Научная статья на тему 'РОЛЬ МИРОВЫХ ЭЛИТ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА: СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

РОЛЬ МИРОВЫХ ЭЛИТ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА: СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
622
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / МИРНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / МИРОВЫЕ ЭЛИТЫ / ISRAELI-PALESTINIAN CONFLICT / PEACE PROCESS / INTERNATIONAL COMMUNITY / WORLD ELITES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григорян Давид Кромвелович, Кондратенко Евгения Николаевна, Фарапонова Татьяна Константиновна

Актуальность настоящий статьи обусловлена тем, что палестино-израильский конфликт продолжает выступать зоной дестабилизации на Ближнем Востоке. Мировые элиты по-прежнему оказывают влияние на протекание конфликта и предпринимают попытки его мирного урегулирования. В статье авторы рассматривают основные проблемы урегулирования палестино-израильского конфликта, мирные инициативы нулевых годов, инициированные мировыми элитами, а также указывают перспективы дальнейшего урегулирования данного конфликта. Данная статья - вторая в цикле статей, в которых анализируется роль мировых элит в палестино-израильском противостоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Григорян Давид Кромвелович, Кондратенко Евгения Николаевна, Фарапонова Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF WORLD ELITES IN THE SETTLEMENT OF THE ISRAELI -PALESTINIAN CONFLICT AT THE MODERN STAGE

The relevance of this article is due to the fact that the Israeli-Palestinian conflict continues to be a zone of destabilization in the Middle East. World elites continue to influence the course of the conflict and attempt to resolve it peacefully. This article discusses the main problems of the settlement of the Israeli-Palestinian conflict, peace initiatives of the 2000s, initiated by world elites, as well as the prospects for the further settlement of this conflict.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИРОВЫХ ЭЛИТ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА: СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

2020' 05

ВЛАСТЬ

281

УДК 327.5:327.56

ГРИГОРЯН Давид Кромвелович — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected])

КОНДРАТЕНКО Евгения Николаевна — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected])

ФАРАПОНОВА Татьяна Константиновна — магистрант Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected])

Роль мировых элит в урегулировании палестино-израильского конфликта: современный период

Аннотация. Актуальность настоящий статьи обусловлена тем, что палестино-израильский конфликт продолжает выступать зоной дестабилизации на Ближнем Востоке. Мировые элиты по-прежнему оказывают влияние на протекание конфликта и предпринимают попытки его мирного урегулирования. В статье авторы рассматривают основные проблемы урегулирования палестино-израильского конфликта, мирные инициативы нулевых годов, инициированные мировыми элитами, а также указывают перспективы дальнейшего урегулирования данного конфликта.

Данная статья - вторая в цикле статей, в которых анализируется роль мировых элит в палестино-израильском противостоянии.

Ключевые слова: палестино-израильский конфликт, мирный процесс, международное сообщество, мировые элиты

Конец XX в. - начало XXI в. ознаменовались попыткой мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Мировые элиты стали принимать активное участие в урегулировании конфликта, разрабатывать планы по его мирному разрешению, работают конгрессы, заседания, форумы.

Европейский союз, США, Россия и ООН являются квартетом в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. На данном этапе все мирные процессы были инициированы участниками данного «квартета». Несмотря на некоторую согласованность в ряде вопросов, все участники играют разную роль в процессе мирного урегулирования данного конфликта.

Сначала СССР, а потом Россия активно принимает участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. Россия установила дипломатические отношения как с Израилем, так и с Палестиной. Происходят встречи с палестинскими и израильскими лидерами, Россия также претендует на роль посредника в мирных переговорах конфликтующих сторон. Несмотря на постоянное сотрудничество Российской Федерации с Израилем и Палестиной, характер отношений с каждой стороной имеет свои особенности. Российско-палестинские отношения традиционно складывались благоприятно. В 1998 г. было учреждено Палестинское общество дружбы с Россией, в 2001 г. оно было воссоздано, а в 2008 г. был создан Российско-палестинский деловой совет. В.В. Путин постоянно ведет переговоры с лидером палестинского народа Махмудом Аббасом.

282

ВЛАСТЬ

2 0 2 0' 0 5

Также правительство РФ выражает солидарность с народом Палестины и поддерживает укрепление палестинской государственности [Семенченко 2017].

Уровень экономического взаимодействия Израиля и России гораздо выше российско-палестинского. Данные МИДа РФ показывают, что российский экспорт в Израиль необработанных алмазов составляет 37%, товаров топливно-сырьевой группы - 30%, и продукции АПК - 17%. Израиль экспортирует в Россию значительную долю сельскохозяйственной продукции. При всем взаимодействии России и Израиля эти отношения не являются стратегическими. Во-первых, Россия тесно сотрудничает с Ираном: ХАМАС не признана террористической организацией, и Москва принимает на официальном уровне ее лидеров. Москву и Тель-Авив связывают отношения в военной сфере, т.к. Израиль применяет высокие технологии в области вооружения. В 2012 г. на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) началось производство беспилотных самолетов по израильской лицензии. После событий на Украине 2014 г. Израиль ввел санкции в отношении Российской Федерации. Министерство обороны Израиля приказало всем израильским компаниям, которые были заняты в создании беспилотных авиационных систем (БАС), не начинать и не продолжать переговоры по возможным новым контрактам с Россией в данной области, т.к. политика России в отношении Египта и Сирии противоречит политике Израиля в Ближневосточном регионе.

Россия продолжает сотрудничество с Палестиной, особое внимание уделяя межпалестинским переговорам, т.к. в самой Палестине нет согласия и единства. Российская сторона в официальных заявлениях поддерживает Организацию Освобождения Палестины и утверждает, что восстановить национальное единство возможно только на базе ООП.

ЕС также является важным участником в процессе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. ЕС представляет большую совокупность европейских государств, которые по-разному относятся к участникам конфликта. В последнее десятилетие перед Европой остро стоит вопрос ближневосточных мигрантов. В 2010 г. представители Ближнего Востока в Германии составляли 5,8% населения, во Франции - 7,5%. В целом около 10% населения арабского Магриба проживает на территории Европы. Представители Ближнего Востока создают группы давления; еврейского населения в Европе гораздо меньше, чем арабского, следовательно, арабы имеют больше возможностей лоббировать свои интересы.

Границы Европы близко расположены к границам Ближнего Востока, а значит, вопрос мирного урегулирования палестино-израильского конфликта является важным для ЕС. Пока этот конфликт не будет урегулирован, перед Европой стоит опасность ближневосточного терроризма, контрабанды оружия массового поражения1.

Еще одним фактором в поддержке арабского населения в ближневосточном конфликте является то, что большинство стран ЕС зависят от импорта ближневосточной нефти. Основным игроком в ЕС является Германия, а ее отношения на современном этапе с Израилем - непростые, т.к. в сознании евреев до сих пор остается холокост. Израиль постоянно сотрудничает с Турцией, а Турция и Греция находятся в сложных отношениях. У Нидерландов имеются исторические связи с Израилем, которые они постоянно поддерживают [Приписнова 2016].

Следующий участник «квартета» - ООН, она также предлагает свои проекты

1 Мусульмане в Европе - сколько их? Доступ: https://isralove.oig/load/3-1-0-542 (проверено 22.08.2020).

по мирному урегулированию палестино-израильского конфликта. Генеральная Ассамблея ООН на своей 10-й чрезвычайной специальной сессии 22 октября 2003 г. одобрила резолюцию, которая требовала от Израиля остановить строительство и ликвидировать стену, построенную на палестинской территории. За неделю до принятия резолюции США наложили вето на резолюцию СБ ООН, которая осуждала строительство Израилем стены. Резолюции СБ ООН являются общеобязательными, а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не обязательны, однако они показывают мнение мирового сообщества по различным вопросам. Генеральная Ассамблея осуждала действия Израиля, а также объявила, что Израиль аннексировал территорию Палестины, т.к. при строительстве заградительной стены была затронута территория проживания палестинцев. Израильская сторона заявила, что строительство стены необходимо, т.к. она обезопасит израильский народ от палестинского террора. По уставу ООН международное сообщество может использовать силовые методы с целью принуждения к миру только тогда, когда все другие методы будут исчерпаны. В данный период ООН оказывает постоянное содействие попыткам усадить Израиль и Палестину за стол переговоров.

Стоит отметить роль США в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Ближний Восток является сферой интересов США, особенно ближневосточные энергетические ресурсы. Штаты выступают за разрешение кризиса, потому что арабо-израильский конфликт порождает терроризм, который опасен для всего мира в целом. США и Израиль активно сотрудничают в различных сферах, что и обусловливает принятие США позиции Израиля в вопросах мирного урегулирования конфликта. До нулевых годов американская элита не стремилась вмешиваться в государственное строительство Палестины, и в основном все попытки урегулирования данного конфликта были в рамках международных конференций. В нулевых годах позиция США меняется. Американская элита заявила, что для решения арабо-израильского конфликта необходимо вмешаться во внутренние дела Палестины, помочь с их государственным устройством, также необходимо оказать помощь в построении демократического государства. Если Палестина будет следовать демократическим принципам, то у арабо-израильского конфликта появится шанс урегулирования.

После смерти Я. Арафата и с приходом к власти в Палестине М. Аббаса американская элита постоянно вела переговоры с палестинской стороной и видела шанс мирного урегулирования конфликта.

Помощь палестинцам деньгами со стороны США не принесла никаких результатов. В своих предвыборных обещаниях Трамп заявлял, что он планирует перевезти посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. В мае 2017 г. Дональд Трамп отправился к Стене Плача в Иерусалиме, который является спорной территорией арабов и евреев, но в это время его еще не сопровождала израильская политическая элита.

В феврале 2017 г. Дональд Трамп заявил, что концепция «два государства для двух народов» уже устарела и нужно добиться мира на Ближнем Востоке таким способом, который будет устраивать стороны конфликта. В сентябре 2018 г. Америка заявила, что она больше не будет финансировать Ближневосточное агентство ООН, занимающееся помощью палестинским беженцам и организацией работ (БАПОР). Американская элита критично настроена по отношению к деятельности ООН в ближневосточном конфликте и утверждает, что ООН на данном этапе является клубом по интересам, в рамках его деятельности не учитываются в полном объеме позиции всех конфликтующих сторон [Хлебникова 2014].

На современном этапе в американской позиции четко просматривается поддержка израильской стороны, т.к. Израиль является зоной влияния США и в перспективе он может стать площадкой усиления позиций США на Ближнем Востоке.

Первой попыткой по урегулированию палестино-израильского конфликта в начале нулевых годов стал план «Дорожная карта», на который мировое сообщество возлагало большие надежды. В разработке плана приняли участие США, Евросоюз, ООН, РФ. По своему содержанию «Дорожная карта» представляла трехэтапный план окончательного мирного урегулирования палестино-израильского конфликта к 2005 г. План предполагал формирование суверенного государства Палестины на основе формулы «мир в обмен на территории». На первом этапе мировые элиты предложили Палестине и Израилю прекратить все военные действия в отношении друг друга. Условием начала палестино-израильского взаимодействия мировые элиты также обозначили формирование палестинских общественных институтов, нормализацию жизни палестинцев и освобождение Израилем оккупированных территорий Палестины. На втором этапе должно было сформироваться независимое демократическое государство Палестины с гражданскими и политическими институтами. Третий этап предполагал выработку консенсусного решения между Палестиной и Израилем при участии ООН, США, России и ЕС. 30 апреля 2003 г. план был представлен израильской и палестинской правящим элитам. Израиль и Палестина рассмотрели возможность осуществления данной мирной инициативы, предложили свои поправки. В итоге план был скорректирован с учетом мнения Палестины и Израиля1.

В рамках данной мирной инициативы мировые элиты не смогли предложить конструктивное решение вопроса палестинских беженцев и статуса Иерусалима. Некоторые положения плана вызвали разногласия как среди конфликтующих сторон, так и среди участников коалиции. США требовали отстранить действующую палестинскую администрацию и избрать новую, а также считали, что Израиль должен продолжить постройку еврейских поселений. Россия, ООН и Евросоюз, наоборот, рассматривали палестинскую верхушку как законную власть и выступали против строительства еврейских поселений. Среди представителей мировых элит не сформировалась единая позиция по урегулированию палестино-израильского конфликта, что и привело к провалу плана «Дорожная карта».

Следующей мирной инициативой международного сообщества в палестино-израильском противостоянии стала международная конференция в Аннаполисе (штат Мэриленд, США) 27 ноября 2007 г. Мировые элиты вновь обратили свое внимание на проблемы Ближнего Востока, в связи с чем целью данной конференции стало оказание содействия в формировании условий, которые станут почвой для начала мирных переговоров. В конференции приняли участие Израиль, Палестина, Россия, США, ЕС, ООН, страны - члены ЛАГ. Данную конференцию нельзя назвать мирными переговорами -она представляла только подготовку к переговорам.

Конференция в Аннаполисе оказалось одной из самых неудачных конференций, в ходе которой не был решен ни один вопрос.

Важным событием в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта является Парижская конференция, которая состоялась 15 января 2017 г. Она является вторым этапом спроектированного Францией мирного

1 Шумилин А.И. 2003. «Дорожная карта» бита. Израиль и Палестина вступают в новую фазу силового противостояния. - Российская газета. № 3304. С. 10.

процесса. В июне 2016 г. во Франции состоялась международная встреча, которая была посвящена обсуждению палестино-израильской проблематики. В ней приняли участие 28 стран. Итогом встречи стало принятие резолюции СБ ООН № 2334, в которой осуждалась деятельность Израиля по строительству поселений на оккупированных палестинских территориях. Данная резолюция стала важным шагом в процессе мирного урегулирования конфликта, т.к. международное сообщество осудило действия Израиля, связанные с проблемой еврейских поселений, Палестина получила возможность выступать на международных форумах против подобных шагов Израиля. После проведения конференции были сформированы группы для проведения мирных переговоров межу конфликтующими сторонами по трем направлениям. Первая группа во главе со Швецией работала в рамках гражданского направления - она проводила переговоры с представителями общественных организаций Израиля и Палестины. Целью этой рабочей группы было создание форума по палестино-израильским отношениям, в который будут вовлечены представители общественности.

Вторая рабочая группа вела разработку экономических стимулов, которые мировые элиты способны предложить Палестине и Израилю для начала их мирного взаимодействия. В рамках данного направления было проведено множество консультаций с европейскими державами, международными организациями, а также с Китаем, Японией и США.

Деятельность третьей рабочей группы была направлена на разработку проекта будущей палестинской государственности. Во главе этой рабочей группы стояла Германия. В ноябре 2016 г. была проведена конференция в Берлине по предложенному проекту новой государственности.

По итогам конференции международное сообщество подтвердило свою готовность оказать Израилю и Палестине поддержку в налаживании двустороннего диалога. ЕС согласен предоставить Палестине статус привилегированного партнера, после того как Палестина достигнет мирного соглашения с Израилем. Международное сообщество намерено поддержать формирование государственности в Палестине.

Итоги Парижской конференции 2017 г. не смогли изменить состояние палестино-израильского конфликта, а также усадить за стол мирных переговоров Израиль и Палестину. Мировые элиты снова выразили готовность помочь в мирном урегулировании конфликта, но конкретные пути урегулирования предложены не были. Конференция была бессмысленной с самого начала, потому что Израиль бойкотировал ее, израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что данная конференция не учитывает интересы израильтян и полностью поддерживает Палестину, что она не несет каких-то изменений и основана на старых положениях и проектах, которые сейчас уже не актуальны. Участники конференции не приняли во внимание позицию Израиля, что и стало главным просчетом в работе конференции: если одна из конфликтующих сторон заведомо не согласна садиться за стол переговоров и полностью отрицает мирный процесс, то положительных результатов достичь практически невозможно.

В январе 2020 г. Д. Трамп предложил собственную программу урегулирования палестино-израильского конфликта - «Сделку века». Ключевыми пунктами «Сделки века» являются: отказ Палестины от террора в отношении Израиля, создание единого Иерусалима, который станет столицей Израиля, расширение палестинской территории, прекращение Израилем строительства на палестинских территориях. Мнения по данной мирной инициативе разделились. Лига арабских государств признала данный проект несправедливым, т.к. он не

учитывает в полной мере интересы палестинцев. Лидер палестинского государства Аббас также отверг американский проект.

В данный момент процесс мирного урегулирования палестино-израильского конфликта зашел в тупик. Международное сообщество не может повлиять на Палестину и Израиль, т.к. стороны не готовы идти на взаимные уступки.

Палестино-израильский конфликт по своей структуре асимметричен в связи с абсолютным преимуществом Израиля в ресурсном, экономическом, технологическом и военном планах. Дальнейшая эскалация приведет к доминированию одной стороны, и больше шансов на это имеет Израиль. Израиль в геополитическом пространстве является узлом, соединяющим Средний и Ближний Восток, а также африканские страны. В этой территориальной плоскости располагаются важные нефтяные потоки, которые являются основной причиной особого внимания мировых элит к палестино-израильской проблематике.

В XXI в. мировые элиты пристально следят за развитием палестино-израильского противостояния и стремятся оказать влияние на его динамику.

Россия, ЕС и США выступают в роли посредников, предлагая свою помощь в проведении мирных переговоров между Палестиной и Израилем. Но у каждой стороны есть свои личные интересы.

Для российской элиты крайне невыгодно усиление позиций Израиля в регионе, поэтому при дальнейшей эскалации палестино-израильского конфликта российской стороне выгодней оказывать поддержку Палестине. Высокий уровень поддержки палестинцев может привести к негативным последствиям. Нехватка ресурсов в военном противостоянии заставит ХАМАС обратиться за помощью к ИГИЛ (запрещенная в России организация), впоследствии они могут образовать коалицию и нанести значительный террористический удар как на территории России, так и на территории Европы.

Усиление позиций Израиля также приведет к активизации стран Ближневосточного региона. Политика Египта, Саудовской Аравии, Ирана в отношении Израиля станет агрессивной, что может привести к вооруженному столкновению арабских стран и Израиля. Это еще больше усугубит сложную ситуацию во всем регионе.

У ЕС есть определенные трудности в проведении единой политики в вопросе палестино-израильского конфликта, т.к. основные члены ЕС имеют различные взгляды и интересы. Данные проблемы обостряет неспособность институциональных структур ЕС выработать единый подход в области разногласий.

Европейский союз хочет добиться мирного урегулирования конфликта, но ему сложно выработать единую ближневосточную политику, потому что одним представителям ЕС выгодно сотрудничать с Палестиной и с арабским миром, а другие представители ЕС больше перспектив видят в сотрудничестве с Израилем.

Американская сторона постоянно оказывает влияние на процесс мирного урегулирования палестино-израильского конфликта: за 20 лет США поддерживали как Израиль, так и Палестину, но добиться успехов на данном направлении так и не удалось.

Мировые элиты играют важную роль в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта [Григорян 2018]. Все участники данного процесса предлагают проекты и пути мирного решения проблемы, но их деятельность не привела к разрешению палестино-израильского противостояния. Причиной этого стало лавирование России, ЕС и США между Палестиной и Израилем, когда каждый участник стремится получить выгоду от ближневосточного конфликта.

2 02 0'05

ВЛАСТЬ

287

К сожалению, нетрудно прийти к выводу, что реальных перспектив в мирном урегулировании палестино-израильского конфликта в ближайшее время нет.

Список литературы

Григорян Д.К. 2018. Межэтнические конфликты: типы, содержания и пути преодоления. - Философия права. № 3(86). С. 123-127.

Приписнова Е.С. 2016. О некоторых аспектах политики ЕС в сфере урегулирования арабо-израильского конфликта. - Политика и общество. № 12(144). С. 1693-1699.

Семенченко Н.А. 2017. Особенности русского/российского присутствия в Палестине/Израиле. - Российская диаспора в странах Востока: материалы 8-й научной межинститутской конференции. М.: Институт востоковедения РАН. С. 78-85.

Хлебникова Л.Р. 2014. Инструменты внешней помощи в контексте американо-израильского взаимодействия (1948-2014). - Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. Т. 6. № 3. С. 115-149.

GRIGORYAN David Kromvelovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor ofthe Chair of Political Science and Ethno-Politics, South-Russian Institute of Management — Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected]) KONDRATENKO Evgeniya Nikolaevna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Ethno-Politics, South-Russian Institute of Management — Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected]) FARAPONOVA Tatyana Konstantinovna, master student at the South-Russian Institute of Management — Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected])

THE ROLE OF WORLD ELITES IN THE SETTLEMENT OF THE ISRAELI -PALESTINIAN CONFLICT AT THE MODERN STAGE

Abstract. The relevance of this article is due to the fact that the Israeli-Palestinian conflict continues to be a zone of destabilization in the Middle East. World elites continue to influence the course of the conflict and attempt to resolve it peacefully. This article discusses the main problems of the settlement of the Israeli-Palestinian conflict, peace initiatives of the 2000s, initiated by world elites, as well as the prospects for the further settlement of this conflict. Keywords: Israeli-Palestinian conflict, peace process, international community, world elites

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.