УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.01
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Андатпа
Б^л мацалада техникалыц жэне кэсшттк бiлiм берудеп тэлiмгерлiктщ рeлi аныцталады, жас мYFалiмге гана емес, тэжiрибелi оцытушыга да тэн тэлiмгерлiк жуйесшщ жагымды жацтары ца-растырылады, тьюторлыц цызмет ж^мысынын, мысалдары келтiрiледi.
Аннотация
В данной статье определяется роль наставничества в техническом и профессиональном образовании, рассматриваются положительные моменты системы наставничества, характерные не только для молодого педагога, но и для опытного преподавателя, приводятся примеры работы тью-торской деятельности.
Annotation
The article determines the role of mentoring in
< technical and vocational education, considers the
m
° positive aspects of the mentoring system, which ^ are characteristic not only for a beginning teacher, 2 but also for an experienced teacher, and provides
l-Q
S examples of tutoring.
2 В настоящее время в области технического и
м профессионального обучения происходят измене-
^ ния, обучение ведется по модульно - кредитной
сг технологии, уже в прошлом осталось линейное
g обучение и стандартное оценивание. С такими
о изменениями сложно справится даже опытному
о педагогу, а молодому специалисту и тем более, но
Щ при всем при этом качество образования должно
s оставаться на высоком уровне. Системе образова-
§ ния нужны мотивированные и квалифицирован-
Ф ные педагоги [1, п.3]. Требования, предъявляемые
8 к педагогу - достаточно высокие, необходимы
о
ч знания по многочисленным дидактическим, мето-
о дическим, организационно-воспитательным тех-
Смолева Н.В.,
преподаватель специальных дисциплин,
Костанайский строительный колледж, г.Костанай
Нег1зг1 свздер: тэл1мгерлЫ ЖYйесi, тьюторлыц цызмет1, жас педагог, тджiрибелi оцытушы, жагымды жацтары.
Ключевые слова: система наставничества, тьюторская деятельность, молодой педагог, опытный преподаватель, положительные моменты.
Keywords: mentoring system, tutoring, beginning teacher, experienced teacher, positive moments.
Ш
нологиям и с целью реализации успешной адаптации и профессионального становления молодого специалиста к педагогической деятельности в строительном колледже внедрена система наставничества, которая выражается в проведении тьюторской деятельности опытных педагогов - наставников не только в рамках работы Школы молодого педагога, но и в индивидуальном методологическом подходе.
К современному специалисту - выпускнику колледжа - предъявляются высокие профессиональные требования. В связи с этим, в условиях модернизации технического и профессионального образования, особое внимание уделяется повышению качества образования, его доступности и эффективности. Поэтому профессиональная подготовка студентов требует особого подхода к педагогическому составу учебных заведений и перед педагогами колледжа стоит основная задача - систематическое повышение профессиональных компетенций при решении новых профессиональных задач.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, не имеют педагогического образования и не рассматривают преподавательскую деятельность как основное профессиональное направление, но, так как техническое и профессиональное образование нуждается в преподавателях специальных дисциплин, и особенно востребованы педагоги, перешедшие с производства в организации образования, возникает потребность в становлении молодого педагога и закреплении его в образовательной организации.
Из собственного примера скажу, что при смене деятельности, переходе с проектной организации в строительный колледж, возникает много проблем, так как опыт общения со студентами отсутствует, а молодой педагог должен знать основные закономерности возрастного развития обучающихся, способы социализации личности и «индика-
торы индивидуальных особенностей траекторий жизни» [2, с.20].
Также молодой педагог должен реали-зовывать учебные программы, активно включаться в творческую деятельность, применять инновационные методы и приёмы, работать над индивидуальным саморазвитием, проводить исследовательскую и проектную деятельность со студентами. И в сложившейся ситуации на помощь приходит наставник - квалифицированный опытный педагог, который направляет и руководит педагогической деятельностью начинающего преподавателя.
В начале учебного года происходит закрепление наставников за молодыми педагогами и разрабатывается программа наставничества с учётом индивидуальных особенностей молодого специалиста. Цель разработки программы - это реализация успешной адаптации и профессионального становления молодого специалиста к педагогической деятельности в условиях модернизации технического и профессионального образования.
В программе предлагаются современные методы в направлении работы в соответствии с обновленным содержанием образования, выделяются этапы реализации программы:
• подготовительный или аналитический - на данном этапе наставник определяет умения, навыки и возможности молодого педагога, выявляет проблемы и разрабатывает предложения по достижению целей;
• коррекционный этап предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на коррекцию знаний, умений и навыков молодого педагога;
• методический этап - это совместная работа наставника и молодого педагога над учебными пособиями и научно-практическими работами;
• координационный этап предусматривает контроль и анализ педагогической дея-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
з
м
и ©
О
и
о -
©
s
к <
«
О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
тельности молодого педагога;
• обобщающий этап - этап обобщения опыта молодого педагога.
Каждый этап несет свою функцию и важен для достижения поставленной цели, но особое внимание следует обратить на кор-рекционный этап, так как на данном этапе происходит формирование знаний по классификации методов обучения, организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, на основании которых молодой педагог способен будет давать хорошие уроки, а это дело не простое даже для опытного педагога, и именно урок является основной формой организации обучения [3, §2, с.214].
Также программой наставничества предусмотрены методологические подходы в работе наставника и молодого специалиста: этнопедагогический, культурологический, системный, личностный, деятельностный, полисубъективный, при реализации которых раскрывается индивидуальный потенциал личности и осуществляется возможность самореализации: наставник помогает молодому педагогу при изучении нормативно - правовых актов, способствует созданию условий для саморазвития и творческого потенциала молодого специалиста, наставник организовывает и планирует деятельность молодого педагога, оценивает результаты.
Безусловно, наставничество необходимо и предусмотрено для молодых специалистов, но и наставник, несмотря на возложенную ответственность и дополнительную нагрузку, имеет ряд положительных моментов, таких, как:
• возможность передать накопленный и инновационный опыт;
• наставники, стремясь показать хороший пример, и сами начинают работать лучше;
• за счет позитивно настроенного молодого специалиста наставник избавляется от «синдрома выгорания»;
• опытный наставник передаёт уже сформированный поведенческий и профессиональный стандарт, одобряемый в коллективе;
• наставник получает признание заслуг и статуса.
Таким образом, система наставничества играет важную роль в профессиональной деятельности не только молодого специалиста, но и опытного педагога, система наставничества создаёт условия для формирования и развития функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога, решив при этом главную задачу наставничества - создание условий для адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности, что в дальнейшем будет способствовать повышению профессиональной компетентности при постепенном погружении в педагогическую среду и даст возможность быстрее достичь высоких показателей результативности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Послание главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана https ://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения 13.01.2022).
2. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». -Курган, 2019. - 188 с. - ISBN 978-5-90342797-0.
3.Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Наставничество (дата обращения 13.01.2022).