Научная статья на тему 'Роль нематериальных активов в создании ценности организации'

Роль нематериальных активов в создании ценности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2570
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / БРЕНД / BRAND / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / ГУДВИЛЛ / GOODWILL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломиец С.В.

В статье рассмотрена роль нематериальных активов, в частности бренда и деловой репутации, в создании ценности компании. Обозначены основные виды нематериальных активов и объекты интеллектуальной собственности, а также их значение в ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTANGIBLE ASSETS IN THE CREATION OF VALUES OF THE ORGANIZATION

The article examines the role of intangible assets, in particular brand and business reputation, in creating the value of the company. The main types of intangible assets and objects of intellectual property are indicated, as well as their importance in conducting business.

Текст научной работы на тему «Роль нематериальных активов в создании ценности организации»

РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В СОЗДАНИИ ЦЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

С.В. Коломиец, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассмотрена роль нематериальных активов, в частности бренда и деловой репутации, в создании ценности компании. Обозначены основные виды нематериальных активов и объекты интеллектуальной собственности, а также их значение в ведении бизнеса.

Ключевые слова: нематериальные активы, бренд, товарный знак, гудвилл, интеллектуальная собственность.

За последние 20 лет стало ясно, что успех предприятия напрямую зависит от таких нематериальных активов как признание бренда компании, собственная база клиентов, высокая квалификация работников, обладание уникальными знаниями и технологиями, эффективная реклама и маркетинг.

Материальные активы, такие как здания, оборудование и финансовые активы перестали быть основными конкурентными преимуществами, так как без надлежащей системы управления и эффективной бизнес-модели, уже не являются гарантией успешной деятельности организации. Подтверждают данную гипотезу, участившиеся случаи исчезновения с рынка таких крупнейших компаний как General Motors, American Airlines, Chrysler, WordCom, Nokia, BlackBerry, которые обладали многомиллионными активами и огромным штатом сотрудников. Они потеряли свои лидирующие позиции или обанкротились, по причине недостаточного уровня интеллектуального капитала, инноваций и бизнес-идей.

Сегодня лидерами рынка можно выделить: Uber - крупнейшая сеть такси в мире, которая не владеет ни одним транспортным средством; Facebook -самый популярный СМИ в мире, у которой нет штатных журналистов; ALIBABA - самый известный ритейлер, не имеет собственных складов с товарами; NETFLIX - быстрорастущая телесеть, функционирует без кабелей; AirBnB является самым крупным в мире сервисом бронирования жилья и не

владеет недвижимостью. Данные лидеры рынка владеют существенными нематериальными активами, и применяют их для получения реальных финансовых выгод от своей интеллектуальной собственности.

Самое общее понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя: права, которые относятся к научным, художественным и литературным произведениям; изобретения, промышленные образцы, научные открытия, знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные и коммерческие обозначения; другие права, которые относятся к интеллектуальной деятельности в научной, производственной, художественной и литературной областях. В практике компании, интеллектуальная собственность может быть использована в бизнес-процессах в качестве нематериального актива.

К нематериальным активам, в бухгалтерском учете компании, принято относить:

1. Объекты интеллектуальной собственности, которые прошли процесс коммерциализации.

2. Имущественные права (к примеру, права пользования имуществом и природными ресурсами).

3. Организационные расходы при образовании организации.

4. Организационные затраты, затраты на начало коммерческой деятельности, предоплаченные расходы, НИ-ОКР (нематериальные активы, которые выделяют в качестве самостоятельной

единицы учета, однако, не подлежащие обмену).

5. Деловая репутация компании или гудвилл (нематериальный актив, подлежащий обмену, ну не выделяемый в самостоятельную единицу учета, представляет собой преимущества, которые получают при покупке компании).

Выделяют такие объекты нематериальной собственности как:

1. Исключительное авторское право (на издание, на публикацию произведений, изобретение и так далее).

2. Исключительное право патентообладателя (на полезную модель, промышленный образец, изобретение, селекционные достижения).

3. Имущественное право автора иного правообладателя.

4. Исключительное право владельца (бренд, знак обслуживания, товарный знак, логотип и так далее)

Наименования мест происхождения товаров, знаки обслуживания и товарные знаки, бренд - это обозначения или названия, служащие для отличия товаров, услуг одного производителя от другого, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.

Таким образом, нематериальные активы и, в частности, объекты интеллектуальной собственности, являются одним из основных факторов инновационного развития компании, прироста добавленной стоимости, являющиеся основой эффективного функционирования организации на конкурентном рынке. Что важно, нематериальные активы могут генерироваться самой компанией или приобретаться у сторонних специализированных компаний. [2]

Основные виды нематериальных активов представлены на рисунке.

Гудвилы бизнеса (неотделимы от компании)

Персональные активы

Отделимые от компании активы

Обученный персонал

Методы управления

Клиентская база

Репутация работников и владельцев

Персональные

качества работников и владельцев

Преодоленные трудности

Квалификаци я работников и владельцев

Репутация компании

Бренды, фирменные и торговые марки и знаки

Секретные технологии и методы

Технические базы

Авторские права

Лицензии

Заключенные договора

Базы клиентов

Рис. 1. Основные виды нематериальных активов

Обратим внимание на гудвиллы бизнеса, которые являются неотделимыми от компании.

Основными компонентами гудвилла являются:

1. способность функционирования предприятия за счет собранных вместе и готовых к использованию активных элементов организации (менеджмент, рабочая сила, оборудование);

2. существование избыточной экономической прибыли, которую невозможно отнести на материальные или идентифиционные нематериальные активы;

3. предположение будущей прибыли, если ожидается, что ее чистая приведенная стоимость - положительная величина.

В стандартах бухгалтерского учета, гудвилл равен покупной стоимости компании за вычетом справедливой рыночной стоимости чистых активов и обязательств. В консолидированной отчетности положительный гудвил не выделяется, в отличие от негативного гудвилла (бедвилл), который сразу списывается на прибыли и убытки. Деловая репутация может или соотносится со всем бизнесом, или с лицом, которое руководит бизнесом (персональный гудвилл).

Успешность инновационного развития компании определяет совокупность информационного, организационного и человеческого капиталов компании, а успешность - это базовое условие конкурентоспособности и генерации прибыли в современных рыночных условиях.

В Российской Федерации в 2015 году, впервые в истории развития оценочной деятельности, был принят федеральный стандарт оценки №11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (ФСО №11). Этот стандарт отметил ряд актуальных положений, которыми должны руководствоваться оценщики, при проведении процедуры оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. В стандарте описан процесс оценки нематериальных активов, даны указа-

ния, что должен включать анализ рынка оцениваемых объектов, а также указано, что подвергается анализу не только сам рынок, к которому принадлежит оцениваемых объект, но и анализ рынка продукции, которая выпускается с использованием оцениваемого объекта. [3]

В современном деловом мире, деятельность каждой организации осуществляется в условиях усиления конкуренции и развития информационных технологий. Из-за этого происходит смещение акцентов при ведении бизнеса в пользу нематериальных категорий. Усиление существенности нематериальных активов для эффективного функционирования организации предполагает основную роль при формировании стоимости бизнеса в целом.

Потенциальным инвесторам достаточно сложно определить будущий возможный успех компании из-за устоявшейся формы финансовой отчетности. В первую очередь, нынешний подход к формированию финансовой отчетности, основывается на необходимости обеспечения реальной информации о положении дел для руководителей компании, что позволит дать оценку эффективности ведения менеджмента организаций традиционной экономики. Таким образом, первостепенными показателями оказываются: EBIT, EBITA, затраты на единицу продукции, рентабельность капитала и так далее. В таком случае, на первый план выходят компании новой экономики, формирующие продукт в большей степени за счет нематериальных активов (результативность управления нематериальными активами, брендами и организационной эффективности). [1]

Превосходство в несколько раз цены компании над материальными активами означает, что нематериальные активы -эффективность ее управляющих систем, менеджмент, талант персонала, связи с потребителем - составляет главную часть ее совокупного капитала. Клиент покупает в основном не материальные (физические) активы, а активы, которые представляют собой набор возможностей, способностей, талантов и идей.

Отдельные составляющие интеллектуального капитала поддаются оценке нефинансового характера, что означает возможность оценки без помощи финансовых показателей. Такие оценки производятся для анализа факторов конкурентоспособности, а также повышения конкурентоспособности компании в целом. Оценки используются в рамках определения стратегии и долгосрочных трендов развития компании. Интеллектуальный капитал совершает мультипликативный эффект по отношению к другим видам капитала, оказывая воздействие на уровень эффективности его использования.

Первостепенной целью оценки ин-

обеспечение устойчивого развития компании. Интеллектуальный капитал - это основа для будущего роста организации. Поэтому оценка интеллектуального капитала способствует формированию долгосрочной стратегии компании в непрерывно изменяющейся внешней обстановке и используется как инструмент коммуникации.

Таким образом, необходимость совершенствования финансовой отчетности, а также методов оценки стоимости нематериальных активов и формирования новых показателей, которые будут в полной мере отображать эффективность использования нематериальных активов становится одной из основных задач.

теллектуального капитала является

Библиографический список

1. Балашов Е. Л. Интеллектуальный капитал и деловая репутация консалтинговых компаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2009. №15 С.4.

2. Лисецкая И. В. Бухгалтерский учет нематериальных активов // Главбух. 2011. №3. февраль. С.8.

3. Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 385 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181621/ (дата обращения 16.05.2018)

THE ROLE OF INTANGIBLE ASSETS IN THE CREATION OF VALUES OF

THE ORGANIZATION

S.V. Kolomiets, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines the role of intangible assets, in particular brand and business reputation, in creating the value of the company. The main types of intangible assets and objects of intellectual property are indicated, as well as their importance in conducting business.

Keywords: intangible assets, brand, trademark, goodwill, intellectual property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.