Научная статья на тему 'РОЛЬ Найдена Герова в становлении новой системы болгарского образования'

РОЛЬ Найдена Герова в становлении новой системы болгарского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Найден Геров / Пловдив / училище / БОЛГАРИЯ / новая система школьного обучения / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Е. А.

Статья посвящена истории образования Пловдивского училища, основателем которого являлся Найден Геров один из первых болгар, получивших высшее образование в России. Пловдивское училище стало основой новой системы школьного обучения в болгарских землях, а Найден Геров основателем новой (классноурочной) системы образования среди болгар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ Найдена Герова в становлении новой системы болгарского образования»

УДК 266+94(495.02)

РОЛЬ НАЙДЕНА ГЕРОВА В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ БОЛГАРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Е. А. Лаптев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 229 96 61.

E-mail: laptevevg@rambler.ru

Статья посвящена истории образования Пловдивского училища, основателем которого являлся Найден Геров — один из первых болгар, получивших высшее образование в России. Пловдивское училище стало основой новой системы школьного обучения в болгарских землях, а Найден Геров — основателем новой (классноурочной) системы образования среди болгар.

Ключевые слова: Найден Геров, Пловдив, училище, Болгария, новая система школьного обучения, Россия.

Начало XIX в. ознаменовалось многосторонним подъемом в болгарском обществе. Формирующейся национальной интеллигенции становится ясно, что дальнейшее развитие народа немыслимо без повышения общего культурного уровня общества [1, с. 36]. В связи с этим с 30-х гг. XIX в. начинают закладываться прочные основы новоболгарского просвещения. Национальное сознание передовых слоев болгарского общества побуждает их к новым духовным исканиям. Болгарская интеллигенция разворачивает ряд национальнопросветительных программ, поскольку предвидит, что «просвещение - это великий стимул общественного развития» [2, с. 158].

Открытие первых болгарских светских школ -взаимных - в 30-е годы XIX в. - это результат деятельности болгарской торговой буржуазии, поддержанной болгарским духовенством и широкими слоями болгарского населения. Но независимо от этого, система взаимных школ скоро оказывается недостаточной с точки зрения содержания обучения для удовлетворения жизненных потребностей. Нарастание процесса болгарской национальной революции вызывает стремительное развитие всех областей жизни общества, которое обуславливает, в свою очередь, необходимость получения более высококвалифицированного образования, создание более высокой ступени школ. Это становится возможным в середине 40-х гг. XIX в., когда в Болгарию возвращаются первые воспитанники заграничных школ и университетов, люди, способные открыть новый тип школ и руководить ими. Так, логическое развитие духовного возрождения и новоболгарского просвещения приводит к созданию системы классных школ.

Найден Г еров - первый болгарин, который получил высшее образование в России и открыл первую народную классную школу в Болгарии. Великий патриот и просветитель, учитель и поэт, языковед и дипломат, он завоевал доверие и уважение своих современников. Народ создал о нем песни, в которых прославил его как Найдена Грамматика.

Он родился 23 февраля 1823 г. в Копривштице и был восьмым ребенком Г еро Добревича Мушека,

первоначальное образование получил у своего отца. В 1834 г. он был отправлен в Пловдив, где изучал греческий язык, необходимый для тогдашнего «всестороннего образования каждого болгарина». С 1837 по 1839 гг. он снова учится в Копривштице у Неофита Рильского.

Осенью 1839 г. отец посылает Найдена к двум болгарским патриотам В. Априлову и Н. Палаузову в Одессу. Он поручает своего сына их заботам, чтобы те покровительствовали ему и напутствовали его, убеждает их, что он отправляет сына учиться в Россию «не от большого богатства, но из-за большого рвения, поскольку род наш беден». Отец очень точно уловил пульс времени: наступил момент, когда наш народ «очнулся бы от глубокого, длительного сна невежества и прозрел благодаря добрым наукам» [3, с. 10]. Годом позже В. Априлов в письме хаджи Геро будет комментировать усердие его сына: «Найден налегает на учебу, советую ему заниматься поменьше, чтобы не заболеть».

В Одессе Найден Геров, поддержанный дядей, оканчивает гимназию и поступает в Ришельевский лицей, который позднее перерастает в университет, названный Новороссийским. Завершает его Найден Геров по специальности «Администрация, финансы и хозяйство». Образование, которое он получил в России, открывает возможность быстрого продвижения и большего благополучия в материальном отношении. Но любовь к Родине берет верх над прагматизмом, и он возвращается в родные места, чтобы передать своим соотечественникам, как он сам отмечал, полученные в России «познания в науках» [4, с. 323]. Перед возвращением в Болгарию он принимает российское подданство, чтобы уберечься от преследований недоброжелателей. Ностальгия по всему родному терзает его всю жизнь. Куда бы он ни уезжал позднее, везде он чувствовал себя не на «своем месте». Даже в России, где у него было много друзей, Найден Геров будет дорожить Болгарией. Восхищаясь Петербургом, он пишет в 1856 г. (во время Крымской войны, когда как российский подданный он вынужден покинуть Болгарию): «Красив Петербург, я его хвалю, но глаза мои все равно в сторону Филиппополя смотрят».

Найден Геров завершает лицей в 1846 г. и летом того же года возвращается в Болгарию, чтобы посвятить себя работе на избранном поприще -народному просветительству. И хотя в Свиштове ему предлагают очень выгодные условия с тем, чтобы он начал работать в греко-болгарской школе, он возвращается в Копривштицу. Цель, которую он ставит,- это не просто работать учителем, а создать новый тип школы, который отвечал бы растущим требованиям времени. Он понимает, что болгарской взаимной школы уже недостаточно, поскольку содержание обучения включает только первоначальное знакомство с буквами и цифрами, чтение текстов на родном языке и чистописание. Он думает о школе, в которой был бы расширен объем знаний и содержание обучения. Отдельные предметы преподавались бы специально подготовленными учителями.

В 1846 г. Найден Геров открывает школу в Копривштице, которая была первой современной для той эпохи народной классной школой в Болгарии. Он вводит предметы, которых не было ни в одной школьной программе по типу младших классов российских реальных гимназий: закон Божий, болгарский язык, математика, всеобщая история, география, естественная история, физика, правописание и гимнастика. К ним Н. Геров прибавил еще два предмета: болгарскую историю и экономические знания. Первый необходим был для всех болгар, второй - для всех торговцев. Впервые в болгарской школе наука была представлена широко и глубоко. Для Найдена Герова особенно важный элемент обучения - это язык, на котором они преподают. Он использует чистый болгарский язык, потому что, по мнению педагога,- «современная школа отделилась от церкви и не может обслуживаться старым церковным языком».

Кроме учебной программы, Найден Геров обдумывает распорядок в школе и систему управления. Он составляет сборник правил, в котором излагает права и обязанности школьных воспитателей, учителей, учеников. Так, определяются три звена школы, которые должны работать как единая команда в общем деле просвещения. В правилах определен и статус классной школы. Она является общенародной, бесплатной и общедоступной для всех желающих. Он вводит в обучение предметы, необходимые и полезные в жизни, а также новые методы преподавания. Геров обращает особое внимание на гуманное отношение к ученикам как обязательный элемент поведения учителей. Первостепенной обязанностью для учителей является доброе поведение, которое должно служить образцом благонравия, доброжелательности и чувства ответственности. Найден Геров вводит в процесс обучения новый язык и новый дух. Его классная школа утверждается как новый этап в развитии болгарского образования. Она дает начало новому процессу во всей болгарской культуре, который продолжает местные традиции, а также обогащает ее элемента-

ми культуры развитых европейских стран. Найдена Герова как учителя начинают приглашать во многие болгарские города.

Слава о Найдене Герове как учителе и об успехах новой школы доходит до противников болгарского образования - греческого духовенства и педагогов. Некоторые болгары покидают греческую школу в Пловдиве, чтобы получить более качественное образование в Копривштице. Раздраженные успехами молодого учителя и его школы, греки, пытаясь положить конец его деятельности, пишут письмо в Константинополь. Один из нововведенных предметов - гимнастика - дает грекам повод оклеветать Н. Герова: «Говорят, в Филиппо-поль приехал один некто из Московии, чтобы учить детей военному искусству. Во время уроков строит учеников и целыми часами упражняет их в воинских занятиях». Друзья Найдена Герова в Царьгра-де спасают его, ссылаясь на план османских властей по европеизации империи. Они отмечают усилия молодого болгарского учителя по созданию современной школы европейского образца.

В 1849 г. Геров едет в Белград для издания первого болгарского учебника по физике. Он тщательно обрабатывает материал, чтобы сделать его доступным. Особое внимание обращается им на язык. Этот учебник дает начало болгарской физической терминологии [5, с. 136].

В Белграде Н. Герова тепло встретили в местном российском посольстве. Открывается возможность поступить в него в качестве чиновника. Но Найден Геров еще не готов оставить ниву просвещения, так как поставил перед собой высокую цель. Он хочет создать одну центральную болгарскую школу, которая послужила бы образцом для других. Эта школа должна иметь современную программу и использовать новые методы преподавания, чтобы подготовить кадры, которые откроют подобные школы в других частях страны [3, с. 7]. Так как масштаб и финансовые возможности небольшого селения Копривштицы не отвечали необходимым требованиям создания классной школы, его выбор падает на Филиппополь (Пловдив).

Географическое положение, хозяйственное развитие, а также демографические и общественнокультурные изменения в Пловдиве в начале XIX в. определили его особое место в процессе национального болгарского Возрождения. Сильное греческое влияние в городе предопределило сравнительно позднее его приобщение к болгарским культурным и просветительским ценностям [1, с. 36]. Как писали многие авторы, до середины XIX в. в Пловдиве угасло болгарское национальное самосознание: «Там едва ли не все дышало греческим: в церквях читали по-гречески, в школах изучался греческий, избранное общество говорило по-гречески... Любой добрый христианин, чтобы быть в почете у владыки как благородный и успешный византиец, должен был быть греком и презирать тупоголовых

болгар... Одним словом, болгарин был иностранцем или был потерян в отцовском доме» [6, с. 118]. Поэтому часть зажиточных болгар, просвещенных и трудолюбивых, захотели изменить ситуацию. Появляются планы, связанные с превращением Пловдива из греческого оплота в центр обновления болгарского просвещения. В среде пловдивской торговой прослойки, которая сохранила народное самосознание, уже зародилась идея создания классной школы, которая готовила бы учителей и священников и собрала бы тянущихся к учебе, талантливых юношей из всех болгарских земель.

Найден Геров пишет доктору Стояну Чомако-ву, что он считает необходимым открытие болгарской школы в Пловдиве. С. Чомаков отвечает ему, что уже предприняты определенные шаги и Н. Геров станет в ней первым учителем.

15 апреля 1850 г. первые лица Пловдива отправляют письмо архиерею и городской общине, в котором ставят вопрос о том, чтобы в общей городской школе наряду с турецким, греческим и французским языками изучался бы и болгарский.

13 июля 1850 г. Найдена пригласили приехать в Пловдив в качестве учителя. Молодой учитель оценивает ту большую роль, которую такая школа сыграла бы в пробуждении национального самосознания болгар не только в Пловдиве и в Плов-дивской епархии, но и во всей южной Болгарии. Убежденный, что благодаря просвещению греческий фанариотский Филиппополь может стать важным культурным центром Болгарии, он с радостью принимает приглашение. 23 июля он подписывает договор, с тем чтобы он «перевел» на «болгарский язык науки, необходимые для образования нашего юношества» и в конце года устроил экзамен.

Новая школа была названа в честь болгарских просветителей Кирилла и Мефодия и открыта в начале октября 1850 г. Учебные занятия начались с группой из 30 учеников из ближайших окрестностей. Школьная программа была достаточно разнообразна: Закон Божий, болгарский язык, математика, всеобщая история, история церкви, естественная история, физика, коммерческие знания. Все предметы изучались по конспектам, составленным Н. Геровым. В первый год было два класса. «Этот скромный очаг», как его называет болгарский исследователь Тодор Панчев, «благодаря тогдашним влиятельным торговцам становится для греков опасным огнем. Но какой труд, какое постоянство, какая борьба требовалась для того, чтобы впервые вспыхнул этот огонь, знают только современники Г ерова» [7, с. 30].

Полученные результаты превзошли даже его собственные ожидания. Они вызвали восхищение у болгар и зависть у представителей греческой колонии. Первый годовой публичный экзамен был проведен 20 июля 1851 г. Вот как очевидцы описывали это исключительное событие: «На этом экзамене среди других присутствовали Пловдивский митрополит Хрисант, а также католический епископ апо-

стольский наместник Андрей Канова. Найден Геров спрашивал учеников, а также время от времени приглашал других задавать вопросы. Митрополит Хрисант, к которому ученики обращались с надеждой, что он им задаст какие-либо вопросы, молчал, поскольку не знал ни слова по-болгарски, а также из-за боязни обнаружить свое невежество перед католическим епископом. Тот же, напротив, спрашивал учеников и с большим вниманием их выслушивал. Один ученик объяснял ему теорию гальванизма, другой надолго пускался в рассуждения о русской истории. Большие успехи в учебе, которые показали ученики на экзамене, произвели сильное впечатление на апостольского наместника. Когда завершился экзамен, он не мог сдержаться, чтобы не высказать публично свое удивление по поводу того, как в этой только что открытой школе усвоены такие сложные знания». Присутствовавшие греки были ошеломлены большим успехом болгарской школы. По этому поводу Найден Геров отмечает: «Греческий владыка нахмурился, стал спрашивать греческих учителей, почему эти предметы не учат в их школе и как может за один год усовершенствоваться такой грубый язык, чтобы преподавать на нем такие науки».

Воспоминания об этом дне Найден Геров сохранил до конца своей жизни. В 1897 г. он писал: «Я достиг высокого чина и почестей, радуюсь своему доброму имени, но никогда не забуду 20 июля 1851 года. Этот день - самый радостный день в моей жизни, и воодушевление, которое я испытал тогда, до сих пор еще не ослабело. За все труды и лишения я был стократно вознагражден в тот день. Такие дни не повторяются в жизни человека».

Этот экзамен, на котором ученики Герова показали отличные результаты, вызвал ярую ненависть учителей эллинской школы и всех греков в Пловдиве. Для Найдена Герова и для всех болгар в Пловдиве и Пловдивской епархии экзамен превратился в невиданное доселе болгарское национально-культурное торжество. По греческому влиянию был нанесен сокрушительный удар. Были продемонстрированы большие возможности болгарского языка в распространении научных знаний, доказана способность болгар на интеллектуальный труд, восстановлены национальная гордость и самолюбие болгарского населения Пловдива. Греки же ясно осознали, что существование болгарской школы означает крушение их политики духовной ассимиляции болгар, и начали яростную борьбу за ликвидацию школы.

Этот успех учеников принес славу школе, а также ее основателю по всей Болгарии, особенно южной. В начале следующего учебного года в Пловдивскую болгарскую классную школу для продолжения образования приезжают ученики уже из разных мест. Чтобы обеспечить ученикам хорошие условия для жизни и занятий, иметь возможность оказывать на них более сильное воспитательное воздействие и оградить от дурного влияния

улицы, Н. Геров высказывает идею открытия пансиона, что и было сделано [7, с. 31]. Болгарский историк Тодор Панчев комментирует этот факт следующим образом: «Управление пансионом было образцовым, поведение его учеников - примерным, без применения неизбежных в любой тогдашней школе телесных наказаний».

На второй учебный год в школе было четыре класса в соответствии с установленной программой, опубликованной в «Царьградском вестнике» от 16 сентября 1851 г.

Своим неустанным трудом и безупречной жизнью Найден Геров подает личный пример ученикам и согражданам. Он преподает, создает учебники, развивает и защищает болгарский язык. Обучение на болгарском языке имеет особое значение в то время, когда, особенно в городах, греческий язык получил признание как самое совершенное орудие высокой мысли, поэзии и науки. Богатый и чистый язык обязателен для любого уважающего себя человека, для любого народа. Защищая возможности болгарского языка, Н. Геров защищал право любого болгарина уважать себя, получать образование и духовно совершенствоваться, чтобы быть уважаемым. По его мнению, «если человек теряет любовь и уважение к самому себе, он пропадает, если теряет любовь к своему отечеству - он становится крепостным рабом иностранцев и как тень проходит через чужие земли». Поэтому молодой учитель считает, что существенное значение имеет унификация тогдашних взглядов на вопросы языка и правописания. По его мнению, «один народ чувствует себя единым благодаря употреблению одного и того же языка и не менее единым - благодаря употреблению одного и того же правописания».

Филологические занятия Найдена Герова создают ему имя ученого. Многие люди начинают разделять его точку зрения, ищут его совета и дружбы. Например, Иван Андреев Богоров 28 мая 1848 г. обращается к нему с письмом, в котором просит его ознакомить со своими новыми взглядами на правописание. И. Богоров к этому времени уже основал «Царьградский вестник» и приглашает Н. Герова в качестве сотрудника. Эта растущая популярность и авторитет Герова среди болгарской интеллигенции имеет особенное значение для престижа Пловдивской классной школы. Его работа в области унификации болгарского языка и правописания в сочетании с его популярностью знатока грамматики приводят к принятию его лингвистических взглядов широким кругом болгарской интеллигенции и к созданию Пловдивской литературной

школы. Установлению этой первой глубоко обдуманной и четко построенной языковой и орфографической системы способствует и талантливый ученик Н. Герова Йоаким Груев, который издает в 1858 г. «Основы болгарской грамматики».

Венцом полувекового труда Найдена Герова в этом направлении, начавшегося с поэтических опытов, продолженного преподавательской и общественной деятельностью, стал его «Словарь болгарского языка», который сконцентрировал в себе все знания того времени.

На заключительном этапе болгарского национального Возрождения Найден Геров блистал своим талантом яркого духовного лидера. Он вкладывал свою энергию в любое начинание, которое могло содействовать болгарскому возрождению и сохранению национального самосознания. Своим ученикам он передавал не только знания, но и свою любовь к Отечеству, чувство долга и ответственность интеллигентного болгарина, чтобы быть полезным для духовного развития и усовершенствования болгарского общества. Н. Герову отдавали первенство не только в духовном, но и в политическом пробуждении Пловдива. Он имел особый дар вдохнуть в каждого любовь ко всему болгарскому, куда бы ни уезжали его ученики, все они несли огонь свободы.

С Найденом Геровым связывается и распространение старого болгарского названия города -Пловдив, которым он заменяет греческо-турецкое именование Филиппополь. Таким образом, благодаря его усердию и поддержке торгово-ремесленных кругов, Пловдивская классная школа им. Св. Кирилла и Мефодия накануне Крымской войны превращается в центр болгарского образования. Она сыграла большую роль в дальнейшем распространении просвещения болгарских землях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерци за историята на Пловдив. Пловдив: Печатница, Ч. 1. б.г. 574 с.

2. Генчев Н. Българско възраждане. София: Державна печатница, 1988. 335 с.

3. Из архивата на Найден Геров / Под ред. на Т. Панчев. София: Державна печатница, 1911. Т. 1. 1047 с.

4. Бележите българи. София: Державна печатница, 1969. Т. 3. 443 с.

5. 100-те най-влиятелни българи в нашата история. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 1997. 198 с.

6. Епархийското в Пловдив училище «Св. св. Кирил и Мето-дий» // Български преглед. София, 1896. №7-8. С. 117-121.

7. Доросиев Л. Материали за изучаване на учебното дело в България. София: Державна печатница, 1925. Кн. 1. 240 с.

Поступила в редакцию 08.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.