основе интеграции интересов.

С первых лет независимости на каждом шагу чувствуется, что самым большим препятствием на пути развития нашей республики является идеологический разрыв. Сегодня в нашем обществе на основе человеческого совершенства, гармонии национальных и исламских ценностей создаются здоровая окружающая среда и широкие возможности для того, чтобы наша молодежь нашла свое место в жизни. Религиозные ценности, в сочетании с национальными, прививаютсядетям в школах, лицеях, профессиональных колледжах и университетах. Однако не секрет, что религиозное невежество также способствует росту аморальности, безразличия к родителям, неуважения к взрослым и эгоизма, особенно под влиянием «массовой культуры». Исходя из вышеизложенного, для воспитания в сознании молодежи гармонии национальных и исламских ценностей важна реализация следующих задач:

- прививать молодежи не только светские знания, но и благородные ценности национальных и религиозных знаний;

- обогащение обычаев, традиций и обрядов, основанных на национальных ценностях,

новыми ценностями, сформированными в период независимости;

- прививать нашей молодежи гармонию национальных и исламских ценностей с помощью работ, видео, шоу, передач и мероприятий, пропагандирующих такие понятия, как честность, толерантность, национализм, патриотизм, мораль, преданность науке и Родине;

- эффективное использование духовного и научного наследия мыслителей Среднеазиатского Возрождения, значительных достижений наших джадидов в духовном обновлении общества;

- проведение мероприятий в сотрудничестве с семьями и образовательными учреждениями по анализу важности национальных ценностей в обществе;

- объясняя молодежи, что сама жизнь является величайшей ценностью на основе сочетания образования и воспитания, целесообразно разрабатывать методы и инструменты для достижения всех поставленных целей только в том случае, если человек физически и духовно здоров.

Результаты

В контексте духовного обновления общества при определении перспектив формирования у молодежи национальных и исламских ценностей целесообразно руководствоваться следующими принципами:

- уникальность и гуманность узбекских национальных ценностей;

- то, что национальные ценности выдержали испытание веками;

- повышенное внимание к гармонии национальных и исламских

ценностей;

- привязанность религиозных ценностей к национальным ценностям;

- уточнение национальных ценностей в процессе общественного

развития;

- гармония образования и воспитания рассматривается как ценность;

- человек - высшая ценность;

- уважение к духовному наследию как к ценности и так далее.

Таким образом, национальное развитие требует постоянного определения

потребности в ценностях, диалектического подхода к национальным и исламским ценностям.

Заключение

Итак, можно сказать, что наука прямо и косвенно связана с моралью, и именно эта связь служит гуманизации естественных и технических наук. Духовность, сформированная на основе знаний, науки, ценности, таланта и опыта, дает уникальное направление человеческой деятельности. Профессионализм человека, его навыки и концепции, глубоко укоренившиеся в человеческом сознании, являются духовностью, которая составляет основу практических возможностей.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Авлоний А. Туркий гулистон ёхуд ахло^ / А. Авлоний. - Ташкент: Y^итувчи, 1992. - 260 с.

2 Шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф. Хадис и жизнь. Адаб / Шейх Мухаммад Садик Мухам-мад Юсуф. - Ташкент: Шарк, 2008. - 321 с.

3 Абу Хамид аль-Газали Кимьяи Саадат / Абу Хамид аль-Газали. -Ташкент: Адолат, 2019. - 125 с.

4 Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила / И.А. Каримов. - Ташкент: Маънавият, 2008. - 228 с.

5 Абу Хамид аль-Газали. Кимийа-йи са'адат / Абу Хамид аль-Газали. - Ташкент: Адолат, 2019. - 125

с.

6 Абу Хамид аль-Газали. Риязатун-нафс, Мовароуннахр / Абу Хамид аль-Газали - Ташкент: Адолат 2006. - 24 с.

7 Мансур А. (комментарий на узбекский перевод) Священный Коран / А. Мансур. - Ташкент: Адо-лат, 1992. - 425 с.

8 Хусейн Ваз Кашифи. Футуватномай султани или тарикат жаванмардов / Хусейн Ваз Кашифи. -Ташкент: Национальная энциклопедия Государственного научного издательства Узбекистана, 2011. - 17 с.

9 Комилов Н. Суфизм / Н. Комилов. -Ташкент: Адолат, 2009. - 137 с.

10 Азизиддин Н. Зубдат уль-хакайик / Н. Азизиддин. - Ташкент: Камалак, 1996. - 79 с.

Л.А. Мухамеджанова

Мирзо Улугбек атындагы взбекстан улттъщ университет^ Ташкент, взбекстан

ТYЛFаньщ дамуындаFы адамгершыж тэрбиенщ рел1

Авдатпа. Макалада адамньщ рухани тэрбиеа, адамгершШк мэселеа кетерыедг Адамды тулга ретш-де тэрбиелеу, калыптастыру бiлiм беру YДерiсiмен тiкелей байланыстырылады. Автор адамды жепл-дiрудегi басты мiндет ретiнде осыны кередi. Макалада адамгершiлiк тэрбиесiнiн алдында турган мш-деттер аныкталган. Моральдык кундылыктардын дамуы тарихи TYрде езгергеш жэне жалпы элеуметтiк катынастардын дамуымен байланысты екендiгi керсетiлген. Эзбекстан жастарын тэрбиелеуде ислами дши кундылыктардын да, улттык кундылыктардын да манызы зор екенше назар аударылды. Хадиста-нушы жэне ислам зангерi Эбу Иса ат-Тирмизидщ хадис жинактары, галым мухадис жэне муфассир, имам эл-Бухаридiн ютаптары мысалында хадистерде адам руханияты Yшiн кунды идеялардын бар екен-дт, адам мен когам арасындагы дурыс карым-катынасты TYсiну Yшiн Yлкен манызга ие екендiгi непздел-дг Сондай-ак, олар адамзатты осы элемде жаксылыкка Yндейтiнi атап етiлдi.

Макалада адамгершШк тэрбиесiнiн куралдары мен тэсiлдерi такырыбы козгалады. Адамгершiлiк тэрбие YДерiсiнде дэстYрлi жэне заманауи куралдарды уштастыру кажет екендiгi жэне устаз релiнiн ерекше екендт баса айтылды. Адамгершiлiк тэрбие - Эзбекстан мемлекетшщ басты мшдеттершщ бiрi. Тэрбие мен бiлiмнiн аркасында когам мен мемлекетте прогресс ЖYзеге асырылады, езбек жастары жеке мудделерш ез халкынын MYДДелерiмен Yйлестiре отырып, элемде ез орнын алады.

Сонымен, макалада дэстYрлi жэне заманауи кундылыктардын Yйлесiмдiлiгiн камтамасыз етудег1 моральдын маныздылыгы талкыланады жэне жастарды тэрбиелеудегi адамгершШк жэне ислами кундылыктардын релi айкындалады.

ТYйiн сездер: адамгершiлiк тэрбие; моральдык кундылыктар; адам жэне когам; адамгершШк мэде-ниетi; адамнын адамгершШк нормалары; жеке кундылыктар; еркiндiк; тещдк; бауырластык.

L.A. Mukhamedzhanova

National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent, Uzbekistan

The role of moral education in personal development

Abstract. The article raises the problem of moral and spiritual education of a person. Formation of the individual as a personality, is directly linked to the process of education, the main task of which the author sees as the improvement of a person. The article identifies the challenges of moral education. It is shown that the development of moral values has historically changed and is associated with the development of social relations in general. Both the religious values of Islam and the national values are of particular importance for the education of the youth of Uzbekistan. On the example of the collections of hadiths of the hadith scholar and Islamic jurist Abu Isa at-Tirmizi, the books of Imam al-Bukhari, the muhadiss scholar and mufassir, it is proved that the hadiths contain valuable ideas for human spirituality. They are of great importance for understanding the correct relations between a person and society. It is also emphasized that they call people to do good in this world.

The article deals with the topic of means and tools of moral education. It is emphasized that in the process of moral education it is necessary to combine traditional and modern means and the special role of the teacher.

Moral education is one of the main tasks of Uzbekistan. Progress in society and the state is achieved through upbringing and education, and Uzbek youth take their place in the world, combining their personal interests with interests of their people.

The article discusses the importance of morality in ensuring harmony between traditional and modern values and reveals the role of moral and Islamic values in the upbringing of young people.

Keywords: moral education; moral values; man and society; moral culture; norms of human morality; personal values; freedom; equality; fraternity.

References

1 Abdulla Avlonij.Turkij guliston yokhud akhlokh [Turkish gulistan or morality], (Ukhituvchi,Tashkent, 1992, 260 p.), [in Uzbek].

2 Shejkh Mukhammad Sadik Mukhammad Yusuf. Khadis i zhizn. Adab [Hadith and life. Adab], (Shark, Tashkent, 2008, 321 p.), [in Uzbek].

3 Abu Khamid al-Gazali. Kimyai Saadat [Kimyai Saadat], (Adolat, Tashkent, 2019, 125 p.), [in Uzbek].

4 Karimov I.A. Vysokaya dukhovnost - nepobedimaya sila [High spirituality is an invincible force], (Manaviyat, Tashkent, 2008, 228 p.), [in Uzbek].

5 Abu Khamid al-Gazali. Kimyai Saadat [Kimyai Saadat], (Adolat, Tashkent, 2019, 125 p.), [in Uzbek].

6 Abu Hamid al-Ghazali. Riyazatun-nafs. Movarounnahr [Riyazatun-nafs. Movarounnahr] , (Adolat, Tashkent, 2006, 24 p.), [in Uzbek].

7 Mansur A. kommentarij na uzbekskij perevod. Svyashchennyj Koran [commentary on Uzbek translation of Holy Quran] (Adolat, Tashkent, 1992. 425p.), [in Uzbek].

8 Hussein Waz Kashifi. Futuvatnomai Sultani or Javanmard Tariq [Futuvatnomai Sultan or Javanmard Tariqat] (National Encyclopedia of the State Scientific Publishing House of Uzbekistan, Tashkent, 2011, 17 p.), [in Uzbek].

9 Komilov N. Sufizm [Sufism], (Adolat, Tashkent, 2009, 137 p.), [in Uzbek].

10 Aziziddin N. Zubdat ul-haqayik [Zubdat ul-haqayik], (Kamalak, Tashkent, 1996, 79 p.), [in Uzbek]

Сведения об авторе:

Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна - кандидат философских наук, профессор кафедры этики и эстетики факультета социальных наук, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан.

Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuralievna - Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Department of Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences, Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.