Роль налогового планирования и налоговой оптимизации в налогообложении
юридических лиц Чуклайкина М. Н.
Чуклайкина Мария Николаевна / Chuklaykina Maria Nikolaevna - студент, кафедра административного и финансового права,
Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации (РПА),
г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается актуальная теоретическая недостаточность применения оптимизации налогообложения. Налоговое планирование базируется исключительно на легальной основе, вместе с тем как уклонение от уплаты налогов осуществляется посредством нарушения норм налогового законодательства.
Ключевые слова: оптимизация налоговой нагрузки, планирование налогов деятельности предприятия.
Теоретическая и практическая недостаточность применения оптимизации налогообложения свидетельствует о незадействованности всевозможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Система настолько многогранна, что подлежит постоянному изучению. С одной стороны, налоги - это единственный легально допустимый способ лишения человека его собственности в государстве, основанном на принципе безусловного уважения права частной собственности граждан. С другой - наличие частной собственности лица считается единственным основанием для признания его налогоплательщиком и возложения на него обязанностей по уплате налога. Наконец, сама налоговая повинность в целом и вытекающие из нее правоотношения являются единственной правовой сферой, где исключается применение презумпции невиновности частного лица.
Оптимизация налоговой нагрузки в настоящее время используется не только как способ увеличения рентабельности, но и как инструмент конкурентной борьбы, так как организация, снижающая свои налоговые обязательства, изначально находится в более выгодном положении по сравнению с конкурентами, чья налоговая нагрузка оказывается выше.
Именно поэтому многие организации видят основной целью налоговой оптимизации максимальное снижение налоговой нагрузки любыми, подчас незаконными способами.
Но минимизировать налоговую нагрузку несложно, сложно сохранить тонкую грань между правомерной практикой налоговой оптимизации и противозаконным уклонением от уплаты налогов. Неумелые эксперименты, направленные на минимизацию налогообложения, могут в результате дать обратный эффект и привести к серьезным правовым и финансовым последствиям.
Налоговая оптимизация представляет собой легитимное и эффективное налоговое планирование начислений и уплат в бюджет. Таким образом, мы видим, что понятие налоговой оптимизации тесно связано с понятием налогового планирования.
Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «налоговое планирование», не закрепляет права налогоплательщика на налоговое планирование, в то же время на страницах печати, в теории налогового права, а также в кругу практикующих юристов существует широкая дискуссия на предмет правовой природы, целей, структуры налогового планирования. В юридической литературе встречается несколько трактовок понятия «налоговое планирование» [1, с. 23-26].
По мнению Д. Ю. Акулинина, налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания и построения различных правовых форм деятельности и размещения активов в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства [2, с. 131].
С. М. Рюмин отмечает, что налоговое планирование представляет собой совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налогов [3, с. 123].
Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансовохозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики Российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.
Налоговое планирование - неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) предприятия, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.
Современное налоговое законодательство, с одной стороны, достаточно нестабильно, а с другой -предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые наиболее соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:
- уклонение от уплаты налогов;
- минимизация налоговых платежей;
- налоговое планирование.
Уклонение от уплаты налогов характеризуется сокрытием доходов и имущества от налогообложения с использованием различных методов, практическим отсутствием налоговых платежей. Но эта «экономия» имеет обратную сторону - высокий риск уголовной ответственности: штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ) [4, ст. 2954].
Минимизация налоговых платежей основана на «пробелах» в законодательстве, построении легальных «налоговых схем»:
- применение договора аутсорсинга производственного персонала для минимизации взносов по обязательному страхованию;
- оформление договоров купли-продажи с указанием момента перехода права собственности - после оплаты, а не фактической отгрузки товаров и т. д.
Данный метод чреват постоянными судебными спорами с налоговыми органами и неоднозначностью последующего судебного решения.
В отличие от предыдущего метода налоговое планирование основано на принципе осмотрительности и использовании только разрешенных методов для оптимизации исчисления и уплаты налогов.
Налоговое планирование - это инструмент построения оптимальных параметров бизнеса, основанный на законодательно установленных способах налогообложения, что способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятия.
Планирование налогов влияет на эффективность деятельности предприятия. Грамотная организация налогового учета и оптимизация денежных потоков, продуктивное управление затратами и прибылью и воздействие на финансовую устойчивость и ликвидность - все это является результатом правильного и своевременного налогового планирования.
Разработать систему оптимизации налогов желательно еще на этапе организации бизнеса. В этом случае эффективность планирования будет значительно выше. Однако при необходимости данную процедуру возможно провести в любое время.
Существует два аспекта проявления налогового планирования на уровне субъектов хозяйствования. Первый аспект акцентирует его особую роль в процессе мобилизации внутренних инвестиционных резервов экономических субъектов, особенно предприятий малого предпринимательства, чьи финансовые возможности всегда более ограничены относительно других категорий предприятий. Второй аспект выражается в получении предприятием дополнительных конкурентных преимуществ путем выбора оптимальных параметров бизнеса с помощью оптимизации уровня налоговой нагрузки, органично встраивает систему налогового планирования и налоговой оптимизации в стоимостную концепцию управления бизнесом.
Оптимизация налоговой нагрузки - это многовариантный поиск такого варианта осуществления налоговой деятельности, который приводит к наименьшему уровню налоговой нагрузки, не создавая помех для основной деятельности предприятия в рамках законодательства, мобилизуя при этом дополнительные внутренние инвестиционные ресурсы предприятия [5, с. 224].
Налоговая оптимизация - это определение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается оптимум хозяйственной системы предприятия [6, с. 328].
Распространено мнение, что налоговая оптимизация проводится только с целью максимального снижения налогов (чаще ее называют налоговой минимизацией). Но такой подход не всегда приносит желаемый результат. Налоговое планирование необходимо рассматривать через призму противопоставления плательщиков, с одной стороны, и фискальных органов - с другой. В то же время оно не только уменьшает налоговые отчисления, но и служит регулятором процесса управления предприятием, поскольку минимизация и оптимизация налоговых выплат не всегда отвечают стратегическим потребностям предприятия. Иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу по тем или иным причинам (например, если расходы по налоговой минимизации превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от таких действий через социальные или политические причины). Однако такой отказ не означает отсутствие налогового планирования. Таким образом, налоговое планирование - это интегрированный процесс рационализации хозяйственной деятельности с позиции соответствия действующему налоговому законодательству и стратегии развития предприятия.
Малый бизнес - основа экономики современного государства. Налоговые поступления от малого бизнеса - основа местных и региональных бюджетов. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит необходимость создания благоприятной макроэкономической среды для предприятий любой организационной формы. Несмотря на это, в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как понимание экономической справедливости - необходимость компенсации объективно меньших возможностей к самофинансированию данной категории предприятий. Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен как особый субъект государственного регулирования. Социальная значимость малого бизнеса определила
особенности налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к пропорциям, что реально создаются в данном секторе.
Таким образом, налоговое планирование - это:
- анализ деятельности предприятия,
- поиск путей сокращения налоговых выплат,
- особенности ведения бухгалтерского учёта,
- контроль за эффективностью модели, разработанной в рамках налогового планирования.
Литература
1. Ядрихинский С. А. Теоретические и прикладные аспекты налогового планирования. // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 3. С. 23-26.
2. Акулинин Д. Ю. Правовые аспекты налогового планирования. // Налоговый вестник. 2012. N 10. С. 131.
3. Рюмин С. М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы. // Налоговый вестник. 2005. N 2. С. 123.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
5. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. -С. 224.
6. Финансы и кредит. Учебник для бакалавров. / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - С. 328.