Научная статья на тему 'Роль методологии "океанов" в развитии глобального бизнес-пространства'

Роль методологии "океанов" в развитии глобального бизнес-пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОЛУБЫЕ ОКЕАНЫ / АЛЫЕ ОКЕАНЫ / КОНКУРЕНЦИЯ-КООПЕРАЦИЯ / НОВЫЕ РЫНКИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / НОВЫЕ ЦЕННОСТИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ / СТАРТАПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА / ВОЗРАСТАНИЕ ПРИБЫЛИ / СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ГОЛУБЫХ И АЛЫХ ОКЕАНОВ / ЛИДЕРСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкова Л.Н.

В данной статье анализируется роль методологии голубого и алого океанов в формировании глобального бизнес-пространства. Известные американские ученые предлагают рассматривать Вселенную современного глобального бизнеса в контексте сосуществования голубого и алого океанов. В голубых океанах господствующую позицию занимает конкуренциякооперация, предполагающая получение высоких прибылей за счет создания инновационных товаров и услуг. В современной глобальной экономике востребовано умение корпораций осваивать голубые океаны за счет создания инновационных ноу-хау. Большинство голубых океанов создаются внутри, а не за пределами алых океанов. Освоение голубых океанов необходимо для развития человечества в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль методологии "океанов" в развитии глобального бизнес-пространства»

Роль методологии «Океанов» в развитии глобального бизнес-пространства

Панкова Людмила Николаевна,

доктор философских наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, pankovaln@mail.ru

В данной статье анализируется роль методологии голубого и алого океанов в формировании глобального бизнес-пространства. Известные американские ученые предлагают рассматривать Вселенную современного глобального бизнеса в контексте сосуществования голубого и алого океанов. В голубых океанах господствующую позицию занимает конкуренция- кооперация, предполагающая получение высоких прибылей за счет создания инновационных товаров и услуг. В современной глобальной экономике востребовано умение корпораций осваивать голубые океаны за счет создания инновационных ноу-хау. Большинство голубых океанов создаются внутри, а не за пределами алых океанов. Освоение голубых океанов необходимо для развития человечества в XXI веке.

Ключевые слова: голубые океаны, алые океаны, конкуренция-кооперация, новые рынки, глобальная экономика, инновационные компании, инновационные продукты, новые ценности, распределение ресурсов, стартапы, стратегические принципы, международные корпорации, корпоративный эквивалент генетического кода, возрастание прибыли, сосуществование голубых и алых океанов, лидерство, цифровые технологии.

о>

0

CSI

01

п

S I-О ш m х

<

m о х

X

Исследование глобального бизнес-пространства является одним из инновационных трендов современности. Известные американские ученые В. Чан Ким и Рене Моборн предлагают рассматривать Вселенную бизнеса, как совокупность пространств, двух океанов - алого и голубого. Алый океан - это отрасли экономики, весь существующий рынок. Компании конкурируют с целью перетянуть в свое пространство потребителей. Чем более сжимается пространство алого океана, тем менее остается у компании возможностей для развития и повышения прибыли. Уникальные продукты превращаются в товары широкого потребления; воды океана по мере ожесточения конкурентной борьбы обагряются кровью.

Голубые океаны - это неосвоенное рыночное пространство, не затронутое борьбой за выживание. В голубых океанах господствующие позиции занимает конкуренция-кооперация, предполагающая получение высоких прибылей за счет создания принципиально новых товаров и услуг. Голубые океаны зарождаются, либо когда компании открывают принципиально новые отрасли (например, eBay изобрела онлайн-аукционы), либо когда компания изменяет границы экономического пространства: в этом случае голубой океан формируется внутри алого.

В. Чан Ким и Р. Моборн изучили работу корпораций, проложивших пути в голубые океаны, и их конкурентов, не сумевших вырваться из плена алых океанов. Анализируя собранную информацию, они пришли к выводу, что компании, создававшие новые рынки и осваивающие целинные экономические пространства, действовали в соответствии со стратегией голубых океанов. Если современный руководитель не понимает различий между стратегиями алых и голубых океанов: его компания не сможет оторваться от конкурентов.

При реорганизации компании голубых океанов быстро формулируют изменения, как способ оптимизации ресурсов. Топ-менеджмент открыто обсуждает неудачи не как примеры провала стратегии, а как меры диагностики и источника знаний. В компаниях голубых океанов исходят из необходимости эффективного расходования времени, как стратегического ресурса. Также одним из элементов, обеспечивающих стабильность их развития, является корпоративная культура, которая во многом определяет критерии успеха. По мнению известного американского экономиста Дж. Хэмма, успешными инновационными компаниями управляют высококвалифицированные руководители, которых можно сравнить с опытными машинистами поездов. Когда машинист дергает за один рычаг, поезд идет вперед; когда тянет за другой - он прекращает движение. Когда действия по управлению организацией согласованы, рычаги управления приводятся в движение легко и четко. Механизмы работают слаженно. Машинист, пассажиры и поезд движутся, как единое целое. Движение поезда контроли-

руют пять параметров: гибкая организационная структура, финансовые результаты, стиль руководства, корпоративная культура, эффективные коммуникации. Организационная структура является фундаментом любой организации. Когда корпоративная структура меняется, организационная схема претерпевает значительные изменения, особенно в компаниях, в которых сотрудники озабочены оценкой рисков для своего персонального статуса. Лидеры компаний голубых океанов активно внедряют эффективные коммуникации и стремятся элиминировать конфликты в момент их зарождения. Они рассматривают организационную структуру как гибкую систему ответственности. Руководители инновационных компаний совмещают множество обязанностей и различные социальные роли. Эффективные лидеры инновационных компаний осознают, что их задача - получать ответы от коллег, поскольку именно они служат движущей силой процесса принятия решений. В инновационных компаниях, обладающих четко сформулированной корпоративной культурой, сотрудников поддерживают в убеждении, что они являются неотъемлемой частью прогресса компании. Каждый сотрудник стремится внести свой вклад в будущее развитие. Руководители высшего звена в инновационных компаниях профессионально подготовлены к принятию эффективных решений. При этом они устанавливают для себя ряд критериев, которыми руководствуются.

Американские исследователи Г. Уильямс и Р. Миллер определили пять категорий руководителей в методологии принятия решений. Харизматики первоначально могут проявлять бурные эмоции по поводу новой идеи или предложения, но принимают окончательное решение на основе сбалансированной информации. Мыслители тяготеют к длительным дискуссиям, проработке различных вариантов решения проблемы, прежде чем приходят к консенсусу. Скептики крайне подозрительно относятся к данным, не соответствующим их представлениям. Последователи принимают решения, исходя из личного опыта и рекомендаций других руководителей. Контролеры сосредоточены на анализе конкретных фактов и аналитике. При этом нельзя игнорировать индивидуальную структуру мышления человека. Процесс принятия решений Б. Гейтсом отличен от многих других руководителей корпораций.

В глобальной экономике наиболее эффективный способ обеспечить стабильный рост компании - не конкурировать на переполненных рынках. В алых океанах компании стараются превзойти конкурентов, чтобы захватить максимальную долю спроса. Поскольку рынки переполнены, темпы роста и размеры прибыли сокращаются; конкуренция приобретает более ожесточенный характер. В. Чан Ким и Р. Моборн аргументируют необходимость развития голубых океанов - глобальных рынков, на которых отсутствует конкуренция.

Инновационные компании создают принципиально новые линейки товаров и предлагают потребителям новые ценности, оптимизируя издержки. В результате инновационные компании получают постоянную прибыль, быстрый рост и новый бренд, который станет востребованным в течение многих лет. В своих трудах Ким и Моборн подчеркивают, что технологические инновации - не главное. Голубые океаны редко возникают вокруг технологических инноваций. Они основываются на существующих технологиях, в которых создатели голубых океанов находят новые ценности для потребителей. Большинство голубых океанов создаются внутри, а не

за пределами красных океанов. Новый бизнес может возникнуть внутри действующего. Например, в США многозальные кинотеатры были представлены публике крупнейшим представителем киноотрасли - АМС. Благодаря большей площади многозальных кинотеатров сервис высокого уровня обходился владельцам дешевле.

Голубые океаны формируются, когда деятельность корпорации оказывает положительное влияние и на структуру затрат, и на потребительскую ценность продукта. Снижение издержек происходит за счет устранения факторов, влияющих на обострение конкурентной борьбы, внедрения достижений цифровизации. Потребительская ценность товаров растет за счет создания инновационных для отрасли продуктов. Обычно со временем издержки снижаются благодаря росту производств, вызванных высокими объемами продаж. Голубые и алые океаны всегда успешно сосуществовали. В глобальной экономике в настоящее время господствует идея конкуренции-кооперации, хотя объективно все более востребовано умение осваивать голубые океаны и создавать инновационные ноу-хау. Постепенно приходит осознание, что глубинная логика освоения голубых океанов необходима для развития человечества в XXI веке. Стратегии голубых и алых океанов оказывают влияние на разработку стратегий распределения ресурсов - финансовых, временных, управленческих, трудовых и др.

В целом эффективная стратегия выполняет следующие функции: помогает осуществить выбор между конкурирующими потребностями; проверяет стратегическую обоснованность конкретных действий; устанавливает четкие границы, в пределах которых должны действовать исполнители.

Стратегия важна, когда компании находятся в стадии роста. В этот период руководители вынуждены принимать множество решений, не имеющих аналогов. Это особенно важно для стартовых, быстро развивающихся предприятий на просторах голубых океанов. Стратегические принципы также содействуют непрерывности функционирования в условиях нестабильности как внутренней, так и внешней среды.

Существуют различные способы идентификации элементов, которые должны быть отражены в стратегическом принципе инновационной компании, но при этом необходимо помнить, что корпоративная стратегия представляет собой план эффективного размещения ограниченных ресурсов с целью достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Очевидно, что стратегии видоизменяются. Но даже в случае изменения стратегии, сущность ее может сохраняться. Например, стратегия может модифицироваться при изменении демографических характеристик и запросов потребителей.

В глобальной экономике период реализации стратегии сокращается, и она должна пересматриваться периодически. Целесообразно анализировать стратегический принцип при каждом пересмотре стратегии. По мнению известных американских экономистов О. Гэдиша и Дж. Гилберта, лидеры крупнейших международных корпораций разработали свои стратегические принципы покорения голубых океанов в решающие моменты: когда сложности, связанные с ростом компании, угрожали спутать приоритеты и заслонить то главное, что отличало стратегию компании от стратегий конкурентов.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

Американские ученые подчеркивают, что в формулировке стратегического принципа инновационной компании необходимо выделить и отразить корпоративный эквивалент генетического кода, отличающего данную компанию от конкурентов. По мнению аналитиков, одной из наиболее совершенных формулировок стратегического принципа является формулировка компании Barclays Capital. Руководство европейского инвестиционного гиганта четко определило, что компания не будет конкурировать с крупными инвестиционными банками США и компаниями в нерентабельных сегментах рынка капитала. Вместо этого оно решило инвестировать в рынок бумаг с фиксированным доходом. Сокращение разрыва между стратегией и эффективностью является важным фактором развития конкурентоспособности в глобальной экономике.

Литература

1. Стратегия. - М.: Альпина Паблишер, 2019.

2. Ким Чан В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2019.

4. Смит Д. 50 стратегий, которые изменили историю. От военных действий до бизнеса. - М.: Бомбора, 2019.

5. Фридман Л. Дж. Стратегия. Война, революция, бизнес. - М.: Кучково поле, 2017.

6. Морита А. Sony. Сделано в Японии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

7. On Strategy. Harvard Business Review Press. Boston, Massachusetts, 2018.

8. The Business Navigator. Skandia. Sweden, 2018.

The Role of the Oceans Methodology in the Development of the

Global Business Space Pankova L.N.

Moscow Metropolitan Governance University This article analyzes the role of the methodology of the blue and scarlet oceans in the formation of the global business space. The famous american scientists propose to consider the Universe of modern global business in the context of the coexistence of blue and scarlet oceans. In the blue oceans, the dominant position is closely connected with a competition-cooperation, which involves obtainment of high profits by the creation of innovative goods and services. In modern global economy, the capacity of corporations to invade the blue oceans is demanded with the usage of the application of innovative know-how. The majority of blue oceans are created within, not without, the scarlet oceans. The development of blue oceans is necessary for the development of the mankind in the XXI century.

Key words: blue oceans, scarlet oceans, competition-cooperation, new markets, global economy, innovative companies, innovative products, new values, resource allocation, startups, strategic principles, international corporations, corporate equivalent of the genetic code, increasing profits, coexistence of blue and scarlet oceans, leadership, digital technologies.

References

1. Strategy. - M.: Alpina Publisher, 2019.

2. Kim Chan V., Moborn R. Strategy of the blue ocean. How to find

or create a market free of other players. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2019.

3. Porter M. Competitive strategy. Methods of analysis of industries

and competitors. - M.: Alpina Publisher, 2019.

4. Smith D. 50 Strategies That Changed History. From warfare to

business. - M.: Bombora, 2019.

5. Friedman L.J. Strategy. War, revolution, business. - M.: Kuchkovo field, 2017.

6. Morita A. Sony. Made in Japan. - M .: Alpina Business Books,

2006.

7. On Strategy. Harvard Business Review Press. Boston, Massachusetts, 2018.

8. The Business Navigator. Skandia Sweden, 2018.

о

СЧ

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.