Научная статья на тему 'Роль мобильных приложений в образоваании'

Роль мобильных приложений в образоваании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБИЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / IOS / ANDROID / МОБИЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА / ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / MOBILE SOFTWARE / MOBILE APPLICATION / MOBILE DEVELOPMENT / OPERATING SYSTEM / EDUCATION / МОБИЛЬДі БАГДАРЛАМАЛЫЦ қАМТАМАСЫЗ ЕТУ / МОБИЛЬДі қОСЫМША / МОБИЛЬДі әЗіРЛЕУ / ОПЕРАЦИЯЛЫқ ЖүЙЕ / БіЛіМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова М.И.

В статье отмечено, что обмен информацией в настоящее время является неотъемлемой частью жизни каждого человека: телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны становятся цифровой жизнью. Подчёркивается, что по мере технического прогресса электронные приборы получают все новые и новые процессоры, позволяющие выполнять все более сложные задачи, обрабатывать больший поток информации. Описано использование мобильных приложений для изучения дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of mobile applications in education

In the article it is noted that at the present time information sharing is integral part of human being. Mobile devices such as smartphones, tablets become digital life. As technical progress inclines, electronic devices obtain newer processors that allow to use more heavy computing, to process more information. Learning subjects by using mobile applications is a rather new method, which grows in popularity.

Текст научной работы на тему «Роль мобильных приложений в образоваании»

ЗШ

УДК 377.5.02:37.016

РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Мак,алада аппарат алмасу K,a3ipri уак,ытта эр адам-ныц емгршщ ажырамас бел in болып табьшатыны атап керсетшген: телефон дар, планшеттш компью-терлер, смартфондар сандык, емф суредг Техника-лык, прогреске кдрай Электрондык, аспаптар негур-лым курдел! мшдеттерд] орындауга, акцараттыц кеп агынын ецдеуге мумкшдш беретш барлык, жаца жэне жаца процессорларды алады. Пэндерд] опыту унпн мобильдж к,осымшаларды крлдану сипат-талган.

Аннотация

В статье отмечено, что обмен информацией в настоящее время является неотъемлемой частью жизни каждого человека: телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны становятся цифровой жизнью. Подчёркивается, что по мере технического прогресса электронные приборы получают все новые и новые процессоры, позволяющие выполнять все более сложные задачи, обрабатывать больший поток информации. Описано использование мобильных приложений для изучения дисциплин.

Annotation

In the article it is noted that at the present time information sharing is integral part of human being. Mobile devices such as smartphones, tablets become digital life. As technical progress inclines, electronic devices obtain newer processors that allow to use more heavy computing, to process more information. Learning subjects by using mobile applications is a rather new method, which grows in popularity.

В век высоких технологий мобильные приложения уже стали чем-то обыденным. Так как современный период развития в сфере технологий обеспечивает простые и доступные способы получения информации. Обмен информацией в настоящий момент является неотъемлемой частью жиз-

Мамедоеа М.И.,

преподаватель информатики высшей категории, Костанайский

строительный колледж, г. Костанай

Нег'гзг'! создер: мобилъдi багдарламалык камтамасыз ету, мобилъдi косымша, iOS, Android, мобилъдi эзгрлеу, опе-рациялъщ жуйе, бшм.

Ключевые слова: мобильное программное обеспечение, мобильное приложение, iOS, Android, мобильная разработка, операционная система, образование.

Keywords: mobile software, mobile application, iOS, Android, mobile development, operating system, education.

в; s x

<c

m

о

СП £

w

о

О О W

=г о

CL

с

ш

X X

О S

m

о х

х s

ш_„

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

ни каждого человека. А такие девайсы, как телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны становятся основой цифровой жизни. По мере технического прогресса электронные приборы получают все новые и новые процессоры, позволяющие выполнять все более сложные задачи, а также обрабатывать больший поток информации. На данный момент мобильные устройства имеются практически у всех возрастных категорий людей. Следовательно, мобильные приложения всегда актуальны. Большая часть пользователей не используют в полной мере свои аппараты [1, с. 56], не раскрывают потенциал, вложенный в него разработчиком. А это значит, что и студенты слабо осведомлены о предоставляемых возможностях смартфона и прочих Smart дополнений. Результаты многих исследований показывают, что по большей части подростки знакомы только с игровой стороной компьютерной жизни. При этом факты использования мобильных приложений, смартфона и прочих Smart дополнений для получения дополнительных знаний в сфере образовательной мотивации отсутствуют. Изучение дисциплин посредством мобильных приложений является t^ сравнительно новым способом, который К набирает популярность. На данный мо-g мент нет достаточно крепкой основы для < построения новой системы обучения на

Он

g основе приложений.

¡3 В связи с вышеизложенным, вполне

и

логично использование мобильного при-о ложения как вспомогательного элемен-С та в образовательной системе. Для над чала поясним само понятие «мобильное щ приложение». Мобильное приложение § - это разработанное программное обес-<! печение, предназначенное для функци-о онирования на смартфонах, планшет-Щ ных компьютерах и других мобильных устройствах [1, с. 154]. Базовая часть мо-

аука и практика ^^

бильных приложений предусмотрена и предустановлена на самом устройстве или может быть загружена из онлайн-ма-газинов приложений, таких, как AppStore, BlackBerryAppWorld, GooglePlay, lmobile market, windowsphonestore, Яндекс.store и других, бесплатно или за плату[2]. Изначальной целью подобных программных обеспечений была быстрая и удобная проверка электронной почты, но значительный спрос привел к увеличению назначений в различных сферах. Сами же студенты все больше и больше предпочитают мобильные технологии и используют их регулярно в своей личной жизни [1, с. 677]. Поэтому не удивительно, что для современных молодых людей не составит особых трудностей применить мобильные устройства для обучения, а не только для своих конкретных потребностей.

Одним из преимуществ использования мобильных технологий в ходе процесса обучения является то, что обучающиеся получают доступ к контролю получаемой информации. А также свобода выбора среди огромного количества доступных знаний открывает перед студентом неограниченные возможности в обучении, что предоставляет ему свободу и независимость [1, с.733].

В отличие от традиционной формы подачи учебных материалов и заданий, мобильное обучение применяет инновационные технологии, с помощью которых происходят изменения в процессе преподавания. Для доставки определенного рода информации применяются такие современные сервисы, как социальные сети, облачные хранилища, хостинги ме-диаданных, а в последнее время некоторые преподаватели стали использовать социальные сети, выкладывая туда полезную информацию. Для возмещения образовательных потребностей современного человека становится неизбежным поиск

новых и соответствующих нынешнему времени способов донесения информации. Но это станет возможным только тогда, когда все педагоги будут в полной мере владеть и быть активными пользователями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Эволюция мобильных приложений привела к радикальным изменениям.

Для успешного внедрения модернизированных систем обучения появляется необходимость в технологиях, которые позволят работать с ними произвольному количеству пользователей, предоставляя хорошую обучающую среду. Стоит отметить, что во внедрении в образовательный процесс мобильного обучения есть как преимущества, так и недостатки. Данный вид обучения на своем этапе формирования становится реальным в успешном о суще ствлении.

Ученые ЮНЕСКО выделяют ряд преимуществ мобильного обучения [2]:

• мобильность. Современные смарт-гаджеты дают возможность организовать и оптимизировать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У такого рода мобильности существуют два аспекта: во-первых, возможность реализации образовательных программ, несмотря на местоположение квалифицированного специалиста. Во-вторых, легкость в доступе с разных устройств, за счет использования систем облачного хранения. В случае смены сотового телефона обучающийся будет иметь доступ ко всей ранее имевшейся информации. Вдобавок к тому, для выполнения разных по степени сложности заданий он с легкостью сможет использовать разные устройства;

• перманентность образования. Если сравнивать с предшествующими годами, то использование информационных технологий было ориентировано на стационарные устройства. Но на данном этапе

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

формирования и развития технологии предполагают непрерывный доступ к информационной базе. Так как мобильные устройства зачастую находятся и принадлежат одному владельцу, они делают процесс образования непрерывным: следовательно, представляется возможность выполнять задания в любое удобное для них время, а преподаватели могут выносить пассивную долю обучения за пределы класса. Мобильные приложения дают возможность вести непрерывное обучение в местах военных конфликтов и даже в зонах катастроф, что является демонстрированием еще одного проявления непрерывности;

• персонализация обучения. Мобильные приложения предоставляют обучающемуся самостоятельно выбирать содержимое определенных курсов, уровень сложности и прочий контент. А также продвигаться на следующий уровень сложности в зависимости от личных предпочтений и усвоенных знаний, самостоятельно оценивать свои результаты и выполнять дополнительные задания для закрепления материала. Кроме того, мобильный телефон позволяет каждому студенту изучать материал в той форме, в какой ему удобнее. То есть создатель образовательных программных обеспечений в целях х улучшения качества предоставляемых га услуг должен адаптировать одну и ту же < информацию, а также способы ее воспро- § изведения (текст, графика, видео, аудио) 3 для повышения эффективности; ^

• улучшение качеств коммуникации. ^ Мобильные устройства допускают лег- с кость в выстраивании быстрого и каче- д ственного общения между преподава- щ телем и обучающимся. Обратная связь § с учениками позволяет преподавателям <: отслеживать показатель успеваемости от- о

нч

дельно по заданному студенту. ®

Есть и другие преимущества, представ-

в; S х

m

о

СП

£ W О

¡3

о о

W

0

CL

с

ш ¡3

1 х о

S =Г

m

о х

х s

ленные в разных источниках [3, с. 25]:

• обеспечение ряда диалоговых возможностей;

• использование мобильныхустройств подстегивает интерес к обучению у тех студентов, которые вели себя скованно и не проявляли энтузиазм при традиционной подаче;

• автономное обучение и обмен информацией;

• сортировка информации для облегчения поиска по определенным критериям;

• практическая работа с различного рода технологиями - доступ к материалам не только по изучаемой теме, но и дополнительные знания, возможности использования различного рода технологий, что дает студентам возможность достижения необходимого уровня образованности;

• обзор различных по типу формата материалов (видео- и аудиоматериалов обучающего характера);

Несмотря на плюсы, также имеются определенные недостатки [3, с. 33-34]:

• с ростом использования мобильных приложений идет спад развития коммуникабельности, так как контакт между обучающимися и преподавателем будет минимизирован. Следовательно, данная форма обучения будет тормозить развитие таких качеств, как коммуникабельность, уверенность, лидерство, а также умение работать в команде;

• трудности со свободным доступом в интернет в некоторых регионах, необходимым для использования удобной работы приложений на гаджетах;

• капитальные финансовые затраты на запуск качественного мобильного приложения;

• при неумении работать с техническим устройством могут возникать прочие трудности в изучении материала, а также в его усвоении;

• потеря концентрации при чтении объемных текстовых отрывков, которые отсутствуют в ряде мобильных приложений.

На сегодня число мобильных приложений насчитывает около 1,5 миллиарда единиц, что превосходит количество стационарных компьютеров почти в три раза. И нельзя пренебрегать таким фактором, как актуальность площадки мобильных приложений. Поскольку для получения доступа к разным типам информации использование мобильных устройств гораздо удобнее. Зачастую студенты используют Smart девайсы, коммуникаторы и планшетные компьютеры не только в игровых, но и в образовательных целях. Иначе говоря, работа с мобильным устройством способствует формированию технической компетенции обучающегося и ослабляет его возможности для коммуникативной компетенции. Машинная и быстрая проверка заданий предоставляет студентам шанс получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе [3, с.580]. Вдобавок программа мобильного приложения самостоятельно производит анализ ошибок и с их учетом предоставляет рекомендации и упражнения для их устранения.

С помощью мобильных приложений преподаватели имеют широкий ряд возможностей, начиная от создания мультимедийных, интерактивных курсов, предназначенных для использования не только на персональных компьютерах, но и в мобильных устройствах. Данный ряд программ дает возможность студентам просматривать и прослушивать видео- и слайд-лекции на своих смартфонах, планшетах в любое время и в любом месте неограниченное количество раз. А после ознакомления с учебным курсом перед студентами открывается возможность оценить свои полученные знания,

посредством прохождения тестирования.

Преимущества используемых приложений:

• интуитивно понятный интерфейс;

• удобная библиотека образовательных материалов;

• мгновенный доступ к избранным материалам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• просмотр курсов в режиме off-лайн.

Суммируя выше сказанное, можно

утверждать, что мобильное обучение -это такая учебная активность с использованием не исключительно, а преимущественно, портативных устройств, таких, как телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, иногда ноутбуки и др., но не обычные настольные стационарные компьютеры (IADIS International Conference Mobile Learning) [4].

Ввод мобильных приложений в процесс обучения становится доступным благодаря многочисленному набору функций (голосовая связь, обмен сообщениями, обмен видео- и аудиоматериалом и прочее).

Качественная модернизация и обновление нынешних методик обучения так необходимы современному образовательному процессу обучения студентов. И использование мобильных программных обеспечений - один из эффективных и доступных способов повышения мотивации не только преподавателей, но и студентов. И в целом с помощью новых технологий можно сделать процесс получения образования более привлекательным для подрастающего поколения. Также следует отметить, что большую роль в образовательном процессе все равно будет занимать взаимоотношение студента и преподавателя, так как было уже отмечено, что студенты в основном ознакомлены только с игровыми компьютерными и мобильными приложениями и использу-

Ш

ют свою технику для развлечения. Но по мере внедрения мобильных приложений в систему образования будут происходить сдвиги и в восприятии, так как это не будет чем-то радикально новым, и студенты не будут воспринимать задания на экране гаджета лишь как очередную красочную игрушку.

Таким образом, предложенный подход к организации обучения студентов с использованием мобильных устройств расширяет условные рамки за счет использования новых возможностей мобильных платформ. Он расширяет среду обучения и выходит за ее пределы. Полученный опыт использования образовательных технологий показал их осуществимость и эффективность в современной реализуемой образовательной практике. Применение подобных новшеств в системе образования способствует успешному освоению изученного материала. Мобильное обучение не заменит традиционного, но оно может быть использовано в качестве дополнения к обучающему процессу в высшей школе и как компонент смешанного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Хашими С. Разработка приложений Ц для Android / С. Хашими, С. Коматинени, ^ Д. Маклин. - СПб.: Питер, 2011. - 736 с. §

ГО

2.Сайт разработки в AndroidStudio. - < URL: https:// developer.android.com (дата о обращения: 4.02.2018). g

3.Рето Майер. Professional Android 2: и Application Developmentecond Edition. - о M.: ЭКСМО, 2011. - 672 с. С

и

4.Ресурс для IT-специалистов. Хабра- 3

к

Хабр. - URL: http://habrahabr.ru/ (дата об- х ращения: 4.02.2018). К

5.Давыдов С. IntelliJ IDEA. Профессио- ^ нальное программирование на Java. - § СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 800 с. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.