и
к
S
№1, 2011 Ведомости НЦЭСМП
РОЛЬ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЭКСПЕРТИЗЫ СРЕДСТВ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ФАРМАКОТЕРАПИИ В РОССИИ
В.К. Лепахин, А.В. Астахова, И.А. Торопова
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России, Москва
Резюме: В статье рассматриваются основные проблемы безопасности лекарственной терапии, проблемы выявления и оценки неблагоприятных побочных реакций на лекарственные препараты и принципы организации фармаконадзора, а также основные задачи, функции и результаты деятельности Центра экспертизы безопасности лекарственных средств ФГБУ«Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России.
Ключевые слова: неблагоприятные побочные реакции, безопасность лекарств, фармаконадзор, управление рисками.
THE ROLE OF THE SCIENTIFIC CENTER FOR EXPERTISE OF MEDICAL APPLICATION PRODUCTS OF THE MINISTRY OF HEALTH AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING THE SAFETY OF PHARMACOTHERAPY IN RUSSIA V.K. Lepakhin, A.V. Astakhova, I.A. Toropova
Abstract: The following article describes the main problems of drug therapy safety, problems of identifying and assessing Adverse Drug Reactions to medicines and principles of organizing pharmacovigilance, as well as key objectives, functions and results of the activities of the Federal State Budgetary Institution «Scientific Center for Expertise of Medical Application Products» of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation Center for Expertise Medicines Safety.
Key words: Adverse Drug Reactions, safety of medicines, pharmacovigilance, risk management.
Успехи современной медицины во многом связаны с разработкой и внедрением в практику новых высокоэффективных лекарственных препаратов. Вместе с тем новые лекарственные средства (ЛС), обладая мощной биологической активностью и выраженной терапевтической эффективностью, несут в себе потенциальную опасность для больного и могут вызывать тяжелые осложнения, иногда приводящие к инвалидизации или даже смерти.
Расширение на российском фармацевтическом рынке ЛС с высокой биологической активностью и рост потребления медикаментов населением сопряжены с увеличением риска возникновения серьезных побочных реакций и осложнений фармакотерапии. Проблема безопасности фармакотерапии осложняется также сенсибилизацией населения к биологическим и химическим веществам, нерациональным использованием ЛС, медицинскими ошибками, применением некачественных и фальсифицированных препаратов. По данным зарубежных исследователей, даже в развитых странах осложнения лекарственной терапии развиваются у миллионов людей, а смертность в результате неблагоприятных побочных реакций (НПР) выходит на 4-5-е место после сердечнососудистых, онкологических, бронхолегочных заболеваний и травматизма.
Проблема безопасной фармакотерапии стала не только чрезвычайно важной медицинской, но также
социальной и экономической проблемой здравоохранения во всем мире. Затраты, связанные с лекарственными осложнениями, в мире составляют миллиарды долларов. Немногочисленные фармакоэпидемиоло-гические исследования в нашей стране свидетельствуют о том, что в Российской Федерации дела с безопасностью лекарственной терапии обстоят не лучше.
Очевидно, что для проведения эффективной и безопасной фармакотерапии необходимо иметь полную информацию не только о положительных сторонах медикаментов, но и о возможных неблагоприятных последствиях лекарственной терапии.
К сожалению, при клинических испытаниях в силу их ограниченности (ограничения по срокам, критериям включения в испытание и т.д.) не могут быть выявлены все потенциальные НПР на ЛС. Многие, включая серьезные, осложнения лекарственной терапии определяются только при широком применении препаратов в медицинской практике. В связи с этим мониторинг безопасности ЛС, прошедших клинические испытания и разрешенных для применения в практике, является чрезвычайно важным и необходимым для скорейшего получения сведений обо всем спектре НПР и принятия необходимых мер по их предупреждению.
Для проведения этой работы во многих странах созданы и успешно функционируют службы контроля безопасности лекарств (фармаконадзор).
Ведомости НЦЭСМП
№1, 2011
В апреле 1997 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации организовало на базе кафедры общей и клинической фармакологии Российского университета Дружбы народов (РУДН) Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств (ФЦМБЛС). Одной из основных задач Центра была организация в стране современной, отвечающей международным стандартам системы фармаконадзора. С этой целью были разработаны научно-организационные основы создания региональной системы мониторинга безопасности ЛС и в течение 6 мес в стране были созданы и начали активно функционировать более 20 региональных центров контроля безопасности лекарств. За первый год в базу данных по НПР поступило более 1 тыс. сообщений. Работа системы фармаконадзора в нашей стране получила международное признание, и в октябре 1997 г. Россия была принята в Программу Всемирной организации здравоохранения по международному мониторингу ЛС. Принятие России в эту международную программу обеспечило прямой доступ в базу данных ВОЗ по НПР, которая содержит более 5 млн сообщений о лекарственных осложнениях, и возможность оперативно реагировать и принимать необходимые меры для предупреждения осложнений фармакотерапии. Сотрудниками кафедры общей и клинической фармакологии РУДН были подготовлены специальные статьи о фармаконадзоре, включенные в Федеральный закон «О лекарственных средствах», принятый Государственной думой в 1998 г.
ФЦМБЛС проводил большую научноинформационную работу по предоставлению работникам практического здравоохранения сведений о возможных побочных эффектах ЛС. С этой целью сотрудниками кафедры готовился и издавался журнал «Безопасность лекарств и фармаконадзор», а также проводились образовательные семинары по безопасности лекарств для медицинских и фармацевтических работников.
К сожалению, в результате многочисленных реформ здравоохранения в стране ФЦМБЛС был упразднен, его функции были переданы отделу токсикологии Института доклинической и клинической экспертизы лекарственных средств и работа по фармаконадзору не получила должного развития. Воссоздать ФЦМБЛС удалось только в 2007 г. на базе ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Росздравнадзора. Федеральному центру были делегированы полномочия проведения мониторинга безопасности ЛС в стране и экспертной оценки НПР, угрожающих жизни и здоровью пациентов. Кроме того, Росздравнадзор рекомендовал руководителям органов здравоохранения всех субъектов Российской Федерации определить ответственные учреждения или подразделения по проблемам изучения НПР и обеспечить контроль за своевременным
представлением информации о выявляемых НПР в федеральный центр. К настоящему времени созданы и успешно функционируют 60 региональных центров мониторинга безопасности ЛС.
В Российской Федерации необходимость информирования о НПР установлена законодательно (п. 3 ст. 64 ФЗ №61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»). Согласно требованиям закона, субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 64 ФЗ №61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств», за несообщение или сокрытие сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время в нашей стране государственную функцию по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛС с целью их регистрации и разрешения применять в медицинской практике осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором создан специальный департамент государственной регуляции обращения ЛС.
Проведение мониторинга безопасности ЛС поручено Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Рос-здравнадзор).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1316-Р от 4 августа 2010 г. ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» отнесено к ведению Министерства здравоохранения и социального развития и переименовано в ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоц-развития России. Функционировавший на базе указанного выше ФГУ Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС был переименован в Центр экспертизы безопасности лекарств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздравсоцразвития РФ (ЦЭБЛС, далее по тексту — Центр).
Основной целью деятельности Центра является повышение безопасности населения Российской Федерации при проведении фармакотерапии.
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
№1, 2011
Ведомости НЦЭСМП
Задачами Центра являются:
• подготовка для представления в Минздравсоц-развития РФ экспертных заключений о безопасности ЛС, разрешенных для применения в Российской Федерации;
• подготовка предложений по профилактике осложнений фармакотерапии (внесение изменений в инструкции по применению ЛС, запрещение применения лекарственных препаратов и т.д.);
• разработка методических рекомендаций по профилактике и лечению осложнений лекарственной терапии;
• внедрение в практику здравоохранения современных методов исследования безопасности ЛС;
• организация работы по ознакомлению медицинских и фармацевтических работников, а также населения с вопросами безопасности ЛС;
• участие в подготовке кадров в области рациональной фармакотерапии;
• обеспечение участия Российской Федерации в Программе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по международному мониторингу ЛС.
Во исполнение поставленных задач Центр осуществляет следующие виды деятельности:
• экспертная оценка безопасности лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации;
• подготовка по заданию Минздравсоцразвития РФ и предоставление отчетов и справок по вопросам безопасности ЛС;
• организация и проведение научно-исследовательских работ в области безопасности ЛС;
• подготовка предложений по минимизации рисков развития лекарственных осложнений, консультативно-аналитическая и методическая деятельность по вопросам экспертизы безопасности ЛС;
• международное сотрудничество в области безопасности ЛС (взаимодействие с национальными центрами других стран по изучению побочных действий ЛС, сотрудничество с ВОЗ, Европейским агентством и др.);
• участие в гармонизации требований к изучению безопасности ЛС с международными правилами и рекомендациями;
• анализ данных международных организаций и национальных центров по проблеме побочных действий ЛС;
• подготовка к изданию информационных материалов о побочных действиях ЛС, включая журнал «Безопасность лекарств и фармаконадзор»;
• информационно-образовательная деятельность (проведение семинаров, симпозиумов по проблемам безопасности фармакотерапии);
• участие в подготовке специалистов в рамках последипломного медицинского образования (аспирантура, докторантура, повышение квалификации по профилю ФГБУ «НЦЭСМП»).
Сотрудниками Центра было проанализировано 8257 сообщений о НПР, поступивших в базу данных о НПР (IV квартал 2010 г. и I и II кварталы 2011 г.). Была установлена причинно-следственная связь между применением лекарственных препаратов и возникновением НПР (см. таблицу).
Особое внимание уделялось анализу осложнений лекарственной терапии у беременных. За отмеченный период поступило 131 сообщение о возникновении НПР у беременных.
Выполняя обязательства участника Программы ВОЗ по международному мониторингу ЛС, Центр направил в ВОЗ 905 сообщений для включения в международную базу данных о НПР.
Таким образом, ЦЭБЛС, являясь подразделением экспертного учреждения ФГБУ «НЦЭСМП» Мин-здравсоцразвития России, проводит важную экспертную и научно-исследовательскую работу в области безопасности ЛС и фармакотерапии, а также научноорганизационную и международную деятельность, сотрудничая с региональными центрами и участвуя в Программе ВОЗ по международному мониторингу лекарств.
Реализация всех намеченных целей в области фармаконадзора возможна только при условии осознания значимости проблемы прежде всего практическими врачами и организаторами здравоохранения и объединения усилий различных специалистов — организаторов здравоохранения, медицинских и фармацевтических работников, особенно клинических фармакологов, эпидемиологов.
Повышению эффективности и качества работы системы фармаконадзора в России будут способствовать:
• повышение уровня компетентности медицинских и фармацевтических работников в вопросах лекарственных осложнений. С этой целью необходимо введение в программу обучения студентов медицинских и фармацевтических факультетов вопросов, касающихся безопасности лекарств. Кроме того, весьма важным является включение этой темы в программы постдипломного повышения квалификации врачей;
• более полное и своевременное обеспечение информацией по проблемам безопасности лекарств работников практического здравоохранения (издание специальных журналов и бюллетеней, информационных писем, более частое проведение специальных симпозиумов, конференций и семинаров и т.п.);
Ведомости НЦЭСМП №1, 2011
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НПР
Показатель IV квартал 2010 г. I квартал 2011 г. II квартал 2011 г.
Всего зарегистрировано НПР 2543 2461 3253
Высокий уровень причинно-следственной связи 2169, из них: • 25 случаев летальных исходов; • 62 случая НПР у беременных 2146, из них: • 17 случаев леталь- ных исходов; • 39 случаев НПР у беременных 2832, из них: • 19 случаев леталь- ных исходов; • 30 случаев НПР у беременных
Низкий уровень причинно-следственной связи (условная, сомнительная, неклассифицируемая) 374 315 421
• обеспечение финансирования, достаточного для функционирования центров мониторинга и экспертизы неблагоприятных побочных реакций на ЛС;
• оказание помощи региональным центрам федеральными и местными органами здравоохранения (моральная и материальная поддержка);
• внедрение в практику работы службы фармаконадзора различных современных методов выявления и изучения побочного действия лекарств, позволяющих определять частоту возникновения побочных реакций, выявлять отсроченные побочные реакции (тератогенные, канцерогенные эффекты и др.);
• еще большее вовлечение отечественных и зарубежных производителей лекарств в информирование о выявляемых побочных реакциях и решениях по ограничению или изъятию с фармацевтического рынка лекарственных препаратов в связи с побочными эффектами;
• привлечение к работе по контролю безопасности лекарств ведущих научноисследовательских институтов Российской
академии медицинских наук, Минздравсоц-развития РФ и других ведомств.
Решение задач, стоящих перед фармаконадзором, возможно только при условии осознания значимости проблемы безопасности лекарств прежде всего работниками практического здравоохранения и объединения усилий врачей, провизоров, организаторов здравоохранения. Несомненно, что успех этой работы во многом будет зависеть от материальной, финансовой и политической поддержки руководства здравоохранением как на федеральном, так и на местном уровнях. В виду серьезных последствий НПР для общественного здоровья ВОЗ рекомендует правительствам стран обеспечить достаточное постоянное финансирование фармаконадзора, устойчивое к давлению различных групп влияния, политическим изменениям и экономическим факторам.
Постоянное внимание Минздравсоцразвития РФ к работе по созданию в нашей стране эффективной системы мониторинга безопасности лекарств вселяет уверенность в том, что в ближайшее время задача организации в России системы фармаконадзора, отвечающей мировым стандартам, будет выполнена.
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ