управление
MiiVV..
Евгения Анатольевна Лукина, директор Автономной некоммерческой организации «Школа успешного имиджа»
Татьяна Николаевна Самсонова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье представлен анализ деятельности молодежных общественных организаций Алтайского края, обозначены основные проблемы, возникающие в процессе их становления и развития. На основе анализа авторы предлагают пути совершенствования молодежной политики в Алтайском крае
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Государственная региональная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Целостная и последовательная реализация государственной молодежной политики является важнейшим фактором успешного развития Алтайского края. К молодежным организациям относятся общественные организации, объединяющие молодых граждан, уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления молодежи.
Современная модель молодёжной политики в Алтайском крае формировалась с начала 2000-х гг. Основой для ее формирования послужила стратегия государственной молодежной политики. На региональном уровне в Алтайском крае действует Закон № 87-ЗС «О региональной молодежной политике» от 5 ноября 2001 г. Молодежная политика края представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся посредством комплексных и целевых про-
грамм для молодежи: «Молодежь Алтая» на 2011-2013 гг., «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 гг., «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» на 2010-2012 гг. и т.д. Молодежная политика также основывается на иных нормативно-правовых актах Алтайского края, регламентирующих вопросы сферы государственной молодежной политики. В целевой программе «Молодежь Алтая» на 2011-2013 гг., утвержденной Администрацией Алтайского края, уделено большое внимание развитию добровольческой деятельности молодежи, созданию условий повышения конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, вовлечению их в программы по развитию управленческого потенциала и молодежного предпринимательства1.
В настоящее время в Алтайском крае проживают более 600 тыс. молодых людей в возрасте до 35 лет, из них 120 тыс. - представители студенчества. Для организации взаимодействия молодежи с представителями
власти созданы Общественный совет по вопросам молодежной политики при Губернаторе А\тайского края, Молодежный парламент Алтайского края. Кроме этих структур, в крае существует еще небольшое количество общественных молодежных формирований, на которые следует обращать особое внимание в связи с ростом политической активности населения, так как именно они сейчас становятся площадками для самореализации молодежи.
Одной из форм поддержки молодежных инициатив является гран-товая политика. Ежегодно растет грантовая поддержка общественных организаций со стороны Администрации Алтайского края. В 2011 г. она выросла в 11 раз и составила более 20 млн руб. В период с 13 февраля по 13 марта 2012 г. состоялся конкурс социально-значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики. Для участия в конкурсе было зарегистрировано 349 проектов на сумму 22 118 998 руб. Всего по итогам проведения конкурса экспертной
ЗГа
■'ЛЯШ
» m _- д^ЬИЛ'
ллтаискки вестник
государственной и муниципальной службы
'2012
91
комиссией было поддержано 143 проекта на сумму 7,7 млн руб., из них 100 проектов было представлено бюджетными учреждениями, 43 - некоммерческими организациями. В текущем году сохранилась тенденция повышения активности участия в конкурсе представителей муниципальных образований края. Их количество увеличилось в 10 раз2. Конкурс грантов всегда привлекает внимание общественности, что вызывает необходимость обеспечения прозрачности и объективности при их распределении.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на 12 марта 2012 г. в Алтайском крае в реестр внесена 2191 некоммерческая организация, помимо которых существует большое число общественных организаций, не имеющих официального статуса. Структура некоммерческого сектора Алтайского края гетерогенна, однако большинство НКО зарегистрированы в форме общественных организаций (35,7%), профессиональных союзов (13,5%), религиозных организаций (11,3%), некоммерческих партнерств (7,4%), некоммерческих (5,5%) и общественных фондов (3,3%) (рис. I)3.
Б 2011 г. общее количество НКО составляло 2228 организаций, т.е. по-прежнему отмечается тенденция сокращения общественных объединений. Сокращение численности общественных объединений связано в первую очередь с прекращением их деятельности. По решению суда в крае ликвидировано 423 некоммерческие организации, годом ранее - 358 организаций. Большинство из них практически не вели никакой деятельности и не представили соответствующие отчеты. Одновременно были зарегистрированы 193 новые организации. Постепенно идет рост общественных объединений в сельской местности. Вместе с тем для устойчивого развития НКО необходима поддержка общественных инициатив со стороны бизнеса и граждан. Этот уровень поддержки все еще остается очень низким.
Формы НКО
40 35 30 25 20 15 10 5 О
35.74
7.4%
I
13.5*4.— ёШ 11,3%_
I I -
JI а 1
Формы НКО
/ jfy ✓ /у ✓ у у у
у /
J jf
jf ¿г
/V
Рис. 1. Организационно-правовые формы деятельности некоммерческих организаций в Алтайском крае
Численностьллолодежи в Алтайском крае
636212
800000 Y
600000 4 S04000
J 00000 4"
J00ООО 4 48%
о 4е
Общая численность молодо*« Число ЮДСЙСI нов Липы»
Рис. 2. Численность молодежи в Алтайском крае в 2010 году
Всего в Алтайском крае зарегистрировано 180 НКО, работающих с молодежью.
По данным Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, в 2010 году численность молодежи составляла 636212 чел. (рис. 2); количество молодежи, задействованной в программах, реализуемых детскими и молодежными объединениями, - 304000 чел., а доля молодежи, задействованной в программах, реализуемых детскими и молодежными объединениями, от
общего числа молодежи в субъекте РФ, - 48%.
С целью детального изучения данной проблемы, а также сбора дополнительного эмпирического материала о деятельности негосударственных некоммерческих организаций нами был проведен опрос руководителей общественных объединений Алтайского края (города Барнаул, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Бийск, поселки Тюмен-цево, Солонешное, Табуны). Из 180 общественных объединений, работа-
•-el
t
управление
ющих непосредственно с молодежью на территории Алтайского края, в социологическом исследовании приняли участие 56 организаций. Методом формализованного интервью были опрошены руководители 56 общественных объединений, представляющие 7 групп: молодежные, детско-юношеские, культурно-просветительские, спортивно-технические, профессиональные, научно-технические объединения и др.
Социально-демографическая структура опрошенных руководителей НКО Алтайского края выглядит очедующим образом. Женщины составили 55% опрошенных руководителей НКО, мужчины - 45%. Большинство опрошенных принадлежат старшей или средней возрастной группе.
Как показали результаты опроса, респонденты выделяют различные причины, которые были значимы для них на этапе создания организации. Среди них - необходимость привлечения внимания общества к нуждам и проблемам отдельных социальных групп и обеспечения соблюдение их прав, стремление решить острые общественные проблемы (например, охрана окружающей среды, поддержка молодежных инициатив, и др.), желание продолжать уже начатую работу, но в новых организационно-правовых формах.
В качестве основного вида деятельности НКО на первое место вышел такой вид социально значимой работы, как организация и пропаганда здорового образа жизни (13%). На втором месте - защита окружающей среды (12%). Третью и четвертую позицию поделили два вида социально значимой деятельности - благотворительность и помощь людям, находящимся в сложной жизненной ситуации (по 11%). Организация молодежного досуга, отдыха, организация культурно-массовых мероприятий занимают пятое место в рейтинге видов социально значимой деятельности респондентов (10%). Менее 10% отведено респондентами таким видам социально значимой деятельности, как воспитание и образование (общественные
школы, приюты, детские больницы и т.п.), информационно-просветительская деятельность, работа с людьми с ограниченными возможностями и правовая защита. Незначительная часть опрошенных, порядка 3%, не могут однозначно идентифицировать свою деятельность как социально значимую, что выражается в выборе варианта ответа «Другое».
Итоги опроса позволили выделить основные причины взаимодействия общественных объединений Алтайского края с органами власти: обращение за финансовой помощью - 36%; информирование представителей органов власти о деятельности объединения - 32%; получение информации от органов власти по различным вопросам - 29%; организация и проведение совместных мероприятий - 28%.
Многие общественные объединения в процессе своего функционирования сталкиваются с целым рядом трудностей. В ходе опроса респондентам было предложено обозначить наиболее острые проблемы, которые, возможно, испытывают их объединения. Основная проблема для общественных объединений Алтайского края - нехватка денежных средств, из которой вытекают такие проблемы, как отсутствие необходимой материальной базы. Также респонденты выделяют проблемы недостатка знаний о некоммерческой деятельности и отсутствие помощи со стороны органов власти. 28% респондентов отметили, что проблема с арендой помещения для их организаций является очень острой. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о двух моментах. Во-первых, в настоящее время для общественных объединений более актуальна проблема выживания, когда целью работы становится продолжение самой работы, а не ее развитие. Во-вторых, одним из ключей к решению проблем является, по мнению респондентов, помощь со стороны органов власти.
Вопрос о перспективах развития НКО большинством опрошенных руководителей воспринимался «болезненно». Главная причина - прак-
тическая невозможность построения каких-либо среднесрочных и долгосрочных прогнозов в современных нестабильных условиях. Только треть руководителей видит перспективы развития своих объединений собственно в продолжении и расширении работы, организации структурных подразделений, реализации новых программ. Вообще не видят никаких перспектив 5% опрошенных.
В то же время молодежные объединения представляют собой полигон для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Молодежные объединения как «свободные носители» молодежной политики осуществляют определенные позитивные направления работы и играют немаловажную роль в реализуемой молодежной политике А\тайского края.
Молодежные и детские общественные организации привлекают дополнительные ресурсы в сферу молодежной политики. Речь идет не только о прямом финансировании за счет членских взносов, спонсоров или различных фондов, но и об организации труда добровольцев, а также использовании доступных информационных ресурсов, основанных на развитой инфраструктуре молодежного сотрудничества. При этом к деятельности детских общественных организаций в качестве ресурса привлекается зачастую труд не только добровольцев из числа собственных членов, но также и их родителей. Последние в свою очередь используют возможности своих организаций и предприятий для помощи объединениям, в которых состоят их дети.
Деятельность молодежных и детских объединений, как правило, носит экспериментальный характер. Именно в общественных структурах возникают новые идеи и отрабатываются новые модели, которые затем в качестве передового опыта распространяются и осваиваются государственными учреждениями. Следует также учитывать и то, что если главным критерием оценки деятельности для общественной организации является мнение молодежи, успеш-
ллтаискки вестник
государственной и муниципальной службы
'2012
91
ность реализации замыслов и проектов, то для государственных структур это соответствие нормативным документам и мнение руководства.
Молодежные объединения являются одним из источников формирования кадров как для экономики, так и для органов власти. Практика показывает, что подавляющее большинство руководителей и сотрудников отраслевых органов власти по делам молодежи начинали свою деятельность как лидеры молодежных и детских общественных организаций. Характерными признаками некоммерческих организаций, работающих с молодежью в Алтайском крае, является заметное усиление их социальных функций и направленности гражданской деятельности, формирование самосознания своих членов. В качестве поощрения волонтерам за их добровольный труд предоставляется помощь в обучении, доступ к информации.
Традиционно социально активная молодежь рассматривается в лучшем случае как объект государственной молодежной политики, а не как ее субъект. Между тем добровольческая деятельность содействует развитию человеческого капитала, организует молодых людей для самостоятельного решения проблем, способствует снижению уровня социальной напряженности. В связи с этим возрастает роль социального партнерства молодежных организаций с органами власти в системе управления территориальным развитием4.
Во все времена молодое поколение прежде всего надеется на собственные силы в решении проблем и в то же время нуждается в поддержке. Изучение деятельности отдела по работе с молодежью Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, на который возложены основные функции по работе с молодежью, показывает, что в крае ведется активная работа с молодым поколением. Большое внимание уделяется деятельности студенческих отрядов, молодежных парламентов и молодежных избирательных
, , -т м 0-Я
комиссий. Однако данная работа не охватывает весь молодежный сектор, соответственно остается нереализованным творческий и лидерский потенциал молодых людей. Деятельность органов власти, занимающихся реализацией молодежной политики в Алтайском крае, требует постоянного совершенствования. Речь идет не только об увеличении материальной помощи и, в случае необходимости, включении административного ресурса. В процессе привлечения молодежи и студентов к общественной деятельности важно расставлять акценты на выгоде от добровольчества и предпринимать попытку сломать стереотип в отношении НКО какне-престижной организации. Для приобщения молодежи к общественной деятельности необходимо полнее использовать новые информационные технологии, возможности Интернета. Эффективными являются личные приглашения - в вуз, на выставки, презентации, студенческие встречи. В барнаульских СМИ недостаточно внимания уделяется деятельности и инициативам молодежных общественных организаций, за исключением молодежной прессы, студенческих газет и БМ-радио. В связи с этим необходимо оказывать помощь в РЯ-продвижении молодежных проектов общественных структур, работающих с молодым поколением, популяризировать деятельность НКО в СМИ. В данном случае РЯ-деятельность рассматривается как способ формирования позитивного отношения к общественно-полезной деятельности.
Социологические исследования деятельности некоммерческих организаций в регионе не проводились, поэтому надо инициировать комплексные исследования развития молодежных НКО. Важно оценить вклад молодежных НКО в социально-экономическое развитие Алтайского края. Целесообразно проводить исследование проблем молодежи через изучение мнения подрастающего поколения и вырабатывать механизмы решения этих проблем при реализации государственной молодежной политики
Алтайского края. Необходимо разработать систему подготовки кадров для развития деятельности некоммерческого сектора.
Учитывая особую важность развития молодежной политики Av-тайского региона, следует широко информировать общественность о проводимых программах и проектах в сфере молодежной политики и предусмотреть меры поддержки молодых активистов. Также считаем необходимым выработать механизм рейтинговой оценки молодежных НКО в Алтайском крае. Данная мера позволит не только выявлять «продвинутые» организации, но и постоянно совершенствовать формы и методы их деятельности. Целесообразно было бы создать систему поощрений наиболее активных организаций. Это будет способствовать повышению уровня доверия к деятельности НКО, усилению объединительных процессов в этой среде и, следовательно, консолидации молодежи в решении своих проблем. Важно целенаправленно решать проблемы включения молодых людей в решение социально-экономических задач региона через их непосредственное участие в работе общественных организаций и объединений и учитывать социальную значимость деятельности молодежных организаций, в том числе добровольческих и волонтерских, при финансировании мероприятий в сфере молодёжной политики.
1 Информационный ресурс управления но образованию и делам молодежи Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http:// www.altaimolodoi.ru.
2 Там же.
! Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
' Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность 11КО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни: Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Лукьянова, С.Р. Михайловой. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2009. 120 с.