Научная статья на тему 'Роль Н. И. Ильминского в формировании антитатарской политики в Казахстане (по материалам на рт)'

Роль Н. И. Ильминского в формировании антитатарской политики в Казахстане (по материалам на рт) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСИФИКАЦИЯ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ТАТАРЫ / МУСУЛЬМАНЕ / КАЗАХИ / МИССИОНЕРЫ / RUSSIFICATION / CHRISTIANIZATION / TATARS / MUSLIMS / KAZAKHS / MISSIONARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муфтахутдинова Д.Ш.

Статья направлена на изучение этноконфессиональной политики Российского государства в Оренбургском крае и Казахстане во второй половине ХIX века. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал проблемно-хронологический метод. Статья написана на основе изучения фонда Н.И. Ильминского (Ф.968) Национального архива Республики Татарстан. В ней рассматривается «Проект Устава школы для киргизских детей при Оренбургской пограничной комиссии», составленный известным миссионером и русификатором Н.И. Ильминским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. ILMINSKY’S ROLE IN THE FORMATION OF ANTITATAR POLICY IN KAZAKHSTAN (BASED ON THE MATERIALS OF NATIONAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article is aimed at studying the ethno-confessional policy of the Russian state in the Orenburg region and Kazakhstan in the second half of the 19th century. The leading approach to the study of this problem was the problemchronological method. The article is based on the fund of N. Ilminsky (F. 968) of National Archive of the Republic of Tatarstan. It discussions the “Draft Charter of the school for Kyrgyz children at the Orenburg border Commission”, compiled by the famous missionary and Russier N. Ilminsky.

Текст научной работы на тему «Роль Н. И. Ильминского в формировании антитатарской политики в Казахстане (по материалам на рт)»

УДК 94(470)

РОЛЬ Н.И. ИЛЬМИНСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ АНТИТАТАРСКОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ НА РТ)

Д.Ш. Муфтахутдинова

Казанский федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация dilaratatar@mail.ru

Резюме. Статья направлена на изучение этноконфессиональной политики Российского государства в Оренбургском крае и Казахстане во второй половине XIX века. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал проблемно-хронологический метод. Статья написана на основе изучения фонда Н.И. Ильминского (Ф.968) Национального архива Республики Татарстан. В ней рассматривается «Проект Устава школы для киргизских детей при Оренбургской пограничной комиссии», составленный известным миссионером и русификатором Н.И. Ильминским.

Ключевые слова: русификация, христианизация, татары, мусульмане, казахи, миссионеры.

Для цитирования: Муфтахутдинова Д.Ш. Роль Н.И. Ильминского в формировании антитатарской политики в Казахстане (по материалам НА РТ). Тюркологические исследования. 2019; 2(3): 57-61.

К 60-м годам XIX века средняя Азия и Казахстан окончательно были завоеваны и присоединены к Российской империи. Несмотря на то, что казахи считались мусульманами, российские власти из-за слабой исламизированнос-ти населения Казахстана вынашивало планы русификации и христианизации местного населения. В частности еще в 20-е годы XIX века в «Уставе о сибирских киргизах» говорилось: «Поелику вера киргиз-кайсаков по сие время, в сущности, более языческая, нежели магометанская, то представляется надежда к обращению многих из них в христианство. Областное начальство может испросить особенную в степень миссию с тем, чтобы действовала она одними увещеваниями и убеждениями без малейшего принуждения» [1, с. 105]. Далее рекомендовалось, если в округе было христиан до 100 человек, то строить за казенный счет церковь и школу. А дети султанов должны были быть приняты военные училища на «казенное иждивение». В 20-40-е годы были созданы Каркаралин-ский, Акмолинский, Аман-Карагайский, Кокчетавский, Баян-Аульский, Куш-Мурунский, Атбасарский, Уч-Булакский, Аягузский округа. В этих округах были открыты русско-киргизские (казахские) школы, которые были предназначены для русификации местного населения. Первая такая школа начала функционировать в 1841 г. в Букеевской Орде, открытая по инициативе хана Джангира [2, с. 46].

Одним из идеологов русификации и христианизации казахов был чиновник Департамента духовных дел, а далее видный востоковед Василий Васильевич Григорьев. Он считал, что казахов в ближайшее же время можно крестить, а затем и русифицировать, однако в этом процессе он видел

необходимым нейтрализовать мусульманское влияние, как со стороны Средней Азии, так и со стороны Поволжья и Приуралья. В 1851 году Григорьев получил должность начальника пограничной экспедиции в Оренбургском крае, где сосредоточивались дела по сношению с ханствами и управление киргизами. Именно в бытность В.В. Григорьева в должности начальника пограничной экспедиции к нему поступил «Проект Устава школы для киргизских детей при Оренбургской пограничной комиссии» молодого преподавателя противо-мусульманского отделения Казанской духовной академии Н.И. Ильминского. Благодаря этому проекту, Н.И. Ильминского берут на новую работу в Оренбургскую пограничную комиссию [3, с. 164].

Для чего же создавались эти школы? Н.И. Ильминский прямо указывал, что целью создания данного учебного заведения является замена татар-мусульман, работающих в казахских жузах канцелярскими служащими, самими казахами.

Н.И. Ильминский был очень подготовленным миссионером. Он прошел четырехлетнюю стажировку в странах Ближнего Востока. Прекрасно разбирался в исламе, но из-за конфликта с новым ректором Казанской духовной академии ушел с преподавательской деятельности [4, с. 401].

По проекту Ильминского школа для казахских детей должна была быть приравнена к учебным заведениям 111 разряда, т.е. к семиклассным уездным училищам. В качестве учителей в данное учебное заведение Ильминский рекомендовал взять воспитанников второго азиатского отделения Неплюевского кадетского корпуса. В § 13 он сформулировал цели воспитания: «Они (учителя) должны стараться, чтобы воспитанные ими дети не только без затруднения понимали их наставления, но и привыкали чувствовать всю важность своих будущих обязанностей к Богу, к самим себе, ближним и поставленным над ними властям» [5, л.1-2].

Обучение предлагалось вести на двух языках - русском и татарском. В течение шести лет предполагалось изучать «толкование Корана», начальную арифметику, грамматику русского и татарского языка, чистописание. На шестой год обучения вводилась профессиональная специализация: «составление несложных деловых бумаг и рассмотрение ... следственных дел под руководством секретарей комиссий, краткий курс производства следственных дел по руководству Казанского; ознакомление с коренными постановлениями государства и губернскими учреждениями». В последний год обучения предполагалось научить «составлению под руководством секретарей комиссий более сложных деловых бумаг и рассмотрение таковых следственных дел с практическим повторением пройденного. Кроме того медик и ветеринар пограничной комиссии обучают воспитанников прививанию оспы, кровопусканию, и ветеринарной науки. Только в мере необходимой, именно наглядному распознанию и лечению главнейших заразительных болезней, существующих на скоте» [5, л. 5].

Еще до организации Ильминским Оренбургской семилетней школы, здесь с 1850 по 1869 г. работала русско-киргизская школа при Пограничной комиссии. В 1857 году (как раз к приезду Ильминского) её успешно заканчивает внук бия Балгожи Жанбуршина, Ибрай Алтынсарин. В течение трех лет Ибрай работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии. Именно там Н.И. Ильминский и познакомился с И. Алтынсариным.

Д.Ш. Муфтахутдинова

Опираясь на помощь Алтынсарина, Ильминский создает алфавит для казахов на основе кириллицы. Во время службы в Оренбургской пограничной комиссии у Ильминского складываются более утонченные методы христианизации нерусских народов. Н.И. Ильминский считал, что: «первоначальное образование инородцев на родном языке есть самый надежный путь к усвоению ими русского языка и русского образования» [6, с. 255].

Суть его замысла состояла в следующем: начальное образование детей нерусских народов на родном языке следует рассматривать как основу для усвоения русского языка, а знание русского языка использовать для закрепления крещеных инородцев в христианской вере. Православие использовать для русификации народов края.

H.И. Ильминский 1857 по1862 год отработал в Оренбурге и в казахских степях. За это время его методы русификации сложились в стройную систему. Он создает систему образования на казахском языке на основе кириллицы, переводит в православие ряд «служилых» казахов. Совершенствует методы перевода православных богослужебных книг на разговорные языки нерусских народов.

В дальнейшем на основе его системы было открыто большое количество учительских школ для детей инородцев. Первым учебным заведением работавшем по его системе в Оренбургском крае была кряшенская учительская школа, открытая в поселке Фершампенауз. Её открыл в 1871 г. воспитанник Казанской центральной крещенотатарской школы Игнатий Тимофеев. Именно вместе с его братом - Василием Тимофеевым Н.И. Ильминский в 1862 г. создал алфавит и букварь на кириллице для крещеных татар. Апробация букваря была осуществлена священниками - отцом Кремковым (село Чуры) и отцом Пеньковским (село Савруши) [7, с. 3]. Упомянутый букварь был издан под фамилией бывшего ученика Пеньковского, выпускника Казанской академии Я.И. Фортунатова. С 1882 г. Фершампенуазское училище возглавляет также воспитанник В. Тимофеева - Макар Софронов. Он добивается открытия в поселке церкви и нескольких начальных школ [8, л. 80-83].

В 70-е годы XIX в. Н.И. Ильминский, открыв целый ряд школ и училищ в Волго-Уральском крае, фактически доказал преимущества своего метода перед другими методами русификации и христианизации. Видя эти успехи, правительство поддержало систему Н.И. Ильминского. Это произошло 26 марта 1870 г. Одобрение правительством системы русификации, предложенной Н.И. Ильминским, было обусловлено и тем, что он поддерживал тесные контакты с обер-прокурором Святейшего Синода Д.А. Толстым, а затем сменившим его К.П. Победоносцевым. Фактически он был их консультантом [9, л. 6]. Все они выдвигали на первый план религиозное образование в ущерб светскому, считая, что светское образование несет бездуховность, атеистические настроения, либерализм и нигилизм. Будучи активными консультантами высших чиновников российской империи, казанские миссионеры действительно влияли на политику государства на мусульманском Востоке империи.

Список литературы

I. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. 1. Алма-Ата, 1960. 441 с.

2. Сембаев А.И., Храпченков Г.М., Шехтерман Е.И. Очерки по истории школ Казахстана (1901-1917 гг.). Алма-Ата. Мектеп, 1972. 164 с.

3. Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале XX веков. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. 280 с.

4. Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. 1842-1892. Казань: тип. Императорского университета, 1892. Вып. 2. 405 с.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ) НА РТ. Ф. 968. Оп.1 Д. 66.

6. Григорьев А.Н. Xристианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма // Материалы по истории Татарии. Казань: Татгосиздат, 1948. С. 226-285.

7. Знаменский П.В. О татарских переводах христианских книг. Казань: отдельный оттиск без библиографических данных, 1894. 50 с.

8. НА РТ. Ф. 968. Оп. 1. Д.150. Л.80-83 об.

9. НА РТ Ф. 968. Оп.1. Д.43. 6 л.

Сведения об авторе: Муфтахутдинова Диляра Шамилевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и евразийских исследований Института международных отношений Казанского федерального университета (420008, Казань, ул. Пушкина, д.1/55), е-тай: dilaratatar@mail.ru

Дата поступления материала 15.04.2019.

Принят к публикации 13.05.2019.

I. ILMINSKY'S ROLE IN THE FORMATION OF ANTITATAR POLICY IN KAZAKHSTAN (BASED ON THE MATERIALS OF NATIONAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

D. Muftakhutdinova

Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation dilaratatar@mail.ru

Abstract. The article is aimed at studying the ethno-confessional policy of the Russian state in the Orenburg region and Kazakhstan in the second half of the 19th century. The leading approach to the study of this problem was the problem-chronological method. The article is based on the fund of N. Ilminsky (F. 968) of National Archive of the Republic of Tatarstan. It discussions the "Draft Charter of the school for Kyrgyz children at the Orenburg border Commission", compiled by the famous missionary and Russier N. Ilminsky.

Keywords: Russification, Christianization, Tatars, Muslims, Kazakhs, missionaries.

For citation: Muftakhutdinova D. Sh. G. I. Ilminsky's role in the formation of antitatar policy in Kazakhstan (based on the materials of National Archive of

fl.M. My^TaxyTflHHOBa

the Republic of Tatarstan). Tyurkologicheskie issledovaniya = Turkological Studies. 2019; 2(3): 57-61. (In Russ.)

References

1. Materialy po istorii politicheskogo stroya Kazahstana. T.1. Alma-Ata, 1960. 441 s. (In Russian)

2. Sembaev A.I., Hrapchenkov G.M., SHekhterman E.I. Ocherki po istorii shkol Kazahstana (1901-1917 gg.). Alma-Ata. Mektep, 1972. 164 s. (In Russian)

3. Iskhakova R.R. Pedagogicheskoe obrazovanie v Kazanskoj gubernii v seredine XIX - nachale XX vekov. Kazan': ZAO «Novoe znanie», 2001. 280 c. (In Russian)

4. Znamenskij P.V. Istoriya Kazanskoj duhovnoj akademii za pervyj (dore-formennyj) period ee sushchestvovaniya. 1842-1892. Kazan': tip. Imperatorskogo universiteta, 1892. Vyp. 2. 405 s. (In Russian)

5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (NA RT). F. 968. Op. 1 D. 66. (In Russian)

6. Grigor'ev A.N. Hristianizaciya nerusskih narodnostej kak odin iz metodov nacional'no-kolonial'noj politiki carizma // Materialy po istorii Tatarii. Kazan': Tatgosizdat, 1948. S. 226-285. (In Russian)

7. Znamenskij P.V. O tatarskih perevodah hristianskih knig. Kazan': otdel'nyj ottisk bez bibliograficheskih dannyh, 1894. 50 s. (In Russian)

8. NA RT. F. 968. Op. 1. D.150. L.80-83 ob. (In Russian)

9. NA RT F. 968. Op. 1. D.43. 6 l. (In Russian)

About the author: Dilyara Muftakhutdinova, Associate Professor of Kazan Federal University, Cand. Sci. (History) (420008, Kazan, 1/55 Pushkina), e-mail: dilaratatar@mail.ru

Received April 15, 2019.

Accepted for publication May 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.