моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманит. науч. исслед.
2015. №5-1. С.63-69.
9. Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА. 2014. №1. С. 253-255.
10. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманит. науч. исследования.
2016. № 2. С.82-89.
© Евдохина Н. В., 2016
УДК 378.6
И.Г.Евсеева
кандидат психологических наук, начальник кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент, полковник полиции г. Москва, Российская Федерация
РОЛЬ НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУРСАНТАМИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
Переход российского высшего профессионального образования на новые образовательные стандарты в новых для страны политических, экономических условиях предоставляет педагогическим коллективам современных образовательных организаций высшего образования (ОО ВО) широкие возможности творчески организовывать образовательный процесс с учетом богатого арсенала актуальных инноваций международного уровня при одновременной возможности сохранять, развивать гуманистические традиции отечественного образования.
Ключевые слова
Курсантский научный кружок, общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся,
мотивации курсантов, процесс обучения
Подготовка курсантов предполагает готовность выпускника к научно-исследовательской профессиональной деятельности наряду с учебной, воспитательной, диагностико-коррекционной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, педагогической.
Первой, наиболее простой и доступной формой введения обучающихся в научно-исследовательский процесс, благодаря чему у них начинает формироваться представление о разноуровневости методологии, специфике социально-гуманитарных исследований, приобретаются первичные практические навыки и умения при апробации различных теоретических и эмпирических методов, является студенческий научный кружок (СНК). В ведомственных ОО ВО его целесообразно назвать, на наш взгляд, курсантский научный кружок (КНК), учитывая специфику статуса обучающихся. Он может функционировать, как минимум, на трех уровнях:
1) стандартном (упрощенном);
2) концептуальном (усложненном);
3) концептуально-системном (повышенном).
Если первый уровень ориентирован на стандартную маршрутную схему: «выбор курсантами научной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
темы - теоретическое изучение проблемы - проведение эксперимента - подведение итогов и анализ полученных результатов - оформление рекомендаций - персональные выступления на научно-практических конференциях, научные публикации» - и связан преимущественно с индивидуальной деятельностью обучающегося под руководством преподавателя, то второй предполагает центрацию на метапроблемах, полисубъектность, полимодальность. Это выражается в том, что в исследование одной или нескольких ведущих научных тем кафедры включаются курсанты, изучая какое-либо, наиболее их заинтересовавшее, частное направление (субнаправление). На основе этого повышаются уровень научного взаимодействия в системе «курсант-преподаватель», потенциал коллективного мышления, расширяется содержательное поле актуальных научных проблем, стимулируется личностное развитие всех участников научно-исследовательской деятельности.
Третий уровень назван нами концептуально-системным в связи с тем, что он поднимается до высоты целостного образовательного пространства ОО ВО, сопряженного с жизненным пространством обучающихся, преподавателей и социокультурной средой в целом. Благодаря чему появляются такие возможности? Прежде всего, благодаря функционированию воспитательной системы ОО ВО (института, факультета, кафедры), где КНК является одной из ее актуальных форм, а сам он, в свою очередь, придает динамику и устойчивость учебно-воспитательному процессу в целом.
Технология формирования гуманистических смысложизненных ориентаций - явление статическое (содержание-средства-условия) и динамическое (процесс). Актуальные социокультурные средства смысложизненноориентационной технологии: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы): лекция, семинар, практикум, педагогическая практика, защита ВКР, тренинг, научные кружки, внеучебные мероприятия, секции, клубы по интересам, занятия в учреждениях дополнительного образования.
В охарактеризованных условиях воспитательной системы работа курсантского научного кружка выходит за сугубо учебный и предпрофессиональный форматы. В качестве элемента системы научный кружок становится инициативным и инновационным центром курсантского сообщества и преподавательского коллектива кафедры.
В разработанном Положении «О курсантском научном кружке» (кафедра педагогики УНК ПСД Института-факультета психологии служебной деятельности ОВД) по научной проблеме «Гуманистическое профессионально-личностное развитие курсантов в образовательном процессе МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя», опирающемся на концептуальные положения воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности, в содержании представлены основные цели деятельности КНК:
- сформированность гуманно ориентированной, культурно и профессионально компетентной личности курсанта, способной к самопознанию, самоактуализации, конкретизации смысла жизни, гуманистических смысложизненных ориентаций, самовоспитанию, саморазвитию, профессиональному творчеству, научно-исследовательской работе;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса факультета/института;
- сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала ФГКОУ ВПО МосУ МВД России.
Для достижения целей деятельности КНК сформулированы задачи.
- актуализация гуманистической смысложизненноориентационной, личностно развивающей проблематики в курсантской среде, образовательном процессе (обучении, воспитании) кафедры, факультета/института;
- систематизация и активизация научно-исследовательской деятельности курсантов: проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;
- содействие курсантам в подготовке статей, научных докладов для участия в студенческих научных конференциях различного уровня;
- ознакомление курсантов со стандартами проведения научного исследования и представления его результатов;
- выявление наиболее одаренных и подготовленных курсантов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской работе, создание благоприятных условий для их деятельности в области НИР;
- повышение уровня рефлексивно-дискуссионной, самопрезентационной культуры курсантов;
- повышение коммуникативно-организационной культуры курсантов;
- актуализация роли гуманистического искусства в образовательном процессе;
- актуализация роли коллектива в профессионально-личностном становлении курсантов;
- привлечение курсантов к оформлению гуманистической смысложизненноориентационной среды учреждения как условию формирования профессионального опыта гармонизации и гуманизации социального пространства;
- подготовка курсантов к воспитательной (социально-педагогической); диагностико-коррекционной; правоохранительной; экспертно-консультационной; научно-исследовательской; организационно-управленческой; педагогической деятельности.
Основными направлениями деятельности КНК являются:
- личностно развивающее, смысложизненноориентационное;
- научно-исследовательское;
- творческое;
- организаторское;
- эргономическое.
Актуальные формы, методы, технологии работы: научные беседы, лекции, семинары-практикумы, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации, групповая рефлексия, тренинги личностного роста, художественно-творческие проекты, научные отчеты, творческие отчеты, научные и творческие презентации, аутодиагностика, групповая диагностика, коллективные просмотры кинофильмов и их профессионально-аналитическое обсуждение, профессионально-аналитическое обсуждение литературных произведений.
Предполагаемые результаты:
—компетентность курсантов в области формирования гуманистических смысложизненных ориентаций, личностно-профессионального самовоспитания, саморазвития;
—компетентность курсантов в области воспитательной (социально-педагогической); диагностико-коррекционной; правоохранительной; экспертно-консультационной; научно-исследовательской; организационно-управленческой; педагогической деятельности;
- устойчивый интерес курсантов к социальной жизни, искусству как актуальному средству образования, саморазвития;
- устойчивый интерес курсантов к миру Детства, Подростничества и Юношества, их социальной норме и девиационным рискам;
- позитивный опыт курантов в самовоспитании, самообучении, саморазвитии, конструктивном общении, организации просоциальной среды; готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию.
Возможные риски работы КНК:
1. Приоритет в университете авторитарной модели образования в ущерб гуманистической.
2. Восприятие курсантов педагогическим коллективом ОО ВО МВД России не как целостной личности, способной к саморазвитию, формированию гуманистических смысложизненных ориентаций, а сквозь призму узкопрофильной, ведомственной подготовки.
3. Обособленность образовательного процесса ОО ВО МВД России от социокультурного пространства города, страны, мира, отсутствие широких социальных партнерских связей.
4. Слабая материально-техническая база ОО ВО.
5. Низкий уровень учебной мотивации курсантов.
Первичная апробация заявленного формата работы КНК, в которую курсанты включаются уже с первого курса, показала его эффективность. Его официальные участники образуют инициативную группу, члены которой становятся организаторами мини-исследований, творческих проектов непосредственно на учебных занятиях различных учебных дисциплин. Благодаря методам примера, заражения, подражания и проч. преодолевается барьер между несколькими активистами учебной группы и индифферентной или пассивной частью курсантов. В частности, наблюдается повышение уровня мотивационной готовности курсантов к обучению, их ориентация на формирование гуманистических смысложизненных ориентаций, гармоничное развитие, толерантность во взаимодействии с окружающим миром, продуктивное преодоления жизненных трудностей, творческое самораскрытие, что в последующем предстоит воплощать в практику при взаимодействии с детьми и подростками. Кроме того, курсанты в массовом порядке включаются в разработку частных заданий по различным дисциплинам. Нельзя обойти вниманием также факт того, что масштабное использование произведений искусства как средства самовоспитания курсантов, исследования ими социальной действительности, наблюдения за характерами, конфликтами в значительной степени расширяют диапазон научно-исследовательской проблематики процесса обучения, содействует объединению в вузе индивидуальных и групповых форм деятельности, формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов-будущих социальных педагогов к консультационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.; URL: http: //www .science -education.ru/ru/artide/view?id=23378
2. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к пониманию и анализу гуманистических ценностей // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1 (часть 1).; http: //www .top-technologies.ru/ru/article/view?id=35519
© Евсеева И.Г., 2016г.
УДК 373
С.Д. Кириенко
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
Т.Е. Журина
студентка факультета дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерации
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ К СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ
Интерес к проблеме взаимодействия педагогов с семьями воспитанников обусловливается социальным заказом государства системе образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что дошкольные организации должны обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей[2]. Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию диктует также обновление содержания и форм работы не только с детьми, но и родителями.
Одной из важнейших задач взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны