Роль местных органов самоуправления в формировании системы
управления туризмом Республики Саха (Якутия) The role of local self-government bodies in the formation of the system of tourism management of the Republic of Sakha (Yakutia)
Тотонова Елена Егоровна к.г.н., доцент
Северо-Восточный федеральный университет
Аннотация: Актуальностью данной статьи является то, что становление местного самоуправления на Севере имеет свои особенности. Одним из подходов развития муниципальных образований является использование туристского потенциала. Развитие туризма становится развитием территории, основанным на использовании туристских ресурсов внутри района. Доказано, что для стратегии развития туризма муниципальных образований Республики Саха (Якутяи) наиболее эффективным является разработка туристского зонирования, создание Центров развития туризма, использование инструментов территориального маркетинга.
Abstract: The relevance of this article is that the formation of local self-government in the north has its own characteristics . One approach to community development is the use of tourism potential . Tourism development is the development of the territory , based on the use of tourist resources in the area. It is proved that for the tourism development strategy of the Arctic regions is the most effective development of tourism zoning , building centers of tourism development, the use of instruments of territorial marketing.
Ключевые слова: местное самоуправление, туризм, управление, развитие, Север, Республика Саха (Якутия).
Keywords : local government, tourism, management, development, North, Republic of Sakha (Yakutia).
Для Севера характерно большое значение, чем для южных регионов, государственная поддержка социально-экономического развития, что связано с высокими затратами на обеспечение жизнедеятельности населения, пониженной конкурентоспособностью экономики, сезонностью осуществления многих хозяйственных процессов, необходимостью оптимизации численностью населения в экстремальных условиях. В рамках Советского Союза, основным институтом, регулирующим все процессы на северных территориях, являлось государство. С началом реформ государство стало уходить с Севера, сокращая свое присутствие и свой вклад в развитие Севера [7]. В результате Север России наибольшей степени пострадал от методов реформирования и многие институты необходимые для развития этих территорий были разрушены.
Становление местного самоуправления в северных регионах России имеет свои особенности, вызванные суровыми природно-климатическими условиями, большими территориями, низкой плотностью населения,
этнокультурными особенностями, слабой транспортной доступностью. Для отдаленных муниципальных образований Севера трудности вызывает отсутствие учреждений территориальных органов государственной власти, отделений банковских учреждений, предприятий связи, дефицит местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров.
Муниципальные власти несут ответственность за развитие своей территории,поскольку, являясь низовым уровнем публичной власти взаимодействует с населением. Исходя из интересов населения, муниципальные власти организуют и ответственны за деятельность большинства сфер жизнедеятельности местного сообщества [7]. Большое разнообразие муниципальных образований Республики Саха, их социально-экономические особенности, культурную самобытность можно рассматривать как благо, поскольку, при определенных условиях это способствует повышению конкурентоспособности (табл. 1). Именно от деятельности органов местного самоуправления во многом зависит сохранение среды обитания малочисленных народов, развитие их культуры, социальное и экономическое благополучие.
Таблица 1
Административное деление Республика Саха (Якутия)
1981 2002 2005 2010 2012
г. г. г. г. г.
Районы (улусы) 32 34 34 34 34
Города 10 13 13 13 13
Поселки (пгт) 63 57 51 42 42
Наслеги (с/а) 316 354 366 364 364
Сельские 725 588 592 586 586
населенные пункты
Ист.: [8 ]
Развитие постиндустриальной экономики и информационных технологий способствуют к новому освоению северных территорий. Информационные технологии и коммуникации сегодня меняют все сферы жизни, происходит образование информационной глобальной экономики, способной работать в режиме реального времени в масштабе всей мировой экономики. Сегодня туризм является одной из ведущих отраслей электронной торговли. Быстрыми темпами растет число предприятий электронного туристского бизнеса, расширяется потребительская аудитория туруслуг, имеющая доступ к электронным сетям. Современный сектор услуг является звеном инновационной экономики и постиндустриального общества. Сектор услуг способствует развитию малого бизнеса, особенно в освоении рынков торговли и общественного питания, деловых и информационных услуг, автотранспорта и др.
Современный подход к развитию муниципальных образований, в основе которого лежит эффективное использование туристского потенциала, рассматривает их территорию как туристское пространство. Это территории
с особыми природно-климатическими и туристско-рекреационными ресурсами, в границах которых складываются экономические и социальные взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, различными группами населения, властью и туристами по использованию туристских ресурсов [5]. В результате территория рассматривается как рыночный продукт на туристском рынке, а для муниципальных образований использование туристскими ресурсами становится реализацией конкурентных преимуществ территории. Развитие туризма становится развитием территории, основанным на использовании туристских ресурсов внутри района, которое может привести к локальному развитию.
Мировой опыт показывает, что действия самих органов местного самоуправления по развитию своих поселений достигает наилучшего результата при использовании ими технологий стратегического планирования и управления. Причем такие стратегические планы должны составляться не формально для «требований сверху», а быть реальными документами общественного согласия, процесс реализации которых предусматривает участие всех представителей всех слоев и групп местного сообщества. Это обеспечит поиск наилучших способов согласования интересов, что является важным условием устойчивого пространственного развития [7].
Разработка стратегии развития туризма дает создание механизма формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего значительный вклад в экономику северных регионов. При наличии стратегического планирования в управлении можно будет избежать негативного влияния туристского сектора на местное сообщество и добиться ощутимых результатов в социально-экономическом развитии территории. Для разработки стратегии развития туризма муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предложены следующие приоритетные направления:
1. Разработка туристского зонирования как один из методов стратегического анализа территории.
К числу важнейших задач, от решения которых зависит развитие туризма на региональном уровне являются: методы оценки состояния туристской отрасли в регионе, определение направлений развития туризма, отвечающих интересам района и в перспективе с точки зрения инвестирования, меры по повышению привлекательности для туристов.
Зонирование, проведенное с учетом выделенных природных, социальных, экономических факторов позволяет планировать развитие определенных видов туризма и сопутствующей туристкой инфраструктуры с учетом необходимости природопользования, а также сформировать программы рационального природопользования и охраны окружающей среды. В результате районы разных уровней могут рассматриваться в качестве научной основы формирования территориально-дифференцированной стратегии развития туризма Республики Саха. Методы
пространственного и факторного анализа являются достаточно эффективным способом анализа территориальных различий [1].
2. Создание Центров развития туризма, выполняющих функции координационного центра предприятий туриндустрии для повышения эффективности управления туризмом муниципальных образований.
Предприятия и организации туристкой сферы муниципальных образований, являясь составляющей социально-экономического потенциала, оказывают существенное влияние на экономику муниципального образования. Поэтому развитие туризма должно быть одним из основных вопросов, решаемых органами местного самоуправления муниципальных образований, обладающих туристским потенциалом, так как от степени развития данной сферы во многом зависит уровень социально-экономического развития территории, ее инвестиционная привлекательность [6].
Создание Центров развития туризма должно быть ориентировано, с одной стороны, на выполнение стратегических целей администрации, с другой - на поддержку предпринимателей, представителей бизнеса, местного населения. Его цель состоит в том, чтобы перейти к управлению всеми организациями, входящими в состав сети северной туриндустрии, ориентированных на качественное обслуживание туристов с использованием современных технологий. Также такие центры должны иметь ячеистую структуру, охватывать поселки муниципальных районов, то есть брать на себя роль координатора по развитию туризма на территории. Кроме того, центр развития туризма может способствовать формированию имиджа муниципалитета и сделать его привлекательным для потенциальных инвесторов. Участие местных властей в таких структурах является как свидетельство активного содействия властей бизнесу и поддержкой предпринимателей.
Основными субъектами интеграции (государственно-частное партнерство) являются население и бизнес-структуры
(предпринимательство). Для населения - это места приложения труда, центры предоставления услуг (образование, здравоохранение, социальной защиты и др.), культурной жизни места рекреации. Для предпринимателей -это рынки сбыта продукции, инженерная и коммуникационная инфраструктура, местонахождение ресурсов. Отсутствие объектов социальной инфраструктуры финасово-кредитных учреждений, производственной и другой предпринимательской инфраструктуры вынуждает население и бизнес к компенсации недостающих звеньев за пределами территории, на которой они располагаются. В результате, интеграция является эффективным механизмом восполнения или восстановления недостающих элементов в структуре, деформированной внешними или внутренними обстоятельствами. Муниципальная интеграция призвана обеспечивать возможности повышения уровня жизни местного населения, и является процессом развития устойчивых связей в разных
сферах между субъектами, расположенными на территории муниципальных образований [4].
3. Использование инструментов территориального маркетинга.
Маркетинг муниципального образования предполагает необходимость вести анализ и добиваться решения маркетинговых задач непосредственно на уровне района в целом, но, с другой стороны, район может быть представлен как сложная пространственная система, состоящая из населенных пунктов [5]. То есть, происходит поиск новых инструментов эффективного реформирования стратегии регионального развития. Территориальный маркетинг становится новым фактором регионального управления, использование которого ведет к успешному социально-экономическому развитию территории за счет оптимального использования наличных ресурсов и всего потенциала территории.
Применение маркетинга предполагает превращение территориальных органов власти в особого рода партнера для предпринимательского сообщества региона. Все субъекты регионального рынка, преследуя коммерческие цели, должны создавать условия для реализации потенциала МО и использовать уникальные особенности района, укрепляя его имидж. При этом территориальный маркетинг становится частью региональной экономической политики.
Развитие туристского рынка во многом определяется применением маркетинговых исследований, основанной на всестороннем изучении спроса и предложения. Для развития туризма в регионе, при наличии определенных предпосылок для дальнейшего роста туристической отрасли и при участии заинтересованных операторов туристического рынка возникает необходимость создания комплексной маркетинговой стратегии туристического развития территории. Под маркетинговой стратегией туристического развития территории или развития туристической дестинации понимается система скоординированных мероприятий, направленных на всестороннее ускоренное развитие туризма, на отдельной территории посредством инвентаризации и усовершенствования соответствующих туристических продуктов и продвижения их на целевых рынках потенциальным потребителям.
Конкуренция на рынке заставляет многие предприятия туриндустрии сотрудничать друг с другом и разрабатывать совместный стратегический план развития туризма и маркетинга. Объединенный поход к развитию туризма, маркетингу и продвижению региона позволяет партнерам координировать свою политику и действия в масштабах региона, разрабатывать мероприятия, которые помогают региону конкурировать в борьбе за потребителей. Конкурентными преимуществами туристских организаций являются не только материально-технические ресурсы, но и отдельные стратегические направления деятельности организации (маркетинг, сбыт, финансы и др.) в которых она преуспевает.
Одним из направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ туристских предприятий является предоставление услуг более
высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогичными организациями. Основным здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы ожидания целевых клиентов. Для создания условий развития туризма необходимо предпринимать дополнительные усилия для повышения спроса. Поэтому для них важным становится обладание информацией о текущем состоянии туристического рынка. Поиск новых возможностей для своего бизнеса повышает интерес предприятий индустрии туризма к новым путям получения достоверной информации о туристском рынке. В этих условиях маркетинговые исследования становятся реальной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений.
Эффективность управления пространствами северных МО зависит от развития местных сообществ крупных, средних и малых поселений: качества его человеческого капитала, которое включает уровень профессиональной квалификации, способность к постоянному обучению, состояние здоровья, степень духовного развития. Инвестиционные проекты, институциональные мероприятия, формы доставки социальных услуг чтобы быть эффективными должны быть адаптированы к особенностям местных сообществ: их размеру, этнической, возрастно-половой, социальной структуре и совокупному уровню предпринимательской энергии [3]. Приоритетный доступ к ресурсам традиционной экономики, право на получение выгод от добычи иных природных ресурсов, возможность привлекать внешние инвестиции является основой для формирования организаций коренных жителей [5].
Механизм взаимодействия государственных, региональных, муниципальных структур с туристскими предприятиями является наиболее эффективным методом управления туризмом на Севере [9]. Взаимоотношения предприятий туристкой индустрии с государственными органами управления туризмом является возможностью совершенствования работы туристских фирм за счет внедрения научных методов планирования их деятельности, формирования системы взаимоотношений туристских предприятий с государственными структурами.
Подготовка и обучение местного населения для принятия на себя муниципальных, в ряде случаев и государственных, полномочий по контролю состояния окружающей природной среды и окрестных природных ресурсов должны стать приоритетом государственной политики на Севере. Укрепление местной экономики может идти через работу с лидерами муниципальных образований через программы их обучения и переобучения, которые помогают расширению видов экономической деятельности. Традиционное природопользование для местного населения является значимым видом деятельности, который нуждается в поддержке в виде создания предприятий по переработке рыбы, сырья пушного и мамонтового промысла, производство сувениров.
Создание на Севере России конкурентоспособной сферы туристско-рекреационных услуг важно как в чисто хозяйственном плане для диверсификации экономики, которая сильно зависит от сырьевого сектора,
для развития северных регионов, не имеющих значительного промышленного потенциала, для социально-культурного развития, а также является одним из способов дифференциации экономики. Задача государства создание высокоэффективной и конкурентоспособной туриндустрии, обеспечивающего возможности удовлетворения российских и потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристкой деятельности, определение направлений развития. При этом государство обеспечивает инфраструктурой необходимой для развития и функционирования туризма и законодательной базой.
Таким образом, формирование местных органов самоуправления и их партнерские отношения с бизнесом, под регулированием федеральных и региональных правительств является оптимальным и выгодным условием развития туризма на Севере. Следовательно, одним из направлений повышения конкурентоспособности муниципальных образований является развитие туризма.
Список литературы
1. Демьяненко А.Н. Районирование и разработка стратегий регионального развития / Материалы региональной научно-практической конференции «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы». Хабаровск. 12-13 февраля, 2003.
2. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: северная периферия на пути к экономике знания / А. Н.Пилясов; Гос. науч.-исслед. учреждение "Совет по изучению производ. сил". - М. : ЛИБРОКОМ, 2008. - 542 с.
3. Прохорова О.К. Роль и место интеграции в муниципальном управлении // Известия ИГАЭ. 2012. №3 (83). С. 113-116.
4. Рябуха А.Ю. Управление развитием местных сообществ на основе использования туристского пространства: автореф. дис. канд. эконом. наук. Краснодар, 2006.
5. Саак А.Э., Жертовская Е.В. управление развитием туристского комплекса муниципального образования: Учебное пособие. - М.: КУРС, ИНФРА-М, 2012. - 304 с.
6. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
7. Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад/ Научный совет РАН по вопросам регионального развития; СОПС при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН; ИЭП Кольского НЦ РАН; ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН. - Москва - Апатиты - Сыктывкар: - Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2010. - 213 с.
8. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. Сб. /Федер. Служба гос. статистики, Территор. Орган Федерал. Службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия). - Якутск, 2001-2012. - Якутск: Якутский край, 2012. - 740 с.
9. Тотонова Е.Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады // Проблемы современной экономики. № 3, 2010. Стр. 383-387.