Научная статья на тему 'Роль международных организаций в решении палестинского вопроса'

Роль международных организаций в решении палестинского вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1074
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ / UNIVERSAL INTERNATIONAL ORGANIZATION / INTERNATIONAL AND REGIONAL ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION / THE PALESTINE LIBERATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халайла Таер М.

В статье рассматривается роль государств мирового сообщества и международных организаций в решении палестинского вопроса, а также эффективность и действенность предложенных для решения этой проблемы мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of International Organizations in the Solution of the Palestinian Issue

In the article, the role of states of the World community and International organizations in the solution of the Palestinian question, and also efficiency and effectiveness offered to the solution of this problem, are also considered.

Текст научной работы на тему «Роль международных организаций в решении палестинского вопроса»

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПАЛЕСТИНСКОГО ВОПРОСА

Т.М. Халайла

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается роль государств мирового сообщества и международных организаций в решении палестинского вопроса, а также эффективность и действенность предложенных для решения этой проблемы мер.

Ключевые слова: универсальная международная организация, международные региональные организации, международные неправительственные организации, организация освобождения Палестины.

В начале XX столетия международными еврейскими кругами и организациями Палестина стала восприниматься как очаг еврейской государственности. Об этом было заявлено еще на первом сионистском конгрессе, проведенном в г. Базеле в 1987 г. С 1920 г. Палестина была подмандатной территорий Великобритании, после того как британские войска вошли на ее территорию в ходе Первой мировой войны.

В этот момент стали появляться идеи о разделе палестинских территорий на два государства: палестинское и еврейское. Была создана Британская королевская комиссия, которая предложила проект разделения палестинских территорий, где предполагалось создание трех частей, одна из которых оставалась под британским мандатом, как буферная зона, между двумя государственными образованиями.

Однако препятствием для осуществления этих планов стала Вторая мировая война, некоторые обстоятельства которой помогли евреям облегчить достижение своей цели в создании еврейского государства на палестинских территориях. Таким явлением был холокост, который дал еврейским организациям сильный довод в пользу необходимости создания еврейского государства для защиты еврейской нации от геноцида и посягательства со стороны антисемитских структур.

Новый проект раздела Палестины разительно отличался от предложенного ранее Британской королевской комиссией. В резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН предполагалось расширение площади еврейского государства за счет арабских территорий, а вся буферная, нейтральная зона охватила только Иерусалим и Вифлеем, чтобы было значительно меньше предполагаемого до начала Второй мировой войны. Руководство этой территорией должно было осуществляться с помощью особого выборного органа, при этом утверждалось, чтобы данная территория была свободной от какой-либо милитаризации.

Территория, отданная под еврейское государство за счет пустынных земель, оказалось значительно больше арабской территории, что не соответствовало количественному составу обеих групп, где по состоянию на 1946 г. на 1269 тыс.

арабов было всего 678 тыс. евреев. Это стало грубым нарушением резолюции, принятой ООН [3. С. 12—17].

При посредничестве России и США в сентябре 1993 г. в Вашингтоне была подписана декларация, положения которой давали возможность открытия новых путей урегулирования создавшегося кризиса на Ближнем Востоке. Согласно этой декларации Израиль давал согласие на создание Палестинской национальной автономии, Организация освобождения Палестины должна была признать право государства Израиль на существование.

В мае 1994 г. в соответствии с Вашингтонской декларацией было подписано соглашение о постепенном введении палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа в течение пятилетнего периода. В 1999 г. Палестинская национальная автономия повторила попытку провозглашения государственной независимости, но впоследствии, под давлением мирового сообщества, была вынуждена от этой попытки отказаться.

Интифада Аль-Аксы, начавшаяся 29 сентября 2000 г., отодвинула решение вопроса о независимости на неопределенный срок. Это решение было принято во время проведения заседания Центрального совета Палестины, хотя изначально предполагалось сделать это 15 ноября 2000 г.

Государственный статус Палестины признан 128 странами мира. Она официально входит в состав Лиги арабских государств. Что касается Организации Объединенных Наций, то Палестинская автономия не имеет статуса полноправного члена по причине непризнания ее государственного статуса тремя постоянными членами Совета безопасности ООН, а именно США, Великобританией и Францией. Кроме того, большая часть стран Евросоюза, Япония и ряд других государств также не признают государственный статус Палестинской автономии.

28 апреля 1947 г. была проведена первая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по рассмотрению вопроса Палестины. Председателем был избран Освальдо Аранья, представитель Бразилии. Рядом арабских стран были сделаны договорные шаги с целью проведения обсуждения по существу вопроса о независимости Палестины. Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Ирак и Египет обратились к Генеральной Ассамблее с идентичными просьбами о введении дополнительного пункта в повестку дня сессии. Название пункта звучало как «прекращение мандата на Палестину и объявление ее независимости» [2. С. 5—9].

В середине 1947 г. Специальная комиссия, после проведения подготовительных заседаний в Нью-Йорке, прибыла в Палестину. Арабская лига, в лице ее генерального секретаря, выразила полную готовность по сотрудничеству со Специальной комиссией. Однако Высший арабский комитет, мотивируя свою позицию тем, что Специальная комиссия отказалась включить вопрос о прекращении мандата и объявления независимости Палестины и увязала вопрос о еврейских беженцах в Европе с палестинским вопросом, от сотрудничества отказалась [4. С. 49—58].

В ходе общения Специальной комиссии в Европе с представителями из лагерей беженцев в Германии и Австрии выяснилось, что преобладающее мнение

среди беженцев было направлено против репатриации из опасения сильных антисемитских чувств среди коренного населения в местах их проживания. Подавляющее большинство респондентов отвергло любую мысль о поселении где-либо кроме Палестины [5. С 32].

Все это происходило на фоне неоднозначных событий в самой Палестине. Усиливалась незаконная иммиграция: приток евреев-нелегалов в Палестину; действовали террористические группировки, одна из которых, группировка «Иргун», привела в действие угрозу об убийстве двух британских офицеров в ответ на приведение в действие смертной казни в отношение трех ее членов.

В сентябре 1947 г. была проведена вторая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Сессия была объявлена Специальной комиссией по рассмотрению палестинского вопроса. Были рассмотрены основные пункты по решению палестинского вопроса. Большинством членов был предложен раздел, но в условиях экономического союза. Меньшинство предлагало создание федеративного палестинского государства [6. С 3].

24 ноября 1947 г. доклады обеих комиссий были представлены Специальной комиссии. За доклад комиссии по первому предложению, которая фактически была резолюцией большинства, проголосовало 25 представителей, 13 против и 17 воздержались. Учитывая тот факт, что на заседании Специальной комиссии не требовалось большинства в две трети голосов, предложение о разделе Палестины было утверждено и рекомендовано Генеральной Ассамблеей.

В 1949 г. была учреждена Согласительная комиссия по Палестине, в состав которой вошли Франция, Турция и Соединенные Штаты. Арабские государства активно подключились к работе Комиссии, так как считали ее способной решить вопросы по возвращению палестинских беженцев и ухода Израиля за линии раздела, предусмотренные резолюцией Генеральной Ассамблеи. Тем не менее, Согласительная комиссия оказалась неспособной связать требования арабских государств и Израиля. Максимальным результатом стало подписание протоколов сторонами, которые соглашались с использованием границ, указанных в резолюции ООН, как основы для обсуждения.

Оговорки, сделанные Израилем в ходе обсуждения, а именно ограничение Палестинского государства территориями, находящимися под оккупацией Иордании и Египта, оказались неприемлемыми для арабской стороны. Все последующие попытки Согласительной комиссии по обеспечению права возврата палестинских беженцев на территории, являвшимися их родной землей, оказались безуспешными.

Генеральная Ассамблея в 1969 г. официально признала неотъемлемые права палестинского народа, заявив, что проблема палестинских беженцев появилась в результате лишения их неотъемлемых прав, гарантированных в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека.

Генеральная Ассамблея выразила свое беспокойство в связи с тем, что лишение прав усугубляется еще больше актами коллективного наказания, произвольными задержаниями, введением комендантского часа, разрушением домов и иму-

щества, депортациями и другими репрессивными мерами. Однако Совет Безопасности не уделял конкретного внимания правам палестинцев, занимаясь более широким кругом ближневосточных проблем, указанных в резолюции 242.

В сентябре этого же года группой государств было выдвинуто предложение по включению пункта «Вопрос о Палестине» в повестку дня Генеральной Ассамблеи. Это предложение государств было принято, и вопрос вновь, впервые с 1952 г., появился в повестке дня. Кроме того, для участия в работе Ассамблеи была приглашена Организация освобождения Палестины [1].

Во время проведения тридцатой сессии в 1975 г. Генеральная Ассамблея сделала обращение к Совету Безопасности с просьбой принять необходимые меры по предоставлению палестинскому народу возможности осуществлять свои права. Для участия в работе также была призвана Организация освобождения Палестины. В декабре 1973 г. была проведена первая Мирная конференция по Ближнему Востоку (Резолюция 3375 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 10 ноября 1975 г.).

В отношении резолюции, принятой на этой сессии, было применено право вето, несмотря на это председателем Комитета Организации Объединенных Наций по осуществлению прав палестинского народа было заявлено, что права палестинского народа учитываются большинством стран. Однако рассмотрение этого вопроса было отложено Советом Безопасности. Никаких конкретных действий принято не было, невзирая на то, что вопрос оставался в повестке дня.

В 1996 г. Международный олимпийский комитет признал Палестинский олимпийский комитет, являющийся представителем Палестинской национальной администрации в международном олимпийском движении. Это был один из случаев признания Палестинской автономии отдельным образованием. Спустя два года, в 1998 г., мировое руководство футбола ФИФА признало национальную команду Палестинской автономии отдельным субъектом.

Одним из самых резонансных событий, связанных с позицией международных организаций в отношении палестинского вопроса, стало принятие Палестины в качестве полноправного члена в ЮНЕСКО. Этот шаг сопровождался финансовым давлением со стороны США, грозившей заморозить финансирование этой организации. Несмотря на это, ЮНЕСКО в лице своего руководства показало невероятную стойкость и смелость, не поддавшись на угрозы этой сверхдержавы, даже несмотря на то, что финансирование США составляет порядка х/5 доли от всех финансовых дотаций этой организации.

Со своей стороны Россия приветствовала признание Палестины полноправным членом ЮНЕСКО. Как было отмечено российской стороной, это шаг ни в коей мере не отменяет необходимость продолжения мирных переговоров на пути урегулирования ближневосточного конфликта [7].

В 2002 г. в Мадриде был учрежден Квартет по ближневосточному урегулированию. Инициатором учреждения стал Хосе Мария Аснар, премьер-министр Испании, а причиной стала эскалация конфликта на Ближнем Востоке. В состав квартета входят Европейский Союз, Россия в лице ее министра иностранных дел Сергея Лаврова, США и ООН. Специальным уполномоченным на данный момент является Тони Блер.

Трудно упомянуть сколько-нибудь существенные продвижения работы Квартета в палестинском вопросе. США, выражающие политику Израиля, выдвигают условия переговоров, которые абсолютно не могут быть приемлемы палестинским руководством. В то же время Израиль отказывается вести какие-либо переговоры с «террористами», под которыми им подразумевается избранное палестинским народом правительство в лице группировки «Хаммас».

Отдельно следует упомянуть и Международную ассоциацию парламентариев — защитников палестинского вопроса. Это независимая негосударственная организация, которая была учреждена по результату проведения международной конференции по поддержке палестинской интифады 12—15 мая 2001 г. в Тегеране. Организация была учреждена на основании рекомендаций более чем пятидесяти депутатов из более пятнадцати стран из разных континентов.

Очевидно, что несмотря на международно-правовое признание прав палестинцев на основание своего государства, на возвращение беженцев на их исконные территории и другие права, которые оговариваются резолюциями ООН в течение шестидесяти лет, а также признанные другими международными организациями, осуществлению этих прав в первую очередь мешает самое первое — право на государственную независимость Палестины. Это право так и не было реализовано за все годы существования палестинской проблемы, тогда как государственное еврейское образование, нарушая исполнение всех резолюций, прибегающее к помощи своего сверхдержавного союзника — США, не испытывает ощутимого давления со стороны международного сообщества.

Таким оброзом можно констатировать, что:

— решения ООН как единственной глобальной универсальной организации на протяжении десятилетий не привели к каким-либо реальным сдвигам в разрешении палестинской проблемы, так как носили ничтожный характер;

— деятельность ЛАГ как региональной межправительственной организации также была безрезультатной в плане обретения собственной суверенной государственности палестинским народам;

— усилия таких специализированных организаций, как ФИФА, ЮНЕСКО, Международная негосударственная ассоциация парламентариев — защитников интересов палестинцев, не получили поддержки мирового сообщества, а Израиль, США и их союзники просто эти усилия проигнорировали;

— позиция РФ по палестинскому вопросу за последние 20 лет стала менее активной в разрешении палестино-израильского конфликта, но применение права вето в ООН (вместе с КНР) по положению в Сирии позволяет надеяться, что Россия как правопреемник СССР продолжит работу в пользу защиты чаяний палестинского народа.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Анис фаузи касим, общая положения Палестинского вопроса в ООН // Газета «Ливанский посол» (на арабском языке). — № 16940. — 15.11.2011.

[2] Дополнение № 11. Документ А/364 (Доклад Специальной комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам Палестины). — Т. II.

[3] Заяц Д.В. Из истории арабо-израильского конфликта. — Газета «1 сентября», приложение «География». — 2000. — № 30.

[4] Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, вторая сессия, Дополнение № 11, документ А/364 (Доклад Специальной комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам Палестины). — Т. I.

[5] Резолюция 2535 В (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1969 г.

[6] Резолюция 3210 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1973 г.

[7] Фаид М. Признание Палестины полноправным членом ЮНЕСКО. — Palpress (на арабском языке). — № 27157. — 09.11.2011.

THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SOLUTION OF THE PALESTINIAN ISSUE

T.M. Khalayla

Department of Political Science Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 10a, Moscow, Russia, 117198

In the article, the role of states of the World community and International organizations in the solution of the Palestinian question, and also efficiency and effectiveness offered to the solution of this problem, are also considered.

Key words: universal international organization, international and regional organizations, international non-governmental organization, the Palestine Liberation Organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.