22
MEDICAL SCIENCES / «ШУУШШУОУМ-ШУГМаУ» #17(14©), 2022
The PP preparation from the herb Polygonum aviculare L., used in conditions of periodontitis modeling, increased the level of collagen in the soft tissues of the periodontium, while somewhat reducing the level of connective tissue glycoproteins. The increase in the level of Zn2+ is apparently associated with its high concentration in the herb of Knotweed [3].
The PFG drug improved the state of mineral metabolism - in the periodontal bone tissue it significantly increased the activity of alkaline phosphatase, which was a consequence of the activation of osteoblasts; doubled the concentration of Ca2+; significantly reduced bone resorption of the alveolar process of the lower jaw of rats.
In general, the PF preparation from the aerial part of Gorets avian had a protective effect on the periodontal tissues of rats. He substituted the structural and functional disorders of the intercellular matrix of the rat periodontium obtained during the modeling of experimental periodontitis.
References
1. Cuenca M. et al. Periodontal Condition and Subgingival Microbiota Characterization in Subjects with Down Syndrome //Applied Sciences. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 778.
2. Bhandi S. et al. Modulation of the dental pulp stem cell secretory profile by hypoxia induction using cobalt chloride //Journal of Personalized Medicine. -2021. - Т. 11. - №. 4. - С. 247.
3. Яцкевич Е.Е. Клинико -биохимические показатели нестимулированной смешанной слюны у детей с врожденными и наследственными заболеваниями / Е. Е. Яцкевич, Ад. А. Мамедов // Эпидемиология, профилактика и лечение основных
стоматологических заболеваний у детей: материалы научно-практической конференции. - Тверь. -2003. - С. 41.
4. Лукьянова Л.Д. Молекулярные механизмы тканевой гипоксии и адаптация организма / Л.Д. Лукьянова // Физиологический журнал. 2003. -Т.49. - №3. - С. 17-35.
5. Stephan R.N., Harris N.R. Advances in experimental caries research / R.N. Stephan, N.R. Harris // Washington. - 1955. - P. 47-48.
6. Ткаченко Е. К. Разработка лабораторной технологии получения и количественное определение суммарного содержания ПФ в концентрате надземной части Achillea Millefolium L. / Е. Ткаченко, С. Носийчук. // Вкник стоматологи. - 2009.
- №2. - С. 82-85.
7. Стальная И. Д. Метод определения диеновых конъюгаций ненасыщенных высших жирных кислот / И. Стальная, Т. Гаришвили // Современные методы биохимии / Под ред. В.Н. Ореховича. - М.
- 1977. - С.63-64.
8. Королюк М. А. Метод определения активности каталазы / М. Королюк., Д. Иванова, И. Майорова // Лабораторное дело. - 1988. - №1. - С. 16-18.
9. А.С.922637 СССР. МКИ 01 33/48. Способ определения активности глутатион-пероксидазы в биологических тканях / В. Пахомова, Н. Козлянина, Г. Крюкова. - Опубл. 25.04.82, Бюл. №15. - 2 с.
10. Метод определения гликазаминогликанов в биологических жидкостях. / [П. Шараев, В. Пешков, Н. Соловьева, Т. Широкова, Н. Зворыгина, А. Солопаев, Н. Алексеева] // Лаб. дело. - 1987. - 5. -С. 330-332.
Рахманов К. С.,
Международная исламская академия Узбекистана, город Ташкент
Махманов Б.К.,
ООО «Центр управления проектами в сфере труда», Программист DOI: 10.24412/2520-6990-2022-17140-22-29
РОЛЬ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ В МОНИТОРИНГЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ
Rakhmanov K.S.,
International Islamic Academy of Uzbekistan , Tashkent city
Makhmanov B.K.,
"Center for Project Management in Labour Sphere " LLC, Uzbekistan , Tashkent city
THE ROLE OF THE ASSESSMENT MODEL IN MONITORING THE ACTIVITIES OF PUBLIC
EMPLOYEES
Аннотация.
данной статье рассказывается о проводимой в Узбекистане работе по подготовке государственных служащих, группы мониторинг переподготовки и повышения квалификации государственных, модель профессиональной деятельности госслужащих, комплексная оценки госслужащих, а также определено перечня практических и управленческих профессиональных качеств госслужащих.
Abstract.
This article describes the work carried out in Uzbekistan on the training of civil servants, groups for monitoring retraining and advanced training of civil servants, a model ofprofessional activity of civil servants, a comprehensive assessment of civil servants, and also a list of practical and managerial professional qualities of civil servants
«ШУШМИМ-ШИТМаУ» #17«)), 2022 / MEDICAL SCIENCES
23
Ключевые слова: мониторинг, компетентность, государственный служащий, переподготовка и повышение квалификации, информация, промежуточные и окончательные результаты, комплексная оценка, профессиональное качество госслужащих.
Keywords: monitoring, competence, civil servant, retraining and advanced training, information, intermediate and final results, comprehensive assessment, professional quality of civil servants.
Демократическая страна не может существовать без эффективного государственного аппарата. Это можно увидеть на опыте любой развитой страны.
Основу этого аппарата составляют государственные служащие. Институт государственной службы играет важную роль в системе управления страной. Государственные служащие являются профессионалами в осуществлении полномочий государственных органов. Эта деятельность различна как по содержанию, так и по форме, но их объединяет одна цель - улучшить жизнь людей и доставить людям удовольствие.
И темпы развития страны, и эффективность реформ, и качество жизни людей, и настроения населения напрямую связаны с деятельностью государственных служащих. Эффективная, популярная, подотчетная и гибкая система государственной службы является ключевой силой в достижении стратегических целей государства.
Ли Куан Ю, автор «Сингапурского чуда», также говорил, что «государство может быть сильным только тогда, когда лучшие сыновья и дочери страны идут работать в государственный аппарат». Очевидно, что развитие государства напрямую связано с решениями, принимаемыми государственными служащими, и их компетенцией.
За последние 5 лет в Узбекистане сформирована новая система подготовки государственных служащих, создана новая школа подбора, найма, развития и продвижения управленческих кадров. Простой пример: до недавнего времени подбор руководителей осуществлялся на основе эталонной линзы, введенной в 1935 году. Хотя в нем не содержалась информация о том, какие задачи выполняли сотрудники, их достижения и какими навыками и компетенциями они обладали, этот документ мог сыграть решающую роль при наборе персонала. В частности, личные качества, знания и навыки работы персонала были важнее, чем информация за объективом или кто такой «танк» на просторечии.
Сегодня термин «меритократия» перекочевал из книг в жизнь, из теории в практику. Благодаря принципу меритократии, олицетворяющему приход к власти наиболее достойных, двери лидерства открыты для способных, прилежных и способных кандидатов. Для молодежи созданы широкие возможности.
Государственная служба служит связующим звеном между правительством и народом. Хотя госслужащие нанимаются государственными органами, их заработная плата формируется за счет налогов граждан. Это означает, что государственный служащий в своей работе вступает в двусторонние отношения: с одной стороны, с государством, с другой стороны, с гражданином. Иными
словами, государственные служащие должны служить интересам народа, а не просто выполнять обязанности своего начальства. В то же время служение людям имеет первостепенное значение.
В связи с этим государственный служащий, добросовестно выполняющий возложенные на него задачи, в то же время способствует улучшению отношений «государство-гражданин». Все три стороны - народ, государство и государственный служащий - в равной степени выигрывают от такого подхода.
Кстати, по мнению экспертов Гарвардского университета, знания (а не финансовые ресурсы), состоящие из информации, интеллекта и опыта, стали сегодня самым дефицитным ресурсом. Применение знаний высшими руководителями, которые находятся в авангарде организации, имеет решающее значение. Эксперты подчеркивают необходимость развития в первую очередь тех, кто формирует будущее организации. Как правило, эта категория составляет 5 процентов персонала организации и находится на вершине пирамиды. Именно хорошо подготовленные менеджеры играют важную роль в развитии организации, обеспечивая ее успех.
Поэтому практика переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в развитых странах приобрела постоянный, бесперебойный характер. В этих странах учебные заведения по подготовке управленческих кадров являются неотъемлемой частью системы государственной службы.
Примечательно, что в развитых странах приоритет отдается оперативному реагированию на проблемы, возникающие при подготовке менеджеров, упреждению проблемных ситуаций, опережающему (обращенному в будущее) образованию.
Стремительный процесс модернизации в Узбекистане требует адаптации знаний и навыков менеджмента к изменяющимся условиям, нового подхода к их профессиональному развитию. Для эффективного решения управленческих задач менеджерам необходимо иметь возможность постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Это требует совершенствования системы развития управленческих кадров не только на национальном, но и на региональном уровне. В этом процессе, с одной стороны, возникает потребность в создании новых возможностей, с другой стороны, в систематизации существующих возможностей и их эффективном использовании.
Система мониторинга «Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих» отражает и контролирует информацию о переподготовке и повышении квалификации всех государственных служащих [1].
24
MEDICAL SCIENCES / «ШУШШШУМ-ШУГМак» #17(1403, 2022
Мониторинг переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подразделяется на следующие группы:
- информация о приеме слушутелей (Л);
- информация о процессе обучения (Ь);
- информация для оценки квалификации слушателей (7).
Опишем модель профессиональной деятельности государственного служащего следующим образом:
У=< Л, Ь ,т>
здесь, У - квалификационный показатель государственного служащего.
Опишем общую математическую модель данных о поступлении на следующем формуле:
(Х^, Х^, ^з, Х4, , Xб, , Х^, Х^ )• Здесь X - Анализ ситуации (10 балл); Х2 -Постановка задачи (10 балл); Х3 - Решение проблемы (10 балл); Х4 - Жизнеспособность (10 балл); Х - Механизм исполнения и контроль (10 балл); Х6 - Навыки управления (15 балл); Х7 - Психологическая устойчивость (15 балл), Х - Способность работать в команде (15 балл); Х - Значимые симптомы (5 балл).
Таблица 1.
Оценочный лист теста на собеседование для кандидатов
Оцените анализ ситуации (выставив соответствующий балл)
1 Анализ ситуации 1,1 2,1 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,1 9,1 10
2 Постановка задачи 1,1 2,1 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,1 9,1 10
3 Решение проблемы 1,1 2,1 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,1 9,1 10
4 Жизнеспо со бно сть 1,1 2,1 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,1 9,1 10
5 Механизм исполнения и контроль 1,1 2,1 3,1 4,1 5,1 6,1 7,1 8,1 9,1 10
Оценка компетентности через собеседование (путем выставления соответствующего балла)
6 Управленческие навыки (умение анализировать ситуацию, ставить цели, системно мыслить, добиваться своевременного и качественного результата) оТ сГ г-"4 оо оС о"4 г<Г СП4
7 Психологическая устойчивость (гибкость к изменениям, устойчивость в стрессовых ситуациях, умение принимать решения в сложных ситуациях, умение слушать других и искать новые нестандартные идеи, быстрая адаптация к новым условиям и эффективное выполнение новых задач) оТ сГ "Л*4 г-"4 оо оС о"4 СТ4
8 Умение работать в команде. Коммуникабельность, умение конструктивно разрешать конфликты, презентовать себя в коллективе или группе, производить положительное впечатление на аудиторию или руководить коллективом) оТ сТ VI4 г-"4 оо оС о"4 СТ4
Важные знаки (путем выставления соответствующей оценки)
9 Важные знаки 1 СТ4 5
В Таблице 1 оценка теста интервью для кандидатов на слушание будет проводиться не менее чем 4 экспертами. При заполнении оценочной формы более чем одним экспертом оценки экспертов суммируются и определяется средний балл по каждому показателю.
Я =
к
здесь к - количество экспертов, Rk - оценка, выставленная экспертом к.
«ШУШМИМ-ШИТМаУ» #17»)), 2022 / МББ1СЛЬ 8С!Б]ЧСЕ8
25
Таблица 2.
Лист оценки результатов интервью_
№ Слушатель Председатель 1-й комиссии
х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 Общий
1 000111 8,1 7,1 8,1 7,1 6,1 13,1 13,1 12,1 4,1 78,9
2 000112 9,1 8,1 8,1 4,1 5,1 12,1 14,1 13,1 3,1 76,9
№ Слушатель Член 2-й комиссии
х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 Общий
1 000111 9,1 8,1 7,1 7,1 6,1 14,1 12,1 11,1 3,1 77,9
2 000112 7,1 8,1 8,1 8,1 4,1 13,1 14,1 12,1 4,1 78,9
№ Слушатель Член 3-й комиссии
х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 Общий
1 000111 8,1 7,1 8,1 8,1 4,1 12,1 14,1 11,1 4,1 76,9
2 000112 9,1 6,1 8,1 7,1 6,1 13,1 11,1 10,1 3,1 73,9
№ Слушатель Член 4-й комиссии
х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 Общий
1 000111 7,1 6,1 9,1 8,1 7,1 11,1 14,1 12,1 3,1 77,9
2 000112 8,1 7,1 6,1 8,1 4,1 13,1 11,1 13,1 4,1 74,9
№ Слушатель Общий результат
х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 Общий
1 000111 8,1 7,1 8,1 7,6 5,9 12,6 13,4 11,6 3,6 77,9
2 000112 8,4 7,4 7,6 6,9 4,9 12,9 12,6 12,1 3,6 76,2
Такие оценки проводятся в середине и конце каждого учебного года, и полученные результаты сравниваются. При этом сравниваются полученные результаты, промежуточные и окончательные результаты. Отслеживается их динамическое изменение и даются необходимые рекомендации. Они
I
Рис.1. Алгоритм оценки теста на собеседовании для кандидатов на прослушивание
даже приводят к грамотному портрету аудитории [4]. Помимо случаев, аналогичных тем, что на вступительном экзамене, компетенции студентов контролируются с помощью психологических, логических и других тестов (Рис. 1).
MEDICAL SCIENCES / «ШУУШШУОУМ-ШУГМаУ» #17(14©), 2©22
26_
Насколько известно, после поступления на государственную службу в зависимости от стажа работы можно классифицировать государственных служащих, назначаемых на государственную службу бессрочно, на определенный срок, с установленным испытательным сроком.
Классные ступени (звания, квалификационные уровни, служебные ступени) также являются критерием деления государственных служащих. Их особенность в том, что они присваиваются каждому государственному служащему лично, по результатам квалификационного экзамена или аттестации с учетом его личных заслуг.
Основные характеристики типов оценок представлены на рис. 3.
г-\
Внеочередна я оценка
(A2)
у у
Общая математическая модель оценки рассчитывается по следующей формуле (Кь):
КЬ=ВМ*РМ + вкр * Ркр + BFS * Р„,(1.1) Здесь: BMBKF,BFS - соответствующим образом оценивать квалификацию государственного служащего (Вм), оценка его профессиональных ка-
После законченное учебы, т.е. переподготовка или повышение квалификации государство должна сделать мониторинг деятельности каждого госслужащего. Это называется комплексная система оценки.
Результаты системы комплексной оценки государственных служащих помогают принимать решения во всей кадровой системе государственного органа, а ее основные элементы представлены на рис. 2.
/-\
Оценка по результатам испытаний (A5)
у -/
честв (BKF) и соответственно оценивать эффективность профессиональной деятельности (BFS) .
Pm,PKf,Pfs - весовые показатели элементов комплексной оценки. Сумма весов равна 1 [6].
Для получения окончательных значений оценки результаты, полученные по различным элементам оценки, наносятся на единую школу:
Элементы оценки государственных служащих
Оценка квалификации
Оценка профессиональных
Оценка эффективности деятельности
Рис. 2. Основные элементы оценки государственных служащих
Оценка в формирован ии кадровых ресурсов (A3)
Рис. 3. Основные особенности видов оценки
При расчете итогового значения результатов отдельных элементов оценки в зависимости от вида
комплексной оценки рекомендуется определять веса элементов оценки по таблице 3 [5]:
Таблица 3.
Весовые показатели элементов оценки
№ Виды оценки Оценка квалификации Профессиональная оценка качества Оценивать эффективность профессиональной деятельности
1. A1 0,2 0,3 0,5
2. A2 0,2 0,3 0,5
3. A3 0,8 0,2 -
4. A4 0,8 0,2 -
5. A5 0,2 0,4 0,4
s \
Критериально е оценивание,
ежегодно устанавливае
мое государством
(A1) <_*
Оценка проведения отбора на вакантные должности государстве нной службы
(А4)
«шуишипим-шишаи» #щцд©)), 2022 / medical sciences_27
Таблица 4
_Показатели оценки соответствия требованиям_
Общая оценка Требование соответствия
2 Требование высокий
1 Удовлетворяет требование
0 Требование низкий
-1 Не соответствует требованию
По этой шкале также определяются результаты комплексной оценки государственных служащих
[5].
Оценка профессиональных качеств государ-
ственного служащего состоит из оценки соответствия профессиональных качеств государственного служащего в процессе службы образцу профессиональных качеств. (Рис. 4).
_Г
общие профессиональные качества
I
практические профессиональные качества
IL
Профессиональные качества государственного служащего
ZL
профессиональные качества менеджера
V
1) нацеленность на результат;
2) усиление полномочий государственных служащих;
3) межличностное взаимопонимание, стиль общения.
1) сбор и анализ данных;
2) качественная подготовка документов в соответствии с требованиями;
3) направленность на обеспечение защиты законных интересов граждан;
4) творчество, инновации;
5) надежность связи;
6) командная работа;
7) саморазвитие;
8) педагогический опыт и знания
1) планирование деятельности и ресурсов;
2) постановка задач и организация мероприятий;
3) мониторинг и оценка эффективности работы;
4) мотивировать своих сотрудников;
5) принятие
управленческих решений;
6) стратегический взгляд;
7) управление изменениями;
8) публичные выступления и общение.
Рис. 4. Группа профессиональных квалификаций
Модели профессиональных качеств формируются кадровой службой государственного органа с привлечением специалистов.
При определении перечня практических и управленческих профессиональных качеств, подле-
жащих включению в модель профессиональных качеств для конкретной должности или группы должностей государственной службы, может быть использован один из двух методов: метод попарного сравнения и метод ранжирования (Табл. 5.) [8-9].
28
МЕБГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8 / «ШУШШШИМ-ШИГМаУ» #17(114©), 2022
Таблица 5.
Описать метод попарного сравнения в матричном представлении_
Название профессиональных качеств Сбор и анализ данных Качественная подготовка документов ... Принятие управленческих решений Публичные выступления и внешние связи Сумма
1 2 3 16 17 18=Е (1-17)
Сбор и анализ данных х 1 2 2 5
Качественная
подготовка до- 1 х 1 0 2
кументов
х
Принятие
управленческих 0 2 х 1 3
решений
Публичные вы-
ступления и 0 2 0 х 2
внешние связи
При заполнении пары матриц сравнения более чем одним экспертом оценки экспертов суммируются и определяется средний балл по каждому профессиональному качеству.
СТш = (КБ: +...+КРп)/и
здесь п - количество экспертов, КРп - оценка, выставленная экспертом к.
В методе сортировки показатели оцениваются от 1 до 16 по степени важности. 1 — самое важное, а 16 — самое низкое профессиональное качество.
Таблица 6.
Опишите метод сортировки
№ Название профессиональных качеств Ранг
1. Принятие управленческих решений 12
2. Стратегический подход 9
15. Планирование деятельности и ресурсов 2
16. Сбор и анализ данных 4
Невозможно присвоить одну и ту же степень двум разным профессиональным качествам. Профессионально-квалификационная модель для каждой должности государственной службы включает 7 профессиональных качеств с наименьшим значением по сумме оценок всех специалистов [5].
При этом при расчете итогового значения профессионального качества суммируются оценки экспертов, полученные в результате умножения значения, данного специалистом, на вес, установленный для его оценок. На основании итоговых значений выделенных профессиональных качеств определяется их вес в модели профессиональных качеств для должности государственной службы.
Суммарный вес трех общих профессиональных качеств в модели профессиональных качеств установлен на уровне 0,2-0,3. Удельный вес каждого из общепрофессиональных качеств представлен в виде экспертизы исходя из значимости этих профессиональных качеств для конкретной должности государственной службы (группы должностей).
Используя оба метода сравнения, вес профессионального качества рассчитывается по следующей формуле:
Здесь Шп - общая оценка этого профессионального качества экспертами;
- суммарные баллы, выставленные экспертами по всем выбранным профессиональным качествам;
КЕб - вес общепрофессиональных качеств -доля общепрофессиональных качеств в модели профессиональных качеств.
Те, у кого итоговый уровень выше 1, будут самыми продвинутыми, а те, кто ниже 1, будут профессиональными качествами, требующими развития.
Результаты оценки уровня развития профессиональных качеств являются основой для составления индивидуального плана профессионального развития государственного служащего, а также учитываются при организации дополнительного профессионального обучения и иной деятельности государственных служащих [10].
Заключение
В заключение следует отметить, что увеличение числа пользователей программных комплексов связано не только с тем, что система предназначена для решения целевых задач, но и с ее удобным интерфейсом на национальном языке, способом представления результатов, консультированием и помогая пользователю, с другой стороны, помогает принимать рациональные решения.
«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #17«)), 2022 / MEDICAL SCIENCES
29
Исходя из этого разработано система мониторинга и оценки деятельности государственных слу-жащихю
Для оценки и контроля деятельности по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих разработана информационная система на основе технологии MVC (Model View Controller), состоящая из 6 функциональных модулей, работающих в многопользовательском режиме на базе клиент-серверной архитектуры.
Список использованных литератур
1. Otabek Hasanov. A new school for the training of civil servants. New Uzbekistan. May 27, 2022, N 105
2. Рахманов К.С., Махманов Б.К. Применение реляционной модели к системе мониторинга и оценки деятельности гражданских служб // Colloquium-journal. Warszawa, Polska. №17 (104), 2021., 6-11 с. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-17104-6-14.
3. Rakhmanov K. S., Makhmanov B.K. Digital transformation monitoring system of civil servants with information systems of e-government of Uzbekistan. The 15th Universiti Malaysia Terengganu Annual Symposium 2021 (UMTAS 2021). 23-25 November 2021. Universiti Malaysia Terengganu.
4. Рахманов КС., Махманов БД. Применение практиков связной алгебры к системе мониторинга деятельности гражданских служб // Труды международной научно-практической конференции на тему посвященной 180-летию И.Алтынсарина «Великий учитель казахского народа и современное знание». Шымкент, 14-15 мая 2021 года. с. 128-135.
5. Минтруд России подготовил методические инструментарии, методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку). Москва, 2013.246 с.
6. Рахманов К.С., Махманов Б.К. Роль модели системы оценки профессиональной деятельности
UDC 004.8; 612.8
государственных служащих в системе государственного управления // Материалы Республиканской научно-практической
конференции «Приоритеты государственного управления и цифровизации экономики». Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан. Ташкент 2020 г. 15 мая. С. 8-11.
7. Рахманов К.С., Махманов Б.К. Роль информационных систем в подготовке конкурентоспособных кадров в сфере государственного управления // Сборник трудов Международной научно-технической конференции «Роль и место общественного-гуманитарных наук в модернизации общественного сознания и в формировании человеческого капитала в странах Центральной Азии» посвященной году Казахстана в Узбекистане. Ташкент, 22 ноября 2019 г. С. 198-201.
8. Kurbon Sodikovich Rakhmanov, Botir Kudra-tovich Makhmanov, The Role of the Model of Evaluation System of Civil Servants' Professional Activities in Public Administration". ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 1 | ISSUE 3 | 2020 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2020: 4.804. Academic Research, Uzbekistan. Academic Research, Uzbekistan. http://www.ares.uz/jurnallar-sahifasi/ares-vol-1-no-3-2020 257-267.
9. Джунусбекова Г.А. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности государственных органов в Республике Казахстан // Public Policy and Administration. - 2015. - Vol.14, №2. - Р. 250-264.
10. Rakhmanov K.S., Makhmanov B.K., The role of the model of evaluation system of civil servants' professional activities in public administration // " Материалы Республиканской научно-технической конференции «Инновационные подходы как залог развития науки: решения и перспективы». -ДЖиззах: Джиззакский филиал НУУз, 8-10 октябрь 2020 год. с. 94-99.