РОЛЬ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЯВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТИВНЫХ
И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦНС В ПОСТСУДОРОЖНЫЙ ПЕРИОД
Мамалыга М. Л.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, г. Рязань
Изучена роль моноаминергической (МА-) системы в проявлении компенсаторно-восстановительных изменений в системе нейрон-глия различных структур мозга в постсудорожный период у животных с разной индивидуальной чувствительностью к гипоксии и особенностями адаптации к ней. Установлено, что модуляция активности МА-ерги-ческих механизмов противосудорожными препаратами и другими веществами медиаторного типа действия существенно сказывается на компенсаторных и восстановительных процессах в клеточных структурах мозга в постсудорожный период. Получены новые экспериментальные данные, позволившие выяснить роль нейротранс-миттерных систем в восстановлении внутриклеточных процессов после судорог, обусловленных различными механизмами провокации, конкретизировать при этом регионально-специфические особенности цитохимических изменений в системе нейрон-глия различных отделов мозга, а также оценить постсудорожную уязвимость структур разной ергичности и ее связь с индивидуальной устойчивостью организма к гипоксии и особенностями адаптации к ней.
Установлено, что снижение активности МА-ергической системы в постсудорожный период может лимитировать реализацию структурно-метаболических перестроек, лежащих в основе восстановительных процессов в клеточных структурах мозга, а их активация сопровождается более быстрым восстановлением содержания РНК в системе нейрон-глия различных структур мозга. Исследованные эффекты противосудорожных препаратов также зависят от их модулирующего влияния на МА-ергические механизмы. Введение в постсудорожный период фенитоина, повышающего уровень МА в ЦНС не только существенно снижает судорожную готовность высоко- и низкоустойчивых к гипоксии животных, но и способствует восстановлению, а в ряде случаев увеличению содержанию РНК в нейронах и сателлитной глии. Габапентин, уменьшающий содержание дофамина и серотонина также снижет судорожную готовность животных обеих групп, однако в отличие от фенитоина, не способствует столь быстрому восстановлению внутриклеточных процессов, а иногда усугубляет характер сдвигов, имевших место через 24 час после судорог. Кроме того, у животных с высокими адаптивными возможностями фенитоин и габапентин в ряде случаев предотвращают выраженные снижения содержания РНК, обнаруженные в клеточных структурах мозга после судорог. У животных с низким адаптивным потенциалом этого не происходит. Таким образом, полученные результаты выявили различия в нейрохимических механизмах действия изученных противосудорожных препаратов. Результаты исследования показали, что восстановление внутриклеточных процессов мозга в постсудорожный период зависят от устойчивости организма к гипоксии и особенностей адаптации к ней. Снижение судорожной готовности с помощью противосудорожных препаратов не всегда способствует эффективному восстановлению внутриклеточных процессов в центральных МА-ергических ядрах мозга.
Анализ результатов свидетельствует о том, что эффективное восстановление внутриклеточных процессов после судорог, по-видимому, не может быть реализовано любыми противосудорожными препаратами, снижающими судорожную готовность. Поэтому, при назначении указанных препаратов в каждом конкретном случае следует учитывать не только их прямое предназначение, снижать судорожную готовность, но и модулирующее влияние на МА-ергические механизмы, что в значительной мере предопределяет реализацию восстановительных процессов в клеточных структурах мозга после судорог.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психологические и социальные факторы риска формирования и развития патологической зависимости от азартных игр», проект № 08-06-00733-а.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва