Научная статья на тему 'РОЛЬ МИГРАЦИИ В ПРОГНОЗНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ МИГРАЦИИ В ПРОГНОЗНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / ПРОГНОЗ / РЕГИОН / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маевский Дмитрий Павлович, Сигарева Евгения Петровна

In article on the basis of expected data the analysis of a role of migration in the course of compensation of natural losses of the population in the forthcoming 18 years is made. Process of the second stage of depopulation in Russia will be reflected especially sharply in those regions of the country in which it is combined with migration outflow. In the foreseeable future only a number of the regions which are characterized by natural losses of the population have an opportunity to level it at the expense of a migration increase in population. Decrease in a compensation role of migration staticizes search of new more effective measures for demographic stabilization in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION ROLE IN EXPECTED DEMOGRAPHIC DYNAMICS: REGIONAL ASPECT

In article on the basis of expected data the analysis of a role of migration in the course of compensation of natural losses of the population in the forthcoming 18 years is made. Process of the second stage of depopulation in Russia will be reflected especially sharply in those regions of the country in which it is combined with migration outflow. In the foreseeable future only a number of the regions which are characterized by natural losses of the population have an opportunity to level it at the expense of a migration increase in population. Decrease in a compensation role of migration staticizes search of new more effective measures for demographic stabilization in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИГРАЦИИ В ПРОГНОЗНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Маевский Д.П., Сигарева Е.П.

РОЛЬ МИГРАЦИИ В ПРОГНОЗНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

MIGRATION ROLE IN EXPECTED DEMOGRAPHIC DYNAMICS: REGIONAL ASPECT

Маевский Дмитрий Павлович, кандидат экономических наук, доцент первый проректор Омского государственного технического университета, e-mail: dmaevskiy@omgtu.ru

Сигарева Евгения Петровна, кандидат экономических наук, зав. отделом воспроизводства населения Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, e-mail: sigarevae@mail.ru Maevskiy Dmitry Pavlovich, Cand. Sci. (Econ.), first vice-rector, Omsk State Technical University, e-mail: dmaevskiy@omgtu.ru Sigareva Evgenia Petrovna, Cand. Sci. (Econ.), head of the Reproductivity Section, Social Demography Center, Institute of Socio-Political Research, RAS, e-mail: sigarevae@mail.ru

Аннотация. В статье на основе прогнозных данных сделан анализ роли миграции в процессе компенсации естественной убыли населения в предстоящие 18 лет. Процесс второго этапа депопуляции в России особенно остро будет отражаться в тех регионах страны, в которых она сочетается с миграционным оттоком. В обозримой перспективе лишь ряд регионов, характеризующихся естественной убылью населения имеют возможность нивелировать ее за счет миграционного прироста населения. Снижение компенсационной роли миграции актуализирует поиск новых более эффективных мер для демографической стабилизации в Российской Федерации. Abstract. In article on the basis of expected data the analysis of a role of migration in the course of compensation of natural losses of the population in the forthcoming 18 years is made. Process of the second stage of depopulation in Russia will be reflected especially sharply in those regions of the country in which it is combined with migration outflow. In the foreseeable future only a number of the regions which are characterized by natural losses of the population have an opportunity to level it at the expense of a migration increase in population. Decrease in a compensation role of migration staticizes search of new more effective measures for demographic stabilization in the Russian Federation.

Ключевые слова: миграция, естественный прирост, миграционный прирост, прогноз, регион, демографическая динамика Key words: migration, natural increase, migration gain, forecast, region, demographic dynamics.

Классическая демография насчитывает пять функций миграции: ускорительную, перераспределительную, селективную, экономическую, социальную. В периоды общего демографического неблагополучия особое значение приобретает перераспределительная функция, частным случаем которой является компенсационная функция миграционных процессов. Компенсация или от латинского compensatio — возмещение, в контексте демографической теории представляет собой процесс замещения одной из компоненты общего демографического развития другой. Так, в случае миграционного оттока населения из страны или отдельного региона можно говорить о компенсационных возможностях естественного прироста населения. И, наоборот, естественная убыль, имеет возможность возместиться миграционным приростом. Это относится и к более детализированным процессам рождаемости и смертности, иммиграции и эмиграции. Но нас в данном случае интересует роль миграции в качестве компенсационного фактора в динамике общего прироста населения.

Если рассматривать баланс миграционного и естественного движения за периоды нисходящей и восходящей динамики демографического развития, то окажется, что роль миграции в качестве его компенсирующей компоненты достаточно разнообразна. В пределах начала первого периода депопуляционного тренда (1992-1999 гг.) замещение естественной убыли миграционным притоком составляло значительную величину: более половины. Это в свою очередь создало ошибочное впечатление на фоне массовой миграции в Россию в 1990-х годах, что миграционная компонента роста численности населения будет неистощима. Тем более что миграционный потенциал русского и русскоязычного населения стран постсоветской территории насчитывался некоторыми, излишне оптимистичными экспертами, в пределах 25-38 млн чел. Реальные перспективы миграционных потоков в депопуляционный период были существенно меньше. [2; 4]. В дальнейшем трудовая миграция часто также рассматривалась в качестве увеличения численности населения России [3; 5]. И миграционная политика в тот период базировалась на поиске мер по адаптации трудовых мигрантов в качестве постоянных жителей страны. Однако, миграционная ситуация менялась, и приток в Россию из-за ее пределов постепенно сокращался. Соответственно снижался и показатель компенсирующего эффекта миграции в период углубления депопуляции. С 2005 г. уровень возмещения миграционными потоками естественной убыли населения стал возрастать, что, скорее всего, связано с формиро-

ванием позитивной динамики естественного движения. В 2007 г замещение естественной убыли населения миграцией составляло 60%. В 2008 г миграционный приток населения заместил 71% естественной убыли.

В 2011 г был изменен принцип статистического учета долгосрочной миграции. Так, лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, а также лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания, включены в статистический учет долгосрочной миграции с 2011 г [6]. Это отразилось на коэффициенте компенсации миграцией естественнойубыли. В 2011 г миграционный приток в Россию был в 2,5 раза больше, чем отрицательный показатель естественного прироста. В 2015 г, когда наблюдался положительный естественный прирост населения, миграционный прирост населения был в 7,6 раза больше, чем разница между числом рожденных и умерших. В 2016 г — в году начавшегося нового этапа депопуляции в России, миграционный прирост превышал незначительный естественный «убыток» населения в 114,6 раза, а в 2017 г — в 1,5 раза. За январь-август 2018 г миграционный прирост уже только наполовину компенсирует естественную убыль населения России.

Если рассматривать региональный аспект компенсационной роли современной миграции, то следует заметить, что, строго говоря, миграционные процессы «восполняющие» негативные процессы естественного воспроизводства отмечены в незначительной доле субъектов Российской Федерации (табл. 1). Это группа 6 в представленной группировке субъектов Российской Федерации по степени влияния естественного движения и миграции на изменение численности населения.

Только в 8 регионах страны миграционные потоки туда позволили компенсировать полностью естественную убыль населения и сохранить позитивный тренд на рост численности населения в 2017 г В 12 регионах (группа 2) миграция лишь частично компенсировала естественную убыль населения, что в целом не позволило этим территориям увеличить численность населения. В 4 группе регионов (8 субъектов) миграция не имеет компенсирующего значения, а играет роль компоненты, которая наряду с положительным естественным приростом формируют увеличение численности населения. В остальных группах, а это 2/3 всех регионов России, миграция имеет отрицательный знак, что позволяет говорить о ее негативном влиянии на общий демографический баланс российских территорий.

Таблица 1.

Группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения в 2017 г. [7]

Субъекты Российской Федерации, входящие в группу

Число субъектов Российской Федерации, в которых население сократилось (59)

За счет естественной убыли и миграционного оттока населения 1 группа 38 Республики Башкортостан, Карелия, Коми, Марий Эл, Удмуртская, Хакасия и Чувашская; Алтайский, Пермский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская (без Ненецкого автономного округа), Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тверская, Ульяновская, Челябинская и Еврейская автономная области

За счет превышения естественной убыли над миграционным приростом 2 группа 12 Республика Мордовия; Белгородская, Воронежская, Калужская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская и Ярославская области

За счет превышения миграционного оттока над естественным приростом 3 группа 9 Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания; Забайкальский и Ставропольский края; Астраханская, Иркутская и Томская области; Чукотский автономный округ

Число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличилось (26)

За счет естественного и миграционного приростов 4 группа 8 Республики Ингушетия и Татарстан; Камчатский и Красноярский края; Тюменская (без автономных округов) и Сахалинская области; города федерального значения Москва и Санкт-Петербург

За счет превышения естественного прироста над миграционным оттоком 5 группа 10 Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Саха (Якутия), Тыва и Чеченская; Ненецкий, Ханты-Ненецкий-Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа

За счет превышения миграционного прироста над естественной убылью 6 группа 8 Республики Адыгея и Крым; Краснодарский край; Калининградская, Ленинградская, Московская и Новосибирская области; город федерального значения Севастополь

В прогнозной динамике миграция в Российскую Федерацию имеет восходящий тренд (см. график 2).

Предполагается, что к 2035 г абсолютная численность миграционного прироста в России достигнет примерно 298 тыс. чел. Это соответствует целевым показателям прежней миграционной концепции, которая рассчитывала на ежегодный миграционный прирост в 300 тыс. чел. Однако если мы рассмотрим параметры динамики естественного движения в ближайшие 18 лет, то заметим, что предполагаемый миграционный прирост не сможет покрыть естественную убыль. Суммарно к 2036 г естественная убыль составит почти 6 млн. человек. А суммарный миграционный прирост населения лишь 5 с небольшим млн чел. То есть, 1 млн чел. по прогнозным оценкам среднего варианта составит общая убыль населения России. В ежегодном измерении естественная убыль будет составлять в среднем, примерно, 333 тыс. чел., а миграционный прирост — 279 тыс. чел.

В целом за этот период миграция сможет компенсировать лишь 83% естественной убыли населения. Причем, наименьшее ее влияние будет отмечено через 10 лет в 2027 г, когда предполагается наибольший ущерб от естественного движения населения, составляющий более 420 тыс. чел. В этот год миграция сможет лишь на 68% компенсировать естественную убыль населения. Средний вариант прогноза демографической динамики до 2035 г базируется на сценарии, в котором после 2027 г произойдет улучшение

График 1.

Прогнозная динамика естественного, миграционного и общего прироста населения за 2018-2035 гг. (средний вариант, чел.)

400000 300000 200000 100000 0

-100000 -200000 -300000 -400000 -500000

-Естественный прирост -^Миграционный прирост А Общий прирост

Рассчитано по [8]: Статистический бюллетень «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 г.», Москва, Росстат, 2018. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140095525812 (дата обращения: 16.09.2018)

в процессах естественного воспроизводства населения. К 2035 г естественная убыль населения сократится почти на 40% относительно 2027 г И в совокупностис возрастающей динамикой миграционного прироста в 2034-2035 гг. Россия может выйти на небольшие положительные показатели общего прироста, но лишь за счет миграции. Естественный прирост будет оставаться отрицательным в пределах 280-250 тыс. чел.

Региональная прогнозная демографическая динамика демонстрирует еще более значимую роль миграции в формировании численности населения. На основе расчетов суммарных данных была составлена прогнозная группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения за 20182035 гг. (см. табл. 2).

По нашим данным к 2036 г. в только в 14 регионах России миграционный прирост полностью компенсирует естественную убыль населения (группа 6). Еще в 31 субъекте Российской Федерации (группа 2) миграционный прирост лишь частично «покроет» убыль населения за счет естественного воспроизводства населения. А в 5 регионах (группа 4) миграционный прирост синхронно с естественным приростом определит общий рост населения. Утрата населения за счет миграции предполагается к 2036 г. в 35 регионах России, что составит 41 % всех субъектов страны.

В предстоящие годы также как и в прошлые намечается концентрация мигрантов в отдельных регионах России. Так, миграционный прирост Центрального федерального округа, который по прогнозу суммарно за 2018-2035 гг. составит 3,6 млн чел., более 2,7 млн мигрантов, направятся в г. Москву и Московскую область, увеличив численность столичной агломерации, примерно на 2 млн чел. Приращение населения за счет миграции в Северо-Западном федеральном округе произойдет, главным образом, в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Калининградской области. Основными реципиентами миграционных потоков в период 2018-2035 гг. в Южном федеральном округе останется Краснодарский край и новый привлекательный центр для мигрантов — г. Севастополь. Все регионы Северо-Кавказского федерального округа за предстоящий 18-летний период утратят население за счет миграционных процессов. Незначительный миграционный прирост предполагается лишь в Ставропольском крае, В Приволжском федеральном округе только в Республике Татарстан в предстоящие годы прогнозируется увеличение населения за счет миграционной компоненты.

Таблица 2.

Группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения за 2018-2035 гг. (суммарные прогнозные данные)

Субъекты Российской Федерации, входящие в группу

Число субъектов Российской Федерации, в которых население сократится (61)

За счет естественной убыли и миграционного оттока населения 1 гр.* 24 Брянская область, Республика Коми, Архангельская область без автономии, Мурманская область, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Ульяновская область, Курганская область, Алтайский край, Иркутская область, Кемеровская область, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область

За счет превышения естественной убыли над миграционным приростом 2 гр. 31 Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Карелия, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Крым, Ростовская область, Ставропольский край, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Челябинская область, Республика Хакасия, Омская область, Приморский иХабаровский края

За счет превышения миграционного оттока над естественным приростом 3 гр. 6 Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ямало-Ненецкий авт. округ, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия)

Число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличится (24)

За счет естественного и миграционного приростов 4 гр. 5 Ненецкий авт. округ, Ханты-Мансийский авт. округ — Югра, Тюменская область без автономий, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ

За счет превышения естественного прироста над миграционным оттоком 5 гр. 5 Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Тыва

За счет превышения миграционного прироста над естественной убылью 6 гр. 14 Белгородская область, Московская область, г. Москва, Калининградская область, Ленинградская область, г Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Краснодарский край, Астраханская область, г Севастополь, Республика Татарстан, Красноярский край, Новосибирская область, Томская область

Рассчитано по [7]: Статистический бюллетень «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 г.», Москва, Росстат, 2018. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140095525812 (дата обращения: 16.09.2018)

Во всех остальных субъектах этого округа миграция не сможет компенсировать естественную убыль населения. В Уральском федеральном округе прогнозируется, как и раньше, наиболее крупный приток мигрантов в Тюменскую область (без учета автономий), Свердловскую область и Челябинскую область. Но в последних двух миграция не сможет компенсировать естественную убыль населения. В Сибирском федеральном округе явным центром притяжения мигрантов будет выступать Новосибирская область, где миграционный прирост за 2018-2035 гг. предполагается в пределах 344 тыс. чел. Дальневосточный федеральный округ в целом будет утрачивать население за счет миграции. Положительный миграционный прирост будет наблюдаться лишь в Хабаровском и Приморском краях и, незначительно, в Чукотском автономном округе.

Таким образом, миграция в предстоящие два десятилетия будет продолжать свою функцию перераспределения населения по отдельным миграционно привлекательным территориям Российской Федерации, и ее компенсационная роль в процессе возмещения численности населения из-за потерь естественного воспроизводства в значительной части регионов страны будет снижаться.

Очевидно, что осознание таких перспективных процессов вызвало необходимость пересмотра концептуальных основ (спустя всего 6 лет после принятия прежней миграционной Концепции). Отметим, что понимание миграции лишь только в качестве вспомогательной компоненты в демографическом развитии страны произошло. В отличие от прежней Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., где одной из ее целей являлось «б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации» [1], в новой Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. отмечено, что «Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем» [9]. Таким образом, признана снижающаяся роль миграции в демографическом развитии России в обозримой перспективе, что потребует иных, более эффективных мер в отношении воспроизводства населения, а также новых подходов к расселению населения по регионам России.

Библиографический список

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г) — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 18.09.2018)

2. Миграционный потенциал русских и других российских народов. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/037/tema04.php (дата обращения 1.10.2018)

3. Раковская В.С., Соловьева Н. Н., Туманова И.А. Трудовая миграция: последствия для стран-доноров и стран-реципиентов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3.;

4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9443 (дата обращения: 01.11.2018).

5. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/02/ 1267440637/Rybakovsky. pdf (дата обращения 1.10.2018)

6. С.В. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2008/0335/biblio01. php (дата обращения 13.10.2018)

7. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2011 г.». URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_107/Main. htm (дата обращения: 01.08.2018).

8. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации» Москва, Росстат, 2018. — URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140096034906 (дата обращения: 16.09.2018)

9. Статистический бюллетень «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 г.», Москва, Росстат, 2018. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140095525812 (дата обращения: 16.09.2018)

10. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/58986 (дата обращения: 1.11.2018)

References

1. Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (data obrashcheni-ya: 18.09.2018)

2. Migracionnyj potencial russkih i drugih rossijskih narodov. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/037/tema04.php (data obrashcheniya 1.10.2018)

3. Rakovskaya V.S., Solov'yova N. N., Tumanova I.A. Trudovaya migraciya: pos-ledstviya dlya stran-donorov i stran-recipientov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2013. — № 3.;

4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9443 (data obrashcheniya: 01.11.2018).

5. Rybakovskij L. L. Migracionnyj potencial: kriterii ocenki i sovremennye masshta-by. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/02/1267440637/Rybakovsky. pdf (data obrashcheniya 1.10.2018)

6. S.V. Ryazancev S.V. Trudovaya migraciya v stranah SNG i Baltii: tendencii, pos-ledstviya, regulirovanie. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0335/ biblio01.php (data obrashcheniya 13.10.2018)

7. Statisticheskij byulleten' «CHislennost' i migraciya naseleniya Rossijskoj Fed-eracii v 2011 g.». URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_107/Main.htm (data obrashcheniya: 01.08.2018).

8. Statisticheskij byulleten' «CHislennost' i migraciya naseleniya Rossijskoj Federacii» Moskva, Rosstat, 2018. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906 (data obrashcheniya: 16.09.2018)

9. Statisticheskij byulleten' «Predpolozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossijskoj Federacii do 2035 g.», Moskva, Rosstat, 2018. — URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140095525812 (data obrashcheniya: 16.09.2018)

10. Ukaz «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody» — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986 (data obrashcheniya: 1.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.