Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИНДИИ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
299
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индия / Иран / Россия / Узбекистан / инвестиции / МТК «Север Юг» / железные дороги / перевозка товаров / India / Iran / Russia / Uzbekistan / investments / ITC "North South" / railways / transportation of goods.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джамиля Х. Хайдарова

Предметом данного исследования является анализ места и роли международного транспортного коридора «Север-Юг» во внешней политике Индии и выявление основных проблем и перспектив реализации этого транспортного коридора. Проект МТК «Север-Юг» призван обеспечить транспортную связь между Индией и странами Центральной Азии, СНГ и Европы через Иран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Джамиля Х. Хайдарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR "NORTH-SOUTH" IN THE FOREIGN POLICY OF INDIA

The subject of this study is to analyze the place and role of the North-South international transport corridor in India's foreign policy and to identify the main problems and prospects for the implementation of this transport corridor. The ITC "North-South" project is designed to provide transport links between India and the countries of Central Asia, the CIS and Europe through Iran.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИНДИИ»

Oriental Journal of History, Politics and Law

ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND

LAW

journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl

THE ROLE OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR "NORTH-SOUTH" IN THE FOREIGN POLICY OF INDIA

Jamila Kh. Khaidarova

Researcher

Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan

Tashkent, Uzbekistan

E-mail: djamilyakhaydarova@gmail. com

ABOUT ARTICLE

Key words: India, Iran, Russia, Uzbekistan, investments, ITC "North - South", railways, transportation of goods.

Received: 14.05.22 Accepted: 16.05.22 Published: 18.05.22

Abstract: The subject of this study is to analyze the place and role of the North-South international transport corridor in India's foreign policy and to identify the main problems and prospects for the implementation of this transport corridor. The ITC "North-South" project is designed to provide transport links between India and the countries of Central Asia, the CIS and Europe through Iran.

HINDISTON TASHQI SIYOSATIDA "SHIMOL-JANUB" XALQARO TRANSPORT

KORIDORINING O'RNI

Jamila X. Haydarova

Tadqiqotchi

O'zbekiston Respublikasi Innovatsion rivojlanish vazirligi

Toshkent, O'zbekiston

E-mail: djamilyakhaydarova@gmail.com

MAQOLA HAQIDA

Kalit so'zlar: Hindiston, Eron, Rossiya, O'zbekiston, investitsiyalar, "Shimoliy -Janub" XTK, temir yo'llar, yuk tashish.

Annotatsiya: Ushbu tadqiqotning predmeti Hindiston tashqi siyosatida "Shimol-Janub" xalqaro transport koridorining o'rni va rolini tahlil qilish hamda ushbu transport yo'lagini amalga oshirishning asosiy muammolari va istiqbollarini aniqlashdan iborat. ITC "Shimol-Janub" loyihasi Hindiston va Markaziy Osiyo, MDH va Yevropa mamlakatlari o'rtasida Eron orqali transport aloqalarini ta'minlashga moMjallangan._

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ» ВО

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИНДИИ

Джамиля Х. Хайдарова

Исследовател ь

Министерство инновационного развития Республики Узбекистан

Ташкент, Узбекистан

E-mail: djamilyakhaydarova@gmail. com

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Индия, Иран, Аннотация: Предметом данного Россия, Узбекистан, инвестиции, МТК исследования является анализ места и роли «Север - Юг», железные дороги, перевозка международного транспортного коридора товаров «Север-Юг» во внешней политике Индии и

выявление основных проблем и перспектив реализации этого транспортного коридора. Проект МТК «Север-Юг» призван обеспечить транспортную связь между Индией и странами Центральной Азии, _СНГ и Европы через Иран._

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1990-х годов с появлением группы новых независимых государств на территории бывшего СССР возникла острая необходимость в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, которая могла бы связать эту группу государств с внешним миром. В частности, такая необходимость возникла у стран Кавказа и Центральной Азии, которые не имели прямых транспортных коридоров, выходящих в Европу и Южную Азию. Однако в результате помощи и сотрудничества Европейского Союза со странами Кавказа и Центральной Азии появился и был реализован проект маршрута по линии Восток-Запад. Этот проект, получивший название ТРАСЕКА, связал оба упомянутых региона и открыл для них альтернативный транспортный маршрут, минуя территорию России.

Наряду с этим рассматривались различные варианты создания транспортных маршрутов по линии Север-Юг, котрые могли бы связать рынки Южной Азии с Европой и Россией. Попытки открытия транспортных машрутов в этом направлении рассматривались и в начале 1910-х и позже в 1970-х годах. Однако только в конце 1990-х годов после распада СССР огромная стратегическая значимость этого региона и экономическая выгода «побудила российское правительство на рубеже 2000-х годов выступить с инициативой прокладки 7200-километрового мультимодального торгового маршрута». [1]

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Работа строится на изучении фактического современного материала, хроники событий последних двух десятилетий, связанных с реализацией МТК «Север - Юг»;

использованы аналитические материалы, опубликованные на веб-сайтах отечественных и зарубежных стран, в частности Индии, России, Казахстана. Методологической основой данного исследования является системный анализ; работа строится на принципах достоверности и научной объективности.

Особый интерес этот коридор представлял для Индии, так как открывал доступ к странам Центральной Азии, минуя территории Пакистана, с которым отношения с 1947 года не носят дружественный характер, и Афганистана, чья стабильность и безопасность вызывают сомнения индийской стороны, особенно после прихода Талибан к власти в августе 2021 г.

Очевидная экономическая выгодность этого коридора привела Россию, Индию и Иран к подписанию в сентябре 2000 г. соглашения о Международном Транспортном Коридоре (МТК) «Север-Юг». Основная цель этого коридора заключалась в «повышении эффективности транспортных связей для организации перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору «Север-Юг», содействие увеличению обьемов международных перевозок и товаров».[2] Предполагаемая пропускная способность коридора составляет 20-30 миллионов тонн грузов в год.[3]

По российским оценкам, транспортировка грузов по коридору "Север - Юг" по сравнению с существующим маршрутом через Суэцкий канал уменьшит затраты на 15 -20%, а сроки доставки - на 15 - 20 суток.[4] Индийские источники говорят, что доставка грузов будет на 30 процентов дешевле и на 40 процентов короче, чем традиционный Суэцкий маршрут, сократив транзитное время в среднем до 23 дней для отправлений в Европу с 45-60 дней, которые занимает маршрут через Суэцкий канал.[5]

Министерство наземного транспорта и Министерство торговли и промышленности были определены в качестве компетентных органов Индии для ведения всех дел, связанных с МТК «Север-Юг». Соглашением учреждён Координационный совет, состоящий из Компетентных органов Сторон. Совету было поручено принять Устав на его первом заседании.

В Уставе функции Совета включали:

(I) регулирование вопросов, связанных с реализацией и применением положений Соглашения;

(II) рассмотрение и урегулирование любых споров, разногласий или претензий между Сторонами;

(III) предложение любых дополнений и поправок к Соглашению, которые могут быть внесены;

(IV) рекомендация о присоединении к Соглашению других стран.[6]

Для достижения своих целей Советом предусматривалось создание необходимых Комитетов экспертов для изучения и анализа имеющейся информации и представления методов, планов и предложений , в частности, охватывающих следующие вопросы как сокращение времени в пути и обеспечение безопасности поездок, сохранность товаров, а также охрана окружающей среды в соответствии с международными стандартами; снижение стоимости всех видов транспорта; разработка документов, регулирующих процесс перевозки, а также упрощение и унификация документов и правил и составление единообразных документов; экономическая оценка коридора, прогнозирование объемов грузовых и пассажирских перевозок, маркетинг и т.д.. [7]

Статья 4 Соглашения предусматривает предоставление другим Сторонам право международного транзита пассажиров, товаров и транспортных средств через территорию соответствующего государства на условиях, предусмотренных подписанным Соглашением, а также ввод режима многократных въездных виз для персонала, задействованного в международных транзитных перевозках товаров и пассажиров, в соответствии с процедурами, установленными каждой из соответствующих Сторон. [8]

Менее чем через два года, в мае 2002 г. страны - участницы Соглашения подписали протокол об официальном открытии коридора. В том же году Индия и Иран подписали соглашение о модернизации порта Чабахар в полноценный глубоководный порт, которая не завершена до сегодняшнего дня. Порт Бандар-Аббас все ещё остаётся основным портом МТК «Север-Юг» и обслуживает 85% морской торговли Ирана.

К настоящему времени участниками МТК «Север - Юг» являются 14 стран: Азербайджан, Беларусь, Болгария, Армения, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Россия, Таджикистан, Турция, Украина и Узбекистан.[9]

В январе 2012 года на встрече представителей стран участниц МТК «Север - Юг» в Нью-Дели обсуждались вопросы дальнейшего продвижения проекта. В качестве последующих мер была запрошена поддержка со стороны других стран Центральной Азии участниц этого соглашения.

МТК "Север-Юг" включает в себя несколько маршрутов, среди которых наиболее значимыми являются:

• Транскаспийский маршрут через порты Астрахань, Оля, Махачкала: роль железнодорожного транспорта в процессе транспортировки сводится к доставке грузов в эти порты и их вывозу;

• прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с доступом к железнодорожной сети Ирана на пограничном переходе Теджан - Сарахс;

• использование западной ветви коридора: направление Астрахань-Махачкала-Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара.[10]

Несмотря на заинтересованность сторон в этом коридоре, он долгое время не использовался на полную мощность по ряду технических, логистических и иных причин. Следует отметить, что Федерация Ассоциации экспедиторов Индии (FFFAI) сыграла активную роль в попытке ввести в действие МТК «Север - Юг». Она организовала и подготовила подробный отчёт о "пробном запуске" коридора в июле и августе 2014 года для комиссии Министерства торговли Индии. [11] Федерацией совместно с Министерством торговли 12 июня 2015 года в Мумбаи была организована Конференция заинтересованных сторон на тему: Изучение возможностей в рамках МТК «Север - Юг». На конференции были обсуждены проблемы и перспективы реализации МТК «Север-Юг» и проявлена повышенная заинтересованность Индии в этом проекте.

В мае 2016 г. в ходе визита Премьер-министра Индии Нарендры Моди в Иран была достигнута договорённость о строительства новой железнодорожной линии между портом Чабахар и Захеданом.[12] Одновременно было заявлено, что Индия инвестирует 500 миллионов долларов[13] в развитие стратегически расположенного порта Чабахар в Иране, что позволит Нью-Дели обрести лёгкий доступ к Афганистану и Европе в обход Пакистана. Во время этого визита Индия, Афганистан и Иран также подписали трёхстороннее соглашение о транспортно-транзитном коридоре.

В целях ускорения работы по развитию МТК «Север - Юг» в феврале 2017 года был создан Бизнес-клуб "Север-Юг". Клуб представляет собой неформальную открытую международную платформу для обсуждения между заинтересованными сторонами проекта в рамках МТК «Север - Юг».

В октябре 2017 года российское ОАО "РЖД Логистика", иранские железные дороги, азербайджанские железные дороги и логистическая компания ADY Express организовали первую тестовую отправку по МТК "Север - Юг". Груз был отправлен из Мумбаи 22 сентября и прибыл в Калужскую область России 12 октября. Транзитное время составило 23 дня.[14] В настоящее время Индия и Россия используют морские маршруты для грузовых перевозок, при этом товары достигают места назначения примерно за 40 дней.[15]

При этом индийская сторона не скрывает, что МТК "Север - Юг" является одним из коридоров, над которыми Дели работает в рамках инициатив по взаимосвязанности, параллельных китайской стратегии "Один пояс, один путь".[16]

Значимость для Индии МТК «Север - Юг» выразилась и в политической поддержке на самом высоком уровне. В частности, в Совместном заявлении Индии и России во время

визита Президента Российской Федерации В. Путина в Индию в октябре 2018 г. было заявлено, что «Стороны подчеркнули жизненно важную необходимость расширения связей между ними. Они призвали к развитию Международного транспортного коридора «Север -Юг» посредством активизации усилий через завершение нерешённых вопросов, связанных с таможенными органами, развитием автомобильной и железнодорожной инфраструктуры и упрощением финансовых процедур, путём двусторонних обсуждений, а также обсуждений с другими странами-партнёрами в кратчайшие сроки».[17]

В марте 2021 г. министр судоходства Индии заявил о намерении его страны начать полномасштабные грузовые операции в иранском порту Чабахар, однако по имеющейся текущей информации известно, что грузы в основном идут через порт Бандар Аббас. Модернизация порта Чабахар всё ещё не завершена и окончание сроков работ не известно.

На сегодняшний день основные участники МТК «Север-Юг» Индия, Россия и Иран с момента начала сотрудничества в 2000 г. достигли определенных подвижек в плане формирования единого транспортного пространства и других целей, заложенных в соглашении от 2000 г. Однако, как отмечается в докладе Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО): «несмотря на наличие у МТК "Север - Юг» межправительственного соглашения, «оно не установило чёткой правовой базы, с помощью которой можно было бы эффективно ввести коридор в эксплуатацию».[18]

Более того между основными участниками соглашения нет базового "соглашения о региональном экономическом сотрудничестве", которое включало бы транзитные перевозки. Также МТК "Север - Юг» не имеет необходимых субрегиональных и международных соглашений, которые могли бы обеспечить условия необходимые для бесперебойного функционирования коридора.

Наряду с этим не завершены работы по модернизации порта Чабахар и отсутствует отрезок железной дороги, соединяющий этот порт с г. Захеданом. Однако от Захедана уже построена железная дорога до Мешхеда с выходом на Туркмению и другие республики Центральной Азии.

В целом, как представляется, развитие транспортного коридора «Север-Юг», который открывает доступ к портам Персидского залива, однозначно перспективен и сулит большие выгоды Индии и всем другим участникам этого проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время эффективное использование МТК «Север-Юг» рассматривается Индией в качестве приоритетного направления её внешней политики, в целях укрепления взаимосвязанности с государствами Центральной Азии и Россией, и дальнейшей интеграцией в международные транспортные коридоры.

Заинтересованность Индии в доведении МТК до эффективной функциональности объясняется и её обеспокоенностью возросшим влиянием Пакистана и Китая в Афганистане и их расширяющимися отношениями с центральноазиатскими странами.

Полномасштабное действие МТК «Север-Юг» позволит повысить доступность Индии в страны Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, а последним МТК «Север -Юг» будет оставаться безопасным коридором для выхода на рынки стран Южной Азии в отсутствии коридора через Афганистан.

Сотрудничество Индии со странами - участницами МТК «Север-Юг» открывает большие перспективы для развития различных секторов экономики самой Индии и стран ЦА, и будет способствовать активному интегрированию вовлечённых стран в мировые хозяйственные связи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д. Малышева. Международный транспортный коридор «Север-Юг» в стратегии России. https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_02/11-Malysheva.pdf

2. Соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг" (Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 г.) Статья 2. Цели соглашения. https://base.garant.ru/2561372/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/#friends

3. International North - South Transport Corridor. https://www.insightsonindia.com/international-relations/bilateral-regional-and-global-groupings-and-agreements-involving-india-and-or-affecting-indias-interests/india-central-asia/international-north-south-transport-corridor/

4. Пояснительная записка по вопросу о ратификации соглашения о международном транспортном коридоре "Север - Юг". http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=10402#4eOOc2TwZHJv7 gTm1

5. India's Export Opportunities Along the International North South Transport Corridor. https://www.india-briefing.com/news/indias-export-opportunities-along-the-international-north-south-transport-corridor-22412.html/

6. Developing Coordination and Institutional Arrangements for the Management of Intermodal Transport Corridors in the ESCAP Region. STUDY REPORT 2019. https://www.unescap.org/sites/default/files/Finalized%20study%20report%20on%20intermodal %20corridors%20December%202019%20%20.pdf

7. Developing Coordination and Institutional Arrangements for the Management of Intermodal Transport Corridors in the ESCAP Region. STUDY REPORT 2019.

https://www.unescap.org/sites/default/files/Finalized%20study%20report%20on%20intermodal

%20corridors%20December%202019%20%20.pdf

8. Соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг" (Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 г.) https://base.garant.ru/2561372/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/#friends

9. Узбекистан присоединился к логистическому коридору «Север-Юг». https://uz.kursiv.media/2021-04-15/uzbekistan-prisoedinilsya-k-logisticheskomu-koridoru-sever-yug/

10. https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2018/71/matecconf_icre2018_05004.pdf

11. Developing Coordination and Institutional Arrangements for the Management of Intermodal Transport Corridors in the ESCAP Region. STUDY REPORT 2019. https://www.unescap.org/sites/default/files/Finalized%20study%20report%20on%20intermodal %20corridors%20December%202019%20%20.pdf

12. Hriday Ch. Sarma. TURNING THE INTERNATIONAL NORTH-SOUTH CORRIDOR INTO A "DIGITAL CORRIDOR" https://doi.org/10.24411/2221 -3279-2018-10008

13. India to invest $500 million on Chabahar port in Iran for easy access to Afghanistan, Europe. https://www.indiatoday.in/mail-today/story/india-to-invest-500-million-on-chabahar-port-in-iran-for-easy-access-to-afghanistan-europe-325141 -2016-05-24

14. International North South Transportation Corridor for better Indo-Russian connectivity inches towards reality. https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/international-north-south-transportation-corridor-for-better-indo-russian-connectivity-inches-towards-reality/articleshow/58099129. cms?from=mdr

15. International North South Transportation Corridor for better Indo-Russian connectivity inches towards reality. https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/international-north-south-transportation-corridor-for-better-indo-russian-connectivity-inches-towards-reality/articleshow/58099129. cms?from=mdr

16. https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/international-north-south-transportation-corridor-for-better-indo-russian-connectivity-inches-towards-reality/articleshow/58099129.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_cam paign=cppst

17. India-Russia Joint Statement during visit of President of the Russian Federation H.E Vladimir Putin to India (October 05, 2018). https://www.indianembassy-moscow.gov.in/press-releases-05-10- 18.php

18. Developing Coordination and Institutional Arrangements for the Management of

Intermodal Transport Corridors in the ESCAP Region. STUDY REPORT 2019.

https://www.unescap.org/sites/default/files/Finalized%20study%20report%20on%20intermodal

%20corridors%20December%202019%20%20.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.