Научная статья на тему 'Роль налоговой политики в формировании доходов бюджета'

Роль налоговой политики в формировании доходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4018
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXATION POLICY / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAXATION SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCE SYSTEM / ФАКТОРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / FACTORS OF TAXATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская Любовь Александровна

Рассматриваются актуальные вопросы налоговой политики и ее роли в формировании доходов бюджета Российской Федерации и повышении эффективности налоговой системы. Приводятся основные направления совершенствования бюджетной системы в Российской Федерации и в ажнейшие факторы проводимой налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the acute issues of taxation policy, its role in ensuring budget revenues of the Russian Federation and enhancing the efficiency of taxation system. The author describes the key directions of updating the budget system of the Russian Federation and the most important factors of the current taxation policy.

Текст научной работы на тему «Роль налоговой политики в формировании доходов бюджета»

Д-р экон. наук Л. А. Чайковская

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Рассматриваются актуальные вопросы налоговой политики и ее роли в формировании доходов бюджета Российской Федерации и повышении эффективности налоговой системы. Приводятся основные направления совершенствования бюджетной системы в Российской Федерации и важнейшие факторы проводимой налоговой политики.

Ключевые слова и словосочетания: налоговая политика, налоговая система, финансовая система, факторы налоговой политики.

Налоги - один из определяющих источников развития любой страны. От их поступления в бюджет в значительной степени зависит положение в мировом сообществе, поэтому с каждым годом становится все важнее понимание налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие в целом, территориальных образований, организаций и граждан. С помощью налогов государство аккумулирует средства, а также перераспределяет доходы. На основании существующих проблем, возникающих в России в современных условиях на пути рыночных трансформаций, все сильнее просматривается возрастающая роль бюджета как действенного инструмента государственного воздействия на происходящие в стране экономические процессы.

Эффективность формирования бюджетов во многом зависит от полноты выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизации расходов по их аккумулированию и взиманию, а правильное налоговое администрирование ведет к увеличению поступления налогов в бюджет.

Цели налоговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. во многом связаны с проводимыми решениями по дальнейшему увеличению потенциала налоговой системы и повышению уровня собственных доходов бюджетов при одновременной адресной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан. Основным инструментом роста налоговых поступлений должны стать не повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления или уплаты отдельных налогов, а прежде всего повышение качества налогового администрирования, оптимизация существующей системы налоговых льгот и ликвидация необоснованных возможностей для уклонения от налогообложения. В ближайшей среднесрочной перспективе совместными усилиями органов власти всех уровней компетенций делаются попытки переориентировать налоговую нагрузку, снизить ее при налогообложении труда и капитала и одновременно увеличить в сегменте сверхпотребления, рентных доходов при добыче природных ресурсов, а также в налогообложении недвижимого имущества.

Налоговая политика на 2013-2015 гг. основана на развитии социально-экономической стабильности регионов, сбалансированности и устойчивости

бюджетной системы. С ее помощью предполагается достичь значительных результатов по таким приоритетным направлениям, как формирование бездефицитного бюджета, социальная поддержка организаций, удовлетворение потребностей населения в предоставлении государственных услуг и др.

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» содержит положения, основанные на содержании Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах в части укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости. Данный проект нацелен на повышение эффективности государственных расходов.

Сегодня не вызывает сомнений необходимость создания эффективной и стабильной налоговой системы, условий для поддержки инвестиций и стимулирования инновационной деятельности, а также обеспечения сбалансированности проектных расходных обязательств с имеющимися источниками их финансирования. Основные направления налоговой политики, не являясь нормативно-правовым актом, выступают основанием для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах. Важнейший фактор проводимой налоговой политики - поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время прослеживается необходимость сохранения неизменности налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Объем поступлений от налогов и сборов в консолидированный бюджет за последний год увеличился и составил в 2011 г. 9,7 трлн рублей (на 26% больше, чем в 2010 г.). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2013 г. составит 12865,9 млрд рублей, общий объем расходов -13387,3 млрд рублей, дефицит - 521,4 млрд рублей. В 2014 г. эти показатели будут соответственно 14063,4 млрд, 14207 млрд и 143,6 млрд рублей, в 2015 г. - 15615,5 млрд, 15626 трлн и 10,8 млрд рублей.

С целью достижения планируемых объемов доходов бюджета в качестве мер налогового стимулирования, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предполагается внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: налогообложение природных ресурсов; акцизное налогообложение; введение налога на недвижимость; сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений; совершенствование налога на прибыль организаций; совершенствование налогового администрирования; противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций и страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Среди доходов федерального бюджета по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов Российской Федерации следует выделить НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др. Источниками роста налоговых поступлений в бюджетную систему государства на трехлетний период являются повышение налоговых ставок; изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов; принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой сис-

темы будет оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений и ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Из общего объема доходов федерального бюджета (12865,9 млрд рублей) 7595,7 млрд рублей (или 59%) приходится на налоговые доходы. Согласно законопроекту, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2013 г. составит 12 трлн 865,9 млрд рублей. Общий объем расходов бюджета определен в сумме 13 трлн 387,3 млрд рублей. На 2014 и 2015 гг. доходы бюджета определены в размере 14 трлн 63,4 млрд и 15 трлн 695,5 млрд рублей соответственно. Проект федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. отражает следование приоритетам правительства РФ в области налоговой политики, а именно создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, основными целями которой продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационных процессов.

В настоящее время основные параметры бюджета выглядят весьма консервативно. Для рынков это хороший сигнал, означающий, что Россия сохраняет одно из немногих своих конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами - консервативную бюджетную и долговую политику. В разных странах с целью исполнения бюджетных обязательств в части налоговых поступлений принимаются различные меры. Реализация принципов налогообложения осуществляется с учетом особенностей, присущих социально-экономической ситуации каждой отдельно взятой страны.

Так, во Франции одобрен ряд налоговых изменений, направленных на привлечение дополнительных доходов в бюджет страны, основным среди которых стало увеличение налогового бремени на французских налогоплательщиков с высоким уровнем доходов. В соответствии с вносимыми изменениями вводится налог на доходы преуспевающих членов общества, который распространяется на налогоплательщиков, у которых суммарный годовой доход превышает 1,3 млн евро. Предполагается, что новый налог позволит привлечь в бюджет страны ежегодно около 2,3 млрд евро1.

Правительство Греции по снижению размеров дефицита национального бюджета поставлено в слишком сильную зависимость от процесса повышения уровня налогов в стране, однако дальнейшее повышение налогов ляжет слишком тяжелым бременем на налогоплательщиков. В этой связи правительство ищет иные методы решения в столь непростой экономической ситуации. По мнению МВФ, в дальнейшем правительству Греции необходимо перенести большее внимание на программы активного снижения государственных затрат и на более эффективное использование уже имеющихся в распоряжении правительства активов и ресурсов.

В Японии делаются попытки изменить размер налога на потребление, повысив его. Повышение налога будет производиться наряду с правительст-

1 Богатые французы будут платить больше налогов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taxru.com/blog/2012-07-20-7221

венными программами по сокращению собственных расходов. Размер налога на потребление предполагается удвоить, доведя его до 10% к октябрю 2015 г. Возможно такое увеличение в более короткие сроки1.

Королевская служба налогов и таможни Великобритании решила обратить серьезное внимание на доходы организованной преступности. В связи с проводимыми ею мероприятиями все больше средств, полученных преступным путем, возвращается в бюджет страны. Британская государственная служба по возврату задолженностей в своем отчете представила результаты мероприятий по возврату в доход бюджета средств и активов, полученных в результате преступной деятельности. Так, в 2011 г. эта служба передала налоговой службе двадцать крупномасштабных дел по уклонению от уплаты налогов в Шотландии с общим объемом сокрытых налоговых платежей в размере более 2 млн фунтов2.

Правительством Великобритании принято решение о создании аналитического центра, в задачи которого входит создание рекомендаций по упрощению налогового регулирования в стране. Центр займется изучением проблем британской налоговой системы, признанной одной из наиболее сложных в мире, а также разработкой рекомендаций по упрощению налогового законодательства. Предполагается достижение цели - формирования более справедливой и более простой налоговой системы3. В настоящее время идет подготовка рекомендаций по внесению изменений в действующий режим корпоративного налогообложения по действующим налоговым льготам для частных лиц и корпораций.

Наиболее благоприятные корпоративные налоговые условия созданы в Канаде, где суммарный размер налогов на бизнес на 40,9% ниже, чем аналогичный в США. Корпоративные налоги в Мексике, Великобритании и в Нидерландах признаны ниже американского уровня соответственно на 36,7, 26,7 и на 26,8%. Наиболее тяжелое корпоративное налоговое бремя среди важнейших экономических держав мира оказалось во Франции и в Италии - соответственно на 79,7 и 52,9% больше, чем в США. Среди стран БРИКС наиболее благоприятные налоговые условия применяются в Индии с общей нагрузкой на 50,3% ниже, чем в США. Суммарная величина налогов в России и в Китае также оказалась на высоком конкурентном уровне - соответственно на 40,3 и 28,2% ниже, чем в США. Среди стран БРИКС лишь в Бразилии величина налогов оказалась менее конкурентной, чем в США, превысив американский показатель на 42,6%4.

Правительством Германии одобрено снижение налогов на 2013 г. В принятом проекте бюджета расходная его часть составляет 306 млрд евро, но-

1 Япония больше не способна откладывать поднятие налогов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taxationinfonews.ru/2012/05/

2 Налоговики Великобритании подключились к борьбе с оргпреступностью [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taxru.com/blog/2012-05-14-6341

3 Великобритания упростит налоговое регулирование [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. glavbyh.ru/n/1 /VELIKOBRITANIJa-UPROSTIT-NALOGOVOE-REGULIROVANIE/

4 Определена страна с наиболее благоприятным режимом налогообложения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taxru.com/blog/2012-09-26-8293

вая задолженность должна составить 27,2 млрд евро. Предполагается, что в последующие годы задолженность продолжит сокращаться. Так, в 2013 г. часть бюджета, формируемая за счет кредитов, должна будет составить 24,9 млрд евро, в 2014 г. - 1867 млрд евро, а в 2015 г. - 14,7 млрд евро1. В качестве мер по снижению налогов предусматривается их уменьшение для получателей мелких и средних доходов, а также послабление при так называемой холодной прогрессии - увеличение налогового бремени при росте заработной платы. Также рассматриваются возможности по сокращению социальных отчислений.

В Италии одобрен проект бюджета на 2013 г., который ориентирован на восстановление экономической стабилизации, согласно которому в будущем году сэкономится приблизительно 12 млрд евро2. В это же время в рамках данного проектирования итальянское правительство решило понизить процентные ставки подоходных налогов для самых бедных слоев населения. За предыдущий год на Апеннинах было принято несколько антикризисных программ, направленных на уменьшение государственных расходов, а также запущен ряд реформ в стране.

В России для обеспечения эффективности бюджетного механизма предполагается наладить систему управления бюджетными потоками, доходами и расходами бюджета в масштабе государства, а также объединить интересы всех уровней бюджетной системы. Разработка и реализация эффективной налоговой политики должны стать совокупностью мер, направленных на достижение поставленных целей социально-экономического развития государства, и необходимым условием экономического роста страны.

Таким образом, налоги, являясь главным источником бюджетных доходов, не только задают параметры постатейного финансирования расходов в каждой конкретной стране, но и служат основой для перераспределения финансовых ресурсов. Основное направление налоговой политики состоит в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей. С этих позиций налоговая политика Российской Федерации должна ориентироваться на баланс интересов страны при соблюдении четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.

Список литературы

1. Определена страна с наиболее благоприятным режимом налогообложения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taxru.com/blog/2012-09-26-8293

2. Ужесточение бюджетной политики может стать одним из факторов замедления роста экономики России в 2013 году [Электронный ресурс]. -URL: http://www.finam.ru/analysis/investorquestion000012992D/default.asp

1 Немецкое правительство приняло проект бюджета на следующий год [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rusverlag.de/2011/07/07/12947/

2 Монти: Италия достигнет сбалансированного бюджета в 2013 году [Электронный ресурс]. -URL: http://freecredits.ru/?p=3659

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.