справочную информацию, узнать о новостях и новинках литературы, кино и музыки на изучаемом языке, с пользой проводят время в социальных сетях.
Роль преподавателя состоит в том, чтобы подсказать студентам на какие действительно полезные и ценные сайты в Интернете можно обратить внимание с целью не только удовлетворения потребности в новой информации, но и практики коммуникации на иностранном языке.
Большинство их разработано на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания. Дифференциация по возрастным группам и многоуровневый подход дают возможность развития отдельной человеческой личности, влияют на ее мировоззрение, систему ценностей, самоидентификацию, умению мыслить. Во главу угла ставится популярный ныне индивидуальный подход. В принципах данного метода преобладает сознательность и практическая направленность. Сознательность проявляется в учете роли языка, который используется при овладении грамматическими явлениями, а также для семантизации языка.
Данный метод придерживается концепции об активной и пассивной грамматике, о целесообразности выделения знаменательных и строевых элементов языка. Под знаменательными элементами языка понимается словарный запас. Строевые элементы языка - это то, с помощью чего объединяются слова для выражения определённых мыслей.
При обучении на основе сознательно-практического метода подчёркивается важность сопоставительного изучения иностранного языка и родного языка. Причем это сопоставление необходимо не только для того, чтобы выучить иностранный язык, но и чтобы глубже познать свой родной язык.
В коммуникативном методе преследуются три цели: образовательная, развивающая и воспитательная. Значит, в учебный процесс можно включать такие виды заданий, которые будут способствовать формированию необходимых для этого умений и навыков.
Список литературы
1. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М., 1998.
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Закирова С.А.
Закирова Сохиба Абдусалиевна — преподаватель, кафедра теории и практики немецкого языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, РеспубликаУзбекистан
Аннотация: при изучении немецкого языка в высшем учебном заведении весьма важно мотивировать студентов. В статье рассказывается о внутренней и внешней мотивации в изучении иностранного языка.
Ключевые слова: немецкий язык, студент, мотивация, преподаватель.
Мнение современных учёных основано на том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей студента, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей в любой человеческой деятельности, которая направлена на достижение успеха. Проблема мотивации в обучении возникает по каждому предмету. В методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики учебного предмета. Однако сегодня - в эпоху глобализации и миграции населения особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в вузе, особенно немецкого языка. Обычно до момента изучения его и в самом начале у студентов, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками, читать и узнавать ежедневно что-то новое, уметь общаться непосредственно. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение студентов немного меняется, поскольку этот процесс предполагает период накопления материала и преодоления разнообразных трудностей. В результате уменьшается мотивация, ослабевает воля, направленная на овладение немецким языком. Но впоследствии студенты сожалеют по поводу упущенного времени.
Вот почему мотивация считается как бы важнейшей пружиной процесса овладения иностранным языком, обеспечивающей его результативность. Мотивация определяется собственными побуждениями студента, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и
формируя основания, на базе которых у студентов возникает личная заинтересованность в изучении немецкого языка. Если педагог сможет корректировать знания студентов с учётом их индивидуальных особенностей, создавать ситуацию успеха, тогда студент быстрее достигнет поставленной цели. А значит, он сможет на должном профессиональном уровне овладеть иностранным языком.
Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в обучении, установили многообразие мотивационной сферы студента, ее сложную структуру. Во-первых, на нее могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества, в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях: как широкая социальная мотивация и как узколичная. Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу студента может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация; ее подвидом является мотивация успешности. Как внешняя, так и внутренняя мотивации могут носить положительный и отрицательный характер (И.А. Меметов). Нам импонирует характеристика широкой социальной мотивации, данная П.М. Якобсоном: «Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлением об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни» [1, с. 37]. Вторая разновидность внешней мотивации - узколичная мотивация - определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Поэтому важно научить студента умению учиться. Для этого его надо включить в самостоятельную учебную деятельность, поставить его в позицию субъекта этой деятельности, направить и организовать эту работу таким образом, чтобы студент приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного учебного материала. Весь учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы студенты на каждом учебном занятии испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для предмета немецкий язык. Преподавателю нужно суметь воплотить богатые общеобразовательные возможности немецкого языка, а это значит -сконцентрировать внимание студентов на самом языке, на его способности давать имена вещам, идеям, процессам, на идиоматике, на лингвострановедческом слове, на этимологии, построенном на материале вузовского образования. Такая постановка в процессе изучения немецкого языка очень быстро даст положительные результаты. Значит, мотивация в изучении иностранного языка позволяет преподавателю добиться решения педагогической задачи.
Список литературы
1. Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан:
Сборник научно-методических статей / Под общ. Ред. Р.Х.Джураева; отв. ред. В.И.Андриянова. Ч.
3. Т.: УзНИИПН, 2015.