Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕФТЕСЕРВИСА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ2'

РОЛЬ НЕФТЕСЕРВИСА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Анатолий Николаевич

В статье анализируются основные проблемы развития нефтесервиса как драйвера инновационного развития нефтяной промышленности. Рассмотрены ключевые игроки нефтесервисного рынка в России. Показана роль сервиса в технологическом развитии нефтяной промышленности, предложены меры государственного стимулирования для развития нефтесервиса в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF OIL RELATED SERVICES IN THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN OIL AND GAS SECTOR

The paper analyses the core problems of oil related services’ development as the driver for innovative development of oil and gas sector. The paper presents the main players on Russian oil related services’ market, underlines the role of such services in technological development of oil and gas sector, and presents the measures of state support for stimulating the development of oil related services in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕФТЕСЕРВИСА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ2»

УДК 338.4:622.323 (470+571) А.Н. Токарев1

РОЛЬ НЕФТЕСЕРВИСА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ2

В статье анализируются основные проблемы развития нефтесервиса как драйвера инновационного развития нефтяной промышленности. Рассмотрены ключевые игроки нефтесервисного рынка в России. Показана роль сервиса в технологическом развитии нефтяной промышленности, предложены меры государственного стимулирования для развития нефтесервиса в РФ.

Ключевые слова: нефтегазовый сервис, инновации, государственное регулирование, социально-экономические эффекты.

Для того чтобы нефтегазовый комплекс был конкурентоспособным, необходим эффективный сервисный сектор, который оказывает широкий спектр услуг - от проведения геологоразведки до производства оборудования. При этом именно в нефтесервисе заложены предпосылки и возможности решения многих проблем добычи, повышения ее эффективности как с позиций отдельных компаний, так и с точки зрения государства. Поэтому не случайно, что в настоящее время проблемы нефтесервиса активно обсуждаются на самом высоком уровне: в Совете безопасности России, Государственной Думе [1].

Конкурентоспособный сервис является источником инноваций в нефтяном секторе. Его эффективное развитие требует выстраивания тесных связей не только с добычей углеводородного сырья, но и с научно-образовательным комплексом. С развитием сервиса (прежде всего наукоемкого) связывается новая роль ресурсного сектора в экономике как сырьевых регионов, так и на государственном уровне. Ресурсный сектор (в том числе через нефтесервис) становится ключевым потребителем наукоемкой высокотехнологичной продукции. Учитывая роль нефтегазового комплекса в экономике России, следует признать, что нефтегазовый сервис может стать одним из важнейших драйверов для перехода страны на траекторию инновационного развития.

Роль сервиса в нефтегазовом комплексе

В настоящее время общий объем рынка нефтесервиса в России оценивается на уровне

750 млрд руб. с тенденцией к росту в силу целого ряда объективных причин, связанных в том числе с необходимостью освоения новых нефтегазовых провинций, истощением ресурсной базы в «зрелых» районах.

В структуре нефтесервиса в России основное место занимает эксплуатационное бурение, а также капитальный и текущий ремонт скважин. В связи с усложнением условий добычи постоянно растет доля высокотехнологичных услуг, например, горизонтального бурения, объемы которого в 2012 г. выросло до 14% от эксплуатационного бурения. При этом горизонтальное бурение изменяется качественно: в начале 2000-х годов горизонтальные участки скважин составляли в среднем около 300 м, а сейчас их протяженность превышает 1 тыс. м. Разработка сложных месторождений требует увеличения объемов горизонтального бурения.

Рост роли сервисного сектора связан также с тем, что мировой нефтяной бизнес движется в таком направлении, когда основную часть работ по разведке, освоению и разработке месторождений выполняют сторонние сервисные компании. Эта трансформация обусловлена, в том числе и возрастанием технологической сложности добычи нефти и газа [2].

При работе в условиях риска и высокой конкуренции нефтяные компании не могут позволить себе иметь высококвалифицированный персонал и наукоемкое оборудование, предназначенное для выполнения высокотехнологичных работ, когда потребности в них непостоян-

1 Анатолий Николаевич Токарев - ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, д.э.н., e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

2 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 14-18-02345).

Развитие сервисного сектора

Уменьшение цен на услуги

Повышение качества услуг

Новые технологии

/'Сокращениеиздерже^С^/^']

нефтяных компаний

Рост прибыли и налога на прибыль

Рост объемов добычи нефти

Прирост ресурсов и запасов нефти

Рост эффективности геологоразведки

Продление добычи на «старых» объектах

Ввод в освоение новых запасов

Наукоемкие услуги

Инновации, новые технологии

Развитие человеческого капитала

Социально-экономические эффекты

Влияние развития сервисного сектора на социально-экономические эффекты

ны. Таким образом, использование услуг сервиса позволяет нефтяным компаниям перенести риски недоиспользования персонала и специализированного оборудования на данные компании. Такой подход позволяет нефтесервису сконцентрироваться на выполнении отдельных (часто наиболее сложных) технологических операций и в полной мере использовать имеющийся персонал и собственные технические решения, инновации в организации и технологиях. Результаты такой специализации проявляются в сокращении издержек для производителей (сервиса) и цен для потребителей услуг - нефтедобывающих компаний.

В современных условиях разработка и использование значительной части новых технологий в добыче углеводородного сырья происходит либо по инициативе, либо с участием сервисных компаний. Интеллектуальный, наукоемкий сервис, даже при более высокой стоимости позволяет снизить издержки прироста единицы запасов, себестоимость добываемой продукции. Например, благодаря современным

технологиям, использованию точной информации о свойствах и структуре залежей, вместо трех скважин бурится одна, но она обеспечивает более высокую производительность и, соответственно, рентабельность добычи. Роль таких технологий очень высока, поскольку стоимость бурения составляет около половины от общего объема инвестиций в нефтедобычу. В рамках сервисного сектора создаются предпосылки для более быстрого применения новых технических решений и инноваций, увеличивается спрос на высококвалифицированные кадры [3].

Развитие сервисного сектора представляется важным также в силу следующих обстоятельств.

• Сокращение удельных издержек на разведку и добычу (во многом именно на это направлена деятельность нефтесервиса) фактически ведет к приросту ресурсной базы добычи углеводородов. Это связано с тем, что возникают предпосылки, во-первых, для продления добычи на «старых» объектах (что определяет значительные положительные социальные

эффекты, прежде всего на региональном уровне); во-вторых, для вовлечения в хозяйственный оборот новых участков недр (субрентабельных и трудноизвлекаемых запасов) и новых провинций [4].

• Снижение издержек на добычу (при прочих равных условиях) ведет к росту прибыли и, соответственно, налога на прибыль, направляемого в бюджеты (при этом большая часть этого налога направляется в региональные бюджеты). Приросту налоговой базы способствует и увеличение ресурсной базы для добычи углеводородов вследствие увеличения перечня рентабельных объектов.

• Нефтесервис обеспечивает условия для формирования и эффективного развития малых и средних нефтедобывающих компаний. Такие компании обычно разрабатывают сложные объекты и могут быть конкурентоспособными только при наличии развитого, конкурентного рынка в нефтесервисе (см. рисунок).

Основные игроки на рынке нефтесервиса в России

В результате реструктуризации нефтяных компаний, образования новых концернов, прихода зарубежных игроков в российском нефте-сервисе в настоящее время работает около 300 компаний. Их количество довольно изменчиво: идут процессы слияний и поглощений, с рынка уходят мелкие неконкурентоспособные фирмы, появляются новые игроки. Все компании, работающие в нефтесервисе России, можно разделить на несколько групп:

• подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), например «РН-Бурение» - дочернее предприятие «Роснефти»;

• крупные российские сервисные компании, в том числе с участием иностранного капитала (Буровая компания «Евразия», «Интегра», IG Seismic Services - IGSS);

• крупные международные компании (например, Schlumberger, Halliburton);

• малые и средние сервисные компании.

Сервис в рамках ВИНК. В 2000-е годы в нефтяной отрасли начался процесс выведения из структуры ВИНК сервисных подразделений, не связанных непосредственно с нефтедобычей. В целом данный процесс соответствует общемировым тенденциям в нефтяном бизнесе. Основные причины выделения сервисных подразделений из состава ВИНК связаны со следующим:

• конкуренция на сервисном рынке способствует росту качества предоставляемых услуг, снижению стоимости данных работ;

• повышение прозрачности нефтегазовых компаний (прежде всего для инвесторов) ведет к росту их капитализации;

• происходит эффективное распределение ответственности, риска и выгод между добывающей компанией и подрядчиками;

• качественное управление нефтесервисом требует большого опыта, знаний и усилий, отвлекая нефтяные компании от основной деятельности.

При этом российские ВИНК реализуют разные стратегии применительно к своим сервисным подразделениям. Например «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» преимущественно сохраняют в своем составе сервисные подразделения и относительно редко пользуются услугами сторонних компаний. «ЛУКОЙЛ», «Русснефть» и малые добывающие компании в основном ориентированы на внешний сервис.

«Роснефть» и «Газпром нефть» используют смешанный подход: имеют свои дочерние сервисные подразделения и активно используют внешних подрядчиков. Например, «Роснефть» сохраняет свои сервисные подразделения («РН-Бурение», «РН-Сервис», «РН-Ремонт») и в тоже время стремится создать условия для конкуренции собственных подразделений и внешнего сервиса, чтобы обезопасить себя от необоснованного завышения цен со стороны своих структур.

При этом сервисные предприятия в структуре ВИНК могут получать преференции от материнских компаний. Этот дисбаланс приводит к снижению рентабельности сервиса, ограничивающего возможности независимых компаний инвестировать в развитие и модернизацию и, как следствие, к его отставанию от зарубежных конкурентов в технологическом развитии [5].

Независимые крупные игроки: разные пути становления и развития. Каждая из крупных российских сервисных компаний (к которым в том числе следует отнести Буровую компанию «Евразия», «Интегру», IGSS) имеет свою специфическую историю возникновения, которая во многом определяет ее современную рыночную нишу и перспективы развития.

Например, Буровая компания «Евразия» возникла в процессе реструктуризации системы управления компании «ЛУКОЙЛ». В результате такой реструктуризации была создана компания «ЛУКОЙЛ-бурение», на основе которой затем была сформирована Буровая компания «Евразия» (БКЕ).

В настоящее время БКЕ (сейчас входит в состав компании Eurasia Drilling Company - EDC) является крупнейшей компанией в России по объему бурения, занимающейся строительством и ремонтом нефтяных и газовых скважин на лицензионных участках большинства ВИНК, прежде всего «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и «Газпром нефти». В 2013 г. компанией было пробурено более 5 млн м горных пород, закончены бурением 1672 скважины, проведено более 12,9 тыс. ремонтов (табл. 1). Сейчас доля БКЕ в эксплуатационном бурении в России составляет около четверти - 23%.

Резкий рост ремонтных работ в 2010 г. был связан с завершением обмена активами между Eurasia Drilling Company и Schlumberger в рамках созданного в 2010 г. стратегического альянса. EDC приобрела у Schlumberger все ее буровые и ремонтные установки, а взамен отдала свои подразделения, занимающиеся сервисными работами при бурении скважин [6].

До настоящего времени основной объем заказов для компании БКЕ обеспечивает «ЛУ-

КОЙЛ» (около 57% в 2012 г. по сравнению с 77% в 2007 г.). При этом изначально компании были связаны долгосрочным контрактом, который должен был сократить риски сторон. После своего выделения из «ЛУКОЙЛа» буровая компания опасалась остаться с многотысячным коллективом (численность сотрудников составляла более 16 тыс. человек) без заказов. «ЛУКОЙЛ», в свою очередь, опасался, что не будет гарантировано выполнение его программы буровых работ.

Зарубежный опыт показывает, что значительная часть крупных сервисных игроков создавалась в результате слияния и укрупнения относительно мелких компаний. Ряд российских крупных игроков также были образованы по этому сценарию.

Например, компания «Интегра» была образована, а затем развивалась на основе консолидации малых и средних сервисных компаний. Она была основана в 2004 г. преимущественно на базе нефтесервисных активов ТНК-ВР, впоследствии объединившей несколько независимых сервисных компаний, а также производителя бурового оборудования «Уралмаш-ВНИИБТ». С момента образования «Интегра» консолидировала около 20 приобретенных стратегических активов: нефтесервисных компаний

и предприятий по производству оборудования для нефтегазового сектора в России и СНГ. При этом «Интегра» не является полностью российской компанией, поскольку значительная часть ее основных акционеров - это иностранные частные инвесторы.

«Интегра» имеет более диверсифицированный портфель заказов, чем, например, БКЕ, что является ее конкурентным преимуществом и создает основы для ее устойчивого функциони-

Таблица 1

Основные производственные показатели компании БКЕ

Показатель Ед. изм. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Проходка бурением тыс. м 3268 4020 3750 4078 4247 4918 5089

Пробурено скважин шт. 1174 1472 1329 1416 1431 1674 1672

Выполнено ремонтов шт. 1326 1025 1119 10901 11368 12733 12958

рования в дальнейшем. К примеру, в 2013 г. основными заказчиками компании являлись ТНК-ВР (34% заказов по стоимости), «Роснефть» (13%), «Газпром нефть» (10%), «ЛУКОЙЛ» (8%), «НОВАТЭК» (5%).

В 2011 г. «Интегра», «Геотек» и ЗсЫишЬе^ег объединили свои геофизические и сейсмические активы в России. Объединение произошло на базе совместного предприятия «Интегры» и Schlumberger - IGSS. При этом контроль над новой компанией остался у российских участников: Schlumberger принадлежит всего 12% акций. IGSS может занять около 70% российского рынка (не считая внутренних рынков интегрированных компаний). Сейчас компания является крупнейшей в своем сегменте рынка в России и странах СНГ. В перспективе она может стать заметным игроком и на глобальном рынке.

Участие крупного зарубежного игрока представляется очень важным с точки зрения трансфера новых технологий, способов организации работ. Так, например, ранее Schlumberger уже привнесла в совместное предприятие новые технологии, в том числе технологию, позволяющую получать более детальные и качественные сейсмические данные; программное обеспечение по обработке данных и услуги по его поддержке. В рамках совместного предприятия был создан единый центр по обработке и интерпретации морских и наземных сейсморазведочных данных с производственными центрами в Москве, Тюмени, Томске [6].

Следует признать, что до сих пор даже крупным российским игрокам сложно конкурировать с мировыми лидерами, которые имеют длительную историю своего развития, выполняют более широкий спектр и объем работ. Зарубежные лидеры значительно превосходят российских коллег и по финансово-экономическим показателям (выручке, рентабельности). При этом наши компании ориентированы в основном на внутренний российский рынок (с выходом в страны СНГ). Серьезным преимуществом крупных западных игроков является то, что они имеют международный характер. Это позволяет им диверсифицировать риски, использовать свои инновации в разных регионах мира с учетом местных особенностей. К важным предпосылкам для успешного функционирования и развития зарубежных компаний следует отне-

сти существенно лучшие условия для финансирования своей деятельности, эффективную поддержку со стороны государства.

Иностранные компании: имеются опасения. Среди иностранных сервисных компаний в настоящее время в России представлены как мировые лидеры - Halliburton, Shlumberger и Baker Huges, так и относительно небольшие компании. Международные сервисные компании позиционируют себя в России как носители высокотехнологичных услуг. Обычно их услуги высококачественны, что наряду с повышенной науко-емкостью работ определяет и высокий уровень цен. Новые технологии во многом направлены на сокращение издержек нефтяных компаний, повышение качества услуг, увеличение их ресурсной базы (например, за счет проведения геологоразведки, применения методов повышения нефтеотдачи). При этом западный высокотехнологичный сервис получает более высокую прибыльность по сравнению со средним уровнем по России. Его доля на рынке сейчас оценивается на уровне 20-25%. Рост доли иностранного сервиса был обеспечен в том числе за счет покупки российских компаний.

Относительно новой тенденцией становится то, что иностранные сервисные компании стали создавать производственные мощности в России. Так, в Тюменской области уже создали свои производства Schlumberger и Bentec. Более 12 тыс. специалистов подготовил Сибирский учебный центр компании Schlumberger. Компания Baker Huges реализует проект по организации кабельного производства и производства оборудования для заканчивания скважин. Планируется создать около 200 рабочих мест. Объем инвестиций составляет более 1,5 млрд руб. Предприятие будет выпускать до 8 тыс. км нефтепогружного кабеля в год. Рассматривается возможность строительства второй очереди производства, а также создание обучающего центра.

Присутствие на российском рынке зарубежных сервисных компаний в целом отвечает интересам и нефтедобывающих компаний. Но у российских экспертов и участников рынка имеется ряд опасений относительно результатов деятельности международных сервисных компаний на российском рынке.

Например, есть опасение, что иностранные компании захватывают нефтесервисный рынок России. Об этом говорят факты: доля иностранных компаний на сервисном рынке растет, причем особенно заметно в высокотехнологическом сегменте. К тому же имеет место тенденция увеличения доли зарубежных инвесторов в капитале российских нефтесервисов.

Другое опасение связано с тем, что иностранные компании обычно приходят со своим оборудованием, из-за чего формируется технологическая зависимость российских потребителей. Позиция зарубежного сервиса заключается в том, что все материалы и оборудование для выполнения работ, которые можно купить в России, покупаются у российских компаний. При этом иностранные компании строят в России несколько заводов. Следует признать, что передача технологий российским компаниям происходит в редких случаях.

Также опасения связаны с тем, что зарубежный сервис получает доступ к закрытой информации о недрах, иностранные компании отбирают заказы у более слабых российских игроков, происходит «утечка мозгов» в иностранные сервисные компании.

В настоящее время российские сервисные предприятия по своим финансовым возможностям, технологиям и кадровым ресурсам уступают крупным зарубежным корпорациям. Иностранные компании имеют возможности расширять свое присутствие, прежде всего в высокотехнологическом сегменте сервисного рынка и, соответственно, оказывать влияние в целом на функционирование и развитие нефтяной промышленности России.

Следует признать, что часто разграничения российских и зарубежных компаний во многом размыты: иностранные компании владеют акциями российского нефтесервиса, отечественные компании размещают свои акции за рубежом [7]. Наверное, сейчас следует делать больший акцент на уровень локализуемых в России социально-экономических эффектов от деятельности тех или иных компаний. Где компания платит основные налоги? Какую часть персонала (особенно высококвалифицированного) составляют российские специалисты? Развивает ли компания научно-исследовательскую, учебную и про-

изводственную базу в России? Осуществляется ли трансфер технологий? В какой мере привлекаются российские подрядчики, поставщики и смежники? Используются ли технологии, минимизирующие отрицательное влияние на экологию в местах добычи? Вероятно, ответы на эти вопросы даже более важны, чем «прописка» той или иной компании.

Есть ли ниша для малых и средних компаний нефтесервиса? Заметное место на российском рынке занимают малые и средние сервисные компании. Часть из них появилась в результате реструктуризации ВИНК, часть - существовали и ранее, а некоторые компании были созданы заново. При этом для независимых «малышей» барьеры входа на капиталоемкие и высокотехнологичные сегменты рынка представляются очень высокими, поскольку требуются значительные инвестиции в оборудование и квалифицированный персонал.

В целом отношение к роли и месту малых и средних компаний далеко неоднозначное. Современные особенности их функционирования связаны с тем, что для получения заказов им часто приходится прибегать к демпингу. В свою очередь, низкие цены на услуги создают препятствия для технического перевооружения, разработки и покупки новых технологий. При этом одной из основных тенденций нефтесервиса в мире является конкуренция в большей степени даже не цен, а технологий (в том числе таких, которые позволяют выполнить работы с более высоким качеством).

Поэтому с точки зрения крупных сервисных компаний, работу на российском рынке существенно осложняют мелкие, некомпетентные предприятия, которые в определенной степени даже мешают нормальной работе. Часто у них нет собственных реальных мощностей. При этом себестоимость их услуг очень низкая. Но у таких компаний мало перспектив для развития: даже получив заказы сегодня, при отсутствии необходимых ресурсов на обновление и новые технологии, высока вероятность того, что уже в краткосрочной перспективе эти компании исчезнут с рынка.

Если малая компания использует только относительно небольшой набор простых технологий, то велика вероятность, что она будет по-

Таблица 2

Основные преимущества и слабые стороны нефтесервисных компаний

Категория сервисных компаний Доля рынка / перспектива Основные проблемы и слабые стороны Преимущества

Сервисные компании в рамках ВИНК 40% / сокращение Не лучшее соотношение цены и качества услуг; возможна их продажа Поддержка со стороны материнских компаний; относительная стабильность заказов; возможности выхода на «внешний» рынок

Крупные независимые российские компании 25% / рост В целом неустойчивые позиции на высокотехнологичной части рынка Относительно высокая конкурентоспособность; средний уровень цен; приемлемое соотношение цены и качества

Средние и малые компании 10% / стабилизация Объекты для поглощения; часто слабая техническая база и невысокое качество услуг Быстрый ответ на запросы рынка; подряды у крупных сервисных компаний; хорошее знание местного рынка

Иностранные компании 25% / стабилизация Высокие цены на услуги; протекционизм со стороны государства Высокое качество; сильные позиции в высокотехнологичном наукоемком сервисе

глощена более крупным игроком. Тем не менее сегмент малых и средних компаний нефтесервиса также является необходимым для эффективного функционирования соответствующего рынка, например, выполняя подрядные работы для более крупных игроков. Данные компании обычно более гибкие и потенциально могут быстрее реализовывать новые идеи, отвечающие потребностям рынка. Стабильность функционирования малой сервисной компании может обеспечить наличие 1-2 уникальных, в том числе высокотехнологичных операций.

В целом структура сервисного сектора в России, основные преимущества и слабые стороны различных групп компаний представлены в табл. 2.

Современные проблемы развития нефтесервиса в России

Список проблем российского нефтесервиса сформировался уже достаточно давно: устаревание и износ оборудования; низкие темпы инновационного развития; высокая конкуренция со стороны крупных западных компаний; отсутствие источников долгосрочного финансирования; непрозрачность рынка; отсутствие требуемой поддержки со стороны государства [8]. Эти проблемы в разной степени затрагивают отме-

ченные выше типы сервисных компаний, но так или иначе они относятся ко всем предприятиям.

Одной из важнейших проблем является ограниченное применение долгосрочных контрактов, хотя в России сейчас имеются предпосылки для их заключения - реализуются масштабные проекты (например, освоение нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири). На практике такие контракты часто получают связанные компании, что также ограничивает возможности независимого сервиса по техническому перевооружению и модернизации [5].

В случае краткосрочных контрактов (до 1 года) сервисная компания, закупив новое современное оборудование, не имеет гарантий, что оно будет эффективно использоваться после окончания этого контракта. В результате этого рациональная политика для нефтесервиса, не отвечающая стратегическим задачам отрасли, - работать максимально долго на имеющемся, часто уже устаревшем оборудовании. Поэтому необходимо побуждать заказчиков переходить на средне- и долгосрочные (3-5 лет) договоры с квалифицированными компаниями, что будет создавать основу для технической модернизации сервиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примеры долгосрочных контрактов интегрированных нефтедобывающих компаний и крупных сервисных игроков уже имеются. Так,

в 2014 г. группа компаний EDC и «Газпром нефть» заключили соглашение по оказанию услуг бурения и реконструкции скважин. Соглашение сроком на три года предусматривает использование современных и высокоэффективных мощностей EDC, определяет минимальное гарантированное количество буровых станков в работе, а также закрепляет порядок расчета стоимости работ. Заключение соглашения позволит EDC проводить плановое инвестирование в обновление и расширение парка буровых установок.

Другой пример - подписание в 2013 г. «Ин-тегрой» долгосрочного контракта (на период до 2018 г.) на буровые работы в рамках реализации комплексного проекта «Ямал СПГ». Его стоимость составляет около 100 млн долларов. Предполагается, что дополнительное буровое оборудование будет закуплено по предоплате от заказчика, которая составляет около 30%.

Для развития малых и средних компаний нефтесервиса требуется государственная поддержка. Для таких компаний, например, важны компенсации затрат на получение банковских гарантий для участия в тендерах, части процентных ставок по кредитам, взятым для обновления своих основных фондов [9].

Одной из проблем для сервисного бизнеса является обычное отсутствие авансовых платежей. Сейчас средства за оказанные услуги нефтесер-висные компании получают через 2-3 месяца, а иногда и 5 месяцев, после подписания актов выполненных работ. Все заказы выполняются подрядчиками на свои оборотные средства, что повышает издержки нефтесервиса.

Сейчас в большинстве случаев рентабельность нефтесервиса не достигает 10%. При этом низкая прибыльность нефтесервиса создает угрозы для развития всей нефтяной промышленности. В условиях низкой рентабельности нефтесервис не может эффективно выстраивать технологические звенья, не может решать все более трудные задачи в связи с усложнением структуры месторождений, извлечение запасов которых требует применения инновационных технологий и, соответственно, регулярного технического перевооружения.

Одно из предложений нефтесервиса - включать в стоимость услуг инвестиционную составляющую. Например, согласовать минимальную

базовую суточную ставку работы буровой установки, включающую в себя платежи при использовании оборудования, которые позволят обновлять и модернизовать его, и заработную плату высококвалифицированного персонала, исходя из среднего уровня, сложившегося в отрасли по данному региону. Также предлагается предусмотреть для данной ставки региональные коэффициенты и ежегодно ее индексировать [10].

Другая проблема развития нефтесервиса (прежде всего для средних и крупных игроков) связана с демпингом. В тендерах нередко побеждают неквалифицированные малые компании, которые предлагают самые низкие цены на услуги. А такие цены часто не могут обеспечить качественных услуг, не создают предпосылок для развития сервисного сектора. Поэтому необходимо ужесточить процедуры квалификации сервисных подрядчиков, чтобы убрать с рынка компании, работающие на списанном оборудовании с привлечением неквалифицированного персонала.

Решение отмеченных проблем во многом связано с объединением усилий самих сервисных компаний и повышением роли государства, в том числе в стимулировании развития полно -ценного прозрачного рынка, высокотехнологичных игроков.

Драйверы развития: консолидация усилий и государственное стимулирование

Укрупнение компаний и консолидация усилий.

Одним из ответов на проблемы и вызовы, стоящие перед нефтесервисом, является консолидация, которая может быть рассмотрена в двух аспектах:

• укрупнение компаний (вслед за укрупнением основных заказчиков - добывающих компаний);

• создание новых и активизация работы действующих ассоциаций нефтесервис-ных компаний.

В России должны быть свои крупные игроки в нефтесервисе. Это обусловлено рядом обстоятельств.

• Процессы укрупнения добывающих компаний (здесь мы не рассматриваем обоснованность этого процесса) требуют

наличия соответствующих игроков в нефтесервисе. Расширение сферы долгосрочного сотрудничества между крупными игроками будет способствовать и технологическому развитию сервиса.

• Формирование и развитие исследовательских подразделений могут себе позволить только крупные игроки. Научно-образовательный комплекс того или иного региона является важным потенциальным источником инноваций для сервиса, но наличие корпоративных исследовательских центров также представляется необходимым для превращения сервиса в высокотехнологичный сектор.

• Только крупные российские игроки имеют перспективы в конкуренции с западным сервисом в России и на зарубежных рынках (прежде всего в высокотехнологичных сегментах).

Один из источников создания новых компаний и укрупнения существующих - сервисные активы, выводимые из состава крупных нефтедобывающих компаний. По этому пути сейчас идет развитие, например, холдинга «РУ-Энерджи Групп». Он объединяет несколько производителей и поставщиков нефтегазопромыслового и бурового оборудования, а также инструментов. Один из основных активов - тюменский завод «Нефтепроммаш» по производству нефтегазового оборудования. Сейчас холдинг переходит к оказанию нефтесервисных услуг. Для реализации этой цели «РУ-Энерджи Групп» формирует свой нефтесервисный блок для работы на территории Западной и Восточной Сибири. Помимо ряда подразделений «Газпром нефти» он купил дочернюю структуру «Славнефти» - «Мегион-Сервис» и планирует дальнейшее приобретение сервисных предприятий.

С точки зрения защиты интересов российских компаний (прежде всего малых и средних) важное значение должны играть их ассоциации. На территории основного нефтегазового региона России - Тюменской области - сейчас работает несколько таких организаций. Одна из них - Тюменская ассоциация нефтегазосервисных компаний, объединяющая относительно небольших игроков, работающих на юге области.

В 2013 г. была создана Ассоциация нефтега-зосервисных компаний Югры (ХМАО). Основ-

ные направления ее работы связаны с объединением усилий и технологическим развитием. Так, к ее задачам отнесены:

• объединение производственных и технологических возможностей, усилий, материальных и интеллектуальных ресурсов членов Ассоциации;

• представление и защита интересов членов Ассоциации перед заказчиками и потребителями нефтегазосервисных услуг и продукции;

• объединение и развитие научно-технического потенциала членов Ассоциации;

• обмен опытом, технологиями и оборудованием в сфере оказания нефтегазосер-висных услуг.

Подобные задачи ставит перед собой и Ассоциация буровых подрядчиков, имеющая общероссийский статус.

Наличие ассоциаций нефтесервисных компаний и их работа с той или иной степенью интенсивности еще не гарантирует эффективной защиты их интересов, проведения необходимой научно-технической политики. В любом случае повышается вероятность того, что проблемы нефтесервиса будут услышаны заказчиками и государством, и будут приняты шаги и меры, учитывающие долгосрочные интересы всех участников процессов освоения нефтегазовых ресурсов.

Развитие системы государственного регулирования. Создание крупных национальных игроков, в том числе с участием государства, на рынке нефтесервиса может быть признано оправданным. Особенно, если иметь в виду положительный опыт Норвегии по использованию протекционистских мер в период создания собственной нефтяной промышленности. Для эффективного развития сервисного рынка необходима более развитая система регулирования, которая должна включать: стимулирование с использованием механизмов налоговой политики и кредитования, меры технического регулирования (нормы и регламенты), антимонопольную и научно-техническую политику.

Необходимо формирование и поддержание спроса на услуги (прежде всего высокотехнологичные, наукоемкие). К таким мерам следует отнести формирование и развитие механизмов

технического регулирования. Данные механизмы вместе с развитием системы мониторинга и контроля геологоразведки и разработки месторождений будут стимулировать повышение качества предоставляемых услуг, развитие технологической базы нефтесервисных предприятий. Вплоть до настоящего времени государству не удалось организовать эффективный контроль за разработкой месторождений нефти и газа, а также системы стимулирования добычи из трудноизвлекаемых запасов. Такое положение приводит к тому, что спрос на новые технологии и оборудование явно ниже уровня, который требуется для рационального освоения недр с позиций их собственника - государства [11].

Пожалуй, одной из сфер, где государству удалось сделать реальные шаги, направленные, в том числе и на рост спроса на нефтесервис-ные услуги, является стимулирование освоения новых нефтегазовых провинций. Здесь следует отметить, например, меры по налоговому регулированию добычи нефти в новых районах. Также представляется необходимым стимулирование ввода в эксплуатацию простаивающих скважин, освоение мелких малорентабельных объектов. Это будет способствовать воспроизведению и упрочению производственной связки «малые добывающие компании - независимые сервисные компании», что особенно важно для создания полноценного рынка в нефтяной промышленности России.

Также необходимы стимулирующие меры с учетом особенностей функционирования предприятий данного сектора экономики (как с точки зрения производственного процесса, так и современного состояния нефтесервиса в России). Например, важное значение для развития наукоемкого сервиса должно играть льготное налогообложение НИОКР.

В связи рядом опасений относительно результатов деятельности международных сервисных компаний роль государства видится в создании условий для трансфера технологий российским компаниям, стимулировании развития отечественных сервисных компаний, мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса. Похожей политики придерживалась, например, Норвегия в начале освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе Северного моря: применялись

действенные протекционистские меры до тех пор, пока местные компании не стали конкурентоспособными игроками на внутреннем и мировом рынке сервисных услуг. На федеральном уровне необходимо разработать государственную программу по техническому перевооружению нефтегазового сервиса, усилению НИОКР и оснащению машиностроительных мощностей современным технологическим оборудованием с привлечением финансовых средств как государственного бюджета, так и российских нефтегазовых компаний.

Следует учитывать, что сервисный сектор играет важную социально-экономическую роль прежде всего в регионах добычи углеводородного сырья. Оказываемые услуги - это налоги, дополнительные рабочие места (причем часто высокооплачиваемые), дополнительные заказы на оборудование для бурения и добычи у машиностроителей. Поэтому развитие конкурентоспособного сервисного сектора должно быть сферой пристального внимания и региональных органов власти. К тому же, применительно к сервису (в отличие от нефтедобычи), они обладают более широким набором инструментов, способных повлиять на ситуацию на региональных рынках.

На региональном уровне уже имеются определенные успехи в стимулировании российских производителей. Например, в Тюменской области есть опыт по компенсации части налогов нефтегазовым компаниям при покупке оборудования у отечественных производителей. Такой опыт может быть распространен и на услуги сервисных компаний. Для нефтесервиса важным инструментом стимулирования могло бы стать субсидирование части затрат по кредитам, используемым для финансирования мероприятий по техническому перевооружению.

В ряде нефтегазовых регионов, прежде всего там, где уже имеется развитый научно-образовательный комплекс (например, в Татарстане, Самарской и Томской областях), необходимо выстраивание связей между инноваторами и сервисом. Тесные связи сервиса и научно-образовательных учреждений будут способствовать созданию новых технологий, которые ведут к расширению ресурсной базы нефтяной промышленности, сокращению издержек на добычу, что

будет способствовать росту социально-экономических эффектов от развития нефтегазового сектора. Таким образом, сервисный сектор будет способствовать формированию новой роли

недропользования в экономике - драйвера инновационного развития как на государственном уровне, так и на уровне нефтегазовых регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы законодательного регулирования отечественного сервисного рынка в области природопользования / Материалы круглого стола Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию. 11 октября 2007 г. - URL: http:/www.duma.gov.ru. 2007.

2. Бушуев В.В., Крюков В.А., Саенко В.В., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шафраник Ю.К., Шмат В.В. Нефтяная промышленность России

- сценарии сбалансированного развития / ИЭС.

- М.: Энергия, 2010. - 159 с.

3. Крюков В.А., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шмат В.В. Минерально-сырьевой комплекс России: реализация преимуществ и возможностей развития // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2011. № 5. - С. 28-37.

4. Крюков В.А., Токарев А.Н., Шмат В.В. Как сохранить наш «нефтегазовый очаг»? // ЭКО. 2014. № 3. - С. 5-29.

5. Атепаева Е. Миром на защиту отечественного сервиса // Нефтегазовая вертикаль. 2013. № 23-24. - С. 100-106.

6. Нобатова М. Нефтесервис: консолидация и новые игроки //Нефтегазовая вертикаль.

2012. № 4. - С. 74-79.

7. Шульман Д. У нефтесервиса в России хорошие перспективы // Агентство нефтегазовой информации. - URL: http://angi.ru/news. shtml?oid=2 786867.

8. Галова П. Белоглазова О. Российский нефтесервис: проблемы и решения // Нефтегазовая вертикаль. 2013. № 23-24. - С. 108-111.

9. Борисов В. Тюменская ассоциация нефте-газосервисных компаний //Нефть и газ Сибири.

2013. № 2. - С. 20-21.

10. Канашук А. Текущие цены на нефтесер-висном рынке не позволяют иметь инвестиционную составляющую у буровых подрядчиков // Агентство нефтегазовой информации. - URL: http://angi. ru/news. shtml?oid=2787640.

11. Токарев А.Н., Кирпиченко В.Н. Проблемы формирования инновационной политики в нефтегазовом секторе // Сибирская финансовая школа. 2013. № 1. - С. 121-127.

Поступила в редакцию 04.08.2014 г.

A. Tokarev3

ROLE OF OIL RELATED SERVICES IN THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN OIL AND GAS SECTOR

The paper analyses the core problems of oil related services' development as the driver for innovative development of oil and gas sector. The paper presents the main players on Russian oil related services' market, underlines the role of such services in technological development of oil and gas sector, and presents the measures of state support for stimulating the development of oil related services in Russia.

Key words: oil related service, innovations, state regulation, social and economic effects.

3 Anatoly N. Tokarev - Leading Research Specialist, Institute for economics and production management SB RAS, Doctor of Economics, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.