Научная статья на тему 'Роль некоммерческого сектора в России'

Роль некоммерческого сектора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикалова Надежда Александровна, Ахмадуллина Алсу Раифовна, Крюкова Ксения Игоревна

В статье рассматривается роль некоммерческого сектора в формировании гражданского общества, перспективы развития некоммерческого сектора в России, проблемы, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в нашей стране и меры борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бикалова Надежда Александровна, Ахмадуллина Алсу Раифовна, Крюкова Ксения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческого сектора в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

Хотя на данном этапе рынки 3G и Wimax-услуг в нашей стране находятся в стадии формирования, но дальнейшие их перспективы высоко оцениваются специалистами.

Wimax для пользователей выглядит более привлекательным, так как он дает возможность неограниченной скорости передачи данных, плюс безлимитные тарифные планы. Однако, он имеет недостаток - доступность только для жителей крупных городов. 3G же по этому параметру явно выигрывает. Он доступен на периферии, хоть и неспособен обеспечить постоянное покрытие.[4] Список использованной литературы:

1. Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга.-2009- 31с.

2. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 466-468.

3. А. А. Романчугов, О. Е. Полынцев // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 130-131.

4. Кузнецов Ю.А., Маркова С.Е. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» - 2014 .-№22

5. Жидкова Н.А., Баранова И.В. бегство капитала из южного федерального округа //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. Т. 2.- № 6.- С. 76-78.

© И.В. Баранова, А.Н. Кудь, К.С. Калюжная, 2015

УДК 334

Бикалова Надежда Александровна

канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ

Е-тай: [email protected] Ахмадуллина Алсу Раифовна студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ Е-тай: [email protected] Крюкова Ксения Игоревна студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ

Е-mail: [email protected]

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается роль некоммерческого сектора в формировании гражданского общества, перспективы развития некоммерческого сектора в России, проблемы, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в нашей стране и меры борьбы с ними.

Ключевые слова

Некоммерческий сектор, гражданское общество, финансирование деятельности, государственный бюджет.

Некоммерческие организации (далее - НКО) - это организации, созданные для достижения социально-культурных, научно-образовательных и политико-управленческих целей общества. НКО осуществляют деятельность, направленную на общее благо: мирное разрешение конфликтов, охрану здоровья граждан, реализацию их духовных потребностей, защиту социальных прав, развитие гражданского общества. В отличие от коммерческих организаций, прибыль не является целью НКО, хотя последние могут ее заработать. В настоящее время заработанные поступления НКО в России по разным источникам составляют от 30 до 75% от общего объема денежных поступлений, в Венгрии - 23%, во Франции - до 59% и 70% в Германии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Причинами возникновения НКО являются социально-экономических процессы, вызывающие потребности общества в существовании социально ориентированных негосударственных и некоммерческих организаций, оказывающих различные виды необходимых социальных услуг.

НКО - важнейший показатель развития гражданского общества. Добровольчество, меценатство, благотворительность имеют в России глубокие корни (вспомним примеры Д.М.Голицына - русского офицера и дипломата 18 века, завещавшего 850 тысяч рублей и доходы от двух имений на устройство больницы в Москве, и С.Т.Морозова, выделявшего пожертвования на строительство МХАТа, московских больниц и т.д.); а чувство гражданского долга, патриотизм, милосердие всегда были базовыми ценностями россиян. Внимание, уделяемое государством развитию и поддержке НКО в России за последние годы, значительно возросло. На первом общероссийском форуме "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития", состоявшемся 15 января 2015 года в МГУ имени М.В.Ломоносова, было официально заявлено, что объемы финансирования президентской программы поддержки институтов гражданского общества (в том числе некоммерческих организаций) с 2007 года за семь лет увеличились с 1 млрд. 200 млн. до 3,7 млрд. (руб.) [1].

В настоящее время в России наиболее активно развивается некоммерческая деятельность в области науки, образования, культуры, спорта и демократии [2]. Западные НКО преимущественно заняты социальной защитой и здравоохранением. В развитых странах государственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в развивающихся — 22%, в РФ— 5%), доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности, включая членские взносы, — 35% (в развивающихся странах— 61%, в РФ — 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов — 17% (в развивающихся странах—17%, в РФ— 73%) [3]. Из этого следует, что государственного финансирования некоммерческого сектора в России является заниженным, поэтому необходимо выделять большую долю бюджетных средств на поддержку НКО. В то же время следует отметить, что Президент РФ В.В.Путин распорядился выделить 4,2 млрд. рублей на обеспечение деятельности НКО [4], несмотря на сокращение важнейших статей расходов федерального бюджета. Эти средства будут выделены некоммерческим неправительственным организациям на проведение конкурсов и по их результатам - грантов другим НКО для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целях определения уровня информированности населения о деятельности некоммерческих организаций и степени гражданского участия в ней в январе - марте 2015 года авторами статьи был проведен социальный опрос для определения роли некоммерческого сектора в России. Опрос был проведен методом случайной бесповторной выборки. Было опрошено 300 человек разных возрастных групп в г. Москве.

Результаты данного опроса таковы: наибольшую участие и активность в деятельности НКО проявляют граждане до 25 лет, наименьшую - люди среднего возраста (25-55 лет). Именно у молодежи среди мотивов участия в данной деятельности преобладает мотив «принесения пользы обществу». Уровень информированности о деятельности некоммерческого сектора у всех групп оказался низким. Кроме того, многие из респондентов никогда не обращались за помощью в НКО. Невысок интерес к деятельности НКО - в этом призналась третья часть опрошенных. Добровольчество, присущее Западу, в России не находит в настоящее время широкого распространения.

Таким образом, низкий уровень гражданского участия и политической культуры гражданского общества тормозит развитие некоммерческого сектора в РФ, который остро нуждается в наличии постоянных коммуникационных площадок для обмена опытом и совершенствования архитектуры внутрисекторных и межсекторных взаимодействий. Несмотря на меры, применяемые Российским государством по поддержке НКО, они получают недостаточный объем финансирования с его стороны, что является фактором, значительно препятствующим их развитию.

Список использованной литературы:

1. Сайт информационного агентства России. URL:http://tass.ru/obschestvo/1699971(дата обращения 31.05.2015).

2. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/1449/2133/1479/1500/(дата обращения 03.06.2015).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

3. Сайт Фонда развития гражданского общества. URL:http://tivüfund.ru/artide/1027(4aTa обращения 04.06.2015).

4. Портал Грантов. URL: https://grants.oprf.ru/news/media/p477// (дата обращения 03.06.2015).

© Н.А.Бикалова, А.Р.Ахмадуллина, К.И.Крюкова, 2015

УДК 334

Бикалова Надежда Александровна

канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ

E-mail: [email protected] Мукина Виктория Владимировна студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ

E-mail: [email protected] Сыркова Марина Сергеевна студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ

E-mail: [email protected]

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ОАЭ Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса сравнения налоговой политики и экономического развития в России и Объединенных Арабских Эмиратах.

Ключевые слова

Налоговая политика, экономика, налогообложение, ОАЭ, инвестиции.

Налоговая политика представляет собой функциональный элемент рыночной экономики и важнейший инструмент государственного регулирования. Она важна для достижения экономического роста, для решения ряда других макро- и мезо - экономических проблем и для преодоления экономического кризиса в некоторых странах, например, в России.

На современном этапе развития Российская Федерация ставит перед собой задачи сформировать на территории федерации единое экономическое пространство, сгладить диспропорции и асимметрию в социально-экономическом развитии регионов. Одним из важных направлений налоговой политики Российской Федерации является обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. С этой целью был принят комплекс поправок в Налоговый кодекс, который получил название «налоговый маневр». Налоговый маневр основывается на снижении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых - на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раза. Важно отметить, что с целью предотвращения роста цен на нефтепродукты и топливо внутри страны происходит поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты в течение трех лет в 2,2 раза, а также предоставление налогового вычета из сумм акциза при получении отдельных нефтепродуктов. Кроме этого, налоговый маневр подразумевает: дополнение перечня подакцизных товаров; увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль по доходам российских организаций в виде дивидендов с 9 до 13%; увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов в виде дивидендов физическим лицам-резидентам РФ с 9 до 13%; индексация ставок водного налога на установленные коэффициенты.

Вторым приоритетным направлением налоговой политики РФ является борьба с массовым вывозом капиталов за рубеж. В соответствии с Федеральным законом № 227-ФЗ с 1 января 2012 г. в РФ действует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.