#
РОЛЬ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
THE ROLE OF THE MOSCOW MUNICIPAL DUMA IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN THE SECOND PART OF THE 19th CENTURY
Е. М. Полушин
В статье освещается деятельность Московской городской думы по развитию системы школьного образования в Москве во второй половине XIX в. Подробно рассматриваются конкретные мероприятия, направленные на решение школьного вопроса: открытие начальных училищ, вечерних и воскресных классов, помощь казенным и частным учебным заведениям.
Ключевые слова: Московское городское общественное управление, народное образование, городские училища.
E. M. Polushin
The article examines the work of the Moscow municipal duma in developing school education system in Moscow in the second half of the 19th century. The author gives a detailed description of concrete measures such as opening vocational schools, evening and Sunday classes, helping state and private educational institutions.
Keywords: Moscow municipal social administration, national education, municipal schools.
Забота о народном образовании стояла в ряду главнейших направлений деятельности Московского городского общественного управления. Народное образование рассматривалось думой не только как бесспорная самостоятельная ценность, но и как необходимый элемент для улучшения условий жизни горожан, особенно детей. Система начальных училищ, созданная городским управлением, была эффективна и выгодно отличалась от казенных училищ хорошей организацией. Москва по праву гордилась своими успехами в школьном вопросе и служила примером для других городов империи. Мощным толчком, простимулировавшим активную деятельность города в сфере народного образования, послужили городская и школьная реформы, предоставившие городской думе гораздо большую, чем ранее, самостоятельность в решении этого вопроса.
Согласно Городовому положению 1870 г., к предметам ведения городского общественного управления относилось, помимо прочих обязанностей [1, с. 823], со ссылкой на Положение о земских учреждениях от 1864 г. «участие преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании...» [2, с. 2]. Эта размытая формулировка не дает нам представления о том, какая роль отводилась законодателем общественному управлению в сфере народного образования. Более четкое представление о компетенции городских обществ дает Положение о начальных народных училищах 1864 г., в котором говорится, что городские и сельские общества могут открывать народные училища с разрешения училищного совета (по распоряжению этого же совета они могли быть и закрыты «в случае беспорядка и вредного направления учения») [2, с. 615]. Это означает, что городом могли быть учреждены собственные школы, подотчетные напрямую городскому управлению. Как впоследствии и показала практика, это оказалось наиболее действенным способом развития системы начального образования. Дума, получившая
1
право открывать собственные школы, с удовольствием этим правом пользовалась.
До начала 1860-х гг. участие города в деле просвещения населения Москвы ограничивалось выдачей пособия казне на содержание 13 мужских начальных училищ в Москве, которое не превышало 7700 руб. в год [3, с. 1]. Эта сумма отпускалась из общих городских доходов и поступала только «в пособие заведениям», а общее содержание их было отнесено на счет Приказа общественного призрения. С 1862 г. городом также выделялась сумма в 3000 руб. на содержание Румянцевского музея. Таким образом, участие городского управления в народном просвещении до 1863 г. ограничивалось выдачей суммы в 10 700 руб. [4, с. 7]. Такая пассивность города объясняется прежде всего тем, что по Положению о городских начальных училищах в Москве городская дума имела право лишь финансировать существующие казенные училища без права какого-либо действенного контроля над ними. Выделять деньги и не иметь возможности проверить правильность их расходования - вряд ли такая ситуация могла устроить городское управление.
В 1863 г. на основании именного указа сенату от 20 марта 1862 г. в Москве было введено «Положение об общественном управлении города Москвы» [5, 220], призвавшее к общественной деятельности население столицы. В числе важнейших вопросов городского хозяйства видное место занял вопрос о народном образовании. Так как в то время единственной возможностью содействия народному образованию для городского управления было выделение средств казенным училищам, то в 1863 г. Общая дума постановила увеличить пособие казенным училищам до 11 000 руб. и ходатайствовать об открытии еще 4 начальных училищ. В следующем году субсидия казенным школам была увеличена до 14 000 руб., а министерством народного просвещения открыто еще 3 казенных начальных училища.
Ф
Заботясь об увеличении числа училищ для мальчиков, городское управление обратило внимание на совершенное отсутствие общественных школ для девочек. Этот вопрос возник не на пустом месте. Когда в 1864 г. попечитель Московского учебного округа просил думу о помощи казенным училищам, то посетовал и на совершенное отсутствие школ для девочек из слоев беднейшего населения. И напрямую просил думу посодействовать их открытию [4, с. 29, 30].
Для обсуждения этого вопроса Общая дума избрала особую комиссию, которой предстояло решить, в чем должна заключаться помощь думы женскому начальному образованию. Важной вехой в вопросе народного образования послужило Положение о начальных народных училищах 1864 г., разрешившее открытие школ городам и земствам, а также частным лицам. Городские думы получали возможность реализации собственных планов народного образования, конечно, под контролем со стороны училищных советов, но все же это было гораздо более самостоятельно, чем просто выделять деньги на содержание казенных училищ. По мнению комиссии, полезнее всего было бы открытие несколько новых школ, подведомственных самой думе. Рассматривался еще вариант с выделением средств существующим учебным заведениям (например, женским гимназиям и частным учебным заведениям), но был признан нецелесообразным, так как городское управление не смогло бы в должной степени контролировать правильность расходования внесенных ею средств. Это мнение комиссии было принято думой, а в смету 1866 г. внесено 9000 руб. на содержание 5 женских начальных школ [3, с. 2]. Комиссией был выработан проект учреждения и заведования городскими начальными женскими училищами, утвержденный уездным училищным советом в мае 1867 г., а в октябре того же года последовало открытие 5 первых городских женских училищ на 50 учениц каждое.
Этим событием во второй половине 1860-х гг. было положено начало самостоятельной деятельности городского общественного управления Москвы по начальному образованию.
Начальные училища, подведомственные городскому управлению, оказались настолько удачным звеном системы народного образования, что в 1870 г. городская дума вновь ходатайствовала о передаче 16 начальных училищ ведомства министерства народного просвещения в полное заведование города со всем принадлежащими им имуществом, с отнесением их в ведение училищного совета и под наблюдение инспектора народных училищ на основании Положения о народных училищах 1864 г. И вновь от министерства был получен отказ [4, с. 20, 21]. Никакой другой причиной, кроме как ревностью к успехам городских начальных училищ, объяснить этот отказ не представляется возможным.
Открытые в 1867 г. 5 женских начальных училищ не смогли полностью удовлетворить запрос на начальное образование для девочек. В следующем году в каждое училище пришлось принимать сверх установленной нор-
мы учениц. Ввиду большого наплыва учащихся в городские женские начальные школы было принято решение об увеличении их числа и расширении существующих. В 1871 г. в Москве насчитывалось уже 10 женских училищ -5 на 100 учениц и 5 на 50 [3, с. 4].
Собственные начальные училища для мальчиков городское управление стало открывать в 1870 г. Первым было открыто училище, получившее название Николаевское в память рождения императора Николая II. В последующее 25-летие думой открывалось по нескольку училищ в год. Если первые школы открывались на 50 учеников каждая, то уже с начала 1870 гг. было признано целесообразным для Москвы открывать школы на 100 учеников с тремя отделениями и с отдельным преподавателем для каждого отделения. С 1880-х гг. размеры начальной школы еще более увеличиваются, открываются вторые отделения младшего класса, так что в некоторых училищах образовывалось по 4 отделения и до 150 учеников. В некоторые годы не открывалось ни одного нового училища, но зато увеличивалось количество дополнительных отделений при уже существовавших школах. И с 1877 г. количество учащихся ежегодно увеличивалось в среднем на 500-600 человек. С 1878 г. начали открываться смешанные школы для совместного обучения детей обоего пола в случаях, когда полного комплекта учащихся одного пола не набиралось. Такие школы просуществовали до 1893 г., в котором были окончательно реорганизованы в мужские и женские начальные городские училища [3, с. 8]. Для координации и руководства деятельностью училищ городским управлением был учрежден совет попечителей и попечительниц народных училищ, который в 1888 г. был заменен городской думой на училищную комиссию, состоявшую из гласных, избираемых думой, а также гласных, являвшихся попечителями училищ. Задачей комиссии являлась разработка хозяйственных вопросов школьного дела, а также предварительное обсуждения всех общих вопросов, касающихся просветительной деятельности городского общественного управления, выработка заключений по вопросам народного образования, для представления их в думу [6, с. 30].
Несмотря на постоянно открывающиеся и расширяющиеся училища, их количество оставалось недостаточным для огромного города. Возможностей городских начальных училищ не хватало для образования всех желающих хотя бы даже школьного возраста (дети 9-11 лет), и каждый год регистрировалось очень большое количество отказов в приеме в училище по причине отсутствия мест. В последнее десятилетие XIX века среднегодовое количество отказов составляло около 2300 [3, с. 10]. И все же вышеприведенные цифры говорят скорее о резко возросшей востребованности начального образования увеличивавшимся небывалыми темпами населения столицы в конце XIX века, чем о недееспособности городских начальных училищ в деле народного образования. Этот вывод подкрепляет статистика. В начале 1860-х гг. в городских школах обучалось менее 3% московских детей, в 1888-х гг. более 20%, а к концу XIX века уже более 40%
всех детей школьного возраста. Притом за обучение нужно было вносить небольшую плату - 3 руб. в год, от которой освобождались лишь дети самых бедных родителей. Это не означает, что остальные оставались неграмотными: многие обучались дома или в частных учебных заведениях. По переписи 1882 г. неграмотных детей в возрасте 9-11 лет было немногим более 25% от общего числа детей этого возраста. А уже спустя 20 лет по данным переписи 1902 г. уровень грамотности среди 11-12-летних подростков составлял 90% [7, с. 130]. В 1894 г. дума принимает решение об открытии ежегодно не менее 5 новых школ с тем, чтобы минимизировать количество отказов в приеме в училища. Это решение удавалось выполнять и даже перевыполнять. Так, только в 1997 г. было открыто 27 школ, из них 2 на частные пожертвования [8, с. 65].
Объем курса обучения в городских начальных училищах определялся Положением о начальных училищах 1874 г. [9, с. 836]. На основании этого Положения городским училищным советом выработаны и утверждены в 1886 г. указания, что должно быть пройдено в московских городских начальных училищах. Главнейшими предметами обучения являлись Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В некоторых училищах проводились беседы по истории и географии, к второстепенным занятиям в школах относились: черчение, рисование, пение, гимнастика (в мужских) и рукоделие (в женских училищах).
Вместе с расширением деятельности городского управления в сфере народного образования росли и затраты городского бюджета в этой области. Если в 1863 г., как уже упоминалось ранее, расходы города на народное образование ограничивались выдачей пособия казне в 7 700 руб., то уже спустя 25 лет по смете на 1888 расходы только на содержание училищ, подведомственных городскому управлению, составили 334 123 руб. [10, с. 9]. Кроме того, 14 000 руб. городом выделялось на поддержку казенных училищ, что почти полностью покрывало расходы на их содержание, и 2 500 руб. на классы технического рисования [10, с. 182-184]. А общие расходы города на образование по смете на 1895 г. превысили 600 000 руб. [11, с. 89]. При этом расходы на образование росли быстрее, чем доходы Москвы. Это показывает, какое большое значение придавалось народному образованию гласными городского управления.
Однако задачи городского общественного управления не могли ограничиваться устройством начальных училищ лишь для детей. В Москве было много безграмотных среди лиц немного старше школьного возраста. Этот контингент составляли преимущественно молодые рабочие фабрик, заводов и ремесленных мастерских. Перепись 1871 г. показала, что среди несовершеннолетних мальчиков в возрасте 12-16 лет, работающих на фабриках и заводах, неграмотных 70%, а среди девочек того же возраста 80% [3, с. 29]. Вот на эту группу населения и обратило свое внимание городское управление Москвы. В 1876 г. советом попечителей и попечительниц городских начальных училищ было выработано, а затем утверждено городской думой «Положение о вечерних и воскресных школах для учеников ре-
месленных мастерских и для несовершеннолетних рабочих». Согласно этому Положению, при всех мужских городских начальных училищах были открыты вечерние и воскресные школы для тех несовершеннолетних рабочих, которые не могли учиться утром. За обучение полагалась плата в 2 руб. в год. На содержание каждой школы думой было постановлено ежегодно отпускать по 2000 руб. [3, с. 30]. Вечерне-воскресные школы начали открываться осенью 1876 г., и к марту 1877 г. они уже существовали при 15 мужских училищах. В первый же год существования в них обучалось 500 человек. В 1889 г. количество учащихся в вечерне-воскресных школах составляло уже около 1500 человек. При этом не все обучавшиеся в них были рабочими. Во многих случаях в них учились дети, которым не хватило места в утренней школе. Значительное отклонение от первоначального назначения и неопределенный характер, который приняли вечерне-воскресные школы в конце 1880-х гг., вызвал коренную их реорганизацию. После доклада училищной комиссии городской думой было постановлено не принимать в них детей младше 12-летнего возраста и не занятых днем работой.
Что же касается ситуации с казенными начальными училищами в Москве, то городское управление не раз предпринимало попытку ходатайствовать о передаче в ведение города на равных правах с городскими начальными училищами этих училищ со всем принадлежащим им имуществом, но все время получало отказ. Аргументировала дума свой запрос ненормальностью ситуации, когда город, субсидируя эти 16 казенных училищ, полностью устранен от руководства ими. В 1890 г. был найден следующий компромисс: пособие городского управления казенным училищам сокращается с 14 000 до 5000 руб. в год, выплачиваться будет в течение 15 лет, но с тем условием, чтобы постоянно функционировало не менее 4 училищ [3, с. 33].
Городское управление осознавало, что не для всех учеба в начальном училище являлась достаточным образованием. Среди населения Москвы находилось немало лиц, желавших продолжать обучение детей и после прохождения курса начального училища, но не у всех были средства на обучение детей в гимназиях или реальных училищах. Городская дума в конце 1870-х гг. подняла вопрос об устройстве таких училищ, в которых окончившие курс начального училища могли бы продолжить обучение и тем самым получить законченное элементарное образование.
Вопрос о городских школах с высшими классами подвергся обсуждению в совете попечителей и попечительниц начальных училищ в 1878 г. Типом для таких школ совет признал городские училища по Положению 1872 г. [12, с. 727], но в составе не шести, а трех старших классов, так как в них предполагалось принимать уже кончивших курс начального трехклассного училища. Ярким примером попытки подобного преобразования может послужить история Николаевского начального мужского училища, начавшаяся в 1878 г. и ничем не окончившаяся [13]. Так же, впрочем, как и женского училища в память Императора Александра I. Несмотря на эти неудавшиеся попытки, городским управлением было предложено совету
попечителей начальных училищ разработать проект создания одного мужского и одного женского училища для продолжения обучения в них лучших учеников и учениц начальных училищ. В последующие 6 лет вплоть до 1885 г. вопрос об образовании городских училищ с высшими классами оставался без движения. В 1885 г. Московская городская дума отпраздновала 100-летний юбилей Грамоты на права и выгоды городам. В ознаменование этого события городская дума постановила помимо прочего открыть 2 женских училища с высшими классами по типу Мариинских. В том же году оба училища были открыты [3, с. 35]. С открытием городских женских Мариинских школ с новой силой возник вопрос о мужских училищах с высшими классами. Совет попечителей наконец представил доклад об учреждении на правах частного учебного заведения второго разряда одно мужское начальное училище, в котором ученики, окончившие курс начальной школы, могли бы продолжать обучение. Это предложение было принято думой, и в 1886 г. одно начальное мужское училище было преобразовано в городское трехклассное под названием первое городское мужское училище второго разряда, на финансировании городской думы. В конце 1880-х гг. дело по открытию мужских училищ с высшими классами получило продолжение. К 1890 г. в Москве существовало 2 женских училища с высшими классами по типу Мариинских и 3 мужских по Положению 1872 г.
К концу XIX века в Москве насчитывалось уже 97 начальных школ, в которых обучалось около 14 000 детей обоего пола. Кроме содержания городских начальных школ, городское управление выдавало субсидию в 5000 руб. для 5 казенных училищ, оказывала финансовую поддержку частным учебным заведениям [14, с. 363], а также содержало воскресные и вечерние классы для лиц, не имевших возможности посещать нормальные утренние начальные школы. Городское управление содействовало также высшему, среднему и профессиональному образованию путем выдачи пособий и стипендий из средств городского бюджета.
Таких результатов удалось достичь за тридцать лет с тех пор, когда городу было разрешено открывать собственные училища и Городовым положением 1870 г. была расширена сфера самостоятельной деятельности. Общественное управление, несомненно, пошло на пользу народному образованию. С тех пор как Московская городская дума получила возможность открывать собственные, подотчетные ей училища, она неустанно расширяла и развивала сеть народных школ, в которых получали образование широкие слои городского населения. Кроме
того, заботясь о народном образовании, городское управление решало еще одну не менее важную задачу - борьбу с нищетой, пытаясь с помощью образования дать возможность хотя бы детям выбраться из замкнутого круга нищеты и невежества, которые рассматривались думскими деятелями как взаимосвязанные явления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Городовое положение от 16 июня 1870 г. // Полн. собр. законов Российской империи. -Т. 45. - СПб., 1874. - 896 с.
2. Положение о земских учреждениях от 1 января 1864 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - Т. 39. - СПб., 1867. - 1034 с.
3. Деятельность Московского Городского Общественного Управления по народному образованию. - М., 1896. - 64 с.
4. Щепкин М. П. Общественное хозяйство города Москвы: народное образование в 1863-1898 гг.
- М., 1901. - 260 с.
5. Положение об общественном управлении города Москвы от 20 марта 1862 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - Т. 37. - СПб., 1865.
- 832 с.
6. Современное хозяйство города Москвы. - М., 1913. - 654 с.
7. Перепись Москвы 1902 года. Часть I. Население.
- М., 1904. - 249 с.
8. Малиновский Н. А. Что сделано за 40 лет Московским городским управлением по народному образованию // Русская мысль. - 1904. - Вып. 4. - Разд. 11.
9. Положение о начальных народных училищах от 25 мая 1874 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - Т. 49. - Ч. 1. - СПб., 1876. -948 с.
10. Ведомость о начальных училищах города Москвы к 1 января 1889 г. - М., 1889 г. - 248 с.
11. Известия Московской городской думы. - М., 1896. - Апрель. Вып. 2.
12. Положение о городских училищах от 31 мая 1872 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - Т. 47. - СПб., 1875. - 1047 с.
13. НИОР РГБ. - Ф. 70. - Оп. 73. - Дело 2.
14. Писарькова Л. Ф. Городские реформы в России и Московская Дума. - М., 2010. - 735 с.