Научная статья на тему 'Роль международных научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова'

Роль международных научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диссертация / композиторское творчество / молдавское музыковедение / научные связи / фортепианное искусство. / dissertation / composer creativity / Moldavian musicology / scientific connections / piano art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варданян Алёна Альфредовна

В статье раскрывается проблема, связанная с выявлением значения международных, преимущественно российско-молдавских, научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова. Цель статьи состоит в аргументировании ведущей роли исторических контактов между российскими молдавским искусствоведением в формировании оригинальных научных положений о фортепианной культуре Республики Молдова. Для этого определяются конкретные виды контактов между представителями двух исследовательских школ,которые реализуются в форме «педагог — ученик». Представляется панорама диссертационных исследований, монографий и статей, созданных под руководством ведущих ученых Российской Федерации и образующих базу данных о современном состоянии композиторского творчества для фортепиано в Молдове. Делается вывод о плодотворности взаимообогащающего сотрудничества музыковедов разных стран и о перспективности дальнейших совместных научных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Варданян Алёна Альфредовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of International Scientific Relations and Continuity of Musicological Conceptions in the Study of the Specifics of the Piano Art of the Republic of Moldova

The article studies the significance of international, mainly Russian-Moldovan, scientific ties and the continuity of musicological conceptions in the study of the specifics of the piano art of the Republic of Moldova. The purpose of the article is to demonstrate the leading role of historical contacts between Russian and Moldovan art historians in the formation of original musicological concepts about the piano culture of the Republic of Moldova. To do this, they identify specific types of connections between representatives of two musicological schools implemented in the form of «teacher — student». A panorama of dissertation researches, monographs and articles that were created under the guidance of leading scientists of the Russian Federation and form a database on the current state of piano composition in Moldova is presented. The conclusion is made about the importance of mutually enriching international cooperation of musicologists and further joint scientific research.

Текст научной работы на тему «Роль международных научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова»

Варданян Алёна Альфредовна, кандидат искусствоведения и культурологии, и. о. профессора департамента «Фортепиано» Академии музыки, театра и изобразительных искусств, Кишинёв, Республика Молдова Vardanyan Alyona Alfredovna, PhD (Arts and Cultural Studies), Associate Professor at the Department of Piano of Academy of Music, Theatre and Fine Arts, Kishinev, Republic of Moldova

E-mail: aliona_piano@list.ru

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ СВЯЗЕЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ СПЕЦИФИКИ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

В статье раскрывается проблема, связанная с выявлением значения международных, преимущественно российско-молдавских, научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова. Цель статьи состоит в аргументировании ведущей роли исторических контактов между российским и молдавским искусствоведением в формировании оригинальных научных положений о фортепианной культуре Республики Молдова. Для этого определяются конкретные виды контактов между представителями двух исследовательских школ, которые реализуются в форме «педагог — ученик». Представляется панорама диссертационных исследований, монографий и статей, созданных под руководством ведущих ученых Российской Федерации и образующих базу данных о современном состоянии композиторского творчества для фортепиано в Молдове. Делается вывод о плодотворности взаимообогащающего сотрудничества музыковедов разных стран и о перспективности дальнейших совместных научных разработок.

Ключевые слова: диссертация, композиторское творчество, молдавское музыковедение, научные связи, фортепианное искусство.

THE ROLE OF INTERNATIONAL SCIENTIFIC RELATIONS AND CONTINUITY OF MUSICOLOGICAL CONCEPTIONS IN THE STUDY OF THE SPECIFICS OF THE PIANO ART OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

The article studies the significance of international, mainly Russian-Moldovan, scientific ties and the continuity of musicological conceptions in the study of the specifics of the piano art of the Republic of Moldova. The purpose of the article is to demonstrate the leading role of historical contacts between Russian and Moldovan art historians in the formation of original musicological concepts about the piano culture of the Republic of Moldova. To do this, they identify specific types of connections between representatives of two musicological schools implemented in the form of «teacher — student». A panorama of dissertation researches, monographs and articles that were created under the guidance of leading scientists of the Russian Federation and form a database on the current state of piano composition in Moldova is presented. The conclusion is made about the importance of mutually enriching international cooperation of musicologists and further joint scientific research.

Key words: dissertation, composer creativity, Moldavian musicology, scientific connections, piano art.

Трудно переоценить роль международных научных контактов в развитии музыковедения Республики Молдова, поскольку большинство исследований в области истории и теории музыки здесь было выполнено либо выпускниками ведущих вузов других стран, либо их учениками. В процессе обучения эти музыканты впитали инонациональные научные идеи и внесли их в молдавское искусствоведение. В этой связи назовем имя выпускника консерватории бельгийского города Льеж профессора Б. Котлярова, ставшего одним из первых исследователей музыкальной культуры Бессарабии и творчества классика румынской музыки Дж. Энеску. Немалые заслуги в развитии исторического музыкознания в Республике Молдова принадлежат выпускнику Одесского музыкально-театрального института им. Бетховена А. Абрамовичу.

Но, пожалуй, наибольшее число молдавских музыковедов, занимающихся изучением проблем национальной музыки, являются воспитанниками российских музыкальных институтов и отделений постуниверситетского образования. Нельзя не упомянуть Л. Аксёнову, первую женщину-кандидата искусствоведения в республике и основательницу курса истории молдавской музыки в Кишиневской консерватории им. Г. Музическу. Диссерта-

цию о жанрах молдавского музыкального фольклора она написала под руководством известного русского ученого В. Беляева и защитила в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сошлемся также на имена В. Аксёнова, Е. Мироненко, Э. Абрамовой, Л. Райляну, Г. Кочаровой, И. Чобану-Сухомлин, С. Цир-куновой, В. Мельник и других ученых-выпускников вузов столицы Российской Федерации, чтобы убедиться в справедливости сказанного.

Методологические принципы российского музыкознания отчетливо ощущаются в изучении молдавской школы пианизма. В трудах исследователей Республики Молдова фортепианное искусство рассматривается как сложный феномен, органично синтезирующий композиторские поиски, исполнительские достижения и педагогические успехи. Преимущественное внимание в национальном музыковедении отведено анализу композиторского фортепианного творчества, исполнительский аспект фортепианного искусства сфокусирован в немногочисленных публикациях монографического характера, педагогический же ракурс в наши дни находится на стадии начального формирования. Исходя из сказанного, проблема данной статьи формулируется как попытка выявления специфики молдавских научных

исследований об отечественной фортепианной музыке.

Цель настоящей публикации заключается в раскрытии роли традиций российского музыкознания, претворенных отечественными учеными при анализе фортепианной музыки Республики Молдова. Поэтому одна из решаемых задач видится в воспроизведении панорамы музыковедческих работ, посвященных фортепианному творчеству молдавских авторов и в определении их места в национальной науке о музыке. Другим акцентируемым вопросом является нахождение специфики основных направлений в исследовании фортепианного искусства Молдовы. Помимо этого, важным представляется и характеристика степени новизны молдавских исследований о национальной музыке для фортепиано (в сравнении с трудами представителей научных школ России).

Научное осмысление фортепианной ветви молдавской культуры началось во второй половине ХХ в., истоки же его находятся в музыкальной действительности Бессарабии XIX в. На протяжении этих полутора столетий интенсивно развивалось концертное исполнительство, совершенствовалось педагогическое мастерство местных преподавателей-пианистов, композиторами было создано большое число фортепианных миниатюр, крупных одночастных композиций, сюит и сонат. Рояль включался в инструментальные ансамблевые опусы и использовался как аккомпанирующий инструмент в вокальных и хоровых произведениях.

Авторами работ о фортепианных сочинениях, об истории национального исполнительства, о педагогическом опыте в данной сфере (зачастую эти подходы сочетались в рамках одного исследования) являлись музыковеды, композиторы, концертирующие инструменталисты. Особое место среди них принадлежит трудам пианистов, которые, будучи всесторонне оснащенными теоретически и практически, могли отразить специфические проблемы фортепианного исполнительства в полной мере. Их научные разработки относятся к разным жанрам исследовательской деятельности: это диссертации, монографии, статьи, рефераты. Назовем в их числе работы А. Мирошникова, И. Милютиной, Е. Кишки, Л. Рябошапки, Р. Роман, Е. Гупаловой, И. Ха-типовой, Ю. Троян, Т. Мельник, автора этих строк.

Пионером в данной области стал А. Мирошников, исследовательский труд которого возник под началом Александра Александровича Николаева, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского, известного своими трудами в области истории, теории и эстетики музыкального исполнительства. Основной круг научных интересов этого музыканта был связан с анализом деятельности наиболее значительных московских пианистов Х1Х-ХХ вв., с традициями исполнения советскими артистами музыки Ф. Шопена, с принципами воспитания учащихся разных ступеней системы профессионального музыкального образования. Принципиальна его мысль о том, что включение в концертно-педагогический репертуар произведений современных композиторов способствует развитию

качества пианизма и появлению новых исполнительских средств. Поэтому А. Николаев призывал изучать фортепианную музыку, написанную современниками. Именно в этом ключе он направлял творческую мысль своих учеников, в том числе и А. Мирошникова, обратившегося к анализу наиболее значительных сочинений композиторов Молдавии.

Главным достижением А. Мирошникова стало введение в научный обиход созданных в первой половине ХХ в. фортепианных миниатюр Шт. и Г. Няги, С. Лобеля, С. Лунгула, В. Загорского, крупных циклических опусов С. Шапиро, А. Стырчи, Г. Няги и В. Сырохватова, а также концертов В. Полякова и Д. Федова. Автор выявил индивидуальную неповторимость названных произведений, а также определил черты национального стиля анализируемой музыки, связанные с опорой на «широкий круг приемов, призванных воссоздать интонационно-мелодическую, ладотональную, гармоническую и ритмическую специфику молдавской национальной музыки» [7, с. 65].

После защиты диссертации А. Мирошников опубликовал монографию «Фортепианные произведения молдавских композиторов», где писал, что молдавских авторов «привлекали разнообразные образы и жанры от зарисовки бытовой народной сцены, программной миниатюры типа прелюдии и концертного этюда до произведений крупной формы, включая сонату и концерт с оркестром» [7, с. 64].

Следующим шагом в процессе осмысления фортепианной действительности Республики Молдова стали исследования И. Милютиной, известной не только как музыковед, но и как пианистка, окончившая Кишиневскую государственную консерваторию по классу профессора А. Соковнина, воспитанника знаменитого русского педагога Леонида Владимировича Николаева. Аспирантское образование И. Милютина получила под руководством видного ленинградского профессора, ученика и последователя академика Б. Асафьева, музыковеда с мировым именем Семена Львовича Гинзбурга. Как пишет сама И. Милютина, этот исследователь «живо интересовался всю свою жизнь музыкой разных народов мира, и это определило в конце концов основной вектор его научной деятельности. В силу обстоятельств <...> он сосредоточил свое внимание<...> на материале, который поставляла музыкальная культура братских <...> республик огромной страны» [6, с. 116-117]. В числе учеников С. Гинзбурга — музыковеды из Закавказья, Прибалтики, республик Средней Азии, Молдавии, «которых (он. — А. В.) заразил своими идеями, приобщил к изучению разных национальных культур, постижению их самобытности, многообразия и взаимодействия» [6, с. 117]. Чрезвычайно показательно, что ученый стремился к постижению роли русского искусства в становлении и развитии инонациональных культур, а также к выяснению обратного влияния их на русскую традицию. В этом же ключе выдержана и проблематика кандидатской диссертации И. Милютиной, посвященной изучению национальных черт в камерном инструментальном

творчестве композиторов Советской Молдавии.

Исследовательница включила фортепианные произведения молдавских композиторов в более широкий контекст развития камерно-инструментальной музыки республики, рассмотрев их как пример национального музыкального стиля. И. Милютина заострила проблему специфики молдавской фортепианной музыки, усматривая ее в различных формах претворения фольклорного начала «от обработки народных мелодий до включения их в целостную концепцию произведения, от использования цитаты до опосредованного воплощения предпосылок фольклорной основы» [5, с. 193-194]. Важной формой проявления национального своеобразия музыки композиторов Республики Молдова И. Милютина назвала вводнотоновость, которая, по ее мнению, выражается по-разному: «в мелодическом облике тем, в их гармоническом строении, в насыщении музыкальной ткани малосекундовыми мелодическими связями, в общей атмосфере тритоновости» [5, с. 196]. В качестве показательных фортепианных сочинений отечественных авторов она привела пьесы, сюиту и сонату «Афоризмы» С. Лобеля, сюиту Г. Няги, багатели П. Ривилиса, произведения В. Загорского, А. Стырчи, С. Лунгула, В. Ротару.

В одной из статей, опубликованных после защиты диссертации, она констатировала, что камерная музыка молдавских композиторов базируется на неоклассическом и неоромантическом стилевых параметрах. В свою очередь, они взаимодействуют с народно-национальными элементами, проявляющимися в спонтанной рапсодичности, поэмности, фантазийности [5].

Таким образом, влияние научных идей С. Гинзбурга на молдавскую исследовательницу стало дополнительным стимулом для прорастания российских традиций на молдавской почве и выразилось в трудах самой И. Милютиной и в работах ее учеников.

В 1990-е гг. было защищено несколько диссертаций, в которых фортепианное искусство Молдовы рассматривалось в диахроническом ракурсе. Так, исследование Е. Кишки обращено к области фортепианного исполнительства и педагогики Бессарабии периода XIX — первой половины ХХ вв. Прочность исторического аспекта данной работы обусловлена его глубинной генетической связью с трудами выдающегося российского ученого Михаила Семеновича Друскина, воспитавшего Е. Зинькевич, научного руководителя Е. Кишки.

Музыковедческие достижения М. Друскина, многогранной фигуры международного масштаба, трудно переоценить. Его энциклопедические знания охватывали огромный пласт мировой культуры от эпохи Возрождения до современности. Как пианист, он исполнял преимущественно сочинения С. Прокофьева, И. Стравинского, Э. Крженека, К. Шимановского и др., в исследовательском же аспекте его особенно привлекали личность и творчество И. Стравинского. Занимаясь любой научной проблемой, М. Друскин обязательно опирался на новейшую литературу, в диалоге с которой развивалась его мысль. Будучи знакомым с только что

появлявшимися на Западе литературными источниками, искусствовед давал возможность и читателю через свои труды приобщиться к современным зарубежным концепциям. При этом исторический ракурс исследований М. Друскина всегда органично сочетал в себе ретроспективный взгляд на изучаемое явление с позиции сегодняшнего дня: осознание изучаемых явлений в его творческих изысканиях как бы «расслаивается» во времени, ощущаясь одновременно в контексте прошлого (времени существования анализируемого феномена) и настоящего (период создания музыковедческого труда). Тем самым, исследования М. Друскина словно живут в изменяющемся мире.

Названные качества в полной мере унаследовала талантливая его ученица, украинский музыковед Елена Сергеевна Зинькевич. Выпускница историко-тео-ретического факультета Киевской государственной консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского), она под руководством М. Друскина защитила кандидатскую диссертацию о трагедиях В. Шекспира по отношению к музыке в драматическом театре. В данной работе и в последующих трудах она продемонстрировала прекрасное владение методологическим аппаратом, умение в яркой литературной форме представить сложную музыковедческую проблематику и блестящую эрудицию в смежных искусствах. В докторской диссертации Е. Зинькевич обратилась к исследованию современной украинской симфонии в свете диалектики традиции и новаторства.

Научные интересы Е. Зинькевич охватывают широкий круг проблем — от исторического музыкального прошлого до постмодерна в контексте мировой культуры. Понятно, что неизученная зона молдавской музыки, интерес к которой проявила ее ученица Е. Кишка, привлекла украинского профессора возможностью прикоснуться к искусству Бессарабии рубежа Х1Х-ХХ вв., упрочив тем самым межкультурные связи соседних народов. Е. Кишке в диссертации удалось убедительно доказать, что в анализируемый период времени в Кишиневе работали талантливые пианисты и композиторы, которые внесли весомый вклад в развитие фортепианного искусства края. Исследователь называет в этой связи И. Базилевского, К. Романова, В. Онофрея,

B. Сероцинского, Ю. Гуза, К. Файнштейн, З. Болдырь, других музыкантов [3, с. 13-14]. Молодому музыковеду удалось привлечь внимание последующих энтузиастов к сложному, неоднозначно оцениваемому историческому периоду рубежа Х1Х-ХХ вв. Среди них А. Перетятко,

C. Циркунова, Г. Чайковский-Мерешану и др.

Зарождение и основные этапы развития молдавской фортепианной музыки Х1Х в. изучила Л. Рябошапка под руководством Мстислава Анатольевича Смирнова, профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Выпускник класса Г. Нейгауза (фортепиано) и А. Николаева (история и теория пианизма), он после защиты своей кандидатской диссертации о фортепианном творчестве А. Дворжака практически всю последующую

научную деятельность посвятил анализу проблем фортепианного исполнительства. Наиболее значительные его работы раскрывают творческие портреты В. Мержанова, Б. Давидович, Я. Флиера, Л. Оборина, Я. Зака, Н. Петрова и др. В них ставятся проблемы индивидуальной неповторимости выдающихся музыкантов, раскрывается связь между техническими задачами и художественными целями интерпретации, предлагается внедрение в учебный процесс музыкальных вузов произведений современных композиторов.

М. Смирнов много внимания уделял руководству студенческими и аспирантскими работами разнообразной тематики, которые отвечали требованиям научной новизны и актуальности. Одна из его воспитанниц, молдавская пианистка и педагог Л. Рябошапка, под его началом написала диссертацию, в которой определила исторические предпосылки национального фортепианного искусства в синтезе трех составляющих: лэу-тарских исполнительских традиций1, деятельности Д. Кантемира, Ф. Ружицкого, других местных деятелей культуры, а также прогрессивных влияний иностранных музыкантов-гастролеров. В итоге исследователь резюмировала, что в развитии молдавской музыкальной культуры XIX в. «существовало 4 главных направления: 1) молдавское народное музыкальное творчество; 2) лэутарское инструментальное и вокальное исполнительство; 3) профессиональная композиторская школа; 4) фортепианное исполнительство, при слиянии которых сформировалась молдавская фортепианная музыка, заложившая основу дальнейшего развития фортепианного творчества в Молдавии» [8, с. 25]. После защиты диссертации Л. Рябошапка опубликовала ряд статей о проблемах исполнительства в Молдове советского и постсоветского периодов.

Дальнейшие научные труды, анализирующие фортепианную музыку Республики Молдова, связаны с творчеством современных композиторов. Один из них — «Отечественный пианистический репертуар в Республике Молдова» — принадлежит перу пианистки Е. Гупаловой [2]. Основательность этой диссертации в значительной мере обусловлена высоким уровнем профессионализма научного руководителя — выпускницы Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Евгеньевны Чобану-Сухомлин, исследовательская деятельность которой продолжает традиции Юлии Константиновны Евдокимовой, непререкаемого авторитета в области полифонии и контрапункта. Ученый широких научных интересов, Ю. Евдокимова привила И. Чобану-Сухомлин интерес к явлениям европейского Средневековья и Возрождения, барокко и классицизма и, одновременно, к творчеству современных композиторов и православной гимнографии. Выработанные в процессе обучения в РАМ имени Гнесиных качества тщательности аналитической работы, скрупулезной аргументации любого фактического материала позволили И. Чобану-Сухомлин в сотрудничестве с аспиранткой

1 Лэутары — или «алэута» —

Е. Гупаловой привлечь внимание музыковедов, педагогов и исполнителей-пианистов Республики Молдова к хрестоматийным, казалось бы, проблемам, которые, однако, скрывают в себе богатый исследовательский потенциал. Речь идет о вопросах формирования фортепианного педагогического репертуара на базе отечественного композиторского творчества.

В диссертации Е. Гупаловой перечисляются важнейшие сборники фортепианной музыки для детей, изданные после 1950-го г., говорится об их использовании на начальном и среднем этапах музыкального образования. Отдельно анализируются фортепианно-педаго-гические принципы известной пианистки, профессора Л. Ваверко, на конкретных примерах раскрывается связь между формированием композиторского замысла некоторых отечественных фортепианных опусов, его реализацией в творческом процессе музыканта-исполнителя и корректировкой текста фортепианных произведений в ходе сотрудничества автора-композитора и пианиста-исполнителя.

Огромное воздействие на молдавскую историческую науку оказала Надежда Сергеевна Николаева, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, признанный лидер в исследовании проблем симфонизма, музыкального тематизма, романтической эстетики. Глубокий ученый и талантливая пианистка, Н. Николаева органично синтезировала научную работу с педагогикой, заражая студентов теми проблемами и темами, которые разрабатывала сама и раскрывала в лекционных курсах. Ее воспитанники позаимствовали умение сочетать фундаментальное обобщение с тонкой детализацией, отделять главное от второстепенного, точно выражать свои мысли. Н. Николаева явилась создателем крупной музыкально-исторической школы, представленной и в Московской консерватории, и за ее пределами. В числе ее последователей видим личность крупного молдавского ученого с международной известностью Владимира Вячеславовича Аксёнова, лидера молдавской музыковедческой организации. Интерес к симфонизму как методу инструментального мышления он реализовал применительно к национальному музыкальному материалу, создав ряд солидных исследований о жанрах симфонической музыки в Республике Молдова. Его научные воззрения, в свою очередь, оказали влияние на формирование целой плеяды местных музыкантов. Под руководством этого музыковеда, в частности, возникло исследование пианистки Р. Роман «Фортепианная миниатюра в творчестве композиторов Республики Молдова (послевоенный период)», в котором рассматривается эволюция названного жанра, анализируется проявление национального стиля, использование новейших техник композиции.

Воздействие российских музыковедческих традиций ощутимо также в диссертациях И. Хатиповой и Ю. Троян, созданных под руководством Светланы Викторовны Циркуновой, получившей образование в Московской

традиционные молдавские и румынские певцы и инструменталисты. Название происходит от слова «лэута» старинный инструмент, разновидность лютни.

консерватории под руководством одного из ведущих профессоров кафедры теории музыки Евгения Владимировича Назайкинского. Талантливый исследователь музыкальной действительности в единстве ее акустических свойств, особенностей слушательского восприятия и глубинных процессов инструментальной драматургии, он раскрыл в своих трудах фундаментальные законы и принципы формообразования в искусстве звуков, разработал методологию жанрово-стилевого анализа. Его идеи системного подхода к явлениям разного уровня, продолженные в работах многочисленных учеников, «пустили корни» и в Республике Молдова. Приобретенные под руководством Е. Назайкинского знания и навыки его воспитанница, кандидат искусствоведения, профессор С. Циркунова преломляет в изучении таких сторон национального музыкального искусства, как фольклор и композиторское творчество.

Две ее аспирантки сфокусировали интерес на анализе малоизученных сторон фортепианного наследия страны. С позиции пианиста-педагога и концертного исполнителя И. Хатипова разобрала кантиленные и виртуозные фортепианные произведения, созданные композиторами Республики Молдова и используемые в учебном процессе.

Она, в частности, пишет: «К настоящему времени отечественный концертно-педагогический пианистический репертуар представляет собой широкий спектр композиционно-драматургических концепций, жанрово-стилевых решений и открывает большие возможности для подбора в рамках учебного процесса сочинений, соответствующих творческой индивидуальности студента, а также для решения необходимых музыкально-технических педагогических задач» [10, с. 157]. В ее работе впервые предложен комплексный взгляд на педагогический фортепианный репертуар с точки зрения взаимосвязи композиторского творчества, концертной и педагогической деятельности. Здесь говорится о том, что произведения малых форм кантиленного характера отечественных авторов привлекают разнообразием как в жанровом отношении, так и в области образных характеристик. Говоря о виртуозных сочинениях, И. Хатипова отмечает, что они «отличаются оптимистическим мироощущением, воплощают образы энергичного, напористого движения, часто связаны с миром танцевального фольклора» [10, с. 14-15].

Содержанием диссертации Ю. Троян становится рассмотрение творчества известного молдавского композитора В. Ротару с позиции трактовки в нем рояля [9]. Автор теоретически осмысливает роль этого инструмента в камерной музыке В. Ротару, включающей сочинения трех жанровых групп: фортепианные опусы (миниатюры педагогического репертуара и крупные сочинения концертного плана), камерно-инструментальные ансамбли (дуэты струнных и духовых инструментов с фортепиано, фортепианные трио, другие ансамбли), камерно-вокальные произведения (романсы, вокальные циклы и вокализы). Ю. Троян доказывает, что выразительные возможности рояля В. Ротару наиболее многообразно

использует в фортепианной музыке: «В миниатюрах для детей фантазия композитора с особой силой проявилась в обработке фольклорного материала, а также в изобразительной трактовке инструмента. В крупных концертных композициях В. Ротару трактует фортепиано многообразно: как самоценную тембровую краску, несущую на себе отпечаток богатейших традиций европейской фортепианной литературы; как инструмент, эквивалентный возможностям симфонического оркестра, его отдельных групп или инструментов; как тембр, уподобляющийся звучанию различных инструментов из молдавских тарафов или имитирующий звуки окружающего мира» [9, с. 23].

Две последние диссертации на соискание степени доктора (кандидата) искусствоведения в области фортепианного искусства Республики Молдова тоже были написаны под руководством музыковедов московской школы. Исследование «Вклад преподавателей кафедры общего фортепиано Академии музыки, театра и изобразительных искусств в развитие музыкальной культуры Республики Молдова» защитила пианистка и педагог Тамара Мельник. Она охарактеризовала исполнительскую, научно-методическую и творческую деятельность педагогов названной кафедры и доказала, что без плодотворного труда данных педагогов-пианистов невозможно представить современное состояние фортепианного искусства республики. Руководителем указанной работы являлась Виктория Владимировна Ткаченко, закончившая курс аспирантуры в Московской консерватории под началом выдающегося ученого Михаила Евгеньевича Тараканова, крупного исследователя русской и зарубежной музыки ХХ в.

В поле зрения широких научных интересов М. Тараканова оказались симфонии С. Прокофьева, оперы А. Берга, творчество Р. Щедрина. Особое внимание музыковед уделил рассмотрению основных музыкальных жанров современной музыки, таких как музыкальный театр, симфония, инструментальный концерт. Обобщающим трудом методологического характера стала его фундаментальная книга о музыкальной культуре РСФСР. В статьях из научных сборников он излагал результаты размышлений о новой тональности в музыке ХХ в., о формировании композиторского замысла и путях его воплощения, о русском национальном начале, о традициях и новаторстве в современной советской музыке, о методологии анализа музыкального произведения в соотношении типологического и индивидуального начал.

Многоплановость творческих устремлений М. Тараканова служила мощным стимулом для его студентов и аспирантов. Обширная панорама музыкальных явлений раскрыта в 10 докторских и 30 кандидатских диссертациях, созданных под его руководством. Среди учеников профессора видим и музыковеда из Молдовы В. Ткаченко. Получив начальный исследовательский импульс в Молдавской государственной консерватории им. Г. Музическу в классе вышеназванного В. Аксёнова, проявленный в изучении жанра рок-оперы, она углуби-

ла и расширила данную проблематику в диссертации, посвященной проблемам рок-оперы на примере музыкально-сценических сочинений А. Рыбникова.

Осознавая важность научно обоснованного познания исторического прошлого для адекватной оценки настоящего и аргументированного предвидения будущего, В. Ткаченко активно включилась совместно со своей аспиранткой Т. Мельник в работу над «реставрацией» фактов недавнего прошлого музыкального образования в Бессарабии и Советской Молдавии. В исследовании специфики дисциплины «общее фортепиано» применительно к местным условиям на протяжении последних двух столетий Т. Мельник выявила разные ее грани и вехи исторической эволюции (как любительское музицирование, самостоятельная учебная дисциплина в музыкальных средних и высших учебных заведениях и как способ обучения игре на рояле музыкантов разных специальностей) [4]. Многоаспектный анализ деятельности преподавателей — членов кафедры общего фортепиано высших учебных заведений Республики Молдова на разных исторических этапах существования позволил Т. Мельник научно обосновать четыре основных функциональных составляющих дисциплины: просветительскую, исполнительскую, композиторскую и научно-методическую. Отсюда специфика преподавателя названной дисциплины, определяемая синтезом названных качеств.

Пишущая эти строки, автор исследования «Фортепианный концерт в творчестве композиторов Республики Молдова второй половины XX — начала XXI веков», создала свой труд в сотрудничестве с Галиной Варта-новной Кочаровой, выпускницей РАМ имени Гнесиных по классу прославленного музыковеда-теоретика Алексея Алексеевича Степанова, автора многочисленных работ по истории музыкально-теоретической педагогики. Глубокий исследователь, в равной мере интересующийся вопросами теории, истории и методики преподавания музыки, Г. Кочарова внесла большой вклад в науку о современной художественной культуре Молдовы. Автор первого на румынском языке учебника по гармонии (в соавторстве с В. Мельник), огромного количества статей, монографий о крупных деятелях культуры — композиторе З. Ткач, дирижере-симфонисте Б. Милютине, певцах М. Мунтяну и В. Савицкой, — она десятилетиями прокладывала новые исследовательские пути в освоении действительности сегодняшнего дня. Благодаря пересечению неустанных творческих поисков Г. Кочаровой с интересом автора этих строк к области национальной инструментальной музыки возник замысел исследовательского труда об отечественном фортепианном концерте [1].

Научная проблема, сформулированная в этом проекте, заключалась в разработке целостной историко-те-оретической модели жанра концерта для фортепиано с оркестром в творчестве композиторов Республики Молдова второй половины XX — начала XXI вв., что существенно дополнило и обогатило теоретическое представление о сочинениях этого жанра, а также дало

основание для художественной оценки и аргументированного определения их места в отечественной музыкальной культуре. Было определено, что концерт для фортепиано с оркестром, являясь неотделимым компонентом жанровой системы современного композиторского творчества страны, многочисленными связями сопряжен с традициями оркестрового письма и достижениями фортепианного искусства. Контакты сжанрами симфонической музыки проявляются в принципах оркестрового мышления, общность со сферой пианизма подтверждается всем объемом средств и приемов фортепианной игры, накопленных в мировой и национальной музыке.

В фортепианных концертах композиторов Республики Молдова ощущается опора на две композиционные схемы: циклическую трехчастность сонатно-симфо-нического типа и поэмную одночастность. Проанализированные в диссертации концертные опусы четко вписываются в систему основных координат данного жанра качествами диалогичности и состязательности, репрезентативности и виртуозности, импровизационно-сти и коммуникативности, игровой логики и тембровой персонификации. Концерты для фортепиано с оркестром композиторов Республики Молдова объединены мощным вектором национальной почвенности — каждый по-своему претворяет интонационно-ритмические элементы молдавского фольклора, согласуясь с теми стилевыми направлениями, которые были свойственны всей отечественной музыкальной культуре соответствующего периода.

На базе диссертации А. Варданян опубликовала монографию, в которой говорится: «Изучение фортепианных концертов отечественных авторов не только выявило особенности исторического развития жанра, специфику индивидуальных воплощений творческих идей в области синтеза оркестрового и фортепианного мышления, но и определило возможные направления дальнейших исследований» [1, с. 246].

Помимо непосредственных творческих контактов молдавских и российских ученых, важную роль в создании и поддержании высокой профессиональной квалификации исследователей Республики Молдова имели глубокие опосредованные научные связи, которые обеспечивались высоким уровнем их консерваторского образования, полученного в ведущих вузах Российской Федерации. Курсы гармонии (Г. Кочарова, В. Мельник), музыкальных форм (С. Циркунова), полифонии (И. Чоба-ну-Сухомлин), истории зарубежной музыки (В. Аксёнов, Е. Мироненко), истории эстрадно-джазовой музыки (В. Ткаченко), читаемые в АМТИИ и базирующиеся на методологической основе российской музыкальной педагогики, формировали и продолжают формировать у молдавских студентов прочную музыковедческую базу, разработанную представителями московского и санкт-петербургского исследовательских центров. К числу ее фундаментальных идей относятся основные положения комплексного подхода, включающего системно-структурный и компаративный аспекты, ра-

курсы герменевтического и аксиологического анализов, принцип историзма.

Суммируя сказанное, подчеркнем, что роль российско-молдавских научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специ-

фики фортепианного искусства Республики Молдова определяется синтезом методологии, сложившейся в российском музыкознании, с оригинальным национальным музыкальным материалом.

Литература

1. Варданян А. Фортепианный концерт в творчестве композиторов Республики Молдова: вторая половина ХХ — начало XXI вв. Berlin: Lambert Academic Publishing, 2017. 368 c.

2. Гупалова Е. Отечественный пианистический репертуар в Республике Молдова. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Кишинев, 2008. 31 с.

3. Кишка Е. Развитие фортепианного исполнительства и педагогики в Молдавии (XIX — 40-е гг. XX века). Автореф. дис.... канд. искусствоведения. Киев, 1990. 18 с.

4. Мельник Т. Вклад преподавателей кафедры общего фортепиано Академии музыки, театра и изобразительных искусств в развитие музыкальной культуры Республики Молдова. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Кишинев, 2013. 29 с.

5. Милютина И. Камерно-инструментальное творчество: к вопросу о национальном стиле // Музыкальная культура

Молдавской ССР. М.: Музыка, 1978. С. 190-212.

6. Милютина И. Мир многолик // Изольда Милютина. Между прошлым и будущим. Хайфа: Gutenberg, 2004. С. 114-120.

7. Мирошников А. Фортепианные произведения молдавских композиторов. Кишинев: Штиинца, 1973. 66 с.

8. Рябошапка Л. Зарождение и основные этапы развития молдавской фортепианной музыки XIX века. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1991. 26 с.

9. Троян Ю. Трактовка фортепиано в композиторском творчестве Владимира Ротару. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Кишинев, 2011. 27 с.

10. Хатипова И. Фортепианные произведения композиторов Республики Молдова в учебном процессе музыкальных вузов. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Кишинев, 2009. 28 с.

References

1. Vardanyan A. Fortepiannyy kontsert v tvorchestve kompozi-torov Respubliki Moldova: vtoraya polovina XX — nachalo XXI vv. [Piano Concerto in the Works of the Composers of the Republic of Moldova: the second half of the XX to beginning of the 21st century]. Berlin: Lambert Academic Publishing, 2017. 368 p.

2. Gupalova Ye. Otechestvennyy pianisticheskiy repertuar vRespublike Moldova [National pianistic repertoire in the Republic of Moldova]. Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). Kishinev, 2008. 31 p.

3. Kishka Ye. Razvitiye fortepiannogo ispolnitel'stva i pedagogiki v Moldavii (XIX — 40-ye gg. XX veka) [Development of piano performance and pedagogy in Moldova (XIX - 40s of XX century)]. Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). Kiyev, 1990. 18 p.

4. Mel'nik T. Vklad prepodavateley kafedry obshchego fortepiano Akademii muzyki, teatra i izobrazitel'nykh iskusstv v razvitiye muzykal'noy kul'tury Respubliki Moldova [Contribution ofteach-ers of the General Piano Department of the Academy of Music, Theater and Fine Arts to the development of the musical culture ofthe Republic of Moldova]. Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). Kishinev, 2013. 29 p.

5. Milyutina I. Kamerno-instrumental'noye tvorchestvo: kvo-prosu o natsional'nom stile [Chamber-instrumental creativity: on the question of the national style] // Muzykal'naya kul'tura

Moldavskoy SSR [Musical culture of the Moldovan SSR]. M.: Muzyka, 1978. Pp. 190-212.

6. Milyutina I. Mir mnogolik [The world is multifaceted] // Izol'da Milyutina. Mezhdu proshlym i budushchim [Izolda Milyutina. Between the past and the future]. Khayfa: Gutenberg, 2004. Pp. 114-120.

7. Miroshnikov A. Fortepiannyye proizvedeniya moldavskikh kompozitorov [Piano works of Moldovan composers]. Kishinev: Shtiintsa, 1973. 66 p.

8. Ryaboshapka L. Zarozhdeniye i osnovnyye etapy razvitiya moldavskoy fortepiannoy muzyki XIX veka [The origin and main stages of development of the Moldovan piano music of the XIX century]. Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). M., 1991. 26 p.

9. Troyan Yu. Traktovka fortepiano v kompozitorskom tvorchestve Vladimira Rotaru [Interpretation of the piano in the composer's work of Vladimir Rotaru]. Thesis of Dissertation for the Degree ofPhD (Arts). Kishinev, 2011. 27 p.

10. Khatipova I. Fortepiannyye proizvedeniya kompozitorov Respubliki Moldova v uchebnom protsesse muzykal'nykh vuzov [Piano works of composers of the Republic of Moldova in the educational process of music universities]. Thesis of Dissertation forthe Degree of PhD (Arts). Kishinev, 2009. 28 p.

Информация об авторе

Алёна Альфредовна Варданян E-mail: aliona_piano@list.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия музыки, театра и изобразительных искусств»

2009, Республика Молдова, Кишинёв, улица Алексея Матее-вича, дом 87

Information about the author

Alyona Alfredovna Vardanyan E-mail: aliona_piano@list.ru

State Budget Educational Institution of Higher Education «Academy of Music, Theatre and Fine Arts»

2009, Republic of Moldova, Kishinev, 87, Alexey Mateevich Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.