МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Из рисунка видно, что максимальная водоудерживающая способность характерна для верхнего горизонта, а его кривая водоудерживания в области капиллярной и пленочно-капиллярной влаги расположена на некотором расстоянии от переходного к иллювиальному горизонту. Однако в области гравитационной влаги кривые водоудерживания горизонтов Ап и АВ расположены достаточно близко и имеют практически одинаковые значения давления почвенной влаги. Анализ данного факта позволяет сделать практически важный вывод о физической деградации пахотного горизонта междурядий в условиях сада. Вниз по профилю почвы кривые ОГХ, кроме ОГХ гор.Ск, смещаются в сторону меньших влажностей, не пересекаясь друг с другом вплоть до перехода пленочно-капиллярной малоподвижной влаги в пленочную. В целом кривые водоудерживания чернозема выщелоченного в условиях сада имеют выраженную S-образность с дифференциацией по профилю вплоть до верхнего предела иссушения (1000 кПа) с перегибом в области давления барботирования, имеющей довольно широкий диапазон (1-10 кПа) по сравнению с более легкими почвами Алтайского края.
Следует отметить, что с помощью подхода А.Д. Воронина выявления критических предельно равновесных состояний для средне- и тяжелосуглинистых почв можно достаточно точно оценить переходы влаги из одной категории в другую [1], значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критические состояния влаги чернозема выщелоченного под облепихой
Гор КВ МКСВ ММВ
Ркв ' кПа 0ке , см3/см3 P , кПа мксв ' 0 , см3 /см3 мксв ' P , кПа мыв ' 0„„e , см3/см3 ммв
Ап 14,7 0,393 29,3 0,288 57,5 0,198
AB 14,7 0,338 26,8 0,265 54,3 0,190
B 14,7 0,322 25,8 0,244 48,5 0,174
Ск 14,7 0,297 24,7 0,231 46,6 0,168
Максимальные значения критических состояний влаги чернозема выщелоченного свойственны гор. Ап и АВ, далее по профилю эти значения уменьшаются.
Полученные гидрофизические функции можно использовать в динамическом моделировании режима влажности черноземов под ягодными культурами. Список использованной литературы:
1. Воронин А.Д. Основы физики почв. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. - 244 с.
2. van Genuchten M.T.H., Leij F.J., Yates S.R. The RETC code for quantifying the hydraulic functions of unsaturated soils // USDA, US Salinity Laboratory, Riverside, CA. - 1991. - 216 p.
© А.Г. Болотов, Н.А. Гончаров, И.А. Гончаров, 2015
УДК 636.084.41
Ю. В. Сизова
К.б.н., доцент Инженерный факультет
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
Г. Княгинино, Российская Федерация
РОЛЬ НЕЙТРАЛЬНО-ДЕТЕРГЕНТНОЙ КЛЕТЧАТКИ В КОРМЛЕНИИ МОЛОЧНЫХ КОРОВ
Аннотация
Изучению закономерностей превращения углеводов корма у жвачных животных посвящено достаточно исследований. Однако в связи с разработкой метода фракционирования структурных углеводов, появилась возможность более точно определять переваривание в желудочно-кишечном тракте животных каждой фракции углеводов в отдельности и выяснить их вклад в обеспечение организма энергией.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Молочные коровы, нейтрально-детергентная клетчатка, азотистое питание, молочная продуктивность.
В кормах для сельскохозяйственных животных встречаются чаще всего три группы углеводов: клетчатка, сахара и крахмал. Они являются поставщиками энергетического и пластического материала в организме. Количество и соотношение этих элементов углеводистого питания жвачных животных определенным образом влияет на обмен веществ и продуктивность, что, в конечном счете, связано с использованием питательных веществ рациона [2, с. 10].
По методу определения структурные углеводы делятся на кислотно-детергентную клетчатку (КДК), которая включает целлюлозу и лигнин, и нейтрально-детергентную клетчатку (НДК), представляющую комплекс лигнина, целлюлозы и гемицеллюлоз. НДК наиболее полно отражает структурный состав клеточных стенок растений и оказывает первостепенное влияние на потребление и эффективность использования корма. КДК может служить показателем переваримости грубого корма, так как содержит высокий процент лигнина, который относится к низкопереваримой части клетчатки [3, с. 15]. Разделение клетчатки на фракции более полно раскрывает ее состав, а, следовательно, дает возможность точнее определить переваривание в желудочно-кишечном тракте животных каждой ее фракции в отдельности [1, с. 15].
Предполагается, что уровень поступления различных источников обменного протеина в кишечник коров может варьировать в зависимости от содержания нейтрально-детергентной клетчатки (НДК) в рационе. В процессе переваривания клетчатка может влиять на микробиологические процессы в преджелудках, их моторику, а также скорость эвакуации содержимого. При этом может меняться глубина расщепления кормового протеина в рубце, уровень образования микробного белка, обеспечивая тем самым поступление доступных для всасывания аминокислот в кишечник.
В связи с этим было проведено исследование на влияния разного уровня НДК на молочную продуктивность и азотистый обмен у молочных коров.
В I период опыта с 15-го по 45-й день лактации группы животных получали рационы, различающиеся содержанием НДК (29,0%, 31,3 и 33,5%) за счет использования силоса разного вида (в кукурузном силосе - 43,6% НДК и в разнотравном - 55,1%).
Во II период (с 45-го по 75-й день лактации) в рационах коров всех групп содержание НДК было увеличено по сравнению с I периодом опыта (в среднем на 12,1%). Различие в уровне НДК в рационах животных достигалось за счет изменения соотношения доли грубых и концентрированных кормов. В рационе первой группы оно составило 26:74, во второй 33:67 и в третьей 39:61.
В III период опыта (с 75-го по 105-й день лактации) содержание НДК в рационах животных во всех группах было одинаковым (около 38%), но с разным преимущественным кормовым источником (сено-силос), обеспечивающим заданный уровень клетчатки.
При варьировании уровня НДК в рационе животных, более высокая молочная продуктивность была у коров 2-й группы во II периоде опыта, когда концентрация НДК возросла с 31,3% до 35,1%. Данный уровень НДК в рационе способствовал более интенсивному течению пищеварительных процессов в рубце, обеспечивающих организм в должной мере всеми необходимыми продуктами ферментации, влияющими на молочную продуктивность коров. При уровне в рационе около 38% НДК в III периоде не отмечено значительного снижения среднесуточного удоя у коров. Оптимальное содержание НДК в рационе обеспечивает не только нормальную функцию пищеварительного тракта, но и молочную продуктивность коров, что согласуется с данными ряда исследователей [1, с. 17; 3, с. 679].
Список использованной литературы:
1. Воробьева, С.В. Влияние клетчатки в рационах на потребление и переваримость сухого вещества корма бычками./ С.В. Воробьева// Зоотехния.- 2002. - №6. - С. 15-17.
2. Епифанов, В.Г. Гидролиз углеводов в желудочно-кишечном тракте свиней при различном содержании клетчатки./ В.Г. Епифанов, А.А. Городецкая // Сельскохозяйственная биология.- 1995.-№6.- С.89-93.
3. Clark, P.W. Replacement of alfalfa neutral detergent fiber with a combination of nonforage fiber sources. / P.W. Clark, L E. Armentano //J. Dairy Sci.-1997.-Vol.80.-P.675-680.
© Ю. В. Сизова, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 7.07-05
Е.А. Агеева
Старший научный сотрудник ГКУ МО «Центрального государственного архива Московской области», Россия, г. Москва
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ МИХАИЛА ЕГОРОВИЧА КУБЛИЦКОГО (1821-1875)
Аннотация
В этом году исполняется 140 лет со дня смерти журналиста, театрального критика, искусствоведа Михаила Егоровича Кублицкого. В статье излагаются биографические данные, собранные из разных источников по крупицам. В хронологической последовательности описан жизненный и творческий путь данного персонажа.
Ключевые слова:
Кублицкий М.Е., воспоминания Полонского Я.П., переписка с А. Островским, библиотека Кублицкого
М.Е., биография, творческий путь.
Михаил Егорович Кублицкий родился 28 ноября 1821 года в Рязани в семье помещика.
О семье и его родственниках известно из воспоминаний Якова Петровича Полонского, опубликованных в 1986 году. Поэт так вспоминает первое знакомство с Кублицкими: «...Тут у меня завелось новое знакомство, и это заметно стало развлекать меня. Между нашей квартирой и соседним домом был пустой закоулок со следами двух гряд, заросших травой и протоптанных людьми, которые тут развешивали белье свое. У забора росли две вербы, на закоулок этот из соседнего дома выходило окошко. В этом окошке стало появляться личико мальчика, худенького, с остреньким носиком и веселыми глазками. Я стал через заднее крыльцо выбегать и с ним разговаривать. Раз я зарядил порохом детское шведской работы охотничье ружьецо, пришел в закоулок и спросил соседа, можно ли стрелять. Он замялся и сказал: стреляйте... Я выстрелил в забор. В окне за мальчиком появилось новое лицо, смугло-красное, как медь, четырехугольное с отвислым подбородком и выпуклыми глазами. Это был отец мальчика, старик Кублицкий, вдовец-помещик. Узнавши, что это я выстрелил, он стал пугать меня полицией, стыдить и мне жестко выговаривать... От Матрены мне тоже досталось порядком.
Раз я зашел в сад и через плетень познакомился с соседским мальчиком Мишей. Он мне очень понравился. Я перелез к нему в другой сад через низенький дощатый заборчик и тотчас же поступил в его армию. У него была сабля, у меня ружьё, у него слуги-мальчика палка и барабан-все, что нужно для маркировки, команды и воинственных замыслов.
Но и литературные вкусы, и любовь к чтению тоже отчасти сближали нас. Раз я прочитал ему стихи, которые начинались так:
Природа-мать нежна,
Моря, небеса,
Луга ароматы,
Поля, леса...
дальше не помню. Эти стихи очень понравились Мише, и он за это дал прочесть мне стихи своего двоюродного брата - тоже Кублицкого. Это был набор слов, но и в этом наборе слов я старался подметить нечто и желал познакомиться с автором.
Чтобы познакомиться с автором, надо было ехать в деревню к родному дяде Миши Кублицкого, и эту поездку он обещал мне устроить, т.е. выхлопотать у отца позволение взять лошадей и небольшие крытые дрожжи. Кажется, что по поводу этой поездки, и я заходил на двор к Кублицким и видел отца его, проходившего по двору и в халате нараспашку распекавшего крепостных людей и покурившего коротенькую трубочку. Старик картавил, как бы сюсюкал, беспрестанно сплевывал в сторону и, посмеиваясь, выставлял наружу свои кривые,
до черноты закоптелые зубы. Почему-то старик, несмотря на мой выстрел, благоволил ко мне и, как мне
103