Научная статья на тему 'Роль междисциплинарного направления исследования в условиях устойчивого развития ощества'

Роль междисциплинарного направления исследования в условиях устойчивого развития ощества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Шамиль Магдиевич

Статья посвящена научному исследованию современного междисциплинарного направления в условиях устойчивого развития общества. Разработка междисциплинарного направления научного исследования предусматривает взаимодействие между естественными и гуманитарными дисциплинами. Автор попытался показать роль междисциплинарного исследования в интеграции приоритетных направлений и создании современной индустриальной техногенной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль междисциплинарного направления исследования в условиях устойчивого развития ощества»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 74V.504.75.06

РОДЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОЩЕСТВА

®2010 Алиев Ш.М.

Дагестанский государственный университет

Статья посвящена научному исследованию современного междисциплинарного направления в условиях устойчивого развития общества. Разработка междисциплинарного направления научного исследования предусматривает взаимодействие между естественными и гуманитарными дисциплинами. Автор попытался показать роль междисциплинарного исследования в интеграции приоритетных направлений и создании современной индустриальной техногенной цивилизации.

The article is devoted to the research of the modern interdisciplinary area under conditions of the sustainable socal development. The development of the interdisciplinary area of the research study provides for the cooperation between natural studies and humanities. The author tries to show the significance of the interdisciplinary research in the integration of priority areas and formation of the modern industrial technogenic civilization.

Ключевые слова: коэволюция, синергетика.

Keywords: co-evolution, synergetics.

Исследование междисциплинарного направления стало актуальной проблемой современной науки начала XXI века, хотя и ранее различные аспекты междисциплинарного взаимодействия привлекали внимание ученых, историков и философов. Такие взаимодействия обнаруживаются в процессе функционирования

различных дисциплин, их интеграции и дифференциации; при изучении различных аспектов одного итого же объекта различными дисциплинами. Разработка междисциплинарного направления научно-исследова-тельской деятельности

предусматривает преодоление

противоречий между изучением объективной реальности,

закономерности которой нам еще не известны, и наукой, знания которой нам уже известны. Такая разработка связана с изучением различных научных дисциплин, для которых характерны научные конструкции с концептуальными обобщениями и расширительными интерпретациями сведений о реальности и ее структурной организации.

На важную роль

междисциплинарного направления научно-исследова-тельской деятельности указывают такие

выдающие ученые-академики, как В. С. Степин, Н. Н. Моисеев, А. А. Гусейнов, С. П. Курдюмов, Л. А. Микешина, В. А. Садовничий и другие. В работе «Синергетика и прогнозы будущего» ученые отмечают, что « в конце XX века междисциплинарный синтез,

направленный на выработку новых императивов развития, технологий выживания, идеологии XXI века, стал не игрой ума, не академической программой, родившейся в кабинетной тиши, а насущной необходимостью» [1. С. 11].

Междисциплинарное направление исследовательской деятельности предполагает решение важных проблем, связанных с

методологическим подходом,

системно-структурной организацией и информационно-технологичес-ким воплощением. Методологический подход реализуется в результате интеграции научных знаний во всех трех сферах бытия - живой природе, неживой природе и обществе. Исследование этих сфер приводит к объединению всех явлений материального и духовного сторон бытия. Основой такого объединения могут служить идеи

синергетического, эволюционного и информационного подходов.

Исследование системно-структурных уровней открытых систем показывает, как осуществляется усложнение уровня организации в процессе эволюции от неживой природы к живой природе и далее к обществу. Интегрирующей основой такого процесса выступает междисциплинарная концепция универсального эволюционизма, которая прослеживает весь эволюционный путь развития мира. Идея универсального

эволюционизма принадлежит И. Пригожину, Э. Янчу и Н. Моисееву и служит основой формирования современной общепризнанной

научной картины мира, которая включает в себя несколько

автономных блоков, связанных

между собой, такие, как физика,

химия, космология, биология,

геология. Сущность универсального эволюционизма выражается в том,

что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной,

образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики представляют собой единый целостный процесс самоорганизации и саморазвития в онтологическом пространстве. Как указывает академик В. С. Степин, в обоснование эволюционного

универсализма внесли свою лепту многие естественные науки. Новые общие универсальные модели естественных наук способствовали созданию общих моделей для всех наук, построению современной научной картины мира. В формировании этой картины мира сыграли огромную роль «три важнейших концептуальных

направлений в науке XX века: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы» [4. С. 646]. Такая картина мира выступает как универсальная, общенаучная программа, которая определяет направление сложных саморазвивающихся систем,

выполняющих междисциплинарные, интегрирующие функции. Определяя направление саморазвивающихся систем, общенаучная картина мира берет на себя интегративные функции и способствует

трансформации общего

представления исследуемой

реальности социально-

экономических и естественных наук. Обогащается их содержание новыми знаниями о фундаментальных объектах и структурах сложных систем, которые соответствуют идеям системного подхода и концепции универсального

эволюционизма. Теоретические и эмпирические знания ведущих областей науки стали объединяться в целостную систему и играют важную роль в становлении общенаучной картины мира. С уверенностью можно сказать, что современный синтез различных дисциплин протекает в условиях, когда ведущую роль в научном

исследовании могут сыграть крупные, комплексные проблемноориентированные

междисциплинарные исследования. Такие исследования ориентированы на стимулирование приоритетных междисциплинарных направлений, возникающих на стыке таких наук, как информатика, экология,

биотехнология, биомедицинские исследования, и приводят к развитию современной

индустриальной, техногенной

цивилизации.

Реализация междисциплинарных исследовательских программ

позволяет накопить достаточный опыт разработки методологического обеспечения, который предполагает создание предметной конструкции, представляющей сложную открытую систему. Она включает в себя следующие компоненты: во-первых, систематически организованное отображение эмпирических данных об объекте и совокупность обобщенных конструкций в виде базы данных; во-вторых, формы, методы, способы и

исследовательские средства в виде наблюдения, эксперимента,

различных моделей естественных наук; в-третьих, совокупность теорий разных уровней организации, разработанных в различных дисциплинарных исследованиях; в-четвертых, набор языковых средств и категорий, необходимых для создания междисциплинарных

теоретических описаний.

Необходимы также содержательные предпосылки, в которых

осуществляется изучение новых результатов и данных, определяется точка бифуркации научного поиска. Однако следует иметь в виду, что предмет исследования очень трудно создать из дисциплинарных изображений, и в связи с этим особое внимание уделяется

разработке и развитию описаний совокупностей и массивов

эмпирических данных, в дальнейшем

их структурировании и создании

новых баз знаний.

Междисциплинарные исследования, ориентированные на общую методологию, основываются на

межпредметные связи и предметные области. А дисциплинарные

исследования ориентированы на отдельный предмет, на решение задач, связанных с представлением о предмете, где доминируют вертикальные связи от теории к опыту и обратно. В

междисциплинарных исследованиях, напротив, предполагаются

горизонтальные связи,

ориентированные на переносы знаний и методов из одной науки в другую.

Важным моментом решения проблем организации

междисциплинарных исследований является создание коммуникативных объединений, программ,

действующих в режиме «невидимого колледжа», и обеспечение анализа конкретных результатов и

выдвижение различных гипотез.

Научная коммуникативная

система включает в себя все виды научно-исследовательского и

профессионального общения в сообществе, которые являются одним из главных механизмов взаимодействия исследователей в проводимых экспертизах и

полученных результатах. На

изучение научных коммуникаций особое внимание стали обращать в связи с возникновением

междисциплинарных направлений научного исследования, таких как синергетический, системный и информационный подходы. Это

связано с поиском возможностей интенсификации исследовательской деятельности и удовлетворения

потребностей, необходимых для

совершенствования междисциплинарного направления исследовательской деятельности.

Важной особенностью

современной науки в условиях глобализации является разработка коммуникационных, комплексноориентированных проблем,

связанных с реализацией

результатов крупных

междисциплинарных исследовательских проектов. В исследовательской деятельности передача научных результатов для экспертизы осуществляется в базы

данных соответствующих дисциплин и организовывается правовое обеспечение прикладных

результатов и практических рекомендаций крупных

междисциплинарных программ.

Одним из основополагающих концептуальных открытий в

построении современной научной картины мира и создания коммуникативных объединений является разработка

междисциплинарного направления исследования - синергетическая парадигма, которая включает в себя совокупность идей, принципов, образов, моделей, представлений, из которых выросла фундаментальная научная теория самоорганизации открытых систем. Она возникла в конце 60-х годов XX века на основе изучения когерентного лазерного излучения, на примере

самоорганизации ячейки Бенара и др. Основателями этой парадигмы были немецкий ученый Г. Хакен и русский эмигрант И. Пригожин.

Сегодня исследование

синергетического подхода стало

модным, актуальным и напоминает некоторые сюжеты недалекого прошлого. В недавнем прошлом наблюдался бум на «кибернетику», потом на «дизайн», заговорили даже о «дизайне души». Однако все это так же неожиданно утихло, мода прошла. Но мы считаем, что с

синергетическим подходом подобная профанация не должна произойти, так как синергетика имеет достаточно большой эвристический материал и выступает как

достоверное научное знание о саморазвивающихся системах.

Синергетика внесла новые идеи и представления в понимание

процесса развития. К таким можно отнести, во-первых, представление о кооперативных эффектах, о

диссипативных структурах,

определяющих качественное

преобразование и воссоздание

новой целостной системы. Во-

вторых, взаимоотношения хаоса и порядка, выраженные в концепции динамического хаоса, которая раскрывает механизмы

самоорганизации системы и

создание новых структурных уровней организации. В-третьих, случайные флуктуации в открытых,

неустойчивых системах приводят к формированию аттракторов в нелинейной, неравновесной среде и способствуют последующему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменению параметров порядка и возникновению качественно новых структур.

В отличие от диалектического понимания развития, которое структурно не анализирует этот процесс, а просто обозначает, как качественный скачок, перерыв постепенности и образование нового качественного состояния,

синергетика внесла целый ряд важных новаций, конкретизаций в понимание этого процесса развития. Процесс самоорганизации

осуществляется в сложных, открытых неравновесных системах, в которых имеются множество компонентов, а в малых простых системах, где для реализации познавательных и практических задач необходимо абстрагироваться от развития и фазовых переходов в применении синергетической

терминологии, нет надобности. Следует отметить, что

синергетический подход не отменяет и не заменяет системного исследования. Системные модели конкретных наук: физики, биологии, химии и социально-экономических дисциплин, которые

рассматриваются в изменении и развитии, находят применение в синергетике, с учетом понятийного аппарата системных исследований. Идеи системности, иерархической связанности уровней организации в саморазвивающихся системах, а также наличие автономных, относительно самостоятельных подсистем, существование прямых и обратных связей между уровнями организации и становление новых уровней сложной системы были заимствованы синергетикой из ранее выработанных системных

представлений о мире, из теории систем.

Теоретическое описание

процессов неустойчивости,

неравновесности, перехода хаоса в

динамическое состояние и

порождение порядка, основанного на введении особых идеализаций, свидетельствуют о создании новых моделей универсального типа. Идеализация этих процессов и реализация этих моделей является одной из важных теоретических проблем синергетики. Эти модели используются во многих конкретных научных дисциплинах, относящихся к различным областям знаний.

Синергетику можно рассматривать как научную парадигму и как научную картину мира, а также как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях науки, то есть как метод. Она также претендует на определенную роль

фундаментальных представлений формирования общенаучной

картины мира. Все эти утверждения привели к определенным спорам вокруг синергетики, по поводу признания или непризнания ее идей в качестве стратегии современных междисциплинарных исследований. Включение синергетики в

общенаучную картину мира как составляющего компонента и ее развитие требуют модификации ее философских оснований.

Основой включения синергетики в общенаучную картину мира является универсальный (глобальный)

эволюционизм, который содержит в себе идеи связи эволюционных и системных представлений. Как

указывает Г. Хакен, синергетика относится к направлению универсализма: «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до

флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до

космических масштабов эволюции звезд» [5. С. 419] распространяются принципы синергетики. Хотя к такому подходу некоторые ученые относятся скептически, считая, что теория, которая объясняет все, не объясняет ничего. Однако универсальность синергетического подхода

подтверждается и тем, что

синергетика использует такие

модели, как излучение лазера,

саморазвивающиеся структуры в

плазме и конвективные ячейки в жидкости. На их основе синергетика строит свои модели, позволяющие описать, понять, теоретически обосновать эти процессы. Эти модели успешно могут

функционировать и способствовать глубоко содержательному и качественному преобразованию научно-исследователь-ского процесса во многих других областях науки. Такой подход позволяет переходить от тщательных фундаментальных исследований к теоретическим установкам, а затем философским обобщениям и принципам. Доктор химических наук, профессор МГУ А. П. Руденко отмечает, что на основе концепции элементарных открытых

каталитических систем стало возможным утверждать о том, что особые неравновесные системы, «способные к самоорганизации и динамическому существованию в ходе обмена веществ и энергии приводят к возникновению жизни, вскрывают причины, движущие силы и закономерности самоорганизации и эволюции» [3. С. 55-71]. Он

обосновал роль концептуальной самоорганизации на микроуровне как ведущей для развития коллективных процессов на макроуровне. При этом используются частно-научные

модели и методы, содержащие в себе некоторую основу для становления синергетического

подхода, который указывает на свободный от предписаний характер отношений к природе и обществу. В синергетике используется двоякий путь научного исследования: от

моделирования микроскопического уровня системы к составлению макроскопических синергетических сложных систем из ее элементов и обратно. Такой путь предполагает получение первоначальных

неполных знаний, которые служат базовым пунктом исследования и стимулом для дальнейшего научного поиска. Эти знания могут способствовать созданию общего закона и оснований для проведения параллели между когерентным излучением лазера и коллективным поведением людей. Изучение этих

параллелей приводит к открытию внутренней изоморфии в поведении сложных открытых систем.

Итак, синергетика претендует на универсальность и на широкое использование принципов и моделей, разработанных в ее рамках, в других областях науки о живой, неживой природе и социальной жизни общества. Благодаря универсальности и интенсивному развитию нелинейного мышления наметился поворот от одномерного линейного мышления, характерного для мира классической науки, к мышлению целостному, многомерному нелинейному. Через синергетику обнаруживают себя тенденции сближения новейших достижений науки и традиционных образов культуры, науки Запада и древних холистических учений Востока [2. С. 39-51].

В результате разработки концепции универсального

Примечания

эволюционизма, в качестве следствия ученые создали новый принцип координации человеческого социума и среды обитания, включая космическое пространство - принцип коэволюции. Эволюционно-синер-гети-ческие трансформации

материальных объектов природы от Метагалактики до общественных систем осуществляются в соответствии с фундаментальными принципами коэволюции. Этот принцип основан на результатах применения линейного мышления и поддерживает устойчивый,

неразрушающийся режим

социальной эволюции. Он противоречит классическому

принципу механистического

миропонимания, согласно которому «природа не храм, а мастерская и человек в ней хозяин», приведшего к экологическому кризису.

1. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М. : Наука, 1997. С. 11. 2. Князева Е„ Курдюмов С. Синергетика: начало нелинейного мышления // Общественные науки и современность. № 2. М., 1993. С. 39-51. 3. Руденко А. П. Самоорганизация и прогрессивная эволюция в природных процессах в аспекте концепции эволюционного катализа // Российский химический журнал. 1995. Т. 39. № 2. С. 55-71. 4. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 646. 5. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. С. 419.

Статья поступила в редакцию 23.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.