Научная статья на тему 'РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / КОРРУПЦИЯ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигун Леонид Александрович, Соколов Максим Сергеевич, Сергунова Анна Владимировна

В современных реалиях, когда инновации становятся ключевым инструментом конкурентной борьбы на глобальной экономической арене, молодежь выступает одним из ключевых стратегических ресурсов, генератором и носителем актуальных знаний, драйвером инновационного развития государства. Как следствие молодежное инновационное предпринимательство становится категорией, требующей отдельного теоретического осмысления, а также всесторонней поддержки со стороны государства, бизнес-сообщества и общественных организаций. Молодежное инновационное предпринимательство обеспечивает внедрение передовых технологий в базовые отрасли, в результате чего одной из задач государственной экономической политики должно стать создание условий для успешной самореализации молодежи в бизнес-среде. Учитывая тот факт, что проблема развития государственной поддержки молодежного инновационного предпринимательства носит междисциплинарный характер, целесообразно искать ее решение во взаимной увязке с различными направлениями государственной политики, в частности антикоррупционной. При этом в научных публикациях вопросы развития молодежного инновационного предпринимательства в контексте функционирования системы противодействия коррупции рассматриваются крайне редко, однако обладают значительным практическим потенциалом для повышения результативности государственного и муниципального управления. Авторами на основе анализа теоретических аспектов формирования и развития молодежного инновационного предпринимательства была установлена значимость исследований влияния коррупции на развитие данной сферы, а также определены возможные направления ее развития в рамках государственной антикоррупционной политики. В статье приводятся результаты различных социологических исследований, в том числе авторских, что позволяет сделать вывод о весомой роли молодежного инновационного предпринимательства в повышении эффективности антикоррупционной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YOUTH INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE REALIZATION OF THE RUSSIAN ANTI-CORRUPTION POLICY

Today innovations are becoming a key tool of competition in the global economic arena, young people are one of the key strategic resources, a generator and carrier of relevant knowledge, a driver of innovative development of the state. As a result, youth innovative entrepreneurship becomes a category that requires a separate theoretical understanding, as well as comprehensive support from the state, the business community and public organizations. Youth innovative entrepreneurship ensures the introduction of advanced technologies in basic industries, as a result of which one of the tasks of the state economic policy should be to create conditions for the successful self-realization of young people in the business environment. Taking into account the fact that the problem of developing state support for youth innovative entrepreneurship is interdisciplinary, it is advisable to seek its solution in mutual coordination with various areas of state policy, in particular anti-corruption. At the same time, in scientific publications, the issues of the development of youth innovative entrepreneurship in the context of the functioning of the anti-corruption system are considered extremely rarely, but they have a significant practical potential for improving the effectiveness of state and municipal management. Based on the analysis of the theoretical aspects of the formation and development of youth innovative entrepreneurship, the authors established the importance of research on the impact of corruption on the development of this sphere, as well as identified possible directions for its development within the framework of the state anti-corruption policy. The article presents the results of various sociological studies, including the author's, which allows us to conclude that the significant role of youth innovative entrepreneurship in improving the effectiveness of the Russian anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ЖИГУН Леонид Александрович и другие РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ...

VITlí ^Q 07? I -—V /Ti /5Л 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД1^ jjy.y |(сс) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0063 lfcdeae^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ политики российской федерации

© Авторы 2021 SPIN: 3238-6926 AuthorID: 798952 ORCID: 0000-0002-7751-4144 ScopusID: 57218951855

ЖИГУН Леонид Александрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»

SPIN: 2657-6286 AuthorID: 667161 ORCID: 0000-0002-3092-1762 ScopusID: 57191419337

СОКОЛОВ Максим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

SPIN: 2556-7117 AuthorID: 1085213 ORCID: 0000-0003-0235-6484

СЕРГУНОВА Анна Владимировна, магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д.36, e-mail: sergunova.nyuta@gmail.com) Аннотация. В современных реалиях, когда инновации становятся ключевым инструментом конкурентной борьбы на глобальной экономической арене, молодежь выступает одним из ключевых стратегических ресурсов, генератором и носителем актуальных знаний, драйвером инновационного развития государства. Как следствие молодежное инновационное предпринимательство становится категорией, требующей отдельного теоретического осмысления, а также всесторонней поддержки со стороны государства, бизнес-сообщества и общественных организаций. Молодежное инновационное предпринимательство обеспечивает внедрение передовых технологий в базовые отрасли, в результате чего одной из задач государственной экономической политики должно стать создание условий для успешной самореализации молодежи в бизнес-среде. Учитывая тот факт, что проблема развития государственной поддержки молодежного инновационного предпринимательства носит междисциплинарный характер, целесообразно искать ее решение во взаимной увязке с различными направлениями государственной политики, в частности антикоррупционной. При этом в научных публикациях вопросы развития молодежного инновационного предпринимательства в контексте функционирования системы противодействия коррупции рассматриваются крайне редко, однако обладают значительным практическим потенциалом для повышения результативности государственного и муниципального управления. Авторами на основе анализа теоретических аспектов формирования и развития молодежного инновационного предпринимательства была установлена значимость исследований влияния коррупции на развитие данной сферы, а также определены возможные направления ее развития в рамках государственной антикоррупционной политики. В статье приводятся результаты различных социологических исследований, в том числе авторских, что позволяет сделать вывод о весомой роли молодежного инновационного предпринимательства в повышении эффективности антикоррупционной политики государства.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, государственная поддержка, государство, инвестиции, инновации, коррупция, молодежное предпринимательство, общество.

THE ROLE OF YOUTH INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE REALIZATION OF THE RUSSIAN ANTI-CORRUPTION POLICY

© The Authors 2021

ZHIGUN Leonid Aleksandrovich, doctor of economic sciences, professor, professor at the Department

«State and municipal management» SOKOLOV Maksim Sergeevich, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor

at the Department «State and municipal management» SERGUNOVA Anna Vladimirovna, master student of the Department «State and municipal management»

Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: sergunova.nyuta@gmail.com) Abstract. Today innovations are becoming a key tool of competition in the global economic arena, young people are one of the key strategic resources, a generator and carrier of relevant knowledge, a driver of innovative development of the state. As a result, youth innovative entrepreneurship becomes a category that requires a separate theoretical understanding, as well as comprehensive support from the state, the business community and public organizations. Youth innovative entrepreneurship ensures the introduction of advanced technologies in basic industries, as a result of which one of the tasks of the state economic policy should be to create conditions for the successful self-realization of young people in the business environment. Taking into account the fact that the problem of developing state support for youth innovative entrepreneurship is interdisciplinary, it is advisable to seek its solution in mutual coordination with various areas of state policy, in particular anti-corruption. At the same time, in scientific publications, the issues of the development of youth innovative entrepreneurship in the context of the functioning of the anti-corruption system are considered extremely rarely, but they have a significant practical potential for improving the effectiveness of state and municipal management. Based on the analysis of the theoretical aspects of the formation and development of youth innovative entrepreneurship, the authors established the importance of research on the impact of corruption on the development of this sphere, as well as identified possible directions for its development within the framework of the state anti-corruption policy. The article presents the results of various sociological studies, including the author's, which allows us to conclude that the significant role of youth innovative entrepreneurship in improving the effectiveness of the Russian anti-corruption policy.

Keywords: anti-corruption policy, state support, state, investment, innovation, corruption, youth entrepreneurship, society_

ZHIGUN Leonid Aleksandrovich and others THE ROLE OF YOUTH INNOVATIVE ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Активизация инновационной деятельности тесно связана с развитием предпринимательской инициативы и формированием сообщества молодых и креативно мыслящих предпринимателей. Именно молодежь способна адекватно и быстро реагировать на внешние вызовы, инициировать высокотехнологичные проекты, обладая при этом наибольшим потенциалом к предпринимательской деятельности относительно других возрастных групп [1]. Как следствие в рамках проводимой в стране социально-экономической политики и для реализации указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» проблемы всесторонней поддержки молодежного предпринимательства, особенно в инновационной сфере, получают повышенное внимание теоретиков и практиков государственного и муниципального управления. Вместе с тем коррупционные вызовы, присущие нашей стране [2-6], актуализируют задачу повышения эффективности реализации антикоррупционной политики государства, в том числе мероприятий, направленных на предпринимательский сектор. Молодежное инновационное предпринимательство, нуждаясь в формировании сбалансированной системы государственной и частной поддержки, находится под значительным давлением коррупционных угроз, генерирующих потерю добросовестной конкуренции, сдерживающих создание и преумножение новых знаний и технологий, что актуализирует исследования данной проблематики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты развития молодежного инновационного предпринимательства раскрыты в научных трудах Бондарева С.А. [7], Бочарова Н.В. [8], Богдановой И.М., Грачёва Д.А. [9], Гребенкина А. В., Ивановой А. В. [10], Путинцева В.В. [11], Подсумковой Л.А. [12], Стромова В.Ю., Сысоева П. В., Завьялова В. В. [13], Таппасхановой Е.О., Токмаковой Р.А., Мустафаевой З.А., Хандоховой З.А. [14] и других авторов. Однако исследования развития данной сферы в сопряжении с решением задач антикоррупционной политики государства содержатся лишь в единичных работах и представляются недостаточными, хотя и обладают значительной методологической и практической ценностью. При этом понятие «молодежное инновационное предпринимательство» не является устоявшимся термином [15, с.331-332] и требует законодательного закрепления с целью реализации мер и механизмов государственной поддержки.

Также отметим, что для определения «молодёжного предпринимательства» зачастую используется определение, закрепленное в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р), звучащее как «предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов МСП), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%». Фактически оно требует актуализации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», где под молодежью понимается «социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации», что значительно расширяет физический охват и потенциал вовлеченности данной категории граждан в предпринимательскую деятельность (рисунок 1). Так, по результатам опроса группы компаний «ЭФКО» и АНО «Россия - страна возможностей» (январь 2021 г.) среди

более 10 тыс. студентов колледжей и российских вузов более 60% респондентов планируют реализовать себя в сфере предпринимательства, а 4% опрошенных уже начали свой бизнес.

34,0

14,0

10,0

1989 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 -Молодежь (15-29 лет) -Молодежь (15-34 лет)

Рисунок 1 - Динамика численности российской молодежи, % от общей численности населения (составлено авторами по данным Росстата)

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью исследования является определение значимости коррупционных рисков для развития сферы молодежного инновационного предпринимательства как одного из драйверов становления инновационной модели социально-экономического развития России, а также оценка роли молодых предпринимателей в решении задач антикоррупционной политики государства.

Постановка задания. Исследование проблем развития молодежного инновационного предпринимательства, вопросов государственной и частной поддержки данной сферы, оценки потенциала участия молодежи в решении задач государственной антикоррупционной политики требует междисциплинарного подхода. С одной стороны, это открывает дополнительные возможности для развития теории управления в данной сфере, с другой стороны, объективно усложняет методологическое и организационное сопровождение реализации нормативных правовых актов, стратегий и программ, направленных на развитие этого вида предпринимательства.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методический инструментарий исследования базируются на данных официальной статистики и результатах социологических опросов, в том числе проведенных авторским коллективов. Представленные в статье выводы и рекомендации основаны на анализе научных работ в области реализации антикоррупционной политики государства и поддержки молодежного инновационного предпринимательства, а также общенаучных методах исследования, включая абстрактно-логический метод, статистический и сравнительный анализ, метод экспертных оценок. РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Коррупция как социально-экономическое явление присутствует во всех сферах жизни российского общества, негативно воздействуя на его развитие, угрожая национальной безопасности, снижая эффективность социально-экономической политики и государственного управления, интеллектуальный потенциал и имидж страны на международной арене. В начале активизации борьбы с коррупцией в 2008 г. Д. А. Медведев назвал ее «врагом номер один» для развития России как свободного демократического и справедливого общества. Вместе с тем коррупция закрепилась в сознании российского общества как часть традиций, которая позволяет быстро и выгодно добиваться поставленных целей. Данную тенденцию подтверждают результаты опроса АНО «Левада-центр», согласно которому большинство

306

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ЖИГУН Леонид Александрович и другие РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ...

россиян считают, что коррупция - типичное для страны явление, и лишь 19% думают, что с ней начали реально бороться. При этом исследование 2020 г. показало, что коррупция выступает одной из острейших проблем, связанных с эффективностью и качеством государственного управления (рисунок 2).

Рисунок 2 - Какие из следующих проблем нашего общества тревожат вас больше всего, и вы считаете их

самыми острыми? (респондентам показывалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа и / или

назвать свой; ранжировано по убыванию по августу 2020 г.) (составлено авторами по данным АНО «Левада-Центр»)

Результаты представленных исследований позволяют говорить о такой общественной проблеме, как отсутствие антикоррупционного мышления и мировоззрения в российском обществе [16; 17], которую можно рассматривать как устойчивую систему принципов, ценностных ориентаций неприятия коррупции, определяющие поведение человека.

Одним из важнейших условий построения инновационной системы страны выступает процесс обеспечения территориального развития и создания в субъектах Российской Федерации антикоррупционных инновационных систем с последующей их интеграцией в единую инновационную гиперсистему [18]. Практика развитых стран показывает, что участие предпринимательства, в частности молодежного, выступает одним из важнейших направлений формирования инновационной и конкурентной экономики государства. Молодежные предпринимательские структуры, обладая такими характеристиками как динамичность, мотивированность, оперативность, инициативность способны своевременно разрабатывать, осваивать и использовать инновации и высокие технологии наиболее эффективно по сравнению со средним и крупным бизнесом, а также бороться с коррупцией, выступая проводниками идеи открытой и честной конкуренции.

Отметим, что результаты 8 этапа проекта «Бизнес-барометр коррупции», реализуемого Торгово-промышленной палатой России, показали: 42% респондентов отметили, что уровень коррупции за последний год не изменился; 19,6% считают, что она несколько снизилась; 18,8% - что увеличилась. В 2020 г. число предпринимателей, никогда не сталкивавшихся с коррупцией, составило 26,6% (в 2017 г. - 29,8%). Более 51% респондентов редко сталкивались с проявлением коррупции в 2020 г., а 22% опрошенных - постоянно. Основной же причиной коррупции предприниматели назвали алчность чиновников и должностных лиц, традицию и менталитет, сложное и противоречивое законодательство.

Вместе с тем привлечение молодежи к противодействию коррупции имеет важное значение для успеха реализации антикоррупционной политики государства.

Несмотря на то, что численность молодежи снижется на протяжении последних 15 лет, данная категория граждан, согласно новому федеральному закону, достигает порядка 25% от общей численности населения. Молодое поколение осознает, что ему придется жить в современном обществе, и каким оно будет - инновационным или стагнирующим, во многом зависит от активности участия молодежи в реализации антикоррупционной политики государства, в частности в рамках предпринимательской инициативы.

Государство все больше уделяет внимание вопросам поддержки молодежного предпринимательства, разрабатывая различные механизмы и инструменты, которые условно можно объединить в три большие группы: нормативно-правовая, институциональная и инфраструктурная [19]. Однако развитие исследуемой нами сферы рассматривается в России в рамках всего сектора малого и среднего предпринимательства, который в ВВП развитых стран занимает более 50%, тогда как в нашей стране около 21% [20]. Таким образом, сектор молодежного предпринимательства, особенно его инновационное направление, не получает точечных мер поддержки, «растворяя» молодежную инициативу в совокупности нерешенных задач слабо развитого предпринимательского сектора. Таким образом, повышение эффективности молодежного инновационного предпринимательства, как с точки зрения его поддержки, так и с позиции решения задач государственной антикоррупционной политики, требует отдельного внимания власти, бизнеса и общественных организаций, а также соответствующей инфраструктуры развития [21; 22]. На наш взгляд, одним из направлений решения данной проблемы может стать погружение данной специфики в мероприятия федеральных проектов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы».

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Анализ научных работ и аналитических материалов показал, что направления развития молодежного инновационного предпринимательства во взаимной увязке с реализацией антикоррупционной политики государства остаются малоизученными. Вместе с тем данная проблематика становится все более актуальной и требует повышенного внимания со стороны органов власти, бизнеса и общественных организаций.

В 2018 г. Ассоциация молодых предпринимателей провела опрос среди молодых бизнесменов, с целью выявить проблемы, с которыми чаще всего сталкивается молодежь в своей предпринимательской деятельности. Наиболее весомой проблемой стала недостаточная финансовая поддержка государства. Проведенный авторами статьи опрос среди студентов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (более 300 чел. 3 и 4 курса), заинтересованных в инновационном предпринимательстве, позволил выявить следующие проблемы: 73% респондентов выделили отсутствие финансирования, 11% - недостаток опыта, 16 % - отсутствие должного образования. Таким образом, ключевая проблема развития сферы молодежного инновационного предпринимательства, связанная с нехваткой и недоступностью капитала, тесно сопряжена с коррупционными рисками, в том числе возникающими при распределении грантов, реализации специализированных программ поддержки, ограниченным доступом малых предпринимательских структур к системе государственных и муниципальных закупок.

Авторским коллективом подтверждается тезис о том, что молодежное инновационное предпринимательство способно создавать технологии и знания, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения в обществе. В рамках социологического опроса в сети Интернет (2019 г.) посредством Google Forms из 315 опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет 76% респондентов указали на необходимость борьбы

ZHIGUN Leonid Aleksandrovich and others THE ROLE OF YOUTH INNOVATIVE ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

с коррупционными проявлениями. На вопрос: «Какие, по Вашему мнению, предпринимательские структуры в противодействии коррупции относятся к наиболее эффективным?» 56% респондентов выделили молодежные инновационное предприятия, способные также внедрять технологии и знания, направленные на эффективную борьбу с коррупцией.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1) молодежные предпринимательские структуры являются важнейшим институциональным ресурсом, эффективное использование которого способно обеспечить ускоренный переход российской экспортно-сырьевой экономики на инновационный тип развития;

2) инновационное предпринимательство создает возможность для самореализации молодых людей, повышает конкурентоспособность государства на глобальном рынке высокотехнологичных товаров и услуг, формирует антикоррупционное мировоззрение в обществе, особенно среди молодежи;

3) молодежные предприятия больше, чем другие предпринимательские структуры нуждаются во всесторонней поддержке со стороны государства и общества, особенно в рамках противодействия коррупции;

4) несмотря на то, что молодые предприниматели выступают в качестве лидеров мнений в соответствующей среде, эффективность современных механизмов государственной поддержки молодых инноваторов в нашей стране нельзя назвать высокой, в том числе из-за значительного влияния коррупционных рисков;

5) инновационное развитие России способно получать дополнительный приток ресурсов за счет реализации антикоррупционной политики с привлечением молодежных предпринимательских структур, в особенности ориентированных на рынки высокотехнологичных товаров и услуг.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Переход к инновационному типу экономического развития требует от органов государственной власти формирования эффективных антикоррупционных механизмов и условий для повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности. Особое внимание здесь должно уделяться молодежному инновационному предпринимательству, требующему детального изучения с позиции развития методологии и практики государственного управления в данной сфере. Одним из направлений здесь может стать усиление роли молодежного предпринимательства в реализации мероприятий антикоррупционной политики государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соколов М.С., Айвазов С.Ю. Развитие молодежного инновационного предпринимательства в условиях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). С.298-301.

2. Мошкин С.В. Коррупция в России: институциональные основания //Социум и власть. 2019. №1 (75). С.72-78

3. Дзуцев Х.В., Безвербный В.А. Коррупция как негативный фактор имиджа России на международном уровне // Социология. 2019. №2. С.196-200

4. Адамская Л.В. Коррупция как препятствие для гармоничного развития государственно-частного партнерства // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. №1. С.69-71

5. Шкиотов С.В., Маркин М.И. Статистическая оценка влияния микро- и макроэкономических факторов на уровень коррупции в российской экономике // Теоретическая экономика. 2019. №2 (50). С.78-88

6. Лемешонок О.Б. Влияние коррупционных факторов на экономику России //Вестник Института экономики РАН. 2019. №4. С.182-193

7. Бондарев С.А. Молодежная инновационная деятельность Саратовского государственного технического университета // Инновационная деятельность. 2009. №4 (9). С.51-54.

8. Бочаров Н.В. Новация как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства // Инновации, 2008. №4 (114). С.59-62.

9. Богданова И.М., Грачёв ДА Молодежное инновационное предпринимательство в России //Инновации и инвестиции. 2017. №9. С.2-5

10. Гребенкин А.В., Иванова А.В. Бизнес-инкубирование в универ-

ситете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона. 2012. №3. С.47-56

11. Путинцев В.В. Малое инновационное предпринимательство в зеркале радикальных преобразований в России // Вестник ТГУ. 2006. №4 (44). С.290-293.

12. Подсумкова Л.А. К вопросу о развитии молодежного инновационного предпринимательства // Вестник СГТУ. 2011. №1 (57). С.320-324

13. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодёжного предпринимательства в классическом вузе //Высшее образование в России. 2019. №7. С.102-109

14. Таппасханова Е.О., Хандохова З.А., Токмакова Р.А., Муста-фаева З.А. Государственная поддержка развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе доступного жилья в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2012. №10. С.151-157

15. Соколов М.С. Анализ механизмов поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси // Инновации и инвестиции. 2019. №9. С.331-336

16. Алиева И.М. Формирование антикоррупционного сознания // Вестник молодежной науки. 2018. №4 (16). С.1

17. Руева Е.О., Глезденёва А.Ю. Формирование антикоррупционного сознания молодежи в современных условиях. Экономика. Право. Общество. 2018. №4. С.76-80.

18. Иванов В.В. Проблемы и направления формирования российской инновационной системы // О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности. Аналитический сборник. М.: Издание Совета Федерации, 2015. С.10-41.

19. Ракша И.Р., Пилипенко Л. М., Устинова О. В. Формы государственной поддержки инновационного малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2015. №12-4. С.818-822.

20. Титов Б.Ю. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stolypin. institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

21. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2018. № 7. С.21-25.

22. Шаркова А.В., Третьякова Е.В. Состояние и перспективы развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в Московском регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №1. С.21-27

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта №20-514-00005

Статья поступила в редакцию 31.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

308

OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.