Л.Э. Муртазина
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ
В работе рассматриваются наиболее важные формы организации музыкально-творческой учебной деятельности учащихся, а также указываются пути развития их творческого потенциала. Акцентируется внимание на личностно-творческой направленности воспитательного процесса, осуществляющегося на основе создания творческих ситуаций. Конкретизируются основные компоненты, обеспечивающие творческую деятельность учащихся.
Ключевые слова: творческая деятельность, духовная атмосфера, интерпретаторский подход, творческое мышление, бессознательное.
L.A. Murtazina The role of musical and creative learning activities of devel opment students
In this paper we consider the most important organization forms of musical and creative learning activities ofstudents and identifies ways of movementforward their creative potential. Attention focuses on personal and creative direction of educational process which based on creation of creative situations. Concretized the basic components which provides creative activity of students.
Key words: creative activities, spiritual atmosphere, interpretation approach, creative thinking, unconscious.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время приобрел особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося. В процессе музыкального образования творческое начало призвано пробудить у учащегося интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности. Весь учебно-воспитатель-ный процесс на занятиях должен пронизывать опыт музыкально-творческой учебной деятель-ности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоро-вом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает учащимся глубже познавать природу музыки, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкальнотворческой деятельности.
Внимание педагогов-музыкантов к раз-
витию творческого потенциала учащихся постоянно возрастает. Предлагаются различные пути решения этой приоритетной задачи:
- подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они могут не соответствовать новым социальноэкономическим условиям и целям современного музыкального образования;
- формировать положительную самооценку учащегося;
- слушать учащегося, получать удовольствие от общения с ним;
- постоянно наращивать «требования, закреплять достигнутые» результаты;
- предоставлять учащемуся возможности для самоутверждения;
- искать условия для активной деятельности учащегося в нужном направлении.
В.Г.Ражников [1], акцентируя внимание на личностно-творческой направленности воспитательного процесса, считает, что музыкальное обучение должно осуществляться на основе создания творческих ситуаций, включающих в себя: а) выявление
личностного состояния ученика, его настроя, самочувствия, стремлений; б) ослабление действий лич-ностных преград и комплексов; в) установление преимущественно диалогического общения; г) не навязывание учащемуся приемов и способов, а организацию условий для конструирования
своих собственных решений художественных задач.
Воспитание музыканта не будет эффективным, если он не будет вовлекаться в творческую деятельность. Вовлечение учащегося в творческую деятельность может осуществляться как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время. Основными компонентами содержания обучения, обеспечивающими вовлечение учащихся в творческую деятельность, выступают:
- эстетическая насыщенность материала, предоставляющая возможность творческого самовыражения;
- художественно-эстетическая деятельность учащихся в процессе выполнения творческих заданий, которая, притягивая к себе, развивает у них эстетические умения и навыки;
- в процессе решения творческих задач учащийся переживает состояние успеха, что влечет за собой развитие эстетических чувств;
- восприятие многогранной взаимосвязи изучаемого материала и окружающего мира, находящее отражение в их внутреннем мире, повышает мотивацию учения;
- акцентирование внимания на
эстетическом отношении к осуществляемой на занятиях деятельности;
- поддержание проявления индивидуальности, уход от установившихся шаблонов, поиск нестандартных решений поставленных перед студентом задач;
- создание педагогических ситуаций, активизирующих творческое развитие личности, посредством использования игровых элементов; установки на поиск индивидуального решения; введения проблемных ситуаций.
Как правило, в образовательном процессе остается невостребованным потенциал внеаудиторной и самостоятельной работы. Для их реализации необходимо способствовать развитию рефлексии, стимулировать проявления
самостоятельности, способности к самовыражению, формировать чувство удовлетворения от процесса творческих поисков, экспериментов, а также от полученных
результатов. Наиболее эффективными формами внеаудиторной творческой
деятельности являются формы, сочетающие коммуникативную и творческо-
исполнительскую деятельности. Данная работа должна быть реализована с помощью организации постановок, фестивальных концертов, студенческих творческих
ансамблей.
Педагогами отмечается, что духовная атмосфера музыкальных занятий является одним из определяющих компонентов в творческом развитии учащихся. Достижение такой атмосферы основывается на общей увлеченности делом, музыкальным
творчеством. Духовная атмосфера
музыкальных занятий предполагает
взаимодействие, сотрудничество с учеником, основанное на принципе свободы, когда учитель и ученик - соратники в работе, совершающие совместные открытия
(Г.Г.Нейгауз).
Наиболее важным для организации музыкально-творческой учебной
деятельности учащихся является
интерпретаторский подход, который способствует не формальному запоминанию музыки, а глубокому осмыслению ее закономерностей. Интерпретируя произведение, учащийся имеет свободный выбор в создании музыкального образа, который будет более созвучен природе исполняющего. Исполнительская -интерпретаторская деятельность
активизирует саморазвитие ученика, позволяя находить адекватные способы решений возникающих перед ним задач. Исполнительство мобилизует практически все формы музыкально-мыслительных действий учащегося-музыканта, формирует его эмоциональное мышление, волевую сферу и культуру переживания. Ученик оказывается способным создавать субъективную эмо-ционально-образную программу, переживаемую им форму существования музыки. Это и является началом творческой самостоятельности развивающегося музыкального мышления, художественно-эстетической музыкальной культуры.
Творческое мышление музыканта развивается в двух основных формах: художественно-образном и абстрактнологическом мышлении. Музыкальное
мышление, являясь одним из специфических проявлений художественно-образного,
оперирует ощущениями, восприятиями,
представлениями звуков и звуковых
художественных образов. На уровень
мышления чувственные категории выходят тогда, когда музыкант начинает ими оперировать - анализировать, синтезировать, сравнивать, создавать в воображении
художественный образ. «Тот, кто только переживает искусство, - пишет Нейгауз, -остается навсегда лишь любителем, кто только размышляет о нем, будет
исследователем-му-зыковедом; исполнителю необходим синтез живейшего восприятия и соображения».
В музыкальной практике логическое мышление придает исполнительским
стереотипам музыканта (управляемым движениям исполнителя) еще более
устойчивый характер. Но специфика
музыкально-исполнительского искусства такова, что эмоциональное преобладает над рациональным - чувства музыканта становятся основной движущей силой художественного созидания. И.П. Павлов назвал это сложнейшее
психофизиологическое явление -
«динамический стереотип» (изменяемое постоянство). Ценнейшее свойство стереотипа
- его динамизм, способность к внутреннему движению, изменению. Музыкант-исполнитель использует его в своем творчестве, тогда когда чувства и вдохновение настоятельно диктуют разуму необходимость вмешаться и изменить привычное, заученное.
Особую роль в творческом процессе выполняет сфера бессознательного. Л.С.Выгот-ский так характеризует этот процесс: «:...бес-сознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной» [2]. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и «наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу». В отличие от закономерностей логически-понятийного
мышления, продукт художественного мышления появляется «из ничего», «ниоткуда», «сразу». «Процесс обработки информации не осознается и «входит в сознание» лишь его результат. Опора не бессознательное приводит в процессе художественного творчества к эмотивному, чувственному, «нерасчлененному» познанию, характерному для художественной
деятельности.
Так же, как и сфера бессознательного, музыкальное воображение рассматривается как исходное психологическое основание музыкально-художественного творчества. «Воображение и творчество, - указывал С.Л. Рубинштейн, - тесно связаны между собой. .. Виды воображения формируются в различных видах творческой деятельности и составляют разновидность высшего уровня -творческого воображения» [3].
Творческая исполнительская деятельность для музыканта является основой воспитания, т.к. дает по определению В.В. Афанасьева ощущение «материала изнутри», формирует музыкальное сознание учащегося, непосредственно увязывая отвлеченноабстрактное с музыкально-конкретным, представления и понятия - с реальными звуковыми явлениями [4]. При исполнении музыкального произведения происходит интерпретация звукового образа, а это значит и его творческое переосмысление, при этом мобилизуются все формы музыкальномыслительных действий.
Формирование творческой активности в музыкально-исполнительском плане - это воспитание творческой личности, способной жить и трудиться «по законам красоты», т.к. на первый план выступают художественное развитие и эстетическое воспитание. «Живой опыт познания произведения искусства влияет на характер мыслительной деятельности учащегося. Этот опыт формирует высокий эстетический критерий - эстетический вкус (эстетическая оценка явлений
действительности и искусства).
Избирательность эстетического восприятия, точность и полнота отражения прекрасного, сила возникающего при этом переживания определяют уровень развития эстетической
потребности и являются специфической особенностью художественного вкуса».
Музыкально-исполнительская деятельность студентов непосредственно способствует художественно-эстетическому воспитанию, т.к. опирается на анализ эстетической сущности каждого изучаемого произведения. Смысл художественного текста, по определению М.Ш. Бонфельда, неисчерпаем. Стереотип исполнения произведения всегда может быть нарушен в определенных пределах, а значит всегда остаются возможности для продолжения поиска за инструментом. Мысленное сравнение достигнутого с желаемым результатом (план интерпретации) - это процесс выявления противоречий, который является главной движущей силой творческой деятельности учащегося.
Понимание музыки является сложным процессом, это не только восприятие, но и творчество, которое присуще как композитору, так и исполнителю и слушателю. М.Ш. Бонфельд выделяет три стадии процесса восприятия и постижения музыкального произведения: пребывание,
когда слушатель погружается в музыкальную ткань, звучание которой пробуждает его собственное континуальное мышление, минуя стадию осознанности, созерцание -проникновение в музыкальный текст и компоненты его структуры; переживание -более осознанное слияние с континуальной мыслью, заложенной в музыкальном произведении [6]. Для подготовленного слушателя или музыканта-профессионала характерны другие стадии постижения: слежение, мысленно-визуальный контакт с произведением, вслушивание, углубленное постижение музыкальной ткани, анализ. Произведение погружается в более широкий контекст, связанный с мысленным или реальным озвучиванием музыкального текста. Первые три стадии связаны с восприятием музыкального произведения, вторые связаны с музыкально-творческой деятельностью.
Разрыв между ними чреват потерей понимания художественной составляющей музыкального текста.
Таким образом, нами рассмотрены
основные компоненты, обеспечивающие творческую деятельность учащихся. Наиболее важными из которых являются личностнотворческий и интерпретаторкий подход, развитие творческого мышления, восприятия и переживания. Указывается на особую роль бессознательного в творческой музыкальной деятельности.
Литература
Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г.Ражников // Вопр. психологии. - 1988. - №1. - С. 33-42.
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. - 573 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
Афанасьев В.В. В мире прекрасного /В.В.Афанасьев. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 125с.
Бонфельд М.Ш. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного анализа музыкального искусства [Электронный ресурс] / М.Ш.Бонфельд. -М.: МГЗПИ, 1991. -125 с. - Режим доступа: ШрУ/тсто^ booksite.ru/fultext/bon/fel, свободный.