Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
система образования / наука / экономика страны / человеческий капитал / модернизация образования. / education system / science / national economy / human capital / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казибекова Н.А.

В статье автор рассматривает роль, место науки и образования в формировании человеческого капитала, при этом анализируется их взаимодействие и влияние на социально-экономическое развитие страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCIENCE AND EDUCATION IN CREATING HUMAN CAPITAL

The author examines the role and place of science and education in the formation of human capital, while analyzing their interaction and impact on the socio-economic development of the country.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

general education program 2018, when having synchronized the activities with extracurricular educational activities according to the old curriculum and the form of teaching experiencing subjects.

The limitations in educators' awareness of the experiential and career-oriented activities will negatively affect the implementation of the activities. Therefore, raising awareness for administrators and teachers at secondary schools in Quang Ninh province is a prerequisite measure to ensure effective implementation of

experiential and career-oriented activities under the general education program 2018 at secondary schools.

References

1. Bo Giao due va Bao tao (2002), Chuang trinh trung hoc ca sd, Nxb Giao duc, tr.99.

2. Bo Giao due va Bao tao (2018), Chuang trinh hoat dong trai nghiem va Hoat dong trai nghiem, huong nghiep, ban hanh ngay 26 thang 12 nam 2018.

РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Казибекова Н.А.

д.э.н., проф.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Россия

THE ROLE OF SCIENCE AND EDUCATION IN CREATING HUMAN CAPITAL

Kazibekova N.

Doctor of Economics, prof. Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia

Аннотация

В статье автор рассматривает роль, место науки и образования в формировании человеческого капитала, при этом анализируется их взаимодействие и влияние на социально-экономическое развитие страны.

Abstract

The author examines the role and place of science and education in the formation of human capital, while analyzing their interaction and impact on the socio-economic development of the country.

Ключевые слова: система образования, наука, экономика страны, человеческий капитал, модернизация образования.

Keywords: education system, science, national economy, human capital, modernization of education.

В условиях стремления регионов и страны в целом к устойчивому развитию на первый план выходит закон опережающего развития качества человеческого капитала, качества образовательной системы, преобладающей в обществе и изменения в положительную сторону качества общественного интеллекта.

Существующая система образования расставляет новые акценты, перемещая интересы общества с простого повышения темпов экономического развития в сторону устойчивого развития экономики, общества и человека, а это возможно лишь при условии модернизации высшего образования, повышения престижа работников педагогического труда, изменения отношения в обществе к категории граждан, относящихся к «человеческому капиталу».

Основой целью высшего образования является подготовка компетентного, высококвалифицированного работника, который может быть конкурентоспособным на рынке труда, коммуникабельного, ориентирующегося в смежных областях профессиональной деятельности и готового к карьерному росту.

Высшее образование является звеном в образовательной цепочке развития и интеграции образования и науки.

Именно поэтому так актуальны функции науки и образования как воспроизводство рабочей силы, создание «человеческого капитала», применение накопленных знаний, умений в различных областях для развития самой науки и непрерывного образования, как средства социального прогресса общества и личности, а также как средства управления всевозможными социально-экономическими и научно-техническими явлениями и процессами. Объективная необходимость требует поступательного развития науки и образования, их тесного взаимодействия, переплетения функций и общего воздействия на общественное производство.

В процессе взаимодействия «образование - наука» происходит переход накопленных человечеством знаний, умений, навыков, общественного опыта творческой деятельности от педагогов к обучающимся. Таким образом, и возникает внутренняя эффективность процесса образования, под влиянием особенностей личных интересов, способностей, планов жизнеустройства членов общества, с другой стороны, это взаимодействие формирует внешнюю эффективность образования, которая проявляется единством общественно значимых образовательных, научных и производственных целей, развития экономики страны и направлений ее модернизации.

О тесном взаимодействии образования и науки свидетельствует тот факт, что многие высшие учеб-

ные заведения значительно активизировали свою вовлеченность в предпринимательскую деятельность. Превращение университетов в непосредственных участников экономической деятельности приводит к появлению концепции предпринимательского университета. Это требует от вузов не только развития новых навыков и компетенций, но и создание бизнес парков, научных центров и «бизнес инкубаторов». Вместе с тем, сотрудникам, преподавателям и студентам также предлагается участвовать во внебюджетном финансировании, в получении грантов, лицензий и патентов.

Одной из задач высшего образования на современном этапе развития, является создание особых условий (экономических, социальных, политических, информационных) для эффективной реализации потенциальных возможностей российского общества, обучающихся. Требования рыночной экономики, формирование и развитие рынка образовательных услуг показало необходимость обновления и пересмотра традиционных подходов в системе высшего образования. В первую очередь это касается нового хозяйственного механизма, организационного подхода к бюджетному и платному образованию, пересмотра взаимоотношений органов управления и вузов и т.д.

На развитие экономики страны и регионов оказывают влияние не только состояние высшего образования, но и качественные характеристики человеческого капитала, другими словами, умственные, духовные и физические силы членов общества. От потенциала и использования человеческого капитала зависит, то, как будет развиваться российское общество в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Человек, обладающий знаниями и относящий к категории «человеческий капитал» более эффективно справляется с поставленными перед ними задачами, может выполнять более сложную и ответственную работу, быстрее осваивает новые и инновационные технологии, проявляет творческую инициативу, более успешен в предпринимательской деятельности.

Именно эти факторы выводят систему образования в число важнейших отраслей экономики. Затраты, которые несет общество на развитие образования, оправдывают себя, так как способствуют развитию человеческого потенциала, рабочей силы - производительной силы общества и в конечном счете, приносят огромный экономический эффект, проявляющийся через рост производительности труда. Ученые многих стран отмечают возрастающую роль образования в формировании национального богатства, так в странах Западной Европы эта цифра достигает 75%, в России - 50%.

Для достижения высоких результатов в системе образования необходимы экономические рычаги, обеспечивающие новые принципы, подходы к модернизации и финансированию отрасли. Мы считаем, что для этого следует:

1. создать систему государственного кредитования образования под низкие ставки;

2. оказать всемерную поддержку студентам из многодетных и малообеспеченных семей;

3. увеличить ассигнования на обеспечение литературой вузовские библиотеки, на приобретение новой техники и оборудования;

4. выделить средства из бюджета на повышение квалификации преподавателей вузов;

5. выделить средства на развитие материально-технической базы университетов.

Осуществление этих мероприятий будет способствовать достижению нового современного качества высшего образования в соответствии со стратегией модернизации российской системы образования.

Кроме того, следует выделить и такие проблемы, которые негативно влияют на качество высшего образования и которые необходимо решить в ходе модернизации:

• это отсутствие равного доступа выпускников школ из различных регионов, из семей с низкими доходами, из сельской местности к поступлению в ведущие вузы;

• разрыв между уровнями знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах;

• недостаточная связь системы высшего образования с рынком труда, как на федеральном, так и региональном уровнях и как следствие, отсутствие заинтересованности предприятий в организации практик и приглашений молодых специалистов на работу;

• низкая результативность подготовки молодых специалистов для сельской местности из-за их нежелания ехать на работу в село;

• старение учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов;

• низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки.

Особенно остро стоит вопрос о работе выпускников высшей школы в сельской местности; отсутствие современной системы трудоустройства выпускников вузов в условиях, когда отменена ранее действовавшая система распределения молодых специалистов; низкий уровень интеграции вузов с научными учреждениями Российской академии наук и отраслевой наукой и др.

Для разработки и осуществления комплекса мер, гарантирующих достижение высокого качества подготовки специалистов, сегодня как никогда ранее необходимо государственное регулирование развития высшего образования. Такое регулирование предлагается осуществить по следующим направлениям:

1) стратегическое управление развитием высшего образования (доктрина и концепция высшего образования; федеральные и региональные программы; аналитико-информационное обеспечение развития системы высшего образования и принятия решений; научно-исследовательские и инновационные программы; научная поддержка региональных программ; международные программы);

2) тактическое управление развитием высшего образования (формирование стандартов и образовательных программ системы непрерывного образования; социально-педагогические программы развития высшего образования);

3) оперативное управление развитием высшего образования (оперативное планирование кадровых, экономических ресурсов; обеспечение контроля качества образования, аттестации кадров, финансовых ресурсов; безопасность сохранения образовательной сети; юридическое и нормативно-правовое обеспечение).

Все это следует осуществить в русле таких современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе высшего образования, как рост значения человеческого капитала, что требует интенсивное, опережающее развитие образования молодежи и взрослого населения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда; глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников для роста их профессиональной мобильности.

Только тогда высшее образование сможет выполнить принадлежащую ему важную роль в реализации концепции развития человеческого капитала, где значимость социального аспекта в приобретении, расширении и обновлении знаний значительно возрастает.

Список литературы

1. Алиев М.А., Сабанчиева Л.Н. Организационно-экономический механизм управления взаимодействием образования и науки в вузе. - Махачкала: ALEPH, 2014, 127 с.

2. Алиев М.А. Экономические проблемы развития взаимосвязи образования и производства. -Махачкала: ALEPH, 2019. 194 с.

3. Березовский В.А., Семенова Т.Ю. Экономическая природа образования // Экономика образования. 2013. № 6 (79).

4. Ощепкова Н.Г. К вопросу о маркетинге на рынке образовательных услуг // Экономика образования. 2013. № 3 (76).

5. Казибекова Н.А. Актуальные проблемы взаимодействия науки и образования. Монография. Интерактив Плюс, Чебоксары. 2018.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ECONOMISTS IN THE PROCESS

OF STUDYING MATHEMATICAL DISCIPLINES

Novytska L.

Candidate of Pedagogical Sciences, Ph.D., Associate Professor Department of Mathematics, Physics and Computer Technology Vinnytsia National Agrarian University, Vinnitsa, Ukraine

Abstract

The article is devoted to the study of the competence approach in the context of training future specialists in economics and related concepts: «competence», «competence», «professional competence». It is proved that mathematical competence plays an important role in the formation of professional competence.

It was found out that the following pedagogical conditions are essential for the formation of the appropriate level of professional competence of future bachelors of economics in the process of teaching mathematical disciplines: development of the future bachelor of economic profile ability to mathematical modeling of economic processes; improving students' skills in using ICT in the learning process; formation and development of cognitive independence of future bachelors of economics.

Keywords: competence approach, competencies, competence, professional competence, mathematical competence, mathematical disciplines, economic specialists.

Introduction. Socio-economic reforms, Ukraine's integration into the international educational and economic community, the development of information and telecommunication technologies determine new, more stringent requirements for specialists in economic, industrial, and managerial activities. Of particular importance is the problem of training a competitive specialist in the economic field, who has a high level of professional and personal qualities that contribute to its successful adaptation to new socio-economic conditions, professional development, development and implementation of modern technologies. Higher educational institutions, in particular agricultural ones, are

faced with the task of improving the professional training of future economists, taking into account the promising areas of modernization of the vocational education system. The activities of economic specialists involve performing various mathematical operations (assessing various financial risks, reducing their negative consequences; looking for ways to optimize business, identify «weaknesses» in the company or enterprise; develop a business plan, calculate investment returns, etc.). Therefore, the requirements for the quality of professional training of future economists, in particular for the quality of their mathematical competencies, are constantly increasing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.