Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской работы в стимулировании творческого и профессионального роста студентов специальности «Садово-парковое строительство»'

Роль научно-исследовательской работы в стимулировании творческого и профессионального роста студентов специальности «Садово-парковое строительство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т М. Бурганская, Н А. Макознак

В статье рассмотрена специфика научно-исследовательской работы студентов, ориентированной на развитие творческих способностей и совершенствование профессиональных навыков студентов специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство». Определены направления профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности, приведен анализ показателей привлечения студентов к различным формам научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т М. Бурганская, Н А. Макознак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of the students’ research work in the stimulating of creativity and professional skills of students in specialty “Landscaping”

The article provides data on the specifics of the research work of students focused on the development of creativity and improvement of professional skills of students in specialty 1-75 02 01 “Landscaping”. The direction of professionally-oriented research activities is defined, an analysis of indicators of involving the students to various forms of research is given.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской работы в стимулировании творческого и профессионального роста студентов специальности «Садово-парковое строительство»»

УДК 378.14

Т. М. Бурганская, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой (БГТУ);

Н. А. Макознак, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ)

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

В статье рассмотрена специфика научно-исследовательской работы студентов, ориентированной на развитие творческих способностей и совершенствование профессиональных навыков студентов специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство». Определены направления профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности, приведен анализ показателей привлечения студентов к различным формам научно-исследовательской работы.

The article provides data on the specifics of the research work of students focused on the development of creativity and improvement of professional skills of students in specialty 1-75 02 01 "Landscaping". The direction of professionally-oriented research activities is defined, an analysis of indicators of involving the students to various forms of research is given.

Введение. Научно-исследовательская деятельность обладает неоспоримым потенциалом воздействия при формировании личности человека. Как учебная, так и внеучебная научно-исследовательская работа студентов уже на первой ступени высшего образования способствует развитию творческого подхода в профессиональной деятельности, что определяет ее значимость в повышении качества выпускаемых вузами кадров.

Основная часть. Стимулирование творческого и профессионального роста студентов, что особенно актуально для проектной деятельности в рамках специальности «Садово-парковое строительство», наиболее эффективно осуществляется через привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе на индивидуальном (НИРС), кафедральном (НИР, деятельность Мастерской ландшафтного дизайна), межвузовском (участие в республиканских и международных конкурсах, выставках, семинарах и конференциях) уровнях.

Приоритетными направлениями профессионально ориентированной исследовательской деятельности являются прикладные научные исследования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства и хозяйства, включающие:

1) инвентаризацию и мониторинг состояния зеленых насаждений на объектах ландшафтной архитектуры и дизайна, осуществление паспортизации зеленых насаждений;

2) подбор ассортимента травянистых и древесных растений для разработки проектов ботанических коллекционных участков, дендрариев и тематических растительных экспозиций, объектов озеленения города;

3) разработку проектов и дизайн-проектов ландшафтной организации и реконструкции исторических и современных объектов озелене-

ния, территорий общественных и административных центров населенных мест, учреждений образования и здравоохранения, промышленных предприятий, объектов агропромышленного комплекса, участков индивидуальной коттеджной застройки, участков садоводческих товариществ, фрагментарного озеленения открытых пространств и интерьеров зданий, экспозиций, элементов цветочного оформления, озеленения и декоративного оформления водоемов и малых форм архитектуры, вертикального озеленения и др.;

4) разработку дизайн-концепций и проектов внутреннего озеленения и флористического оформления жилых и общественных зданий и сооружений, зимних садов и др. с учетом современных тенденций фитодизайна;

5) совершенствование знаний в области ландшафтного проектирования и строительства, фитодизайна, подбора ассортимента декоративных древесных растений и цветочных культур открытого и защищенного грунта, особенностей выращивания и ухода за растениями, защиты декоративных растений от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов внешней среды.

Анализ основных показателей привлечения студентов к участию во всех формах НИР кафедры за период с 2009 по 2013 г. в целом показал тенденцию к увеличению количества студентов, работавших по плановым, бюджетным и хоздоговорным НИР. Так, в 2013 г. этот показатель превысил показатель 2009 г. в 2,8 раза, при этом количество студентов, работавших на условиях оплаты, возросло в 3,5 раза.

Результатами участия студентов в НИР являются выступления на научных конференциях различного уровня, публикации по направлениям исследований, участие в конкурсах и выставках различного уровня (рис. 1-3).

152

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

45 40 35 30 25 20 15 10 5

2009

2010

2011

2012

конференции вузовского уровня конференции республиканского уровня конференции международного уровня

2013

Рис. 1. Количество докладов студентов специальности «Садово-парковое строительство» на научно-технических конференциях в 2009-2013 гг.

0

научные статьи на бумажных носителях

.......тезисы докладов на бумажных носителях

~ электронные публикации

Рис. 2. Количество публикаций студентов специальности «Садово-парковое строительство» по итогам НИР в 2009-2013 гг.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

2009

2010

2011

2012

2013

конкурсы и выставки вузовского уровня конкурсы и выставки республиканского уровня конкурсы и выставки международного уровня

Рис. 3. Количество наград, полученных в 2009-2013 гг. студентами специальности «Садово-парковое строительство» на конкурсах и выставках различного уровня

Творческий и профессиональный рост студентов специальности «Садово-парковое строительство» наиболее активно стимулируется их участием в тематических конкурсах и выставках ландшафтных проектных разработок, предполагающих наличие определенных элементов конкуренции, оценку качества выполнения проекта жюри и очень часто - возможность его реализации в будущем. Например, на международном уровне студенты ежегодно принимают участие в разработке проектов для международных выставок цветочного оформления и ландшафтного дизайна «Цветущая планета» (Российская Федерация, г. Москва). Авторские идеи-концепции студентов в области ландшафтной архитектуры и фитодизайна демонстрировались в 2011-2013 гг. на таких выставках, как:

- 10-я юбилейная выставка «Ландшафтная архитектура. Флористика - 2011» и выставка-конкурс творческих студенческих работ в рамках конкурса-смотра «Русь цветущая» (Российская Федерация, г. Москва, МВЦ «Крокус-экспо», 2011 г.);

- Первая открытая выставка-конкурс ландшафтных проектов «Terradeck. Outdoor systems в ландшафтном дизайне» (Российская Федерация, г. Москва, 2012 г.);

- 9-я ежегодная специализированная выставка «Дизайн-формат, 2011» (Республика Беларусь, г. Минск, 2011 г.);

- Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси» (Республика Беларусь, г. Минск, 2013 г.);

- ХУ республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического

опыта и творчества учащейся молодежи «Я -грамадзянш Беларуси (Республика Беларусь, г. Минск, 2013 г.).

Практическая подготовка студентов специальности «Садово-парковое строительство» совершенствуется в период проведения учебных, производственной технологической и преддипломной практик, программы которых предусматривают выполнение индивидуальных заданий с элементами НИР и ландшафтного проектирования. Дипломное проектирование в рамках специальности носит исследовательский характер.

Кроме того, растет количество дипломных проектов и работ, выполняемых по заказам предприятий и организаций (от 12,2% в 2010 г. до 45,0% в 2014 г.). Количество дипломных работ за период с 2009 по 2014 г. составляло от 16,7 до 37,9%. Лучшие ландшафтные проектные разработки регулярно принимают участие в Республиканских конкурсах дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь в рамках Национальных фестивалей архитектуры.

Заключение. Таким образом, в процессе привлечения к выполнению НИР уже в рамках обучения в вузе студенты приобретают реальный опыт выполнения предпроектных исследований и навыки ландшафтного проектирования объектов озеленения различных уровней, которые способствуют их профессиональному росту и успешной производственной деятельности в будущем.

Поступила 21.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.