Донченко Т.С. студент
Ставропольский государственный Аграрный Университет
Лапина Е.Н., к. э. н. научный руководитель, доцент
СтГАУ Россия, г. Ставрополь РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДА БЮДЖЕТА
Аннотация: В данной статье рассматривается роль налогов, как доходной части бюджета. Анализируется современное состояние налоговых поступлений за 2012-2014 гг.
Ключевые слова: налог, доходы, бюджет, государство, акцизы, налог на прибыль организаций.
Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоги. При помощи налогов государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги играют значительную роль в формировании бюджетов государства, так как с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В современной России доля налоговых доходов в доходах бюджетов бюджетной системы РФ составляет порядка 80-90%. В свою очередь доходы бюджетов используются для исполнения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и местных самоуправлений. Расходную часть составляют такие разделы как безопасность государства, социальная политика, наука, образование и т.д. Они важны как для государства, так и для общества.
Налоги являются основным источником формирования и финансирования расходных обязательств.
В 2014 году в федеральный бюджет поступило 12 992,5 млн. руб. что на 5,2% меньше поступлений за 2013 год.
В доходах федерального бюджета НДС занимает наибольший удельный вес - 70,8 %, что на 0,7 % меньше, чем в 2013 году. Это связанно с ростом возмещений на 1991,7 млн. руб. (18,9%) и снятием с учета налогоплательщика, на которого приходилось около 1%.
Всего налоги, зачисляемые в федеральный бюджет, составили 21,0% от общей суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2013-2014 гг представлена на рисунке 1.
8,6% 1,8% 6,6% 20
11,5 %
8,4 0% 3,9 % 6,6°%
10,3 %
2014
71,5%
* Налог на прибыль ■НДС
НДПИ £ Акцизы
П Остальные налоги и сборы
70,8%
ШНалог на прибыль ■ НДС
НДПИ &Акцизы
^ Остальные налоги и сборы
Рисунок 1 - Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет за
2013-2014 гг.
За анализируемый период наблюдается рост акцизов на 0,2 %. Налог на прибыль находится в стабильном положении и составил 6,6%. В целом, структура поступлений в доходную часть федерального бюджета не потерпели сильных изменений.
За 2014 года в бюджет Ставропольского края поступило доходов, администрируемых налоговыми органами, 32540,6 млн. руб., или 109,8% к поступлениям 2013 года (29624,4 млн. рублей).
Доля поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в краевой бюджет составила 59,4% от общего объема поступлений во все уровни бюджета, что на 4,5 процентных пункта больше аналогичного показателя 2013 года (54,9 %).
Представим динамики налоговых поступлений за 2011-2014 гг. на рисунке 2.
40000
30000
20000
10000
32540,6
2011
2012
2013
2014
Рисунок 2 - Динамика доходов в бюджет Ставропольского края, млн.
руб.
Анализируя представленные данным, можно сказать, что за период 2011-2014 гг. налоговые поступления в бюджет увеличились на 12,5 %. По отношению к 2013 году прирост составил 9,8 %. В целом, можно отметить
0
положительную динамику. Наибольший удельный вес в доходах краевого бюджета (80,8%) приходится на налог на доходы физических лиц - 13426,5 млн. руб. (41,3% от общего объема поступлений в краевой бюджет), налога на прибыль организаций - 6860,8 млн. руб. (21,1%), налога на имущество организаций - 5976,9 млн. руб. (18,4%).
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
11846,2
13426,5 мааияа
шрй
13409,5
№$№831*
рШр
6860,8 шш
5109,5
5976,9
ВШйрн
НДФЛ
Налог на прибыль организаций
2012 »2014
Налог на имущество организаций
Рисунок 3 - Динамика поступлений в бюджет Ставропольского края за
2012-2014 гг.
За анализируемый период налог на доходы физических лиц увеличился на 16,8 %. Налог на имущество организаций также имеет положительный прирост 16,9 %. Однако, налог на прибыль организаций резко снизился почти на 50%.
В доходы бюджетов муниципальных образований за 2014 года поступило 10825,3 млн. руб. или 92,0% к поступлениям аналогичного периода 2013 года (11771,8 млн. рублей).
Местный бюджет (93,1%) сформирован за счет поступлений: налога на доходы физических лиц - 6615,4 млн. рублей или 61,1% от общего объема поступлений в местный бюджет, земельного налога - 1960,2 млн. руб. (18,1%) и единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности - 1504,9 млн. руб. (13,9 %).
Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и развитых и развивающихся странах.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. В трехлетней перспективе 2015-2017 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов
экономического роста. Также, главной целью для Министерства РФ остается создание и функционирование эффективной налоговой системы. Для этого предполагается поиск вариантов и возможностей для повышения доходов бюджетной системы, за счет повышения эффективности администрирования уже существующих налогов, а также путем оптимизации налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь, инновационной направленности.
Использованные источники:
1. Лапина Е. Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур / Кулешова Л. В., Лапина Е. Н. - 2013. с. 256-261.
2. Лапина Е. Н. Налоговые преступления: уклонения физического лица от уплаты налога и страховых взносов: Экономика и социум / Лапина Е. Н., Шумская В. Ю. - 2015 с. 916-919
3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ -http://www.nalog.ru
4.Официальный сайт Федеральной налоговой службы Ставропольского края - http://www.r26.nalog.ru
Загидуллин М.А. студент Улемаев К.Р. студент
МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, г. Москва ФИДУЦИАРНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МАЖОРИТАРНЫХ И МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ
Относительно обязанностей акционеров весьма интересным представляется зарубежный опыт.
Так, в рамках англо-американской концепции фидуциарных обязанностей, согласно которой лицо, осуществляющее от имени другого лица управление имуществом(Шишагу), несет перед таким лицом ряд обязанностей лично-доверительного характера. Самым ярким и исторически первым примером таких отношений являются отношения в рамках доверительного управления имуществом^гш^), где одна сторона(trustee), по уполномочию учредителями^), осуществляет управление имуществом для третей стороны(ЬепейЫагу), в отношении которого trustee должен действовать добросовестно, заботливо и исходя из интересов beneficiary. Абсолютно аналогичный подход применяется к фидуциарным обязанностям органов, осуществляющих управление корпорацией. Так в США директора^^^о^) и должностные лица(officers) несут перед корпорацией обязанности действовать добросовестно^^у to act in a good faith), лояльно^^у of loyalty) и заботливо^^у of care). Данная доктрина активно