Научная статья на тему 'Роль неправительственных акторов в процессе гуманизации мировой экономики (на примере организаций и институтов молодежи)'

Роль неправительственных акторов в процессе гуманизации мировой экономики (на примере организаций и институтов молодежи) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
584
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ АКТОРЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / ООН / ЮНЕСКО / НЕФОРМАЛЬНЫЕ АКТОРЫ / G8 / NON-GOVERNMENTAL ACTORS / HUMANITARIZATION / YOUTH / THE WORLD BANK / HUMANITARIAN VECTOR OF DEVELOPMENT / UNO / UNESCO / INFORMAL ACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асадов Б. Р.

В статье рассматриваются некоторые аспекты содержания гумаизации мировой экономики и дается ее анализ на примере деятельности международных неправительственных акторов, сыгравших определенную роль в этом процессе. Отмечается роль ООН и ЮНЕСКО, Всемирного банка в качестве важных акторов международных отношений, оказавших влияние на изменение роли молодежи в социально-экономической среде. Эффективное использование потенциала организации и институтов молодежи рассматривается как важный ресурс, направленный на гуманизацию мировой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of non-governmental actors in the process of humanitarization of the world economy (case of youth organizations and institutions) (Russia, St. Petersburg)

The article discusses some aspects of the concept “humanitarization of the global economy” and analyzes it with reference to international non-governmental actors such as UNO, UNESCO, The World Bank, etc. The author stresses the role of these actors upon the change of the role of youth in socio-economic sphere. Effective use of potential of youth organizations and institutions is seen as an important resource contributing to the humanitarization of the world economy

Текст научной работы на тему «Роль неправительственных акторов в процессе гуманизации мировой экономики (на примере организаций и институтов молодежи)»

Литература

1. Смитиенко Б.М., Послепелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — С. 48-49.

2. Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007. — С. 21-22.

3. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учебное пособие. — М., 2006 . — С. 273.

4. Таможенный кодекс Российской федерации от 28.02.2003 №61-ФЗ.

5. Макрусева В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом: Учеб. пособие. — СПб., 2012. — С 362-381.

6. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барам-зин, А.Ф. Андреев; под общ. ред. В.А. Черных. — М.: Изд-во Рос. тамож. акад. — 2009. — С. 86-92.

РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ АКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТИТУТОВ МОЛОДЕЖИ)

Б.Р. Асадов,

доцент кафедры теории и практики туризма Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат политических наук, [email protected]

В статье рассматриваются некоторые аспекты содержания гумаизации мировой экономики и дается ее анализ на примере деятельности международных неправительственных акторов, сыгравших определенную роль в этом процессе. Отмечается роль ООН и ЮНЕСКО, Всемирного банка в качестве важных акторов международных отношений, оказавших влияние на изменение роли молодежи в социально-экономической среде. Эффективное использование потенциала организации и институтов молодежи рассматривается как важный ресурс, направленный на гуманизацию мировой экономики.

Ключевые слова: неправительственные акторы, гуманизация, молодежь, Всемирный банк, гуманитарный вектор развития, ООН, ЮНЕСКО, неформальные акторы^8

УДК 327(091) ББК 63.3-6

Современный мир переживает динамичные перемены, затрагивающие интересы систем всех участников («акторов») международных отношений. На этом фоне политико-экономическая ситуация в мире находится в состоянии трансформации не только под влиянием позитивных и тревожных процессов глобализации, интернационализации хозяйственной жизни, но и под постоянно усиливающимся действием новых участников международной жизни. Последние не связаны какими-либо обязательствами, традициями и в отличие от государства несут иную международноправовую ответственность. С другой стороны глобальные тенденции мирового развития, создавая благоприятную среду, позволяют им оказывать, в отличие от государства, все более широкий круг услуг в международной среде.

В основе развития данной тенденции лежат объективные факторы. Это вполне закономерно отражает новые тенденции глобального развития мирового сообщества, а также всевозрастающее воздействие различных факторов международного значения.

Сегодня по вопросу увеличения количества и роли неправительственных акторов на мировой арене, особенно в процессе принятия политических, социально-экономических решений, ведутся интенсивные дискуссии. Нужно отметить, что именно возрастание их роли и влияния на процесс мирового развития — относительно новое явление в международных отношениях, и, следовательно, требует научного осмысления. Ретроспективный взгляд позволяет отметить, что данная мировая тенденция, оставаясь в центре внимания известных исследователей, характеризовалась в таких терминах, как «невидимый континент» [1] или «второй мир»,

в котором глобальный мир складывается, в том числе из акторов «вне суверенитета» [2].

По сути, их деятельность все более охватывая, в том числе сферы мирохозяйственных связей, не может оставаться вне актуальной проблемы современности — реализации гуманистических принципов в современной экономике, которая сегодня не просто благостное пожелание, а условие дальнейшего развития общества, императив его выживания [3]. Кроме того, все более общепризнанным становится понимание того, что важной тенденцией, определяющей развитие человеческого сообщества наравне с глобализацией, сотрудничеством, является процесс гуманизации мировой экономики.

Ввиду отсутствия четкого представления о конкретном содержании гуманизации мировой экономики, представляется целесообразным рассмотреть некоторые ее теоретические аспекты, которые упрощают понимание данного понятия. Известно, что отражение идей гуманизма и их реализация в обществе называются гуманизацией, которая, как общественное явление выступает проводником гуманизма на различных уровнях[4]. В свою очередь гуманизм как общественно-историческое явление в его классическом понимании в современных условиях ограничен, не отвечает принципам концепции устойчивого развития человечества.

Процесс изучения современного гуманизма с позиций деятельностно-практического подхода позволяет все больше акцентировать внимание на его практической значимости. В этом плане рассматривая его в разных измерениях можно отметить, что на фоне интернационализации

сложных мирохозяйственных связей все большее значение приобретают вопросы социализации и гуманизации, которые становятся важнейшими принципами современной экономики.

Гуманистические аспекты экономики не являются новой проблемой научной сферы экономической теории, следовательно, отношение к ним среди ученых остается неоднозначным. Данная проблема требует рассмотреть существующий ряд точек зрения относительно понимания этого явления. Под гуманизацией экономики рассматривается «адекватность процесса ее развития и функционирования нуждам и интересам всех людей, всего общества в целом» [5].С другой стороны гуманизация в качестве важного фактора общественного развития в научно-справочной литературе трактуется как усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям [6]. Обращает на себя внимание и Программа развития ООН (ПРООН), которая является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей. В частности в ней гуманитарное развитие рассматривается как процесс, в ходе которого каждому представителю данного населения на протяжении его жизни может предлагаться широкий набор альтернатив [7].

Опираясь на иллюстрации вышеизложенных полярных точек зрения можно отметить, что гуманизация, как тенденция многомерна, затрагивает все стороны функционирования социально-экономической системы современного общества и выступает объективной потребностью его развития.

В условиях динамичного развития мирохозяйственных связей все большее актуальное значение имеют проблемы качества жизни, следовательно, это вызывает необходимость принятия новых программ и механизмов с целью придания этому планетарному процессу социально-гуманитарного характера. И по сей день представляются актуальными усилия мирового сообщества, говоря словами лауреата нобелевской премии Яна Тинбергена, раскрывшего еще в середине 1970-х гг. суть мирового порядка, в обеспечении «достойной жизни и умеренного благосостояния всем гражданам мира» [8], важнейшим фактором увеличения последних является экономический рост. Наиболее значимой особенностью развития современного общества выступает социальная направленность экономического роста. Однако, существует точка зрения, что экономический рост далеко не всегда приносит облегчение жизни, вызывает удовлетворенность, обеспечивает облегчение социального бремени [9, с.19].

Еще в 60-80-х годах в научной сфере происходит осознание того факта, что содержание экономического роста не может заключаться в достижении количественных целей, а сам рост не может измеряться некоторой величиной материальных благ. Стало очевидно, что развитие общества невозможно адекватно выразить показателем роста дохода на душу населения без соответствующих индикаторов, учитывающих гуманистическую составляющую.

Сегодня растущая степень гуманизации экономического роста характеризует объективные тенденции развития современного общества, которое все более находит отражение в деятельности неправительственных акторов международных отношений. Большую роль в формировании принципов гуманистического развития, создании качественных моделей экономического развития и построении социальных индексов сыграли исследования, проводимые в рамках ООН (например, Новое глобальное партнерство: искоренение бедности и преобразование экономик посредством устойчивого развития, «Доклад о человеческом развитии 2013) и других международных организаций [10].

Как известно после завершения Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой институтов, которые сегодня занимают уникальное положение в части обсуждения и выработки механизмов решения проблем устойчивого развития мирового сообщества. Об этом свидетельствуют проведенные на международном уровне крупные мероприятия. Важным импульсом в развитии будущего вектора гуманитарного развития современного мира стали конференции в Рио-де-Жанейро (1992), где была выдвинута концепция устойчивого развития, а также в Йоханнесбурге (2002) и «Рио+20» (2012), которая выдвигает необходимость перехода на новую модель устойчивого развития в условиях усиления глобальных вызовов.

Кроме того появились новые участники, которые включают в свое поле деятельности актуальные глобальные проблемы мирового развития. Многие из этих акторов международных отношений появились в результате глобализации. Вместе с тем, в системе мирохозяйственных связей наряду с традиционными участниками все более активно действуют различного рода институциональные механизмы — «неформальные институты» (Группа восьми — G8, Группа двадцати — G20, Бильдербергский клуб), институты лоббистов, группы интересов, СМИ, сетевые участники, которые наравне с устоявшимися акторами очень разнообразны по своим целям.

На фоне объективных тенденций мирового развития возник и такой актор, как «Римский клуб», эксперты которого, рассматривая актуальные проблемы современности, в частности отмечали, что необходим новый подход к проблеме мирового экономического развития, включающий концепцию деловых партнерских отношений «богатых» и «бедных» стран, а не сначала получение высоких прибылей «богатыми», а затем предоставление помощи «бедным» [11,с.48].

Глобальные неправительственные акторы и различные институциональные механизмы всё более заявляют о себе, как о самостоятельном игроке в регулировании мирохозяйственных связей. Саммиты G8 и G20, активно вырабатывая нормы, рекомендации, принципы, то есть «глобальную идеологию» будущих международных политико-экономических отношений, превращают их в главные институты мировой политики и при этом фактически продолжают дублировать некоторые важные функции ООН, в том числе социальногуманитарной сферы. Несмотря на то, что названные акторы крайне разнородны и их влияние неоднозначно, сегодня по-прежнему продолжают оказывать существенное влияние на новые политико-экономические, культурно-гуманитарные тенденции мирового развития в целом. Их деятельность может быть направлена, как на создание каких-либо продуктов, услуг, знаний, новых связей, расширение социальной базы экономики, так и на разрушение существующего международного экономического порядка.

Кроме того, в мире сформировались острые глобальные проблемы, которые также требуют от неправительственных акторов объединённых усилий и активного привлечения в это процесс представителей гражданского общества. Сегодня остро стоит вопрос: готовы ли эти акторы, обладающие весомым потенциалом осознать свою меру ответственности за дальнейшее сохранение и устойчивое развитие человечества?

Ведущие страны мира, экономические интересы которых по-прежнему являются определяющими, осуществляют согласованные коллективные действия. Например, еще в 2001 г. на саммите G8 (Генуя, Италия) была принята программа «Новая африканская инициатива», которая представляла собой план вывода беднейших африканских стран из кризиса, охватывающего различные сферы жизни населения континента. В частности, в рамках этой программы было на-

мечено, что к 2015 г. сократить вдвое число людей, живущих на 1доллар в день. Существующая же картина мира свидетельствует о том, что решение этих проблем по-прежнему не представляется возможным, ввиду того, что отсталость этих стран предопределяет их зависимость от ведущих развитых стран мира.

Несмотря на усилия стран, направленных на борьбу с нищетой, глобальными проблемами, обострилась реакция на неравенство беднейших стран и их материальную зависимость от трех центров экономического развития — Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. Действия ведущих развитых стран мира на мировой арене часто стали сопровождаться выступлениями представителей протест-ного движения (например, в рамках Всемирного социального форума, ВСФ и др. институтов), которое объединяет зелёных, активистов студенческих и женских движений, участников многих других социальных движений и неправительственных организаций. Их действия, являясь вполне логичными, направлены на необходимость обсуждения в рамках этих событий альтернативных программ мирового развития и управления, которые носили бы более гуманный характер и учитывали реальные потребности большинства населения планеты.

Возрастающая роль международного общественного протестного движения во многом способствовала необходимости активизации диалога с многочисленными институтами общества. Например, начиная с 1995 г. растущая роль гражданского общества не только официально признается в документах G8, но и оказывается поддержка деятельности неправительственных общественных институтов по выработке их предложений по наиболее острым проблемам современности. В данном контексте отметим, что значение и влияние новых акторов, особенно поиск новых механизмов гуманизации глобальных мирохозяйственных процессов возрастает. Гуманизация экономических отношений призвана отражать и учитывать характер разносторонних связей многочисленных акторов и их целевых групп во внешней и внутренней среде взаимодействия, способствовать достижению благ человека, который согласно логике процесса гуманизации является конечной целью общества.

Сегодня обострение глобальных проблем, а также рост взаимозависимости между странами объективно предопределяют необходимость формирования нового экономического порядка всеми его участниками с учетом активного использования социально-гуманитарных факторов. По мнению П.В. Касьянова «необходимо сформировать целостную модель гуманистической экономики»[12].

Отметим, что гуманитарные усилия различных социальных институтов и групп общества, направленные на воплощение идеалов гуманизации невозможны без активного международного сотрудничества различных неправительственных акторов, и эта проблема становится объектом все более пристального внимания представителей научного сообщества. Значительно меньше изучается гуманизм, как основание повседневной деятельности организаций и институтов молодежи. Рассматривать их роль, как безусловно позитивный фактор в развитии современного общества позволяет и сама их многаспектная деятельность.

Современные тенденции развития международных отношений влияют на конъюнктуру деятельности в международной среде организаций молодежи. В контексте гуманизации мирохозяйственных процессов рассматриваются разные направления деятельности молодежных организаций: как потенциал развития (ресурс); как объект попечения; как объект воздействия; как субъект (партнер). Можно отметить ряд значимых тенденций в деятельности молодежи, в том числе ее многочисленные организации и институты, выступающие за социальную адаптацию и защиту молодежи, ин-

вестиции общества в молодежь, как инвестиции в будущую экономику и особенно активное привлечение молодежи к процессу социально-экономического развития, поскольку молодежь всегда является средством и условием инновационных преобразований. С другой стороны большая часть молодежи еще не включена в процесс производства и поэтому исключена из процесса распределения продуктов, живет в «кредит», находится в положении иждивенцев, что обостряет социальные проблемы.

Сегодня мировой экономке необходимо социальногуманитарное поступательное развитие, которое не имеет перспектив без активного участия молодежи, ее действующих организаций и институтов, которые все чаще выступают с гуманитарными проектами разного масштаба. Гуманистическое содержание деятельности организаций и институтов молодежи состоит в том, что оно есть исторически необходимая, особенная форма поведения этих акторов в современном мире. Сложившиеся социальные механизмы гуманизации наравне с другими социальными институтами тесно связаны с молодежными организациями. Для решения острых проблем современности, важной является деятельность международных организаций и институтов молодежи, также обладающих ресурсами и эффективными механизмами на национальном и международном уровнях. Они воплощают в себе не только институциональные возможности по реализации широкого круга интересов молодежи в международной среде, но их потенциал рассматривается как ресурс, направленный на развитие современного общества.

Какие были предпосылки, которые в современный период развития мира способствовали институциональному поведению молодежи, которая активно выступает за установление социально ориентированного экономического порядка? Может ли современное молодое поколение, обладающее неограниченным потенциалом предложить новые подходы для решения существующих глобальных проблем?

Как известно после «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку в конце 60-х годов ХХ в. восставших, в том числе против мифа «производство ради производства», и мифа «потребление ради потребления», вследствие чего в рамках ООН была разработана концепция работы с молодежью. Именно эти события с участием «поколения отрицания и энтузиазма», и в дальнейшем другие важные изменения в международной среде заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на таких акторов как молодежь, задуматься о ее месте и роли, как фактора социальных перемен, активное участие которых может стать важным элементом гуманизации социума.

С целью достижения устойчивого развития и благосостояния в глобальных масштабах крупные институты мирового сообщества продолжают выступать с инициативами, направленными на вовлечение молодежи в процессы международного развития. Анализ документов ООН с момента ее создания позволяет отметить, что в рамках институтов данной организации молодежь рассматривается в качестве реальной и значительной силы перемен в мире, и об этом свидетельствуют многочисленные решения по молодежи. Сегодня эту важную миссию молодежи наглядно демонстрирует высказывание нынешнего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: «При решении глобальных проблем невозможно обойтись без творческого потенциала, энергии и энтузиазма молодежи...необходимо использовать энергию молодежи для решения стоящих перед нами сложных проблем» [13]. В мировом сообществе существует понимание того, что по мере роста численности молодежи, (сегодня половина населения Земли моложе 25 лет) она становится

наиболее мощным фактором в формировании общества, а по прогнозам к 2025 г. численность молодежи составит один миллиард триста шестьдесят миллионов человек.

В то же время возникший новый импульс развития молодежи в мире, после принятия Всемирной Программы действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период (1995 г.), ООН рассматривает молодежь не только, как основной источник человеческих ресурсов, но и как главную движущую силу социального прогресса и экономического развития. Однако, при этом, у молодежи отсутствует возможность участвовать в жизни общества, способствовать его развитию и повышению благосостояния. Были даны определения десяти приоритетов направления деятельности в отношении молодежи и молодежных организаций на национальном уровне, и во всемирном масштабе. В связи с введением Программы было предложено государствам-членам, по возможности включать в свои делегации представителей молодежи, поскольку это стимулировало молодежь к участию в Программе. В реализации Программы особое внимание было обращено на перспективы работы с молодежными неправительственными организациями.

Не менее важными действиями ООН по отношению к роли молодежи и ее организаций в процессе мирового развития были отмечены в рамках Лиссабонской декларации, которая была принята 12.08.1998 г. во время проведения первой Всемирной конференции министров по делам молодежи и Брагского плана действий принятого в 1999 г. в г. Браге (Португалия) по итогам третьего Всемирного форума ООН, где в частности содержится следующее заявление: «Молодежь может и должна участвовать в решении мировых проблем. Молодежь и молодежные организации повсюду демонстрируют, что они не препятствие, а бесценный источник развития».

После принятия этих программ в мире произошли многочисленные экономические и социальные изменения, которые явно нашли отражение в деятельности ООН. В последние годы одним из важных документов ООН, предлагающим стратегические направления развития потенциала молодежи в современных условиях стал «Доклад о мировом развитии за 2007 год» [14], подготовленный Всемирным банком. Особое внимание в докладе отводиться тому, что молодежь составляет почти 50 процентов от общего числа безработных во всем мире и, что странам Ближнего Востока и Северной Африки, среди прочих, потребуется создать 100 млн рабочих мест к 2020 г. для стабилизации ситуации с занятостью. Огромное число молодых людей — приблизительно 130 млн человек в возрасте от 15 до 24 лет не умеют читать и писать. Ввиду этого возникает совокупность проблем, с которыми сталкивается молодежь, и складывающаяся картина позволяет специалистам отметить, такой факт, что небольшое «окно возможностей», позволяющее развивающимся странам исправить данное положение, используя «демографические дивиденды», которые будут утрачены, когда их рекордное число молодых людей достигнет среднего возраста. В этом смысле заслуживает внимания точка зрения Манни Хименеза, руководителя авторского коллектива, подготовившего доклад, и Директора Департамента развития людских ресурсов Восточно-Азиатского и Тихоокеанского регионального управления: «И это не просто «просвещенная» социальная политика, но и может стать одним из наиболее основополагающих решений, принимаемых развивающимися странами с целью искоренения бедности и стимулирования экономики [15]. Изложенные в Докладе направления, нацелены на оказание содействия в создании условий для социального становления подрастающего поколения, реализации его активности в форме институциональных объединений в направлении устанав-

ливаемых мировым сообществом гуманитарных, социально-экономических, образовательных приоритетов, физического, нравственного и культурного развития молодежи.

Вместе с тем, возрастание внимания к деятельности молодежи не только как к динамичной социально-инновационной группе, но и к ее международным организациям и институтам, которые востребованы в процессе развития социально-экономических отношений, свидетельствует о том, что сегодня этим акторам отводится значимая роль в оказании содействия молодежи в раскрытии ее потенциала и активного участия в жизни общества. В силу этого становится актуальным изучение институциональной роли молодежи в процессе гуманизации, как важного элемента развития мировой экономики.

В целом гуманистические аспекты экономики в общем плане шире раскрываются в работах отечественных и зарубежных ученых. Не вдаваясь в подробный анализ этой проблемы, которая рассматривается в различных контекстах, в целом необходимо активизировать усилия научного сообщества по всестороннему изучению многаспектной роли российской молодежи в международной среде с учетом существующих проблем и определения главных тенденций, вызовов, рисков и перспектив молодёжи в глобальном мире. Как показывает анализ, среди российских организаций и институтов молодежи, действующих в основном в международной среде, ощущается недостаток предприимчивости и активности в совместных действиях. Важную роль могли бы сыграть региональные программы, которые позволили бы молодым сверстникам из других регионов создать основу будущей платформы для партнерства, отвечающую на локальные и глобальные вызовы современности.

Активное вовлечение молодежи в различные программы ООН, направленные на решение глобальных социально-гуманитарных проблем осуществляется через системы институтов ООН во взаимодействии с организациями и институтами молодежи. Не случайно еще в 1981 г. в Резолюции 36/17 Генеральной Ассамблеи ООН предлагалось развитие каналов связей с молодежью и ее организациями. В частности в ней отмечается о ценном вкладе, который молодежь и ее организации могут внести в содействие сотрудничеству между государствами, в осуществление нового международного экономического порядка и Международной стратегии развития на третье Десятилетие развития ООН [16]. Как свидетельствует международная практика в последнее десятилетие принятые директивы, решения ООН открывают организациям и институтам молодежи благоприятное поле для активного взаимодействия. В соответствии с Резолюцией 62/126 Генеральной Ассамблеи подготовлены доклады Генерального секретаря ООН о достигнутом прогрессе и трудностях, с которыми сталкивается молодежь: «Молодежь в мировой экономике» [17], «Молодежь и ее благополучие», «Молодежь в гражданском обществе» [18] не только дают хорошую основу для дискуссии, но и способствуют активному вовлечению молодежи в важные сферы международной жизни. В этом смысле сегодня роль подрастающего поколения, вступающего во взрослую жизнь можно рассмотреть, как определяющий важный вектор развития общества на ближайшее десятилетие. Свой прогноз касательно вышесказанного дает главный экономист Всемирного банка Франсуа Бургиньон (Francois Bourguignon): «Это поколение станет либо демографическим «нарывом», либо первым предвестником волны молодежи, которая продолжит свое наступление еще на протяжении нескольких десятилетий и затем спадет» [19].

С другой стороны, молодежь та часть населения, которая еще в силу своих возрастных ограничений не играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, но получает максимально широкие возможности (в основ-

ном в развитых странах), как важный ресурс, от которого непосредственно зависят перспективы развития общества в целом. В этом смысле сложившаяся европейская практика, в частности экономическая политика ЕС, имеющая социально-ориентированный характер, дает ясное представление об эффективной модели участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Например, Норвегия за последние десять лет неоднократно возглавляла рейтинг ПРООН как лучшая в мире страна для жизни[20]. Опыт становления экономики в развитых странах Европы показывает, что данный процесс все больше вовлекая молодых людей региона в сферу экономических отношений (где «экономическое поведение молодежи выступает, как фактор экономического роста») также способствует возрастанию у них потребности в гармоничном отношении и развитии в социуме в процессе труда и за его пределами. Политика молодежного развития была важным элементом в деятельности Совета Европы, Еврокомиссии, Европарламента и других институтов современной Европы. Наиболее важные шаги в данной сфере ориентированы на следующие решения и программы: Европейское соглашение в сфере молодежной политики; Коммюнике Европейской комиссии «Поддержка полноценного участия молодежи в сфере образования, занятости и в общественной жизни»; «Белая книга европейской политики Новый импульс для молодежи», которая была создана в результате диалога и обмена мнениями всех участников, вовлеченных в молодежную сферу. Сегодня политика молодежного развития определяется в частности новой Стратегией «Молодежь — вложение и вдохновение», рассчитанной на период 2010-2018 гг. Она призвана способствовать формированию равных возможностей для молодежи в области образования, рынка труда и в других сферах, а также учитывать приоритеты молодежной политики ЕС в целом. Европейская практика свидетельствует о том, что активное участие организаций и институтов молодежи в процессе принятия решений и деятельности на местном, региональном и глобальном уровне будет иметь важнейшее значение, если в обществе присутствует понимание об эффективном использовании потенциала современной молодежи. В этом плане именно использование полного потенциала молодежи является необходимым условием для будущего экономического роста и социального равенства в Евросоюзе [21]. Семилетний финансовый план Евросоюза на период с 2014 по 2020 гг. наглядно демонстрирует понимание политики молодежного развития для будущего ЕС. По словам главы Евросовета Херман ван Ромпей, данный финансовый план предполагает выделение 6 млрд евро на финансирование проекта по борьбе с безработицей среди молодежи [22]. Такая политика связана, прежде всего, со стремительным ростом молодежной безработицы в ЕС, который по оценкам Международной организации труда (МОТ) в 2013 г. достиг тревожных масштабов и сегодня недооценивать влияние социально-экономических факторов на мировоззрение молодежи нельзя. Как свидетельствуют события прошлых лет, высокий уровень безработицы провоцирует молодежные выступления и протесты.

Таким образом, перспективы этой проблемы в последние десятилетия все чаще рассматриваются на уровне глобальных институтов современности, что в свою очередь свидетельствует о том, что забота о важном человеческом ресурсе должна стать приоритетной задачей мирового сообщества. Несмотря на то, что молодежь во многих странах остается одной из наименее влиятельных и наиболее социально и экономически ущемленных групп в обществе, сегодня признается ключевая роль молодежи в дальнейшем сокращении бедности и обеспечении экономического роста. В частности отмечается, что «существенным шансом ускорить темпы экономического роста и сократить масш-

табы бедности для стран третьего мира является высокая доля молодежи в совокупном населении». К таким выводам пришли исследователи Всемирного банка (ВБ) в докладе, представленном на ежегодной встрече Международного валютного фонда (МВФ) и ВБ, где предлагается, увеличить инвестиции в молодежь в развивающихся странах. Забота о здоровье молодежи стимулирует прогресс, помогает бороться с бедностью и сокращает расходы на здравоохранение. Сегодня ВБ расширяет поле взаимодействия с молодежью, которая выступает не только в качестве получателей помощи, она все активнее стремится стать участником процесса развития. В подтверждение этому следует выделить значимую роль молодежной команды Всемирного банка «Молодежь для Молодежи» (Y2Y). Группа была создана в 2003 г. как ответ на растущее признание важной роли, которую играет молодежь в развитии, как в качестве целевой группы, так и в качестве партнера [23].

В поддержку вышесказанному можно отметить, что сегодня в мире увеличивается количество международных организаций, которые активно взаимодействуют с молодежными организациями в данной сфере. Международные проекты и программы совместно с участием организаций молодежи направлены на закрепление за ней статуса важного партнера в деле служения развитию и социальному прогрессу. Молодежь всегда была одним из основных адресатов программ такой организации как ЮНЕСКО, в деятельности которой она признается в качестве важного партнера и активно поддерживается ее участие в международной среде, чтобы голоса молодых людей всего мира были не только услышаны, но и приняты во внимание в решении ключевых проблем современности с целью построения более справедливого общества. В своем стремлении к созданию и укреплению партнерских отношений с молодежью по всему миру ЮНЕСКО поддерживает тесное сотрудничество с международными организациями молодежи.

Вместе с тем, новые просторы и горизонты их взаимодействия дают молодым людям возможность раскрыть и развить свой потенциал с целью создания позитивного воздействия на современное общество. В этой области целенаправленно действует Молодежный форум для обмена знаниями и опытом по наиболее важным проблемам современности. Следует отметить, что вопросы мировой экономики и последствий кризисных явлений, рассмотренные еще в рамках 6-ого Молодежного форума (Париж, 2009 г.) под названием «Взаимодействие ЮНЕСКО и молодежных организаций: пути выхода из глобального экономического кризиса» вполне отражали приверженность ЮНЕСКО к привлечению молодежи и ее организаций на всех уровнях принятия решений.

Одним из значимых шагов в этой области представляется первое партнерское соглашение — с Международным молодежным фондом (18 октября 2011 г.) в рамках которого планировалась реализация 180 молодежных проектов в Африке. Целью сотрудничества является повышение квалификации молодежи, предоставление молодым людям доступа к контактам в профессиональной среде, к индивидуальному обучению и наставничеству, а также доступ к финансовым ресурсам и развитие благоприятных возможностей для роста [24].

Таким образом, все более активное действие международных организаций и созданных механизмов благоприятствуют формированию способностей у молодых людей в новом качестве, как субъектов принятия решений. Деятельность ее многочисленных организаций рассматривается в ракурсе глобальных социально-экономических и экологических проблем, преодолении слабой развитости и связанной с ней нищеты и культурной отсталости, поиска путей разрешения энергетического, сырьевого и продо-

вольственного кризисов, оптимизации демографической ресурсами для развития общества. Кроме того, эффектив-

ситуации и т.д. По сути, организации и институты молодежи ное использование потенциала современной молодежи

выступают площадкой мирового сотрудничества, где целе- может дать миру уникальную возможность ускорить темпы

направленно могут происходить осмысление и адаптация экономического роста и сократить масштабы бедности. В

к идеям «нового гуманизма» [25]. этой связи важно выработать новые формы действия ор-

Сложившаяся тенденция позволяет сделать вывод, что ганизаций и институтов молодежи, полагаясь при этом на

активное влияние на будущий облик мира будет возрастать взаимодействие с заинтересованными акторами, которые

и, скорее всего оно также будет зависеть от различных не- принимают решения не только на локальном и националь-

правительственных акторов, располагающих организаци- ном, но и на глобальном уровне. В этой связи можно исполь-

онными и другими средствами. Несмотря на то, что в мире зовать существующий опыт европейской модели участия

сложилась целостная и всеобъемлющая система многосто- организаций и институтов молодежи в процессе гумани-

ронних неправительственных акторов, которые все более зации мировой экономики. В свою очередь, это требует

усиливают влияние на мировое развитие, в будущем не от современного общества активного распространения и

следует недооценивать роль и возможности организаций утверждения в молодежной среде взглядов и убеждений

и институтов молодежи, которые обладают необходимыми гуманизма.

Литература

1. Johan Galtung.Non-territorial Actors: The Invisible Continent: Towards a Typology of International Organizations [Электронный ресурс].URL:http://www.transcend.org/galtung/papers/ (дата обращения: 27.06.2013)

2. Rosenau, J. Turbulence in World Politics: A Theory of Change and Continuity. Princeton, NJ: Princeton University Press 1990. Pages 479 pp.

3. Комарова А.В. Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества: дисс... канд. экон. наук. 08.00.01. — Ростов-на-Дону, 2006. — 193 с.

4. Назарова М.А. Гуманизация общества и гуманитаризация естественнонаучного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры: дисс....канд филос. наук 09.00.11 — Новосибирск, 2007. — 195 с.

5. Малашхия Г. Тенденции гуманизации и дегуманизации экономики // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб.статей. Вып.1 / Под ред. Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина,, В.В. Парцвания. — СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. — С. 87-99.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 494 с.

7. См. об этом: Смутс М.К. Международные организации и неравноправие государств //Междунар. журн. социальн. Наук. — 1995. — №11. — С. 67.

8. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка / Пер с англ. — М.:Прогресс, 1980. — 416 с.

9. Сухарев О.С. Экономист рост, благосостояние и институциональные изменения // Журнал институциональных исследований. Т.3. — 2011. — №3. — С.19-39.

10. Оноприенко В. Экономика гуманизма в России: Доклад на заседании Ученого Совета института гуманитарных исследований (ИНГС) Московского гуманитарного университета 29.09.2004 г. [Электронный ресурс].URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/03/ a1140a3d0d.pdf (дата обращения: 05.07.2013)

11. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. — М.: Прогресс-Пангея, 1991. — 344 с.

12. Касьянов П.В. Гуманистическая экономика- единственно возможная основа подлинно социального государства [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusrand.ru/Dokladi1/Kasyanov.pdf(дата обращения: 04.07.2013)

13. Руководство по участию молодежных делегатов в работе ООН. Экономические и социальные вопросы [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/ru/events/youthday/youthdelegates.pdf(дата обращения: 30.05.2013)

14. Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение. — М.: «Весь мир», 2007. — 356 с.

15. Всемирный банк обнародовал «Доклад о мировом развитии 2007» //Экономическая Газета 16.09.2006 г. [Электронный ресурс].URL:http://www.neg.by/news/4631.html (дата обращения: 10.07.2013)

16. Резолюции 36-й сессии (1981-1982 годы). Резолюция 36/17 Генеральной Ассамблеи ООН. Каналы связи между организацией объединенных наций и молодежью и молодежными организациями 9 ноября 1981 г. [Электронный ресурс].URL:http://www. un.org/ru/ga/36/docs/36res.shtml (дата обращения: 10.07.2013)

17. Доклад Генерального секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике». Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. A/62/61-E/2007/7 и Add.1

18. Доклад Генерального секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике». Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. A/64/61-E/2009/3

19. BBC NEWS. World Bank urges boost for young [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/5351524.stm (дата обращения: 14.07.2013)

20. Норвегия официальный сайт в России. Уровень жизни //Norway-the official site in Russia.[Электронный ресурс]. URL: http// www.norwgia.ru/About_ Norway/policy/1(дата обращения: 15.07.2013)

21. «Белая книга европейской политики. Новый импульс для [Электронный ресурс]. URL: молодежи» http://www.pdps.lv/_private/ projekt_uch/text/pro53.htm#_ftnref3(дата обращения: 15.07.2013)

22. Князева М. Бюджет ЕС предусматривает 6 млрд евро на борьбу с безработицы молодежи. Брюссель. 8 февраля 2013 г. — РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20130208/922006619.html/ (дата обращения: 25.05.2013)

23. Шишкин М. Всемирный банк открыл «окно возможностей». Мировую экономику спасут молодежь и эмиграция. Газета «Коммерсантъ», №173/П (3504), 18.09.2006.; Youth2YouthCommunity [Электронный ресурс].URL:http://www.worldbank.org/ childrenandyouth/(дата обращения:20.07.2013)

24. Молодежь — движущая сила преобразований: Молодежный форум ЮНЕСКО, 2011 г. [Электронныйресур^^иЬ^:// www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/how_youth_drive_change_unesco_youth_forum_2011/ (дата обращения: 14.07.2013)

25. Новый гуманизм в XXI веке. Выступление Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в, Милане 07.09 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189775r.pdf (дата обращения: 25.06.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.