альную педагогическую проблему, доступную не только для ее постановки, но и для педагогически последовательного решения в период обучения в школе. Эффективное решение данной проблемы входит составной частью в содержание работы современного педагога с разнообразными личностными проявлениями обучающихся в их учебно-познавательной деятельности, прежде всего в процессе гуманитарного (в нашем случае литературного) образования, когда творчество самого педагога и его ученика самым естественным образом соединяется с творчеством писателя, философа, художника, музыканта - всех, кто создает новый мир вокруг себя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2000. 219 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с.
5. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. 127 с.
РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ROLE OF FOLK ART IN THE DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TOWARDS WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Е. В. Фомина
В статье на основе анализа работ, посвященных проблеме усвоения школьниками базовых ценностей, выделяется труд как ценность и рассматриваются условия формирования ценностного отношения к труду средствами народного искусства. В контексте формирования ценностного отношения к труду анализируются школьные программы художественного образования. На основе авторской практики предлагается содержательная модель формирования обучения младших школьников народному искусству.
Ключевые слова: личность младшего школьника, коллективная художественно-познавательная деятельность, ценностное отношение к труду, народное искусство.
E. V. Fomina
In this article, based on the analysis concerning the level of basic values learning by pupils, the work is highlighted as a most important aspect, and this article points out the required conditions for forming of valuable attitude towards work by means of folk art. In the context of forming the valuable attitude towards work, school programs of art education are analyzed in details. On the basis of the author's practical experience a substantial model of folk art education forming in primary school is presented.
Keywords: identity of primary school children, a collective art-cognitive activity, value attitude toward work, folk art.
Концепция воспитания школьников, как известно, базируется на культурологическом, ценностно-ориентационном подходах к формированию личности, которые определяют общечеловеческие ценности как содержание воспитания (Н. Е. Щуркова, В. А. Ка-раковский, Е. Н. Степанов, Н. Д. Никандров). Среди базовых ценностей основной является труд, так как труд -основа жизнедеятельности каждого человека. Поэтому ценностное отношение к умственному и физическому труду является первостепенной задачей школы. Анализ работ, посвященных вопросам усвоения школьниками базовых ценностей, показывает, что в них в основном раскрывается механизм и условия, средствам их формирования придается второстепенный смысл.
Роль народного искусства в формировании ценностных отношений бесспорна, ведь в процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание, путем инте-риоризации на этой основе формируется и развивается способность человека к переживанию, формируются его представления об идеале. Воспитание красотой и через красоту народного искусства формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Деятельность школьника выявляет характер его взаимоотношений с природой и с обществом. Его ценност-
ные ориентации, на которые такое глубинное влияние оказывает искусство, впрямую сказываются на отношении к собственному труду, к труду одноклассников, к итогам совместного труда.
Труд неразрывными узами связан с представлениями о нравственном (красивом) или безнравственном (безобразном) отношении к жизни.
Можно сформировать у детей высокое нравственное отношение к труду на уровне чувств, логики, но оно будет разрушено, обернется противоположным отношением или разовьется в комплекс личной неполноценности, если не развить способности к труду и те качества личности, которые позволят реализовать эту способность. Может ли и что именно может сделать искусство для формирования этих качеств личности современного школьника?
Искусство развивает зрение и руку как целостную систему (глаз - мозг - рука), то есть как систему мышления. Искусство не просто роспись или лепка, но и обязательно труд, ручной физический труд, труд творческий и познавательный.
В художественно-познавательной деятельности младших школьников немалое значение придается коллективным формам работы. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность в работе с конкретным материалом (аппликация, панно, тематическая скульптурная композиция). В коллективной деятельности как эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего школьного возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности одноклассников в осуществлении социально значимых целей, оценивает отношение к результатам своего труда и к труду одноклассников. В коллективной работе формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт. Приобщение к памятникам народного искусства («память в образах») позволяет учащимся соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.
Знакомство с предметами народного искусства позволяет раскрыть их основное содержание - утилитарно-бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого.
Декоративность как итоговое качество предмета пронизывает всю его структуру и образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает отноше-
ние к таким ценностям, как семья, природа, человек. Так, например, на уроке дети узнают, что в народном праздничном костюме особый смысл несет вышивка, орнамент которой означает заботу о женщине, как продолжательнице и хранительнице рода, бережное отношение к природе (вышивка имела обереговое значение). Восхищение результатом труда мастера, выполнившего костюм, возбуждает интерес к процессу изготовления (выполнения), а затем и мотивирует учащихся научиться и выполнить похожую вещь.
В преподавании декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется внимание духовно-содержательным проблемам, что, несомненно, обедняет и усложняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, сводя все к копированию образцов народного искусства. В образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного.
Занятия по народному искусству, в первую очередь, ведут учащихся к формированию духовных ценностей и идеалов, становясь средством в развитии ценностного отношения к труду. В условиях занятий приоритет должен быть отдан ценностно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе обучения выполнению произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
Основу художественно-познавательной деятельности, как известно, составляют умения и навыки. Однако анализ действующих школьных программам художественного образования (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцева и другие) и практика организации художественной деятельности на уроках художественного труда показывают, что потенциал народного искусства в формировании общечеловеческих ценностей, и в частности ценностного отношения к труду, в современной школе необходимо использовать наиболее широко и подробно, отводя на раздел «Декоративно-прикладное искусство» большее количество часов. На основе полученных нами результатов исследования проблемы усвоения младшими школьниками базовых ценностей в процессе их включения в художественную деятельность и опыта работы автора в школе мы выявили некоторые недостатки формирования ценностных отношений к труду в художественном образовании в начальной школе. К их числу следует отнести: доминирование в художественно-познавательной деятельности графических умений и навыков при изучении декоративного искусства; обучение младших школьников технологии изучения искусства без осмысления ценности процесса и результата труда; формирование у них ценностного отношения лишь к собственному труду. В этих условиях возможно формирование негативных качеств личности младшего школьника (эгоизма, обособленности, завистливости, агрессивных проявлений).
В то же время младшие школьники ценят не только материально-бытовую сторону художественно-познавательной деятельности, стремятся к ее результату, но и оценивают свою роль в ней и выражают личностное отношение к самому процессу труда. Например, в украшении своего класса к какому-либо празднику младшие школьники больше ценят не изделия, изготовленные для его украшения, а сам процесс украшения среды, окружающей их. Именно такой подход к организации трудовой деятельности изложен в программе по воспитанию школьника, разработанной Н. Е. Щурковой, в которой труд рассматривается с позиции благоустройства окружающей среды, умения беречь красоту природную и созданную руками человека, выступает как формирующий привычку украшать окружающий его мир. В связи с этим мы предлагаем модель формирования ценностных отношений к труду на занятиях декоративно-прикладным искусством, которая включает: формирование знаний о технике изготовления предметов народного искусства, о технологии организации художественного труда; формирование умений по овладению этой техникой; развитие потребности трудиться. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим воспитание должно обеспечивать развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.
Полагаем, что на всех уровнях развития процесса ориентации личности функционируют одни и те же ценностные механизмы: поиск - оценка - выбор - проекция, однако на разных фазах мы можем увидеть различную степень загруженности отдельных механизмов: присвоение ценностей обеспечивается в большей мере поиском и оценкой, на последующих стадиях - выбор и проекция. Определяя концептуальную сущность термина механизма, мы подчеркиваем как психологическую его основу, так и педагогическую их сущность, а, следовательно, и реальную возможность воздействовать на развитие этих личностных механизмов в специально организуемых ситуациях жизнедеятельности школьника.
Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества.
Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности лично-
сти, что несводимо к групповой (ролевой) идентичности. Социальная идентичность - один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром.
Проведенный нами анализ имеющихся исследований и педагогической практики показал, что переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании требуют такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее мире и его творческого освоения. Погружение ребенка в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового, выступают действенным средством формирования ценностных ориентации.
Народное искусство, являясь частью искусства декоративно-прикладного, охватывающего многие сферы жизни, содержит в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости от ручного труда как творчества и, как следствие, ценного отношения как к процессу обучения, так и к учению в целом. Мы убеждены, что в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия декоративно-прикладным искусством. Ребенок имеет дело с самыми различными материалами и процессами. В его арсенале не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, проволока; у него развивается чувство материала, фактуры поверхности. Учащиеся посредством труда в искусстве выражают свое отношение к миру, к его законам, ценностям. Создавая изделие, они получают радость и от процесса изучения народного искусства, и от результата. Без изучения младшими школьниками декоративно-прикладного искусства невозможно добиться ценностного отношения к умственному и физическому труду.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса М., 1995. 215 с.
2. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 255 с.
3. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998, № 4. С. 3-8.
4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989.
5. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. 48 с.