Научная статья на тему 'РОЛЬ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
художественный металл / ковер / живопись / рисунок / миниатюра / сюжет / декор. / artistic metal / carpet / painting / description / miniature / plot / decor.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбанова Севиндж Вагиф Кызы

В статье исследуется использование миниатюрной живописи в произведениях азербайджанского декоративно-прикладного искусства ковроткачестве, обработки дерева, обработке металла, вышив-ке и керамике. Миниатюрная живопись, которая с древних времен являлась неотъемлемой частью ту-рецко-исламской культуры и со временем стала уникальным эстетическим носителем большинства об-ластей изобразительного и декоративного искусства, превратилась в общий стиль живописи и сохра-нила свою художественную и эстетическую свежесть. Тот факт, что миниатюрная живопись, являю-щаяся главной тематической составляющей декора азербайджанских декоративно-прикладных произ-ведений искусства, всегда демонстрирует способность придавать индивидуальную и в то же время ра-личную художественную семантику форме предмета, проистекает из художест¬вен¬ного совершенства ценностей, сохраненных в его эстетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MINIATURE PAINTING IN THE ARTISTIC DESIGN OF THE AZERBAIJAN DECORATIVE-APPLIED ART WORKS

In the article it is said about the methods of use of Azerbaijani decorative-applied art works such as car-pet weaving, woodworking, metalworking, sewing, needlework, miniature painting in ceramics. Miniature painting, which has been an integral part of Turkic Islamic culture since ancient times and has become a unique aesthetic carrier of many areas of fine and decorative-applied art, has become a common style of depic-tion and maintains its artistic and aesthetic freshness until today. The miniature painting, which acts as the main meaning of the decor in Azerbaijani decorative-applied art works, is due to the ability of the surface to give individual and different artistic dimension to the shape of the object at all times and the artistic perfec-tion of the values defined in its aesthetics.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

рах ковров тюркских народов Азербайджана, Анатолии, Северного Кавказа, Средней Азии, Крыма и Поволжья.

Мы видим, что крестообразный знак на упомянутой печати повторяется в нескольких местах. Этот знак встречается на тамгах племен «Таварихи ал-и Сельджук», известных как «Огузнаме», а также в более поздних символах ногайских племен мангитов, отар, уймаутов, сараев. Конечно, все это расценивается как существование общих верований у тюркских племен. Этот знак можно символизировать как символ креста - символ Гек Танры - Тенгри-хана, который считается главным богом в пантеоне тюрков. Из этого можно сделать вывод, что символическое значение выгравированного на печати знака связано с верованиями людей.

В некоторых частях круглой формы печати эта линия проводится в более изогнутом направлении. Также обращают на себя внимание бледные линии полукругов, напоминающие луну и солнце (2).

Среди экспонатов музея также встречается образец печати с линейными отметками, относящийся к раннему средневековью. В качестве материала для изготовления печати использовался халцедон. Размер образца в виде овального сфероида 21,0 х 24,0 х 17,0 мм. Также на тыльной стороне есть отверстие для проволоки.

То же самое можно сказать и о печати, изготовленной в более светлом оттенке молочного цвета халцедона, с выгравированными прямыми линиями. Но здесь знаки более нежны и тонки, при этом линии, немного поверхностные, и со временем начали стираться. Однако размещение крестообразного элемента между прямоугольной геометрической формой очевидно. Мы также видим использование этого символа в качестве «глазного» орнамента в ковроткачестве Азербайджана, Турции и Средней Азии. По сути, это знак появился как символ от сглаза. Различные варианты этого знака также встречаются на тамгах Анатолии. Согласно древней семантике крестообразного знака большой интерес представляет нанесение этой тамги, принадлежащей Гек Танры между четырехугольной формой.

УДК 745/749

Конечно, существует огромное количество информации о многих вариантах этого знака, который делает необходимым обращение к верованиям, сформировавшимся в раннем средневековье. Можно отметить, что сочетание религиозных и мифологических представлений в этом символе общетюркского мира является ключевым фактом. А это основано на идее сотворения мира, сотворения людей. Этот символ-знак выражает представление о том, что Танры-хан вездесущ и все четыре части света принадлежат ему.

Если заглянуть еще глубже, мы увидим, что гипотеза, основанная на этом символе, возникла еще до христианства и не имеет к христианству ничего общего. Об этом даже говорится в книге исследователя Араза Курбанова «Тамги, символы, присвоения...» (3). В этнической символике и национальных орнаментах всех тюркских народов, независимо от их религиозной принадлежности, крест

широко распространен под названиями хад/хач, haga/xaHa, ада/ача, адатау/ачамай, sarkay/саркай, е1§эп/элшен и т.д

(4). Он показан как тамга ряда огузских и кипчакских племен, например, в произведении «Джами ат-Таварих» представлен как тамга афшаров.

Заключение. Таким образом, при определении принципов зарождения и развития печатного искусства тюркских народов, выявленный материал, дает основание утверждать, что использование тамги, как традиционной формы печати в Анатолии, относится к эпохе древней бронзы, также к периоду Неолита, и этот факт указывает на широкое развитие печатного искусства среди тюркских народов.

Литература

1. Авшарова И. Военное дело Азербайджанских племен (бронзовый век) //

carpetsmagazine.com/Azerbaycan-xalcalari/N3/files/assets/basic-html/page128 .html (на азерб.языке)

2. Полумесяц-звезда на гектюркских монетах. Тюрки использовали мотив полумесяц-звезда до ислама // TRT-Haber, 2005. (на турецком языке)

3. КурбановА. Тамги, символы,, присвоения... Баку, 2014 (на азерб.языке)

4. Огел Б. Введние в историю тюркской культуры. Том 4. Анкара, 1991 (на турецком языке)

Курбанова Севиндж Вагиф кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств

РР!: 10.24412/2520-6990-2021-21108-75-78 РОЛЬ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Kurbanova Sevinj Vagif gizi

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

THE ROLE OF MINIATURE PAINTING IN THE ARTISTIC DESIGN OF THE AZERBAIJAN

DECORATIVE-APPLIED ART WORKS

Аннотация

В статье исследуется использование миниатюрной живописи в произведениях азербайджанского декоративно-прикладного искусства - ковроткачестве, обработки дерева, обработке металла, вышивке и керамике. Миниатюрная живопись, которая с древних времен являлась неотъемлемой частью турецко-исламской культуры и со временем стала уникальным эстетическим носителем большинства областей изобразительного и декоративного искусства, превратилась в общий стиль живописи и сохранила свою

художественную и эстетическую свежесть. Тот факт, что миниатюрная живопись, являющаяся главной тематической составляющей декора азербайджанских декоративно-прикладных произведений искусства, всегда демонстрирует способность придавать индивидуальную и в то же время раличную художественную семантику форме предмета, проистекает из художественного совершенства ценностей, сохраненных в его эстетике.

Abstract.

In the article it is said about the methods of use of Azerbaijani decorative-applied art works such as carpet weaving, woodworking, metalworking, sewing, needlework, miniature painting in ceramics. Miniature painting, which has been an integral part of Turkic - Islamic culture since ancient times and has become a unique aesthetic carrier of many areas offine and decorative-applied art, has become a common style of depiction and maintains its artistic and aesthetic freshness until today. The miniature painting, which acts as the main meaning of the decor in Azerbaijani decorative-applied art works, is due to the ability of the surface to give individual and different artistic dimension to the shape of the object at all times and the artistic perfection of the values defined in its aesthetics.

Ключевые слова: художественный металл, ковер, живопись, рисунок, миниатюра, сюжет, декор.

Keywords: artistic metal, carpet, painting, description, miniature, plot, decor.

Введение. Если принять во внимание постоянное использование предметов быта в повседневной жизни, то можно сказать, что история их создания и художественно-технического становления так же стара, как само общество. В этом смысле бесспорно, что одна из причин обуславливающих своеобразие декоративно-прикладного искусства Азербайджана, имеющего многовековую историю и древние художественные традиции, наряду с разнообразием форм, также является привлекательная эстетика его декора. То, что со временем этот декор меняется от простого к сложному, бесспорный вопрос и лишних подтверждений не требует. Также однозначно, что эта естественная эволюция прошла через различные художественные направления и стили, существующие в нашем национальном искусстве. Несомненно, условно-символические, художественно-декоративные, реалистично-жизненные, абстрактные, а также миниатюрные изображения сыграли большую роль в декоре произведений, созданных в области керамики, ковроткачества, обработки металла, обработки дерева, вышивки и др. Обращение к этим художественным средствам иногда были кратковременными, но в большинстве своем долгосрочными (1). Конечно, в первую очередь это было связано со вкусом пользователя - заказчика и уровнем способности его восприятия эстетики средств выражения и стилей.

Хотя это художественное обновление, наблюдаемое во многовековой истории декоративно-прикладного искусства Азербайджана, время от времени находилось в центре внимания археологов, историков и искусствоведов, научный подход к этому вопросу в основном выражался в контексте общего подхода к эстетике. По этой причине, миниатюрная живопись, широко используемая в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана со времен средневековья, не была отдельной темой исследования.

Декоративно-прикладное искусство и миниатюрная живопись. История становления и развития миниатюрной живописи в прошлом доказывает, что ее способность сохранять свой традиционный эстетический потенциал, несмотря на локальные и внешние художественные влияния, в первую очередь объяснялась ее постоянным местом в декоре предметов, используемых в жизни наших предков (2, с. 6). Нужно признать, что ис-

пользование миниатюрной живописи в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана отличается не только своей эстетической ценностью, но просветительской сущностью. Так как, процесс эстетической эволюции узоров, созданных в области керамики, металлообработки, ковроткачества и других ремесел, развивался от простого к сложному, и изображения продолжали сменять друг друга. Иными словами, первые варианты этих декоров представляли собой растительные и геометрические узоры, а на более позднем этапе они были представлены в сочетании с символическими элементами. Включение изображений людей, животных и птиц также было связано с изменениями в обществе и жизни людей. После этого в свете событий, породивших эстетику миниатюрной живописи, были созданы первые образцы его философского учения и неповторимого мировосприятия - искусство художников турецкого происхождения. Его место в нашем национальном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве было напрямую связано с приездом и деятельностью художников-миниатюристов турецкого происхождения в Тебризе и других городах Азербайджана. Широкое распространение этой росписи как стиля связано с тем, что оно занимает постоянное место на всех этапах развития искусства Азербайджана. Таким образом, процесс превращения миниатюрной живописи в ведущее средство декора в национальном декоративно-прикладном искусстве оставил неизгладимый след в истории искусства благодаря своим успешным результатам.

Миниатюрная живопись и керамика. Если подытожить историю развития этого процесса и эволюцию стиля, то в первую очередь нужно оценить глубокий след, который он оставил на керамических образцах (3, с.10). Это связано и с тем, что среди образцов декоративно-прикладного искусства, в которых применена эстетика миниатюрной живописи, до нашего времени сохранилось большинство керамических работ. Несомненно, это первенство связано не только с количеством, но и с высоким художественным и эстетическим качеством произведений, созданных в этой области.

Следует отметить, что эстетика миниатюрной живописи, занимающей важное место в многовековой истории развития азербайджанской керамики, часто определяет привлекательность общей формы используемых предметов, но также придает их

функциональности творческую художественную ценность. По этой причине этот носитель эстетики, т.е.миниатюра завоевала долголетие в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана, в том числе в керамике. Их превращение в «символ различия и признания» азербайджанского искусства, наряду с миниатюрными рукописями на протяжении средневековья, свидетельствует об очень высоком художественном потенциале этих произведений искусства того времени. Все эти положительные качества обусловили развитие азербайджанской керамики в сравнении с другими народами своей уникальной формой - дизайном и декором. Несомненно, чтобы выдержать конкуренцию за существование в мире с китайско-японской и европейской керамикой, образцы, созданные в Азербайджане, должны были иметь индивидуальную и отличительную эстетику. В этом смысле необходимо особо подчеркнуть положительно-отличительный эффект использования миниатюрной росписи в декоре керамических образцов, созданных в Азербайджане со времен средневековья (4). Кроме того, роль художественных и технических средств, применяемых в азербайджанской керамике, была велика среди факторов, которые наглядно продемонстрировали самобытность этих керамических образцов с различными функциями, созданных в восточно-мусульманской среде. Нельзя отрицать влияние существующих условий и образа жизни, мировоззрения людей, религиозных и духовных отношений на значение и содержание керамических образцов. В этом смысле использование сюжетов из классических произведений в декоре керамики следует считать естественным в Азербайджане, где широко распространены произведения выдающихся представителей восточной поэзии. Миниатюрная живопись, зародившаяся в 7 веке как стиль выражения и вскоре ставшая ведущим средством выражения в искусстве всего восточно-мусульманского пространства, превратилась в очень ценный художественный потенциал и остается таковой по сей день.

Можно предположить что, миниатюрная живопись, благодаря выражению художественного содержания в более декоративно-лаконичных формах, была внедрена в керамику, переживший художественный подъем в XI и XIII веках, и в этой области применение миниатюрной живописи произошло на более ранних этапах. Это подтверждается сопоставлением азербайджанской керамики сельджукского периода с рукописными миниатюрами, созданными в ХШ-Х^ веках.

По-прежнему вызывает вопросы наличие привлекательности в эстетике художественного содержания образов, созданных с помощью миниатюрной живописи, основанной на принципе перекрытия, бестененности, контраста цветов, единства каллиграфии и изображения.

Миниатюрная живопись, выраженная в XI-XIII веках средневековья, элементами сельджукской культуры, при Сефевидах и Гаджарах обогатилась новыми художественными и эстетическими качествами.

Если в керамике периода Сефевидов, длившееся несколько веков, известные художники, собравшиеся в библиотеке Тебризского дворца, развивают

традиции миниатюрной живописи и добавляют неповторимые оттенки к известной эстетике, то в XVIII - XIX веках преобладает «Гаджарский стиль», в котором на первый план выходит реалистическая эстетика, сформированная под воздействием творчества Европейских художников.

Несомненно, применение этого средства выражения к любой области искусства, обуславливает привлекательность образов, «стилизованных» из гармонии цветовых контрастов стилистики и обобщения, декоративности и условности, составляющих общую эстетику миниатюрной живописи. Сегодня то, что миниатюрные картины, представленные помимо зарубежных и республиканских музеях, также и в престижных частных коллекциях, сохраняют свою художественную и эстетическую ценность, как и во все времена, можно считать показателем универсальности этого стиля.

Естественно, что мастера керамики, умело использующие плоские или объемные поверхности предметов разной формы и назначения, придают этим пространствам соответствующий вид, связанный с периодом их создания. И этот процесс прошел несколько этапов. Если в досельджукской азербайджанской керамике декор выступал как эстетическое средство предмета, то можно наблюдать изменения в содержании декора в последующие XI-XIII вв. Очевидно, что в те века художественное и смысловое содержание декоров, придаваемых местными художниками предметам оригинальной формы, полностью выражают богатое воображение своих создателей.

В керамике раннего средневековья мы видим, что художественные элементы, составляющие декор предметов с однозначной функциональностью, напрямую соответствуют форме. Другими словами, было желательно, чтобы такие предметы, как подносы, вазы, чашки и т.д., созданные и предназначенные для домашнего использования, также вызывали у пользователя хорошие чувства. Поэтому в декоре керамики наблюдалось использование более традиционных композиционных приемов.

В декоре керамики XI-XIII веков, требующей особого внимания, были использованы совершенно различные художественные решения. Так, отойдя от традиции огораживания сюжетов, составляющих центр тарелок/подносов, узорными полосами, изображения наносились без окружающих узоров. В этом случае, разместив композицию как в центральной, так и в полосатой части круглой поверхности, можно было увидеть результаты средневековых художников, которые расширили описательное пространство и получили свободный доступ к поверхности.

Сегодня через временные дистанции можно с уверенностью сказать, что создатели таких тарелок/подносов в то время, рассматривая их как украшение интерьера, думали, что такие узоры покажут свою эстетическую ценность, повесив на стену. Поэтому такие тарелки/подносы, украшающие сегодня выставки и музейные экспозиции, в полном смысле этого слова можно рассматривать как успешный результат первых попыток сделать керамику ценным произведением искусства,.

Вероятно, закономерным было то, что проявление «Гаджарского стиля» в изобразительном ис-

кусстве Азербайджана вскоре проникло в различные области декоративно-прикладного искусства. Поддержанный на дворцовом уровне, этот стиль включал портреты правителей и других знаменитостей, портреты юных принцесс и красивых девушек, а также мотивы восточной поэзии в декоре большинства предметов домашнего обихода.

Развитие страны в совершенно иной политической и экономической среде в ХХ веке оказало серьезное влияние на искусство, в том числе керамическое. Наиболее заметным аспектом этого отличительного развития был тот факт, что существующая политическая система способствовала изображению успехов социализма в искусстве.

По этой причине то обстоятельство, что художественный метод «социалистического реализма» считался единственным художественным средством, было серьезным фактором, сильно препятствовавшим самостоятельности творческих сил. В таких условиях о развитии миниатюрной живописи не могло быть и речи. Таким образом, видя большой интерес к национальным традициям в творчестве воспитанников художественной школы, созданной в Баку в первые годы советской власти, кремлевские идеологи поставили перед ними практически невыполнимую задачу. Тогда официальные лица, требовавшие от молодежи создания произведений по принципу «национальное по форме, социалистическое по содержанию», фактически продемонстрировали, что косвенно считают нежелательным для художников обращаться к миниатюрной живописи. Трудности больше чувствовали те, кто работал в сфере изобразительного искусства. В то время азербайджанская советская керамика еще не сформировалась, поэтому невозможно было найти проявление миниатюрной живописи ни в одной области декоративно-прикладного, в том числе в керамике. Лишь в 60-70-е годы прошлого века в результате получения азербайджанской молодежи высшего образования в различных крупных городах СССР в различных областях декоративно -прикладного искусства произошло желаемое развитие керамики. Преподавание народного искусства в учебных заведениях Баку также повысило интерес к этой сфере. В советское время деятельность фарфоровых и гончарных заводов в Баку и Гяндже привела к росту большой группы местных керамистов - художников. На родине Низами Гянджеви - в Гяндже особое внимание было уделено пропаганде жизни и творчества великих соотечественников, что привело к созданию множества художественных изразцов с литературными мотивами. К созданию работ с тематикой Низами Гянджеви были привлечены Р.Гусейнов, Н.Нагиев, С.Садигов, С.Мамедов и др (5, с.7).

В целом, к числу художников, внедривших традиции миниатюрной живописи на керамике в ХХ-ХХ1 веках, относятся такие деятель искусств, как О.Шихалиев, С.Шахсуварова, ДжРагимов, А.Байрамов, Н.Султан, А.Закиев, М.Нагиев и др. Следует отметить, что многочисленные республиканские и зарубежные выставки, организованные в советское время, также сыграли важную роль в сохранении национальных керамических традиций.

Ковроткачество и миниатюрная живопись. Применение традиций миниатюры в средневековых ткацких образцах, несомненно, связано с тем,

что в то время эта художественная и эстетическая ценность играла ведущую роль во всех областях искусства (6, с. 11). Это также можно объяснить тем, что, в отличие от керамики, ковроткачество как профессия занимает постоянное и более широкое место в нашей национальной жизни. Поэтому художественные принципы миниатюрной живописи можно наблюдать в ворсовых и безворсовых коврах, сотканных в средние века, а точнее в XVI-XIX веках. Наличие растительного и геометрического узоров в декоре созданных в то время образцов плетения, а также изображений людей и животных и их последующая связь со стилем выражения «ковровый язык» привели к появлению стиля, аналогичного стилю классического художественного изображения в рукописях.

Выраженная привлекательность и убедительность художественных способностей привели к долговечности этого стиля в области ткачества.

Декоры на различных коврах, тканях и вышивках, созданные художниками периода Сефевидов и Гаджаров, чьи имена не сохранились до наших дней, известны своими знаменитыми рисунками по мотивам «Хамсы» («Пятерица» Низами Гянджеви), мифологических сюжетов, дворцовыми ансамблями, а также «Временами года», «Древом жизни» и «Охота», портретами личностей, подтверждает эстетичность миниатюрной живописи, ее способность придавать оригинальность и художественную свежесть различным видам декоративно-прикладного искусства. Наряду с основоположником азербайджанского ковроведения в советский период, выдающимся мастером ковров Л.Каримовым, Дж.Муджири, известным своим руководством по технологическим особенностям этой области, а также их ученики Э. Микаилзаде, М. Гусейнов, А. Раджабов, Э. Гаджиев и др. внесли огромный вклад в применение миниатюрной живописи в ковроткачестве. Наряду со стилем выражения ковров, созданным Э.Микаилзаде, придание необычайной сложности их общей вместимости, наполнение каждого из элементов, входящих в композицию, художественно-философским смысловым содержанием подняло международный престиж современного азербайджанского ковроткачества.

Наряду с коврами, успешное применение эстетики миниатюрной живописи в тканях и вышивке, сотканной в разных частях страны в средние века, свидетельствует о профессионализме местных художников в тонкостях художественных и технических особенностей этой области. Хотя по сравнению с коврами их декор не отличается своей сложностью, очевидно, что каждое из изображений цветов, птиц, животных и людей, входящих в композиции, адаптировано к эстетике миниатюрной живописи. Несомненно, названия этих изображений в сочетании с элементами национальных узоров связаны с высоким мастерством народных мастеров, имена которых до сих пор неизвестны. К сожалению, использование миниатюрной росписи, определяющей уникальность наших тканей и вышивки, в XX - XXI веках отошло на второй план, и было обусловлено использованием узоров в работах, созданных в этот период. В связи с прекращением производства художественных тканей в этот период, единственным визуальным образцом этой

области была цветочная вышивка, сотканная в Карабахе и Шеки.

Миниатюрная живопись в металлообработке. Как бы ни было сложно применить традиции миниатюрной росписи в металлообработке, можно сказать, что наши предшественники успешно справились с этими творческими задачами, которые на примере различных функциональных объектов, созданных в средние века, были непростыми. Оружие, изготовленное в период Сефевидов, особенно щит, хранящийся в Оружейной палате в Москве, перчатки и шлемы, выставленные в бакинских музеях (7, с.9), а также многие предметы домашнего обихода, изготовленные в различных регионах Азербайджана в то время и в последующие века, в том числе тарелки/подносы, кувшины, горшки, са-тил, серпуш и т.д., а также эстетика удивительного вида миниатюрных картин, цветочных и геометрических узоров, сюжетных изображений выгравированных на этих изделиях металлообработки, доказывают высокое мастерство местных мастеров того времени. Правда, при ограниченных возможностях применения цвета в металлообработке, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, азербайджанские художники пытались выразить его силу воздействия путем использования экспрессивно-плавной живописи, характерной для миниатюрной живописи. Логичное использование методов сверления, гравирования, царапания и техники шебеке, используемых в металлургии, также сыграло важную роль в удивительном художественном содержании этих работ. К сожалению, в XX-XXI веках использование традиций миниатюры в металлообработке значительно снизилась. Исчезновение художественности в качестве изображений, отраженных в образцах гравировки, сделанных в сувенирных целях, было также связано со снижением спроса на эти работы.

Обработка дерева и миниатюрная живопись. Хотя резьба по дереву, как и металлообработка - область, которая не позволяет широко использовать цвет, можно увидеть, что местные художники продемонстрировали возможность

создания привлекательных произведений искусства, сочетая художественный потенциал живописи и декоративно-прикладного искусства. Правда, хрупкость материала не позволила его более старым образцам дойти до нашего времени. В настоящее время изделия из дерева, хранящиеся в известных музеях и частных коллекциях, состоят в основном из картин на дереве, основанных на эстетике миниатюрной живописи.

Привлекательность этим изделиям из дерева, которые включают, в частности, зеркало, зеркальный ящик, шкатулку, футляр для ручек и т.д. и охватывают XVIII-XX века, также повсеместно используются в нашей жизни, придают художественные изображения в стиле миниатюрной живописи, созданные согласно возможностям древесного материала.

Заключение. Примечательно художественное содержание произведений художников, придерживавшихся эстетики миниатюрной живописи Сефев-идского периода и «Гаджарского стиля» в различных образах. Однако проблема традиций и современности в обработке дерева, а также металлообработке до конца не решена, и в XX-XXI веках использование миниатюрной живописи в различных предметах нашей жизни было забыто.

Литература

1. Фарзалиев Ч. Азербайджанское народное искусство. Баку: 2013, 410 с. (на азерб.языке)

2. Заманов Н. Поэзия Низами и живопись. Баку: 1981, 150 с. (на азерб.языке)

3. Алиев З. Мудрость узора (Эльдар Микаил-заде). Баку: 2013, 25б с. (на азерб.языке)

4. Эфенди Р. Азербайджанское искусство. Баку: 2007, 282 с. (на азерб.языке)

5. Эфендиев Р. Азербайджанское художественное искусство в музеях мира. Баку: 2009, ы. 232 (на азерб.языке)

6. Эфендиев Р. Азербайджанское народное искусство. Баку: 1984, 233 с. (на азерб.языке)

7. Азербайджанское декоративно-прикладное искусство. Баку: 1978, 190 с. (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.