Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ, КИНО И ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

РОЛЬ МУЗЫКИ, КИНО И ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИЗУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жанабаева Мадина, Доброскок Виктория Викторовна

В статье рассматриваются альтернативные способы изучения английского языка, такие как компьютерные игры, фильмы и музыка. В статье приведены плюсы и минусы каждого формата обучения по сравнению с традиционным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жанабаева Мадина, Доброскок Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC, MOVIES, AND GAMES WHEN LEARNING ENGLISH

The article examines alternative ways to learn English, such as computer games, movies, and music. The article presents the advantages and disadvantages of each training format in comparison with the traditional one.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ, КИНО И ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 544.421.42:536.755

Жанабаева М., Доброскок В.В., Кузнецова Т.И.

РОЛЬ МУЗЫКИ, КИНО И ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Жанабаева Мадина - студентка 3-го курса бакалавриата факультета естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева, e-mail: [email protected] ;

Доброскок Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва, 125047, Миусская пл. д. 9, e-mail: victoriadobroskok@mail. ru Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия.

В статье рассматриваются альтернативные способы изучения английского языка, такие как компьютерные игры, фильмы и музыка. В статье приведены плюсы и минусы каждого формата обучения по сравнению с традиционным. Ключевые слова: английский язык, изучение, мотивация, словарный запас

THE ROLE OF MUSIC, MOVIES, AND GAMES WHEN LEARNING ENGLISH

Zhanabaeva M., Dobroskok V.V.

Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

The article examines alternative ways to learn English, such as computer games, movies, and music. The article presents the advantages and disadvantages of each training format in comparison with the traditional one. Keywords: English language, learning, motivation, vocabulary.

На сегодняшний день, с развитием информационных технологий, а также с сильно возросшим объемом различной информации, которую ежедневно вынужден обрабатывать и усваивать студент, традиционное обучение языка порой превращается для молодых людей в невероятно трудную задачу, с которой не каждый может справиться. Как же можно решить эту проблему, помочь и мотивировать молодых людей к изучению столь необходимого в современном мире английского языка? В этом студенту могут помочь компьютерные игры, фильмы и музыка, несмотря на то, что вышеперечисленные способы принято считать исключительно развлечением и возможностью отдохнуть, но как показывает статистика, они являются достаточно эффективными. Одно из основных проблем при изучении английского языка, с которыми сталкиваются студенты, является психологический барьер, обусловленный нехваткой языкового опыта, внутренней зажатости студентов, а самое главное желание начать говорить на английском языке не ради оценки, а чувствуя коммуникативную потребность. Именно

компьютерные игры, фильмы и музыка смогут помочь студенту преодолеть эти эмоциональные сложности, погрузиться в языковую среду и создать мотивацию для изучения языка.

Например, музыка может использоваться в таких целях, как развитие речевых навыков, студент привыкает к правильному произношению слов. Так, слушая музыку, студент лучше усваивает и запоминает новые слова и, встречая в тексте песни уже знакомую лексику в строчках, которые отличаются от предложений, разбираемых на паре, студент узнает в каких ситуациях можно использовать то или иное слово. Что важно с психологической точки зрения, музыка не ассоциируется у студента, изучающего иностранный

язык, с учебой. Музыка как элемент отдыха позволяет снять то напряжение, в котором студент держит себя, изучая язык, слушаю песни, он расслабляется и делает небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности. Очень многие молодые люди предпочитают выполнять домашнее задание, параллельно слушая музыку, и в этой непринуждённой обстановке процесс обучения становится в разы эффективней. На самом деле, музыка - уникальный инструмент, ведь по статистике мозг человека, в принципе не способен держать фокус на какой-то конкретной задаче длительное время. А музыка, которая всегда сопровождается положительными эмоциями и ассоциациями, упрощает этот процесс. Также музыка во многом помогает проникнуться культурой конкретной страны, особенно в этом помогают песни, отражающие дух своего времени. Теперь рассмотрим преимущества и недостатки данного метода по сравнению с традиционным способом изучения английского языка:

Достоинства:

1) постоянная доступность в течение дня;

2) выучив песню, студент запомнит больше новых слов, чем, если его заставлять учить эти слова отдельно;

3) когда студент слушает песни на иностранном языке, это побуждает его изучать культуры разных стран, в том числе и идиомы.

Недостатки:

1) данный метод может использоваться только как вспомогательный к традиционному обучению

2) прослушивание музыки не поможет студенту в изучении грамматики

3) в песнях редко встречается профессиональная лексика.

Помимо музыки популярным методом, который может помочь студенту в изучении английского

языка, является кино. В отличие от музыки, фильм является источником разговорной речи, представленной в реальной диалоговой ситуации. Учащиеся погружаются в языковую среду и у них создаётся иллюзия участия в актах коммуникации на иностранном языке. Несмотря на то, что, слушая музыку, студент может запомнить больше новых слов, при просмотре фильма он [студент] получает представление об естественной речи. В последнее время стало очень популярным применять фильмы в учебном процессе, в отличие от обычного аудирования, фильмы воспринимаются студентами как художественная модель жизни, производящая на мыслительную деятельность обучающихся такое же впечатление, как и реальная жизнь, что делает более привлекательным для студентов. И.А. Щербакова в книге «Кино в обучении иностранным языкам» утверждает: «повседневный педагогический опыт применения фильмов говорит о том, что кино, являясь достаточно интенсивным внешним раздражителем, вызывает продуктивную условно-рефлекторную деятельность и, следовательно, является мощным и эффективным средством, содействующим более быстрому и качественному приобретению знаний и навыков...». И вправду, визуальная наглядность фильма способствует тому, чтобы студент лучше понял и запомнил, как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в определенном контексте. Когда студент смотрит интересный ему фильм на английском языке, ему, конечно же, хочется понять, как можно больше. Это желание стимулирует студента выучить новые слова, чтобы разобраться в грамматике и без труда понимать все, о чем говорят герои на экране. Несомненно, неоспоримым положительным качеством фильма, который смотрят на языке оригинала, является его наглядность, фильм даёт студентам страноведческую информацию, знание психологии и других аспектов жизни, которые расширяют общий кругозор. Понимая традиции, обычаи и привычки людей, чей язык изучается, студент невольно проникается какими-то чувствами к ним, создаётся эмоциональный контакт, который очень важен в процессе обучения. Также наглядность сильно влияет на формирование образного мышления у учащихся, которое становится ведущим звеном в познавательной деятельности и способствует проявлению творчества. Чувственные восприятия на основе фильмов могут быть использованы и в университете в целях активизации мыслительной деятельности и повышения качества усвоения знаний студентами. За короткий промежуток времени, отведённый на просмотр видеофрагмента, учащийся получает большой объём информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить лексический запас и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования. Так Ф.М. Рожкова отмечает, что «Восприятие звучащего текста фильма на английском языке содействует подготовке учащихся к пониманию речи разных людей.» Факты, воспринятые зрением, легче усваиваются человеком,

чем словесные объяснения. Кроме того, некоторые визуальные сообщения вообще не могут быть заменены словами. Визуально-изобразительная опора фильма разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту понимания. Достоинства:

1) фильмы наглядны и доступны, поэтому учитывая возрастные особенности студентов, идеально подходят в качестве дополнительного материала обучения.

2) кино демонстрирует речевое поведение носителей языка и сопутствующие диалогу жесты и мимику, делая его более доступным и наглядным для понимания;

3) изучать английский смотря фильм, студент может в развлекательных целях, совмещая полезное с приятным;

Недостатки:

1) при просмотре фильма (сериала и т.д.) на иностранном языке с русскими субтитрами, человеку с плохим знанием языка поначалу будет тяжело сопоставлять то что говорят герои на экране с переводом.

2) чтобы усвоить фильм, который ты смотришь на английском языке, недостаточно посмотреть его один раз, таким образом метод занимает много времени;

Как ни странно, компьютерные игры действительно позволяют улучшить знания английского языка. Во время игры, человек обрабатывает огромный объем лексики. Если игроку интересно, и он хочет разобраться в сюжете, то он обязательно посмотрит перевод неизвестных ему слов, тем самым пополнив свой словарный запас. И так как во всех онлайн играх наша страна привязана к европейским серверам, а английский язык является интернациональным, игроку придется выучить его, хочет он этого или нет. Поскольку другие игроки общаются на английском, студенту приходится его понимать и учиться разговаривать, чтобы твои напарники понимали, что им делать, в различных игровых ситуациях. Так же во всех играх есть своя терминология, которая привязана к игре, и не переводится на русский языки. Например, «гангер», «фронтлейнер», «саппорт», «дэмэдж диллер» и т.д. Для русскоговорящих студентов, это просто термины, а для англоговорящих игроков эти слова имеют прямое значение. К тому же очень много нужной для игры информации содержится только на английском языке, потому что никто не видит смысла переводить на другие языки. Под информацией подразумевается различные инструкции (гайды) по прохождению игры и особенностях ее механики. Существует очень много хороших игр, в которых не переведены на русский язык, основа большей части этих игр - сюжет и диалоги, и русскоговорящий игрок опять же сталкивается с тем, что ему нужно знать английский, чтобы идти дальше по сюжету. Так же для многих игроков, владеющих английским языком на среднем и более высоком уровне не нравится плохая локализация англоязычных игр в России. Очень часто

встречаются в переводах, а также в России зачастую неудачно подбирают актеров, которые могли хорошо озвучить персонажей в играх.

Исходя из всего, что описано выше, можно сказать, что компьютерные игры могут быть не только развлечением, которое нередко порицается среди старшего поколения, но и методом овладения английским языком, пополнением словарного запаса игроков и как в случае с двумя другими методами, улучшением навыков произношения и создания мотивации к изучению английского языка. Достоинствами этого метода являются:

1) среди всего вышеперечисленного, компьютерные игры являются самым популярным времяпрепровождения среди студентов;

2)игры создают максимальное погружение в языковую среду, где он может пообщаться с носителями данного языка;

Недостатки:

1) компьютерные игры вызывают зависимость;

2) студент тратит на компьютерные игры очень много времени, это может мешать учебе.

Разумеется, чтобы выучить английский язык недостаточно слушать музыку, смотреть кино и играть в компьютерные игры, потому что все эти методы помогут выучить английский язык до определенного уровня. Из этого следует, что студент не сможет заменить этими методами традиционное обучение, так как без человека, который сможет выступить в качестве наставника, очень тяжело усвоить некоторые грамматические особенности и объяснить непонятные моменты речи. Кто-то может счесть эти методы пустой тратой времени или воспринимать только как развлечение в свободное время - это все индивидуально. Но они действительно помогают студенту и создают мотивацию выучить иностранный язык, не ради хорошей оценки, а потому что, прибегая к этим альтернативным способам, человека действительно увлекает английский язык.

Список источников:

1) Щербакова, Инна Анатольевна, Кино в обучении иностранным языкам / И. А. Щербакова. -

Минск: Вышэйш. шк., 1984. - 94 с. : ил.; 21 см. Фильмогр.: с. 84-87

2) Влияние компьютерных игр на эффективность изучения английского языка Ьйр8://суЬег1ешпка.т/агйс1е/п/уНуате-котруШ;егпуЬ-¡§г-па-е£Текйупо81:^исЬетуа-ап§Ну8ко§о-yazyka/viewer (Дата обращения - 05.04.2021 г.)

3) Работа с песней как один из методов мотивации для изучения английского языка Ьйр8://суЬег1ешпка.ги/аГ1с1е/п/гаЬо;а-8-ре8пеу-как-odin-iz-metodov-motivatsii-d1ya-izucheniya-ang1iyskogo-yazyka/viewer (Дата обращения - 31. 03. 2021)

4) Как учить английский язык с помощью компьютерных игр https://geekbrains.ru/posts/ 1earn_eng1ish_through_gaming (Дата обращения 25.03.2021 г.)

5) Изучение английского языка по фильмам и сериалам: 11 лучших приемов https://eng1ex.ru/how-to-1earn-eng1ish-by-fi1ms-and-tv-series/ (Дата обращения 25.03.2021 г.)

6) 7 причин, почему музыка поможет вам выучить иностранный язык https://www.start2study.ru/b1og/7-prichin-pochemu-muzyka-pomozhet-vam-bystree-vyuchit-inostrannyj-yazyk/ (Дата обращения 25.03.2021 г.)

7) Использование художественного фильма в обучении английскому языку, Молдир Жамит https://www.academia.edu/8469158/%D0%98%D 1%81 %В0%БР%В0%БЕ%В0%ББ%В1%8С%В0%Б7%В0 %BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 _%D1%85%D1%83%D0%Б4%D0%БE%D0%Б6%D0 %Б5%D1%81%D1%82%D0%Б2%D0%Б5%D0%БD %D0%БD%D0%БE%D0%Б3%D0%БE_%D1%84%D 0%Б8%D0%ББ%D1%8C%D0%БC%D0%Б0_%D0% Б2_%D0%БE%D0%Б1%D1%83%D1%87%D0%Б5% D0%БD%D0%Б8%D0%Б8_%D0%Б0%D0%БD%D0 %Б3%D0%ББ%D0%Б8%D0%Б9%D1%81%D0%БA %D0%БE%D0%БC%D 1%83_%D 1%8F%D0%Б7%D 1 %8Б%D0%БA%D 1%83 (Дата обращения 09.04.2021 г.)

8) Рожкова, Ф. М. Кинофильмы на уроках английского языка [Текст] / Ф. М. Рожкова. - М. : Просвещение, 1967. - 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.