УДК 378.14
Т. М. Бурганская, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой (БГТУ);
Н. А. Макознак, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ)
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
В статье рассмотрена специфика научно-исследовательской работы студентов, ориентированной на развитие творческих способностей и совершенствование профессиональных навыков студентов специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство». Определены направления профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности, приведен анализ показателей привлечения студентов к различным формам научно-исследовательской работы.
The article provides data on the specifics of the research work of students focused on the development of creativity and improvement of professional skills of students in specialty 1-75 02 01 "Landscaping". The direction of professionally-oriented research activities is defined, an analysis of indicators of involving the students to various forms of research is given.
Введение. Научно-исследовательская деятельность обладает неоспоримым потенциалом воздействия при формировании личности человека. Как учебная, так и внеучебная научно-исследовательская работа студентов уже на первой ступени высшего образования способствует развитию творческого подхода в профессиональной деятельности, что определяет ее значимость в повышении качества выпускаемых вузами кадров.
Основная часть. Стимулирование творческого и профессионального роста студентов, что особенно актуально для проектной деятельности в рамках специальности «Садово-парковое строительство», наиболее эффективно осуществляется через привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе на индивидуальном (НИРС), кафедральном (НИР, деятельность Мастерской ландшафтного дизайна), межвузовском (участие в республиканских и международных конкурсах, выставках, семинарах и конференциях) уровнях.
Приоритетными направлениями профессионально ориентированной исследовательской деятельности являются прикладные научные исследования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства и хозяйства, включающие:
1) инвентаризацию и мониторинг состояния зеленых насаждений на объектах ландшафтной архитектуры и дизайна, осуществление паспортизации зеленых насаждений;
2) подбор ассортимента травянистых и древесных растений для разработки проектов ботанических коллекционных участков, дендрариев и тематических растительных экспозиций, объектов озеленения города;
3) разработку проектов и дизайн-проектов ландшафтной организации и реконструкции исторических и современных объектов озелене-
ния, территорий общественных и административных центров населенных мест, учреждений образования и здравоохранения, промышленных предприятий, объектов агропромышленного комплекса, участков индивидуальной коттеджной застройки, участков садоводческих товариществ, фрагментарного озеленения открытых пространств и интерьеров зданий, экспозиций, элементов цветочного оформления, озеленения и декоративного оформления водоемов и малых форм архитектуры, вертикального озеленения и др.;
4) разработку дизайн-концепций и проектов внутреннего озеленения и флористического оформления жилых и общественных зданий и сооружений, зимних садов и др. с учетом современных тенденций фитодизайна;
5) совершенствование знаний в области ландшафтного проектирования и строительства, фитодизайна, подбора ассортимента декоративных древесных растений и цветочных культур открытого и защищенного грунта, особенностей выращивания и ухода за растениями, защиты декоративных растений от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов внешней среды.
Анализ основных показателей привлечения студентов к участию во всех формах НИР кафедры за период с 2009 по 2013 г. в целом показал тенденцию к увеличению количества студентов, работавших по плановым, бюджетным и хоздоговорным НИР. Так, в 2013 г. этот показатель превысил показатель 2009 г. в 2,8 раза, при этом количество студентов, работавших на условиях оплаты, возросло в 3,5 раза.
Результатами участия студентов в НИР являются выступления на научных конференциях различного уровня, публикации по направлениям исследований, участие в конкурсах и выставках различного уровня (рис. 1-3).
152
1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа
45 40 35 30 25 20 15 10 5
2009
2010
2011
2012
конференции вузовского уровня конференции республиканского уровня конференции международного уровня
2013
Рис. 1. Количество докладов студентов специальности «Садово-парковое строительство» на научно-технических конференциях в 2009-2013 гг.
0
научные статьи на бумажных носителях
.......тезисы докладов на бумажных носителях
~ электронные публикации
Рис. 2. Количество публикаций студентов специальности «Садово-парковое строительство» по итогам НИР в 2009-2013 гг.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
2009
2010
2011
2012
2013
конкурсы и выставки вузовского уровня конкурсы и выставки республиканского уровня конкурсы и выставки международного уровня
Рис. 3. Количество наград, полученных в 2009-2013 гг. студентами специальности «Садово-парковое строительство» на конкурсах и выставках различного уровня
Творческий и профессиональный рост студентов специальности «Садово-парковое строительство» наиболее активно стимулируется их участием в тематических конкурсах и выставках ландшафтных проектных разработок, предполагающих наличие определенных элементов конкуренции, оценку качества выполнения проекта жюри и очень часто - возможность его реализации в будущем. Например, на международном уровне студенты ежегодно принимают участие в разработке проектов для международных выставок цветочного оформления и ландшафтного дизайна «Цветущая планета» (Российская Федерация, г. Москва). Авторские идеи-концепции студентов в области ландшафтной архитектуры и фитодизайна демонстрировались в 2011-2013 гг. на таких выставках, как:
- 10-я юбилейная выставка «Ландшафтная архитектура. Флористика - 2011» и выставка-конкурс творческих студенческих работ в рамках конкурса-смотра «Русь цветущая» (Российская Федерация, г. Москва, МВЦ «Крокус-экспо», 2011 г.);
- Первая открытая выставка-конкурс ландшафтных проектов «Terradeck. Outdoor systems в ландшафтном дизайне» (Российская Федерация, г. Москва, 2012 г.);
- 9-я ежегодная специализированная выставка «Дизайн-формат, 2011» (Республика Беларусь, г. Минск, 2011 г.);
- Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси» (Республика Беларусь, г. Минск, 2013 г.);
- ХУ республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического
опыта и творчества учащейся молодежи «Я -грамадзянш Беларуси (Республика Беларусь, г. Минск, 2013 г.).
Практическая подготовка студентов специальности «Садово-парковое строительство» совершенствуется в период проведения учебных, производственной технологической и преддипломной практик, программы которых предусматривают выполнение индивидуальных заданий с элементами НИР и ландшафтного проектирования. Дипломное проектирование в рамках специальности носит исследовательский характер.
Кроме того, растет количество дипломных проектов и работ, выполняемых по заказам предприятий и организаций (от 12,2% в 2010 г. до 45,0% в 2014 г.). Количество дипломных работ за период с 2009 по 2014 г. составляло от 16,7 до 37,9%. Лучшие ландшафтные проектные разработки регулярно принимают участие в Республиканских конкурсах дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь в рамках Национальных фестивалей архитектуры.
Заключение. Таким образом, в процессе привлечения к выполнению НИР уже в рамках обучения в вузе студенты приобретают реальный опыт выполнения предпроектных исследований и навыки ландшафтного проектирования объектов озеленения различных уровней, которые способствуют их профессиональному росту и успешной производственной деятельности в будущем.
Поступила 21.04.2014