РОЛЬ НАРОДНОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПЕСНИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЭВОЛЮЦИИ НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА, ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО СОВРЕМЕННОСТИ
УДК 371
http://doi.org/10.2441 /2310-1679-2024-253-51 -61
Галина Васильевна ПАРИНОВА,
доцент кафедры музыкального образования,
доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений,
Московский государственный институт культуры,
Химки, Московская область, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
Антонина Васильевна ГРАНОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений, Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития песенного народного творчества от язычества до современности. Главной целью является выявления основных этапов эволюционного развития народной песни и оценка ее места в современной социокультурной среде в соответствии с ценностными ориентирами. В статье охарактеризованы наиболее значимые этапы развития народной песни, начиная с языческой эпохи, отмечены его современные формы и содержание. Несмотря на своеобразие исторических эпох, русский музыкальный фольклор продолжает существовать, хотя и в измененном виде. Он нашел свое место в профессиональной музыке, вплетаясь в композиции и оформляя русский музыкальный стиль. Музыкальный фольклор постоянно адаптируется к различным историческим событиям и является ценной исторической информацией, хранимой в каждой ноте и аккорде. Слушая и изучая эти произведения, мы узнаем о пути развития нашего народа, о переживаниях и надеждах, жизненных ценностях и идеалах каждого исторического периода. Статья полезна и интересна всем, кто интересуется народной культурой, историей и развитием песенного творчества. Ее материал содержит информацию о разных аспектах народного песенного творчества, позволяя лучше понимать и уважать наследие данной культурной сферы.
Ключевые слова: народное песенное творчество, российская песенная культура, русский музыкальный традиционный фольклор, фольклорные традиции, мифы, обряды, обычаи, история, жанровая структура.
Для цитирования: Паринова Г В., Грановская А. В. Роль народной фольклорной песни в формировании ценностных ориентиров на различных этапах эволюции народного песенного творчества, от язычества до современности // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2024. №2 (53). С. 51-61. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2024-253-51-61
THE ROLE OF FOLK SONG IN THE FORMATION OF VALUE GUIDELINES AT VARIOUS STAGES OF THE EVOLUTION OF FOLK SONG CREATIVITY, FROM PAGANISM TO MODERNITY
Galina V. Parinova,
Associate Professor at the Department of Music Education, Associate Professor at the Department of Theatre Performance Directing, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Antonina V. Granovskaya,
CSc in Pedagogy, Professor at the Department of Theatre Performance Directing, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the peculiarities of folk song development from paganism to modern times. The main objective is to identify the main stages of the evolutionary development of folk song and assess its place in the modern socio-cultural environment in accordance with the value orientations. The article characterises the most significant stages of folk song development, starting from the pagan era, and marks its modern forms and content. Despite the originality of historical epochs, Russian musical folklore continues to exist, although in a modified form. It has found its place in professional music, weaving into compositions and moulding the Russian musical style. Musical folklore is constantly adapting to various historical events and is valuable historical information stored in every note and chord. Listening to and studying these works, we learn about the path of development of our people, about the experiences and hopes, life values and ideals of each historical period. The article is useful and interesting for everyone who is interested in folk culture, history and development of song creation. Its material contains information about different aspects of folk songwriting, allowing to better understand and respect the heritage of this cultural sphere.
Keywords: folk songwriting, Russian song culture, Russian musical traditional folklore, folklore traditions, myths, rituals, customs, history, genre structure.
For citation: Parinova G. V., Granovskaya A. V. The role of folk song in the formation of value guidelines at various stages of the evolution of folk song creativity, from paganism to modernity. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2024, no. 2 (53), pp. 51-61. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2024-253-51-61
Народное песенное творчество прошло длительный и сложный путь развития, соответствуя требованиям времени и отражая разнообразные аспекты жизни общества. «В русской песне...как на ладони весь народ» [5, с. 109]. В многовековой российской культуре народное песенное творчество занимает одно из важнейших мест, поскольку песенная культура является отражением быта, традиций и истории русского народа. Поэтому интерес к песенному творчеству огромен. Для всех очевидно, что понимание эволюционного изменения народной песенной культуры развивает способность эстетически широко мыслить и способствует утверждению принципа народности в искусстве.
Однако, эволюционное развитие народного песенного творчества, начиная от язычества и до наших дней, остается недостаточно исследованным. Это означает, что механизм передачи этно-культурных творческих традиций следующим поколениям, необходимых для сохранения и увеличения фольклорного наследия, а также формирования ценностных ориентиров, на различных этапах развития народного песенного искусства, был нарушен.
Для того, чтобы проследить эволюционное развитие народного песенного творчества, состоящего из нескольких этапов (древняя эпоха и язычество, христианизация Руси, период русского средневековья (XV-XVII века), эпоха Петра Первого, конец XIX - начало XX столетия, современное фольклорное движение и возникновение новых форм народной музыки) необходимо изучить эти этапы от язычества до современности и определить место народной песни в современной социокультурной среде, соответственно ценностным ориентирам.
Русская народная песенность возникла очень давно. Еще в древние времена песенный фольклор был основой древней славянской культуры. Около 150 племен, исповедавших язычество, населяли тогда европейскую часть территории дохристианской Руси. Из них образовались позднее европейские народы: русский, белорусский, украинский.
В Византийских источниках VI века одно из интересных и значимых упоминаний относится к единству языка, обрядов и законов общинного строя у всех древних восточнославянских племён. Великий византийский писатель VI века, Прокопий Кесарийский, создает портрет жизни своего времени в своих произведениях, и следующим образом описывает нравы, обычаи и верования в труде «О войнах Юстиниана»: «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе. Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.
Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» [19, с. 352].
В летописях, описаниях путешественников и других источниках можно найти немногочисленные, но убедительные и очень важные сведения о жизни и культуре древних славян. Песни, тексты, музыкальный фольклор - великое сокровище, которое олицетворяет народную душу и культуру древних славян. Музыка была неотъемлемой частью жизни славян и сопровождала их во все времена. Летописи, слова, поучения, жития и музыкальный фольклор помогают нам открыть древний мир древних славян и глубже понять их ценности и уникальность.
В коллективной памяти народа бережно хранятся образцы музыкального творчества и передаются из поколения в поколение устным путём. Сохранившийся фольклор говорит нам о богатой русской песенной культуре, о разнообразии ее жанров. Есть свидетельства о богатыре Добрыне, который бывал на шумных пирах князя Владимира. Он был прекрасным (ловким) дипломатом, храбрым воином, искусным музыкантом. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на «почестей пир», Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:
«Ай же ты Добрынюшка Никитич млад! А бери-ка ты гуселешки яровчаты, Поподерни-ка во струнки золоченые, По-унылому сыграй нам, по-умильному Во другой сыграй да по-веселому».
Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.
Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.
«Как во славном Новгороде Был Садко, веселый молодец, Не имел он золотой казны, А имел лишь гуселъки яровчаты, По пирам ходил-играл Садко, Спотешал купцов, людей посадских» [2, с. 347].
Таким образом, мы можем говорить о том, что древние историки свидетельствуют о музыкальной одаренности славян. В этот период различные этнические восточнославянские группы взаимодействовали друг с другом и формировали песенный фольклор. Влияние европейской цивилизации также сказалось на развитии этой музыкальной культуры.
Важным этапом в развитии русского песенного фольклора стала христианизация Руси. К началу второго тысячелетия песенный фольклор стал полирелигиозным, объединяя языческие и христианские идеологии. Архаический фольклор соединил в себе культуру языческого мира и новую религию. Народный календарь стал ярким примером этого слияния, где земледельческие обряды язычества слились с христианскими датами. Русское крестьянство прочно вошло в общество, и развитие песенности было связано с крестьянским фольклором.
Крестьянский архаический фольклор российского народа соткан из мифов, обрядов, обычаев, празднеств, пения, игры на музыкальных инструментах, скоморошества, игр, танцев, прикладного творчества и ремесел. Поразительно, что эти богатые и красочные элементы были широко распространены не только среди трудовых низов, но и дошли до княжеского двора. Это свидетельствует о том, насколько народное творчество проникало в сердца и души всех слоев общества, оставляя свой неповторимый отпечаток на культуре и идентичности русского народа.
Однако, как правильно замечает Татьяна Александровна Ищенко - преподаватель Вятского колледжа культуры, «Многое в русском фольклоре создано крестьянами: ведь прежняя Россия была крестьянской страной» [10]. На протяжении многих веков русская деревня оставалась единственным хранителем фольклорных музыкальных традиций.
Каждая последующая эпоха меняла контекст русской песни и вносила свои изменения в русский фольклор. Отмирали старые и появлялись новые жанры, возникали новые сюжеты и образы, обогащался музыкально-поэтический язык. С изменением выразительных средств народное пение наполнялось новым содержанием. «Оригинальная, богатая песенная культура восточных славян оказывала постоянное воздействие на светскую народную и церковную музыку последующих времен, на профессиональное творчество русских композиторов» [7].
Расцвету русской культуры периода Киевской Руси предшествовало развитие восточнославянской культуры. Многие источники говорят нам о том, что эпоха Киевской Руси (период русского средневековья) подарила потомкам великолепные образцы героического эпоса: баллады о подвигах богатырей, былины, наигрыши, сказы, баллады Русского Севера, украинские думы и др. Жанры эпических сюжетов, характерные для данного контекста, представляли собой уникальное выражение декламационно-сказового характера. В некоторых случаях, музыкальный инструмент, такой как лира или гусли, мог сопровождать данный процесс. Это создавало особую атмосферу. Русская песенная лирика в это время получила значительное развитие, особенно в жанре протяжной песни. Примечательными стали свадебные и хороводные песни, которые достигли классического совершенства. Кроме того, значительную популярность получили шуточные и плясовые песни.
Да и вообще, история Киевской Руси богата фольклорными традициями, которые передавались из поколения в поколение. Характерной особенностью фольклорных произведений Киевской Руси является их язык, полный образов и символов, которые передают глубину мысли и эмоции. В них отражены верования, мифы, легенды и сказания, которые помогают нам понять исторические события и особенности жизни наших предков.
Мы можем видеть, что именно тогда образовался традиционный песенный фольклор, сложилась его видо-жанровая структура, определилась специфика форм бытования русского музыкального фольклора. Также изучение музыкального фольклора позволяет обнаружить множество общих черт и закономерностей в песнях, наигрышах, записанных в разных регионах России, Украины, Белоруссии, у южных и западных славян. В этот период создавались песни и сказы о важнейших исторических событиях тех далеких времен, формируя ценностные ориентиры в общественном сознании того времени.
В XVN-XVШ веках, под влиянием реформ Петра I и культурного влияния Запада, русская народная песня стала разнообразнее и богаче. Появились новые жанры, такие как куплет, сказанная песня, простонародный романс. Песни начали отражать не только народные традиции, но и индивидуальные чувства и переживания.
Великий российский ученый-мыслитель М. В. Ломоносов, обладая глубокими знаниями и увлечением народным пением, первым заметил огромный воспитательный потенциал фольклора. Он писал: «Сладострастные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают» [5, с. 9].
И, тем не менее, реформы и изменения, внесенные Петром I в жизнь России, имели и негативные результаты. Технический прогресс, в частности, введение западных музыкальных инструментов и новых технологий, позволили расширить возможности исполнения музыки. Развитие городов способствовало появлению новых музыкальных стилей и жанров, а также усилению культурного обмена с Западом. Но насаждение прозападных духовных ценностей и расцвет профессионального светского искусства вело к постепенному вытеснению традиционной русской музыкальной культуры. Профессиональные композиторы и музыканты начали все больше придавать предпочтение западным стилям и формам, создавая принципиально новую музыкальную традицию городской культуры. И это способствовало потере некоторых уникальных черт и неповторимости русской народной песни.
Таким образом, процессы эпохи Петра Первого оказали противоречивое влияние на развитие русского музыкального фольклора. Они закладывали основы новых стилей и жанров, одновременно причиняя потери в традиционной музыкальной культуре. Их влияние на ценностные ориентиры в обществе того времени было неоднозначным. Однако в целом процессы
эпохи Петра Первого являются важной частью истории русской музыки и культуры, и их анализ и изучение помогают нам лучше понять и оценить наше прошлое.
С появлением других социальных групп в музыкальном фольклоре зарождаются новые течения. В своем учебном пособии В. Е. Чернова, доцент кафедры социально-культурной деятельности Смоленского государственного института искусств, указывает на то, что «песенный фольклор возникает в среде рабочих, солдат, интеллигенции, мещан, студентов и города в целом. Все эти новообразования народного песенного творчества имели немало общего, т. к. родились из крестьянской песни, питаясь многовековыми традициями крестьянского фольклора. Например, крестьянская песня послужила сюжетно-образной основой для создания песен рабочих. Своим происхождением обязан лирической протяжной крестьянской песне и русский романс» [9, с. 290].
В процессе развития фольклорной поэзии новые сюжеты и образы стали проникать в её тематику и содержание из литературных источников. В народе начали появляться песни, созданные на стихи известных поэтов, таких как В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, К. Бальмонт, Д. Давыдов, а позднее - А. Блок, С. Есенин. Эта тенденция позволяла объединить две сильные культурные сферы - литературную и народную, а также привнести новый взгляд на искусство исполнения песен и оригинальность звучания.
Так, уточнив этот период развития русской фольклорной песни, мы можем констатировать, что взаимодействие музыкально-песенного фольклора с литературным наследием стало одной из важных составляющих национальной культуры.
В XIX веке, в период русской литературной романтики, русская народная песня стала сильнее влиять на развитие русской поэзии и музыки. Поэты и композиторы активно использовали мотивы и темы народной песни в своих произведениях. В это время появились такие жанры, как романс, баллада и другие лирические песни.
Музыкальная лексика русской песни конца XIX столетия испытывала влияние академической школы, характеризующееся такими элементами как характерные интонации городского стиля, гомофонно-гармонический склад, куплетная «квадратность». В манере пения фольклорная характерность сглаживалась под воздействием академической хоровой школы.
Из вышеизложенного следует, что русский фольклор в целом и народная песня в частности, вопреки влиянию различных течений городской культуры, профессионального искусства и любительского творчества, всегда оставались цельным и традиционным явлением. Даже при наступлении эры массовой и позднее поп-культуры, они не потеряли своей оригинальности и сохранялись в своем первозданном виде вплоть до начала XX века. Ценностные ориентиры того времени включали в себя патриотизм, под
влиянием событий, описываемых такими литературными мастерами как
A. Пушкин, М. Лермонтов, К Бальмонт и другими.
Исторические события ХХ столетия, такие как революции, гражданская война, раскулачивание и коллективизация, Великая Отечественная война, а также индустриализация (включая освоение целины и строительство общенародных и комсомольских объектов), оказали существенное влияние на крестьянский слой культуры, приводя к его глобальному разрушению. Одной из причин этого стало массовое перемещение населения, что привело к размыванию и постепенному исчезновению музыкально-песенных фольклорных традиций.
В XX веке русский музыкальный фольклор продолжал меняться. Песни стали отражать наболевшие социальные проблемы, политические события и личные переживания. Таким образом, в конце 1960-х годов оригинальная русская песня, исполнявшаяся в аутентичном стиле, стала утрачивать свою позицию под влиянием стилизации под народную песню, которая не учитывала уникальные стилевые особенности регионально-местных музыкально-певческих традиций. Авторская обработка и «оригинальное» творчество советских композиторов стали широко распространенными, что привело к негативным последствиям для народной песни. Внутренняя природа этой песни была разрушена, и ее сущность была искажена. Назрела необходимость возрождения, сохранения и передачи дошедших до наших дней ценностей музыкальной фольклорной культуры, в первую очередь подрастающему поколению. Ведь Музыкальный фольклор является неотъемлемой частью воспитания молодежи. Он берет свое начало в древности и отражает всю жизнь человека, начиная с рождения и заканчивая смертью. Музыкальный фольклор раскрывает духовную красоту и богатство индивида, а также включает в себя добро, свет, борьбу, правду и счастье. В нем заложены нравственные идеалы, воспитавшие не одно поколение.
В конце 1960-х годов в мире студенческой музыкальной среды зародилось мощное фольклорное движение. Этому явлению положили начало выдающиеся музыканты-фольклористы из ВМПИ им. Гнесиных и Саратовской консерватории: А. В. Руднев, В. И. Харьков, Л. Л. Христиансен,
B. М. Щуров и другие. Их деятельность была четко направлена на изучение и практическое освоение аутентичного народного искусства с целью его последующего возвращения не только в российскую, но и во всемирную культуру. Замечательные мастера, такие как Д. Покровский, Е. Засимова, В. Назаров, Л.Антипова и другие, передавали свою любовь к русской культуре, опыт, знания своим ученикам и вырастили не одно поколение фольклорных музыкантов, энтузиастов фольклорного творчества, пропагандистов и популяризаторов народной песни. Благодаря им, фольклорные традиции живут и развиваются по сей день. Как вспоминал о том времени собиратель и исполнитель русских народных песен М. В. Щуров: «Не возникало
сомнений, что с развитием цивилизации архаические формы народного музицирования неизбежно погибнут в естественной крестьянской среде. Следовательно, нужно приложить все усилия, чтобы хотя бы в механическом значении увековечить их» [19].
Это движение оказало значительное влияние на ценностные ориентиры. Оно привнесло в нашу современную культуру традиционные ценности -любовь к родине, мир и любовь к предкам. Изучение и передача народного творчества стали неотъемлемой частью молодежной культуры. Молодые музыканты, вдохновленные аутентичными национальными источниками, стали создавать свои собственные произведения на основе народных мотивов, передавая наследие предков, вызывая в слушателях глубокое чувство связи с их культурой и историей.
В нашу эпоху русская народная песня продолжает обновляться и приспосабливаться к современным реалиям. Она отражает насущные социальные проблемы, связанные с экономикой, политикой, межнациональными отношениями. Песни активно используются в качестве средства социальной, политической и эстетической выразительности. Таким образом, мы можем констатировать, что к музыкально-песенному фольклору следует относиться не как к омертвевшему, застывшему явлению прошлого, а как к жизнестойкому явлению современной музыкальной культуры. «И сейчас ещё многочисленные фольклорные этнографические экспедиции, предпринимаемые различными научными, творческими организациями, учебными заведениями, постоянно и заново открывают для нас сохранившиеся образцов народного искусства там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций» [1].
В последние годы фольклорное движение развивается очень интенсивно. Открываются новые фольклорные театры, создаются творческие коллективы, как профессиональные, так и самодеятельные, студии народного художественного творчества, растет интерес к фольклору. В настоящее время создана единая концепция целостного этнохудожественного образования (на всех ступенях - от дошкольной до поствузовской), призванная служить делу восстановления этнохудожественной преемственности в России. Главная цель данной концепции - восстановление этнохудожественной преемственности в России. Это означает, что мы стремимся сохранить и передать будущим поколениям богатство и уникальность народных традиций, воплотившихся в фольклоре, открывая новые грани народной песенной культуры России.
Итак, несмотря на все противоречия исторического развития, русский музыкальный фольклор продолжил существовать, хотя и в измененном виде. Он нашел свое место в профессиональной музыке, вплетаясь в композиции и оформляя русский музыкальный стиль. Развитие и формирование народного песенного творчества - длительный, постоянно развивающийся процесс.
Музыкальный фольклор постоянно адаптируется к различным историческим событиям и является ценной исторической информацией, хранимой в каждой ноте и в каждом аккорде. Каждая песня, каждый наигрыш - это своего рода мост, соединяющий нас с прошлым. Слушая и изучая эти произведения, мы узнаем о пути развития нашего народа, о переживаниях и надеждах, жизненных ценностях и идеалах каждого исторического периода.
Более того, музыкальный фольклор может быть мощным инструментом формирования ценностных ориентиров у современного молодого поколения. Каждая нота, каждый ритм - это возможность погрузиться в историю и обогатить свой дух. Это богатое культурное наследие необходимо сохранять и передавать будущим поколениям, для того, чтобы они могли также почувствовать себя связанными с нашим прошлым и быть вдохновленными для создания своего будущего.
Список литературы
1. Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. Санкт-Петербург: Типо-графiя М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 дин., 7., 1876. 347 с.
2. Адаменко С. В. Художественный образ в народном вокальном исполнительстве: опыт постановки проблемы // Социально-гуманитарный вестник. 2010. № 2. С. 3-6.
3. Аникина В.П, Гусева В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная // Жизнь человека в русском фольклоре: 10 выпусков. Москва: Художественная литература, 1991. 590 с.
4. Богатырев П. Г. Язык фольклора // Вопросы языкознания 1973. № 50. С. 106-116.
5. Вишневская Л. А. Этикет как форма театрализации северокавказской певческой традиции // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 1. С. 8-26.
6. Григорьев, А. А. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны: Типо-литографiя Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, Пименовская ул., с. д. Москва. 1915. 60 с.
7. Гупало Т. И., Гупало М. А. Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования // Сборник материалов Всероссийского научно-методического семинара. 2017. С. 21-24.
8. Денисов В. Н. Языковые и фольклорные записи народов России в звуковых хранилищах Вены и Берлина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 243-246.
9. Денисова О. А. "Забытое" фольклорное наследие в звуковых архивах Берлина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 248-252.
10. Ищенко Т. И. Формы бытования народного художественного творчества: учебное пособие. Киров: Вятский колледж культуры, 2017. 96 с.
11. Ломоносов М. В. Избранные произведения: Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград, 1986. 597 с.
12. Московкина А. С. Игра как способ существования в фольклорной культуре // Культурное наследие России. 2015. № 4. С. 56-59.
13. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура восточных славян. URL: http://ref-erat-lib.ru>view/referat-music/123/122520.htm
14. Токарев С. А. История русской этнографии. Москва: Институт русской цивилизации, 2015. 656 с.
15. Христиансен Л. Л. Нерешенные вопросы музыкальной фольклористики. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 88-101.
16. Чанг Ли. Российская национальная история - исследования культурных типов // Heilongjiang National Series. 2016. С. 168-172.
17. Чернова В. Е. Народная художественная культура: учеб. пособие. Смоленск: Смоленский государственный институт искусств, 2009. 290 с.
18. Чернушенко В. А. Листья жизни. Санкт-Петербург: Издательство союза композиторов Санкт-Петербурга, 2021. 568 с.
19. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие. Москва: Музыка, 2007. 651 с.