Научная статья на тему 'Роль найдена Герова в восстановлении и укреплении болгарских духовных центров'

Роль найдена Герова в восстановлении и укреплении болгарских духовных центров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРСКИЕ ЗЕМЛИ / НАЙДЕН ГЕРОВ / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / BULGARIAN LANDS / NAYDEN GEROV / RUSSIA / TURKEY / SPIRITUAL CENTERS / OSOGOVSKY MONASTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаптев Е.А.

В статье рассматривается роль Н. Герова в духовном возрождении болгарского народа. Его участие в борьбе за духовную независимость выразилось не только в статьях по церковному вопросу, в его переписке с болгарскими общественными деятелями, но и в восстановлении и укреплении болгарских духовных центров путем помощи монастырям и церквям благодаря России и императору Александру II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE NAYDEN GEROV IN THE RESTORATION AND STRENGTHENING OF THE BULGARIAN SPIRITUAL CENTERS

The role of N. Gerov in spiritual revival of the Bulgarian people is discussed in the article. His participation in the struggle for spiritual independence manifested not only in the articles on the church issue, in his correspondence with the Bulgarian public figures, but also in the restoration and strengthening of the Bulgarian spiritual centers by helping churches and monasteries, thanks to Russia and personally Emperor Alexander II.

Текст научной работы на тему «Роль найдена Герова в восстановлении и укреплении болгарских духовных центров»

УДК 266+94(495.02)

РОЛЬ НАЙДЕНА ГЕРОВА В ВОССТАНОВЛЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ БОЛГАРСКИХ ДУХОВНЫХ ЦЕНТРОВ

© Е. А. Лаптев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. +7(347) 229 96 61.

Email: laptevevg@rambler.ru

В статье рассматривается роль Н. Герова в духовном возрождении болгарского народа. Его участие в борьбе за духовную независимость выразилось не только в статьях по церковному вопросу, в его переписке с болгарскими общественными деятелями, но и в восстановлении и укреплении болгарских духовных центров путем помощи монастырям и церквям благодаря России и императору Александру II.

Ключевые слова: Болгарские земли, Найден Геров, Россия, Турция, духовные центры, Осоговский монастырь.

Один из выдающийся деятелей Возрождения и один из первых болгарских ученых, Н. Геров имел огромный научный и документальный архив, связанный не только с болгарской языковой историей, но в основном с вопросами общественно-политической и культурно-просветительской сферы. Наряду с работой учителем (он основал в Копривштице одну из первых классных школ, а позднее - и в Пловдиве) в качестве русского вице-консула в этом городе (1857-1877 гг.) он активно содействовал болгарскому движению против фанариотов и усиления пропаганды протестантской и униатской церкви в Болгарии. Его участие в борьбе за духовную независимость выразилось не только в публикациях по церковному вопросу в возрожденческой прессе, в его широкой переписке с видными болгарскими культурными и общественными деятелями, но и в конкретных действиях по восстановлению и укреплению болгарских духовных центров посредством активной помощи монастырям и церквям.

В апреле 1856 г. Найден Геров как общественный деятель отправил письмо князю А. М. Горчакову по поводу подготовленных к распространению среди балканских славян брошюр о значении Крымской войны 1853-1856 гг. и подписанного в марте Парижского мирного договора [1; 2, с. 473-474]. В письме он подчеркивал веские причины, по которым необходимо было создание общества для развития общеславянской идеи посредством поддержки православной церкви в ее борьбе против католической пропаганды, развития просветительства и помощи бедным соотечественникам путем выделения денежных средств и книг на нужды болгарского и сербского православного населения [3, с. 216]. На протяжении всей своей дипломатической карьеры он подготавливал материалы о состоянии христианских духовных центров на всей болгарской этнической территории [4, с. 98]. Из Пловдива русский вице-консул вел активную переписку с Министерством иностранных дел России, Азиатским департаментом по сбору денежной помощи, церковных книг и утвари для церквей и монастырей в Болгарии [5, с. 92-93]. В его богатом архиве сохранилась переписка по вопросам оказания помощи преимущественно учителям и культурным деятелям из Велеса, Прилепа, Скопье, Паланки, Битоля, конкретным лицам и населенным пунктам, пострадавшим от турецких бесчинств, а также по вопросам получения русского гражданства некоторыми видными гражданами Пловдива, Софии и других крупных городов Болгарии [6, с. 2436].

Особенно активной и целенаправленной была работа Н. Герова по финансированию женских монастырей в Калофере и Казанлыке, школы при Казанлык-ском монастыре, некоторых церквей в Пловдивской

епархии (например, в Панагюриште, Пештере, Перуш-тице, Брацигово и др.), Рильского монастыря, для которых он распределял финансовые средства и подарки в виде книг, собранных в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киево-Печерской лавре и предоставленных православному населению Балкан в качестве безвозмездной помощи [7-8]. В разные годы болгарский дипломат совершает несколько целенаправленных поездок по стране, чтобы ознакомиться с положением монастырей и церквей, в основном в южных болгарских регионах - Фракии, западно-болгарских землях, Пи-рине, Родопах. Он прилагал много усилий для организации помощи - деньгами, книгами и церковной утварью - для восстановления софийских церквей, пострадавших в результате крупного землетрясения в сентябре 1869 г., когда из семи действующих церквей в Софии пригодными для богослужения остались лишь три [См. подр.: 1, Ф. 22. Оп. 2. Д. 537].

Наиболее богато документированной и интересной является переписка Герова по вопросам обновления одного из монастырей в македонских землях -«Св. Йоакима Осоговскиго» - Сарандапор. Эти документы, скорее всего, связаны с одним его научным проектом, к сожалению, оставшимся неосуществленным, - подготовкой к изданию жития западно-болгарского анахорета Йоакима Осоговского Саранда-порского [9, с. 52-64].

Основание монастыря «Св. Йоакима Осоговско-го» - Сарандапор - восходит к Средним векам. Согласно исследованиям известного болгарского ученого Йордана Иванова, самое раннее упоминание о монастыре относится ко времени правления болгарского царя Калояна (1196-1207 гг.) [10, с. 92-95]. Зарегистрированная и в турецких документах XVI в., обитель пострадала от сильного землетрясения в 1585 г. В 1661 г. путешественник Евлия Челеби описывает ее как большой, цветущий монастырь. К середине XVIII в. монастырь опустел, мощи святого были потеряны, о чем упоминает и Паисий Хилендарский в своей «Истории славяноболгарской». Однако в болгарской народной памяти сохранилось предание о том, что монастырь был разрушен янычарами.

Вероятно, в первой половине XIX в. началось восстановление Осоговского монастыря, которое завершилось около 1845-1847 гг. Можно предположить, что в связи с освящением заново построенного духовного центра был получен в дар от Хилендарской лавры список службы и жития патрона монастыря - св. Йо-акима Осоговского, изготовленный книжником Феодо-сием Лековым в 1789 г. [См. подр.: 1, Ф. 22. Оп. 2; 11].

Позднее Найден Геров как выдающийся ученый -филолог и историк решает осуществить издание жития святого. Подготовка к осуществлению этой идеи была

1136

ИСТОРИЯ

довольно активной и продолжалась несколько лет, но, к сожалению, проект не был реализован. Но в архиве деятеля Возрождения имеется достаточно много документов, связанных с историей этого издания как части его работы по восстановлению деятельности монастырских центров [12].

В связи с этим Найден Геров вел оживленную переписку с Аверкием Стояновым, тогдашним игуменом Сарандапора, и со знаменитым художником Станиславом Доспевским. Среди этих писем есть несколько, прямо связанных с замыслом Н. Герова об издании жития Йоакима, которые сопровождаются приложением - штампом монастыря (рисунками сцен жития святого), отпечатанного по проекту Доспевского [2, с. 562-563]. В одном из писем русскому вице-консулу в Пловдиве от 5 января 1866 г. Доспевский приводит конкретные сведения о проблемах, связанных с разработкой проекта штампа: «... Ваш курьер добрался до меня, но не может толком объяснить, в чем дело, поскольку он забыл, но я догадался, что нужно было разузнать о штампе Палаченского монастыря, который я давно обещал сделать, но я ждал от Вас ответа на свое письмо, в котором Вы показали бы мне, какого размера его нужно начертить, но поскольку я не получил от Вас ответа о размере штампа, то я определил его среднего формата, и на том, который Вы получите с этим письмом, по желанию общины мы прибавили четыре чуда св. Иоакима. Два - при жизни, два - после смерти. Я взял за образец старую книгу, в которой мы видели нечто подобное, и к тексту, если нужно, можно прибавить и еще что-нибудь, и это оставляю на Ваше усмотрение. Ваш художник: Станислав Д. Доспевски!» [3, с. 218].

4 января 1866 г. игумен Аверкий отправляет одно из своих писем Найдену Герову, в котором приводит сведения о том, что рукопись Феодосия Лекова получена Осоговским монастырем из Хилендара [1, Ф. 22. Оп. 1. Д. 233. Л. 2]. По всей вероятности, Н. Геров попросил осоговское братство о том, чтобы оно выслало ему эту книгу. Его авторитет русского консула и известного церковного настоятеля способствовал тому, что было получено согласие монастырского игумена на отправку оригинала в Пловдив. Аверкий Стоянов пишет, что отправляет список, который сделали монахи, но в действительности не было никакой веской причины, которая бы явно препятствовала тому, чтобы была выслана сама рукопись Феодосия [3, с. 215].

Итак, Найден Геров получает оригинальный Хи-ландарский список службы и жития Йоакима Осогов-ского. На листах сохранилось множество редакторских поправок, которые принадлежат руке Н. Герова. Они в основном содержатся в житийной части и имеют целью придать тексту современную орфографию, язык и словоупотребление, с учетом новоболгарской грамматики и лексики [13].

Вероятно, в 1866 г. ученый делает копию житийной части, отражая свою редакторскую правку, тогда

уже был готов и рисунок - проект штампа Осоговского монастыря. На оригинальном оберточном листе копии

H. Герова сохранился пояснительный текст к изображению на штампе - описание сцен жития - и краткая заметка, рассказывающая об истории восстановления монастыря: «Священный монастырь преподобного отца Йоакима Осоговского чудотворца когда-то был одним из самых славных монастырей в Македонии, и двести пятьдесят лет назад был разорен до основания янычарами, возобновил свою деятельность в 1847 г. (что видно на этом изображении) благодаря помощи благочестивых жителей.» [1, Ф. 22. Оп. 1. Д. 624. Л. 2б].

По всему видно, что Найден Геров полностью подготовил свою книгу к печати, но, вероятно, важные служебные, финансовые и другие научные обязательства помешали ему сдать ее в печать. К тому же многие годы ушли на усиленную работу над Словарем, на его опубликование и распространение [14, с. 22-23]. Сказались и годы, проведенные в эмиграции. В начале октября 1900 г. этот выдающийся деятель болгарского Возрождения и ученый умирает, оставив своим наследникам и ближайшим сотрудникам огромный личный и научный архив.

ЛИТЕРАТУРА

I. Български исторически архив при Народна библиотека «Св. св. Кирилл и Методий» (далее - НБКМ-БИА). Ф. 22. Оп. 1. Оп. 2.

2. Из архивата на Найден Геров / под ред. Т. Панчев. София: Държавна печатница, 1911. Т. I. 1047 с.

3. Узунова Е. Дейността на Найден Геров по възстановявато на манастирски средища в западнобългарските земи // Найден Геров в историята на Българската наука и культура: Мат-ли от Националната конференция. София, 2000. С.216-219.

4. Арнаудов М. Поети и герои на Българското възраждане. София, 1965.

5. Георгиев Е. Найден Геров. София, 1972.

6. Панчев Т. Найден Геров (1823-1923). Къси черти от живота и дейността му. София, 1923.

7. Стоянов М. Българска възрожденска книжнина. Т. 1. София, 1959.

8. Паскалева В. Найден Геров // Будители на нацията. София, 1969.

9. Тодоров Ил. Неизвестни страници от публицистиката на Найден Геров // Литературна мисъл, 1983. №6.

10. Иванов Й. Северна Македония. Исторически издирвания. София, 1906.

11. Узунова Е. Историята на един новонамерен ръкопис (Хи-лендарският препис на житието на Йоаким Осоговски -Сарандапорски от 1789 г.) - Ра1аеоЪи^апса / Старобълга-ристика. София, 1996. №2. С. 3-42.

12. Попруженко М. Г. Из заметок по истории болгарского Возрождения // Известия на народния етнографски музей. 1923. №1-2.

13. Георгиев Е. Найден Геров като строител на новобългар-ския книжовен език // Български език. 1983. №4.

14. Хаджиниколова Е. Найден Геров, езиковият спор и българ-ското възрожденско общество // Найден Геров в историята на българската наука и култура: Мат-ли от конференция. София, 2002. С. 22-27.

Поступила в редакцию 23.03.2015 г.

ROLE NAYDEN GEROV IN THE RESTORATION AND STRENGTHENING OF THE BULGARIAN SPIRITUAL CENTERS

© E. A. Laptev

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 61. Email: laptevevg@rambler.ru

The role of N. Gerov in spiritual revival of the Bulgarian people is discussed in the article. His participation in the struggle for spiritual independence manifested not only in the articles on the church issue, in his correspondence with the Bulgarian public figures, but also in the restoration and strengthening of the Bulgarian spiritual centers by helping churches and monasteries, thanks to Russia and personally Emperor Alexander II.

Keywords: Bulgarian lands, Nayden Gerov, Russia, Turkey, spiritual centers, Osogovsky monastery. Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. B''lgarski istoricheski arkhiv pri Narodna biblioteka «Sv. sv. Kirill i Metodii» (dalee - NBKM-BIA). F. 22. Op. 1. Op. 2.

2. Iz arkhivata na Naiden Gerov. Ed. T. Panchev. Sofia: D''rzhavna pechatnitsa, 1911. T. I.

3. Uzunova E. Naiden Gerov v istoriyata na B''lgarskata nauka i kul'tura: Mat-li ot Natsionalnata konferentsiya. Sofia, 2000. Pp. 216-219.

4. Arnaudov M. Poeti i geroi na B''lgarskoto v''zrazhdane. Sofia, 1965.

5. Georgiev E. Naiden Gerov. Sofia, 1972.

6. Panchev T. Naiden Gerov (1823-1923). K''si cherti ot zhivota i deinostta mu. Sofia, 1923.

7. Stoyanov M. B''lgarska v''zrozhdenska knizhnina. Vol. 1. Sofia, 1959.

8. Paskaleva V. Naiden Gerov. Buditeli na natsiyata. Sofia, 1969.

9. Todorov Il. Neizvestni stranitsi ot publitsistikata na Naiden Gerov. Literaturna mis''l, 1983. No. 6.

10. Ivanov I. Severna Makedoniya. Istoricheski izdirvaniya. Sofia, 1906.

11. Uzunova E. Istoriyata na edin novonameren r''kopis (Khilendarskiyat prepis na zhitieto na Ioakim Osogovski - Sarandaporski ot 1789 g.) - Palaeobulgarica / Starob"lgaristika. Sofia, 1996. No. 2. Pp. 3-42.

12. Popruzhenko M. G. Izvestiya na narodniya etnografski muzei. 1923. No. 1-2.

13. Georgiev E. B''lgarski ezik. 1983. No. 4.

14. Khadzhinikolova E. Naiden Gerov v istoriyata na b''lgarskata nauka i kultura: Mat-li ot konferentsiya. Sofia, 2002. Pp. 22-27.

Received 23.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.