Научная статья на тему 'Роль непрерывного профессионального образования и стандартов обучения в управлении врачебными кадрами'

Роль непрерывного профессионального образования и стандартов обучения в управлении врачебными кадрами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1120
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПМСП / ДәРіГЕР КАДРЛАРЫН БАСқАРУ / үЗДіКСіЗ КәСіБИ БіЛіМ БЕРУ / АМСЖ / MANAGEMENT OF MEDICAL STAFF / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PHC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кушкарова А. М., Каусова Г. К., Глушкова Н. Е.

Решение кадрового кризиса в мировых системах здравоохранения является первоочередной задачей государств. Современные проблемы развития кадров здравоохранения в мире связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, недостатком специалистов узкого профиля, дисбалансом численности врачей и среднего медицинского персонала, чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах. Данная работа посвящена обзору публикаций, описывающих роль непрерывного профессионального образования и стандартов обучения в управлении врачебными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кушкарова А. М., Каусова Г. К., Глушкова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of continuing professional education and training standards in the management of medical staff

The solution of the personnel crisis in the world health care systems is the first priority of the countries. The current problems of developing the health workforce in the world are connected with the shortage of personnel providing primary medical care, the shortage of specialists in a narrow profile, the imbalance in the number of doctors and nurses, and the excessive concentration of medical workers in large cities. This work is devoted to a review of publications describing the role of continuing professional education and training standards in the management of medical staff.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного профессионального образования и стандартов обучения в управлении врачебными кадрами»

УДК 614.2:614.251.2

А.М.Кушкарова1, Г.К.Каусова1, Н.Е. Глушкова 2

1Казахстанский медицинский университет Высшая школа общественного здравоохранения, города Алматы, 2Кафедра интернатуры по общей врачебной практике и постдипломному образованию, Государственный медицинский университет города Семей

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ

Решение кадрового кризиса в мировых системах здравоохранения является первоочередной задачей государств. Современные проблемы развития кадров здравоохранения в мире связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, недостатком специалистов узкого профиля, дисбалансом численности врачей и среднего медицинского персонала, чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах. Данная работа посвящена обзору публикаций, описывающих роль непрерывного профессионального образования и стандартов обучения в управлении врачебными кадрами. Ключевые слова:управление врачебными кадрами, непрерывное профессиональное образование, ПМСП

Введение. Одной из важных составляющих укрепления систем здравоохранения являются стратегии развития кадровых ресурсов. Во всем мире эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от показателей деятельности работников, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией. Международный опыт, в частности опыт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свидетельствует о том, что среди организационных изменений, касающихся повышения эффективности систем здравоохранения, наибольшего успеха достигают действия, предпринимаемые в области управления кадрами.

Кадровый кризис в здравоохранении признается мировым сообществом. Современные проблемы развития кадров здравоохранения в мире связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, недостатком специалистов узкого профиля, дисбалансом численности врачей и сестринского и акушерского персонала, чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах.

Целью исследования было проведение литературного обзора по современному состоянию системы непрерывного профессионального образования в контексте управления врачебными кадрами.

Материалы и методы: Для достижения поставленной цели был выполнен систематический поиск и последующий информационный анализ доступных публикаций и он-лайн ресурсов. Все принятые к формированию обзора работы были индексированы в базах данных PubMed, MEDLINE, Embase, e-library, Google 5сЬо1аг.Ключевые пункты формирования поисковых запросов для формирования обзора литературы были представлены следующими элементами: «врач общей практики», «ВОП», «ПМСП», «постдипломная подготовка врачей», «непрерывное профессиональное образование», «управление врачебными кадрами».

Результаты и обсуждение.

Одним из главных стратегических направлений развития и управления медицинскими кадрами является необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения с учётом потребности регионовРеспублики Казахстан (РК).

Высокие профессиональные знания и практические навыки медицинских кадров, эффективное распределениеих потенциала окажет позитивное воздействие на иные, не менее значимые, объёмные параметры здравоохранения -финансовые и материально-производственные ресурсы. Формирование кадровой политики должно согласовываться с образовательной политикой в системе непрерывного профессионального образования и быть направлено на активизацию мотивированности медицинских работников к повышению своей квалификации [1].

Государственная Программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015г.г. определяет первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) как приоритетное направление развития здравоохранения в республике [2].

Одной из наиболее страдающих от дефицита кадров в РК является область семейной медицины, представленная сетью организаций ПМСП с пулом врачей общей практики

(ВОП), работающих, как с детским, так и взрослым контингентом населения. В последнее время в силу реформирования системы здравоохранения на переориентацию от дорогостоящего стационарного лечения на активизацию программ по ранней диагностике, профилактике заболеваний и стационарозамещающие технологии, эта проблема стоит наиболее остро. Дефицит врачей амбулаторного звена начинается уже на этапе выпуска из высшего учебного заведения. Так как большинство выпускников медицинских вузов предпочитают программы узкой специализации, не уделяя должного внимания общей врачебной практике. Человеческий фактор также является ключевым звеном, обеспечивающим действенность всей системы здравоохранения в целом, так и отдельных ее объектов и структур. Серьезной проблемой для организаций здравоохранения Казахстана остаются уровень подготовки кадровых ресурсов, укомплектованность

квалифицированными специалистами, недостаток персонала в сельских районах и оказывающего ПМСП, а также дисбаланс численности врачей и среднего медицинского персонала, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения [1, 3]. Сложившаяся ситуация обусловливает первостепенность подготовки высшими медицинскими учебными заведениями квалифицированных ВОП для работы в первичном звене здравоохранения.

В области здравоохранения дополнительному образованию придают большое значение, потому что знания и умения в медицинской практике находятся в постоянном развитии, а пациенты обладают незыблемым правом получать наилучшее лечение из существующего в тот или иной период времени [4, 5].

Основной ориентир дополнительного медицинского профессионального образования направлен на овладение квалифицированным работником новейшими научными знаниями, умениями и навыками их практического применения, обеспечивает оперативное и

широкомасштабное внедрение достижений медицинской науки во все здравоохранения.

Важным фактором также является то, что непрерывное профессиональное образование позволяет медицинскому работнику поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей его трудовой деятельности.

Современные образовательные технологии в условиях использования принципов модульности и

индивидуализации обучения, доступности источников информации создают условия, которые должны способствовать тому, что врач может овладеть достаточным объемом необходимых теоретических знаний и практических навыков во время регулярного повышения уровня квалификации и в целом постдипломного образования.

Постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи - конечная цель непрерывного медицинского образования [6-8]. Для подготовки самостоятельно работающего специалиста базового медицинского образования недостаточно. Существенным

фактором обеспечения высокого уровня медицинского обслуживания остается постоянное повышение квалификации, как в клинической деятельности, так и в сфере управления [9,10].

Ответственным за установление требований, предъявляемых к учебным заведениям, на базе которых проводится специализация, за программу специализации, длительность и качество практического опыта, необходимого для проведения экзаменов на нескольких этапах обучения, является государственный орган. Специализация медицинских работников должна регламентироваться данным государственным органом [11].

После завершения базового медицинского образования начинается непрерывное профессиональное образование, обозначающее период образования и подготовки врачей. Причем профессиональное развитие должно сопровождать каждого врача в течение всей его рабочей деятельности. Непрерывное профессиональное развитие

(НПР)рассматривается как обязательное для каждого врача ПМСП и является основой для оказания качественной медицинской помощи.

Тем не менее, непрерывное профессиональное развитие отличается от двух предыдущих стадий медицинского образования - базового медицинского образования и систематической последипломной медицинской

подготовки.

Перечисленные стадии проводятся в соответствии с конкретными правилами и инструкциями, НПР подразумевает проведение мероприятий по типу самоподготовки и обучения на практике, а не подготовку под чьим - либо руководством. Наравне с пропагандой профессионального развития персонала, НПР направлено на «поддержание и усовершенствование опыта (знаний, навыков, отношений) отдельного врача, жизненно важных для удовлетворения меняющихся потребностей пациентов и системы оказания медицинского обслуживания» [12,13]. В результате изменений, которые происходят в сфере медицины и здравоохранения, следует ожидать качественной профессиональной подготовки и осознание необходимости непрерывного медицинского образования. Государство, а также административные и политические учреждения, представляющие интересы пациентов, хотят видеть медицинскую помощь более эффективной и действительно качественной. Первоначальной точкой для достижения этих целей является высококачественная профессиональная подготовка [14-20].

Целый ряд мероприятий - от повышения профессиональной квалификации до специализированных курсов включает понятие непрерывного обучения.

Всем врачам ПМСП, которые проходят специализацию в определенной области, необходимо в установленные сроки проходить курсы повышения квалификации, особенно в тех областях медицины, которые интенсивно развиваются. Курсы и другие мероприятия по повышению квалификации медицинских работников предназначены для улучшения знаний, практических навыков медицинских работников, а также призваны повышать уровень их самооценки, повышать их мотивацию и совершенствование профессиональных качеств.

Администрация медицинских учреждений обязана найти мотивации и создать условия для постоянного повышения квалификации всего медицинского персонала, а также самих руководителей. Прохождение курсов повышения квалификации должно стать неотъемлемой частью их профессиональной медицинской деятельности [21-25]. В результате происходящих изменений в сфере здравоохранения, профессиональная подготовка и непрерывное медицинское образование также должно соответствовать современным требованиям. Новой движущей силой исследований в области ПМСП во всех странах является необходимость финансовой подотчетности и обеспечения качества оказываемых медицинских услуг. Важными факторами охраны и улучшения здоровья населения остаются внедрение стандартных медицинских учебных программ, стандартов проведения экзаменов, государственного

профессионального лицензирования и профессиональных инстанций, регулирующих эту деятельность, а также разрабатывать стандарты лечебной практики. Современная модель врача, предложенная Всемирной организацией здравоохранения, заслуживает

внимательного изучения и применения на практике. Выработанная модель современного врача также может быть принята за основу при разработке квалификационных характеристик или компетенций врачей [26-28]. Согласно созданной модели современного врача, врач должен уметь:

- обеспечивать лечение, воспринимая пациента как личность (не как случай), предоставив ему качественную, профессиональную, исчерпывающую, непрерывную и персональную помощь и строя с ним отношения, основанные на доверии;

- уметь выбирать наилучшие стратегии и следуя технологиям, принимать решения, обеспечивающие высоко этичные и разумные по стоимости методы;

- пропагандировать здоровый образ жизни, доступными пациенту методами и обеспечивая сохранение его здоровья; осуществлять коммуникацию, ставя пациента в известность о вариантах выбора при лечении, рассматривая его в качестве партнера, принимая во внимание мнение пациента относительно своего здоровья и поддерживая добрые отношения с самим пациентом и его семьей;

- находить компромисс личных интересов с потребностями общества, инициировать необходимые действия от имени общества, олицетворять собой общественного лидера, способного завоевать доверие людей, с которыми он работает;

- быть предприимчивым руководителем, способным гармонично работать на персональном уровне и на уровне организации, учитывая как внутренние условия, так и условия окружающей среды, с тем, чтобы система здравоохранения отвечала потребностям пациентов и общества, разумно используя имеющиеся ресурсы и предоставляемые возможности здравоохранения.

Отсюда следует, что основу перечисленных квалификационных требований или компетенций, как и во многих странах мира, составляет деятельность самого медицинского работника.

Можно прийти к выводу, что современный врач, независимо от выбранной специальности, должен обладать навыками общения, умения слушать и объяснять пациентам их состояние, советоваться с пациентами и их семьями [29-35]. На сегодняшний день услуги здравоохранения представляют собой сложный, согласно выработанному мнению профессионалов, процесс, который может быть обеспечен при условии развития человеческих ресурсов, основанном на «удовлетворении нужд и потребностей населения, сложившегося рынка труда, а не на чисто профессиональном интересе» [36-40].

В связи с переходом на новые экономические и рыночные отношения система образования Республики Казахстан на сегодняшний день испытывает кардинальные изменения. Рыночные отношения поставили перед образованием новые вопросы при подготовке специалистов в области медицины и здравоохранения.

Молодые специалисты должны обладать высокими профессиональными качествами: должны уметь свободно мыслить, уметь принимать самостоятельно решения уметь преодолевать возникающие трудности и искать пути выхода из сложившихся ситуаций, а также пути рационального преодоления трудностей. Таким образом, специалисты, выходящие из стен учреждений образования, должны быть востребованными на рынке труда, быть готовыми к постоянному развитию и изменению. То есть выпускники должны обладать высоким уровнем знаний, «качественно ориентированным на современные реалии»[41-43].

В современной системе здравоохранения РК реформирование службы ПМСП, повышение ответственности государства и муниципальных образований за качество оказания медицинской помощи обуславливает возрастающую роль общей врачебной практики.

На сегодняшний день в РК базовые и специальные знания, умения и навыки, которыми должен обладать врач общей практики, изложены в приказе Министерства здравоохранения (МЗ) РК №699 от 12.11.2009 г. «Об утверждении квалификационных характеристик медицинских и фармацевтических специальностей», который был разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года, а также «в целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождения обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования» [44].

При проведении аттестации врача необходимо учитывать уровень профессиональной подготовки и образования, а также стаж и опыт работы, что не прописано в имеющихся нормативных документах и квалификационных требованиях при подготовке специалиста медицины. Имеет место необходимость разработки профессиональных стандартов врачей, в частности врача общей практики, для системного и структурированного описания трудовых функций, задач по их реализации, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям. Профессиональный стандарт должен определять требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда деятельности в отрасли «система здравоохранения», подотрасли «медицинская деятельность», области деятельности «врачебная практика», подобласти деятельности «Общая врачебная практика».

На основе Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан, важнейшей частью которой является Профессиональный стандарт, будут разработаны и усовершенствованы образовательные программы, стандарты в системе сертификации, должностные инструкции, система мотивации и стимулирования для сотрудников данной подобласти деятельности. С возможностью периодического обновления с учетом появления новых медицинских технологий, совершенствования безопасности и качества медицинских услуг, потребностей рынка медицинских услуг на новые

компетенции в рамках специальности «Общая врачебная практика» профессиональный стандарт будет разработан на основе требований Национальной рамки квалификаций, Отраслевой рамки квалификации системы здравоохранения. На сегодняшний день для разработки профессионального стандарта по специальности «Общая врачебная практика» был разработан паспорт стандарта, где определены все виды деятельности, а также требования к условиям труда специалиста, образованию и опыту работы врача общей практики.

Профессиональная деятельность имеет основную цель -предоставление квалифицированной медицинской помощи по специальности «Общая врачебная практика». Многое зависит от вида деятельности, предполагается разделение на Врача общей практики и Врача-эксперта по специальности«Общая врачебная практика» по квалификационным уровням [45].

На современном этапе экономического развития страны одним из главных направлений здравоохранения является преобразование первичной медико-санитарной помощи на основе внедрения «врача обшей практики», как в городской, так и в сельской местности. Данное направление обеспечит высокую результативность существующей системы здравоохранения. В разрабатываемом профессиональном стандарте будут определены требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в рамках специальности «Общая врачебная практика», который является важнейшей частью Национальной системы квалификаций Республики Казахстан, на основе которого будут разработаны и упорядочены стандарты в системе сертификации врача общей практики.

Заключение. Таким образом, одной из актуальных проблем на сегодня во всем мире остается повышение качества образования в контексте управления врачебными кадрами. Этот же ключевой вопрос остается актуальным и для Казахстана. Решение этой проблемы должно быть тесно связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Методы планирования, прогнозирования кадровых ресурсов здравоохранения: Метод.рек. / Сост.: Т.Б. Турумбетова, Г.А. Мусина, М.М. Кабдуллина и др. - Астана: Республиканский центр развития здравоохранения, 2015. - 42 с.

2 Сагеев С.С., Сейтбаева А.А., 2014. Определение приоритетных направлений модернизации здравоохранения в сельской местности. //Вестник КазНМУ, 2(4). Дата обращения: 01.01.2015 www.kaznmu.kz/press/wp-content/uploads/2012/01/96-24-2014.pdf#page=158.

3 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыКазак;стан» на 2011 - 2015 годы // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113.

4 Горшунова Н. К. Инновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования //Фундаментальные исследования. - 2009. - № 2. - С. 86-88.

5 Шестак Н. В. Компетентностный подход в непрерывном профессиональном образовании //Право и образование. - 2006. - № 6. - С. 90-98.

6 Агранович Н. В., Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Strategicznepytania swiatowejnauki - 2013». - Vol. 24. Medycyna.:Przemysl. Naukaistudia. - С. 78-82.

7 Куценко И. И., Семенов Ф. В. Проблемы формирования у студентов медицинских вузов практических умений и навыков и некоторые пути их решения // Соврем. проблемы науки и образования. - 2009. - № 4(1). - С. 12-14.

8 Мухин Н. А., Фомин В. В., Лебедева М. В. Значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке врача по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело» // Медицинское образование и вузовская наука. - 2012. - № 2 (2).

9 Ходжаян А. Б., Агранович Н. В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные науки. - 2011. - № 11(1). - С. 149-153.

10 Шуматов В. Б., Крукович Е. В., Осин А. Я., Садова Н. Г. Формирование умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2010. - № 4. - С. 82 - 86.

11 Попов В. С., Горохов А. В., Комаров С. И. Создание единого информационного пространства многопрофильного лечебно-профилактического учреждения: проблемы и решения //Программные системы: теория и приложения: труды конференции. -Москва: Физматлит. - 2004.

12 Горшунова Н. К. Соответствие международным критериям и особенности отечественного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по общей врачебной практике/семейной медицине //Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №. 4. - С. 34-37.

13 Краткий аналитический обзор анализ систем и политики здравоохранения. Профессионально-квалификационная структура: как ее оптимизировать и зачем это нужно? / IvyLynnBourgeault, EllenKuhlmann, ElenaNeiterman, SirpaWrede, Под ред. GovinPermanand. Европейское региональное бюро ВОЗ и Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2008. - 42 с.

14 Richards A. et al. Skill mix between nurses and doctors working in primary care-delegation or allocation: a review of the literature // International journal of nursing studies. - 2000. - Vol. 37. - №. 3. - P. 185-197.

15 Nancarrow S. A., Borthwick A. M. Dynamic professional boundaries in the healthcare workforce //Sociology of Health & Illness. - 2005. -Vol. 27. - №. 7. - P. 897-919.

16 Spilsbury K., Meyer J. Use, misuse and non-use of health care assistants: understanding the work of health care assistants in a hospital setting //Journal of nursing management. - 2004. - Vol. 12. - №. 6. - P. 411-418.

17 Buchan J., Ball J., O'May F. If changing skill mix is the answer, what is the question? //Journal of health services research & policy. - 2001. - Vol. 6. - №. 4. - P. 233-238.

18 Hurst K. Primary and community care workforce planning and development //Journal of advanced nursing. - 2006. - Vol. 55. - №. 6. - P. 757-769.

19 Grol R., Grimshaw J. From best evidence to best practice: effective implementation of change in patients' care //The lancet. - 2003. - Vol. 362. - №. 9391. - P. 1225-1230.

20 Brown C. A., Belfield C. R., Field S. J. Cost effectiveness of continuing professional development in health care: a critical review of the evidence //BMJ. - 2002. - Vol. 324. - №. 7338. - P. 652-655.

21 Thomas D. C. et al. Continuing medical education, continuing professional development, and knowledge translation: Improving care of older patients by practicing physicians / /Journal of the American Geriatrics Society. - 2006. - Vol. 54. - №. 10. - P. 1610-1618.

22 Cantillon P., Jones R. Does continuing medical education in general practice make a difference? //Bmj. - 1999. - Vol. 318. - №. 7193. - P. 1276-1279.

23 Towle A. Continuing medical education: Changes in health care and continuing medical education for the 21st century //Bmj. - 1998. -Vol. 316. - №. 7127. - P. 301-304.

24 Headrick L. A., Wilcock P. M., Batalden P. B. Interprofessional working and continuing medical education //Bmj. - 1998. - Vol. 316. - №. 7133. - P. 771-774.

25 Шевский В. И., Шишкин С. В. Реформирование первичной медицинской помощи: препятствия и перспективы. - Институт экономики переходного периода, 2006.

26 World Health Organization et al. Changing medical education: An agenda for action. - 1991.

27 Боссерт Т., Бернигхаусен Т, Бовсер Д., Митчелл А., Гедик Г. Оценка финансирования, образования, управления и политического контекста для стратегического планирования кадровых ресурсов здравоохранения.- Всемирная организация здравоохранения, 2009.

28 SmithP.C., MossialosE, Papanicolas I. Оценка эффективности реформирования системы здравоохранения: опыт, проблемы и перспективы. Всемирная организация здравоохранения, 2008 г. и Всемирная организация здравоохранения от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2008 г. - С. 17 - 18.

29 Балтабаева Ш.А. Теоретическое обоснование, разработка и оценка внедрения дифференцированной системы оплаты труда врачебного персонала: дис. ... д-р. PhD: 6D110200 . - Астана, 2011. - 197 с.

30 Митронин В. К.Подготовка современного врача-клинициста и специалиста по управлению здравоохранением // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - № 4. - С.38-40.

31 Н.К. Гусева, О.П. Абаева «Регламентация врачебной деятельности и кадровая политика лечебно-профилактического учреждения» // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004. - № 4. - С. 34-37.

32 Кузьменко М.М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты (современное состояние проблемы) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 1996. - № 4. - С. 42-46.

33 Соколов А.Д., Бисерова А.Г., Рослякова Е.М. и др. Модель специалиста - условие повышения качества подготовки врача // Некоторые проблемы дополнительного медицинского образования. Материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Актобе.- 2005. - С. 191-192.

34 Каптагаева А.К., Кызылова З.И. и др. Состояние и проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров в республике//Материалы II съезда врачей и провизоров Республики Казахстан, Астана. - 2002. - С.240-241.

35 Денисов И.Н., МелешкоВ.П., Душенков П.А. Медицинские кадры: социальная гигиена (медицина и организация здравоохранения), 1998 г. - С.443-463

36 Решетников А. В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг //Экономика здравоохранения. - 2000. - Т. 12. - С. 3943.

37 Шейман. И.М.Реформа управления и финансирования здравоохранения. — М: Издатцентр, 1998. — 337 с.

38 Столяров С. А. Определение медицинской услуги //Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - №. 3. - С. 56-57.

39 Шишкин С. Дилеммы реформы здравоохранения //Вопросы экономики. - 1998. - №. 3. - С. 90-104.

40 Русинова Н. Л., Панова Л. В., Бурмыкина О. Н. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения //Социология медицины. - 2006. - №. 2. - С. 24-31.

41 Закон Республики Казахстан "Об образовании"//Учитель Казахстана. - 1999. - №21-24.

42 Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда // Казахстанская правда, 10 июля 2012.

43 Основы кредитной системы обучения в Казахстане. - Алматы, 2004.

44 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 ноября 2009 года № 699 Об утверждении квалификационных характеристик медицинских и фармацевтических специальностей // www.online.zakon.kz/ URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31517128 (дата обращения: 15.12.2016).

45 Профессиональный стандарт в рамках специальности «Общая врачебная практика» // www.rusnauka.com URL: http://www.rusnauka.com/19_TSN_2014/Medecine/0_168286.doc.htm (дата обращения: 15.12.2016).

А.М.Кушкарова1, Г.К.Каусова1, Н.Е. Глушкова 2

'Алматы цаласыныц К,огамдъщ денсаулъщ сацтау жогары мектебi К^азацстандыц медицина университет!, 2Семей ц. Мемлекетт!к медицина университетi, жалпы дэр!герл!к тэж!рибе бойынша интернатура кафедрасы

УЗДЖаЗ КЭС1БИ Б1Л1М БЕРУДЩ ЖЭНЕ ОЦЫТУ СТАНДАРТТАРЫНЬЩ ДЭР1ГЕР КАДРЛАРЫН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БАСЦАРУДА АЛАТЫН ОРНЫ

tywh. Элемдш денсаулы; са;тау жуйелершдеп кадр дагдарысын шешу мемлекеттердщ б1ршш1 кезектеп мшдет болып табылады. Элемдеп денсаулы; са;тау кадрларын дамытудыц к;аз1рп уа;ыттагы мэселелер1 алгаш;ы медициналы; жэрдемд1 корсететш ;ызметкерлердщ тапшылыгымен, арнайы бешн мамандарыныц жеткпеушшшмен, дэр1герлер мен орта медициналы; ;ызметкерлер сандарыныц тецгер1мйздтмен, медицина ;ызметкерлершщ ;алаларда шамадан тыс шогырлануымен байланысты. Бул жумыс уздшйз кэйби бтм берудщ жэне о;ыту стандарттарыныц дэр1гер кадрларын бас;аруда алатын орнын суреттейтш жарияланымдарды шолуга арналган.

TYrnH4i сездер: дэр1гер кадрларын бас;ару, уздшйз кэйби бШм беру, АМСЖ

A.M.Kushkarova1, G.K.Kaussova1, N.E. Glushkova 2

1 Kazakhstan Medical University High School of Public Health, Almaty, 2 Department of internship on general practice and postgraduate education, Semey State Medical University

THE ROLE OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING STANDARDS IN THE MANAGEMENT OF MEDICAL STAFF

Resume: The solution of the personnel crisis in the world health care systems is the first priority of the countries. The current problems of developing the health workforce in the world are connected with the shortage of personnel providing primary medical care, the shortage of specialists in a narrow profile, the imbalance in the number of doctors and nurses, and the excessive concentration of medical workers in large cities. This work is devoted to a review of publications describing the role of continuing professional education and training standards in the management of medical staff.

Keywords: management of medical staff, continuous professional education, PHC

УДК: 618.10.009.689.7

АДыдырбаева, Е.Утеулиев, Л.Айтамбаева

«КДСЖМ» Казацстандыцмедициналъщуниверситет С.Д.Асфендияров атындагы Казац ¥лттыцмедицинауниверситет1

ПЕРИНАТАЛДЫ ЖЭНЕ БАЛАЛАР КАРДИОЛОГИЯЛЬЩ ХИРУРГИЯСЫ ОРТАЛЬИЫНЫН, МЕДИЦИНАЛЬЩ КЫЗМЕТКЕРЛЕР1НЩ

КЭС1БИ ДАМУ БАFЫТТАРЫН ТАЛДАУ

Президент Н.Э.Назарбаев «Жаца элемдегi жаца Казацстан» атты Казацстан халцына Жолдауында елiмiздiц дамуыныц жаца кезецiндегi мемлекеттiк саясаттыц 6ip багыты медициналыц цызмет корсету сапасын жацсарту жэне денсаулыц сацтаудыц жогары технологиялыц жуйесш дамыту болуы керек деп атап корсеттi. Медициналыц цызметтердiц сапасы кешендi угым болып табылады жэне ол коптеген колемдi себептерге байланысты, олардыц iшiнде медициналыц уйымдардыц материалдыц-техникалыц жарацталуын, клиникалыц мамандардыц кэ^би децгешн жэне оны арттыруга деген уэждеместщ болуын, медициналыц комектi уйымдастыру мен корсету удерктерш басцарудыц цазiргi замангы технологияларын енгiзудi, медициналыц комекке ацы толеудщ тиiмдi эдктерш енгiзудi болек атап откен жон. Медициналыц цызметтердiц сапасын басцаруды жетiлдiру Казацстанныц денсаулыц сацтау саласын 2020 жылга дешн стратегиялыц дамыту аясында мацызды орын алады. Эрбiр адамныц денсаулыгы оныц толыццанды тiршiлiк етуш гана емес, сонымен цатар оныц мyмкiндiктерiнiц элеуетш аныцтайтын факторга айналып отыр.

Tyttmdi свздер: жуйе, жолдау, перинаталдыц цызмет

Такырыптын, езектШй: Денсаульщ са;тау саласында жогары медициналы; немесе арнайы медициналы; орта бШм1 бар адамдар жумыс ктейд. Саланы кадрлы; ;амтамасыз ету туралы айта отырып, медициналы; жабды;тармен айналысатын инженерлш-техникалы; жэне кемекш1 ;ызметкерлер, сондай-а; эгамшшш-баск;арушылык; кадрлар туралы да умытпау ;ажет, олар ;аз1рп тацда ете ;ажет.

Денсаулы; са;тау саласында кадрларды дамытудыц болашагы мен жоспарларыныц арасында денсаулы; са;таудыц уйымдастырушыларына ете аз кецш беледь «Денсаулы; са;таудыц уйымдастырушылары ;ызметтш мшдеттер1 бойынша азаматтардыц денсаулыгын са;тау саласында саясат;а жауап беретш орындаушы билштщ федералды органдарыныц шеш1мдерш ¡ске асыру процейнде непзп буын болып табылатындык;тан бул денсаулы; са;тау саясатын жузеге асыруда ай;ын ;ателш болып табылады»[1,2].

Алайда жогарыда аталган категориялар зерттеудщ шецбершен шыгып кетед1 жэне жеке пысы;тауды талап етед. Аталган жумыстыц аясында 6í3 тек медициналы; жумысшыларды ;арастырамыз (жогары медициналы; бШм бар тулгалар, оныц ¡шшде дэр1герлер).

Зерттеу максаты: перинаталды жэне балалар кардиологиялы; хирургиясы орталыгыныц медициналы; ;ызметкерлершщ кэйби даму багыттарын зерттеу жэне кэйби децгейлерш арттыру бойынша усыныстар жасау. Зерттеу мшдеттерг

1. 2014-2016 жж. ПжБКХО медициналы; ;ызметкерлершщ курылымы мен кэйби даму багыттарына талдау жасау;

2. ПжБКХО ;ызметкерлершщ дипломнан кешнп даярлы; жэне езш-ез1 кэйби жетшд1руге ;ажеттШп мен ;анагаттанушылыгын зерттеу;

3. Медициналы; ;ызметкерлердщ кэйби децгейлерш арттыру бойынша усыныстар жасау.

Зерттеу баFдарламасы: Республикада ММС-ды енпзудщ перспективалы; багыттарын аны;тауда непзп элементтерд ;алыптастыруга мумгандш беретш мшдеттер кешенш шешуд ;амтыды.Зерттеудщ жеке элементтерш

орындау алгоритм! ;амтиды: эртурл1 елде ММС к;ызмет1 мен оныц енпзу проблемалары бойынша к;аз1рп эдебиеттерге шолу, 2011-2015 жылдар аралыгында Каза;стандагы медициналы; са;тандыру нарыгы туралы статистикалы; деректер, ММС-ды енпзуге хальщтыц кезк;арасын аны;тау ма;сатында олардан алынатын элеуметтш сауалнаманыц нэтижелерь

1.2 Медицинальщ квмек кврсету сапасы жэне

медициналык бiлiм беру мэселелер1

Бул бел1мде медициналы; кемектщ сапасы туйнш жэне оныц медициналы; бШм беруд1ц сапасымен байланысын ;арастырамыз, сонымен ;атар осы саладагы экспертт1к уйымдармен айтарлы;тай жт ;озгалатын нег1зг1 мэселелерд! аны;таймыз.

Дэр1герлердщ б1л1кт1л1г1н1ц теменд1г1 - бул ая;талган ем1р, денсаулы;, материалды; жэне ;аржы ресурстарын ти1мс1з пайдалану екенд1г1 бурыннан ;упия емес. ¥лыбританияда дэр1герлерд1ц о;ыс эрекеттер1нен болган 850 мыц ас;ыну аны;талган. Залал емделуш1лерд1ц ауруханада жатуыныц ;осымша кундер1 уш1н 3 млрд. доллармен багаланды, егер басында б1рден дурыс ем тагайындаганда, бул жагдайдан ;утылуга болар ед1. Канадада дэр1герлш к;ател1ктер ауруханада жат;ан 13 емделушшщ б1реу1мен т1ркелед1, мунда залал ауруханадагы ;осымша кундер уш1н 1,1 млн.-мен багаланады. А^Ш-та 44 мыц, ал кейб1р деректер бойынша 98 мыцга дей1н адам ел1м1 дэр1герлерд1ц к;ателштер1мен байланысты [1-8]. Тагы б1р мэл1мдемеш усынамыз: «Саладагы кадрлы; жет1спеуш1л1к ешюмге де жацалы; емес, кез келген меншш тур1ндег1 клиника уш1н а;ылды маман табу оцай емес. Эйресе, егер сез элемд1к медицинадагы соцгы жет1ст1ктер туралы хабары бар жэне заманауи медициналы; жабд^1;тарда б1л1м1 мен машыгы бар дэр1гер туралы болса»[5].

Ескерту жи1л1г1 бойынша ек1нш1 мэселе сарапшылардыц дипломнан кей1нг1 б1л1м беру жуйейнщ жагдайы мен б1л1м беру багдарламаларыныц заманауи реалийлерге сай келмеушштне кец1л толмаушылы; болып табылады. Медициналы; кадрлар мен медициналы; б1л1м беруд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.