Линкевич Е. Ф.
д.э.н., доцент, профессор Кубанского государственного университета
alins@list.ru
Ишханов А.В.
д.э.н., профессор, Кубанский государственный университет
aviavi@mail.ru
РОЛЬ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ВАЛЮТНОГО СОЮЗА СТРАН ЕАЭС
Ключевые слова: валютная интеграция, налоговое регулирование, гармонизация налогообложения, интеграция в ЕАЭС.
Keywords: currency integration, tax regulation, harmonization of taxation, integration into the EAEC.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в настоящее время является одним из наиболее перспективных интеграционных объединений. Его можно считать преемственной организацией ЕврАзЭС, упраздненной в связи с созданием Союза. План подготовки проекта Договора о ЕАЭС был одобрен 29 мая 2012 г. главами государств-участниц Таможенного союза на встрече в Астане. Ровно через два года договор был подписан, а с 1 января 2015 г. официально вступил в силу. В 2015 г. к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия.
Таким образом, в настоящее время созданы все условия для дальнейшей экономической интеграции и формирования валютного союза стран ЕАЭС. Дальнейшее сближение экономик стран-участниц объединения должно обеспечить улучшение условий для развития целых отраслей, что особенно важно в условиях кризиса глобального масштаба.
Однако следует учитывать, что фиксация валютных курсов значительно ограничивает возможности стран-членов в области денежно-кредитной политики, что создает дополнительные риски для национальных экономик. Следует признать, что в настоящее время проведение скоординированной валютной политики в рамках ЕАЭС является очень сложной задачей. При выработке единой валютной стратегии следует учитывать, что затраты на поддержание курсового коридора могут быть очень значительными. Обменные курсы национальных денежных единиц стран-членов ЕАЭС ориентированы в большей степени на внешние валюты (в основном на доллар США), а не на российский рубль. При проведении интервенций с целью стабилизации обменных курсов валют всех стран-участниц придется задействовать национальные валютные резервы. В настоящее время из всех стран ЕАЭС только Российская Федерация имеет значительные золотовалютные запасы. Не исключено, что России придется осуществлять активные валютные интервенции для поддержки курса национальных денежных единиц других государств-членов Союза, что крайне невыгодно для страны.
Однако следует учитывать, что нестабильность национальных валют стран ЕАЭС негативно отражается на развитии их торгово-экономических отношений. Так, в 2014-2015 гг. из-за повышения курса белорусского рубля по отношению к российской валюте сократился экспорт из Беларуси в Россию. Укрепление к российскому рублю тенге в 2015 г. привело к ослаблению конкурентных позиций предпринимателей Казахстана. Результатом стало не только значительное сокращение экспорта в Россию, но и существенный рост поставок товаров широкого потребления из России в Казахстан. Рост курса к российской валюте армянского драма также способствовал сокращению поставок из Армении в Россию [1].
Сложившаяся ситуация деформирует структуру экономических связей государств ЕАЭС, включая взаимную торговлю и инвестиции, подрывает доверие к национальным валютам и в целом негативно сказывается на реализации интеграционных проектов в рамках Союза. В связи с этим особое значение приобретает выработка единой стратегии стран-участниц ЕАЭС в области курсообразования. Данная норма нашла отражение в принятом договоре о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с которым государства-члены ЕАЭС должны принимать меры по согласованности валютного регулирования, в том числе организовывать проведение взаимных консультаций с целью выработки мероприятий по координации валютных курсов.
Разработка единой валютной стратегии должна осуществляться с учетом интересов всех стран-членов объединения. При этом негативное влияние на национальные экономики ограничений в области валютного регулирования может быть частично нивелировано посредством грамотной фискальной политики. В данной ситуации для стабилизации национальных экономик на государственном уровне особую значимость приобретут инструменты налогово-бюджетного регулирования.
В условиях проведения единой политики, направленной на стабилизацию обменных курсов, и ограничения возможностей в области валютного регулирования гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС нецелесообразна. Во-первых, посредством проведения самостоятельной налоговой политики возможна защита национальных товаропроиз-
водителей в условиях обострения конкуренции между предпринимательскими структурами стран-членов Союза. Во-вторых, с помощью внесения изменений в налоговое законодательство можно оказывать влияние на курс национальной валюты с целью сохранения ее стабильности. Например, в условиях обвала мировых цен на нефть в России было целесообразно введение НДС на продажу валюты (в том числе физическим лицам) при отмене данного налога на операции с золотом. Данные меры могли бы обеспечить перераспределение спроса со стороны населения с иностранной валюты на золото и, соответственно, ослабление понижательного давления на курс рубля. Таким образом, удалось бы избежать чрезмерной девальвации российской валюты и ее негативных последствий для экономики страны и населения [2].
Конечно, корректировка налоговой политики требует времени, так как введение новых положений в налоговое законодательство, как правило, осуществляется не сразу. Однако положительные результаты воздействия на экономику страны налоговой политики заметны гораздо быстрее, чем при применении монетарных мер. В этом основное преимущество налогового регулирования.
Интеграция национальных экономик в рамках ЕАЭС - длительный процесс, затрагивающий интересы и, несомненно, влияющий на налогово-бюджетную политику стран-членов. Противоречия в интересах отдельных государств, необходимость координации экономической политики в рамках валютно-экономического союза могут способствовать развитию кризисных явлений в отдельных странах. При ограничении возможностей в области валютно-денежного регулирования становится особенно актуальным сохранение самостоятельности в проведении налогово-бюджетной политики, от эффективности которой во многом будет зависеть стабильность экономик стран-участниц.
Список литературы
1. Статистика платежей за экспорт и импорт товаров и услуг и трансграничных денежных переводов в государствах - членах Евразийского экономического союза. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Pages/money_trans fers.aspx
2. Ишханов А.В. Современные аспекты региональной валютной интеграции // Аналитические обзоры по актуальным вопросам международной экономики / Под науч. ред. д-ра экон. наук А.В. Ишханова, д-ра экон. наук Е.Ф. Линкевич. 2016. - С. 13-23.