Научная статья на тему 'Роль международных договоров в регулировании информационного обмена в Интернете'

Роль международных договоров в регулировании информационного обмена в Интернете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1113
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / ОБМЕН ЭЛЕКТРОННЫМИ ДАННЫМИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL AGREEMENTS / EXCHANGE OF ELECTRONIC DATA / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьев К. В.

Рассматриваются вопросы правового регулирования отношений международного обмена электронными данными посредством Интернета путем заключения международных договоров. Предлагаются различные варианты разрешения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокофьев К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to the problems of legal regulation of the international exchange of electronic data through the Internet by way of international agreements making. Various options are suggested to resolve the existing problems.

Текст научной работы на тему «Роль международных договоров в регулировании информационного обмена в Интернете»

УДК 341.241:004.738.5

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ИНТЕРНЕТЕ

К.В.Прокофьев

Российский университет дружбы народов, novsu@novsu.ru

Рассматриваются вопросы правового регулирования отношений международного обмена электронными данными посредством Интернета путем заключения международных договоров. Предлагаются различные варианты разрешения существующих проблем.

Ключевые слова: международные договоры; обмен электронными данными; правовое регулирование

The article refers to the problems of legal regulation of the international exchange of electronic data through the Internet by way of international agreements making. Various options are suggested to resolve the existing problems. Keywords: international agreements, exchange of electronic data, legal regulation

С расширением использования глобальных технологий электронных коммуникаций особую актуальность приобрела проблема регулирования отношений международного обмена электронными данными посредством Интернета путем заключения международных договоров.

В настоящее время многосторонние договоры, регулирующие международный обмен электронными данными, можно подразделить на две группы. Первую составляют те договоры, которые заключены до появления технологий электронных коммуникаций и регулируют отношения международного обмена информацией безотносительно к использованию конкретных технических средств передачи информации. Вторую группу составляют договоры, заключенные после появления технологий электронных коммуникаций и непосредственно регулирующие международный обмен электронными данными.

Вследствие толкования ряда многосторонних договоров можно приити к заключению, что их отдельные положения применимы к отношениям международного обмена электронными данными. Так, например, к отношениям международного обмена электронными данными должны применяться ст. 19 и ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966. Их положения о свободе искать, получать и распространять информацию, а также о запретах на распространение отдельных видов информации, сформулированные в упомянутых статьях Международного пакта, не содержат указания на конкретные технические средства передачи информации. Но они применимы не только при международном обмене электронными данными, но и будут использоваться при появлении новых технических средств.

Независимо от применяемых технических средств передачи информации будут действовать положения ст. 4 и ст. 7 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.[1] Статья 4 Конвенции содержит положение об обсуждении государствами - участниками всякой пропаганды, основанной на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета

кожи, или этнического происхождения, или пытающейся оправдать или поощрять расовую дискриминацию в какой бы то ни было форме. Установленный запрет пропаганды расовой дискриминации касается именно содержания информации, а не способа ее передачи.

Отношения международного обмена электронными данными регулируются также Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.[2] Пункт «с» ст. 3 Конвенции содержит запрет на прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида. Подстрекательство к совершению геноцида, осуществляемое с использованием компьютерных сетей, может являться прямым и публичным. При этом прямым подстрекательством будет призыв к совершению действий, рассматриваемых как геноцид. Публичным подстрекательством будет потому, что информация, помещенная в глобальную Сеть, потенциально доступна неограниченному кругу пользователей.

Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г. [3], заключенная задолго до появления технологий электронных коммуникаций и самих компьютеров, также применяется к отношениям обмена электронными данными.

Следует отметить, что установленный п. 1 ст. 1 Конвенции перечень запрещенных к обращению порнографических предметов не является исчерпывающим. Под иными порнографическими предметами может пониматься информация порнографического характера на электронных носителях. При этом в п. 3 ст. 1 Конвенции установлен запрет на распространение порнографических предметов без указания конкретных технических средств. С учетом указанных положений представляется вполне обоснованным вывод о том, что распространение информации порнографического характера в компьютерных сетях противоправно. Неправомерным будет и хранение информации порнографического характера в базах данных, доступных пользователям.

Более того, согласно п. 4 ст. 1 Конвенции противоправным является и анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем, в целях поощре-

ния оборота или торговли порнографическими предметами, что какое-либо лицо занимается их распространением или торговлей, а также способов их получения.

К отношениям международного обмена электронными данными применяется и Конвенция о международном праве опровержения от 31 марта 1953 г. [4]. Конвенция содержит обязательство государств передавать для распространения своим средствам массовой информации опровержение, поступившее от другого государства, в отношении сведений, являющихся ложными или искаженными, которые могут причинить ущерб его престижу или отношениям с другими государствами. Другое государство вправе направить опровержение как опубликованных, так и неопубликованных сведений. Таким образом, информация, распространяемая по компьютерным сетям, может быть предметом опровержения со стороны другого государства.

Указанные договоры применяются в настоящее время к отношениям обмена электронными данными, поскольку государствами при их заключении была учтена возможность изменения технологий передачи информации. В условиях научно-технического прогресса установление общих запретов либо указание на желательность распространения определенных видов информации без определения способа распространения является необходимым. Вместе с тем правовое регулирование отдельных способов информационного обмена должно осуществляться путем сочетания общих его условий, установленных безотносительно к применяемым техническим средствам, и положений о передаче информации определенными средствами.

С развитием технологий электронных коммуникаций появились многосторонние договоры, регулирующие международный обмен электронными данными и содержащие конкретные положения об условиях трансграничной передачи данных.

Первым многосторонним договором, содержание которого полностью относится к вопросам обмена электронными данными, стала Конвенция о защите лиц в отношении автоматической обработки личных данных 1981 г., принятая в рамках Совета Европы и вступившая в силу в 1985 г. [5]. Конвенция содержит правила сбора, обработки и передачи личных данных по компьютерным сетям.

В период развития глобальных сетей особое значение приобретает разработка договоров, действующих не только для государств отдельного региона, а имеющих универсальный характер.

С учетом необходимости регулирования информационного обмена в глобальных компьютерных сетях на универсальном уровне были приняты тексты двух договоров, регулирующих охрану авторских и смежных прав в компьютерных сетях. Тексты упомянутых договоров - Договора ВОИС об авторском праве (WIPO Copyright Treaty) и Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах (WIPO Performances and Phonograms Treaty) - приняты 20 декабря 1996 г. на дипломатической конференции, проведенной под эгидой ВОИС. Россия хотя и не

ратифицировала эти договоры, но их положения были учтены при разработке четвертой части Гражданского кодекса РФ. [6]

Поскольку указанные международные договоры не включают в сферу охвата вопросы обеспечения международной информационной безопасности (их цель - обеспечить охрану авторских и смежных прав при передаче произведений по сетям), то представляется достаточным лишь упомянуть об их наличии, не вдаваясь в подробный анализ их положений.

Ряд международных договоров, регулирующих обмен электронными данными, был заключен и в рамках СНГ. Несмотря на то, что Соглашение о сотрудничестве в области информации 1994 г. [7] не содержало условий трансграничной передачи данных, в ст. 1 указанного Соглашения содержалось основополагающее положение о том, что все виды информационных обменов рассматриваются как важнейшая форма сотрудничества. В развитие положений этого Соглашения было принято Решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства Содружества Независимых Государств (Минск, 26 мая 1995 г.) [8], а позднее - Концепция формирования информационного пространства СНГ 1996 г. [9], где в частности отмечается, что информационное пространство СНГ -это совокупность национальных информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.

В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы:

• сохранение и развитие контактов граждан;

• беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;

• развитие образования, науки, техники и культуры;

• обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;

• обеспечение информационной безопасности;

• координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом;

• взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;

• создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.

В отношении отдельных видов информации был заключен ряд соглашений, которые предусматривают возможность электронной передачи документов. Например, обмен информацией путем элек-

тронной передачи документов предусмотрен Соглашением об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. [10], Соглашением о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26.06.1992 г. [11], Соглашением об обмене правовой информацией от 21.10.1994 г.[12], Соглашением об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств - участников СНГ от 12.04.1996 г. [13], Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31.05.2001) [14], Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению (Ялта, 18 сентября 2003 г.) [15].

В настоящее время международно-правовое регулирование в рамках СНГ осуществляется применительно только к той информации, которая представляет особый интерес для государств - участников. Кроме того, в заключенных между ними соглашениях государства - участники СНГ предусмотрели обмен информацией исключительно между уполномоченными государственными органами договаривающихся государств, что представляется не всегда целесообразным. Если информация, касающаяся охраны внешних границ, не может быть общедоступной, то правовая информация такой быть должна.

Вне сферы правового регулирования в рамках СНГ остаются проблемы обеспечения информационного обмена между отдельными гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями различных государств, а также охраны личных данных и иных видов информации, требующих правовой охраны ввиду их социальной значимости.

В рамках ЕврАзЭС отметим важное Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества (Алматы, 25.01.2002 г.) [16].

В условиях развития глобальных компьютерных сетей закономерным представляется увеличение количества многосторонних договоров по вопросам обмена электронными данными. Необходимость разработки и заключения международных договоров обусловлена рядом факторов.

Во-первых, отношения обмена электронными данными, возникшие вследствие развития научно-технического прогресса, обусловливают необходимость конкретных правовых предписаний, принятых на универсальном уровне. Регулирование научно-технических достижений посредством международных обычаев представляется недостаточно эффективным. Такое регулирование приемлемо только в случае, когда действуют международные договоры, устанавливающие конкретные предписания по использованию достижений науки и техники, и государства, в договорах не участвующие, применяют сходную практику. При этом происходит формирование международно-правовых обычаев, которые связаны с «договорной практикой государств».[17]

Во-вторых, в многосторонних международных договорах можно зафиксировать специальные правовые принципы международного информационного обмена и принципы использования научно-технического прогресса, что будет способствовать повышению эффективности их действия.

В-третьих, заключение международных договоров связано с процессом создания системы правового регулирования международного обмена электронными данными, охватывающей универсальный, региональный и национальный уровни. Многосторонние договоры универсального характера должны содержать положения, которые будут конкретизироваться в договорах, заключенных между государствами одного региона, двусторонних договорах и национальном законодательстве.

Для создания системы международно-правового регулирования международного обмена электронными данными необходима целостная концепция такого регулирования с определением задач, решаемых на универсальном, региональном и национальном уровнях.

Концепция международно-правового регулирования международного обмена электронными данными может быть сформулирована в рамках ООН, так как в деятельности ООН «находят свое отражение крупнейшие международные мероприятия, связанные с наукой и техникой» [18], что может обеспечить тесную связь правового регулирования использования компьютерных сетей с регулированием других научно-технических достижений в интересах всего человечества. Наиболее важным элементом такой концепции представляется перечень проблем международного обмена электронными данными, которые должны быть урегулированы на универсальном уровне.

В частности, к проблемам, требующим незамедлительного решения, относится то, что в настоящее время правовая охрана личных данных, которая должна осуществляться всеми без исключения государствами, урегулирована только в рамках Совета Европы и ЕС. Установление единого режима правовой охраны личных данных на универсальном уровне обеспечит каждому человеку равные возможности охраны его личности при осуществлении международного информационного обмена. Концепция может предусматривать и иные актуальные проблемы регулирования международного информационного обмена, включая регулирование общих условий использования глобальных сетей, установление правовых режимов отдельных видов информации.

1. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXVI. М., 1973. С. 109-118.

2. Организация Объединенных Наций: сборник документов. М., 1981. С. 572.

3. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XIII. М., 1956. С. 307-310.

4. Международное частное право: сборник документов / под ред. К.А. Бекяшева, А.Г. Ходакова. М., 1997. С. 538-542.

5. Rilley T. Data protection today and some trends // Law/technology. 1986. V. 17. № 1. P. 9.

6. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-Ф3 // Российская газета от 22.12.2006 № 289. Подробнее см.: Яковлев В.Ф., Маяковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России // Журнал российского права. 2007. № 2.

7. Соглашение об обмене правовой информацией (Москва, 21 октября 1994 г.) // Бюллетень международных договоров, 1995 г., № 2, стр. 34.

8. Решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства Содружества Независимых Государств (Минск, 26.05.1995) // Ведомственное приложение к Российской газете от 07.07.1994.

9. Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (Утв. Решением СГП СНГ о Концепции формирования информационного пространства СНГ от 18 октября 1996 г.) // Ведомственное приложение к Российской газете от 07.12.1996.

10. Там же. 1993. № 6. С. 39-40.

11. Там же. С. 33-35.

12. Там же. 1995. № 2. С. 34-36.

13. Там же. 1996. № 11. С. 3-6.

14. Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31.05.2001 г.) // Бюллетень международных договоров, март 2002 г., № 3.Настоящее Соглашение утверждено постановлением Правительством РФ от 19 октября 2001 г. № 737.

15. Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению (Ялта, 18 сентября 2003г.) // Бюллетень международных договоров, октябрь 2005 г., № 10.

16. Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества (Алматы, 25.01.2002 г.) // Бюллетень международных договоров, март 2003 г., № 3. Соглашение вступило в силу для РФ 22.11.2002.

17. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С.87.

18. Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М., 1983. С. 46.

Bibliography (Transliterated)

1. Sbornik dejstvujushhih dogovorov, soglashenij i konvencij, zakljuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vypusk XXVI. M., 1973. S. 109-118.

2. Organizacija Ob#edinennyh Nacij: sbornik dokumentov. M., 1981. S. 572.

3. Sbornik dejstvujushhih dogovorov, soglashenij i konvencij, zakljuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vypusk XIII. M., 1956. S. 307-310.

4. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: sbornik dokumentov / pod red. K.A. Bekjasheva, A.G. Hodakova. M., 1997. S. 538-542.

5. Rilley T. Data protection today and some trends // Law/technology. 1986. V. 17. № 1. P. 9.

6. Chast' chetvertaja Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ot 18.12.2006 № 230-FZ // Rossijskaja gazeta ot 22.12.2006 № 289. Podrobnee sm.: Jakovlev V.F., Majakovskij A.L. O chetvertoj chasti Grazhdanskogo kodeksa Rossii // Zhurnal rossijskogo prava. 2007. № 2.

7. Soglashenie ob obmene pravovoj informaciej (Moskva, 21 oktjabrja 1994 g.) // Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, 1995 g., № 2, str. 34.

8. Reshenie o provedenii soglasovannoj politiki po for-mirovaniju edinogo informacionnogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv (Minsk, 26.05.1995) // Vedomstvennoe prilozhenie k Rossijskoj gazete ot 07.07.1994.

9. Koncepcija formirovanija informacionnogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv (Utv. Resheniem SGP SNG o Koncepcii formirovanija informacionnogo prostranstva SNG ot 18 oktjabrja 1996 g.) // Vedomstvennoe prilozhenie k Rossijskoj gazete ot 07.12.1996.

10. Tam zhe. 1993. № 6. S. 39-40.

11. Tam zhe. S. 33-35.

12. Tam zhe. 1995. № 2. S. 34-36.

13. Tam zhe. 1996. № 11. S. 3-6.

14. Soglashenie ob obmene informaciej v sfere obrazovanija gosudarstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv (Minsk, 31.05.2001 g.) // Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, mart 2002 g., № 3. Nastojashhee Soglashenie utverzhdeno postanovleniem Pravitel'stvom RF ot 19 oktjabrja 2001 g. № 737.

15. Soglashenie ob obmene informaciej o chrezvychajnyh situacijah prirodnogo i tehnogennogo haraktera, ob in-formacionnom vzaimodejstvii pri likvidacii ih posledstvij i okazanii pomoshhi postradavshemu naseleniju (Jalta, 18 sentjabrja 2003g.) // Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, oktjabr' 2005 g., № 10.

16. Soglashenie ob obmene informaciej mezhdu nalogovymi i tamozhennymi organami gosudarstv - chlenov Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva (Almaty, 25.01.2002 g.) // Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, mart 2003 g., № 3. Soglashenie vstupilo v silu dlja RF 22.11.2002.

17. Danilenko G.M. Obychaj v sovremennom mezhdunarodnom prave. M., 1988. S.87.

18. Markushina V.I. OON i mezhdunarodnoe nauchno-tehnicheskoe sotrudnichestvo. M., 1983. S. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.