Научная статья на тему 'Роль музыки в суфииских обрядах'

Роль музыки в суфииских обрядах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
761
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суфизм / музыка / обряд / зикр / самоъ / Sufi / music / rite / Zhikr / Samo

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С. Д. Давлатова

В статье исследуется роль музыки в мистическом направлении ислама — суфизме. На примере двух главных суфийских обрядовзикр и самоъ — анализируются музыкальная практика и вопросы эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC IN SUFI CEREMONIES

This article examines the role of music in mystical branch of Islam — Sufism. On example of two Sufi rites — Zikr and Samo — analyze musical practice and evolution.

Текст научной работы на тему «Роль музыки в суфииских обрядах»

УДК 784:398

С. Д. Давлатова РОЛЬ МУЗЫКИ В СУФИЙСКИХ ОБРЯДАХ

уфизм1 — мистико-философское направление в исламе, представители которого считают возможным (посредством созерцания или экстаза) достигнуть непосредственного духовного общения человека с Богом или даже соединения с ним. Существует два основных мнения о возникновении суфизма:

1. Он связан с социальным протестом беднейших слоев мусульманского общества против правителей, отошедших от религиозных и социальных норм после смерти Пророка Мухаммеда (приблизительно УП-УШ вв.) [2, с. 4].

2. Суфизм возник еще до ислама как некое духовное братство, учившее мудрости и объединявшее представителей всех религий [6, с. 5].

Так или иначе, суфизм кейс течение распространился первоначально именно в мусульманских странах. Самостоятельные суфийские братства с индивидуальными доктринами начали появляться лишь с XII века. Начиная с XIX столетия, когда суфизм попал в ноле интересов европейских исследователей, данное направление проникло и в западные страны. В результате многие видные деятели Запада сами стали суфиями. Это способствовало и появлению в середине XX века в США нового варианта, получившего название неосуфизм.

Распространению суфизма способствовало творчество таких поэтов-суфи-ев, как Дж. Руми, О. Хайям, Хафиз и др. Немаловажную роль в популяризации течения сыграла одна из важных его сторон — суфийские ритуалы, в которых му-

© С. Д. Давлатова, 2013

зыка занимает видное место. Здесь необходимо подчеркнуть, что одним из главных признаков, отличающих суфизм от ортодоксального ислама, является отношение к музыке. В исламе вопрос о дозволенности музыки до сих пор остается дискуссионным, так как, с одной стороны, существует ряд хадисов, приводящих высказывания Пророка о дозволенности музыки2, с другой — хадисы о запретности музыки3.

В суфизме отношение к музыке иное. В некоторых братствах она занимает одно из важных мест, ибо, как отмечает один из крупных исследователей суфизма Е. Бертельс, «суфии придавали большое значение достижению экстатического состояния, считавшегося особой милостью, ниспосылаемой Богом. Поэтому не удивительно, что в их кругах уже в раннюю эпоху усиленно искали средства, которые могли бы способствовать вызыванию экстаза. Одно из этих средств вскоре было признано особо эффективным. Это была музыка, инструментальная и особенно вокальная, сочетающаяся с художественным словом» [2, с. 68].

В суфийской практике выделяются два основных обряда: зикр и самоъ. Зикр4 (от араб, «упоминание») является одним из медитативных приемов в суфийской практике, цель которого заключается в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Во время произнесения зикра исполнитель совершает особые ритмизированные движения, принимает определенную молитвенную позу («джалса») и контролирует свое дыха-

В статье исследуется роль музыки в мистическом направлении ислама — суфизме. На примере двух главных суфийских обрядов — зикр и самоъ — анализируются музыкальная практика и вопросы эволюции. Ключевые слове: суфизм, музыка, обряд, зикр, самоъ

ние, чтобы все движения его тела совершались в строгом соответствии с произнесением ритма формулы.

Современные исследователи Б. Бер-тельс и М. Степанянц рассматривают зикр в единстве с ритуалом самоъ. Так, например, Е. Бертельс определяет самоъ как «пение стихов под музыку во время суфийских собраний, которое с течением веков превратилось в широко распространенное в мусульманском мире дервиш-ское радение зикр» [2, с. 56]. Таджикский исследователь музыкальной стороны суфизма А. Низомов, оспаривая данную точку зрения, находит истоки зикра еще в Зороастрийском Замзаме как одну из форм поминальных молитв [4]. Отсюда вытекает, что традиции зикра являются первичными по отношению к другому суфийскому ритуалу — самоъ. Однако зикр как суфийский ритуал, по сравнению с самоъ, недостаточно изучен в средневековых трактатах.

Суфийские авторы по-разному определяли роль и место зикра в рамках суфийской духовной дисциплины. Так, аль-Халладж5 полагал, что «зикр — это способ заставить подвижника постоянно помнить о Боге и, тем самым, помочь ему оказаться в Божественном присутствии». Аль-Га зал и6 утверждал, что «зикр — это путь, который готовит мюрида7 к восприятию излияний Божьей милости и высшего знания о Боге и мире» [1].

Зикр бывает двух видов: джахри (джали) — поминание вслух и хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины, так называемых маджлис аз-зикр. Некоторые братства (такие, например, как На-кшбандия, Халватийя, Даркава и т. д.) давали свое предпочтение преимущественно уединенному зикру®. Другие же братства (Рахманийя в Алжире и Тунисе, Шазилия в Египте, Бекташия в Албании) были сторонниками коллективного зикра, который мог проходить как во время больших суфийских «собраний (хадра), так и в небольших «кружках» подвижников (халка). А некоторые докт-

рины практиковали как тихий9, так и громкий зикр (например, Чиштия в Индии, Кадирия в Ираке и Чеченской Республике, и Яссавия в Центральной Азии). Правила коллективного зикра у каждого братства свои, предписывающие участникам определенные позы и контроль над дыханием. Как правило, зикр начинается с произнесением первой части мусульманского символа веры (ша-хада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илахаилла-Алаху), которое произносится нечетное количество раз — от 101 до 1001.

Начинаясь с умеренного темпа, по мере продвижения к экстазу ритм ускоряется. Другой, часто встречающейся формулой зикра, является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Ее артикуляция, как правило, сопровождается двумя следующими движениями: произнося первый слог, суфий ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад10. Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации — джаз-ба. В результате нередко происходят звуковые и визуальные явления" (что описывается в суфийских руководствах) [1]. Громкий зикр получил широкое распространение в ритуальной практике различных орденов на огромных пространствах Средней Азии. Он проявил себя в десятках локальных вариантов — от сложных, основанных на письменной традиции и профессиональной музыке (практикуемых в классических суфийских орденах), до упрощенных, фольклоризованных, вобравших в себя интонации фольклора, а также бытовавших в ритуалах бахши-шаманов и часто совмещавших в себе лечебные и даже развлекательные функции. Наиболее интересные разновидности громкого зикра представлены в братстве Яссавия (в Центральной Азии, в основном в Узбекистане), одной из которых является так называемый «зикр пилы» (зикр-и арра), создателем которого является основатель данного братства Ахмад Яссави. Для этого ритуала характерны архаичность, наличие специфических звуковых эффектов — хрипящих «х», воспроизводи-

мых особым горловым пением, звукоподражательность, экстатический танец и т. д. Известный турецкий исследователь Мехмед Фуад Кюпрюлюзаде выдвинул идею о связи происхождения зикра пилы и вообще громкого зикра с экстатическими танцами шаманов тюрко-монгольских кочевых племен. Эта ндея, подкрепленная среднеазиатским этнографическим полевым материалом, впоследствии неоднократно высказывалась многими советскими этнографами и востоковедами (В. А. Рордлевским, Ю. В. Кнорозовым, О. А. Сухаревой, А. Л. Троицкой,

A. К. Боровковым, Г. П. Снесаревым), а также западноевропейскими и американскими учеными (Ирен Меликоф и др.) [11]. Однако есть и другое объяснение происхождения зикра пилы — сакральная история зикра12. Ужасные звуки пилы, смертельные крики и хрипы пророка За-карийи послужили основным источником сознательной звуковой имитации у многих, практикующих этот вид зикра.

Интересные сведения об устройстве и происхождении зикров в ханаке (приют дервишей) Яссави приводит и В. А. Гордлевский, в 1929 г. посетивший Туркестан. «Зикр пилы совершается в течение двух-трех часов и производит сильное впечатление выдохами во время произнесения молитвенных формул; они достигают полной иллюзии; создается впечатление такое же, как когда пила врезается в ствол дерева и как при вынимании из дерева она звякает. Умиленные изречениями Ходжи Ахмеда (их шейха) закиры (участники зикра) плачут и обнимают соседа, склоняя на грудь ему голову. Заканчивается зикр чтением (молчаливым) суры "Фетиха"» [11].

В 1940—1941 гг. исследователь

B. А. Успенский сделал нотные записи «зикральных мелодий» и текстов к ним. Благодаря им можно получить представление об этих ритмо-формулах скандирования и основанных на них духовных песнопениях. В своей экспедиции В. А. Успенский встретился также с Суб-хан-Ата, который был хафизом (т. е. певцом) и пел макомы в зикрах в Ташкенте, под аккомпанемент одного бубна. Со-

гласно сведениям, сообщенным Субхан-ата, в мечети Хазрат Султана Яссави в Туркестане пелись макомы Сегох, Наво, Ушшак, Чоргох и другие. При этом какие-либо музыкальные инструменты, в том числе дойра (бубен), там не применялись [11].

Среди видов зикра, практиковавшихся в братстве Яссави, особое место занимал так называемый «Каттазикр» (букв. «Большой зикр»), который исполнялся в первые три дня во время зимних радений (чилля). Каттазикр пелся на хикма-ты (изречения) Ходжа Ахмада Яссави; в зависимости от желания и состояния участников, в него мог включаться танец (раке). В записях В. А. Успенского отмечено, что «этот зикр сопровождался игрой на музыкальных инструментах — нае и дафе» [11]. Каттазикр, как и другие зикры и зикральные мелодии, начинается с показа радеющими зикра-усуля (ос-тинатный ритм), в основе которого положено имя Бога «Хува» («Он»), После демонстрации усуля следует основной раздел зикра, который состоит из четырех «талкинов» (букв.: наставление, внушение), представляющих собой относительно законченную часть зикра, охватывающую одну из четырехстрочных строф хикмата Яссави. Талкины отделены друг от друга зикром-усулем — распевом отдельных имен Бога.

Другим ведущим суфийским обрядом считается «самоъ» (араб. —слушание)13 . В отличие от зикра, обряд самоъ был глубоко изучен в X—XIII веках восточными учеными14, которые рассматривали его, прежде всего, как слушание Кореша. Но слушание и понимание Корана — процесс достаточно сложный и для его облегчения суфии стали использовать стихотворные формы толкования аятов. В некоторых орденах аяты1К исполнялись профессиональными певцами под аккомпанемент музыкальных инструментов или в форме коллективного музицирования16. В современных исследованиях, посвященных суфизму, описание данного ритуала встречается нередко, но ограничивается констатещией его внешних признаков, без анализа музыкального аспек-

та. Один из редких примеров анализа музыкальной стороны суфизма мы видим в монографии А. Низомова, который подразумевает под самоъ «не только суфийские радения, музицирование в мад-жлисах и пиршествах, но и слушание музыки вообще, точнее, слушания всего «приятно звучащего» [4, с. 80].

Напомним, что не во всех братствах музыка была непременным атрибутом ритуала. В суфийских общинах ритуал протекал по определенным дням. Рано утром или поздно вечером (после молитвы) суфии рассаживались в ханака и обладатель самого громкого голоса читал отрывок из Корана, который тут же комментировался шейхом в духе мистического пути. Затем, в таких братствах как Чиштия, Мавлавийя и Яссавия, певец начинал распевать мистические стихи, часто аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, доведя своим исполнительством и себя и всю общину до состоянии экстаза17. Высшей точкой процесса самоъ является Ваджд-экстаз, при котором разум теряет контроль и в порыве экстаза суфии начинают разрывать на себе одежду18. Из этого следует, что в процессе самоъ на первый план выдвигается красивый, приятный голос, способный привести в движение и тело, и человеческую душу.

В средние века одним из спорных моментов в изучении суфизма был вопрос о дозволенности самоъ. Первым автором, затрагивающим данный вопрос, был Хаким Ат-Тирмизи, который считал дозволенным пение стихов, использование музыкальных инструментов и даже танец. Но при этом он отмечал, что песни, не содержащие слово «Хик-мат» (мудрость) запрещено петь19. Сами суфии предупреждали, что привлекать к самоъ простолюдина нельзя, ибо у него практически всегда душа (нафс) сильнее, чем сердце. Отсюда вытекает, что практика самоъ была закрыта для обычных людей. Из суфийских братств наиболее лояльно к практике самоъ относились Рифаийа, Кубравийа, Сухра-вардийа, Кадирийа, Бадавийа, Мавла-вийа, Чиштийа. Ее противниками были

умеренные суфийские доктрины — Накшбандийа, Бекташийа, Халватийа. Африканские, турецкие и индийские братства, находясь на стыке культур, привнесли в практику самоъ свои новации: танец, вращение и прыжки. Наибольшую известность получила практика самоъ в братстве Мавлавийи в Турции. По мере становления ордена выработалась общепринятая форма проведения самоъ, когда персидские стихи Дж. Руми перекладывались на музыку наряду со стихами, прославляющими Пророка20. Музыкальным сопровождением в мавлевитском самоъ служила игра на щипковом тамбуре, смычковом ребабе и, главное, продольной тростниковой флейте, именуемой най, которая играла столь заметную роль и в поэзии Руми. В практике самоъ братства Мавлавийя в достижении полного экстаза особую роль играл танец21, из-за которого этих суфиев зарубежные исследователи начали называть «крутящиеся дервиши». Постепенно к участию в самоъ стали допускаться и обычные люди, вплоть до того, что исполнитель нанимался со стороны. В некоторых братствах (Мав-лавийа, Шазилийа) самоъ в настоящее время превратился в театрализованное представление для туристов, куда начали допускать также и европейцев. В 2005 году Маулевитский ритуал самоъ был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия.

Одна из наиболее известных традиций самоъ связана с братством Чиштия в Индии и Пакистане, где ритуал известен под названием каввали. В проведении кавва-ли участвуют преимущественно мужчины, они поют многоголосно, используя тексты духовного содержания, нередко повторяя одну и ту же фразу множество раз (в этой повторности можно усмотреть параллель с зикром). В качестве аккомпанемента используется ансамбль, включающий индийскую гармонику, табл. Иногда добавляется мридаег22, а в последнее время и синтезаторы. Жанр каввали основан на духовной поэзии, в основу которой положены мотивы любви к Боже-

ственной Возлюбленной и сопутствующей ей трансформация души, стремление к Абсолюту23. Первоначально каввали использовался в ритуальных целях в суфийских обителях, во время праздников, у гробниц суфийских шейхов и святых. В дальнейшем его стали исполнять также на светских концертах и фестивалях. Широкую международную известность приобрел исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан, благодаря которому этот жанр распространился по всему миру.

К сожалению, массовое тиражирование суфийской музыки для новой аудитории в XX веке и исполнение суфийских музыки и танца на эстрадных подмостках в некоторой степени видоизменили эту духовную практику, сделав ее эстетическим действом на потребу зрителям, где музыка главенствует над словом. Но можно предположить, что данные явления — только видимая часть этой практики. Настоящий же суфизм эзотеричен и сокрыт от посторонних глаз.

Примечания

1 Происхождение термина имеет несколько трактовок: от араб. «,суф,,» — «шерсть», от араб, «соф» - «чистый», или от греч. софия — «мудрость».

2 В трактате Худжвири «Кашф-ал-махджуб» приводится хадис «Украшайте Еоран своими голосами. Разучивайте Коран и исполняйте его мелодично». Саррадж впервые приводит хадис, о том, что Пророк Мухаммед в споре с Умаром относительно случая музицировании девушек-наложниц в доме Аиши (играли на дафе и пели) ответил Умару «Оставь их, Умар, пусть празднуют».

а Пророку приписывают слова «сатана был первым, кто стенал и первым, кто пел».

" Следует отметить, что само слово зикр уже встречается в Коране, так, например, в суре «Аль-Бакара» (152): «Вспоминайте Меня и Я вспомню вас», в суре «Али-Имран» (41): «И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам». В суре «Аль-Ахзаб» (35, 41—42): «— поминающий и поминающая Аллаха много, — уготовал им Аллах прощение и великую награду!»; «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером!»

5 Исламский богослов и суфий VIII в.

" Исламский богослов, философ и один из основателей суфизма в XI в.

7 От араб, «желающий» т. е. желающий получить знание, ученик.

8 По их мнению, он более соответствовал харак-

теру взаимоотношений с Аллахом, которые не должны демонстрироваться публично, выставляться напоказ. Поэт и правитель тимуридс-кой династии Хусайн Байкара (XV в.) замечает по этому поводу: *Если в твоем сердце Возлюбленный, имя его утверди и не плачь, Если с Истиной знаком, то для ее восхваления луч ше скрытый зикр, чем громкий» [11].

9 Согласно Аль-Газали «чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела» [1].

10 Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из имен Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййун, [аль-] Каххар и т. д.

"К примеру, Аль-Газали говорит о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим... а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам» [1].

12 Согласно легенде, возникновение зикра пилы связано с мученической смертью пророка За-карийи. Последний, спасаясь от преследовавших его врагов, спрятался внутри толстого дерева. Враги же, догадавшись об этом, распилили дерево пилой. С этого времени и стал проводиться зикр пилы. Указания на связь зикра пилы с судьбой пророка Закарийи содержатся в хикматах самого Ахмада Яссави:

Воль мне любви покажут приближенных -шакиром стану я,

Пилу наставят если, как на Закарийю, закиром стану я.

13 Встречаются и другие разночтения данного слова: «Симаъ», «Сама», Само, Сэма и т. д. Надо отметить, что слово Самоъ перекликается и с одним из 99 эпитетов Аллаха - «Самиъ» («слышащий»).

14 «Рисола фис-самаъ» Сулеймана Ибн Мухаммеде Аш-Шариф Ал-Алави, «Китаб-ас-Самаъ» Абдурахмана Нишобури, и т. д.

16 Отрывки из сур Корана.

16 По мнению Аль Газали, самоъ не может быть заменено чтением Корана по нескольким причинам: первая — это то, что стихи Корана не всегда имеют отношение к состоянию влюбленного, коим является суфий, влюбленный в Бога. Второе — в связи с тем, что Коран многие знают и часто читают, его проникновение в сердце верующего затруднено. Третья причина заключается в том, что сердца больше трепещут, когда заставишь их биться напевом и ритмом, так как от обычной речи экстаз бывает реже. А Коран нельзя приспосабливать в ладам или ритму. Четвертая причина - для усиления воздействия напевов желательно использовать звуки флейты, бубна и барабана, но вяты не разрешено читать с музыкальным сопровождением.

17 Хазрат Инаят Хан — индийский суфий XX века — говорит, что «самаъ (слушание музыки) у суфиев является одним из путей духовного развития. Они слушают музыку на собраниях посвященных, и никому из непосвященных не позволяется присутствовать на этих собраниях. Музыка трогает их (суфиев) совершенно иначе, чем других людей. Взволнованные, они проявляют различные состояния, называемые суфиями — Халь. Высшей точкой их экстаза является Ваджд, в форме слез, вздохов или танца» [8, с. 96].

16 Это называется у суфиев «хирва» (араб, «разрывать»).

18 Так же широво рассматривает вопрос о дозволенности самоъ Абу Наср Сарродж Ат-Туси в трактате «Китаб-ус-самаъ», который опираясь на трактаты средневековых восточных ученных о самоъ выдвигает два вида запрета на самоъ: «первый на уровне шариата (когда женщина поет или когда слушание проводится в увеселительных целях), второй — па уровне тариката (то есть, самоъ не разрешается для начинающих суфиев) [4],

20 Мюриды братства Мавлавийя во время их 1001-дневного испытательного срока вместе с изучением этих стихов упражнялись в танце, постигая науву вращения на месте, когда приходилось кружиться вокруг длинного гвоздя, размещенного между большим и соседним с ним пальцами левой ноги.

21 Мавлавитский танец включал следующие движения: суфии кружились па одном месте в течение нескольких часов, при этом одна рука танцующего была направлена в сторону неба, а другая к земле.

22 Табл и мриданг — национальные индийсвие ударные инструменты.

28 Каввали исполняются как и на языке фарси, так и на разновидностях индийского языка.

Литература

1 .Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. - М., 1980.

2.Вертельс Е. Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. — М., 1965.

3.Джумаев А. Ислам и музыка // Муз. академия. - 1992. - № 3.

4. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. - Душанбе, 2000.

5. Степанянц М. Т. Философсвие аспекты суфизма. - М„ 1987.

6. Суфийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. — М„ 2007.

7. Трименеэм Дж. С. Суфийсвие ордены в исламе / Пер. с англ. — М, 1989.

8. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. — М., 2004.

И.Хисматуллин А. А. Суфийская ритуальная практика: На примере братства Накшбан-дийа. - СПб., 1996.

10. Эрнст К. Суфизм. - М„ 2002.

11. Зикр в теории и практике Яссави и яссавийя // www.tyurk.ru

Получено 18 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.