Научная статья на тему 'Роль наставничества в становлении преподавателя специальных дисциплин'

Роль наставничества в становлении преподавателя специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система наставничества / тьюторская деятельность / молодой педагог / опытный преподаватель / положительные моменты / mentoring system / tutoring / beginning teacher / experienced teacher / positive moments / тәлімгерлік жүйесі / тьюторлық қызметі / жас педагог / тәжірибелі оқытушы / жағымды жақтары

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Смолева Н.В.

В данной статье определяется роль наставничества в техническом и профессиональном образовании, рассматриваются положительные моменты системы наставничества, характерные не только для молодого педагога, но и для опытного преподавателя, приводятся примеры работы тьюторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring in a teacher’s of special disciplines development Арнайы пәндер оқытушысының қалыптасуындағы тәлімгерліктің рөлі

"The article determines the role of mentoring in technical and vocational education, considers the positive aspects of the mentoring system, which are characteristic not only for a beginning teacher, but also for an experienced teacher, and provides examples of tutoring. " Бұл мақалада техникалық және кәсіптік білім берудегі тәлімгерліктің рөлі анықталады, жас мұғалімге ғана емес, тәжірибелі оқытушыға да тән тәлімгерлік жүйесінің жағымды жақтары қарастырылады, тьюторлық қызмет жұмысының мысалдары келтіріледі.

Текст научной работы на тему «Роль наставничества в становлении преподавателя специальных дисциплин»

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.01

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Андатпа

Б^л мацалада техникалыц жэне кэсшттк бiлiм берудеп тэлiмгерлiктщ рeлi аныцталады, жас мYFалiмге гана емес, тэжiрибелi оцытушыга да тэн тэлiмгерлiк жуйесшщ жагымды жацтары ца-растырылады, тьюторлыц цызмет ж^мысынын, мысалдары келтiрiледi.

Аннотация

В данной статье определяется роль наставничества в техническом и профессиональном образовании, рассматриваются положительные моменты системы наставничества, характерные не только для молодого педагога, но и для опытного преподавателя, приводятся примеры работы тью-торской деятельности.

Annotation

The article determines the role of mentoring in

< technical and vocational education, considers the

m

° positive aspects of the mentoring system, which ^ are characteristic not only for a beginning teacher, 2 but also for an experienced teacher, and provides

l-Q

S examples of tutoring.

2 В настоящее время в области технического и

м профессионального обучения происходят измене-

^ ния, обучение ведется по модульно - кредитной

сг технологии, уже в прошлом осталось линейное

g обучение и стандартное оценивание. С такими

о изменениями сложно справится даже опытному

о педагогу, а молодому специалисту и тем более, но

Щ при всем при этом качество образования должно

s оставаться на высоком уровне. Системе образова-

§ ния нужны мотивированные и квалифицирован-

Ф ные педагоги [1, п.3]. Требования, предъявляемые

8 к педагогу - достаточно высокие, необходимы

о

ч знания по многочисленным дидактическим, мето-

о дическим, организационно-воспитательным тех-

Смолева Н.В.,

преподаватель специальных дисциплин,

Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: тэл1мгерлЫ ЖYйесi, тьюторлыц цызмет1, жас педагог, тджiрибелi оцытушы, жагымды жацтары.

Ключевые слова: система наставничества, тьюторская деятельность, молодой педагог, опытный преподаватель, положительные моменты.

Keywords: mentoring system, tutoring, beginning teacher, experienced teacher, positive moments.

Ш

нологиям и с целью реализации успешной адаптации и профессионального становления молодого специалиста к педагогической деятельности в строительном колледже внедрена система наставничества, которая выражается в проведении тьюторской деятельности опытных педагогов - наставников не только в рамках работы Школы молодого педагога, но и в индивидуальном методологическом подходе.

К современному специалисту - выпускнику колледжа - предъявляются высокие профессиональные требования. В связи с этим, в условиях модернизации технического и профессионального образования, особое внимание уделяется повышению качества образования, его доступности и эффективности. Поэтому профессиональная подготовка студентов требует особого подхода к педагогическому составу учебных заведений и перед педагогами колледжа стоит основная задача - систематическое повышение профессиональных компетенций при решении новых профессиональных задач.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, не имеют педагогического образования и не рассматривают преподавательскую деятельность как основное профессиональное направление, но, так как техническое и профессиональное образование нуждается в преподавателях специальных дисциплин, и особенно востребованы педагоги, перешедшие с производства в организации образования, возникает потребность в становлении молодого педагога и закреплении его в образовательной организации.

Из собственного примера скажу, что при смене деятельности, переходе с проектной организации в строительный колледж, возникает много проблем, так как опыт общения со студентами отсутствует, а молодой педагог должен знать основные закономерности возрастного развития обучающихся, способы социализации личности и «индика-

торы индивидуальных особенностей траекторий жизни» [2, с.20].

Также молодой педагог должен реали-зовывать учебные программы, активно включаться в творческую деятельность, применять инновационные методы и приёмы, работать над индивидуальным саморазвитием, проводить исследовательскую и проектную деятельность со студентами. И в сложившейся ситуации на помощь приходит наставник - квалифицированный опытный педагог, который направляет и руководит педагогической деятельностью начинающего преподавателя.

В начале учебного года происходит закрепление наставников за молодыми педагогами и разрабатывается программа наставничества с учётом индивидуальных особенностей молодого специалиста. Цель разработки программы - это реализация успешной адаптации и профессионального становления молодого специалиста к педагогической деятельности в условиях модернизации технического и профессионального образования.

В программе предлагаются современные методы в направлении работы в соответствии с обновленным содержанием образования, выделяются этапы реализации программы:

• подготовительный или аналитический - на данном этапе наставник определяет умения, навыки и возможности молодого педагога, выявляет проблемы и разрабатывает предложения по достижению целей;

• коррекционный этап предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на коррекцию знаний, умений и навыков молодого педагога;

• методический этап - это совместная работа наставника и молодого педагога над учебными пособиями и научно-практическими работами;

• координационный этап предусматривает контроль и анализ педагогической дея-

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

s

к <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

тельности молодого педагога;

• обобщающий этап - этап обобщения опыта молодого педагога.

Каждый этап несет свою функцию и важен для достижения поставленной цели, но особое внимание следует обратить на кор-рекционный этап, так как на данном этапе происходит формирование знаний по классификации методов обучения, организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, на основании которых молодой педагог способен будет давать хорошие уроки, а это дело не простое даже для опытного педагога, и именно урок является основной формой организации обучения [3, §2, с.214].

Также программой наставничества предусмотрены методологические подходы в работе наставника и молодого специалиста: этнопедагогический, культурологический, системный, личностный, деятельностный, полисубъективный, при реализации которых раскрывается индивидуальный потенциал личности и осуществляется возможность самореализации: наставник помогает молодому педагогу при изучении нормативно - правовых актов, способствует созданию условий для саморазвития и творческого потенциала молодого специалиста, наставник организовывает и планирует деятельность молодого педагога, оценивает результаты.

Безусловно, наставничество необходимо и предусмотрено для молодых специалистов, но и наставник, несмотря на возложенную ответственность и дополнительную нагрузку, имеет ряд положительных моментов, таких, как:

• возможность передать накопленный и инновационный опыт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наставники, стремясь показать хороший пример, и сами начинают работать лучше;

• за счет позитивно настроенного молодого специалиста наставник избавляется от «синдрома выгорания»;

• опытный наставник передаёт уже сформированный поведенческий и профессиональный стандарт, одобряемый в коллективе;

• наставник получает признание заслуг и статуса.

Таким образом, система наставничества играет важную роль в профессиональной деятельности не только молодого специалиста, но и опытного педагога, система наставничества создаёт условия для формирования и развития функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога, решив при этом главную задачу наставничества - создание условий для адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности, что в дальнейшем будет способствовать повышению профессиональной компетентности при постепенном погружении в педагогическую среду и даст возможность быстрее достичь высоких показателей результативности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Послание главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана https ://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения 13.01.2022).

2. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». -Курган, 2019. - 188 с. - ISBN 978-5-90342797-0.

3.Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Наставничество (дата обращения 13.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.