Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНГРЕССОВ И ВЫСТАВОК В РАЗВИТИИ БИЗНЕС-СФЕРЫ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНГРЕССОВ И ВЫСТАВОК В РАЗВИТИИ БИЗНЕС-СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конгресс / выставка / бизнес-сфера / международное сотрудничество / цифровизация / конгрессновыставочная деятельность / партнеры / участники / congress / exhibition / business sphere / international cooperation / digitalization / congress and exhibition activities / partners / participants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Дмитрий Анатольевич

Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в текущих условиях экономического развития бизнес-сферы организация международных конгрессов и выставок считается одним из значимых направлений развития экономики на национальном уровне, являясь также индикатором, который отражает состояние развития той или иной отрасли, давая возможность составлять прогнозы об изменениях практически в любом сегменте бизнес-сферы. Данная статья рассматривает роль международных конгрессов и выставок для коммерческих предприятий бизнес-сферы. Автором исследуется как организация международных конгрессов и выставок способна укрепить экономические, культурные и научные деловые связи между партнерами бизнес-сферы и способствовать развитию международного бизнеса. В статье также обсуждаются преимущества, вызовы, виды и формы международных конгрессов и выставок, а также применение цифровых технологий в их организации. При написании научной статьи автором использовались такие методы, как качественная оценка данных научных периодических изданий российских ученых, данные информационных ресурсов о конгрессновыставочной деятельности. По результатам выявлены проблемы коммерческих предприятий бизнес-сферы в организации международных конгрессов и выставок и представлены направления по решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL CONGRESSES AND EXHIBITIONS IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS SPHERE

The relevance of the presented research is due to the fact that in the current conditions of economic development of the business sphere, the organization of international congresses and exhibitions is considered one of the significant directions of economic development at the national level, being also an indicator that reflects the state of development of a particular industry, making it possible to make forecasts about changes in almost any segment of the business sphere. This article examines the role of international congresses and exhibitions for commercial enterprises of the business sphere. The authors investigate how the organization of international congresses and exhibitions can strengthen economic, cultural and scientific business ties between business partners and contributes to the development of international business. The article also discusses the advantages and challenges associated with the organization of international congresses and exhibitions. When writing a scientific article, the author used such methods as a qualitative assessment of the data of scientific periodicals of Russian scientists, data from information resources on congress and exhibition activities. According to the results, the problems of commercial enterprises of the business sphere in the organization of international congresses and exhibitions are identified and directions for solving the identified problems are presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНГРЕССОВ И ВЫСТАВОК В РАЗВИТИИ БИЗНЕС-СФЕРЫ»

УДК 338:061.4(045) Д.А. Карпов

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНГРЕССОВ И ВЫСТАВОК В РАЗВИТИИ БИЗНЕС-СФЕРЫ

Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в текущих условиях экономического развития бизнес-сферы организация международных конгрессов и выставок считается одним из значимых направлений развития экономики на национальном уровне, являясь также индикатором, который отражает состояние развития той или иной отрасли, давая возможность составлять прогнозы об изменениях практически в любом сегменте бизнес-сферы. Данная статья рассматривает роль международных конгрессов и выставок для коммерческих предприятий бизнес-сферы. Автором исследуется как организация международных конгрессов и выставок способна укрепить экономические, культурные и научные деловые связи между партнерами бизнес-сферы и способствовать развитию международного бизнеса. В статье также обсуждаются преимущества, вызовы, виды и формы международных конгрессов и выставок, а также применение цифровых технологий в их организации. При написании научной статьи автором использовались такие методы, как качественная оценка данных научных периодических изданий российских ученых, данные информационных ресурсов о конгрессно-выставочной деятельности. По результатам выявлены проблемы коммерческих предприятий бизнес-сферы в организации международных конгрессов и выставок и представлены направления по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: конгресс, выставка, бизнес-сфера, международное сотрудничество, цифровизация, конгрессно-выставочная деятельность, партнеры, участники.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-621-628

Международные конгрессы и выставки играют значительную роль в развитии бизнес-сферы посредством организации эффективных коммуникаций с деловыми партнерами, направленных на обмен между участниками опытом научного, экономического, социально-культурного характеров, что способствует установлению прочных связей на мировом уровне.

Организация международных конгрессов и выставок коммерческих предприятий в рамках развития своего бизнеса положительно отражается на культурном и социально-экономическом развитии государства и региона, в котором они функционируют, создавая последним положительный образ и репутацию [1].

Посредством международных конгрессов и выставок проводятся определенного рода мероприятия, которые направлены на обеспечение стабильного функционирования всего международного сообщества, что положительно отражается на качественных характеристиках жизни населения и отражается на росте благосостояния государства в целом. Деятельность, связанная с проведением международных конгрессов и выставок, способна стимулировать развитие страны на региональном и мировом уровнях культурного и социально-экономического направления, а также является значимым и эффективным инструментом в продвижении продукции и услуг внутри международного рынка, оказывая на репутацию страны в целом сильное влияние.

Целесообразно выделить основные задачи отрасли конгрессно-выставочной деятельности на государственном уровне:

- формировать единую концепцию по поддержке и увеличению масштабов по проведению международных конгрессов и выставок с учетом интересов страны в целом и ее регионов в отдельности при организации деятельности внешнеэкономического характера и определении политики развития региона;

- разрабатывать на постоянной основе меры поддержки на государственном уровне для мотивации бизнес-структур в лице коммерческих организаций по производству продукции или оказанию каких-либо услуг, приносящих им прибыль, например, создавая благоприятные правовые, организационные и экономические условия для участников международных конгрессов и выставок, а также посредством предоставления услуг рекламы и маркетинга, предоставления льготного финансирования, оказания услуг по сбору, обработке информации и проведения профессиональных консультаций для участников конгрессно-выставочной отрасли.

Кроме представленных ключевых задач, достаточно значимыми следует признать: помощь в продвижении продукции и услуг как внутри, так и вне рынка, консолидация и рост масштабов рынка потребительских товаров и услуг, оказание поддержки малому и среднему бизнесу и участникам конгрессов и выставок, рост бюджетных государственных средств за счет дохода от проведения конгрес-сно-выставочных мероприятий.

Международные конгрессы и выставки являются для предприятий бизнес-сферы средствами продвижения производимой продукции, товаров и оказываемых услуг на мировой рынок.

Задачи организации международных конгрессов и выставок коммерческих предприятий бизнес-сферы представлены на рисунке.

Рис. Задачи организации международных конгрессов и выставок коммерческих предприятий

бизнес-сферы Источник: Составлено автором

Организация международных конгрессов и выставок коммерческих предприятий на законодательном уровне относится к выставочно-ярмарочной деятельности и трактуется как: «предпринимательская деятельность, в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества» [2].

Посредством международных конгрессов и выставок у хозяйствующих субъектов бизнес-сферы появляется возможность создания взаимовыгодных условий для персонального обмена полезной информацией, установки контактов делового и научного направлений для развития коммуникаций между производителями продукции, поставщиками услуг и их потребителями.

Также проведение международных конгрессов и выставок способствует развитию торгово-экономических отношений ее участников на мировом уровне при налаживании с партнерами деловых связей, что положительно отражается на установке межгосударственных контактов.

Российские предприятия бизнес-сферы, функционирующие в стране с большим территориальным, инновационным и ресурсным потенциалом, на постоянной основе принимают участие в международной конгрессах и выставках. В настоящее время на долю российских предприятий бизнес-сферы на рынке поведения международных конгрессов и выставок приходится чуть больше двух процентов, что говорит о наличии огромных возможностей и перспектив развития данного направления коммуникаций на международном уровне. Доля в мировой торговле при этом остается равна трем процентам.

Стремительное внедрение технологий посредством цифровизации во всех отраслях также способствует развитию международных конгрессов и выставок среди предприятий бизнес-сферы [3].

Организация международных конгрессов и выставок признана динамично развивающимся направлением экономической сферы как российских предприятий, так и зарубежных. Данное направление стимулирует деловую активность бизнес-сообществ, положительно влияет на рост показателей промышленности и расширение сферы бизнес-услуг.

Роль международных конгрессов и выставок в развитии бизнес-сферы заключается в установлении кооперационных связей между коммерческими организациями, в укреплении связей на международном уровне и в создании межтерриториального сотрудничества, что благоприятно отражается на создании и поддержке привлекательного имиджа как самих организаций, так и в целом государств, посредством трансляции ресурсного и инвестиционного потенциала территории на международные рынки.

Международные конгрессы и выставки призваны создавать благоприятные условия для информационного обмена экспертно-персонифицированного направления, являясь при этом инструментом реального анализа рынка и своего рода инновационной технологией.

В текущих условиях организация международных конгрессов и выставок признана одной из самых стремительно и активно функционирующих отраслей экономики не только в Российской Федерации, но и во всем международном сообществе. Данную отрасль принято считать стимулом деловой активности государства, обеспечивающей рост производственного потенциала промышленности и повышения масштабов оказания услуг, приносящих хозяйствующим субъектам прибыль.

За счет деятельности международных конгрессов и выставок происходит развитие кооперационных связей организаций бизнес-сферы, укрепляются связи на международном, межрегиональном и межтерриториальном уровне, происходит формирование и поддержка благоприятного имиджа страны-производителя, а также организуется трансляция ресурсного и инвестиционного потенциала территории на рынки внешнего окружения.

Посредством организации конгрессно-выставочной деятельности создаются более благоприятные условия по обмену экспертно-персонифицированной информации, а также проводится реальная оценка положения на рынке и уровня развития инноваций. Понимая смысл роста актуальности и востребованности своей деятельности при проведении международных конгрессов и выставок, их организаторы, являясь субъектом конгрессно-выставочной индустрии, преследуют цель показать образ ситуации, которая сложилась на текущий момент в той или иной отрасли, на региональном или государственном уровнях, что оказывает содействие по формированию общероссийского рынка в различных экономических сферах.

Сами же международные конгрессы и выставки, и, соответственно, презентуемая на них продукция, являются гарантией для будущих и действующих партнеров посредством того, что предприятие бизнес-сферы относится к прогрессивно развивающимся производителям, а также указывает о ее достижениях, создавая еще более положительную им репутацию и укрепляет имидж. Кроме выгод материального характера, связанных с реализацией продукции и услуг за счет расширения рынков сбыта и заключения договорных обязательств, участники международных конгрессов и выставок извлекают и нематериальные выгоды, а побудительные стимулы, как показывает практика, оказывают более широкий и глубокий эффект, чем традиционный маркетинг и желание реализовать свою продукцию.

Организаторы международных конгрессов и выставок осознают рост актуальности данных мероприятий, поэтому им приходится приложить не мало усилий, чтобы максимально доступно и эффективно продемонстрировать образ того, что происходит в той или иной бизнес-сфере на региональном уровне или в целом по стране, при этом содействуя становлению российского рынка в разных отраслях и бизнес-сферах.

Сами международные конгрессы и выставки являются своего рода презентациями продукции, товаров и услуг коммерческих организаций бизнес-сферы и являются гарантией для потенциальных партнеров, что организация-участник считается прогрессивно развивающейся организацией, подтверждая при этом ее достижения в той или иной сфере, создавая еще более привлекательную репутацию и положительный имидж.

В настоящее время в РФ уделяется наибольшее внимание в конгрессно-выставочной деятельности таким отраслям, как:

- судостроительная промышленность;

- авиационная промышленность;

- электронная и радиоэлектронная промышленность;

- фармацевтическая и медицинская промышленность;

- атомный энергопромышленный комплекс;

- образование и наука [4].

Благодаря проведению мероприятий в указанных отраслях экономики, развиваются наиболее значимые для страны направления науки, здравоохранения, промышленности, образования и предпринимательства. Эффективность конгрессно-выставочного мероприятия оценивается по двум направлениям:

- прибыль, которую получит организатор мероприятия (прямая оценка);

- контракты, соглашения, которые заключатся по итогам проведения мероприятия (косвенная оценка).

Ключевыми моментами проведения любого конгрессного мероприятия являются его клиенто-ориентированность и клиентоцентричность. Клиентоориентированность - это культура, ориентированная на клиента, в нашем случае - участника. Клиентоцентричность - простыми словами, когда клиент находится в центре внимания, он на первом месте.

Обычно, сотрудники клиентоцентричных организаций собирают, анализируют и используют данные своего потребителя, смотрят на мир его глазами. Так как клиент стоит в центре, то компании максимально сфокусированы на желаниях и потребностях своих потребителей, потому развивают продукт или услугу вокруг него. Каждый сотрудник организации имеет право на анализ потребностей потребителя, любые идеи или наблюдения вносятся, а сама стратегия, которая нацелена на поддержание лояльности потребителя - постоянно корректируется, приближаясь к идеалу.

Кроме выгоды материального характера, связанной с продажами и заключением договорных обязательств, участники международных конгрессов и выставок извлекают нематериальные преимущества, а побуждающая мотивация несет в себе более широкую и глубокую значимость, чем просто рекламная деятельность, что ведет к более эффективным продажам своего продукта.

В зависимости от различных факторов, таких как: целевая установка, структура организации мероприятия, количество участников, территориальное расположение мероприятия, тематика события, - международные конгрессы и выставки подразделяются на виды и формы.

Формами международных конгрессов и выставок являются: дискуссия, конференция, коллоквиум, круглые столы, презентации, саммиты, съезды, симпозиумы, семинары, форумы, рабочие группы или воркшопы. Данным формам присущи свои отличительные особенности по признакам и характеристикам [5].

Мероприятия по организации международных конгрессов и выставок считаются универсальными коммуникационными площадками, на которых устанавливаются новые контакты, происходит обмен опытом и мнениями, заключаются договорные обязательства и происходит демонстрационное представление продукции и услуг организаций бизнес-сферы.

Новым пространством для международных конгрессов и выставок следует признать цифровую трансформацию, в которой происходит взаимодействие организаторов, экспонентов и посетителей, при совмещении online и offline-мероприятий.

Очевидно, что возможности сегодняшних организаторов ограничены сокращенными бюджетами, но проблема заключается еще и в дефиците идей. Формат онлайн-мероприятий требует качественно новых решений от организаторов, которые будут не подражать событию в реальности, а составлять ему полноценную альтернативу [6].

Применение цифровых технологий в организации международных конгрессах и выставках способствуют:

- сократить время на обработку заявок участников, за счет меньшего количества ручного ввода необходимых данных;

- улучшению построения коммуникаций и процесса сотрудничества между участниками международных конгрессов и выставок, в том числе с инвесторами;

- сэкономить финансовые расходы на организацию международных конгрессов и выставок;

- повысить у персонала уровень удовлетворенности процессом организации международного конгресса и выставки;

- проводить сбор и обрабатывать большой массив данных об участниках международных конгрессов и выставок.

Развитию онлайн формата проведения конгрессно-выставочных мероприятий в значительной степени способствовало развитие цифровых технологий и цифровизация экономики. Как показывают исследования, в будущем это сделает конгрессно-выставочные мероприятия более развитыми с точки зрения использования цифровых решений [3].

Таким образом, в современных условиях применение цифровых технологий приводит к развитию и трансформации конгрессно-выставочной деятельности в цифровом пространстве.

Они становится ключевым элементом стратегии продвижения продукции и услуг коммерческих организаций бизнес-сферы на международном уровне, способствуют оптимизации внутренних рабочих процессов с последующей их трансформацией. При этом целевая установка использования цифровых технологий заключается не в том, чтобы международные конгрессы и выставки полностью стали цифровыми, а в том, чтобы применять ресурсы цифровизации процессов для роста эффективности, обеспечения гибкости, устойчивости выставочных мероприятий, оказывая участникам экспо-мероприятий сервисы с учетом индивидуального подхода.

Стремительное развитие цифровых технологий способствует применению достаточно широкого перечня коммуникативных инструментов, однако эксперты приходят к мнению, что:

1. Международный конгресс и выставку следует признать достаточно сложным механизмом коммуникации, который позволяет решать круг имиджевых задач. Посредством дистанционного формата проведения международных конгрессов и выставок не в полной мере получается решить эти задачи, так как отсутствует «живое» общение с потенциальными партнерами и лидерами отрасли, также не хватает опций экспозиционного представления продукции, а также предоставляются слишком краткие репортажи «с места событий».

2. По результатам международного конгресса и выставке крайне значимой становится оценка активности их посетителей, которую необходимо проводить не только за счет количественных показателей, но и посредством анализа их интереса к данным мероприятиям, посредством исследования их реакции в реальном оффлайн-формате.

3. Сегодня потребительской ценности товаров и услуг отводится тренд развития, который называется экономикой впечатлений и является «четвертым экономическим предложением». Поэтому только посредством онлайн-формата на впечатления партнеров сложно оказать эффективное воздействие, которое несет в себе оффлайн-формат.

Все эти мнения приводят к тому, что проведение международных конгрессов и выставок приобретает гибридную форму организации, то есть с применением как онлайн, так и офлайн-инструментов, смещаясь при этом в сторону event-направления [7].

Таким образом, мероприятия по организации международных конгрессов и выставок являются эффективным инструментом по формированию нового информационного пространства, которое наполнено общими интересами, целями и взаимовыгодным сотрудничеством на мировом уровне.

Следует отметить, что сегодня коммерческие хозяйствующие субъекты бизнес-сферы сталкиваются с различного рода препятствиями по ряду вопросов в организации международных конгрессов и выставок, к которым следует отнести:

- не проработанность нормативно-правового обеспечения конгрессно-выставочной деятельности;

- низкий уровень поддержки со стороны государственных органов по организации международных конгрессов и выставок для коммерческих организаций бизнес-сферы;

- недостаток профессиональных специалистов по организации конгрессно-выставочной деятельности из-за слабой подготовки персонала в данном направлении и в отсутствии повышения их квалификационных навыков и умений;

- сосредоточенность проведения международных конгрессов и выставок на территории РФ, что приводит к достаточно низкой посещаемости данных мероприятий зарубежными партнерами [8].

Так, для развития конгрессно-выставочной деятельности коммерческих организаций бизнес-сферы на международном уровне необходимо устранять перечисленные проблемные аспекты.

Для развития организации международных конгрессов и выставок коммерческим предприятиям бизнес-сферы необходимо отрегулировать систему нормативно-правового обеспечения, которое связано со сформировавшейся структурой локальных документов предприятия. При этом призвать органы власти провести анализ нормативно-правовой базы в целом по региону и стране согласно той или иной отрасли. Особое внимание следует уделить развитию способов поддержки и продвижения организации конгрессно-выставочной деятельности на государственном уровне.

Для достижения высоких результатов от проведения международных конгрессов и выставок необходимо выстраивать единую информационно-аналитическую модель их проведения, разрабатывая при этом способы и методы повышения квалификации кадров, формируя программные комплексы для продуктивного обучения экспонентов по ведению переговоров и по презентабельному представлению продукта предприятия с применением стендовых составляющих для повышения плодотворности мероприятий и оптимизации расходов на их проведение.

Традиционная система формирования навыков, умений, компетенций обучающихся предполагает лекционные, практические занятия, лабораторные работы. Однако сегодня возможно такое разнообразие подачи лекционного материала, как традиционная лекция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия, проблемная лекция [9].

Именно от уровня профессиональной подготовки кадров зависит успех коммерческих предприятий бизнес-сферы в организации международных конгрессов и выставок. Внедрение и применение профессиональных стандартов, на базе которых формируются профессиональные компетенции сотрудников, будет достигнута гармония взаимодействия образовательной системы и рынка труда.

Развитие коммерческих предприятий сферы-бизнеса целесообразно проводить параллельно с развитием выставочных проектов посредством расширения специализированных выставочных и особенно конгрессных площадок с учетом требований международного сообщества.

Улучшение материально-технической составляющей, конгрессно-выставочной деятельности коммерческих предприятий сферы бизнеса целесообразно проводить на базе принципов государственно-частного партнерства на основании концессионных соглашений и арендных договоров по предоставлению объектов для проведения мероприятий, при совмещении условий для создания совместных усилий для реализации государственных и муниципальных заказов.

С учетом появления новых тенденций, таких как развитие «экономики впечатлений», расширение мероприятий посредством онлайн-форм, целесообразно модернизировать подходы к организации международных конгрессов и выставок, работы выставочных комплексов и их оснащенности.

Развитие деловых мероприятий будет продолжаться в гибридном формате, с ростом заинтересованности привлечения фактора, связанного с эмоциональным фоном участников мероприятий посредством предоставления инновационных технологий с учетом цифровой трансформации.

Эффективное и стремительное введение инновационных цифровых технологий создает условия для дальнейшего развития и совершенствования организации международных конгрессов и выставок коммерческими предприятиями, что направлено на рост количественного охвата пользователей, повышению скорости в принятии управленческих решений, улучшения качественных характеристик конгрессно-выставочных услуг и, соответственно, росту доходности предприятий бизнес-сферы [10].

В условиях современной реальности с учетом глобального ухода с российского рынка иностранных организаций и большого количества переноса обмена информацией участников рынка посредством сети Интернет, конгрессные и выставочные мероприятия все больше насыщаются событийными составляющими, приобретая особые преимущества. Бизнес-сфера сегодня особенно сильно нуждается в востребованной и своевременной информации об отрасли, в которой функционируют предприятия, и ее участниках, о существенных изменениях и тенденциях на рынке присутствия.

Таким образом, деятельность по организации международных конгрессов и выставок можно признать центром притяжения научных знаний, экономических и политических экспертов, а также всего международного сообщества деловых отношений.

Особую важность приобретает развитие коммерческих предприятий бизнес-сферы на уровне международного сотрудничества посредством укрепления партнерских связей на внешних рынках.

Именно эффективная организация международных конгрессов и выставок становятся главным инструментом, который способен помочь предприятиям сферы бизнеса выйти из экономических кризисов, оставаясь движущим фактором развития экономики не только отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества.

Мировой опыт показывает, что конгрессно-выставочная деятельность стимулирует деловую активность в регионах, рост промышленного производства и расширение сферы услуг, кооперационные связи между субъектами хозяйственной деятельности, укрепление межрегионального и международного сотрудничества, поддержку благоприятного имиджа как ее объектов, так и субъектов.

С помощью международных конгрессов и выставок страна способна продемонстрировать свою ресурсную базу и заявить о своей инвестиционной привлекательности для сотрудничества с партне-

рами на международном уровне. При создании благоприятных условий индивидуального информационного обмена, международные конгрессы и выставки становятся продуктивным средством по привлечению заинтересованных партнеров, способных к инвестированию, а также создавая возможность проводить более точную оценку реальной ситуации той или иной отрасли, давая возможность более активно внедрять инновационные технологии.

Следует отметить, что мировому сообществу, в особенности индустрии конгрессно-выставочных мероприятий, получилось преодолеть трудности, вызванные пандемией коронавируса и ее последствий, однако отрасли приходится приспосабливаться к новым вызовам и угрозам, которые диктует геополитический кризис, вызванный проведением специальной военной операции. На организацию международных конгрессов и выставок оказывают негативное влияние разрушения отлаженных логистических цепочек, различный уровень развития цифровизации, информационные мани-пуляционные воздействия, а также перманентное обострение внутренней и внешней конкуренции.

Особые трудности по восстановлению и развитию конгрессно-выставочных мероприятий на общемировом уровне оказывает влияние ограничений, вызванных наложение санкций со стороны западного сообщества. Все это приводит к реконструкции конгрессно-выставочной индустрии, при необходимости перераспределения сил, которые оказывают препятствия для преодоления кризисных явлений.

Все это также неблагоприятно отражается на международной инвестиционной активности в виде ее снижения, а также приводит к нарушению привычного оборота продукции и услуг, ограничивая в отрасли проникновения передовых технологических решений инновационного характера.

Экспертами отмечено, что в сложившейся обстановке Российской Федерации необходим упор на развитие внутреннего рынка за счет активного развития локальных и региональных хозяйствующих субъектов бизнес-сферы, за счет создания и оптимизации международных конгрессов и выставок.

За счет продуктивного производства и принятия эффективных управленческих решений на государственном уровне по поддержке конгрессно-выставочной деятельности, появляется возможность продемонстрировать сильные стороны потенциала российских предприятий бизнес-сферы на международном рынке, тем самым, Российская Федерация способна самостоятельно формировать и расширять национальную отрасль в структуре отраслей международного сообщества. Проведение международных конгрессов и выставок становится ключевым методом и способом, способным преодолеть влияние кризисных явлений, считаясь одним из движущих факторов экономического и промышленного развития как страны в целом, так и всего мирового сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов В.В., Карпов Д.А. Особенности организации конгрессно-выставочных мероприятий в условиях цифро-визации // Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем. Сб. трудов науч.-практ. Конф. с зарубежным участием / под ред. Д.Г. Родионова, А.В. Бабкина. 2020. С. 420-423.

2. Перспективы и основные направления устойчивого развития в условиях глобальных вызовов / под науч. ред. акад. В.В. Окрепилова; общ. ред. С. Н. Кузьминой. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. 257 с.

3. Беднов С. О новых форматах проведения выставочных мероприятий // Congress Time. 2021. № 1(14). С. 14-15.

4. Карпов Д.А. Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент продвижения целей устойчивого развития // Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития. Материалы видеоконференции. 2020. С. 60-62.

5. Коржаков В.А., Солнцева О.Г. Инфраструктура конгрессно-выставочной деятельности в России // Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Е.В. Яковлева (отв. ред.) [и др.]. Омск, 2022. С. 297-300.

6. Ситдикова И.Р. Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России // Управление персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями: методы, модели, технологии - 2022. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2022. С. 208-211.

7. Ракчеева Е.А., Аленина Е.Э. Цифровизация сервиса как фактор повышения эффективности конгрессно-выставочной деятельности // Управление устойчивым инновационным развитием России в условиях цифровой трансформации. Материалы Международной научно-практической конференции памяти заслуженного деятеля науки РФ В.И. Кравцовой. М/, 2023. С. 96-99.

8. Мурашова Е.В., Кручина П.С. Деятельность конгрессно-выставочных компаний в условиях действия неблагоприятных внешних факторов // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск, 2023. С. 213-218.

9. Хаткевич М.Г., Горохов А.Ф. Особенности формирования гибридных мероприятий в конгрессно-выставочной деятельности // Вестник Национальной академии туризма. 2022. № 1 (61). С. 38-40.

10. Зуева Я.И. Конгрессно-выставочная деятельность как форма международного сотрудничества // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 288-290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 29.12.2023

Карпов Дмитрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент

Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью, ученый секретарь университета Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 E-mail: karpov_da@spbstu.ru

D.A. Karpov

THE ROLE OF INTERNATIONAL CONGRESSES AND EXHIBITIONS IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS SPHERE

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-621-628

The relevance of the presented research is due to the fact that in the current conditions of economic development of the business sphere, the organization of international congresses and exhibitions is considered one of the significant directions of economic development at the national level, being also an indicator that reflects the state of development of a particular industry, making it possible to make forecasts about changes in almost any segment of the business sphere. This article examines the role of international congresses and exhibitions for commercial enterprises of the business sphere. The authors investigate how the organization of international congresses and exhibitions can strengthen economic, cultural and scientific business ties between business partners and contributes to the development of international business. The article also discusses the advantages and challenges associated with the organization of international congresses and exhibitions. When writing a scientific article, the author used such methods as a qualitative assessment of the data of scientific periodicals of Russian scientists, data from information resources on congress and exhibition activities. According to the results, the problems of commercial enterprises of the business sphere in the organization of international congresses and exhibitions are identified and directions for solving the identified problems are presented.

Keywords: congress, exhibition, business sphere, international cooperation, digitalization, congress and exhibition activities, partners, participants.

Received 29.12.2023

Karpov D.A., Candidate of Pedagogy, Associate Professor

of the Graduate School of Media Communications and Public Relations, University Academic Secretary Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University Polytekhnicheskaya st., 29, Saint Petersburg, Russia, 195251 E-mail: karpov_da@spbstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.