УДК 94(470)
РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Тетушкин Алексей Александрович,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, аспирант исторического отделения, г. Москва, Россия. E-mail: atetushkin@ranepa.ru
Аннотация
В статье на архивном материале рассматривается деятельность Данилова монастыря г. Москвы в части социального служения в конце XIX - начале XX в. Автором делается вывод о широкой вовлеченности Православной церкви в общественные процессы, ее заметной роли в деле просвещения населения и надзора за неимущими слоями населения.
Ключевые понятия: Данилов монастырь, православная церковь, церковно-приходские школы, благотворительность.
В современной исторической науке неизменным остается интерес к роли церкви в общественной жизни России, появляются работы по истории отдельных монастырей и деятельности духовных иерархов, изучается их вклад в общественно-политическую и духовную жизнь страны.
В данной статье нами будет рассмотрена роль Данилова монастыря в общественной и духовной жизни Московской епархии в конце XIX - начале XX в. При этом основное внимание будет сфокусировано на благотворительной и просветительской деятельности монастыря, хотя, очевидно, социальная проблематика в рассматриваемый период охватывала более широкий круг вопросов (например, борьбу с пьянством, хулиганством, помощь голодающим и так далее).
Как представляется, Данилов монастырь являет собой уникальный пример духовной обители с богатой историей, на основе которого возможно проследить реализацию принципов социального служения Церкви в рассматриваемый период. В то же время следует отметить и одну важную особенность Данилова монастыря, которая заключалась в том, что «с середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей» [3, с. 61]
При написании работы были проанализированы материалы Российского государственного архива древних актов, в котором находится вся внутренняя документация Данилова монастыря, с 1681 по 1920 год.
Научная новизна заключается в проведенном в рамках данного исследования анализе благотворительной деятельности Данилова монастыря, ее влиянии на общественную и духовную жизнь России в конце XIX - начале XX века. Полученные в ходе исследования результаты позволяют по-новому взглянуть на возможности взаимодействия общества и Церкви в современном мире.
Данилов монастырь на протяжении всей своей истории оказывал большое влияние на развитие духовной жизни России, однако в конце XIX - начале XX века возрастает роль обители и в общественно-политической жизни страны. Это связано с тем, что, как верно отмечает А.А. Лановенко, «отличительной чертой идейной атмосферы общественной жизни пореформенной России во второй половине XIX века явилось понимание необходимости обновления страны.
Тема религии и общества, взаимоотношение, взаимодействие самодержавия и Православной Церкви становилась особенно актуальной» [4, с. 10]. В то же время «со второй трети XIX века в России начинается интенсивное развитие православной общественности» [2, с. 115], что также заметно сказывается на повышении роли Церкви в социальной сфере.
Таким образом, мы можем говорить о том, что Православная церковь активно включается в общественную жизнь Российской империи, а деятельность ее отдельных приходов и монастырей следует рассматривать в общем контексте усиления сотрудничества между духовными и светскими институтами российского общества.
Как представляется, прежде чем проанализировать непосредственно деятельность Данилова монастыря в Москве, необходимо привести некоторые статистические данные, призванные продемонстрировать масштаб монастырской жизни в Российской империи в указанный период, чтобы более объективно определить вклад рассматриваемой нами обители. Итак, к началу XX в. в Империи существовало 1105 мужских и женских монастырей, в которых находилось 24444 монаха и 65959 монахинь [8, с. 9-10]. При этом в Московской губернии насчитывалось 38 мужских и 23 женских монастыря, в которых проживало 2219 мужчин и 3878 женщин [8, с. 11]. Что же касается конкретно Данилова монастыря, то к 1908 г. в нем было 16 монахов и 2 послушника [8, с. 407]. Столь небольшое количество обитателей монастыря связано с тем, что он относился к необщежительным монастырям. Следует отметить, что небольшое количество насельников было характерным для монастырей Московской епархии. Для примера: в Златоустинском монастыре - в то же время насчитывалось 11 монахов и 2 послушника, в Знаменском монастыре - 9 монахов и 12 послушников, в Спасо-Андроньевском монастыре - 18 монахов и 4 послушника и так далее [8, с. 418-422].
Одним из важных направлений деятельности Церкви в рассматриваемый исторический период была благотворительная деятельность. В своей диссертации «Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX века» Д.А. Пашенцевым была сформулирована концепция трех уровней церковной благотворительности, самой эффективной из которых являлась деятельность третьего уровня, проходив-
шая через церковные приходы. Главной целью этой работы была социальная защита неимущих слоев населения.
Рассмотрим деятельность Данилова монастыря на ниве духовной и общественно-политической жизни страны и конкретно Москвы, конца XIX - начала XX века. Братия Данилова монастыря, занимаясь повседневным монашеским трудом и исполняя наложенные постригом обязанности, при этом не устранялась от общения с внешним миром. Следуя долгу каждого православного христианина о необходимости несения слова Божия в мир, насельники обители не уклонялись от участия в духовной жизни общества.
Способом влияния на сознание и мировоззрение православных москвичей являлись богослужения, проводимые в монастыре, которые регулярно посещали многочисленные прихожане. Утреня, Вечерня и, конечно же, Литургия - важнейшие службы для мирян, которые традиционно заканчивались пастырским словом. Проповедь священника всегда содержала в себе духовные наставления, поучения, разъяснение основных принципов и правил православной веры, призывы к самосовершенствованию в рамках христианских традиций.
Данилов монастырь принимал активное участие в благотворительной жизни Российской империи конца XIX - начала XX в. В этом аспекте он является позитивным примером, который, как представляется, можно экстраполировать на всю деятельность Православной церкви в части благотворительной работы в рассматриваемый период. С одной стороны, мы можем говорить о том, что монастырь в полной мере реализовывал христианские принципы веры, доказывая своей повседневной деятельностью важность общественного служения в его христианской трактовке («По плодам их узнаете их», Мф. 7:20). С другой - на данном примере мы видим своего рода пример инкорпорирования Православной церкви в социальную сферу жизни российского общества, понимание ею необходимости соучастия в государственной социальной политике. Очевидно, что лучшим (и наиболее эффективным) способом этого соучастия для Церкви было приложение усилий по общественному надзору за наиболее незащищенными группами населения путем создания в своей структуре богоугодных заведений.
В результате, по благословению митрополита Московского и Коломенского Пла-
тона (Левшина), на территории обители была построена богадельня для престарелых женщин, способная принять двенадцать немощных женщин. В архивных материалах монастыря упоминается, что в 1874 году богадельню населяли пять пожилых женщин [1, Л. 3].
К богадельне был пристроен странноприимный дом, который позволял разместить двадцать человек; в нем были отведены места для лиц мужского и женского пола. Странноприимный дом был построен на средства неизвестного благотворителя; он представлял собой деревянный двухэтажный дом для принятия на ночлег странников и богомольцев.
В 1863 году стараниями архимандрита Данилова монастыря Иакова (Кроткова) и по благословлению святителя Филарета (Дроздова) в обители был открыт приют для заштатного духовенства, В том же году приют принял на содержание двенадцать заштатных священнослужителей, терпевших крайнюю нужду [1, Л. 3].
В 1902 году на территории обители открылась больница-приют для всех больных и престарелых монашествующих Московской епархии. Она была освящена митрополитом Московским священно-мучеником Владимиром (Богоявленским) в день 250-летней годовщины обретения мощей святого князя Даниила. Разместилась больница в здании бывших братских келий. Примечательно, что построена она была на взносы московских монастырей и впоследствии на их же отчисления содержалась [7, с. 76].
Еще одним важным направлением Православной церкви в рассматриваемый период была просветительская работа. Обладая определенным материально-техническим ресурсом (зданиями, инфраструктурой), а также хорошо подготовленными кадрами, Церковь включилась в деятельность по повышению образовательного уровня населения империи, в первую очередь в сельской местности. Как известно, большая часть населения на рубеже XIX-XX вв. проживала в сельской местности. Крестьянство было носителем православной веры в большей степени, нежели городское население, обладавшее иным уровнем образования и
подверженное секулярным тенденциям. При этом, согласно Общему своду по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., средний процент грамотности населения Российской империи составлял 21,1%, т. е. грамотными являлись 26,5 млн чел. из 125,6 млн всего населения. Среди мужчин грамотных было почти 30%, а среди женщин - только около 13%.*
Таким образом, перед государством стояла серьезная задача по повышению образовательного уровня населения, и Церковь в данном случае была идеальным помощником в реализации общегосударственных планов. В результате во многих приходах и монастырях Российской империи стали открываться церковно-при-ходские школы, дававшие начальное образование. Как верно отмечает Митрополит Сергий в своей статье «Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви», в начале XX в. «существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей бесплатно обучались грамоте и какому-нибудь ремеслу».**
В конце XIX века значение церковноприходских школ в системе общего начального образования было очень велико. В частности, в 1892 году среди низших и начальных училищ Российской империи доля училищ, находящихся под ведомством Священного синода, составляла более 50% от общего числа школ. В городских поселениях функционировало 78 церковно-приходских школ при их общем количестве 278, что составляет 28%; в селениях в 1892 году было зарегистрировано 686 церковно-приходс-ких школ при их общем количестве 1241, что составляет 55%.***
Рассмотренные статистические данные показывают, что в сельской местности более половины учреждений общего начального образования обеспечивалось именно за счет церковно-приходских школ.
Не стал исключением и Данилов монастырь. Помимо действующих на территории монастыря богоугодных заведений, принимавших нуждающихся пожилых и немощных людей из крестьян и церковного сословия, а также странников и богомоль-
*См.: Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., Т. 1.
""Сергий, митрополит. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви - http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm.
""""Начальное народное образование в России / Имп. Вольное экон. об-во; под ред. [и с предисл.] членов Совета бывш. С.-Петерб. ком. грамотности Г. Фальборка и В. Чарнолуского. - СПб.: Тип. т-ва «Народная польза», 1900—1905. Том I, табл. II.
цев, обитель заботилась и об образовании подрастающего поколения. В 1892 году при нем открылась бесплатная церковно-при-ходская школа, надзор за которой осуществляло Кирилло-Мефодиевское братство. В первый год своего существования в школе обучалось 25 учащихся, однако с каждым годом их количество увеличивалось. И к 1903 году в церковно-приходской школе занимались уже 52 ученика, 36 из которых были из крестьян, остальные принадлежали к мещанскому сословию [7, с. 78]. В школе изучались: Закон Божий, церковное пение, церковнославянская грамота, русский язык, арифметика, отечественная история, география, чистописание.
Собственная церковно-приходская школа была не единственным направлением деятельности монастыря в области образования. В архивных материалах содержатся входящие документы от различных учебных заведений с просьбой о направлении им оплаты за обучение воспитанников, финансируемое за счет обители. Все документы были получены из учреждений, в которых обучаются дети духовенства.
Отдельно следует сказать о деятельности Данилова монастыря в области собственно духовно-религиозного образования. В результате реформы системы духовного образования в начале XIX века, оно было разделено на четыре ступени: приходские училища, духовные училища, духовные семинарии и духовные академии. Приходские училища не следует путать с церковноприходскими школами: последние были созданы для детей крестьян, в то время как приходские училища предполагались для начального образования детей духовенства. Но в связи с тем, что, как правило, начальное образование дети священников получали дома, такие училища не были особо востребованы. Что же касается духовных училищ и духовных семинарий, то они давали неполное среднее и среднее образование соответственно. Выпускники духовной академии получали высшее образование [1, с.100].
Для представителей духовенства образование детей являлось насущной проблемой, так как только в этом случае в будущем они могли рассчитывать получить работу и соответственно возможность иметь средства к существованию. Для мальчиков было необходимо закончить хотя бы духовное училище, так как только в этом случае они имели возможность претендовать на место псаломщика или диакона в храме. В сан священника возводились лица,
закончившие семинарию или отчисленные из нее не ранее 4 курса. Сложность для духовенства заключалось в том, что образование было платным, семьи были, как правило, многодетными, и в случае если священник имел небольшой или бедный приход, то оплатить училище или семинарию для всех детей он был не в состоянии. Зачастую в таком положении оказывались представители сельского духовенства. Для них Данилов монастырь выступал в роли мецената, оплачивая обучение в училище или семинарии для воспитанников, которые не могли себе этого позволить. В частности, во входящих документах обители за 1874 г. содержится прошение от смотрителя Волоколамского духовного училища о перечислении суммы в размере 100 руб. на обучение пансионеров за второе полугодие [1, Л. 7]. Также монастырь финансировал обучение воспитанников в Московской духовной семинарии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что монастыри имели огромное влияние не только на духовную, но и на общественную жизнь страны. При рассмотрении благотворительной деятельности Данилова монастыря становиться, очевидно, что обитель берет на себя ответственность за проведение социальной политики для крестьян и духовенства. В XIX веке государством не проводилась повсеместная социальная политика, которая бы охватывала все слои общества и особенно оказывала помощь беднейшим и терпящим нужду ее членам. В связи с чем, видя острую необходимость в проведении такой политики, монастыри через свою благотворительную деятельность старались претворять в жизнь некоторые ее элементы. В частности, стараниями Данилова монастыря были устроены заведения для оказания помощи нуждающимся престарелым лицам среди крестьян и заштатного духовенства. Обитель также охватывала такие сферы социальной политики, как здравоохранение и образование, так как на ее территории функционировали больница-приют и церковно-приходская школа.
1. Белоногова, Ю.И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
2. Костюк, К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность, 2001, N 6, С. 115.
3. Кривошеева, Н.А. Материалы из следственного дела патриарха Тихона // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви, 2011. Вып. N (3) 40. С. 61.
4. Лановенко, А.А. Социально-исторический процесс взаимодействия государства и церкви: современный социокультурный подход. автореф. дисс. ... к. социол. н. М., 2012. С. 10.
5. Начальное народное образование в России / Имп. Вольное экон. об-во; под ред. [и с предисл.] членов Совета бывш. С.-Петерб. ком. грамотности Г. Фальборка и В. Чарнолуского. СПб.: Тип. т-ва «Народная польза», 1900-1905. Т. I, табл. II.
6. Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., Т. 1.
7. Первый «на Москве» монастырь // Московский Данилов монастырь. М.: Даниловский благовестник, 2000.
8. Православные монастыри Российской империи. Полный список. Сост. Л.И. Денисов. М.: Издание А.Д. Ступина. 1908.
9. Сергий, митрополит. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.vob. ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm (дата обращения: 12.09.2014).
10. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 498.
11. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 501.
References
1. Belonogova, Yu.I. Prikhodskoye dukhovenstvo i krest'yanskiy mir v nachale XX veka. M.: Izd-vo PSTGU, 2010 [in Rus].
2. Kostyuk, K.N. Vozniknoveniye sotsial'noy doktriny Russkoy pravoslavnoy tserkvi // Obshchestvennyye nauki i sovremennost', 2001, N 6, 115 [in Rus].
3. Krivosheyeva, N.A. Materialy iz sledstvennogo dela patriarkha Tikhona // Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 2: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2011. Vyp. N (3) 40. 61 [in Rus].
4. Lanovenko, A.A. Sotsial'no-istoricheskiy protsess vzaimodeystviya gosudarstva i tserkvi: sovremennyy sotsiokul'turnyy podkhod. avtoref. diss. ... k. sotsiol. n. M., 2012. 10 [in Rus].
5. Nachal'noye narodnoye obrazovaniye v Rossii / Imp. Vol'noye ekon. ob-vo; pod red. [i s predisl.] chlenov Soveta byvsh. S.-Peterb. kom. gramotnosti G. Fal'borka i V. Charnoluskogo. SPb.: Tip. t-va «Narodnaya pol'za», 1900-1905. T. I, tabl. II [in Rus].
6. Obshchiy svod po Imperii rezul'tatov razrabotki dannykh pervoy vseobshchey perepisi naseleniya, proizvedennoy 28 yanvarya 1897 g., T. 1 [in Rus].
7. Pervyy «na Moskve» monastyr' // Moskovskiy Danilov monastyr'. M.: Danilovskiy blagovestnik, 2000 [in Rus].
8. Pravoslavnyye monastyri Rossiyskoy imperii. Polnyy spisok. Sost. L.I. Denisov. M.: Izdaniye A.D. Stupina. 1908 [in Rus].
9. Sergiy, mitropolit. Kratkiy ocherk istorii sotsial'nogo sluzheniya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vob.ru/ mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm (data obrashcheniya: 12.09.2014) [in Rus].
10. RGADA. F. 1188. Op. 1. D. 498 [in Rus].
11. RGADA. F. 1188. Op. 1. D. 501 [in Rus].
UDK 94(470)
THE ROLE OF MONASTERIES IN PUBLIC AND SPIRITUAL LIFE OF RUSSIA IN THE LATE XIX -EARLY XX CENTURIES AT THE EXAMPLE OF MOSCOW DANILOV MONASTERY
Tetushkin Alexei Alexandrovich,
Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public Administration,
Graduate of the Historical Department,
Moscow, Russia.
E-mail: atetushkin@ranepa.ru
Annotation
The article on archival material deals with the activities of the Danilov Monastery, Moscow, in the area of social service in the late XIX - early XX centuries. The Author concludes wide involvement of the Orthodox Church in public processes, its role in educating the public and oversight of the have nots.
Key concepts: The Danilov monastery, Orthodox Church, parochial school, charity.