Научная статья на тему 'Роль местоимений современного башкирского языка в образовании самостоятельных частей речи'

Роль местоимений современного башкирского языка в образовании самостоятельных частей речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
313
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Словообразование / морфематическое словообразование / Аффиксация / сложение основ / спаривание (удвоение) основ / повторение основ / лексико-грамматическое словообразование / лексико-синтаксическое словообразование / Лексикализация

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каримова С. Ф.

В статье определены основные способы и пути словообразования на основе местоимений и слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Анализ языковых фактов позволяет утверждать о высокой значимости особой части речи местоимений современного башкирского языка в качестве словообразующей основы для других самостоятельных частей речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль местоимений современного башкирского языка в образовании самостоятельных частей речи»

УДК 802/809

РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

© С. Ф. Каримова

Стерлитамакский педагогический колледж Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, ул. Николаева, 124.

Тел./факс: +7 (3473) 43 64 45.

E-mail: [email protected]

В статье определены основные способы и пути словообразования на основе местоимений и слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Анализ языковых фактов позволяет утверждать о высокой значимости особой части речи — местоимений современного башкирского языка в качестве словообразующей основы для других самостоятельных частей речи.

Ключевые слова: словообразование, морфематическое словообразование, аффиксация, сложение основ, спаривание (удвоение) основ, повторение основ, лексико-грамматическое словообразование, лексико-синтаксическое словообразование, лексикализация.

Как показывают наблюдения, местоимение играет большую роль в образовании самостоятельных частей речи.

I. Образование на основе местоимений имен существительных

1. Морфематическое словообразование

Аффиксация

На основе местоимений имена существительные образуются путем присоединения следующих аффиксов:

1) -лы ІЇ-лек: мин — мин-лек «самолюбие», купме — купме-лек, у? — у?лек «суть, сущность», кем — кем-лек, КхйЗа — Кгй?а-лыК 1. Бер минутта мец тугел, миллион телэк, белэ алмайым телэктец уЗлеген (Ш. Бабич). «В одну минуту не тысяча, а миллион пожеланий, не могу знать сущность пожеланий»;

2) -лар / -лэр: бэззе — бэззе-лэр, Кгйны — Кгйны-лар «некоторые», берэу — берэу-?эр «одни»: Кайнылар китэ, Кхйнылар Кгйта (Ьей^ телмэренэн). «Кто-то уезжает, кто-то возвращается»;

3) -э: фэлэн («какой-то, тот, такой») — фэлэн-э (употребляется в том случае, когда не называется имя лица женского пола): Бер квн суфый Катынына: «Эй, фэлэнэ, мин нине изге тауза ба-рып йэмин иттермэйенсэ паклызыца ышан-майым»,— тине (Экиэттэн). «Однажды суфый сказал своей жене: «Эй, ты, я не верю тебе, пока ты не сходишь на священную гору и не поклянешься».

Сложение основ

В процессе сложения основ несколько словообразующих основ объединяются в одно единое целое, в результате чего образуются сложные слова, состоящие из двух, реже трех, четырех основ.

Образование новых слов в башкирском языке путем сложения основ считается наиболее распространенным средством после аффиксации.

На основе местоимений большое количество имен существительных образуется путем сложения основ местоимения уЗ «свой, сам» и имен существительных азас «дерево», ац «ум, разум», идара «управление, контроль», маіїсат «цель», Шммэт «цена, стоимость», регуляция, тэрбиэ «воспитание», а также сложного существительного псих-о-диагностика: у? + азас — уЗазас «плотное вещест-

во (сложная ткань), находящееся между корой и центром дерева», у? + ац — у?ац «самосознание», у? + идара — у?идара «самоуправление», у? + контроль - у?контроль «самоконтроль», у? + маКсат — у?маКсат «самоцель», у? + Киммэт - у?Киммэт «себестоимость», у? + регуляция — у?регуляция «саморегуляция», у? + тэрбиэ - у?тэрбиэ «самовоспитание», у? + псих-о-диагностика — у?психо-диагностика «самопсиходиагностика».

Путем сложения основ местоимения у? и особой формы глагола - имени действия камиллашыу -происходит образование сложного существительного у?камиллашыу «самосовершенствование». Сложение основ + аффиксация Одной из разновидностей сложения основ является объединение основ и в то же время присоединение аффиксов, результатом которого также являются сложные слова.

Образование имен существительных осуществляется путем сложения основ местоимения у? и глаголов, а также прилагательных, как корневых, так и производных, и присоединением следующих аффиксов:

-лыК-лек: у? + бел+эм - у?белэм-лек «само-догадливость»; этим же путем осуществляется образование имени существительного на основе местоимения мин: мин + бел+эм - минбелэм-лек «са-модогадливость»; у? + белдекле - у?белдек+ле-лек «самопонятливость», у? + ал+лы - у?аллы-лыК «самостоятельность»;

-ыш/-еш: у? + билдэ-лэ - у?билдэлэ+н-еш «самоопределение», у? + ур — у?ур-еш «саморазвитие», у? + аК— у?аз-ыш [К- з] «самотечение»;

-ма/-мэ: у? + вр+тэ - у?вртэ-мэ «самонадбавка»;

-Кыс/-кес: у? + буш+а+т — у?бушат-КЫс «самосвал».

Повторение основ + аффиксация Слова в башкирском языке иногда образуются путем синтеза повторения основ и аффиксации. Так, повторением местоимения мин и присоединением к этим повторяющимся основам аффикса -лек образуется: мин — мин-мин-лек «самолюбие»: Ьалдаттыц... йв?внэ мин-минлек билдэлэре сыКты (Н. Мусин). «На лице солдата появились признаки самолюбия».

2. Лексико-грамматическое словообразование

Путем конверсии собирательное местоимение йвмлэ «весь», субстантивируясь, переходит в разряд имен существительных: йвмлэ «общее число кого или чего-либо»: У^емде мэ^рэсэнец

шэкерттэре йвмлэненэ ингэн кеуек хис итэ башла-ным (М. Гафури). «Я начал чувствовать себя в числе шакирдов медресе».

II. Образование на основе местоимений имен прилагательных

1. Морфематическое словообразование

Аффиксация

На основе местоимений имена прилагательные образуются путем присоединения следующих аффиксов:

1 ) -гы/-ге:

а) на основе личных местоимений в форме местно-временного падежа образуются имена прилагательные со значением признака, относящегося к тому лицу, которое указано в словообразующей основе: мин-дэ — миндэ-ге «находящееся, имеющееся у меня», нин-дэ — ниндэ-ге «находящееся, имеющееся у тебя», бе$-$э — бе$$э-ге «находящееся, имеющееся у нас», не$-$э — не$$э-ге «находящееся, имеющееся у вас»: ЬеЗЗэге китаптар^ы азайым килеп алыр бвгвн (heräsY телмэренэн). «Книги, что у вас, сегодня заберет мой брат»;

б) на основе указательных местоимений в форме местно-временного падежа происходит образование имен прилагательных со значением признака, относящегося к тому месту или времени, которое подразумевается в словообразующей основе: бы-н-да — бында-гы, ошо-н-да — ошонда-гы «находящееся, имеющееся здесь», теге-н-дэ — тегендэ-ге, у-н-да — унда-гы, шу-н-да — шунда-гы «находящееся, имеющееся там или произошедшее, случившееся тогда»: 1. Ундазы хэлгэ Байдэулэттец ире китте (0. Бейеш). «Случившемуся там Байдавлет удивился». 2. МырКаны, бындазы нэр ... йылзаныц, шишмэнец, кулдец исеме бар (F. ШафиКов). «Словом, у имеющихся здесь каждой реки, каждого родника, озера есть свое название»;

в) имена прилагательные со всеми указанными значениями образуются на основе вопросительных местоимений: кем-дэ — кемдэ-ге «у кого находящееся, имеющееся», нимэ-лэ — нимэлэ-ге «в чем или у чего находящееся, имеющееся», Кай^а — Кай^а-гы «где находящееся, имеющееся», Касан — Касан-гы «когда произошедшее»: Касанзы хэл туранында нвйлэйнец ул? (heйлэY телмэренэн). «О когда произошедшем событии ты рассказываешь?»;

г) имена прилагательные с неопределенными значениями места, времени: эллэ Касан — эллэ Касан-гы «давнишний», эллэ Кай$а — эллэ Кай^а-гы «где-то находящееся», эллэ кемдэ — эллэ кемдэ-ге «у кого-то находящееся»: Эллэ Касанзы хэл менэн башымды Катырма («Аги?ел» журналынан). «Не морочь мне голову давнишним событием»;

2) -гэ: у$ — у$-гэ «другой»: Шгш буйы тубэгэ твкврвп ятыу^ан уЗгэ эш тэ юК (F. ДэYЛЭTШИн).

«Всю зиму нет никакой работы, кроме как лежать и плевать в потолок»;

3) -се: у?ем — у?ем-се «думающий только о себе, эгоист»: У ?емсе кеше улемдэн КурКыр

(Эйтем). «Эгоист боится смерти»;

4) -са/-сэ: шул — шу+н-са «столько»: Шунса эйбер нимэгэ ул уза? (heйлэY телмэренэн). «Зачем ему столько вещей?»; на основе неопределенного местоимения фэлэн образовано прилагательное со значением неопределенного признака предмета фэлэн-сэ «столько-то, такой-то»: Фэлэнсэ йылда тыузанмын, фэлэнсэ йэшемдэ шуны эшлэгэнмен, тип нвйлэп китте был («ШоцКар» журналынан). «Вот начал он рассказывать о том, что в таком-то году родился, во столько-то лет это делал».

Спаривание (удвоение) основ

Путем спаривания определительного местоимения у? и имени существительного ара «отношение» происходит образование имени прилагательного у?-ара «имеющие отношение друг к другу, между собой»: 1. Улар у?-ара тицдэр,

айырылзыны??ар нэм мэцгелэр (Г. Хесэйенов). «Они между собой равны, неотделимы и вечны».

Сложение основ

На основе местоимений путем сложения основ местоимения у? и существительного эшмэкэр «деятель» образуется имя прилагательное у?ешмэкэр «самодеятельный». Этим же путем сложения основы указательного местоимения бына и личного местоимения I лица мин образовано имя прилагательное бынамын [и - ы] «очень хороший»: ~Иатыныц да бынамын тигэн («Аги?ел» журналынан). «И жена твоя очень хорошая».

Сложение основ + аффиксация

Образование имен прилагательных осуществляется путем сложения основ местоимения у? и глаголов, а также существительных, прилагательных, как корневых, так и производных, и присоединением следующих аффиксов:

-лы/-ле: у? + бел + дек — у?белдек-ле «само-понятливый», у? + ал — у?ал-лы «самостоятельный», у?+е йврв-мэ - у?е йврвмэ-ле «самоходный», у? + йврв-ш — у?йврвш-лв «самоходный», у? + ну? — у?ну?-ле «упрямый, настойчивый», нэр + твр — нэр твр-лв «разнообразный»: 1. Бе? бвгвн дэрестэ у?аллы эш башКар?ыК (heйлэY телмэренэн). «Мы сегодня на уроке делали самостоятельную работу». 2. Ьэр тврлв сэскэлэр тирэ-яККа йэм биреп ултыра (Д. БYЛЭKOв). «Разнообразные цветы украшают все вокруг».

2. Лексико-грамматическое словообразование

В результате конверсии некоторые указательные местоимения переходят в разряд имен прилагательных: бындай — бындай (кеше), ошондай — ошондай (китап), ундай — ундай (саК): 1. Ундай бэзерне?, урал кешелэр?е нис внэмэйем мин («Аги?ел» журналынан). «Таких бессердечных,

жестоких людей я вовсе не люблю». 2. [Ойрэнсек]:

— Эй, Аллам, ницэ нин мине ошондай илани талант-

тан мэхрум иттец? (З. Биишева). «[Подмастерье]: — О, мой Бог, зачем ты лишил меня такого дивного таланта?».

III. Образование на основе местоимений глаголов

1. Морфематическое словообразование Аффиксация

На основе определительно-притяжательновозвратного местоимения у? образуются глаголы при помощи следующих аффиксов:

-гэр: у? — у?гэр: Бара-тора ил дэ, кешелэр ?э танымарлыКбулып у?гэргэн (З. Биишева). «Со временем и страна, и люди изменились до неузнаваемости».

-лэш: у? — у?лэш: Нурай?а уйнау нвнэрен ул бэлэкэй саКта у К у?лэштерэ («АшКа?ар» гэзитенэн). «Навыки игры на курае он освоил уже в детстве».

-нен: у? — у?-нен: Ницэлер был яКтар?ы уЗненмэйем инде (heйлэY телмэренэн). «Почему-то душа моя не лежит к этим краям».

Сложение основ

Путем сложения основ указательных местоимений-наречий былай, тегелэй, шулай, улай, ошолай и вспомогательного глагола ит- происходит образование сложных глаголов со значением «делай так, делай этак»: былайт- [> былай ит-, и — 0], тегелэйт-[> тегелэй ит-, и — 0], шулайт- [> шулай ит-, и — 0], улайт- [> улай ит-, и — 0], ошолайт- [> ошолай ит-, и — 0]: Улайтырза яраймы ни? (heйлэY телмэренэн). «Разве можно так делать?».

Повторение основ + аффиксация

Путем повторения основы личного местоимения I лица мин и присоединения аффикса -лэн образован глагол мин-минлэнеу «проявлять зазнайство, спесь, высокомерие, эгоизм»: Ьуцзы

ваКытта ул бигерэк тэ мин-минлэнэ башланы («Агидел» журналынан). «В последнее время он особенно начал вести себя высокомерно, эгоистично».

IV. Образование на основе местоимений наречий

1. Морфематическое словообразование Аффиксация

Этим путем на основе местоимений образовано большое число наречий при помощи следующих аффиксов:

-лай/-лэй: на основе указательных местоимений образованы наречия образа действия: у(л) — у-лай, бы(л) — бы-лай, шу(л) — шу-лай «так, этак, эдак», ошо — ошо-лай «вот так, таким образом», теге — теге-лэй «по-другому, иначе», бынау — бы-нау-лай, анау — анау-лай «вот так»: 1. Бер саК шулай таланты ла, белеме лэ утэ самалы булзан берэу уныц вйвнэ килеп инде (Н. Мусин). «Так однажды в его дом вошел один человек, у которого и таланта, и знаний было очень мало». На основе вопросительного местоимения Кайны образовано наречие со значением вопроса Кайнылай «как, каким образом», которое рассматривается в башкирском языке как местоимение-наречие: Бындай ваКытта у?емде Кайнылай тоторза ла белмэйем (Р. Камал). «В такое время даже как вести себя не

знаю». Присоединением аффикса -лай/-лэй также образуются наречия образа действия на основе собирательных местоимений бвтквл — бвтквл-лэй, бвтвн — бвтвн-лэй «целиком, полностью», а также на основе сложного неопределенного местоимения эллэ Кайны — эллэ Кайны-лай «каким-то образом»:

1. Уныц [квршэктец] нэфислеген, матурлызын... ябай зына итеп ацлатып бирергэ лэ ну? таба алмарымды тойоп, бвтвнлэй юзалып Калам (З. Биишева). «Чувствуя, что не смогу найти слов, чтобы объяснить красоту, изящность [кувшина], полностью теряюсь»;

-дай/-дэй, -$ай/-$эй: на основе личных местоимений образуются наречия уподобления: мин — мин-дэй «как я», нин — нин-дэй «как ты», у(л) — у+н-дай «такой, как он, она», беЗ — беЗ-$эй «как мы», не? — не?-?эй «как вы», улар — улар-?й «как они»: Миндэй булырза йэшнец эле («ШоцКар» журналынан). «Молод ты еще, чтобы быть, как я»;

-нан/-нэн, -$ан/-$эн: у (л) — у-нан, шу(л) — шу-нан «потом, затем, после, оттуда», бы(л) — бы-нан «отныне, вот отсюда», теге — теге-нэн «оттуда», ошо — ошо-нан «отсюда, с этого момента»: 1. [Фольгнер]: — Унан нин — полк командиры (Б. Бикбай). «[Фольгнер]:

— Потом ты — командир полка»;

-да/-дэ: у (л) — у+н-да, шу(л) — шу+н-да, теге — теге+н-дэ «там», бы(л) — бы+н-да «здесь», ошо — ошо+н-да «вот здесь»: 1. [Яуымбай]: — Бында алманазыЗ, Камаза илтеп тапшырам (Н. Мусин). «[Яумбай]: — Если здесь не примете, отвезу и сдам в городе». 2. [Батша]: — Эй?э шунда у З нвнэрец менэн кинэнеп швзвллэн (З. Биишева). «[Царь]: — Давай там с удовольствием занимайся своим ремеслом»;

-са/-сэ: на основе притяжательных местоимений, образованных от основ личных местоимений, образованы наречия уподобления: минец — минец-сэ, нинец — нинец-сэ, уныц — уныц-са, беЗЗец — беЗЗец-сэ, неЗЗец — неЗЗец-сэ, что касается местоимения III лица, наречие данного разряда образовано на основе чистой основы личного местоимения улар: улар — улар-са: - ... Мин дэ квршэктэр эшлэй башлаясаКмын, - тигэн орта. — Тик нинецсэ тугел, э уЗемсэ (З. Биишева). «— . Я тоже начну делать горшки,— сказал мастер. — Только не по-твоему, а по-своему». При помощи указанных аффиксов образованы подобные наречия и на основе определительно-притяжательно-возвратного местоимения с показателями категории принадлежности, а также собирательного местоимения булзан: уЗем — уЗем-сэ, уЗец — уЗец-сэ, уЗе - уЗе +н-сэ, уЗебеЗ— уЗебеЗ-сэ, уЗегеЗ— уЗегеЗ-сэ, уЗЗэре — уЗЗэре+н-сэ, булзан — булзан-са: [Ьвнэрсе] уЗенсэ бик аннат Кына исе-мен «мэцгеллэштереп» Калдырзан (З. Биишева). «[Подмастерье] по-своему очень легко «увековечил» «свое имя». На основе указательного местоимения шул, а также собирательного местоимения булзан при помощи аффикса -са образуются наречия со значением количества и меры: шу(л) — шу+н-са «столько», булзан — булзан-са «сколько есть»:

Купме булдыраныц, шунса эшлэрнец (Я. Хамматов). «Сколько сможешь, столько работай». Булганса ашап ултырызы? (heйлэY телмэренэн). «Ешьте сколько есть». На основе неопределенного местоимения фэлэн происходит образование наречия со значением неопределенного признака действия фэлэн-сэ «столько-то». На основе основы направительного падежа указательных местоимений был, ошо, шул, ул путем присоединения этих же аффиксов образованы наречия со значением времени: быза — быза-са, ошо — ошоза-са «до этого времени», шуга — шуза-са, уга — уга-са «до того времени»: [Ойрэнсек]: — Эй?э, быгаса твшвцэ лэ инмэгэн ный?ы Ойрэнсек дурыцдан куреп йэшэ (З. Биишева). «[Подмастерье]: — Давай живи угощениями друга Подмастерья, которых ты до этого и во сне не видел». В башкирском языке в данном значении также активно используются наречия, в которых вместо показателя направительного падежа присутствует элемент -цар: бы-цар-са, шу-цар-са, у-цар-са. Данный аффикс, как мы считаем, образован на основе показателя направительного падежа татарского языка -ца и элемента р, являющегося показателем определенности: Быцарса уКымагас, хэ?ер башКа инмэй инде ул (heйлэY телмэренэн). «Раз до этого не учился, сейчас не дойдет до ума»;

-дв: бвквл — бвквл-дв «целиком, полностью»: Бвквлдв онотто мине («Аги?ел» журналынан). «Совсем забыл обо мне»;

-эн: бэгзе — бэгз-эн [е — 0] «иногда»: Йврэгемдэ бэгзэн шиктэр тыуна, нинец нурэтецде аламын (Д. Юлтый). «Когда иногда в сердце моем пробуждаются сомнения, я беру твой портрет».

Сложение основ

Путем сложения основ на основе местоимений образованы следующие наречия: наречие образа действия барыбер «все равно» образовано путем сложения местоимения бары «все» и числительного бер «один»: Барыбер минец шатлыгымдыц сиге ю К (М. Кэрим). «Все равно моей радости нет границ». Наречия времени действия нэргиз, нэрдаим «всегда» образованы путем сложения местоимения нэр и имен существительных гиз, даим «время»: АтКан уКтарыбы? нэр гиз кейеккэ туКтамай («Батыршаныц хаты»). «Стрелы, пущенные нами, всегда не попадают в зверя». Наречие времени, а также места действия шундуК «тут же, в тот же час» образовалось в результате сложения формы местно-временного падежа указательного местоимения шул — шунда и усилительной частицы уК «же» и выпадения конечного звука а в местоимении: Быларга, внвгв? сыКманын, тигэн бойороК бирелгэнен халыК шундуК твшвндв (Э. Эминев). «Народ тут же понял данный им приказ молчать».

Сложение основ+аффиксация

Сложением основы вопросительного местоимения кем «кто» и формы глагола будущего определенного времени у?ар [ы — а] «обгонит», а также аффикса исходного падежа -?ан образовано

наречие образа действия кему?ар?ан «наперегонки»: Балалар был эште кему?ар?ан ярышып

башКар?ылар (heйлэY телмэренэн). «Дети эту работу выполнили наперегонки».

Спаривание (удвоение) основ

Путем спаривания основ указательных местоимений образованы наречия образа, а также времени и места действия ана-бына «вот-вот», тегенэн-бынан «оттуда-отсюда», унан-бынан «кое-как», тегелэй-былай «туда-сюда, кое-как», тегендэ-бында «там и сям, там-сям» и т.д.: 1. Тегенэн-бынан яусы килпэ, Бэ?эмшаныц уны кеше рэYешле итеп тэрбиэлэп, кэрэк-ярагын биреп о?атырлыК та хэле юК (Н. Мусин). «Если придут откуда-нибудь сватать, Бадамша не в состоянии позаботиться о ней, проводить ее, предоставив необходимое». 2. Твнв буйы йврвп, йонсоу?ан

хэлпе?лэнгэн Карт унан-бынан сисенгэс,... мендэр вфтвнэ ау?ы (Н. Мусин). «Старик, ослабший от усталости, от ночного хождения, кое-как разделся и свалился на подушку».

Путем спаривания определительного местоимения Y? и имени существительного ара «отношение» происходит образование наречия Y?-ара «между собой»: 1. Башта Роза бе??ец вагондан бушатылган алмаларга ирэп-хисап алып барган кладовщица менэн нимэлер турапында v?-ара пвйлэште («Лги?ел» журналы). «Сначала Роза поговорила между собой с кладовщицей, ведущей счет яблокам, разгруженным из нашего вагона».

2. [Капым]: — Салауат Юлаев пэм Пугачев яуы бадтырылгас та, турэлэр [ер?эр?е] Y?-ара бYлешеп алып бвттвлэр (Я. Хамматов). «[Кахым]:

— Сразу после подавления восстания Салавата Юлаева и Пугачева начальники [земли] поделили между собой».

Этим же путем на основе вопросительных местоимений Кайпы с показателями категории принадлежности и Кай?а образованы наречия образа действия Кайпыпы-Кай?а, Кайпыбы?-Кай?а, Кайпыгы?-Кай?а «кто где»: Шулай итеп, Кайпыбы?-Кай?а твн Yткэр?ек («Лги?ел» журналынан). «Таким образом, ночь мы провели кто где».

Повторение основ

Путем повторения основы указательного местоимения бына образовано наречие бына-бына «вот-вот»: Бына-бына илап ебэрер пымаК тойола (0. Вэли). «Кажется, вот-вот заплачет».

Повторением основы грамматической основы определительно-притяжательно-возвратного ме-

стоимения Y? в обоих компонентах образовано множество наречий: Y?-Y?легенэн (y?-у?легемдэн, у?-у?легецдэн и т.д.), у?ле-у?е (у?ле-у?ем, у?ле-у?ец и т.д.), у?легенэн-у?е (у?легемдэн-у?ем, у?легецдэн-у?ец и т.д.), у?енэн-у?е (у?емдэн-у?ем, у?ецдэн-у?ец и т.д.) «само по себе, само собой», у?ле-у?енэ «каждый отдельно, сам по себе»: 1. Шулай у?енэн-у?е вгвт-нэсихэттэр ?э йыш аралашып китер ине гаилэ табынында (F. Хвсэйенов). «Таким образом,

само собой за семейным столом частенько уделялось внимание и наставлениям». 2. «Эйтэм, барынын да эйтэм!» — ти уЗенэн-уЗе тел (F. Хвсэйенов). «Скажу, все скажу! » — говорит сам по себе язык».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лексико-грамматическое словообразование

Путем адъективации в разряд наречий перешли формы местно-временного и исходного падежей указательных местоимений, например, бынан, шунан, тегенэн, унан, бында, унда, шунда, тегендэ и т.д. Адъективированными можно считать и такие сложные местоимения, как был КэЗэре, шул КэЗэре, ошо КэЗэре, был саКлы, шул саКлы, ошо саКлы, был хэтлем, шул хэтлем, ошо хэтлем, был тиклем, шул тиклем, ошо тиклем «настолько», ни КэЗэре, ни саКлы, ни тиклем «насколько», нэр КайЗа «везде», нэр Касан «всегда», эллэ нисек «как-то», эллэ ни эшлэп «почему-то», эллэ КайЗа «где-то», эллэ Касан «когда-то», эллэ КайЗа «никуда», бер КайЗа ла «нигде, никуда», бер Касан да «никогда», бер ниндэй Зэ «никакой», бер нисек тэ «никак», нис нисек тэ «никак», нис Касан да «никогда», нис КайЗа ла «нигде, никуда», ни хэл «как» и т.п.

3. Лексико-синтаксическое словообразование

Лексикализация

Путем лексикализации словосочетаний, одним из компонентов которых являются местоимения, происходит образование сложных наречий. Наиболее распространенными случаями перехода словосочетаний в разряд наречий являются следующие:

1) сложные наречия образуются путем лекси-кализации словосочетаний типа неопределенное местоимение бэгзе, Кайны + существительные саК ваКыт: бэззе ваКыт, бэззе саК «иногда»;

2) путем лексикализации словосочетаний типа вопросительное местоимение Кай, Кайны + существительные саК, ваКыт также образуются наречия места действия: Кайны саК, Кай ваКыт «иногда»;

3) конструкция типа неопределенное местоимение эллэ нисэ + существительные мэртэбэ, тап Кыр также образует наречия эллэ нисэ мэртэбэ, эллэ нисэ тап Кыр «несколько раз»;

4) сложное наречие ни заман «когда» образуется на основе словосочетания типа вопросительное местоимение ни + существительное заман.

Таким образом, на основании изложенных языковых фактов и наблюдений можно утверждать, что местоимения играют большую роль в словообразовательном процессе самостоятельных частей речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грамматика современного башкирского литературного языка. М.: Наука, 1981. 495 с.

2. Дмитриев Н. К. БашКорт теленец грамматика^г вс^, 1950. 199 б.

3. Ишбаев К. Г. Башкирский язык. Морфемика. Словообразование: Учебное пособие. Уфа: Гилем, 2000. 247 с.

4. Ишбердин Э. Ф. Историческое развитие лексики башкирского языка. М.: Наука, 1986. 152 с.

5. Зэйнуллин М. В. Хэ?ерге башКорт э?эби теле: Морфология. вфe: БДУ нэшриэте, 2002. 388 с.

Поступила в редакцию 01.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.