Научная статья на тему 'Роль международного Института ieee в решении проблем подготовки специалистов по информационным технологиям'

Роль международного Института ieee в решении проблем подготовки специалистов по информационным технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ IEEE / НАУЧНАЯ ГРУППА / СТУДЕНЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / СИБИРСКАЯ СЕКЦИЯ IEEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукач О. В.

Рассмотрена проблема повышения качества инженерного образования в информационных технологиях путем сотрудничества ученых и студентов с Институтом инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE). Показано, что членство в международных обществах необходимо специалистам для эффективного информационного обмена, привлечения средств международных фондов в образовательную деятельность и наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов и сотрудников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международного Института ieee в решении проблем подготовки специалистов по информационным технологиям»

Educational Technology & Society 8(2) 2005 ISSN 1436-4522

Роль международного института IEEE в решении проблем подготовки специалистов по информационным

технологиям

О.В. Стукач

Томский политехнический университет, кафедра Компьютерных измерительных систем и метрологии, Томск, Россия tomsk@ieee.org

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема повышения качества инженерного образования в информационных технологиях путем сотрудничества ученых и студентов с Институтом инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE). Показано, что членство в международных обществах необходимо специалистам для эффективного информационного обмена, привлечения средств международных фондов в образовательную деятельность и наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов и сотрудников вузов.

Ключевые слова

институт IEEE, научная группа, студенческое отделение, электронные ресурсы, Сибирская секция IEEE

1. Проблема получения научной информации

Одной из проблем современного университетского образования в России является отсутствие должного количества зарубежной специальной учебной и научной литературы. В условиях мизерного финансирования бесполезно рассчитывать на то, что эта проблема будет решена хотя бы в отдаленном будущем. Уехавшие работать за границу 1Т-специалисты в большинстве своем отмечают, что необходимые им для работы знания они получили самостоятельно. Университеты им ничем не смогли помочь. Не удивительно: средний возраст университетских преподавателей программирования, например, приблизился к 60 годам. Наивно верить в то, что они действительно учат студентов современным технологиям программирования.

Вторая проблема не менее серьезна и заключается в том, что талантливые студенты зачастую не имеют возможности демонстрации своих достижений на конференциях внутри страны и за рубежом. Участие студентов и аспирантов в серьезных международных мероприятиях - это необходимый элемент обучения. И если руководители еще могут найти средства для своих поездок, студентам и аспирантам об этом можно только мечтать. При содействии руководства университетов зарубежные поездки доступны одному-двум студентам из тысяч, а получить благосклонность руководства или выиграть грант в современной конкурентной среде становится с каждым годом все сложнее [Карнышев В.И., 2000].

2. Преимущества членства в IEEE

Одним из возможных путей решения указанных проблем является создание при университетах научных групп и студенческих отделений Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE). Институт IEEE (http://www.ieee.org) был основан в 1884 году, имеет статус всемирной организации и объединяет специалистов в области радиоэлектроники, систем управления, компьютерной техники и смежных областей. В настоящее время в обществе состоит 382435 человек из 147 стран - это самое большое всемирное техническое профессиональное общество [Стукач О.В., 2004].

Целями IEEE являются обеспечение информационной и технической поддержки исследований в области электротехники, радиоэлектроники и связанных с ними наук, применение их результатов для пользы общества, а также профессиональный рост членов IEEE.

Уникальность общества IEEE состоит, прежде всего, в огромном информационном ресурсе и относительной дешевизне его получения. Ежегодный членский взнос составляет всего лишь $б5 для сотрудников и $25 для студентов и аспирантов. Подписка на издания IEEE, которых более 200, намного дешевле аналогичных изданий других обществ. Кроме того, значительное число материалов может быть просто получено по сети Интернет через систему XPLORE (http://ieeexplore.ieee.org/). Большинство материалов доступно по паролю только для членов IEEE. Члены IEEE получают ежемесячно журнал IEEE Spectrum (http://www.spectrum.ieee.org/) и газету The Institute (http://www.ieee.org/theinstitute) с информацией о научно-технических достижениях, конференциях IEEE, новых программных продуктах, вакансиях за рубежом.

Институт IEEE ежегодно спонсирует и проводит более 300 научных конференций во всех странах и публикует почти 33% всей мировой научнотехнической литературы. Немаловажным фактором является сравнение уровня собственных исследований с уровнем работы зарубежных специалистов, а эту информацию можно получить только благодаря специальным справочникам IEEE.

IEEE предлагает уникальную "программу приглашенных лекторов". Для участия в программе необходимо предоставить в соответствующее профессиональное общество IEEE краткий курс лекций по своей дисциплине. С момента одобрения курса лекций координаты автора заносятся в каталог приглашенных лекторов, и автор получает возможность чтения лекций в любом университете мира, причем большую часть расходов по пребыванию берет на себя IEEE.

IEEE ежегодно субсидирует деятельность групп финансово и путем безвозмездной передачи литературы, в том числе и на электронных носителях. Это позволило ведущим университетам России получить все издания IEEE с 1953 года многих обществ IEEE по своему профилю обучения и ежегодно позволяет получать дополнительную поддержку от IEEE при проведении профессиональных встреч и для зарубежных поездок.

Огромную помощь нам оказывают общество связи IEEE http://www.comsoc.org и компьютерное общество IEEE http://computer.org, благодаря которым мы имеем возможность получать литературу, недоступную нашим библиотекам. К сожалению, членство в этих обществах довольно дорогое, поэтому мы рады любой спонсорской помощи заинтересованных организаций. Многие зарубежные университеты оплачивают членство в IEEE своим студентам, но в России это пока только единичные случаи.

Студенческое членство в IEEE предлагает уникальную возможность приобретения профессиональных и управленческих навыков для своего профессионального роста. Участие в работе студенческих отделений помогают студентам в обеспечении новейшей информацией во всех отраслях промышленности и науки, помогает наладить персональные контакты с работающими инженерами, что очень важно. Для студентов и аспирантов установлена 50% скидка на членство во всех обществах IEEE и для подписки на все журналы. При этом многие материалы (CD, видеокурсы) студенческие отделения получают бесплатно. Другим преимуществом является участие в конференциях IEEE бесплатно либо на льготной основе.

3. Электронный список рассылки

Различные зарубежные организации, в том числе Институт 1ЕЕЕ ежедневно объявляют о новых стипендиях, грантах, конкурсах, различных спонсорских программах и других видах поддержки. К сожалению, большая часть этой информации остается неизвестной и невостребованной [Карнышев В.И., 2000]. Для решения проблемы информирования ученых был создан первый в мире список

рассылки материалов IEEE на русском языке по электронной почте (http ://subscribe.ru/catalo g/tech.siberia).

Рассылка содержит сообщения о международных конференциях, семинарах и симпозиумах; советы и часто встречающиеся вопросы о загранпоездках; информацию о программах, грантах, фондах поддержки научных исследований и образования; правила опубликования статей в иностранных журналах и многое другое. В настоящее время рассылку получают более 1300 человек, что больше, чем в любой электронной дискуссионной группе по науке [Stoukatch O.V., 2001].

4. Сибирская секция IEEE

Секция является базовой единицей Института IEEE, так как основное финансирование проходит через секции. Сегодня в мире 307 секций IEEE, из которых три осуществляют свою деятельность в России. Самой многочисленной является Сибирская секция http://camsam.tpu.ru/ieee), состоящая из пяти научных групп, пяти студенческих отделений и группы молодых инженеров GOLD (Graduates of the Last Decade) IEEE. Сибирская секция была основана 13 февраля 2003 г. и в настоящее время охватывает территорию от Урала до Дальнего Востока. В настоящее время научные группы IEEE организованы в Томске, Новосибирске и Иркутске, -городах с развитой научной инфраструктурой. К сожалению, в других сибирских городах не набирается необходимого количества членов IEEE для создания научных групп.

IEEE ежегодно субсидирует деятельность секции финансово и путем безвозмездной передачи литературы, в том числе и на электронных носителях. Это позволило получить журналы многих обществ IEEE с 1953 года по профилю технических университетов Сибири и ежегодно позволяет получать дополнительную поддержку от IEEE при проведении профессиональных встреч, для зарубежных поездок и пр. Сибирская секция способствует распространению научной информации, содействуя при этом изучению английского языка; оказывает содействие процессу образования и развития науки; активно участвует в программах IEEE, организует и проводит международные мероприятия. При этом студенты сами заняты получением средств на собственные мероприятия, активно обучаясь управлению. Нами впервые в России открыта программа IEEE GOLD - программа для молодых инженеров, желающих активно участвовать в деятельности IEEE.

Помощь в работе секции оказывается не только большим количеством сотрудников, студентов и аспирантов, состоящих в студенческих отделениях IEEE и группах, но и их активном участии в мероприятиях IEEE. Особо отличившихся студентов секция поддерживает в участии и поездках на международные конференции. Сибирская секция ежегодно проводит собственные международные конференции, например, IEEE-Сибирскую конференцию по связи и управлению SIBCON, Сибирскую школу-семинар по электронным приборам и материалам EDM и др. Также регулярно проводится ежегодный конкурс студентов и аспирантов по информационной безопасности SIBINFO с международным участием по правилам IEEE. Отчеты о мероприятиях регулярно публикуются в изданиях IEEE [Stoukatch O.V., 2003, 2004]. Мы предлагаем всем заинтересованным организациям, специалистам и студентам совместно выступить соучредителями и организаторами международных мероприятий с участием IEEE.

Учитывая, что членство в IEEE, в отличие от других обществ, окупает себя уже через 3-4 года, представляется необходимым расширение состава секции и организация внутри нее большего числа научных направлений. Быть членом самой большой всемирной профессиональной организации очень престижно. Мы надеемся, что распространение информации о деятельности IEEE среди российских организаций будет способствовать увеличению числа членов IEEE.

5. Заключение

Сегодня в России действуют 23 научные группы и семь студенческих отделений 1ЕЕЕ, объединяющих более 800 членов этой самой большой технической

организации. Создание научных групп и студенческих отделений Института 1ЕЕЕ в России позволило решить ряд серьезных проблем в обеспечении ученых и студентов самой новейшей информацией по электротехнике, радиоэлектронике,

информационным технологиям. Членство в 1ЕЕЕ позволяет без особых финансовых затрат получать доступ к информационным материалам, не доступным в библиотеках, получать финансовую поддержку 1ЕЕЕ при проведении своих профессиональных встреч, для зарубежных поездок, для участия в конференциях. В свою очередь, это позволило повысить образовательный, профессиональный и научный уровень исследователей, повысить престижность инженерно-технического образования и вывести его на качественно новый методологический и научный уровень.

Литература

[Карнышев В.И. и др., 2000] Карнышев В.И., Стукач О.В. "Аспирантура: курс молодого бойца. Зарубежные публикации. Лексический минимум". - Томск: ТУСУР, 2000. 150 с.

[Стукач О.В. и др., 2004] Стукач О.В., Баранов Д.В. Информационные технологии стандартизации и сертификации: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2004. - 218 с. [Stoukatch O.V., 2001] O.V. Stoukatch, "Tomsk (Russia) Student Branch". In IEEE R8 Newsletter, vol. 4, N 4, November 2001, pp. 16.

[Stoukatch O.V. et al., 2003] O.V. Stoukatch, E.D. Golovin, "The AP/ED/EMC/MTT/COM Tomsk Joint Chapter & Student Branch". In ED-S Newsletter, vol. 10, N 1, January 2003, p. 16.

[Stoukatch O. et al., 2004] O. Stoukatch, A. Shelupanov, and E. Golovin, "Student Paper Contest on Information Security SIBINFO". In IEEE Communications Magazine, February 2004. Vol. 42, No. 2, pp. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.