Научная статья на тему 'Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета'

Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1551
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ФИНАНСЫ / FINANCE / НАЛОГИ / TAXES / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / TAX FORECASTING / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET REVENUES / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGETARY POLICY / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ / NATIONAL TAXES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / FEDERAL TAXES / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / LOCAL TAXES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / MUNICIPAL TAXES / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ташматова Р. Г.

В статье рассматриваются сущность и понятие доходов государственного бюджета, в частности представлено обобщённое определение для доходов государственного бюджета и различные определения ряда учённых экономистов таких как Поляк Г.Б., Бочаров В.В., Литовченко В.П., свой подход каждого автора в интерпритации данного понятия. Идёт краткое описание состава налогов (общегосударственных и местных, федеративных и муноципальных) поступающих в бюджеты различного уровня. Также речь идёт о сущности, необходимости и значении налогового прогнозирования, его роли в планировании доходной части государственного бюджета, налоговых поступлений, в дальнейшем эффективном формировании доходов государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE TAX FORECASTING IN FORMATION OF PUBLIC BUDGET REVENUES

The research paper reviews the meaning and concept of public budget revenues, in particular, presents general definition of public budget revenues and various definitions given by some economists such as Polyak G.B., Bocharov V.V., Litovchenko V.P., and their approaches towards the interpretation of the concept. The article includes a short description of tax types (national and local, federal and municipal) that are received by the budgets of different level. Furthermore, it discusses the essence, necessity and role of tax forecasting, and its role in the planning and further effective formation of public budget revenues.

Текст научной работы на тему «Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета»

РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ

ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Р.Г. Ташматова, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и понятие доходов государственного бюджета, в частности представлено обобщённое определение для доходов государственного бюджета и различные определения ряда учённых экономистов таких как Поляк Г.Б., Бочаров В.В., Литовченко В.П., свой подход каждого автора в интерпритации данного понятия. Идёт краткое описание состава налогов (общегосударственных и местных, федеративных и муноципальных) поступающих в бюджеты различного уровня. Также речь идёт о сущности, необходимости и значении налогового прогнозирования, его роли в планировании доходной части государственного бюджета, налоговых поступлений, в дальнейшем эффективном формировании доходов государственного бюджета.

Ключевые слова: экономика, финансы, налоги, налоговое прогнозирование, доходы бюджета, бюджетная политика, налоговая политика, общегосударственные налоги, федеральные налоги, местные налоги, муниципальные налоги, бюджетная система.

В современных условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом.

Каждое государство в условиях финансовой глобализации определяет для себя наиболее приоритетные направления бюджетно-налоговой политики, включая реформирование бюджетной системы страны. В этой связи проводятся мероприятия для эффективного проведения бюджетного процесса. В частности уделяется особое внимание процессу планирования или прогнозирования доходов государственного бюджета.

Перспективы развития различного вида экономических отношений построены на фундаменте правильной и целесообразной организации процесса управления их направлений. В управлении финансового процесса финансовое планирование и оптимальное прогнозирование налоговых поступлений является важным

структурным звеном финансово-налоговых отношений. Финансовое планирование создаёт ряд возможностей:

- определение по доходным и расходным частям бюджета, источники формирования доходов;

- определение точных целевых и обоснованных направлений расходования бюджета;

- в тесной взаимосвязи с финансовым планированием объективность и прозрачность прогнозирования налоговых поступлений в бюджет способствует правильного планирования доходной части бюджета, указав реальную материальную основу их исполнения;

- обеспечение финансовыми средствами запланированных расходов бюджета.

Данная ситуация является причастной к формированию источников доходов как местных бюджетов так и других звеньев бюджетной системы, в этой связи определение источников доходов местных бюджетов, а также своевременное поступление в бюджет в соответствии с параметрами бюджета и их исполнение по большей части зависит от степени прогнозирования налоговых поступлений.

Государственный бюджет формируется за счёт налоговых и неналоговых

денежных поступлений. Наибольший удельный вес в доходах государственного бюджета занимают налоговые доходы.

Само понятие доходов

государственного бюджета можно охарактеризовать как централизованные финансовые ресурсы государства, отражающие в себе совокупность экономических (финансовых) отношений возникающих в процессе формирования денежного фонда страны и необходимые для выполнения государством своих функций и задач.

Также это понятие по различному представлено в трудах ряда учённых. Например авторы Поляк Г.Б. и др.: доходы бюджета описывают как экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления [1]. Авторы Бочаров В.В. и другие определяют доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех, которые являются источниками покрытия дефицита бюджета) [2]. Или у авторов Литовченко В.П. и др.: доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, потому что она используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг [3].

В планировании налоговых доходов бюджета осуществление налогового прогнозирования является очень сложным и ответственным процессом, так как правильное и точное вычисление объёма налоговых поступлений для

предшествующего периода в рыночных условиях имеет ряд нюансов. Прогнозирование количества

налогоплательщиков, их дохода и деятельности требует от специалистов особой квалификации.

Что означает понятие налогового прогнозирования? Перед тем как изучать понятие налогового прогнозирования необходимо обратить внимание на термин "прогноз". Прогноз - это разработка наиболее точного и реального представления о нормальных или оптимальных вариантах того или иного объекта или ситуации в будущем, альтернативные пути их достижения или воплощения в жизнь. Отсюда следует, что содержание прогнозирования налоговых поступлений в бюджет означает деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых опстпулений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент.

Процесс составление проекта доходной государственного бюджета на будущий финансовый год проходит в соответствии с бюджетным процессом страны. Налоговым органам даётся указание предоставить прогнозные показатели по налогам входящих в составе общегосударственных и местных налогов (для унитарных государств).

В каждой стране состав общегосударственных и местных налогов, федеративных или муниципальных налогов структуиру-ется в установленном порядке. Например общегосударственные налоги устанавливаются в соответствии с законодательством и уплачиваются на всей территории страны (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, акцизный налог, налог на добавленную стоимость и другие).

Местные, муниципальные или по сути налоги местного(территориального) значения устанавливаются на основании нор-

мативно-правовых документов местных органов и уплачиваются на данной территории (земельный налог, налог на имущество и другие).

В целях обеспечения точности показателей необходимо осуществление следующих мероприятий:

- изучение и глубокий анализ показателей уровня социально-экономического развития на уровне государства и по прогнозируемой территории;

- изучение отчётной информации о количестве налогоплательщиков за предыдущий период;

- изучение уровня ставки налогов указанных в нормативно-правовых документах данного государства;

- ознакомление с новыми законодательными документами принятие, которых предусмотренно в прогнозируемом периоде;

- изучение прогнозных налоговых подсчётов, представленных по налоговым платежам хозяйствующими субъектами, функционирующими в данной стране;

- изучение сроков уплаты платежей;

- сделать свод статистических данных по отчётам, используемых в вычислениях и их изучение.

Для осуществления обобщённого прогнозирования налогов на государственном уровне территориальные налоговые подразделения предоставляют свою информацию в вышестоящие подразделения в установленные сроки. Специалисты вышестоящих налоговых органов обобщают показатели по налогам на будущий финансовый год и предоставляют в Министерство финансов в составе единых доходов государственного бюджета параметры налоговых доходов для подготовки проекта государственного бюджета.

Учитывая, что в составе налоговых доходов бюджета существует такой источник дохода как таможенные пошлины, в процессе прогнозирования требуются данные не только налоговых но и таможенных органов тоже. В общем порядке, исходя из того на какой период и с какой целью осуществляется прогнозирование налогов привлекаются соответствующие специалисты, учённые экономисты. Прогнозирова-

ние налогов на ближайший период (месяц, квартал, год) в основном используется для текущего планирования, принятия оперативных решений, проведения соответствующих мероприятий. Налоговое прогнозирование на более долгую перспективу имеет важное значение в разработке стратегии, определении приоритетных направлений налоговой, бюджетной политики, прогнозировании социально-

экономического развития страны, определении изменения показателей уровня жизни населения, разработки бюджетных задач.

Аккумулирование финансовых средств государства, их использование с целью повышения эффективности приоритетных направлений их развития и функционирования экономики, обеспечивается с помощью определения перспективы доходов государства.

Организация работ в этом направлении во многом зависит от качества контрольных работ и работ по экономическому анализу со стороны финансовых органов и их соответствия совмеренным требованиям.

На основе изучения и экономического анализа показателей на перспективу финансовые и налоговые органы разрабатывают предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой мистемы, а также методики налогообложения. На стадии определения направлений на перспективу вносятся предложения по распределению общегосударственных или федеральных налогов между различными уровнями бюджетной системы. Также разрабатываются порядок и нормативы по ставкам таможенных платежей и предложения по совершенствованию порядка их взимания.

Для обеспечения функционирования сформированного порядка прогнозирования доходов государственного бюджета, налоговых поступлений без изъянов и недостатков, необходимо постоянно пересматривать и совершенствовать данный порядок в соответствии с современными требованиями.

Исходя из вышеизложенного можно сжделать следующий вывод. Доходы госу-

дарственного бюджета в странах с переходной экономикой формируются в основном за счёт налоговых доходов. Процесс планирования доходов бюджета представляет комплекс мероприятий, связанный непорсдественно с прогнозированием налогов. Данная деятельность осуществляется строго в соотвествии с законодательными актами функционирующими в стране. Учитывая сложность и от-вественность в процесс прогнозирования налогов необходимо привлекать специалистов с высокой квалификацией.

В вычислении для составления прогноза налоговых показателей целесообразным считается совершенствование данного

процесса с применением современной методики и зарубежного опыта.

Также, немаловажным является даль-нешее совершенствование нормативно-правовой основы, регламентирующей процесс составления проекта доходной части государственного бюджета, соответственно доходной части бюджетов бюджетной системы страны.

В заключении необходимо отметить, что достижение максимально положительного результата в данном процессе, деятельности по налоговому прогнозированию обусловлено соблюдением установленного порядка и эффективного исполнения мероприятий в рамках

намеченных задач. Библиографический список

1. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: Волтерс Клувер, 2010. -С. 251.

2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы: учебник. - СПб: Питер, 2009. - С. 59.

3. Финансы: учебник / Под ред. В.П. Литовченко. - 2-е изд., перераб. и испр. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. - С. 93.

THE ROLE TAX FORECASTING IN FORMATION OF PUBLIC BUDGET REVENUES

R.G. Tashmatova, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The research paper reviews the meaning and concept of public budget revenues, in particular, presents general definition of public budget revenues and various definitions given by some economists such as Polyak G.B., Bocharov V.V., Litovchenko V.P., and their approaches towards the interpretation of the concept. The article includes a short description of tax types (national and local, federal and municipal) that are received by the budgets of different level. Furthermore, it discusses the essence, necessity and role of tax forecasting, and its role in the planning and further effective formation ofpublic budget revenues.

Keywords: economy, finance, taxes, tax forecasting, budget revenues, budgetary policy, tax policy, national taxes, federal taxes, local taxes, municipal taxes, budgetary system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.