ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 1-1(64)
УДК 378
Е.А. Фоменко
РОЛЬ МУЖЧИНЫ В СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО И МУСУЛЬМАНСКОГО
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Семейное воспитание в современном мире претерпело ряд изменений. Глобализация и демократизация общества, создали ряд альтернатив религиозному воспитанию, которым стало активно пользоваться современное общество. Однако постулаты, заложенные в религиозных доктринах, составляют основу всех традиционных систем воспитания, которые на данном этапе претерпевают существенные изменения. Прежде всего, это касается роли мужчины (деда, отца, сына, брата и т.д.) в системах мусульманского и христианского воспитания.
Ключевые слова: христианское воспитание, мусульманское воспитание, семейное воспитание, религия.
В современном мире существуют три мировые религии, две из которых - христианство и ислам -произошли от общего авраамического корня, объединив 3 млрд. людей по всему миру. Воспитательные принципы, заложенные в этих религиях, изложены в христианской Библии и мусульманских Коране и Сунне. Как христианство, так и ислам, предполагают патриархальное устройство семейного воспитания, т.е. говорят о главенствующей роли патриарха, т.е. отца в семье и его ответственности за нее.
В Библии относительно роли мужчины в семейном воспитании сказано следующее: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви» [1], т.е. в данном отрывке священного писания говорится о патриархальной роли мужчины, как главы семьи. В другом отрывке, который указывает на подчиненную роль жены своему мужу, говорится: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» [2]. Далее в писании особый акцент уделяется на любовь мужа к жене, как основа религии и семейного счастья: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», [3] а также «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» [4]. В Евангелии говорится: «... если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» [6], т.е. если намерения мужчины брать на себя ответственность несерьезны, то лучше не брать на себя эту ношу. Важной обязанностью мужчины является труд на благо своей семьи: «Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб» [5]. Отрывок говорит о постоянном труде для мужчины, в целях обеспечения своей семьи, ответственность за которую лежит на нем.
Эта ответственность настолько велика, что включает в себя ответственность за воспитание домашних согласно нормам христианской религии. Так в Библии говорится: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая" [11]. Исходя из этого, можно утверждать, что непосредственная обязанность отца внушать своим детям основы религии и нравственности, которые ребенок впитывает в раннем возрасте, и которые затем откладываются в его сознании. В другом отрывке из "Послания к Ефсянам" говорится: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господним" [12]. Т.е. изучение религии детьми, должно быть интересным и увлекательным, что непосредственно важно для детского развития и сознания, которое не понимает сложные термины и большую загруженность.
Исламская трактовка вышеописанных христианских положений о роли мужчины в семейном воспитании почти идентична. Для сравнения приведем отрывок из Корана, который говорит о главенстве мужчины над женой, и обоснование этого неравенства: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал преимущество одним над другими, и потому что они расходуют из своего имущества» [7]. Аят говорит о неравенстве, как естественном положении вещей, которые являются непременным атрибутом всемогущества Бога и гармонии в семье, но с точки зрения исключительно шариатского закона. Однако мужчина не имеет права обижать свою жену, так в хадисе сказано: «Женщины-родные сестры мужчин» [8], т.е. мужчина обязан относиться к своей жене, как к сестре, с почтением. Основой семейного благополучия, как в христианстве, так и в исламе является любовь мужа к своей жене. Так в Коране говорится: «Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы нахо-
© Фоменко Е.А., 2017.
Научный руководитель: Пичугина Виктория Константиновна - доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования, Россия.
Вестник магистратуры. 2017. № 1-1(64).
ISSN 2223-4047
дили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» [9]. В Исламе, как и в христианстве, указывается на обязанность мужчины трудиться на благо своей семьи, так в Хадисе сказано: «Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха...» [13]. Хадис указывает на сколько серьезно должно быть отношение мужчины к труду, который приравнивается как мученичество за веру.
Другой обязанностью мусульманина является воспитание детей согласно канонам исламской религии. Так в священном предании говорится: "Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни" [10], т.е. воспитательный аспект приравнивается к религиозным канонам, которые формируют нравственность ребенка с маленького возраста. В другом хадисе сказано: "Кто воспитывает дочерей, делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания" [14].
Таким образом, исходя из вышеописанных положений Священных писаний христианства и ислама, можно утверждать, что роль мужчины в семейном воспитании в этих религиях трактуется почти идентично. Мужчина рассматривается как потенциальный или реальный глава семьи, имеющий превосходство над женой в силу божественного провидения и большой ответственности за состояние семьи и воспитание домашних. Главной обязанностью мужчины в семье на уровне божественного установления является труд, который позволяет достойно содержать семью и обеспечить возможность детям получить хорошее образование. Религиозный мужчина обязан заниматься воспитанием жены и детей в религиозном духе, но не переусердствовать в этом, поскольку семейное воспитание должно строиться на любви, а не на принуждении.
Библиографический список
1.Библия // Послание к Ефесянам. Глава 5, стих 23.
2.Библия // Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 11, стих 3.
3.Библия // Послание к Ефесянам святого апостола Павла. Глава 5, стих 25.
4.Библия // Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 7, стих 3.
5.Библия // Бытие. Глава 3, стих 17.
6.Библия // Евангелие от Матфея. Глава 19, стих 10.
7.Коран. Сура 4. Аят 34.
8. Ахмад №5869, ат-Тирмизи №105, Абу Дауд №204.
9.Коран. Сура 30. Аят 21.
10.Библия // Послание к Ефесянам святого апостола Павла. Глава 6, стих 4.
11.Библия // Второзаконие. Глава 6, стих 6-7.
12. Библия // Послание к Ефесянам святого апостола Павла. Глава 6, стих 4.
13.Труд - дело всех пророков [Электронный ресурс]. http: // islamdag.ru/vse-ob-islame/25516
14. Хадисы о детях [Электронный ресурс]. http: // umma.ru/khadisy/7248-deti (Дата обращения 10.12.2016).
ФОМЕНКО ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ - студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия.