Научная статья на тему 'Роль международного суда ООН в международном публичном праве'

Роль международного суда ООН в международном публичном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2581
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД / СУДОПРОИЗВОДСТВО / LEGAL PROCEEDINGS / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS ORGANIZATION / PUBLIC INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL СOURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пархомчук Елена Владимировна, Фастович Галина Геннадьевна

В данной статье будет рассматриваться вопрос о роли Международного суда ООН для мирового сообщества как правового института в Международном публичном праве. Автор приходит к выводу, что роль Международного Суда ООН в международном публичном праве является неотъемлемой частью механизма по урегулированию межгосударственных конфликтов, а именно, оказывает прямое влияние на ряд особенностей регулирования международных отношений и правоприменительной практики в сфере реализации норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международного суда ООН в международном публичном праве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН В МЕЖДУНАРОДНОМ

ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ

1 2 Пархомчук Е.В. , Фастович Г.Г.

Email: Parkhomchuk638@scientifictext.ru

1 Пархомчук Елена Владимировна - студент, Юридический институт; 2Фастович Галина Геннадьевна - старший преподаватель, кафедра теории и истории государства и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье будет рассматриваться вопрос о роли Международного суда ООН для мирового сообщества как правового института в Международном публичном праве. Автор приходит к выводу, что роль Международного Суда ООН в международном публичном праве является неотъемлемой частью механизма по урегулированию межгосударственных конфликтов, а именно, оказывает прямое влияние на ряд особенностей регулирования международных отношений и правоприменительной практики в сфере реализации норм международного права.

Ключевые слова: международное право, международный суд, судопроизводство, защита прав и свобод человека, Организация Объединенных Наций.

THE ROLE OF THE INTERNATIONAL COURT OF UNITED NATIONS ORGANIZATION IN PUBLIC INTERNATIONAL LAW Parkhomchuk E.V.1, Fastovich G.G.2

1Parkhomchuk Elena Vladimirovna - Student, JURIDICAL INSTITUTE; 2Fastovich Galina Gennadievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT THEORY AND HISTORY OF SLATE AND LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: this article will address the question of the role of the International Court of United Nations Organization for the world community as a legal institution in Public International law. The contributor comes to the conclusion that the role of the International Court of United Nations Organization in Public International law is an integral part of the mechanism for settlement of inter-state conflicts, namely, have influence on a number of features of regulation of international relations and law enforcement practice in the sphere of implementation of the norms of international law.

Keywords: public International law, international Court, legal proceedings, protection of the rights and freedoms of man, United Nations Organization.

УДК 341.341.1/8

Международный Суд ООН является ведущим судебным органом мирового масштаба. Он был создан с целью повышения эффективности и роли в борьбе за установление международного мира и безопасности.

По своей правовой природе международный Суд ООН предусмотрен для рассмотрения чрезвычайно важных споров между странами мирового сообщества по вопросам, в которых их согласие не было достигнуто.

Познать необходимость международного суда ООН без понимания, что же такое судебная система, в целом, - невозможно. Конечно, фундаментальной основой в судебной системе закладываются такие принципы как справедливость и равноправие. Каждый судья, имея дело с законом, должен, прежде всего, придерживаться данных принципов работы для принятия беспристрастного решения по многочисленным делам, поступающим в здание правосудия.

Касаясь международной политики урегулирования споров, речь пойдет о Международном суде Организации Объединенных Наций. Говоря о такой международной организации как ООН, можно сказать, что вопросы, которые обсуждаются на данном уровне, очень значительны и велики. Именно поэтому было принято решение 3 апреля 1946 года создать Международный Суд, заменив им Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

Зарождение отрасли международно-правовой науки, затрагивающей вопросы международного правосудия, обычно связывают с работой русского международника Л.А. Комаровского «О международном суде», написанной в 1881 году [3, 12]. Из его трудов можно было понять, что Создание международной организации в качестве органа, определяющего согласованную и совместную деятельность государств, он рассматривал как важнейшее направление международного общения, как продукт многовековой жизни народов. Основными принципами международного общения в пределах этой организации, по мнению автора, должны стать принципы равенства всех её членов, а для её органов -принципы публичности и ответственности.

Рассматривая международное право, следует отметить равенство всех единиц человечества, которые являются равнозначны между собой, а иначе как регулировать нормы права без равноправия сторон. Ведь каждое государство представляет свою страну в одном лице [4, 23].

Так можно сказать, что данный Суд является вышестоящим судом в мировой системе правосудия.

Поскольку Устав ООН является международным договором т.е. является вышестоящим по сравнению с другими актами документом в жизни общества [1, 4]. Такова его сущность, поскольку данный документ регулирует поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Долгое время проблема международного правосудия оставалась теоретической. На практике вопрос о создании международного суда не ставился. Существовал ряд проектов подобного рода, с которыми те или иные юристы обращались к правительствам государств, но ни один из них не имел успеха.

Проблемы международного правосудия приобрели совсем иное звучание после создания Постоянной Палаты международного правосудия Лиги Наций, а особенно -Международного Суда Организации Объединенных Наций. Теперь эти проблемы носят не только теоретический, но и практический характер. Это объясняется тем, что международное правосудие является одним из способов мирного разрешения международных споров.

Этот институт приобрел особое значение в связи с запрещением агрессивной войны, ставшим после Второй мировой войны обязательной нормой международного права. Использование международного правосудия совместно с другими методами призвано служить делу мирного сосуществования и развитию международного сотрудничества.

С другой стороны, в правовой судебной системе достаточно судов, разрешающих определенный специфический круг вопросов. На примере Европейского суда рассмотрим этот принцип. Данный орган разрешает вопросы,

касающиеся нарушенных прав человека, и регулируется Конвенцией защиты прав человека и основных свобод. То есть каждый суд, имеющий свой уставной документ, регулирует определенный перечень вопросов, разрешаемых в судебном порядке того или иного суда.

Исходя из этого, международное правосудие и основные начала международного права, соответствие ему норм, регулирующих деятельность и организацию Международного Суда, - все это занимает одно из центральных мест в разработке проблем международного правосудия. Причем большое значение для решения этих проблем имеет вопрос о компетенции Международного Суда. Изучение этих проблем позволяет разработать отправные концепции для определения принципов деятельности Международного Суда. Это узловой вопрос для проблематики международного правосудия в целом.

Примером может послужить ситуация, когда 17 января 2017 года в Международный Суд поступил иск со стороны Украины к России о признании действий России в Донецкой Народной Республике, нарушающими Международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма, а в Крыму — Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В марте 2017 года Суд провёл слушания по ходатайству Украины о предписании временных мер. Делегацию Украины возглавляла заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль, России — директор Правового департамента МИД Роман Колодкин.

В апреле 2017 года Суд вынес решение отказать в предписании временных мер в части дела, касающейся Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, но предписать России выполнить ряд временных мер в части дела, касающейся Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации — обеспечить в Крыму доступность образования на украинском языке (решение принято единогласно) и воздержаться от ограничений на деятельность представительных органов крымско-татарского сообщества (решение принято 13 голосами против 3.

На сегодняшний день Международный суд ООН наполовину удовлетворил требования Украины установить временные меры к России: по иску о нарушении конвенции по финансированию терроризма суд к Киеву не прислушался, но согласился с требованиями в связи с расовой дискриминацией; эксперты полагают, что окончательное решение суда будет в пользу России, а их мнения об обязательности исполнения временных мер разделились.

Как сообщил председатель Международного суда ООН Ронни Абрахам, «Украина не предоставила достаточных доказательств», которые демонстрировали бы, что Россия нарушает конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Однако суд счел возможным установить временные меры в связи с иском по исполнению Россией конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации».

Эксперт акцентировал, что Россия может представить в суде доказательства того, что она полностью исполняет конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, и тогда временные меры могут быть сняты. «Но я не думаю, что это самое главное. Сейчас главное — хорошо подготовить материалы по существу требований, которые выдвинуты украинской стороной» [5, 1].

Говоря о последствиях, а именно о принятом решении Международного суда ООН в целом по существу иска Украины против России, оно будет иметь, скорее, символическое, а не практическое значение. Ведь для его имплементации нужны резолюции Совета Безопасности ООН. Россия, в свою очередь, в Совете Безопасности имеет право вето.

Исходя из судебной практики, с даты создания и начала функционирования Суда было рассмотрено более 120 дел, 80 процентов из которых - это споры между государствами, а 20 процентов - просьбы о вынесении консультативных заключений, представленные органами или специализированными учреждениями

ООН. Безусловно данные цифры дают о себе напомнить и подтверждают компетентность Международного суда ООН на мировой арене, но на сегодняшний день так и не имеется кодифицированного акта, который бы мог урегулировать общественные отношения в мировом господстве среди стран. Безоговорочно, Устав ООН является опорным и основополагающим документом, к которому прибегают государства для принятия решений, но все же, всем странам мира, необходимо создать один высший нормативный акт, который будет регулировать межгосударственные вопросы войны и мира.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. Имея определенный запас знаний и навыков Суд, обладая определенными ограничениями, может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов.

Вся деятельность Международного суда основывается на Уставе ООН. Если приводить пример определенных стран, то основополагающим законом в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. 28.12.2016) «О статусе судей Российской Федерации» регулирующую деятельность Судей в России. Если говорить о Германии, то деятельность судей регулирует «Немецкий закон о судьях» (в ред. 19.04.1972) [2, 3].

Тем самым можно проследить концепцию регулирования судебной системе в странах мира, она заключается в том, что Судьи беспрестанны к принятию судебных решений по всему миру.

Таким образом, рассматривая роль Международного суда ООН в международном публичном праве, можно ответить что, безусловно, роль Международного Суда ООН является органом урегулирования конфликтов между государствами, которые, в свою очередь, безуспешны в решении спорных вопросов. Но, обращаясь в данный орган правосудия, нужно всегда помнить, что это независящая от участников процесса сторона, которая в свою очередь призвана разрешить конфликты, возникшие на политической уровне между государствами.

Список литературы /References

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами». Вып. XII. М., 1956. С. 14. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=121087&dst=0&profile=UNIVERSAL&mb=LAW&div=LAW&BASE NODE=&SORTTYPE=0&rnd=299965.3008920152&ts=5504687980144343226467237 52&SEARCHPLUS=%F3%F1%F2%E0%E2%20%EE%EE%ED&SRD=true#0/ (дата обращения: 12.12.2017).

2. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. 28.12.2016) «О статусе судей Российской Федерации» // Российская газета. № 170, 29.07.1992. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req=doc&base=LAW&n=284477&dst=0&profile=UNIVERSAL&mb=LAW&div =LAW&BASEN0DE=&S0RTTYPE=0&rnd=299965.716929240&ts=5504687980144 34322646723752&SEARCHPLUS=%C7%E0%EA%EE%ED%20%D0%EE%F1%F1% E8%E9%F1%EA%EE%E9%20%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%E8%20%EE%F 2%2026.06.1992%20%B9%203132-1&SRD=true#0/ (дата обращения: 10.11.2017).

3. Комаровский Л.А. О международном суде // отв. редактор Л.Н. Шестаков; автор биографического очерка: В.А. Томсинов; автор вступительной статьи: У.Э. Батлер. М.: Зерцало, 2015. 488 с.

4. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика, 2010. № 12 (72). С. 23-25.

5. Иск Украины к России: суд ООН наполовину удовлетворил требования Киева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20170419/1492622732.ht ml/ (дата обращения: 20.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.